Информационный женский портал

Для всех и обо всем. Общий термин для процесса разделения чистого от нечистого, и проведения субстанции к совершенству, которое может быть достигнуто различными средствами и процессами. Процесс, которым веществу придается влажность, обычно не прямым добав

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ

(технологический университет)


Студент I курса

факультета МТРиЭ

группы МЧ-01-1

Колесников В.А.

Преподаватель: Митрохина Л.А.

Москва 2001

1. Вступление............................................................................3

2. Связь химии и алхимии.......................................................4

3. «Естественная философия металлов»................................7

4. Единство материи................................................................11

5. Семь металлов. Их бытие...................................................12

6. Заключение..........................................................................14

7. Некоторые алхимические символы...................................15

Список используемой литературы........................................ 16

Вступление.

Слово «алхимия» воскрешает в памяти известную средневековую гравюру, изображающую старца, который трудится в своей лаборатории среди множества инструментов, один таинственней другого, одержимый единственной идеей – найти философский камень.

Однако оказывается, что эта наука о трансмутации металлов и растений не только была известна арабам, египтянам, китайцам и даже индейцам доколумбовой Америки, но по своей основной характеристике, заключающейся в создании символического видения природных мутаций, она восходит своими корнями к самому происхождению человека.

Все магические и религиозные традиции, идущие из глубин древности, доносят до нас постоянное стремление наших предков придать глубокий смысл природным мутациям, свидетелями или участниками которых они были.

Возьмем для примера добычу металлов. Для так называемого «примитивного человека» металл был живым сердцем неодушевленного камня. Извлечение металла из его материальной оболочки было не чем иным, как очищением природы посредством ее разложения на элементы и соединения их вновь. По сравнению с рудой, символом инерции, «мертвого света», чистый металл обладает необычайной хрупкостью и твердостью; оба эти свойства символизируют материю, способную принять формы духа.

Алхимия – это прежде всего наука и искусство транс-мутации.

Глубоко изменяя природу вещей, она не выходит при этом за естественные рамки. В этом смысле она является наукой о бытии.

Алхимия – это не обьективная наука.

Связь химии и алхимии.

Алхимию часто рассматривали в качестве предшественницы химии. Однако такая концепция алхимии никоим образом не приведет нас к ее пониманию, так как химия предлагает совершенно иной подход к природным феноменам.

Безусловно, и в том, и в другом случае речь идет о естественных мутациях. Но если химия основана на наблюдении за феноменами и ее действие направлено от внешнего (наблюдатель) к внутреннему (элементы материи), то алхимия при изучении явлений идет от внутреннего к внешнем, то есть от сути к формальному проявлению.

Когда речь идет о химии, мы можем говорить о трансформации, изучать изменение внешнего вида объектов и устанавливать классификацию, основанную на принципе идентичности: А есть А и не может быть Б, если они отличаются по форме. Алхимия открывает нам тайну трансмутации, постигаемую при помощи принципа аналогии между наблюдателем и объектом в его становлении. Здесь имеются в виду два взаимодополняющих подхода к пониманию жизни; алхимия включает в себя химию, ибо она в конце концов имеет дело с трансформацией, или изменением, которая является одной из сторон любой трансмутации, или превращения.

В самом деле, понятно, что человек легко может измениться, если сменит грубую одежду на изящную и благородную, но ему гораздо труднее так изменить свою глубинную природу, чтобы благородство стало для него внутренне более естественно, чем грубость...

Вот такая заманчивая награда ждет того, кто желает изучить алхимию.

Что значит познать вещь изнутри?

Объективная наука предполагает использование точной техники, подобной интерфейсу между наблюдателем и объектом наблюдения. При этом в целях максимальной объективности никоим образом не принимается в расчет состояние души наблюдателя. Поэтому его может заменить даже компьютер.

Такая механизация сознания доступна всем без углубления в суть дела, и именно поэтому обучать этой науке относительно легко.

Овладев алхимическим языком, мы оказываемся перед совершенно иной формой педагогики, поскольку создается впечатление, что алхимия и объективная наука полностью противоположны.

Алхимический язык – это поэтика, обращенная главным образом к воображению:

Алхимические тексты не поддаются математической расшифровке, поскольку в них часто встречаются загадки, фантастические истории, героями которых являются создания, существующие лишь в воображении.

Это сбивает с толку и может стать препятствием для того, кто не будет заставлять работать свое воображение. Понимание изнутри ведет к тому, что собственный внутренний мир человека в достаточной степени обогащается символическими образами, готовыми войти в резонанс со смыслом текста. Невозможно понять что-либо, не видя основную мысль. Почему же именно эта мнимая преграда превращает алхимию в науку, отталкивающую столь многих?

Напомним: речь идет о том, чтобы познать живое существо, не препарируя его, то есть не заставляя его умереть.

Алхимия – это прежде всего искусство, а не техника.

Это Искусство Любви, Царское искусство, как говорили средневековые алхимики, и его герметический, сокровенный характер есть не что иное, как знак уважения к Живому: можно дотронутся до кого-либо путем простого физического прикосновения, но это даст лишь поверхностное, мимолетное и преходящее знание. Если же мы соприкоснемся с его сердцем, то нам откроется его истинное измерение, измерение существа, тело которого – не более чем оболочка, одежда.

Итак, говоря символическим языком, алхимическое знание основывается на умении заставить нашу внутреннюю струну вибрировать в гармонии с внутренней струной того существа, которое мы желаем познать, идет ли речь о человеке, животном, растении или даже о камне – почему бы и нет?

