Информационный женский портал

Русский язык. сочинения.сказки о частях речи. Конспект по русскому языку "составление рассказа по серии сюжетных картинок"

Самая главная функция языка любого народа - это средство общения между людьми. Наверное, житель любой страны считает именно свой язык неповторимым и самым прекрасным, однако Россия - не только самая большая страна в мире, но и самая многонациональная, а это говорит о том, что русский язык является незаменимой связью между огромным количеством людей.

Особенности русского языка

Нет в мире красот и пейзажей, счастливых и грустных эмоций, которые было бы невозможно описать при помощи нашего языка. Русский язык по праву считается одним из самых сложных, ведь в нём огромное количество слов, имеющих различные формы, падежи, склонения и меняющиеся при этом окончания, употребляющиеся в разных лексических значениях. Особенности нашего невероятно богатого языка:

  • одно и то же слово может иметь абсолютно противоположные значения и выражать разные эмоции (например, выражение "слишком умный" может употребляться как в прямом, так и в переносном значении);
  • в русском языке абсолютно свободный порядок слов, в отличие от фиксированной английской грамматики;
  • в одном ответе может быть и утверждение, и отрицание, и сомнение (например: "да нет, наверное");
  • большое количество правил и такое немалое количество исключений из них.

Сложность русского языка не делает его менее привлекательным, к тому же он является государственным во многих странах бывшего СССР! Нужно лишь приложить немного усилий к его изучению, чтобы в дальнейшем грамотно и красиво уметь излагать свои мысли и стать интересным собеседником.

Цель урока: Научить составлять рассказ по картинке, говорить диалог друг с другом, развивать речь, обогатить словарь. Воспитывать любовь временам года.

Цель урока: Научить составлять рассказ по картинке, говорить диалог друг с другом,отгадывать загадки, развивать речь, обогатить словарь. Воспитывать любовь к временам года


Мы дружные

Мы внимательные

Мы старательные

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

Девиз

Прозвенел звонок! Начался урок, Слушаем и запоминаем Ни минуты не теряем!


Домашнее задание: Упр 7 стр 112

Выучить стих:Зарядка

Домашнее задание: Упр 7 стр 112

Составть постер:

1 группа: Человек 2 группа: Как беречь Глаза?


Деление учащихся на группы.

Деление учащихся на группы с помощью картинок


Опережающее задание: Собрать информацию о зиме

Опережающее задание: Собрать информацию о зиме


Новая тема: Зима

Новая тема: Зима


Словарная работа: Зима – қыс Зимой – қыстыгүні Снег – қар Замёрзла – қатып қалды Пошли – кетті Горка – төбешік

Словарная работа: Зима – қыс Зимой – қыстыгүні Снег – қар Замёрзла – қатып қалды Пушистый-мамық Горка – төбешік

Холодно-суық


Беседа по картинке

Беседа по картинке




Работа с учебником

Работа с учебником


Физкультминутка

Физкультминутка


Минута чистописания: горка

Минута чистописания: горка


Работа в тетрадях: Упр 5 стр 96

Работа в тетрадях: Упр 5 стр 115


Групповая работа:

1 группа: Зима

Составляем кластер к слову:зима

2 группа:Ёлка

Составлям кластер к слову:ёлка

Групповая работа:

1 группа: Снег

В какие игры любим играть зимой?

2 группа: Снеговик

Что мы надеваем зимой?


Синквейн

1 группа: Снег 2 группа: Снеговик

Игра:”Ну-ка,отгадай!”(загадываем загадки)


Итог урока: Обобщение

оценивание

Итог урока: Обобщение


Домашняя работа: Упр 4 стр 115

Опережающее задание: собрать информацию «На горке»

Домашняя работа: Упр 4 стр 96

Опережающее задание: собрать информацию «На горке»


Рефлексия

Рефлексия

У нас есть святыня – русский язык. Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы, формы устройства и психология, претерпевал изменения и язык народа. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Великий князь Киевский Владимир (Красно Солнышко), Ломоносов и Радищев, Пушкин и Лермонтов, Есенин и Чехов.

