Информационный женский портал

Строение головного мозга. Презентация на тему головной мозг Презентация по биологии на тему головной мозг








Существуют и расовые и национальные различия: Австралийцы – 1185 г (самый легкий) Европейцы г.. (самый тяжелый) Немцы гр. Украинцы – 1400 г Англичане – 1346 г Французы гр. Корейцы г. Японцы г.






Самий великий мозок, вагою в 2850 гр., належав пацієнту психіатричної лікарні ідіотові- епілептику. Не ВЕРИТЕ? Хімік Ю. Лібіх гр. Мозок «дідуся» Леніна 1340 гр. Письменник А. Франс г І.С. Тургенєв – вага мозку 2012 г.


Отдыхающий мозг потребляет 9% всей энергии организма и 20% кислорода Работающий мозг использует 25% питательных веществ, поступающих в организм и 33% кислорода. Выходит, думать головой – не выгодно! Да и вообще, зачем нам такой большой и прожорливый орган?








Мозжечок Координация и баланс движений Передний мозг – Восприятие, внимание, память, речь, мышление, чувства, произвольные движения Ствол мозга Соединяет ГМ и СМ, регулирует автоматические функции – дыхание, пищеварение, сердцебиение и кровяное давление Строение ГМ






Повреждения продолговатого мозга заканчиваются смертью Продолговатый мозг Защитные рефлексы: кашель, чихание, моргание, слезовыделение, рвота. Пищевые рефлексы: сосание, глотание, соковыделение (секреція) пищеварительных желез. Сердечно-сосудистые рефлексы, которые регулируют работу сердца и кровеносных сосудов. Часть органов равновесия – вестибулярные ядра Дыхательный центр – автоматически поддерживает рефлексы вдоха-выдоха.






РФ - В стволе ГМ - система ядер, соединенных отростками. РФ постоянно взаимодействует со всеми структурами ЦНС. Ее нейроны не только собирают информацию от различных рецепторов, анализируют и обобщают эту информацию. В зависимости от полученного результата, РФ дает команду соответствующим частям СМ или ГМ (создает программы ответа организма) РФ играет большую роль в формировании внимания. Часть нейронов РФ постоянно генерирует импульсы, которые поддерживают тонус мышц, тонус дыхательного и сердечно- сосудистого центров








Таламус- центр сбора информации всех видов чувствительности Фильтрует, сортирует и направляет в ГМ информацию от: Болевых Тактильных Температурных Мышечно-суставных Зрительных Слуховых Обонятельных Вкусовых рецепторов В таламусе формируются ощущения и их дальнейшая передача.


Гипоталамус - высший центр регуляции работы внутренних органов, который согласует их деятельность с уровнем активности организма Секретирует гормоны, вместе с гипофизом образует гипоталамо-гипофизарную систему Осуществляет и нервную и гуморальную регуляцию работы внутренних органов Центры голода-насыщения жажды- водного насыщения Терморегуляции Сна-недосыпания Сексуального поведения








Лимбическая система – совокупность ряду структур головного мозга Принимает участие В регуляции работы внутренних органов, обоняния Участвует в протекании Инстинктивного поведения Эмоций Памяти Сна Регулирует уровень внимания, восприятия, воспроизведения эмоционально-значимой информации. Навчальна презентация створена на основі розробці вчителя біології ЗОШ І-ІІІ ступенів с. Бубнів Володимир- Волинського району Волинської області Луць Ірини Іванівни

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Строение и функции головного мозга

И.С. Тургенева вес мозга - 2012 г. Великий писатель В.И. Ленин вес мозга - 1340 г. Известный политик Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… Строении????

Составляет около 2% от общего веса тела, но он использует более 20% энергии организма и 20% потребляемого кислорода. Головной мозг человека

Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека. Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками. Масса мозга у взрослого человека обычно составляет около 1400-1600 г. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Клетки мозга Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов).

Строение головного мозга Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования. Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов

Оболочки головного мозга и желудочки

Головной мозг Задний Средний Передний Продолговатый Мост Мозжечка Промежуточный Большие полушария

Отделы головного мозга

Продолговатый мозг Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга, имеет длину 2,5-3 см. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота. Продолговатый мозг

Варолиев мост (от имени Констанзо Варолия) Связывает продолговатый и средний мозг с другими отделами головного мозга, через него проходят сигналы от слуховых рецепторов и от органов равновесия, т. е. мост выполняет проводниковую функцию. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Мозжечок Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. Кстати, по-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека. мозжечок

Средний мозг Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Состоит из ножек мозга (белое вещество) и «четверохолмия» (серое вещество). 1. Двигательные функции (поворот головы, глаз в сторону источника света). 2. Сенсорные функции (например зрение - изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме). Средний мозг

Промежуточный мозг Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, удовольствия, страха, голода, агрессии, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы. Промежуточный мозг

Промежуточный мозг Таламус В таламус сходится вся информация от органов чувств. Отсеивается малозначащие сведения и активизируют кору при получении важных для организма событий. Гипоталамус Центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. Гипофиз Железа внутренней секреции, тесно связана с гипоталамусом.

Большие полушарий Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации. В ней расположены вкусовая и обонятельная зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую деятельность. От развития лобной доли зависит уровень психического состояния человека. Большие полушарии

Проверь себя! 1 2 3 5 6 4





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель.

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рабочая печатная тетрадь учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

  • Какую большую тему мы с вами изучаем. (Нервная система)
  • Из каких частей она состоит. (Центральная и периферическая)
  • Чем представлены центральная и периферическая части. (Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)
  • Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
  • Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
  • Что означает – проводящая функция. (Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

III. Изучение нового материала.

1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке. (О головном мозге)

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока:

  • познакомиться (со строением головного мозга);
  • узнать (функции его отделов);
  • повторить …

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. Но еще задано до их открытий

Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”.

