Информационный женский портал

Все льготы для детей инвалидов. Какие положены льготы родителям детей-инвалидов? Порядок оформления и получения льгот. Процедура получения компенсации

Мы начинаем цикл статей, посвященных проблемам семей, имеющих детей-инвалидов. В первой статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются родители проблемного ребенка. Мы считаем, что для того, чтобы успешно решать какую-либо проблему, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с особенностями развития, что позволит им эффективно преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую небходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев. Первая реакция - шок и отрицание. Трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений". Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане.

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1 Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
2 Старший дошкольный возраст Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3 Подростковый возраст Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
4 Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад.

Не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые "останавливаются" на втором кризисе - в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся "маленьким". В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т. е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого). Рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

Первый - когда родители узнают, что их ребёнок - инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое калечество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

Второй кризис. О том, что ребенок - нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как "удар обухом". Родители "не замечали" явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что "все обойдется", "подрастет, поумнеет", и вот - приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

В третьем, подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он - инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психиатра Е. Вроно, "он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый". К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Четвёртый кризисный период - период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Специалистам, работающим с семьей, необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком - инвалидом и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую помощь.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно напомнить притчу о Будде.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять - женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

М.Н. Гуслова, к.п.н., ГУ «Центр «Семья»

Счастливое материнство, омрачённое вестью о том, что в семье будет воспитываться ребёнок-инвалид, ставит семью в категорию наиболее социально-уязвимых. В этой связи следует помнить, что такие дети, а также их родители, в частности матери, имеют определенную защиту в правовом отношении.
Знание своих прав обеспечит не только более уверенное сосуществование в социуме, но и поможет принять справедливое решение в спорной ситуации.

В качестве основополагающего документа, регламентирующего данные вопросы в Российской Федерации, выступает федеральная программа целевого назначения «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, причём уже с учётом Республики Крым и г. Севастополя.

Какие дети считаются детьми-инвалидами?

Дети-инвалиды – дети до 18 лет, которые признаны инвалидами по решению медико-санитарной экспертизы. Направление на такую экспертизу они получают в поликлинике, больнице, пенсионном фонде или органах социальной защиты.

Виды льгот

Помимо самостоятельных льгот матерей детей-инвалидов существуют и льготы, напрямую связанные со льготами детей-инвалидов, так как улучшение или ухудшение материального и правового положения такого ребёнка влечёт за собой дополнительные моральные и материальные затраты со стороны матери.

Льготы по трудовому кодексу

Женщина, у которой на иждивении находится ребёнок-инвалид, не достигший 16 лет, может работать неполную неделю или же укороченный рабочий день, получая оплату в соответствии с отработанным временем.

Таких женщин работодатель не вправе обязать работать сверхурочно или без их согласия направить в командировки. Им нельзя отказывать в приёме на работу или снизить заработную плату, мотивируя это тем, что они воспитывают ребёнка-инвалида.

Запрещено увольнять матерей, самостоятельно осуществляющих уход за ребёнком-инвалидом. Также до достижения ребёнком с инвалидностью 18 лет мать ежемесячно может обращаться к работодателю о предоставлении ей дополнительных оплачиваемых выходных в количестве 4 дней, а в сельской местности предусмотрен и ещё один, но уже неоплачиваемый.

Кроме того, коллективным трудовым договором могут быть предусмотрены дополнительные неоплачиваемые отпуска до 14 календарных дней, а также иные льготы матерям детей-инвалидов, которые работодатель сочтёт необходимыми, однако включение таких положений в коллективные трудовые договоры необязательно.

Пенсионные льготы

Мать ребёнка-инвалида, которая воспитывала его до возраста 18 лет, вправе получать трудовую пенсию с 50 лет, если её трудовой стаж – 15 лет, а время, затраченное на воспитание ребёнка-инвалида, засчитывается в трудовой стаж.

Социальные выплаты

Ежемесячно мать, воспитывающая ребёнка-инвалида и нигде не работающая, имеет право получать пособия, размер которых составляет 60% оплаты труда по минимальным тарифам. Самому же ребёнку-инвалиду, а затем инвалиду детства выплачивается социальная пенсия и различные к ней надбавки.

Жилищные и коммунальные льготы

При постановке на учёт для получения жилья семьи с такими детьми имеют право получить жилплощадь в первоочередном порядке. В зависимости от вида заболевания может быть предоставлена и дополнительная площадь или комната, которая не считается излишней при начислении коммунальных платежей и платы за жильё не частной формы собственности.

