Информационный женский портал

Распространенные ошибки катехизаторов. Священник Александр Усатов. Доклад для “Образовательных чтений”. Наша Церковь и наши дети

Интервью со священником Александром Усатовым, Ростовская-на-Дону епархия

У вас много катехизаторов в епархии?

О. Александр: А кто такой катехизатор? Человек, который прошел курсы, который более или менее услышал о том, что такое церковное учение, то есть выпускник катехизаторских курсов? Но он лишь постарался постичь основы веры, вернее, его учили преподаватели тому, что есть православная вера. Можно ли назвать его катехизатором в настоящем смысле слова, я не знаю.

Ведь быть катехизатором — это не просто иметь определенный объем знаний о вере. Поэтому нужно думать о том, каким образом готовить катехизатора, каким образом проверять его готовность. Это очень важный вопрос. Да, людей готовят, они получают дипломы, но готовы ли они вести катехизацию — это вопрос. И как менять сам процесс подготовки катехизаторов, чтобы отойти просто от изучения разных дисциплин, будь то Священное Писание или история миссии? Нести ответственность за воцерковляющихся людей и вести с ними диалог — это все очень сложно, и, по большому счету, готовой методы сейчас нет. И второе, что здесь важно было понять, — что этой методы и не может быть. С одной стороны, мы ищем методики и удачные подходы, как готовить катехизаторов, а с другой стороны — никакая «технология» не может подготовить вдохновенного катехизатора. Это дело Божье, в котором мы можем лишь участвовать. Катехизатор сам призван этому соучаствовать, а преподаватели могут помогать ему, но в глубине своей это дело Божье.

Насколько я знаю, сейчас в Санкт-Петербургской епархии этот вопрос на катехизаторских курсах ставится еще до завершения учебы. К выпускному экзамену приглашаются те, кто в дальнейшем планирует участвовать в катехизации. Из потока в сорок человек примерно половина приходит на экзамен.

О. Александр: Это правда. Многие проходят обучение на катехизаторских курсах с целью самообразования. Некоторые по своей ревности стремятся к тому, чтобы и другим передать полученное. Наша задача — понять, готовы ли эти люди в принципе нести это служение и что нужно сделать, чтобы помочь им достичь этой планки — быть катехизаторами. Это все вопросы.

Что в Вашем опыте помогло зародиться интересу к катехизации?

О. Александр: Наверное, это можно назвать со-болезнованием, со-жалением, симпатией, если это озвучить по-гречески. Когда мы чувствуем боль другого человека, причем чувствуем ее как свою, и стремимся ему помочь. У меня было много сложностей, когда я входил в церковную жизнь — отсутствие катехизатора, отсутствие проповедей, каких-либо книг о вере. Воцерковление требовало больших усилий. И когда впоследствии встречаешь людей, которые так же стараются войти в церковную традицию и встречаются с объективными трудностями, — невозможно пройти мимо, хочется хоть как-то помочь человеку. Естественно, полностью убрать эту боль невозможно, она необходима, и его подвиг необходим. Человек же не в теплицу приходит, а все-таки на поле брани, он ищет своего Врача и Спасителя, но помочь этому человеку хочется. И нужно войти в круг жизни этого человека, помочь ему, чтобы бесплодных блужданий у него было меньше. Чтобы такой человек шел путем Божьим и с грехом боролся, а не попал в духовное болото суеверий, магии и иных заблуждений.

Расскажите, пожалуйста, немного о том, как Вы проводите оглашение.

У вас катехизаторы только братья или сестры тоже есть?

О. Александр: В нашем соборе это две женщины. Мне кажется очень важным участие и священников, и мирян, это разнообразие полезно. Нет того, что только миряне оглашают — и потом вдруг оглашенным встречается священник на крещении. Мы общаемся в живом диалоге с приходящими, смотрим в глаза людям. Они понимают, что общение со священником и возможно, и благо, и полезно, есть интерес со стороны священника к душе этого человека. Но Церковь — это не только священник, это и братья и сестры, с ними тоже надо учиться искренне общаться и просить помощи, совета — этому и служат огласительные беседы с женщинами-катехизаторами.

А что происходит дальше с теми, кто закончил оглашение? В Санкт-Петербургской духовной академии один священник-катехизатор решил не бросать группу огласившихся, а доводить ее до состояния общины — проводить встречи с разными людьми, преподавателями академии и т.д. У вас есть подобный опыт?