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

2. Строение головного мозга.

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)
  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)
  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)
  • Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.
  • Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)

  • У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)
  • Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г,

Анатоля Франса - 1017 г,

У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней.

  • Выскажите свое мнение.

3. Отделы головного мозга

  • Давайте вспомним из курса “Зоологии” из каких отделов состоит головной мозг. (Ствол, мозжечок, полушария большого мозга)

Работа со схемой.

Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения лабораторной работы. Откройте печатные тетради, стр.38
  • Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов.

Работаем по принципу: “Учусь сам, учу другого”.

Вы находите ответ в учебнике, записываете в тетрадь и прочитываете друг другу (соседу).

1. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

Показываем отдел и называем выполняемые функции.

Читая, мы выясним значение головного мозга

Физминутка!

2. А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга? (Cообщения учащихся)

Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

“И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

IV. Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

Покажите все отделы головного мозга.

б) Теперь выполним тест по данной теме. (I и II вариант). (См. Приложение 1 , приложение 2).

V. Рефлексия. (Работа со слайдом)

VI. Позыв на завтра.

  • стр. 63-69,
  • ответить на вопросы + дополнить памятку,
  • рассчитать массу своего головного мозга.

VII. Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рабочие тетради.

Слайд 1

Строение головного мозга

Выполнила: Скоробогатова Ольга Александровна

Средняя образовательная школа №22

Слайд 2

Цель урока:

Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

Слайд 4

Проблема: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Слайд 5

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих

Слайд 6

Общая характеристика

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм Образован белым и серым веществом

Слайд 7

Головной мозг в цифрах:

Число нейронов в мозге-100 млрд..; Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.; Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; Поверхность коры-20 м ²; Вода составляет 84 % массы головного мозга; Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра; Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

Слайд 8

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия

Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок

Промежу- точный мозг

Полушария большого мозга

Продолговатый мозг

мост Средний мозг

Слайд 9

Расположение головного мозга

Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Слайд 10

Отделы головного мозга

Слайд 11

Слайд 12

Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов - например, глазодвигательных, рвотного и др.

В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Слайд 13

Продолговатый мозг (medulla oblongata) - непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5-3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Слайд 14

Варолиев мост

ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii) (от имени Констанзо Варолия), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА. Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ, через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот.

мозжечок

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.

Слайд 15

Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме).

(лат. Mesencephalon) - отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Слайд 19

Литература и интернет ресурсы

http://atlas.likar.info/Prodolgovatyiy_mozg/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99990 http://meduniver.com/Medical/Anatom/385.html http://emed.nextday.su/razdel/35/318/19775/ http://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_ordered_structure.php http://www.medbiol.ru/medbiol/mozg/0004593b.htm http://www.what-this.ru/people/brain_departments.php http://www.nervus.ru/golovnoy-mozg.html http://www.claw.ru/a-man/1970.htm http://coma.su/content/view/65/55/ http://www.diabet-gipertonia.ru/insult/01_anatomia_mozga.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19230/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8694 http://www.braintools.ru/parts-of-the-brai

Cлайд 1

План урока: 1. Головной мозг человека 2. Строение головного мозга 3. Отделы головного мозга: а) Ствол мозга, его отделы и функции б) Строение и функции мозжечка

Cлайд 2

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок Промежу- точный мозг Полушария большого мозга Продолговатый мозг мост Средний мозг

Cлайд 3

Расположение головного мозга Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Cлайд 4

Cлайд 5

Ствол мозга Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов - например, глазодвигательных, рвотного и др. В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Cлайд 6

Продолговатый мозг Продолговатый мозг (medulla oblongata) - непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5-3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Функции продолговатого мозга 1.Защитные рефлексы (например кашель, чихание). 2.Жизненно важные рефлексы (например дыхание). 3.Регулирование сосудистого тонуса.

Cлайд 7

Варолиев мост ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii) (от имени Констанзо Варолия), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА. Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ, через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот. мост мозжечок

Cлайд 8

Средний мозг Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме). (лат. Mesencephalon) - отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Cлайд 9

Мозжечок Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. Кстати, по-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения и равновесие. 1 - ножка мозга; 2 - верхняя поверхность полушария мозжечка; 3 - гипофиз; 4 - белые пластинки; 5 - мост; 6 - зубчатое ядро; 7 - белое вещество; 8 - продолговатый мозг; 9 - ядро оливы; 10 - нижняя поверхность полушария мозжечка; 11 - спинной мозг

Cлайд 10

Повторим Из каких отделов состоит головной мозг? 2. Каковы функции продолговатого мозга? 3. В чём проявляются функции среднего мозга? 4. Какова роль мозжечка в осуществлении движений? Заполнить таблицу Отдел головного мозга Строение функции 1. Продолговатый мозг 2. Мост 3. Средний мозг 4. Мозжечок

Cлайд 11

Cлайд 12

Литература и интернет ресурсы http://atlas.likar.info/Prodolgovatyiy_mozg/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99990 http://meduniver.com/Medical/Anatom/385.html http://emed.nextday.su/razdel/35/318/19775/ http://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_ordered_structure.php http://www.medbiol.ru/medbiol/mozg/0004593b.htm http://www.what-this.ru/people/brain_departments.php http://www.nervus.ru/golovnoy-mozg.html http://www.claw.ru/a-man/1970.htm http://coma.su/content/view/65/55/ http://www.diabet-gipertonia.ru/insult/01_anatomia_mozga.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19230/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8694 http://www.braintools.ru/parts-of-the-brai Учебник. Биология. Человек. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., «Дрофа» 2010г. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!