Для алхимика живым является все. Его задача – научиться вести диалог с тем, что живет в каждой вещи, то есть с тем, что может заставить ее измениться.

Теперь мы можем лучше понять основное кредо алхимика:

«Освободить дух через материю и освободить материю через дух».


Такое двойное освобождение выражается через существование активной циркуляции между самыми плотными и самыми тонкими сферами бытия. Вот почему бессмысленно говорить о материальной или духовной алхимии.

Любое творение есть симбиоз Идеи и Субстанции. Алхимию интересует то, что их обьединяет, связь, которая не может не быть парадоксальной, если принять во внимание противоположность этих двух миров. Лишь идея циркуляции может устранить это противоречие.

«Solve et coagula» («Разлагай и соединяй»), еще один алхимический девиз, хорошо иллюстрирует такую циркуляцию: растворять и снова соединять вещество столько раз, сколько будет необходимо для получения самого совершенного симбиоза материи и духа – философского камня.

Таким образом, любое существо, чем бы оно ни было – минералом, растением, животным или человеком, - может стать философским камнем.

«Естественная философия металлов».

Что же такое алхимия? Для нас это только естественная наука, мать химии. Но средневековые алхимики вот как определяют свою науку: Алхимия, говорит Парацельс , есть наука превращения одних металлов в другие (Это небо философов). Подобное же определение дается и большинством алхимиков. Так, Дионисий Захарий в своем сочинении, озаглавленном «Естественная философия металлов», говорит: «Алхимия – это часть естественной философии, показывающая способ усовершенствования металлов, подражая, по возможности природе».

Роджер Бэкон , строгий мыслитель, дает более точное определение: «Алхимия есть наука приготовления некоторого состава или эликсира, который, будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы совершенные» («Зеркало алхимии»). Подобно этому Аргиропея есть превращение серебра в золото, а Хризопея – превращение в золото земли (Chrysopeiae et Argyropaeiae). В XVIII веке, когда химия сияла во всем своем блеске, надо было разделить обе эти науки, и вот как об этом говорит Пернети : «Обыденная химия есть искусство разрушать составы, которые сформировала природа, тогда как герметическая химия помогает природе их совершенствовать».

Но все эти определения имели в виду только высшую алхимию, на поприще изыскания которой работало только два сорта лиц: алхимики-суфлеры, не имевшие понятия о теории и работавшие случайно. Они, правда, искали философский камень, но только попутно, при производстве продуктов промышленной химии, каковы: мыла, искусственные драгоценные камни, кислоты, краски и пр.; это были родоначальники химии; они-то и продавали за деньги тайну изготовления золота; шарлатаны и мошенники, они делали фальшивые монеты. Многие из них были повешаны на вызолоченных виселицах.

Напротив, герметические философы, гнушаясь подобными работами, предавались изысканию философского камня не из жадности, но из любви к науке. Они имели специальные теории, которые не позволяли им удаляться за известные пределы.

Так, в приготовлении философского камня они работали обыкновенно только над благородными металлами, между тем как суфлеры имели дело с различными произведениями царств растительного, животного и минерального. Философы придерживались доктрин, сохраняющихся в неприкосновенности целые века, тогда как суфлеры мало-помалу оставили дорогостоящие изыскания, к тому же крайне медленные, и занялись производством продуктов повседневного обихода, приносящие хороший доход; таким путем химия превратилась постепенно в особую науку и отделилась от алхимии.

Лучше всего осветит вопрос отрывок из Беккера («Physica subterranea»): «Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей».

Теперь мы рассмотрим проблемы алхимии. Главная состояла в приготовлении эликсира, магистерия, философского камня , имеющего способность превращать обыкновенные металлы в благородные. Различали два вида эликсира: один – белый, превращавший металлы в серебро; другой – красный, превращавший их в золото.

Греческие алхимики знали это различие двух эликсиров; первый белил металлы, второй их желтил. Вначале за философским камнем признавалось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как то: производить бриллианты и другие драгоценные камни, исцелять все болезни, продлевать человеческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает, знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т.д.

Первые алхимики имели целью только превращение металлов, но позднее они себе поставили много других задач и даже создание одушевленных существ. Легенда гласит, Альберт Великий сделал деревянного автоматического человека – андроида , в которого могущественными заклинаниями вдохнул жизнь. Парацельс пошел дальше и предполагал сотворить гомункула – живое существо из мяса и костей. В его трактате «De natura rerum» имеется способ их создания. В одном сосуде заключаются различные животные продукты, коих мы не назовем; благоприятные влияния планет и легкая теплота необходимы для удачи операции. В сосуде образуется легкий пар и постепенно принимает человеческие формы; маленькое создание шевелится, говорит – рождается гомункул. Парацельс весьма серьезно описывает способ его кормления.

Алхимики искали также алкагест , или всеобщий растворитель. Эта жидкость должна была разлагать на составные части все погруженные в нее тела. Одни думали ее найти в едком калии, другие – в царской водке, Глаубер – в своей соли (сернокислом натрии). Они не сообразили только того, что если бы алкагест действительно все растворял, то уничтожил бы и содержащий его сосуд. Но как бы ошибочна ни была гипотеза, она помогает открытию истины; отыскивая алкагест, алхимики открыли много простых тел.

По существу, палингенезия приближается к идее гомункула, так как это слово означает воскрешение; и действительно, с помощью этой операции воспроизводили растение или цветок из его пепла, как указал Афанасий Кирхер в своем «Mundus subterraneus» («Подземный мир»).