О. Александр: Мы проводим оглашение в нашем духовном центре. Приходя в этот центр, человек постоянно видит, что тут проходят разные беседы, приходят прихожане нашего собора и других храмов. Есть расписание всех этих бесед, и встреч молодежной группы, и Евангельских чтений, и бесед о богослужении, об основах веры, о первой исповеди, первом причащении, о молитве и т.д. То есть они не на необитаемом острове оглашаются. И тех, кто желает дальше продолжать «погружение» в церковную традицию, имеет для этого возможность и мотивацию, мы приглашаем на эти встречи. В соборе каждый день дежурят священники, пожалуйста, мы всех рады видеть и ждем. Кроме того, на этих катехизических беседах естественно происходит знакомство с прихожанами и общиной нашего храма. Допустим, мы читаем Евангелие и обсуждаем, как его можно понять и в жизни применять, все это роднит людей и связывает. В этом смысле путь дальнейшего вхождения открыт, но в нем нет принуждения.

А много народа остается?

О. Александр: Не могу вам сказать. Я не веду лично все группы и все потоки, я провожу первую и последнюю беседы, участвую в крещении людей, иногда даже тех, которых сам не оглашал, такое тоже бывает. И это тоже, думаю, замечательно — в конце концов, люди становятся частицами Тела Христова, а не просто знакомятся с конкретным священником. Мне кажется, это очень хорошо. Все священники к этому готовы, открыты, все мы рады приходящим людям.

Некоторые считают, что оглашение от начала до конца должен вести один человек, но в этом подходе, кроме определенных плюсов, есть и свои минусы. Преграды в общении неофита с конкретным катехизатором могут свести на нет пользу всего курса оглашения, поэтому необходима гибкость в этом вопросе. В оглашении у нас участвуют несколько священников и катехизаторов. Но опять-таки здесь нет принуждения, люди могут продолжать общаться с нами, а могут воцерковляться и на другом приходе, где они нашли общение с каким-то священником, где им храм ближе к месту жительства.

Что Вас «зацепило» на конференции больше всего?

О. Александр: Тема подготовки катехизаторов и вопрос о том, в какой среде их готовить. Действительно, здесь важен не столько академический подход к получению образования, сколько передача опыта общинной жизни, тогда катехизатор по-настоящему будет подготовлен. Иными словами, будущим катехизаторам мало прочитать какие-то лекции, мало дать им какие-то замечательные книжки.

Важно передать им опыт родства верующих на приходе, объединения людей. И в литургии, и в совместной молитве, и в ощущении ответственности за предстоящее дело церковного учительства и духовного просвещения. Чтобы они ясно видели цель воцерковления, чувствовали душу приходящего человека и помогали ему эту цель достигать.

Вот эта проблематика подготовки катехизаторов мне кажется очень важной, и об этом предстоит еще много думать.

Вопросы задавала Анастасия Наконечная.

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение - как бой. Каждое крещение - как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса - и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение - это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это - шаг в небо. Это - шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью - это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения - это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения - это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение - это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв - Символ Веры - является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

В наши дни человек, который только пришел в Церковь, нередко сталкивается с таким понятием, как «катехизация», и с людьми, которые называются себя катехизаторами. Само это слово имеет корни в греческом языке - наставление, поучение. Разьяснить современный смысл этих слов я попросила Юрия Белановского, катехизатора Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре.

Юрий, ни в одном словаре я не нашла значения слова «катехизатор», только значение слова «катехизис» - «краткое изложение христианского учения в вопросах и ответах». Но кто же такой катехизатор? Какими правами он обладает, какова его ответственность, сфера деятельности в современной жизни Церкви?

В наше время это понятие очень размытое, и до сих пор нет четкого общепринятого, прописанного где-то определения, поэтому и подход к должности катехизатора размылся. Я объясню почему. Были когда-то давно времена, когда существовала четкая граница между призывом людей и между принятием их в церковное тело. Мне кажется, в этом есть принципиальная разница. Одно дело подойти к человеку, который еще просто гуляет по улице, и своими словами, своей жизнью пробудить в нем сначала интерес, потом доверие ко Христу и к Церкви. И совсем другое дело, когда человек уже принял решение, пришел и сказал: «Я готов». И эта разница, на мой взгляд, сейчас мало учитывается.

Поэтому возникает такая ситуация, когда люди, не имеющие глубокого личного решения, приходят и говорят: «Я хочу креститься». Отвергнуть этих людей нельзя. Ведь у них уже есть доверие. Но проблема в том, что это их общее доверие еще не сформулировалось в конкретную веру во Христа и доверие конкретно к Церкви. А почему это важно? Прежде всего потому, что, вступая в Церковь, человек берет огромную ответственность за принятие православной христианской традиции и за построение жизни в соответствии с этой двухтысячелетней традицией. С практической стороны человек берет ответственность за принятие большого корпуса дисциплинарных требований. Вот человек гулял себе и гулял, ни о чем не думал, и тут вдруг ему говорят, что он должен соблюдать посты, что он не должен поступать так и так, не должен переходить определенную грань в дружбе с девушками (или с молодыми людьми), каждое воскресенье должен ходить в храм и т. д., вряд ли он этому обрадуется. Получается, что люди приходят креститься, приходят в храмы и не понимают, что, вступая в Церковь, они обязаны принять все это, как бы это для них ни звучало - плохо или, наоборот, хорошо. Я думаю, что среди прочего такая ситуация складывается именно из-за размытия понятий миссии - призыва людей ко Христу - и катехизации как отклика на решение о принадлежности к Церкви.

