Информационный женский портал

Вассерман л и научный руководитель. Вассерман Л.И., Дорофеева С., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики - файл n1.doc. Сфера научных интересов

СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 360 с.
Практическое руководство по методам нейропсихологической диагностики в такой форме издается впервые. В основе книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОНКОНОГОГО (в настоящее время живущего и работающегов США).
Крупные ученые и руководители научных коллективов, они много сделали для развития клинической нейропсихологии и обогащения ее новыми идеями и методами.Содержание:
Глава первая. Краткий очерк истории и теории нейропсихологической диагностики. Основные принципы нейропсихологического эксперимента (Л. И. Вассерман).
Клинико-психологические методы и диагностика локально-органических поражений мозга.
Современные представления о мозговой организации высших психических функций и основные принципы нейропсихологической диагностики.Глава вторая. Методики нейропсихологической диагностики.
Инструкция по применению набора нейропсихологических методик и оценке результатов экспериментального исследования (Л. И. Вассерман).
Шкала для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга (С. А. Дорофеева).
Исследование право-леворукости (Л. И. Вассерман).
Методики экспериментального нейропсихологического исследования (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон).
Аппаратурные методы исследования в нейропсихологии (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).
Применение некоторых тестовых методик для диагностики локально-органических поражений мозга (Л. И. Вассерман).Глава третья. Основные синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Синдромы нарушений речи (С. А. Дорофеева, Н. Н. Трауготт).
- Эфферентная (вербальная) моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная (артикуляторная) моторная афазия.
- Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) афазия.
- Амнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Проводниковая афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия (сочетание эфферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия (сочетание афферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Тотальная афазия.
- Чистая речеслуховая агнозия.
- Нарушение речи при поражениях правого полушария.Нейропсихологические критерии (паттерны) для диагностики различных форм афазий (С. А. Дорофеева).
- Эфферентная моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная моторная афазия.
- Акустико-гностическая сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием эфферентной.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием афферентной.Нейропсихологические синдромы (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий).
- Зрительные агнозии.
- Тактильная агнозия.
- Слуховая агнозия.
- Соматоагнозия и нарушения схемы тела.
- Апраксий.
- Аграфии.
- Акалькулия.
- Синдром Герстмана.
- Амузии.
- Синдромы поражения лобных долей.
- Нарушения ВПФ при очаговых поражениях глубоких структур мозга.Глава четвертая. Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки информации (Я. А. Меерсон).Глава пятая. Нарушения ВПФ у больных с нервно-психической патологией (опыт применения сенсибилизированных нейропсихологических методик).
Нарушения ВПФ у больных с различными формами эпилепсии (Л. И. Вассерман).
Нарушения ВПФ у больных с шизофреническим дефектом (С. В. Ткаченко, А. В. Бочаров).Глава шестая. Применение нейропсихологических методов исследования у детей (А. Н. Корнев).
Графо-моторные методики.
Конструктивные методики.
Исследование моторики.
Сукцессивные функции.
Исследование речевых функций.
Исследование латерализации сенсорных функций.Заключение.
Инструкция к методике «Корректурная таблица».
Краткая инструкция по применению теста Бентона.
Список литературы.
Приложения.
Карта нейропсихологического обследования.
Стимульный и иллюстративный материалы к методикам нейропсихологической диагностики.

Вассерман Людвиг Иосифович - доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии, руководитель лаборатории клинической психологии психоневрологического института им В.М. Бехтерева.

Член редколлегий журналов «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М.Бехтерева» и «Сибирский психологический журнал». Председатель проблемной комиссии «Нейропсихология» Межведомственного научного Совета по проблемам возрастного развития, реабилитации и коррекции.

Закончил Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова (1972 г.), врач-лечебник; Ленинградский Государственный Университет, психолог; 1989 - защита диссертационной работы «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности у больных фокальной эпилепсией».