Русский язык занимает важное место в плеяде языков мира. Русский язык принадлежит к языковой системе родственных индоевропейских языков, которые по происхождению восходят к индоевропейскому праязыку. Он был в ходу у предков ряда народов, проживающих на бескрайних просторах Европы и Азии. По своей специфике (особенностям грамматики, фонетики и лексики), русский язык отличается от языков других языковых семей: тюркских, финно-угорских, китайско-тибетских и других.

Русский язык (язык русского народа) – разновидность восточнославянской ветки в рамках индоевропейской языковой семьи.

Русский язык – это официальный язык Российского государства. Есть Федеральный закон, принятый Государственной Думой и называемый так: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Все государственные акты, законы, постановления, протоколы, приказы (официальные документы) в России пишутся на русском языке.

Россия – это многонациональное государство. И именно русский язык является языком межнационального, межгосударственного общения. Он относится к семейству наиболее распространенных языков мира.

… С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Первые слоги «ма-ма», колыбельные, сказки, стихи – и вот уже знакомство с русским языком началось. Оно продолжается в школе, университете, и, собственно говоря, на протяжении всей нашей жизни. Посредством слова, чтения, речи мы узнаём о многом. О том, о чём никогда не знали и не видели. И не исключено, что не увидим никогда. Мы постигаем мир посредством слова. Рассказы учителей, беседы с мамой, хорошие книги, увлекательные кинофильмы, нужная информация с электронных носителей – и мир становится нам ближе. Вселенная открывает свои секреты.

Одно из главных богатств народа - его язык! Веками множатся и живут в слове вечные сокровища человеческой мысли и опыта. Язык не появился «вдруг» — это результат развития не одного тысячелетия.

Язык – это первейшее средство человеческого общения. Не менее существенно и то, что язык – это орудие мышления. «Человеческое мышление опирается на языковые средства».

Русский язык – один из сложнейших языков в мире. Он певуч и красив, нежен и лиричен. На нём написано множество великолепных произведений. Произведения пишутся литературным языком. Литературный язык - это высшая форма русского языка, это язык национальной культуры.

В русском языке огромное количество слов. Но чтобы написать хорошую литературную работу, недостаточно просто подобрать нужные слова. Чтобы было интересно, необходимо выполнить огромный объём работы. Все мы знаем нетленные шедевры – . Прошло уже несколько веков после их опубликования. Но они до сих пор у всех слуху; а все потому, что басни Крылова — это великолепные законченные драматические произведения, а их язык – это абсолютно совершенный русский язык. Произведения Крылова полны удивительных фразеологических оборотов, метких выражений, тонких словосочетаний. Скорее всего, до конца оценить творения этого автора может только тот человек, для кого русский язык – родной. И, хотя работы Крылова переведены на многие языки мира, полностью ощутить тот «аромат», который источает язык басен Крылова, смогут те, кто владеет русским языком в совершенстве. Около двухсот строк черновых набросков было найдено к хорошо знакомой нам басне Крылова «Кукушка и петух», состоящей в чистовом варианте всего лишь из двадцати одной строки. Вот как тщательно великий баснописец обращался с русским словом, русским языком.

Представитель русского сентиментализма, Николай Михайлович Карамзин (1766-1825) в своё время верно подметил: «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык тот, в котором вы найдете слова не только для означения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности. Иначе он беден; беден со всеми миллионами слов своих. В языке, обогащенном умными авторами, в языке выработанном не может быть синонимов; всегда имеют они между собою некоторое тонкое различие, известное тем писателям, которые владеют духом языка, сами размышляют, сами чувствуют, а не попугаями других бывают ».

О русском языке писал и рассуждал видный педагог, критик и литературовед Алексей Федорович Мерзляков. Он был преподавателем словесного отделения в Московском университете. Был педагогом А.С. Грибоедова. Лекции Алексея Федоровича пользовались неизменным успехом у студентов. Мерзляков высоко ценил русскую литературу ХVIII века, придавал большое значение поэзии и , занимался изучением русского языка. Он писал: «Заслуги Ломоносова языку и Литературе бессмертны.- В его сочинениях с сладостным изумлением заметили россияне в первый раз богатство, пышность, великолепие языка своего… Все нашли новый язык, новые слова, новые звуки; чувствовали, что они родные, и дивились, почему они прежде их не знали ».