Под катехизаторами на практике сейчас понимаются все, кто так или иначе причастен к делу проповеди и воцерковления людей. А катехизации в том понимании, которое было когда-то в Церкви, сейчас вообще нет. Мы должны быть правдивы. Кто-то, может быть, обидится, скажет, что это неправда, но ее действительно нет. А какая она должна быть? Это должна быть очень серьезная и глубокая воспитательная работа, которая вводит человека в церковную традицию. Эта педагогика веры обращена к тем, кто пришел и сказал: «Я верю, но ничего не знаю, хочу креститься». И тогда начинается первый этап подготовки к крещению. Пожалуй, нельзя крестить человека, который не понимает, что такое крещение, Кто такой Иисус Христос, не знает самых азов веры, нельзя крестить человека, который не попробовал свои силы в православной дисциплине жизни: нравственные правила, молитва, участие в богослужении, воздержание и т. д. И это все должно быть до крещения, потому что после крещения человек не может сказать Церкви: «Нет, я буду жить как хочу». Но самая ценная, самая глубокая работа, начинается, конечно, уже после крещения. Крестившийся человек ни в коем случае не должен остаться в «безвоздушном пространстве», а на практике остается, прежде всего потому, что нет церковных общин.

Итак, в идеале катехизатор - это человек, который воспринимает тех, кто принял решение креститься, готовит их ко крещению и после крещения помогает войти этим людям в церковную жизнь, церковную общину. Именно этого в виде системы сейчас нигде нет: нет ни первого пункта, ни второго. В отдельных приходах бывают энтузиасты, которые занимаются чем-то подобным. В Москве, может быть, есть 5-10 таких приходов. Но пока нет системы, нет такой штатной должности, как катехизатор, поэтому и нет катехизации. Но есть, безусловно, люди, которые хотят этим заниматься.

Я знаю, у вас есть Школа молодежного служения и при ней Курсы катехизаторов в центре. Расскажите, как вы готовите катехизаторов.

Я бы не сказал, что мы обучаем профессиональных катехизаторов. Мы работаем по такому принципу: если человек готов потрудиться, мы можем его немного подготовить, в чем-то сориентировать, предоставить ему некое поле для деятельности, чтобы частичку своего свободного времени при желании он уделил служению Церкви в деле миссии и катехизации.

У нас есть первый год обучения - общий лекторий Школы молодежного служения, а на второй год набирается уже какая-то группа активных молодых людей, стремящихся в чем-то себя проявить. Учебный год у нас включает около 25 учебных встреч, это соответствует примерно одному семестру. Мы проговариваем актуальные вопросы современной жизни, основы педагогики, основы групповой работы, есть небольшой спецкурс по мировым религиям, по сектам. Ребята могут попробовать себя в работе в социальных и медицинских учреждениях: это и трудные подростки, и дети из неблагополучных семей, больные дети, одинокие пожилые люди. Прежде всего это нужно, чтобы ребята сориентировались, где они хотят приложить свои силы.

Юрий, к вам как к катехизатору люди часто обращаются с вопросами о вере, о Церкви. Но в такой ситуации, я думаю, оказывался хоть раз в жизни каждый христианин: когда человек «со стороны» задает какой-то подчас непростой богословский вопрос. И в такой момент, я думаю, каждый чувствовал искушения и сомнения: а что мне ответить, а правильно ли я отвечу, а поймет ли меня другой человек? Что бы вы посоветовали делать в такой ситуации?

Да, здесь действительно много трудностей. Раньше я был довольно категоричен в этом плане. Для меня было ценно, чтобы ответ был, скажем так, догматически выверен. Но со временем я понял вот что: ответ в очень маленькой степени влияет на вопрошающего. В лучшем случае человек берет ваш ответ как один из вариантов, которые у него есть, в худшем - просто пропускает мимо ушей. Потому что иногда вопрос бывает задан просто ради вопроса. Это из разряда «почему у вас Патриарх на лимузине» и тому подобное. Но когда ты чувствуешь, что вопрос задан искренне, то правильный ответ приходит сам и почти никогда не касается каких-то правильных богословских схем. И здесь важно, чтобы этот ответ созрел у нас в душе . Например, если вопрос вызывает затруднения, можно ответить так: мне ответить сложно, вот я уверен, что дело обстоит так и так. Может быть, это и есть самое ценное, когда человек говорит: «Я попробую тебе это прокомментировать так, как я это понял , если ты хочешь, я, может быть, вспомню пару книг, посоветую тебе интернет-форум, где ты можешь задать вопрос более знающим». Это будет правильно. Отказываться от ответа, думаю, не стоит.