Занимается научно-педагогической деятельностью, под его руководством подготовили и успешно защитили диссертации: докторские - 3; кандидатские 38.

Сфера научных интересов: нейропсихология, психодиагностика, проблема психосоматических и соматопсихических соотношений, проблемы адаптации человека к стрессогенной профессиональной деятельности, организация медико-психологической службы.

Книги (3)

Методы нейропсихологической диагностики

В основе книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Трауготт Н.Н. (1904-1994) и профессора Тонконогого И.М. (в настоящее время живущего и работающего в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они много сделали для развития клинической нейропсихологии и обогащения ее новыми идеями и методами.


Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии.

Опыт применения методики «Семантический дифференциал времени», в клинических условиях показал, что она позволяет определять особенности субъективного восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосознаваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности.

Преимущество данной методики заключается в простоте и доступности для любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике, а также в устойчивости к мотивационным искажениям, обусловленной спецификой стимульного материала (метафорические характеристики времени).

Семантический дифференциал времени

Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей.

Опыт применения данной методики в целях психодиагностики показал, что она позволяет определять когнитивные и эмоциональные особенности больных при оценке ими субъективного времени (настоящего, прошедшего и будущего), и тем самым отразить индивидуально-типологические свойства личности.

Преимущество данной методики в ее простоте и доступности для любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике.

В книге освещаются теоретические основы, методология и принципы практического применения медико-психологических знаний в соматической клинике. Рассматривается история развития концепций психосоматических и соматопсихических соотношений в медицине и психологии, анализируются методологические подходы к психодиагностике в контексте современных биопсихосоциальной и адаптационной парадигм, конкретные методики исследования.

В книге отражены современные взгляды на проблему психической адаптации личности в условиях соматической болезни, представлены данные об эмоционально-личностных расстройствах, сопутствующих соматической патологии, анализируются закономерности формирования внутренней картины болезни, механизмы преодоления стресса в связи с заболеванием, влияние соматической болезни на качество жизни больного, роль взаимоотношений врача и пациента в обеспечении эффективности диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. На моделях отдельных соматических и соматоформных расстройств описана специфика психосоматических-соматопсихических соотношений при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, эндокринных, кожных, онкологических и др. заболеваниях.

Книга содержит стимульный материал и практические рекомендации по применению ряда экспресс-психодиагностических методик, изложенных в соответствующих методических рекомендациях Минздрава России и пособиях для психологов и врачей. В книге также рассмотрены принципы и основные методы психологической коррекции (психотерапии) больных с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами.

Издательство: Речь, 2011 г.

ISBN 978-5-9268-1190-9

Количество страниц: 272.

Содержание книги «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике»:

  • 5 Предисловие научного редактора
  • 6 Введение. Общая методология психологической диагностики в клинике соматических расстройств
  • 15 Глава 1. Медицинская (клиническая) психология: история, теория и практика применения в соматической клинике
    • 15 История развития представлений о роли психических факторов в происхождении и течении соматических заболеваний; психосоматические и соматопсихические соотношения
    • 35 Современная биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии, ее прикладное значение
    • 36 Психическая и психофизиологическая адаптация как основа методологии современных медико-психологических исследований в клинической и профилактической медицине
    • 38 Психосоматические и соматопсихические расстройства в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
  • 45 Глава 2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических расстройствах
    • 45 Неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях
    • 53 Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного
    • 57 Стратегии совладения со стрессом и механизмы психологической защиты при соматических расстройствах
    • 67 Роль социально-психологических факторов в формировании условий для преодоления стресса болезни
    • 78 Исследование качества жизни в медицине; дискуссионные вопросы исследования качества жизни в соматической клинике
    • 85 Взаимоотношения в системе «врач—больной»; проблема комплайенса в соматической клинике
  • 94 Глава 3. Медицинская психологическая диагностика в соматической клинике: методология и методы исследования
    • 94 Медицинская психодиагностика в соматической клинике: теория и методология
    • 102 Применение методов медицинской психодиагностики в соматической клинике
  • 146 Глава 4. Медицинская психодиагностика в соматической клинике: обзор результатов клинико-психологических исследований
    • 146 Медицинская психодиагностика в клинике соматоформных расстройств
    • 150 Медицинская психодиагностика в кардиологии
    • 156 Медицинская психодиагностика в пульмонологии
    • 161 Медицинская психодиагностика в эндокринологии
    • 170 Медицинская психодиагностика в гастроэнтерологии
    • 182 Медицинская психодиагностика в ревматологии
    • 185 Медицинская психодиагностика в гинекологии
    • 188 Медицинская психодиагностика в онкологии
  • 194 Глава 5. Психологическая коррекция и психотерапия в соматической клинике
    • 194 Основные задачи и стратегии психотерапии у больных с соматическими расстройствами
    • 195 Основные направления и методы психотерапии в соматической клинике
  • 207 Глава 6. Основные принципы подготовки и усовершенствования врачей в области медицинской психодиагностики и психологической коррекции
  • 214 Литература
  • 227 Приложение
    • 227 Опросник «Уровень невротической астении» (УНА)
    • 231 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (SТАI/ШРЛТ)
    • 235 Опросник депрессивности А. Бека (BDI)
    • 238 Шкала самооценки депрессии Зунга (SDS)
    • 240 Семантический дифференциал времени (СДВ)
    • 245 Опросник «Тип поведенческой активности» (ТПА)
    • 255 Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)
    • 257 Опросник «Стратегии совладеющего поведения» (ССП)
    • 266 Медико-социологический опросник «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ)

Еврейские литераторы Биробиджана. Слева направо: Бузи Миллер, Макс Риант, Любовь Вассерман, Сальвадор Боржес, Ицик Бронфман, Гершл Рабинков. 1958 г.

Биография

После освобождения вернулась в Биробиджан, работала в единственной оставшейся в Советском Союзе еврейской газете «Биробиджанер Штэрн». После смерти мужа переехала к сыну в Кишинёв, где провела последние годы жизни. В и годах в Хабаровском книжном издательстве вышли две книги стихов Л. Вассерман в переводе на русский язык . В 1980 году в московском издательстве «Радуга» вышел коллективный сборник еврейских поэтов Биробиджана «Родная земля» с переводом на английский язык , куда вошли и стихотворения Любэ Васерман. На идише помимо «Биробиджанер Штерн » её стихотворения регулярно печатались в московском журнале «Советиш Геймланд» (Советская Родина ) и варшавской газете «Фолксштимэ» (Глас народа ). Вокальную поэму «Славатич» на стихи поэтессы сочинила молдавский композитор Злата Ткач .

Сын Вассерман - Серго Моисеевич Бенгельсдорф (р. 1937) - еврейский журналист и радиоведущий (на идише), пианист, концертмейстер, профессор кишинёвской Академии музыки, театра и изобразительного искусства имени Г. Музическу и музыкального училища им. Штефана Няги .

Книги

Мемориальная доска в Биробиджане

  • פֿאַרנאַכטן («Фарнахтн» - вечера ), Ин Цойм: Тель-Авив, 1931.
  • Горизонты, книжное издательство: Хабаровск, 1968.
  • Родная земля, произведения еврейских писателей Биробиджана (Бузи Миллер, Любэ Васерман, Роман Шойхет, Гершл Рабинков, Сальвадор Боржес), Радуга: Москва, 1980 (на английском языке).
  • Благославляю жизнь (составитель и переводчик Леонид Школьник), Хабаровское книжное издательство: Хабаровск, 1987.