Алхимики пробовали также извлекать Spiritus Mundi (Мировой дух). Эта субстанция, разлитая в воздухе, насыщенная планетным влиянием, по их мнению, обладает массой удивительных свойств, в особенности – растворять золото. Они ее искали в росе, в «flos coeli» - небесном цветке или «nostoc» - тайнобрачном, появляющемся после больших дождей. «Дождь во время равноденствия служит мне, чтобы заставить выйти из земли «flos coeli»или универсальную манну, которую я собираю, гною и выделяю из нее чудесным образом воду – истинный источник молодости, радикально растворяющий золото».

Проблема квинтэссенции была рациональнее. Надо было извлечь из каждого тела самые деятельные части, непосредственным результатом чего являлось совершенствование очистительных процессов.

Наконец, алхимики искали « or potabile » - жидкое золото. По их словам, золото, будучи телом совершенным, должно быть лекарством энергичным, сообщающим организму силу противодействовать всем болезням. Одни употребляли раствор хлористого золота, как это можно увидеть в следующем тексте: «Если налить воды в этот раствор, положить туда олова, свинца, железа и висмута, то золото, брошенное туда, обыкновенно пристает к металлу, и, как только вы помешаете воду, оно, будучи подобно грязи, смешивается и собирается в воде» (Glauber). Но обыкновенно шарлатаны продавали очень дорого под именем растворенного золота жидкость, имеющую желтый цвет, и в особенности раствор хлорной перекиси железа.

Таким образом, у алхимиков не было недостатка в предметах для испытания терпения, но большинство оставляло без внимания второстепенные задачи для Великого Делания. Большая часть герметических сочинений говорит только о философском камне.

Часто приходится слышать мнение, будто алхимики брели ощупью, как слепые. Это большое заблуждение; они имели весьма определенные теории, основанные греческими философами второго века нашей эры и продержавшиеся почти без изменений до XVIII века.

Единство материи.

В основании герметической теории лежит великий закон единства материи . Материя одна, но принимает различные формы, комбинируясь сама с собой и производя бесконечное количество новых тел. Эта первичная материя еще называлась «причиной», «хаосом», «мировой субстанцией». Не входя в подробности, Василий Валентин признает в принципе единство материи. «Все вещи происходят от одной причины, все они были однажды рождены одной и той же матерью» («Char de Triomphe de l’antimoine»). Сендивогий, более известный под именем Космополита , еще определеннее выражается в своих «Письмах». «Христиане, - говорит он, - хотят, чтобы Бог сначала сотворил известную первичную материю... и чтобы из этой материи способом отделений были выделены простые тела, которые впоследствии, будучи смешанными одни с другими, посредством соединения послужили бы к созданию видимого нами... В творении была соблюдена последовательность: простые тела служили для образования более сложных». Наконец, он так резюмирует все сказанное: «1-ое – образование первой материи, которой ничто не предшествовало, 2-ое – разделение этой материи на элементы и, наконец, 3-е – посредством этих элементов составление смесей» (Письмо XI). Под именем смеси он понимал всякое составное тело.

Д Эспанье дополняет идею Сендивогия, устанавливая постоянство материи, и говорит, что она может только изменять свои формы...

Алхимики работали, главным образом, на металлах, поэтому понятно, что они много писали о Книге Бытия и составе металлов.

Они дали им имена и знаки семи планет: Золото или Солнце, Серебро или Луна, Ртуть или Меркурий, Свинец или Сатурн, Олово или Юпитер, Железо или Марс, Медь или Венера.

Семь металлов. Их бытие.

Они разделяли металлы на совершенные, неизменяемые, каковы золото и серебро, и металлы несовершенные, изменяющиеся в «известь» (окись).

«Элемент “Огня” изменяет металлы несовершенные и их уничтожает. Этих металлов пять. Металлы совершенные от огня не изменяются» (Paracelse. Le Ciel des philosophes).

Посмотрим, каково применение герметической теории металлам. Прежде всего, все металлы должны происходить от одного и того же родоначальника – первичной материи. Герметические философы сходятся во мнениях относительно этого пункта. «Металлы сходны в “эссенции”. Они различаются только своей формой» (Albert de Grand). «Есть только одна первичная материя для всех металлов и минералов» (Basile Valentin). И, наконец: «Природа камней одна и та же, как и природа других вещей» (Cosmopolite).

Изречение Альберта Великого указывает на то, что материя одна во всех вещах, что все существующее разделяется лишь по форме, что атомы одинаковы меж собой и, группируясь, составляют различные геометрические формы; отсюда происходит различие между телами. В химии аллотропия оправдывает прекрасно этот способ суждения.

«Сера» есть отец (начало активное) металлов, говорит алхимия, а «меркурий» (начало пассивное) – их мать. «Меркурий есть ртуть, которая управляет семью металлами, ибо она их мать».

«Заметили, что свойства металлов зависят от серы и меркурия. Только различная степень варки производит разницу в металлической породе»

Металлы несовершенные рождаются первыми. Железо преобразуется в медь, медь – в свинец, свинец – в олово, затем идут ртуть, серебро и, наконец, золото.

Глаубер пошел дальше; он пустил в обращение странную теорию, будто металлы, раз дошедшие до состояния золота, проходят цикл в обратном порядке и, делаясь все более несовершенным, доходят до железа для того, чтобы вновь поднятся до благородных металлов; и так – до бесконечности. Золото есть совершенство и постоянная цель творчества природы; кроме недостаточного градуса варения или нечистоты серы и меркурия, различные случайности могут затруднять его действие.