К катехизаторам, конечно, как правило, обращаются, чтобы исполнить услышанное. Но здесь тоже есть опасность. Катехизатор может дать какую-то поведенческую линию (как свечку поставить, как поклоны класть) или линию мышления (Бог - это Троица и т. д.). Но чего не может дать катехизатор, так это личного опыта, который человек может обрести только сам в совместном проживании христианства с другими верующими. И вот в этом, на мой взгляд, огромная трагедия нашего времени. Не создав общин, где люди могут набраться какого-то опыта, за 20 лет церковной жизни, всем в головы уже вложили правильную веру (а на самом деле знания о вере) и тем самым выхолостили до уровня идеологии. Сейчас появилось много людей, которые, не имея глубокого личного опыта веры, а может быть, только приобретая его, не пройдя еще испытаний сомнениями, испытаний жизненными трудностями, начинают проповедовать всем вокруг: «Вот я прочел у Святых отцов, и я уверен, что только так правильно». Но в таком идеологическом подходе мы забываем о самом вопрошающем, мы забываем о человеке, который к нам обращается. Такие ответы часто простое фарисейство. Чтобы было понятно, приведу пример от обратного. Был такой случай, насколько я его помню. К митрополиту Антонию Сурожскому пришла женщина и говорит: «Не могу поверить. Что делать?» А он ей отвечает: «А вы дайте место самому Христу в вас откликнуться». Она спрашивает: «А это как?» - «Вы приходите завтра, я буду молиться, вы будет молиться, вы причаститесь». - «Я же неверующая». - «А вы придите и дайте Христу возможность изменить это». И она пришла, причастилась и действительно обрела веру, потому что это чудо. Но этот случай не вписывается в «букву закона». Расскажите этот случай кому-нибудь из горе-ревнителей Православия, и вас за него «сожгут». Скажут, это что-то такое, это как так можно. А вот митрополит Антоний мог себе позволить такие свободные отношения с «правилами» ради человека, ради его спасения. Вот такие, мне кажется, ответы нужны: мы смотрим на человека, он нам дорог, и мы ему говорим то, что созрело в нашей душе.

На вопросы сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отвечает архимандрит Иоанн (Экономцев) - председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова

- Отец Иоанн, Вы вот уже 15 лет возглавляете синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. Что Вы можете сказать об этом периоде?

- Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе ее существования является катехизация народа.

В древней Церкви катехизацией или оглашением называлось приведение язычников к христианской вере и подготовка к принятию в Церковь через крещение. В настоящее время и некрещеные и многие так или иначе крещенные люди, нуждаются в воцерковлении, а, следовательно, в просвещении и катехизации.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. Именно в это время Православная Церковь вступила в пору восстановления своего духовного влияния на жизнь Российского общества.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного, ревностного служения Богу и Церкви. Горячее исповедание Христа и эмоционально-окрашенные призывы к покаянию и спасению, совершаемые педагогами-катехизаторами воскресных школ "первого призыва", выполнили свою миссию и развернули общественное сознание в сторону приятия православной веры и православной церковности.

Множество людей стало посещать православные храмы. Постепенно начала расширяться и распространяться по епархиям практика создания воскресных школ. Это не могло не радовать, но и подводило к мысли о необходимости начала нового этапа работы. Как показывает опыт, теперь уже приводит людей к Богу не столько энтузиазм или душевный порыв, и не простое желание "побольше узнать о жизни Церкви" или "полюбоваться благолепием храма", сколько столкновение с труднейшими проблемами повседневной жизни, которые ждут своего разрешения. Накопленные страдания человеческой души приводят ее к переживанию острого кризиса, к потребности "излить свою душу" и получить в Церкви деятельную помощь и поддержку.

Можно утверждать, что православное образование получило сегодня в России гражданские права. Церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, Православный институт и Богословский университет, множество различных лекториев, семинаров, кружков - вот далеко не полный перечень подразделений сегодняшней православной школы. Структура создана и функционирует, хотя процесс ее формирования в ее теоретической и в методической части все еще находится в стадии становления.

В этом году при нашем Отделе создана рабочая группа, которая готовит общецерковный документ "Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности в Русской Православной церкви". Этот документ должен помочь внести системность в усилия действующих центров православного просвещения.

В своем докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке: "Сегодня нам надо решить главный вопрос - как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином". Призыв Святейшего Патриарха остается актуальным и в наши дни.

- О. Иоанн, что Вы можете сказать о современной ситуации с катехизацией в России?

- Нельзя идеализировать прошлое, просто вздыхать о нем. Именно потому, что в нашем прошлом было так много чисто внешнего благочестия, часто неискреннего, лицемерного, ненастоящего. Мы не можем просто мечтать о возрождении древнерусского благочестивого строя жизни, о неиспорченной природе доиндустриального периода, о крепкой нерушимой семейной жизни (в которой бывали страшные пороки). С нас спросится и спрашивается, как мы живем сейчас, в условиях современной жизни, как мы, церковные люди, отвечаем на нужды, запросы и трудности молодого поколения, на его потребность в духовном воспитании теперь, в наше время, в наших условиях.