Плата за пользование помещениями государственного и муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги оплачиваются со скидкой не менее 50%, а абонентская плата при пользовании стационарными услугами связи взимается в размере 50% от установленной.

Транспортные льготы

Матери как сопровождающие детей с инвалидностью вправе бесплатно перемещаться любым видом городского и пригородного транспорта, за исключением такси. На любой вид транспорта дальнего (междугороднего) следования в период с 1 октября по 15 мая предоставляется скидка в 50%, в летний период – на таких же условиях однократная поездка в обоих направлениях.

Предоставляется бесплатный проезд в обе стороны и при осуществлении санаторно-курортного лечения. Путёвка матери выдаётся также на безвозмездной основе.

Налоговые льготы

При обложении общего дохода налогом сумма в 3 установленные минимальные месячные трудовые выплаты одного из родителей налогом не облагается, т.е. не входит в совокупный доход.

Несовершеннолетние с инвалидностью получают помощь от государства благодаря нормам ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ , регламентирующему социальную защиту этого слоя населения. Он определяет льготы детям-инвалидам при получении медицинских услуг, образования и профессии, в транспортной и жилищной сферах, денежную поддержку. Несовершеннолетних с инвалидностью не делят на группы. Льготы для детей-инвалидов и их родителей не зависят от финансового состояния семьи, их получает каждая такая семья.

Кому положены выплаты и льготы на детей-инвалидов

Льготы инвалидам детства предоставляются как в форме скидок, достигающих иногда 100%, так и денежными выплатами – пособиями и пенсиями. В законе предусмотрена также реализация пособий и льготы родителям, имеющим ребенка-инвалида, или его опекуну. Хотя выплаты предусмотрены на федеральном уровне, регионы исходя из возможностей бюджета, могут вводить их дополнительно.

ВАЖНО! Льготы и выплаты детям-инвалидам не предоставляются автоматически. Чтобы их получить, необходимо прийти в отделение Пенсионного фонда или в центр многофункционального обслуживания с заявлением и комплектом необходимых документов. Семья должна обязательно жить на территории России.

Повышенное пособие на ребенка с инвалидностью однократно получает один из родителей, если семья усыновляет его или . Оформлять пособие предпочтительнее на родителя, который на момент его получения имеет работу. Если оно было получено при передаче несовершеннолетнего инвалида в приемную семью или на опекунство, при оформлении усыновления повторно льгота на выплату не действует.

В случае развода родитель, который остается с несовершеннолетним инвалидом, получает алименты от бывшего супруга не только на его содержание, но и в свою пользу. Сумма алиментов устанавливается в судебном заседании. Ее определяет степень нуждаемости родителя, с которым он остается, и который будет осуществлять уход за ним.

Мать ребенка с инвалидностью получает особые права по использованию материнского капитала. Он может быть потрачен на адаптацию и реабилитацию. Товары и услуги (всего их 48), которые можно приобрести на эти деньги, перечислены в Правительственном распоряжении номер 831 . Реализовать это право можно в форме компенсации за уже потраченные средства.

Социальная пенсия по инвалидности

Ребенок-инвалид обеспечивается социальной пенсией от государства до наступления совершеннолетия или до момента снятия инвалидности в этот период. Кроме того, ему полагается ежемесячное пособие – так называемое ЕДВ. Определяется его размер тем, какие именно социальные услуги родители ребенка-инвалида желают заменить денежным пособием.

Максимальный размер пособия будет, если отказаться от всех услуг. Минимальный, если сохранить все услуги из положенного списка:

  • лекарственные средства и медицинские предметы ухода, лечебное питание;
  • путевки на лечение;
  • транспорт.

Размер пенсии несовершеннолетним с инвалидностью и компенсационного пособия за социальные услуги ежегодно пересматривается. Чтобы оформить отказ от льгот и заменить их деньгами, нужно подать заявление в ПФР до конца сентября в текущем году, чтобы начать получать их с начала будущего.

Выплаты по уходу

Родители или опекуны, которые не имеют работы, поскольку ухаживают за детьми с инвалидностью, получают раз в месяц сумму, равную 60% установленного минимума по оплате труда. Кроме того, сумма, но меньшего размера полагается, если за несовершеннолетним ухаживает другое лицо.