Ссылки

  • Элиягу Биньямини «Любэ Васерман», журнал Khulyot (звенья, иврит): Journal of Yiddish Research, Хайфский Технион, № 4, лето 1997 , Стихотворения на идише и в переводе на иврит.
  • Стихотворение Любы Вассерман «Тель-Авив» в переводе Бориса Котлермана

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вассерман Л." в других словарях:

    Вассерман фамилия немецкого происхождения (нем. Wassermann). Означает водяной или водолей, с немецкого васер вода, ман человек. Помимо немцев, распространена среди евреев. Известные носители: Вассерман, Август (1866… … Википедия

    Якоб (Jacob Wassermann, 1873) немецкий писатель. Уже в первом его романе «Евреи из Цирндорфа» (Die Juden von Zirndorf, 1897) наметились характерные черты его творческого облика. Роман состоит из двух частей. Действие первой части происходит в… … Литературная энциклопедия

    - (Wassermann) Якоб (1873 1934), немецкий писатель. В реалистических романах на современные и исторические сюжеты проблемы общественного зла и поиск этического идеала, в том числе в русле богоискательства (Цирндорфские евреи, 1897; История юной… … Современная энциклопедия

    - (Wasserman) Август фон (1866 1925), немецкий бактериолог. Среди многих его разработок, представляющих значительный вклад в развитие иммунологии, наиболее известен диагностический тест на сифилис (реакция Вассермана) … Научно-технический энциклопедический словарь

    Анатолий Александрович Вассерман Анатолий Вассерман Дата рождения: 9 декабря 1952 (56 лет) … Википедия

    Любэ Васерман (Любовь Шамовна Вассерман; идиш ליובע װאַסערמאַן‎; 5 декабря 1907, Славатиче Седлецкой губернии 5 марта 1975, Кишинёв Молдавской ССР) еврейская поэтесса. Писала на идише. Еврейские литераторы Биробиджана. Слева направо: Бузи Миллер … Википедия

    Ян Вассерман (справа) и Виктор Некрасов на Камчатке, 1965. Ян Карлович Вассерман (1 января 1932, Киев 11 июня 1991, Кишинёв) русский советский поэт. Родился в Киеве на Подоле. После окончания медицинского института, с 1957 года, жил в Ялте, где… … Википедия

    I Вассерман (Wassermann) Август (21.2.1866, Бамберг, 16.3.1925, Берлин), немецкий микробиолог и иммунолог. Учился в Страсбурге, Вене и Берлине. С 1902 профессор института Р. Коха, с 1913 директор института экспериментальной терапии в… … Большая советская энциклопедия

    Вассерман - Вассерм ан, а: ре акция Вассерм ана … Русский орфографический словарь


Л. И. Вассерман,
С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Практическое руководство

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Посвящается профессору
Наталии Николаевне Трауготт

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практическое руководство по методам нейропсихологиче-
ской диагностики в такой форме издается впервые. В основе
книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологиче-
ских исследований авторов под руководством профессора
Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОН-
КОНОГОГО
(в настоящее время живущего и работающего
в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они
много сделали для развития клинической нейропсихологии и
обогащения ее новыми идеями и методами. Совместные об-
суждения результатов экспериментов и разборы больных с на-
рушениями высших психических функций, многочисленные
совместные научные доклады и публикации, в частности в свя-
зи с разработкой новых методов нейропсихологической диаг-
ностики, позволяют считать Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконо-
гого соавторами отдельных разделов монографии.

Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи-
таем своим долгом сказать это на первой странице книги.

Л. И. Вассерман

С. А. Дорофеева

Я. А. Меерсон

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной
из наиболее разработанных областей научной психологии, за-
воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из
фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с
нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож-
нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека.
Как самостоятельный раздел биологической психологии, име-
ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо-
вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож-
ной психической деятельности, соотнося представления о
структуре и системной организации высших психических фун-
кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции
поведения человека с данными о строении и функциональной
организации различных отделов больших полушарий головно-
го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное
значение для развития смежных психологических, медицинских
и педагогических дисциплин: общей и дифференциальной пси-
хологии, психологии индивидуальных различий, психодиагно-
стики, неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии.
К современным междисциплинарным связям нейропсихологии
несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа-
ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!