Сегодняшнее "миссионерское поле" характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира. Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.

Общество сейчас находится в идеологическом плену. Сегодня это плен у секулярного западного мышления, у достижений научно-технического прогресса, у культа тотальных наслаждений. Понимание этого не означает опускать руки и унывать, - это означает действовать с учетом уже имеющейся ситуации.

Надо признать, что мы можем потерять для Церкви поколение современных детей. Во многом это будет наша вина. Некоторые наши современники уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились батюшки и педагоги. Именно наша неумелая помощь в воцерковлении часто становится для человека главным препятствием ко вхождению в Церковь, главным основанием для того, чтобы мнить христианство, эту великую жизнерадостную и жизнеутверждающую силу, жесткой догмой, лишенной жизни и радости.

Очень точно об этом говорил ныне покойный о. Борис Ничипоров: "В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. По этой ревности даже судят о "церковности" и "духовности" православного. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 15 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?"

К вопросу о традиции и наследии мы должны подходить творчески. Нужно, прежде всего, понять, что именно из наследия прошлого мы хотим продолжить, а от чего следует избавиться, что из опыта прошлого нам полезно, а что противно и чуждо? Ответить на эти вопросы мы сможем только тогда, когда сами почувствуем живое биение времени, ощутим реальные нужды сегодняшнего дня, начнем осмысливать их в контексте всей истории Церкви.

- Как бы Вы могли определить цели и задачи катехизации сейчас?

- Цель катехизации всегда одна и та же - содействовать воцерковлению людей, уверовавших во Христа Спасителя.

Если говорить более предметно, то мы должны помочь уверовавшим людям обрести Евангелие как книгу жизни, мы должны помочь им в формировании христианского мировоззрения, укорененного в Священном Писании и догматических основах православия, явленных прежде всего в Символе Веры; мы должны помочь людям вступить в Церковь. Важно помнить, что именно христианская община, собранная вокруг Евхаристической чаши - это зримо явленная Церковь. Мы должны помочь человеку в обретении базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине: важно формирование чувства каноничности и дисциплинированности, как внутренней духовной, так и внешней - культуры благочестия. Мы призваны помочь человеку в обретении своего места в Церкви, личной духовной жизни и помочь ему обрести ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение.

- Кто такой катехизатор?

- Катехизатор - это прежде всего служитель Церкви, занимающийся катехизацией по благословению священноначалия или церковной власти. Служение катехизатора является неотъемлемой частью поместной Церкви, епархии и общины.

Одним словом, катехизатор должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации.

- Как бы Вы определили основные принципы катехизации?

- За 15 лет возрождения церковной жизни мы слишком часто говорили, что быть православным - значит принять именно обрядовые ценности: посты, правила и т.д. При этом часто забывалось, что евангельские ценности иные. Они не противоречат обрядовым, они отражают суть благой вести, а обрядовые - отражают форму воплощения евангельских ценностей. Человек крестится, чтобы быть со Христом, а не чтобы поститься, человек крестится, чтобы причащаться, а не для того, чтобы быть недостойным причащения.

Человек часто принимает Церковь как "здание церковной жизни". Задача катехизации адекватно связать Евангелие с этим "зданием" индивидуально по отношению к конкретному человеку.

В задачи катехизации не входит воспитание "праведности книжников и фарисеев" (Мф. 5. 20) и обрядного благочестия, но помощь в самостоятельном выборе того, что будет приносить духовные плоды.

Центром жизни христианина является Христос. "Я - хлеб живый, сшедший с небес" (Ин. 6. 51). "Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6. 57). Этими словами Христос определил и содержание христианской жизни, и основное содержание православного образования.

О. Глеб Каледа в 1994 году определил один из принципов катехизации как христоцентричность. Это означает, что необходимо сначала приобщать к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям и лишь потом говорить о церковных ценностях как о форме, призванной воплотить живое богообщение и обрести личные отношения с Богом.

Необходимо признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия.

Катехизация - дело всей церковной общины, а в наше время - это дело в большей степени мирян. Полноценное воцерковление невозможно без участия христианских общин. Воцерковление - это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях. Нужно сказать, что церковная община является наиболее приемлемой средой и для воспитания детей. Создание же общин в приходах требует самоотверженного терпеливого пастырского труда в первую очередь с каждым служащим и работающим при храме, а затем - с их помощью - и со всеми прихожанами.

- О. Иоанн, в чем сущность христианского свидетельства?

- "Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан - свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3.9)". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Разница между религией и идеологией в том, что религия, вера - это всегда нечто очень личное, невозможное без внутреннего мистического опыта, тогда как идеология все личное отрицает и отвергает как ненужное.