ВАЖНО! Это пособие на ребенка-инвалида выдается только работающим людям. Пенсионеры или безработные такой льготой пользоваться не могут.

Медицинское обслуживание

Для семей с детьми-инвалидами важно получение медицинских льгот. Лекарства, другие медикаменты, выписанные врачом, в аптеке можно получать бесплатно. Эта льгота распространяется и на покупку предметов медицинского назначения, например, инсулиновых игл, тестовых полосок для глюкометров, ручек-шприцов, перевязочных средств.

Законом определено более двадцати предметов и услуг по ортопедическому обеспечению. Можно бесплатно получить коляску, трость, костыли, слуховой аппарат. Предусмотрено бесплатное предоставление протезов, а также услуг по их ремонту.

Санаторно-курортные привилегии

Такие семьи могут рассчитывать на получение бесплатных продуктов для лечебного питания детей. Санаторное лечение также происходит за счет государственного бюджета. Бесплатная путевка предоставляется не только несовершеннолетнему, но и одному из родителей, который его сопровождает.

Он же имеет право оформить листок нетрудоспособности на период поездки и нахождения с несовершеннолетним в санаторном учреждении. Чтобы получить такую льготу, потребуется заключение врача о том, что состояние несовершеннолетнего требует его сопровождать.

ВАЖНО! В случае если эти услуги не используются, их можно заменить денежной компенсацией.

Преференции в сфере ЖКХ

При оплате жилищных и коммунальных услуг льгота родителям детей-инвалидов предоставляется в размере половины их стоимости. На столько же уменьшается взнос на капитальный ремонт. Семьи, воспитывающие несовершеннолетнего с инвалидностью, имеют право на скидки при оплате телефона в размере 50%.

Если такая семья проживает в условиях отсутствия в жилище системы централизованной подачи тепла, ей компенсируется половина затрат на покупку дров, угля для отопления.

Семьи, в составе которых есть несовершеннолетний с инвалидностью, вправе вне очереди получить жилье, особенно если его заболевание находится среди тяжелых болезней в списке номер 333 Министерства здравоохранения, принятого в 1983 году .

Им предоставлена также возможность получить в обход очереди участок земли для постройки дома.

Транспортные льготы

Во всех видах транспорта в городе для инвалидов детского возраста разрешен бесплатный проезд. Исключением является такси. Бесплатно может ехать и сопровождающий человек. При себе должно быть удостоверение инвалида и подтверждающий личность документ. Та же льгота действует в пригородных электропоездах.

По санаторной путевке один раз в год дети-инвалиды с сопровождающим человеком могут добраться до места лечения на поезде бесплатно. Условие: оно должно быть в пределах страны. Возможна также компенсация авиаперелета. Для покупки железнодорожного билета потребуется специальный транспортный талон, который выдается службой социальной защиты после подачи соответствующего заявления.

Для лечения или обследования детям с инвалидностью разрешено ездить бесплатно на автобусах пригородных и междугородных маршрутов. В скоростном поезде “Сапсан” существуют вагоны и места, куда билеты инвалидам продаются за 60% стоимости.

Льготы по воспитанию и обучению детей-инвалидов

На детей с инвалидностью родители могут получить ряд привилегий, помогающих в воспитании и обучении:

  • поступление в детский сад в обход очереди, посещение его без оплаты;
  • возможность обратиться за предоставлением домашней формы образования при наличии соответствующего медицинского заключения;
  • питание в школе за счет бюджета;
  • послабления при сдаче ЕГЭ;
  • реабилитационная помощь психолога и социального работника.

Для детей с инвалидностью создаются по возможности условия адаптации и реабилитации для посещения детских садов и школ. Для дошкольников, которым степень инвалидности мешает посещать обычный детский сад, существуют учреждения специализированного типа.

Школьники, имеющие отклонения в развитии, могут получать образование в школах или классах коррекционного типа, обеспечивающих также основы социальной адаптации и интеграции.

Для направления в подобные учреждения ребенок проходит специальную комиссию с участием медиков, педагогов, психологов. Требуется также согласие родителей, усыновителя или опекуна.

Получение профессии

Чтобы поступить в высшее или среднее образовательное заведение, несовершеннолетним инвалидам с детства достаточно сдать экзамен на любую положительную оценку. В таком случае от участия в конкурсе на поступление они освобождаются.