Алхимики единогласно признавали влияние планет на металлы. Парацельс идет дальше и специализирует это действие. По его словам, каждый металл обязан своим рождением планете, имя которой он носит. Шесть остальных планет, соединенные каждая с двумя знаками зодиака, дают ему различные качества.

Металлы и минералы, сформированные на основе первичной материи, составленны из серы и меркурия. Степень варения, переменная чистота составов, различные случайности и планетные влияния производят различия металлов.

Заключение.

Алхимия – наука самая туманная из всех, оставленных нам в наследство Средними Веками. Схоластика со своей тонкой аргументацией, Теология с двусмысленной фразеологией, Астрология, столь обширная и сложная, - детские игрушки по сравнению с Алхимией.

Откройте один из важнейших герметических трактатов XV или XVI века и попробуйте его читать. Если вы не специалист в этом предмете, не посвященны в алхимическую терминологию и у вас нет некоторого познания в неорганической химии, вы скоро закроете книгу.

Некоторые скажут, что аллегории бессмысленны, что таинственные символы придуманы для развлечения... На это можно ответить, что не мудрено отрицать то, чего не понимаешь, и мало людей, которых препятствия только пробуждают вести борьбу.

Эти последние – избранники науки – имеют настойчивость, основную добродетель ученого. Когда перед ними встает проблема, они начинают трудиться без устали, чтобы найти ее решение. Знаменитый алхимик Дюма, начав с одного факта, употребил десять лет на разработку закона металепсии, то есть замены элементов.

Герметические трактаты действительно темны, но под этой темнотой скрывается свет (во всем есть доля истины).

Искав легендарный философский камень, алхимики сделали множество полезных открытий. И в переводе на современный научный язык некоторые их труды звучат вполне реалистично.


Список используемой литературы:

1. Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е.П. «Теории и символы алхимиков». – М.: Новый Акрополь, 1995

2. Беккерт М. Железо. Факты и легенды. – М.: Металлургия. – 1988

3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия: 8 класс (учебник) – М.: Дрофа, 1997

1. Ablation (Альбация)

Отделение компонента удалением верхней части, иногда сбрасыванием с поверхности, а иногда промакиванием используя перо или ткань. Например, снятие пленки.

2. Albification (Альбификация)

Делание материи в алхимической работе белой.

3. Ablution (Аблуция)

Очищение субстанции отмываниями с жидкостью.

4. Amalgamation (Амальгамация)

Составление амальгамы или сплава металла с ртутью. Также означает любой союз металлов.

5. Ascension (Асцензия)

Когда активная или тонкая часть возносится в флаконе, обычно под действием тепла.

6. Assation (Ассация)

Возвращение субстанции в сухую золу обжигом.

7. Calcination (Кальцинация)

Разрушение субстанции огненным жаром и сожжением, обычно в открытом тигле.

8. Cementation (Цементация)

Воздействие на субстанцию послойным смешением с порошковидным (часто едким) материалом, таким как известняк, к примеру. Эта микстура для взаимодействия помещается в цементировальную печь.

9. Ceration (Церация)

Делание субстанции мягкой и текучей подобно воску. Это часто совершается продолжительным добавлением жидкости и нагреванием.

10. Cineration (Цинерация)

Обращение в золу.

11. Circulation (Циркуляция)

Очищение субстанции круговой дистилляцией в пеликане или закрытом перегонном аппарате. Посредством нагревания жидкие компоненты разделяются, конденсируются и опускаются снова на субстанцию в сосуде.

12. Coadunation (Коадунация)

Другое название для коагуляции.

13. Coagulation (Коагуляция)

Преобразование тонкой жидкости в твердую смесь через некоторое внутреннее изменение, как свертывание молока, к примеру. Это может быть осуществлено разными способами-добавлением вещества, охлаждением иль нагреванием.

14. Coction Кокция (Варка)

Варка или нагревание вещества при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

15. Cohobation (Кохобация)

Частое удаление влажного компонента субстанции нагреванием. Зачастую влажный компонент (или некая другая жидкость) добавляется и процесс продолжается.

16. Colliquation (Колликвация)

Соединение или совместная плавка двух плавких субстанций

17. Coloration (Колорация)

Окрашивание субстанции добавлением красителя или цветной тинктуры. Окрашивание может затрагивать целое тело или поверхностный слой.

18. Combustion (Комбустия)

Сожжение субстанции на открытом воздухе

19. Comminution (Коммуниция)

Обращение субстанции в порошок или размалыванием, или растиранием или протиранием сквозь сито.

20. Composition (Композиция)

Сведение вместе двух разных субстанций.

21. Conception (Концепция)

Брак или союз женского и мужского аспектов субстанции

22. Concoction (Конкокция)

Варка или нагревание смеси субстанций при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

23. Congelation (Конгеляция)

Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто нагревания посредством.

24. Conglutination (Конглютинация)

Обращение субстанции в клейкую массу, часто через путрефакцию.

25. Conjunction (Конъюнкция)

Соединение двух противоположных компонентов, часто рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого, или даже стихий.

26. Contrition (Контриция)

Обращение субстанции в порошок только посредством огня.

27. Copulation (Копуляция)

Соединение или объединение двух противоположных компонентов, рассматриваемое чрез метафору союза Мужского и Женского, или союз фиксированного и летучего.