Сущность религии в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Сущность идеологии в том, чтобы подчинить себе человека, дабы он стал исполнителем и слугой идеологии.

Христос человека поставил выше всего, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Враги Христа хотели от религии земного благополучия, порядка, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.

Христос не сказал ни слова о государстве, обществе, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой - и над миром навсегда воцарилась идея личности.

Сам Спаситель сказал: "радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15. 11). Апостол Павел писал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4. 4).

Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние - это средство, а не цель. Цель - стяжание Святого Духа, совершенная радость о Христе.

При катехизации следует учитывать и особенности восприятия людьми разного возраста христианских истин. Детям и молодежи необходимо раскрывать радость православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками.

Мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству и диалогу с Церковью. Важным аспектом катехизической деятельности следует признать социальное служение. С сожалением можно констатировать индифферентность некоторых верующих в вопросах социального партнерства и совместного служения нуждающимся. Возникает парадоксальная ситуация, что проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества верующие православные могут объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений наедине, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей от Церкви и вынуждают обратить свое внимание на более социально активных неопротестантов.

- О каких педагогических принципах катехизации мы можем говорить?

- Каждый человек уникален, равно как и обстоятельства его жизни. При воцерковлении необходим индивидуальный подход, необходимо связать личную веру человека, его стремления с церковной традицией.

Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

"Свидетельство не может быть монологом - оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11)" (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора, "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", п. 4.5).

Священнику и катехизатору необходимо четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и область, глубину своей компетенции. Осознавать, что они не есть носители полноты истины и могут ошибаться, а так же признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

Катехизаторы должны обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Им важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую действительность и не отрицать острые моменты таковой. Человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Непременной обязанностью каждого христианина и тем более тех, кто занимается катехизацией и проповедью от лица Церкви, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. "Господа Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3.15), "имейте добрую совесть" (1 Пет. 3.16), "подавайте пример" (1 Пет. 5. 3), "будьте образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4. 12), - увещают апостолы пастырей и проповедников-катехизаторов.

Необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами, средствами и временем как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.

Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). В то же время при воцерковлении необходимо постепенно вводить человека в церковные понятия и приобщать к языку Церкви и христианского свидетельства.

Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" (Определение Архиерейского Собора 2004 года "О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви").

Мы должны честно ответить на вопрос, - каковы отношения между тем, что мы называем "духовным развитием", "религиозным ростом", "возрастанием в Боге" и реальной жизнью современных людей.

- Что необходимо делать, чтобы катехизация была успешна?

- Катехизация не может быть успешной при наличии у церковных педагогов тенденций абстрагироваться от современных проблем общества. Желание отрешиться от насущных вопросов, показать идеализированную картину жизни, неготовность вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства превращает православие в утопию, вносит противоречие между исповеданием и жизнью, лишает трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни и парализует волю к христианской проповеди.

Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей - процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода, то есть интеграции многих, зачастую несовместимых компонентов.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди.

"Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Нельзя руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, но следует на опыте убеждаться в эффективности избранного пути. "Все испытывайте, хорошего держитесь".

Необходимо заметить, что в современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых средств массовой информации.

Церковь поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации. Необходимо учитывать возрастные особенности слушателей, их религиозную мотивацию и уровень светского образования. Религиозное, морально-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

Построение любого педагогического процесса вне этого принципа невозможно. Опыт показывает, что воцерковление - сложный поэтапный процесс. Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных шагов воцерковления - не затронутая и ждущая своего рассмотрения область катехизации.

Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению.

Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, мы не можем забывать о нашей ответственности. Поэтому, сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться ему. Другой человек, даже ребенок, не призван во всем быть похожим на нас. Он - другой микрокосм, у него свой путь в жизни, мы же призваны всемерно помогать ему.

Любовное отношение участников сложного процесса воцерковления - священника, катехизатора, членов приходской общины - залог полноценного вхождения человека в Церковь. Любить - это значит видеть Божественный замысел о человеке.

Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным людям, стремящимся воцерковиться в данное время. При этом, конечно, необходима адаптация традиционных форм к современной действительности.

Проповедь Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.

- Крещение младенцев сейчас приняло массовый характер. Что Вы можете сказать об этом?

- Необходимо признать, что в общественном сознании Крещение младенцев представляется как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека и нередко осуществляемый при участии даже неверующих в качестве "крестных".

Через это Таинство новый человек входит в церковное общество, а принимается он в приватной обстановке, без участия всех членов этого общества и более того - часто без участия матери младенца.

Исходя из экклесиологических основ Таинства Крещения, можно сделать вывод, что крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла - дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви.

На крещеном ребенке в будущем и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.

В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников - быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.

Вполне допустима практика двух крестных при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола.

Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи / Prokimen.Ru

http://www.prokimen.ru/article_2650.html

Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.

Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед в Кафедральном соборе и иных приходах г. Ростова-на-Дону, преподавания на курсах подготовки катехизаторов при Донской Духовной семинарии, а также изучения подходов московских и донских катехизаторов.

В статье показаны отрицательные проявления одной из самых глубинных и духовных форм человеческого общения – встречи ради научения вере и передачи религиозного опыта от сердца к сердцу. Боль и разочарование обычных людей, поделившихся своими впечатлениями от катехизических бесед, общение с будущими и практикующими катехизаторами – всё это побудило автора осмыслить негативный опыт катехизации и предостеречь от искажений в этом церковном служении.

Приведенные здесь тезисы ранее были изложены в книге автора «Оглашение на современном этапе», получившей гриф «Рекомендовано» в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и изданной в 2013 году .

***

Как видится, рассматриваемые нами ошибки бывают обусловлены причинами богословского характера, когда катехизатор неправильно себе представляет основы эклессиологии и путь спасения человека, отсутствием навыков воплощать высокие истины Православия на практике, а также же особенностями духовного устроения самого катехизатора, иными словами, его грехами.

Принципиальной богословской ошибкой, относящейся к теме катехизации, является убеждение, будто присоединение к Церкви и сама принадлежность человека к Церкви проявляется формально и без личных усилий самого человека. В таком случае возникает идея об «абстрактном христианстве», к которому человек принадлежит лишь в силу совершения Таинства Крещения. Понятно, что такая парадигма не подразумевает необходимости научения человека, его личного подвига и приобщения к тому, что мы называем опытом духовной и церковной жизни.

Придерживающиеся этой мысли люди не видят смысла в катехизации и всячески препятствуют ее осуществлению. Стремление крестить всех подряд они часто прикрывают жалостью к людям (на самом деле это равнодушие к участи конкретного человека в земной жизни и в Вечности).

Приверженцы противоположного подхода видят в катехизации фундамент для возрастания и восхождения христианина по ступеням духовной лестницы. Посткрещальная катехизация осуществляется при таком видении постоянно и во всех формах церковной жизни.

Если жизнь конкретной православной общины формируется вокруг Евхаристической Чаши, если прихожане любят богослужение и обращаются к Евангелию как к Книге Жизни, если богословие для них не сухая схоластика, а систематическое изложение законов духовной жизни, то и человек, участвующий в подготовительных беседах перед Таинством Крещения, будет чувствовать значимость обозначенных аспектов церковной жизни и стремиться приобщиться к каждому из них.

В значительной степени осознание важности катехизации на приходе связано с уровнем духовной жизни и собственным отношением настоятеля, клириков и активных прихожан прихода к церковным Таинствам. Если они позволяют оглашенным или родителям крещаемого младенца лишь формально и «ради галочки» готовиться к участию в Таинствах Церкви, то, по всей видимости, и свою личную духовную жизнь они рассматривают как формальную принадлежность к Церкви.

Такие люди, скорее всего, сами не участвовали в катехизиции и не серьезно относятся к тайне спасения. Идея абстрактной принадлежности к Церкви не позволяет им прочувствовать ту истину, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу верующего и покаявшегося человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.

Эти причины в первую очередь затрудняют выход огласительной практики в церковной среде на принципиально иной уровень.

Кроме указанной принципиальной проблемы, к ошибкам катехизаторов можно отнести некоторые заблуждения практического характера.

1. Подмена воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов) .

В этом случае катехизатор подробно рассказывает оглашенным о важности освящения куличей на Пасху, а также посещения церковных богослужений, не раскрывая побудительных мотивов, а также умалчивая о том, что церковная обрядность раскрывает веру человека в Воплотившегося Бога, а вовсе не подменяет внутреннее внешним.

2. Подмена христианской нравственности внешней аскетикой, делая из нее « б ремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагая [их] на плечи людям » (Мф. 23:4) .

Порой катехизаторы излишне озабочены идеей достижения оглашенными высокого аскетического уровня, ради чего им преждевременно навязывается, например, практика строгих постов или сугубого супружеского воздержания.

Неофитский импульс, порой, позволяет оглашенному подъять такие непосильные подвиги. Однако с течением времени христианин может вместе с неразумно взятыми тяжкими бременами подвигов оставить и саму Церковь. « Кто толкует , — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять ».

Катехизатор должен помнить, что христианские подвиги – это не геройство, а кропотливый и смиренный труд.

Процесс духовного возрастания неофита удачно описал протоиерей Александр Ильин: « Человек как почка: если попробуешь её развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется. Так и сердце человеческое ».

Наставляя неофита, всегда необходимо учитывать его душевное состояние, степень духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести: « Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными » (святитель Иоанн Златоуст).

3. Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений.

Эта ошибка также связана с неправильным восприятием греха и пути спасения. Приходилось слышать об одном печальном случае из огласительной практики, когда единственное занятие пред Крещением катехизатор посвятил рассказу о недопустимости содержания собаки в доме христианина, а также запрету на посещение женщиной храма в «женские дни».

4. Отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»).

Если катехизатор находится в ситуации внутреннего разлада, если он разочарован в самой возможности наполнения своей жизни светом Христовой благодати, то и своим ученикам он передает неверный вектор воцерковления.

Как бы капитулируя перед необходимостью преображения жизни, такой горе-катехизатор старается оградить своих подопечных от всяческих «опасностей» и искушений мира сего, требуя отсечь фактически всё, связывающее оглашенного с реальной жизнью: телевидение, музыку, чтение светских книг, общение с нецерковными людьми и т.д.

Неопытные в духовном плане люди зачастую проходят этап (иногда на нём надолго «застревают» даже катехизаторы) «ревности не по разуму» (Рим.10:2). Это путь ригоризма — строгого проведения своих принципов в поведении и мысли, исключающего какие-либо компромиссы, учет других принципов, и пуританства — стремления во всем достигать идеального результата. Но даже стремящимся к достижению идеала людям стоит помнить, что «без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасным» (святитель Василий Великий).

Либерализм лишь на первый взгляд выглядит как противоположность излишней категоричности. Ведь в обоих случаях их сторонники выявляют свою внешнюю, половинчатую принадлежность Церкви.

Если катехизатор не уверен в возможности преображения человека под влиянием благодати Божией, он с легкостью снижает «планку требований» для иных людей. Такой человек не видит призвания христианина, не верит по-настоящему в образ Божий в человеке и в возможность преодоления греха.

6. Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.

Степень готовности оглашенного к участию в Таинстве в некоторых случаях весьма низкая. Понимая это, некоторые катехизаторы вместо терпеливой помощи в преодолении возникших препятствий просто отказывают в допуске к Крещению.

В таком случае общение далекого от церковных реалий человека с катехизатором оборачивается не пользой, а очевидным духовным вредом. Отверженный оглашенный обижается на катехизатора, а вместе с ним, зачастую, на всю Православную Церковь.

Если в процессе оглашения катехизатор столкнулся с непреодолимыми, как ему кажется, препятствиями к Таинству Крещения, он обязан передать «эстафету» оглашения духовенству прихода.

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

К ошибкам третьего рода относятся те, в которых человеческое «Я» катехизатора чрезвычайно выпячивается. Это проявления страстей гордости и тщеславия.

1. Стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе вместо указания им пути ко Христу.

В таком случае самолюбование и тщеславие катехизатора проявляется в стремлении «блеснуть» своими познаниями. Такие законоучители « уверены о себе, что [являются] путеводителем слепых, светом для находящихся во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образец ведения и истины » (Рим.2:17-20). Поэтому оглашенным они стараются дать понять, что вне их круга общения последним будет весьма трудно или даже невозможно найти путь спасения. Такие катехизаторы ревниво запрещают оглашенным читать книги других проповедников и обращаться к опыту иных катехизаторов.

2. Подмена катехизации пастырством (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника).

Предлагая оглашенным основы так называемого «Морального катехизиса», некоторые катехизаторы, порой незаметно для себя, начинают интересоваться их греховным прошлым. Иногда они прямо предлагают оглашенному рассказать про свои грехопадения, надеясь дать советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости, и уж, тем более, требовать исповедания ими своих грехов. Катехизатору не следует давать оглашаемым советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.

3. Стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей , заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных.

«Неверие» в своих учеников, в их способность подняться до уровня высокой планки совершенства христианской мысли и жизни, а также боязнь потерять возможность общения с оглашенными порой приводит к стремлению катехизатора говорить угодное своим слушателям, «льстить [их] слуху» (2 Тим. 4:3).

Несомненно, что такая уступчивость катехизатора означает или его подверженность страсти тщеславия и греху человекоугодия, либо является признаком внутренней догматической беспринципности.

4. Превращение беседы в монолог катехизатора

Даже во время катехизации порой проявляется отсутствие взаимопонимания между людьми. Катехизатор должен быть не только знатоком богословских книг и хорошим оратором. Во время беседы кроме передачи вероучительной информации он призван молитвенно вслушиваться в опыт новоначального человека, дать возможность тому высказаться и открыть свою душу. Многократно приходилось слышать отзывы оглашенных о «духовных беседах», во время которых им было трудно вставить даже слово в проповедь законоучителя. Печально, когда катехизатор или священнослужитель воспринимает свое служение как способ самовыражения, как бы забывает о пришедшем человеке и превращает общение с новоначальными в свой монолог.

Замечая в своей катехизической деятельности проявление указанных ошибок, катехизатору следует прилагать особые духовные усилия для их преодоления, призывая благодатную помощь Божию, молясь о своих подопечных (оглашенных) и обращаясь за советом к своему духовнику. XXI Международных Рождественских образовательных чтений

«Приходской катехизатор – деятельность, подготовка, аттестация»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!