За чистоту, за утверждение русского языка боролся лицейский друг , видный участник декабристского движения . В публицистической статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824), вызвавшей огромный резонанс в обществе, Кюхельбекер писал: «Да создастся для славы России поэзия истинно русская; да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной!.. Летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности ».

Русский язык, соединивший предков и потомков, объединивший нацию, меняющийся во времени, ни на миг не прерывавший свою историю, стал одним из самых совершенных и полновесных языков мира. Выдающийся французский писатель Проспер Мериме подчёркивал: «…французский язык,подкрепленный греческим и латинским, призвав на помощь все свои диалекты… и даже язык времен Франсуа Рабле, — разве только он один мог бы дать представление об этой утонченности и об энергической силе… русского языка» .

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: формировать умение составлять повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия;

Задачи: учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание. Правильно оформлять предложение при написании. Формировать навык грамотного письма.

Развивать объем слухо-речевой памяти, внимания; развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;

воспитывать внимательность, потребность в речевом общении, прививать любовь к животным и бережное отношение к ним

Ход урока:

I . Организационный момент: Проверить готовность детей к уроку, эмоциональный настрой.

а) фонетическая разминка

Ц.У.: Будем хорошо говорить все звуки.

На одном выдохе: а_о_у_э

Ра – работа Ро – урок Ру – ручка

б) Речевая разминка Будем отвечать на вопросы

Какое сегодня число? - Какой день недели?

Какое время года?

определить количество гласных букв в слове:

ДЕРЕВО, КУСТ, ПЧЕЛА, РАССКАЗ, АЛЛЕЯ, ЦВЕТОК.

Пальчиковая гимнастика.

Чистописание. еео у еа аа аея ео еоуая

II. Работа по теме урока : Мы сегодня будем составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

    Посмотрите на картинки. Сколько картинок вы видите?

(Дети показывают картинки и называют: первая, вторая, третья, четвертая). -

3) О чем мы будем рассказывать? Будем составлять рассказ, героями которого, будут собака, пчела и мальчик.

4 Рассмотреть все картинки и разложить их по порядку :

- «Рассмотрите внимательно каждую картинку.

Подумайте, как надо разложить картинки, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание».

Расскажи, как мальчик помог своей собаке?

Вопросы:
1. Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
2. Где гулял мальчик со своей собакой? (Гуляли)
3. Что увидела собака и куда побежала? (Увидела, побежала, коснулась)
4. Кто вылетел из яркого цветка? (Вылетела)
5. Что маленькая пчёлка делала в цветке? (Собирала)
6. Почему пчёлка укусила собаку? (Рассердилась, укусила)
7. Что случилось с собакой после укуса пчелы? (Распух, потекли)
8. Расскажи, как мальчик помог своей собаке? (Забеспокоился, достал, заклеил)

9. Как отблагодарила собака своего спасителя? (Завиляла, лизнула)

Физминутка.

6. Коллективное составление рассказа с опорой на последовательность картинок. Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом.

Друзья поспешили домой.

Схема.

1. Начало действия

2.Развитие действия

3.Кульминация 4.Итог

Используй.

Однажды… Как – то раз…

Когда-то

Вдруг

И вот … Вот и все.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.

7. Самостоятельное устное составление рассказа.

8. Итог занятия

Получился ли рассказ «Неудачная прогулка»?

Что помогло вам составить рассказ?

СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.

А вот в стихотворной форме:
Добавьте словечко:

Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей,

Правда, есть один злодей.
– Как зовется тот злодей? (Лень).\
И живет он каждый день.
Мы его загоним в пень.
Не нужна нам эта...(лень).

Разве можете, друзья,
Обойтись вы без меня? –
Говорит опять оно,
Наше умное словцо.
Я любовь, надежда, ..(вера),

Я Алина, Коля, Света,
Я жучок и паучок,
Я веселый – (огонек).

Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!

Бал в сказочной стране.
Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я - лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным - это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья- её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".
Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных - самостоятельные части речи.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. - А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.

Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.

В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.

Жили они, поживали, никаких бед не знали.

Все говорили о них только:

И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.

Давайте попробуем подружиться, - сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:

Наступил День.

Пришла Ночь.

Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».

Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.

А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, - предложили они своим новым друзьям.

Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:

Наступил Ясный День!

Пришла Тёмная ночь!

И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»

А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
(первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!