28. Corrosion (Коррозия)

Пожирание субстанции кислотой, щелочью или иным едким материалом

29. Cribation (Крибация)

Превращение вещества в порошок посредством протирания через сито или отверстия.

30. Crystallization (Кристаллизация)

Формирование кристаллов обычно из водного раствора субстанции, или их постепенным формированием в жидкости или ее постепенным выпариванием.

31. Dealbation (Деальбация)

Становление черной материи алхимического делания ослепительно белой.

32. Decoction (Декокция)

Вываривание субстанции в сосуде без добавления любого другого материала.

33. Decrepitation (Декрепитация)

Растрескивание и разламывание на части вещества под действием жара. Например соль каменная.

34. Deliquium (Деликвация)

Обращение твердого в жидкое помещением во влажное помещение, за счет поглощения атмосферной влаги. Или же росной влаги насыщенной флюидами.

35. Descension (Десцензия)

Когда тонкая или активная часть субстанции погружается на дно сосуда, скорее чем поднимается в виде пара.

36. Dessication (Дессикация)

Иссушение или удаление всей влажности из вещества.

37. Detonation (Детонация)

Взрывообразное горение субстанций от жара, например веществ смешанных с селитрою.

38. Digestion (Дигестия)

Медленная модификация вещества за счет умеренного жара.

39. Disintegration (Дезинтеграция)

Разрушение или разъединение субстанции на различные составляющие.

40. Dispoliaration (Дисполиарация)

Растворение или трансформация мертвой субстанции в жидкость.

41. Dissociation (Диссоциация)

Разрушение или разложение субстанции на составные части.

42. Dissolution (Диссолюция)

Растворение или преобразование субстанции в жидкость.

43. Distillation (Дистилляция, перегонка)

Перегонка. Отделение летучего компонента от субстанции нагреванием с последующим охлаждением и конденсацией.

44. Divapouration (Дивапорация)

Испарение сухих паров из вещества, которое может происходить при разных температурах.

45. Division (Разделение)

Разделение субстанции на стихии.

46. Ebullition (Эбуллиция)

Вскипание производимое через ферментацию.

47. Edulceration (Эдульцерация)

Отмывание солевой субстанции до тех пор, пока все соли не будут удалены.

48. Elaboration (Элаборация)

Общий термин для процесса разделения чистого от нечистого, и проведения субстанции к совершенству, которое может быть достигнуто различными средствами и процессами.

49. Elevation (Элевация)

Возведение тонких частей вещества вверх, далеко от телесных остатков, в верхнюю часть сосуда.

50. Elixeration (Эликсерация)

Обращение вещества в эликсир.

51. Evaporation (Эвапорация, Выпаривание)

Удаление водянистой части субстанции умеренным нагреванием, или выстаиванием в сухом месте длительное время.

52. Exaltation (Экзальтация)

Операция которой вещество возносится в более чистую и более совершенную природу.

53. Exhalation (Эксгаляция)

Выделение газа или воздуха из субстанции.

54. Expression (Экспрессия)

Извлечение соков посредством пресса.

55. Extraction (Экстракция)

Приготовление тончайших и чистейших частей субстанции, обычно вымачивая в спирте. Экстракт может быть отделен от остатка.

56. Fermentation (Ферментация, Сбраживание)

Сбраживание субстанции, обычно органической природы, часто сопровождаемое выделением пузырьков газа.

57. Filtration (Фильтрация)

Процесс или удаление грубых частей субстанции пропусканием через фильтр, шерсть, ткань.

58. Fixation (Фиксация)

Делание летучего постоянным, так, чтобы оно сохраняло в огне свои свойства.

59. Foliation (Фолиация)

Делание некоторых веществ слоистыми, подобно листьям друг на друге, слоям. Обычно теплом достигается..

60. Fulmination (Фульминация)

Приготовление фульмината или взрывчато-нестабильной формы металла. Иногда применяется к спонтанным случаям взрывов.

61. Fumigation (Фумигация)

Изменение вещества под воздействием едких дымов.

62. Fusion (Сплавливание)

Соединение порошкообразных субстанций вместе, или преобразование вещества в новую форму, посредством высочайшей степени огня, часто с применением плавочных флюсов.

63. Glutination (Глютинация)

Обращение субстанции в клейкую, клеевидную массу

64. Gradation (Градация)

Постепенное очищение вещества, обычно через серию стадий.

65. Granulation (Грануляция)

Обращение вещества в зерна или порошок. Различные есть для этого средства, как то – трамбование, перемолка, тепловой удар с перепадом температур и многие другие.

66. Grinding (Размалывание)

Обращение субстанции в порошок посредством ступки и пестика.

67. Humectation (Гумектация)

Процесс, которым веществу придается влажность, обычно не прямым добавлением жидкости, но постепенным процессом поглощения влажности.

68. Ignition (Игниция)

Само-обжиг субстанции самосгоранием в тигле.

69. Imbibition (Имбибиция)

Осуществление процесса длительным и постепенным добавлением нужного вещества.

70. Impastation (Импастация)

Когда материя, подвергающаяся путрефакции, обращается в подобие черной, густой и вязкой смолы.

71. Impregnation (Импрегнация)

Алхимический процесс, который некоторые сравнивают с беременностью дитем. Таким образом, импрегнация следует из союза или копуляции мужского и женского, и ведет к рождению нового вещества.

72. Inceration (Инцерация)

Приведение вещества в мягкое воскообразное состояние, обычно сочетанием с водой.