Необходима медицинская справка, подтверждающая, что инвалидность ребенка не является противопоказанием для учебы в этом учебном заведении. Абитуриенты с этим статусом могут бесплатно посещать подготовительное отделение учреждения образования.

ВАЖНО! Привилегия при поступлении по инвалидности несовершеннолетнему предоставляется однократно, поэтому важно взвешенно подойти к выбору будущей профессии.

Если у несовершеннолетнего с инвалидностью есть желание получить степень бакалавра или специализацию, законом предусмотрен прием на бюджетное отделение без экзаменов или в рамках квоты при успешной их сдаче. При равенстве баллов зачисляется в первую очередь абитуриент, имеющий инвалидность.

Трудовые льготы

Льготы матерям детей-инвалидов позволяют им прибавить период, когда они ухаживали за такими детьми, к стажу трудовой деятельности. Матери инвалида с детства разрешается оформить пенсию с 50 лет, если она воспитывала его с момента рождения до восьмилетнего возраста, при этом трудовой стаж должен достигать 15 лет.

Для отца при том же условии получение пенсии возможно на пять лет позже, при этом стаж для получения льготы должен быть минимум 20 лет.

Родители, опекуны, если они работают, получают право на некоторые трудовые льготы:

  1. Получить дополнительно с полной оплатой четыре выходных дня в течение месяца. Такую льготу может использовать один из родителей или они могут ее разделить между собой.
  2. Если семья проживает в селе, женщина в течение месяца может взять пятый дополнительный выходной, но без оплаты.
  3. Взять дополнительно две недели отпуска, выбрав время по своему желанию.
  4. Маме несовершеннолетнего с инвалидностью разрешается сокращать рабочий день или неделю, пока ему не исполнится 16 лет. Зарплата выплачивается за фактически отработанные часы, но отпуск не становится короче и сохраняется стаж.
  5. Родитель несовершеннолетнего инвалида может быть освобожден от ночных смен.

ВАЖНО! Сверхурочная работа или командировка возможны только с письменного согласия работников, если они имеют детей-инвалидов.

Налоговые льготы

Налоговое законодательство предоставляет льготы работающим родителям детей-инвалидов в виде увеличения части заработной платы, которая не облагается налогом. Эта сумма фиксированная: для родителя и усыновителя она в два раза больше, чем для опекуна и приемного родителя.

Для одиноких родителей эта льгота налогообложения удваивается. Также удвоенную сумму льготы может получить один из родителей, если второй от нее откажется. Если в семье несколько детей с инвалидностью, . Для получения этой льготы нужно написать в отдел по начислению зарплаты по месту работу.

Родители, усыновители, опекуны детей с инвалидностью имеют право на скидку при уплате транспортного налога. Она зависит от региона и может достигать 100%. Для получения этого права нужно подать заявление в налоговую инспекцию и подтвердить право на льготу документом об инвалидности ребенка. На семью предоставляется одна такая льгота.

1776

Помощь детям-инвалидам регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия по инвалидности и пособие по уходу), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот, как для родителей, так и для самого ребенка-инвалида.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центры (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Внимание

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат), в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.
Более подробно о процедуре использования маткапитала на социальную адаптацию детей-инвалидов читайте в дополнительной статье .

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни. Помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не исходя из фактической нуждаемости семьи . То есть, все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи.

Фото pixabay.com

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов (до 18 лет) или обучающегося по очной форме студента, аспиранта, интерна с инвалидностью 1, 2 группы (до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Налоговый вычет на ребенка предоставляется только работающим родителям. Фактически на указанную сумму вычета будет уменьшена удерживаемая с зарплаты сумма НДФЛ (13% от дохода). Льгота представляет собой так называемый стандартный налоговый вычет (предоставляется независимо от выполнения каких-либо обстоятельств) по ст. 218 Налогового кодекса (НК) РФ. Ее размер составляет:

  • 12000 руб. - родителю, супругу родителя, усыновителю;
  • 6000 руб. - опекуну, приемному родителю, супругу приемного родителя, попечителю.

Внимание

Указанные повышенные суммы действуют с 01.01.2016 (закон № 317-ФЗ от 23.11.2015). До этого льгота по НДФЛ составляла 3000 руб. за одного ребенка-инвалида - и для родителя, и для опекуна.

