Информационный женский портал

Вассерман л и научный руководитель. Вассерман Л.И., Дорофеева С., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Методика для психологической диагностики типов

Методика для психологической диагностики типов

Тестовая методика, направленная на диагностику типа отношения к болезни и соответственно названная ТОБОЛ, была сконструирована в лаборатории клинической психологии института им. В.М.Бехтерева как модель мышления клинического психолога и (или) психоневролога, (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., 1987). Используется типология отношений к болезни, предложенная А.Е Личко и НЛ. Ивановым (1980). Методика позволяет диагностировать следующие 12 типов отношения˸ сенситивный, тревожный, ипохондрический, меланхолический, апатический, неврастенический, эгоцентрический, паранойяльный, анозогнозический, дисфорический, эргопатический и гармоничный. 12 типов отношения к болезни объединены в три блока. При объединении типов в блоки были выбраны два критерия˸ ʼʼадаптивность- дезадаптивностьʼʼ, которая отражает влияние отношения к болезни на адаптацию личности больного, и ʼʼинтер-интрапсихическая направленностьʼʼ дезадаптации (в случае дезадаптивного характера отношения).

Краткие клинико-психологические описания каждого из 12-ти типов отношения к болезни и трех объединяющих их блоков, а так же текст опросника приводятся в приложении

1. Важно заметить, что выбирая эту методику, мы учитывали, что при эндогенных психических заболеваниях, изменяется чувственно-эмоциональный компонент и интеллектуальный компонент, существенно искажается картина восприятии и отношения к болезни, тем не менее, мы сочли возможным и даже и необходимым её использование как некоего копинг-ресурса в контексте картины отношения к болезни у данной категории пациентов.

Следует также подчеркнуть, что в дневных стационарах, отделениях внебольничной психиатрии находятся на лечении когнитивно и эмоционально достаточно сохранные пациенты и, поэтому к ним применимы многие методики использующиеся при пограничных, нервно- психических и психосоматических расстройствах.

Краткое описание содержания шкал опросника, алгоритм проведения и обработки данных, полное описание приводится в работе ʼʼМетодика для психологической диагностики типов отношения к болезниʼʼ. Методические рекомендации Л.И.Вассерман, Б.В.Иовлев, Э.Б.Карпова,

А.Я.Вукс, за 2001год.

Регистрационный бланк методики типов отношения к болезни

(Вассерман Л.И. с соавт., 2001г.)

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ им. В.М.БЕХТЕРЕВА

Регистрационный лист к опроснику ʼʼТОБОЛʼʼ

ФИО _______________________________________________________

Отношения к болезни (ТОБОЛ)» (Вассерман Л.И. с соавт.,1987). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отношения к болезни (ТОБОЛ)» (Вассерман Л.И. с соавт.,1987)." 2015, 2017-2018.


Л. И. Вассерман,
С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Практическое руководство

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Посвящается профессору
Наталии Николаевне Трауготт

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практическое руководство по методам нейропсихологиче-
ской диагностики в такой форме издается впервые. В основе
книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологиче-
ских исследований авторов под руководством профессора
Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОН-
КОНОГОГО
(в настоящее время живущего и работающего
в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они
много сделали для развития клинической нейропсихологии и
обогащения ее новыми идеями и методами. Совместные об-
суждения результатов экспериментов и разборы больных с на-
рушениями высших психических функций, многочисленные
совместные научные доклады и публикации, в частности в свя-
зи с разработкой новых методов нейропсихологической диаг-
ностики, позволяют считать Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконо-
гого соавторами отдельных разделов монографии.

Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи-
таем своим долгом сказать это на первой странице книги.

Л. И. Вассерман

С. А. Дорофеева

Я. А. Меерсон

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной
из наиболее разработанных областей научной психологии, за-
воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из
фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с
нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож-
нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека.
Как самостоятельный раздел биологической психологии, име-
ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо-
вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож-
ной психической деятельности, соотнося представления о
структуре и системной организации высших психических фун-
кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции
поведения человека с данными о строении и функциональной
организации различных отделов больших полушарий головно-
го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное
значение для развития смежных психологических, медицинских
и педагогических дисциплин: общей и дифференциальной пси-
хологии, психологии индивидуальных различий, психодиагно-
стики, неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии.
К современным междисциплинарным связям нейропсихологии
несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа-
ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.

В книге освещаются теоретические основы, методология и принципы практического применения медико-психологических знаний в соматической клинике. Рассматривается история развития концепций психосоматических и соматопсихических соотношений в медицине и психологии, анализируются методологические подходы к психодиагностике в контексте современных биопсихосоциальной и адаптационной парадигм, конкретные методики исследования.

В книге отражены современные взгляды на проблему психической адаптации личности в условиях соматической болезни, представлены данные об эмоционально-личностных расстройствах, сопутствующих соматической патологии, анализируются закономерности формирования внутренней картины болезни, механизмы преодоления стресса в связи с заболеванием, влияние соматической болезни на качество жизни больного, роль взаимоотношений врача и пациента в обеспечении эффективности диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. На моделях отдельных соматических и соматоформных расстройств описана специфика психосоматических-соматопсихических соотношений при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, эндокринных, кожных, онкологических и др. заболеваниях.

