Информационный женский портал

Значение слова лирика. Что такое лирика в литературе и искусстве

Что такое лирика? В литературе это отдельное направление, главной особенностью которого является воспроизведение эмоций и чувств. Это особенный вид создания художественных образов, популярный во все времена.

Что такое лирика в литературе? Под этим термином понимают категорию произведений, в которых на первом плане субъективные чувства героя.

Отличия от других направлений

Для того чтобы понять, что такое лирика в литературе, следует сравнить ее с драмой или эпосом. В произведениях этих направлений присутствует сюжетность. В лирике ее нет. Автор повествует о своих чувствах, при этом использует преимущественно настоящее время. Содержание лирического произведения изложить очень сложно. В нем передано мгновение внутренней жизни автора.

Античность

Итак, что такое лирика? Литературный термин, который в переводе с греческого означает «под звуки флейты». В античные времена лирические произведения существенно отличались от тех, что созданы в последние столетия. Это были сочинения, которые воспроизводились под аккомпанемент флейты. В те времена были почти нераздельны музыка и литература. Темы в лирике могут быть различными. Такие произведения посвящают не только любви. В античности песни, которые исполняли под звуки флейты, нередко восхваляли богов. Многие из них, конечно, были посвящены и любви.

Средневековье

В десятом столетии широкую популярность получили гимны и секвенции. Когда речь идет о средневековой лирике, вспоминаются прежде всего произведения трубадуров. Эти поэты особенно мастерски воспевали платоническую любовь, причем чаще любовь к женщине, которая стоит на высокой общественные ступени. В поэзии трубадуров присутствуют и нравственные наставления. Но и они переплетаются с любовными мотивами.

Родина трубадуров - Франция. Позже их поэзия проникла и в Германию. При этом вытеснила народную немецкую лирику настолько, что от нее не осталось и следа.

Эпоха Возрождения

В этот период лирика получила особенное развитие в Италии. В XIII столетии здесь появились трубадуры, среди которых немало было придворных поэтов. Возникли такие формы, как канцона и сонет. Последняя сегодня известна прежде всего благодаря великому Шекспиру, создавшему множество утонченных лирических произведений. В XIV веке во Франции в моду вошли баллады. Вскоре они стали так же распространены, как и итальянские сонеты.

Лирика поэтов-романтиков

Огромное количество выдающихся произведений было создано в XIX веке. Это эпоха романтиков, поверивших в несбыточную мечту. Этих поэтов не устраивала реальность, и они создали свой фантастический мир. Романтизм зародился в Германии. Затем получил распространение во всей Европе. Представители русского романтизма: Жуковский, Рылеев, Батюшков, Лермонтов, Баратынский, Одоевский и, конечно, Пушкин. Лиризм в XIX столетии проник во все виды поэзии. Его характерные черты присутствуют в поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Какие существуют жанры лирики в литературе? Послание, романс, элегия, эпиграммы, ода, идиллия. Стоит рассказать о самых популярных жанрах лирики.

Романс

Начиная с восемнадцатого столетия так называли поэтическое или музыкальное произведение лирического характера. Большое влияние на развитие жанра оказали немецкие поэты Гете и Гейне. В XIX веке сформировались школы романса: немецкая, французская, русская.

Романс представляет собой небольшое стихотворное произведение, повествующее о событиях, которые возбуждают чувства и фантазию. Этот жанр возник прежде всего в южных странах. А именно в Испании. Сочинения, созданные авторами этой страны, напоминают эпические народные песни с национальной окраской. Произведения отличались простотой изложения.

Ода

В переводе с древнегреческого этот литературный термин означает «песнь». Ода - это торжественная песня, которая посвящена какому-либо герою или событию. Зародилась она в Древней Греции. Первоначально под этим словом понимали стихотворное произведение, которое читать следует под музыкальное сопровождение. Впрочем, как и любое другое лирическое сочинение.

Ода была популярна и в Средневековье, и в 18-19 веках. В 18 столетии в России выдающимися литераторами было создано несколько произведений в этом жанре. Авторы знаменитых од - Ломоносов, Державин.

Лирика Серебряного века

Начало XX столетия в России ознаменовано появлением целой плеяды талантливых поэтов. Лирика Серебряного века невероятно музыкальная, многообразная. В начале столетия существовало несколько литературных направлений. Это и футуризм, и символизм, и эгофутуризм, представителем которого является Игорь Северянин. Поэзия играла важную роль в общественной жизни. Авторы зачитывали свои произведения на литературных вечерах, в те годы они становились так же известны и любимы публикой, как сегодня медийные личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: довольно широкое значение имеет термин «лирика» в литературе. Есенин - великий русский поэт - создавал произведения, которые ничего общего не имеют с песнями французов-трубадуров. Выходец из Рязанской губернии в ранних стихах воспевал родные пейзажи, в «Письме к женщине» выразил свое отчаяние относительно прожитых лет, в «Черном человеке» поведал о своих страхах. Единственное, что объединяет все лирические произведения, - это субъективность чувств. Автор рассказывает о том, что испытывает в определенный момент.

греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИРИКИ

I. У греков.

Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, - а так понимали ее и сами греки, - она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения - мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности - поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, ????? был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям - Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время???????? и?????????, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся?????????, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. ´????? была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер , 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О?????????? см. слово????????, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели????????, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. ???????? была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях - ??????????, см. Pindaros, Пиндар . Сюда же принадлежат????????, застольные песни, - из них так называемые??o??? имели особенный характер, - и свадебные песни, ????????? и???????????, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность???????, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл. , 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин - Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

    Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Лирика это литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя (слушателя) иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории А.Н.Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы. Это объяснение ныне считается недостаточным: существовали и трудовые, и бытовые песни. Платон в 3-й книге диалога «Государство» устами Сократа назвал лирику простым повествованием в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор остается «самим собой и не меняется» (Поэтика). Под лирикой в античности понимали исключительно воспевание: гимны, дифирамбы, оды. Остальная поэзия, в которой автор остается «самим собой», именовалась иначе, по жанрам. Существовал наджанровый термин «мелика» (греческое melos - песня). Мелическая поэзия была сольной (Сапфо, Анакреон) и хоровой, приуроченной к общественным событиям и празднествам (Пиндар). От лирики она четко не отграничивалась. Последующая теория в основном опиралась на поэтику Аристотеля. Ю.Ц.Скалигер в 7-й книге «Поэтики» (издание 1561) отнес лирику к эпосу, осознававшемуся как высший род поэзии; в 18 веке немецкий пропагандист древней синтетической поэзии Й.Эшенбург также включил в эпос все лирические жанры.

Лирика и эмоции

Значение эмоций для лирических высказываний выделяли П.Ронсар и Ф.Сидни. Особо подчеркнул, что лирика есть прежде всего искусство выражать свои чувства, аббат Ш.Баттё в 1747. По его мнению, поэзия подражает природе, а чувства входят в природу как ее необходимая часть. В 1770 И.Г.Гердер признал лирику праформой поэтического творчества в целом. С его точки зрения, чувства не просто предмет лирики: она не рассказывает о чувствах, а проистекает из них. Жан-Поль в 1804 счел нужным перенести описательное стихотворение из лирического рода в эпический, а дидактическую поэму и басню - в субъективный лирический. Ф.В.И.Шеллинг специфику лирики связал не со способами подражания, как античные философы, а с содержанием - с идеей бесконечности и духом свободы. Г.В.Ф.Гегель разделил три литературных рода по роли в них объекта и субъекта, причем лирика определялась как субъективный род. В этом следовал за Жан-Полем и Гегелем В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841).

В переводе с греческого языка это слово обозначает музыкальный инструмент - лиру. Это связано с тем, что в античном мире поэты свои стихотворения пели под звуки лиры, а не читали. Изображать их тоже было принято с этим инструментом.

Чтобы лучше понять, что такое лирика, нужно сравнить ее с еще двумя драмой и в отличие от нее, повествует о жизни человека, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, то есть в действии, показанном в произведении. Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а только те, что вызваны конкретными обстоятельствами жизни. Она раскрывает его внутренний мир и тем самым позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.

Несмотря на лаконичность, краткость стихотворных произведений, им присущи все черты образного, художественного отображения жизни: элемент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться более детально в том, что такое лирика. Обобщенность стихотворений проявляется в стремлении передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для многих, типические. Индивидуализированность проявляется передачей настоящих, живых чувств отдельно взятого человека. Элемент вымысла присутствует в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе. Воспитательное значение стихотворных произведений заключается в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.

Таким образом, в полной мере понять, что такое лирика, оценить ее значение помогает героя в произведении. Как правило, он возникает в представлении читателя после ознакомления не с одним, а с целым рядом стихотворений одного поэта, а еще лучше - со всем его творчеством.

Рассуждая о том, что такое лирика, невозможно не упомянуть о ее характерной особенности - стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида. Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, прекрасно передают всевозможные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.

Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так, по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др.

Кроме того, с древних времен выделяют следующие виды данного литературного рода: народная песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

Например, мадригал. Изначально он представлял собой песенку пастушка идиллического содержания, но постепенно перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно положительная характеристика той особы, к которой обращается автор. Поэты конца 18 - начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.

На пастораль или идиллию похож такой вид поэзии, как эклога. Чаще всего стихотворение писалось в виде небольших диалогов. Нередко оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.

Элегии - это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века. Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.

Среди различных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В небольшом стихотворении содержится злое высмеивание какой-то особы. Хотя изначально этим словом древние греки называли надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме. Написание эпиграмм распространено и у современных поэтов.

Такие же названия эти виды лирики имеют и в литературе Древней Греции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!