Особенности оформления налогового вычета:

  • предоставляется пропорционально количеству детей-инвалидов в семье;
  • не зависит от оформления других видов соцпомощи;
  • возможность оформить предоставляется до конца текущего года (за предыдущие года оформить нельзя);
  • если ребенка обеспечивает единственный родитель, льгота ему предоставляется в удвоенном размере (если родитель вступает в брак, двойной вычет отменяется);
  • обращаться за вычетом следует по месту работы.
В 2019 г. налоговые льготы предоставляются на суммарный годовой доход одного из родителей в размере до 350000 руб. Начиная с месяца, в котором общий заработок превысил 350 тысяч, и до конца года вычет по НДФЛ уже не применяется.

Льготы родителям детей инвалидов по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе (ТК) РФ для работающих родителей с детьми-инвалидами также устанавливается ряд льгот, которыми можно и нужно пользоваться вне зависимости от региона проживания, формы собственности предприятия и внутренних правил трудового распорядка, которые устанавливаются коллективным договором и другими внутренними документами.

Работающим родителям или опекунам детей-инвалидов предусматривают следующие трудовые льготы:

  • Четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц ( ТК РФ). Предоставляются по заявлению родителя (опекуна), оплачиваются из средств ФСС. Могут быть предоставлены одному лицу, ухаживающему за ребенком, или разделены между несколькими по их усмотрению.
  • Предоставление женщине, воспитывающей ребенка-инвалида до 18 лет, неполной рабочей недели или неполного дня (по ее желанию) с оплатой пропорционально фактическому времени работы. При этом продолжительность ежегодного отпуска не укорачивается, стаж не уменьшается (ст. 93 ТК РФ)
  • Один неоплачиваемый выходной женщине в сельской местности ( ТК РФ). Предоставляется по заявлению, независимо от общего числа детей-инвалидов в семье.
  • Невозможность увольнения одинокой матери по инициативе работодателя, кроме случая ликвидации предприятия (ст. 261 ТК РФ).
  • Запрет по привлечению к работам в ночное время ( ТК РФ).
  • Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 14 дней в удобное заявителю время.

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов

Один из родителей инвалида с детства имеет право на досрочный выход на пенсию по старости согласно п. 1 ч. 1 статьи 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» . При условии, что родитель воспитал ребенка до 8-летнего возраста, он сможет оформить трудовую пенсию в возрасте:

  • мужчина в 55 лет при наличии 20-летнего страхового стажа.
  • женщина в 50 лет при 15-летнем непрерывном стаже работы.

Для опекунов таких детей действуют другие условия по досрочному оформлению пенсии. Для них общеустановленный возраст (60 и 65 лет) снижается на 1 год за каждые 1 год 6 месяцев опеки, но не более 5 лет в общей сложности. Требования по стажу к ним предъявляются аналогичные, как и для родителей.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

Согласно ст. 85 Семейного кодекса (СК) РФ, родители обязаны содержать своих уже совершеннолетних, но нетрудоспособных детей. К ним относятся в том числе инвалиды с детства 1, 2 и 3 группы.

Алименты после 18 лет им положены при наличии таких оснований:

  • невозможность гражданина с инвалидностью работать;
  • нуждаемость (неспособность обеспечить себя самостоятельно).

В случае развода родителей материальная поддержка на ребенка предоставляется в виде ежемесячных алиментов . Последние могут быть назначены в одном из двух вариантов:

  • по соглашению сторон в произвольной сумме.
  • по решению суда в фиксированном размере, не зависящем от дохода плательщика (при этом судом учитываются материальное и семейное положение обеих сторон, другие важные факторы).
При необходимости по решению суда также могут быть установлены алименты на содержание нуждающегося супруга, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы в соответствии со ст. 89 СК РФ .

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 перечислены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и улучшения условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма для граждан, находящихся на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом площадь помещения по договору соцнайма может превышать нормативы, установленные в отношении одного человека, но не более, чем в два раза. Такое условие касается инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
  • Первоочередное получение земельного участка для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ или колледж

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.
Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК);
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детей-инвалидов

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической);
  • обеспечение техническими средствами социально-бытовой и медицинской реабилитации и так далее.

Внимание

В регионах могут устанавливаться свои меры поддержки, перечень выплат и льгот для детей инвалидов, в том числе инвалидов с детства. Уточнить их полный список можно в отделении соц. защиты своего города.

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (пенсия и , ), так и (обеспечение проезда, курортного лечения и предоставление лекарств). Также семьям предлагается непосредственно для родителей или опекунов ( , ) и детей (поступление в вузы на особых условиях).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!