73. Incineration (Инцинерация)

Обращение вещества в золу сильным жаром.

74. Incorporation (Инкорпорация)

Смешение смешанных тел в конгломератную массу.

75. Ingression (Ингрессия)

Это происходит когда два вещества смешиваются таким образом, что не могут быть потом более разъединены.

76. Inhumation (Ингумитация)

Захоронение под землей, иногда используется для обозначения процесса что погребает активное вещество в темном землистом материале. Также используется для обозначения помещения сосуда в навоз.

77. Liquefaction (Ликвефакция)

Обращение твердого вещества в жидкое, обычно плавкой или растворением.

78. Lixiviation (Ликсивиация)

Окисление сульфидных руд через выставление их на воду и воздух. Формируется купорос.

79. Luting (Замазывание)

Запечатывание колбы с помощью замазки или смолистой массы для достижения герметичности...

80. Maturation (Матурация)

Общий термин, применяемый для идентификации появляющейся степени совершенства в работе.

81. Melting (Плавка)

Обращение металла или вещества в жидкость воздействием жара.

82. Mortification (Мортификация)

Здесь вещество подвергается своего рода смерти, обычно через путрефакцию, и кажется, что оно будет разрушено и его активная сила потеряна, но в конечном счете восстанавливается.

83. Multiplication (Мультипликация)

Процесс увеличения силы проекционного порошка.

84. Precipitation (Преципитация)

Осаждение субстанции на дно сосуда из раствора.

85. Preparation (Препарация)

Процесс посредстом которого лишние вещества удаляются, а нужные прибавляются..

86. Projection (Проекция)

Добавление фермента или тинктуры в субстанцию для произвеления эффекта трансмутации.

87. Prolectation (Пролектация)

Разделение вещества в тонкую и более крупную часть истончением или разрежением более тонких частей вещества, скорее чем огрублением земляной части.

88. Pulverisation (Пульверизация)

Разрушение вещества к меньшим фрагментам сквозь неоднократные удары тупым инструментом, типа молотка, или кувалды.

89. Purgation (Пургация)

Очищение вещества удалением грубой части.

90. Putrefaction (Путрефакция)

Гниение субстанции, часто под воздействием умеренного продолжительного влажного тепла. Например, в навозе. Обычно материя становится черной.

91. Quinta Essentia (Квинт Эссенция)

Создание квинтэссенции, или наиболее возвышенной и утонченной формы вещества.

92. Rarefaction (Рарефакция)

Делание субстанции крайне утонченной или воздушной.

93. Rectification (Ректификация)

Очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.

94. Reiteration (Реитерация)

Повторение процесса, особенно применимо к циклической перегонке, в которой дистиллят возвращается в сосуд, и процесс продолжается много циклов.

95. Resolution (Резолюция)

Это происходит, когда вещества, которые смешаны вместе, становятся яростно разделенными, будучи размещены в раствор. Таким образом молоко в этом смысле под действием уксуса расходится. Этот процесс подобен коагуляции.

96. Restinction

Здесь вещество в белом накале принесено к совершенствованию, закаливанием в жидкости возвышающей.

97. Retrogradation (Ретроградация)

Возвращение металла к его первичному раскрытому и живому состоянию.

98. Reverberation (Реверберация)

Обжиг при высокой температуре в реверберирной (отражательной) печи.

99. Revivification (Ревивификация)

Возвращение умерщвленной материи обратно к жизни, или реактивация ее.

100. Rubification (Рубификация)

Становление материи Делания из белой – красной.

101. Segregation (Сегрегация)

Разделение композитной субстанции на части.

102. Separation (Сепарация)

Делание двух противоположных компонентов отделенными друг от друга. Частенько чередуется с процессом конъюнкции.

103. Stratification (Стратификация)

Операция посредством которой производятся слои в веществе в колбе.

104. Subduction (Субдукция)

Отделение извлечения вниз от тонкой части как при фильтрации.

105. Sublimation (Сублимация, возгонка)

Это наименование процесса когда твердое вещество под действием тепла переходит в парообразную форму без жидкой фазы с последующей конденсации в твердом виде на холодной части сосуда. Пример нашатырь.

106. Subtilation (Субтиляция)

Отделение тонкой части вещества от грубой и тяжелой.

107. Transudation (Трансудация)

Это происходит, если эссенция, появляется выпотевающей в каплях в течение нисходящей перегонки.

108. Trituration (Тритурация)

Обращение вещества в порошок, не обязательно измельчением, но применением тепла.

109. Vitrification (Витрификация)

Делание субстанции стекловидной за счет сильнейшего жара и иногда добавления известняка.


В начале двадцатого века один французский школьник, мечтавший о карьере ученого, стал замечать странности у кур в отцовском курятнике. Разгребая лапами землю, они постоянно клевали крупинки слюды, кремнистого вещества, присутствующего в почве. Никто не мог объяснить ему, Луи Керврану (Lois
Kervran), почему куры предпочитают именно слюду и почему каждый раз, когда птицу забивали на суп, в ее желудке не было никаких следов слюды; или почему куры ежедневно несли яйца в кальциевой скорлупе, хотя они очевидно не потребляли никакого кальция из почвы, в которой постоянно не хватало извести. Прошло много лет, пока Кер-вран понял, что куры могли превращать один элемент в другой.