Книга содержит стимульный материал и практические рекомендации по применению ряда экспресс-психодиагностических методик, изложенных в соответствующих методических рекомендациях Минздрава России и пособиях для психологов и врачей. В книге также рассмотрены принципы и основные методы психологической коррекции (психотерапии) больных с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами.

Издательство: Речь, 2011 г.

ISBN 978-5-9268-1190-9

Количество страниц: 272.

Содержание книги «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике»:

  • 5 Предисловие научного редактора
  • 6 Введение. Общая методология психологической диагностики в клинике соматических расстройств
  • 15 Глава 1. Медицинская (клиническая) психология: история, теория и практика применения в соматической клинике
    • 15 История развития представлений о роли психических факторов в происхождении и течении соматических заболеваний; психосоматические и соматопсихические соотношения
    • 35 Современная биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии, ее прикладное значение
    • 36 Психическая и психофизиологическая адаптация как основа методологии современных медико-психологических исследований в клинической и профилактической медицине
    • 38 Психосоматические и соматопсихические расстройства в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
  • 45 Глава 2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических расстройствах
    • 45 Неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях
    • 53 Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного
    • 57 Стратегии совладения со стрессом и механизмы психологической защиты при соматических расстройствах
    • 67 Роль социально-психологических факторов в формировании условий для преодоления стресса болезни
    • 78 Исследование качества жизни в медицине; дискуссионные вопросы исследования качества жизни в соматической клинике
    • 85 Взаимоотношения в системе «врач—больной»; проблема комплайенса в соматической клинике
  • 94 Глава 3. Медицинская психологическая диагностика в соматической клинике: методология и методы исследования
    • 94 Медицинская психодиагностика в соматической клинике: теория и методология
    • 102 Применение методов медицинской психодиагностики в соматической клинике
  • 146 Глава 4. Медицинская психодиагностика в соматической клинике: обзор результатов клинико-психологических исследований
    • 146 Медицинская психодиагностика в клинике соматоформных расстройств
    • 150 Медицинская психодиагностика в кардиологии
    • 156 Медицинская психодиагностика в пульмонологии
    • 161 Медицинская психодиагностика в эндокринологии
    • 170 Медицинская психодиагностика в гастроэнтерологии
    • 182 Медицинская психодиагностика в ревматологии
    • 185 Медицинская психодиагностика в гинекологии
    • 188 Медицинская психодиагностика в онкологии
  • 194 Глава 5. Психологическая коррекция и психотерапия в соматической клинике
    • 194 Основные задачи и стратегии психотерапии у больных с соматическими расстройствами
    • 195 Основные направления и методы психотерапии в соматической клинике
  • 207 Глава 6. Основные принципы подготовки и усовершенствования врачей в области медицинской психодиагностики и психологической коррекции
  • 214 Литература
  • 227 Приложение
    • 227 Опросник «Уровень невротической астении» (УНА)
    • 231 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (SТАI/ШРЛТ)
    • 235 Опросник депрессивности А. Бека (BDI)
    • 238 Шкала самооценки депрессии Зунга (SDS)
    • 240 Семантический дифференциал времени (СДВ)
    • 245 Опросник «Тип поведенческой активности» (ТПА)
    • 255 Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)
    • 257 Опросник «Стратегии совладеющего поведения» (ССП)
    • 266 Медико-социологический опросник «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ)

руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики Института им. В.М. Бехтерева;

член редколлегий журналов "Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М.Бехтерева" и "Сибирский психологический журнал";

председатель проблемной комиссии "Нейропсихология" Межведомственного научного Совета по проблемам возрастного развития, реабилитации и коррекции;

заместитель председателя проблемной комиссии "Медицинская психология" РАМН.

Образование

  • Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова (1972 г.), врач-лечебник;
  • Ленинградский Государственный Университет, психолог;
  • 1989- защита диссертационной работы «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности у больных фокальной эпилепсией», специальность - медицинская психология (19.00.04).

Из опыта работы

Занимается научно-педагогической деятельностью на протяжении 44 лет, под его руководством подготовили и успешно защитили диссертации:

  • Докторские – 3 (2 – консультант; 1 – соконсультант);
  • Кандидатские – 38 (6 – соруководитель).

Сфера научных интересов

нейропсихология, психодиагностика, проблема психосоматических и соматопсихических соотношений, проблемы адаптации человека к стрессогенной профессиональной деятельности, организация медико-психологической службы.

Публикации и монографии

Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. – СПб: СЛП, 1997. – 208 с.;

  • Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Методологические вопросы психодиагностики на базе новых информационных технологий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1999. – № 3. – С. 23-27;
  • Вассерман Л.И., Бочаров В.В., Ткаченко С.В., Червинская К.Р. Тестовая методика для исследования межличностных отношений и ее компьютерная версия. Методическое пособие. – СПб: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1994. 29 с.;
  • Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: введение в теорию, практику, обучение. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003;
  • Вассерман Л.И., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Компьютерные психодиагностические методики: методология разработки и практика использования // Клиническая психология и психофизиология: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Яковлева, 2003. – СПб: ЭЛБИ-СПб. – С. 150-181.6. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика в теории и практике медицинской психологии: этапы и перспективы развития // Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 35. – С.20-24.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!