P.S. В 1873 году Фон Херцель опубликовал работу «Происхождение неорганических веществ». Ему принадлежит фраза: «Не земля рождает растения, а растения землю.»
Проведенные им с 1875 по 1883 года несколько сотен экспериментов убедили его в возможности биологических трансмутаций. Стоит заметить, что эксперименты по выращиванию растений из семян (или других частей растения) в герметичных колбах, на гидропонике с контролем состава питательного раствора и др, а также химический анализ золы выполнены на довольно высоком профессиональном уровне.
Хотя тема биологической трансмутации воспринимается сегодня исключительно как лженаука, за более чем 130 лет никто так и не попытался (во всяком случае в научной литературе не упоминаются) провести подобные эксперименты, что бы определить валидность (доказать или опровергнуть) результатов Херцеля.

Представьте себе, что перед Вами небольшой бассейн. В него поместили крабов. Вода в нем не содержит растворимых солей кальция, столь необходимых для построения их панцирей. В ней находятся только растворимые соли магния. В этом Вы лично убедились. Затем Вы несколько раз с перерывами побывали на территории бассейна, где увидели, как растут крабы. При этом на Ваших глазах проводились экспресс-анализы содержания магния в воде бассейна. Они показали постепенное уменьшение его содержания при отсутствии кальция. А крабы-то росли, увеличивались и их панцири, содержащие кальций. Это озадачивает.

Выявилось, что крабы оказались в экстремальной ситуации, и в условиях отсутствия солей кальция в воде бассейна, начали извлекать из нее соли магния, превращать магний в кальций и продолжать строить свои панцири из солей кальция. В это как-то не верится. Какое-то аномальное явление! Крабы оказались способными осуществлять превращение (трансмутацию) одного стабильного химического элемента - в другой, то есть осуществлять холодную ядерную реакцию - холодный термояд.

Этот эксперимент, в котором Вы мысленно участвовали, в реальной действительности провел в 1959 году французский исследователь Луи Кервран. Он же подметил, что куры, не получая солей кальция в потребляемых ими продуктах питания и воде, несут яйца в скорлупе, содержащей вышеупомянутый химический элемент. По его мнению, куры превращают калий, которого много в скармливаемом ими овсе, в кальций. Оказывается, что еще не вылупившийся цыпленок содержит в четыре раза больше кальция, чем было в яйце, из которого он появился, при почти неизменном весе скорлупы. Л.Кервран наблюдал и рост испанского мха на медной проволоке при отсутствии почвы.

Были и другие естествоиспытатели, подмечавшие, по их мнению, явления трансмутации стабильных химических элементов в органическом мире. Назовем некоторых из них. Так ганноверский барон Альбрехт фон Герцееле еще в 1873 году написал книгу "Происхождение неорганических веществ", в которой показал, как растения могут превращать фосфор в серу и магний в кальций. Француз Пьер Беранже в 1958 году показал, как при прорастании семян в растворе марганцевых солей происходит исчезновение марганца и появление железа. По этому поводу он опубликовал статью в научном журнале под названием "Мои результаты невероятны".

Вышеприведенные эксперименты Л.Керврана и наблюдения других исследователей с соответствующими выводами о трансмутации не воспринимались научной общественностью по причине их необычности, не укладывающейся в принятые научные догмы; были сомнения и в корректности проведения исследований. Но с течением времени становилось все больше наблюдений и экспериментов, показывающих реальность превращения одних стабильных химических элементов в другие различными представителями органического мира. А японский ученый Хизатоки Комаки в 1993 году на Международной конференции по холодному ядерному синтезу подтвердил достоверность ранее приведенных экспериментов Л.Керврана и выводов из них.

Не остался без внимания и человек как объект исследования на его возможную способность к превращению стабильных химических элементов. И в этом большая заслуга новосибирского ученого, академика В.П.Казначеева, убежденного сторонника проявления холодных ядерных реакций - холодного термояда, или как он называет - биотермояда - в человеке и в других представителях органического мира. В.П.Казначееву удалось установить, что по мере старения человека в его организме происходит превращение тяжелых стабильных нерадиоактивных изотопов в легкие, причем с выделением энергии. Имеется в виду потеря изотопа углерода 15 и накопление углерода 12. Были выявлены превращения и других элементов в человеке. По мнению В.П.Казначеева, в живой клетке осуществляется не только макромолекулярный белковый процесс (горение, окисление), но и неизвестный нам феномен холодного биотермояда. По исследованиям В.П.Казначеева, определенные бактерии способны переводить марганец 54 в изотоп железа 55.

В этой связи появление железо-марганцевых конкреций (мелких шарообразных скоплений минералов) на дне морей и океанов возможно обязано превращению марганца в железо в бактериальной среде донного ила.

В публикациях были попытки дать объяснение механизму трансмутации химических элементов. Высказывалось мнение, что в живой клетке осуществляются процессы холодного ядерного синтеза посредством митохондрий, представляющих собой структурно обособленные образования в клетке, ответственные за ее энергетику. Отмечают, что мыслительная деятельность человека связана с ядерными процессами, протекающими в его мозгу. А сами эти процессы носят характер триггеров - спусковых механизмов, запускающих все жизненные функции, протекающие в организме.

Человек представляет собой систему с высоким уровнем самоорганизации. В этой связи он имеет все данные для осуществления в определенных пределах саморегуляции наличия в своем организме химических элементов, необходимых для его жизнедеятельности и превращает при необходимости одни из них в другие посредством холодных ядерных реакций. Такая возможность представляется реальной в свете всего вышеизложенного материала, а в подтверждение можно привести такой факт. Ученые выявили, что негры одного племени в Африке в продуктах питания и используемой воде не получают несколько химических элементов, необходимых для их жизнедеятельности, но чувствуют себя здоровыми, количество же упомянутых компонентов в их органах не только сохраняется с течением времени, но иногда и увеличивается. Можно с большой достоверностью предположить, что механизм превращения одних химических элементов в другие в человеческом организме неизбежно сработает в процессе его адаптации к голоданию, болезни, перенесению других стрессовых ситуаций, приспособлению к условиям жизни в определенной географической или климатической зоне со всеми ее специфическими особенностями.

Низкоэнергетические ядерные реакции, осуществляемые во время технических экспериментов, и холодный термояд в биологических системах имеют свою специфику и отличаются друг от друга, но у них есть одна общность - выделение энергии в процессе превращения стабильных химических элементов, превышающая энергию, затрачиваемую на их осуществление. Данный факт имеет фундаментальное значение для выявления новых закономерностей ядерных и внутриядерных взаимодействиях и создания новейших энергетических установок. Намечаются и перспективы творческих поисков в новом научном направлении у физиков, химиков, биологов, медиков, агрохимиков, почвоведов, микробиологов и других специалистов.
Способность биологических систем к осуществлению холодных ядерных реакций - холодного термояда - может быть признана неотъемлемой особенностью живого вещества. Данный факт свидетельствует о колоссальной и пока еще таинственной силе жизни, способной преобразовывать одни стабильные химические элементы в другие. В этой связи уместен такой вопрос: вышеуказанная способность организмов была придана им Творцом при создании мира или возникла на определенном этапе развития жизни на земле. На каком именно? Как это вообще могло осуществиться?

Современное знание о человеке, его способностях и возможностях физиологии и энергетики сопоставимы с небольшой макушкой айсберга, возвышающегося над водой. А все наиболее полное знание о человеке представляет собой огромное, спрятанное под водой тело, называемое "Тайной мудростью человеческого организма", к которой попытался прикоснуться в своей известной книге того же наименования врач А.С.Залманов.

В условиях современного бурного развития науки и техники приходится наблюдать, как некогда отвергаемое старое получает признание и приобретает современное обличие, а фантастические идеи становятся реальностью, и этот процесс нельзя остановить.

Лекция 3.

АЛХИМИЯ

К оккультным наукам, без сомнения, можно отнести Алхимию. Первоначально в ее основе лежало все то же желание повелевать незримыми духами, которых мы видели в шаманской практике, но со временем алхимия обрела еще более прагматическую и конкретную цель – превращение низких металлов в золото посредством катализатора, называемого «Философским камнем» (Lapisphilosophorum). Было предложено много гипотез относительно происхождения алхимии. Одна из них полагает, что она была открыта людям таинственным египетским полубогом Гермесом Трисмегистом. Эта возвышенная личность, несущая в руках изумруд, по мнению египтян, являлась автором всех наук и искусств. В честь него все научное знание собирательно именуется герметическими искусствами. Когда тело Гермеса было предано земле в Долине Гебра, божественный изумруд был захоронен вместе с ним. Через много веков изумруд раскопали; по одной версии это сделали арабские мудрецы, по другой – Александр Македонский. С помощью могущества, присущего этому изумруду, на котором были выгравированы письмена Трижды Великого Гермеса (всего 13 предложений), Македонский завоевал весь известный тогда мир.

Долгое время алхимия оставалась поистине тайным учением, и до IX века единственным известным широкой публике алхимиком был аравиец Гебер, имя которого Абу-Муза-Джафар, прозванный Эль-Софи. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото привели к разным открытиям в химии и медицине. Крестоносцы привезли алхимию в Европу, и около XIII столетия Альберт Великий, Роджер Бэкон и Рэймонд Люли воскресили ее. Генрих VI, король английский, приглашал лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься изысканием философского камня.

Альберт фон Больштат (Великий).

Был первым и самым знаменитым алхимиком Европы. Он родился в 1206 году, умер в возрасте 74 лет. Он был велик в магии, силен в философии и непревзойден в теологии, медицине и физике. Был аристотелианцем, состоял членом Доминиканского Ордена, воспитывал Фому Аквинского в алхимии и философии. Был епископом Регенсбурга, в 1622 г. его причислили к лику блаженных. В молодости его считали слабоумным, но его искренняя вера была вознаграждена видением, в котором перед ним появилась Непорочная Дева Мария и дала ему великие философские и интеллектуальные способности. Став мастером магических наук, Альберт начал конструирование автомата, который он наделил способностью к речи и мышлению. Андроид, как назвал его создатель, был сделан из металла и неизвестной субстанции, выбранной согласно «велению звезд», и наделен духовными качествами через магические формулы и заклинания. Труд этот занял 30 лет. Согласно легенде, Фома Аквинский, посчитав механизм дьявольским, разбил его. Несмотря на это, Альберт оставил Фоме свои алхимические формулы, включая секрет философского камня.

Парацельс.

Настоящее имя – Филипп Ореалл Теофраст Парацельсус Бомбаст из Гонгейма. Также утверждал, что владеет философским камнем. Последователи называли его «князем врачей, философом огня, швейцарским Трисмегистом, преобразователем алхимической философии, верным секретарем природы, обладателем жизненного эликсира и философского камня, великим монархом химических тайн». Датой рождения Парацельса считается 17 декабря 1493 г. Отец его был врачом, мать руководила лечебницей. Еще молодым Парацельс заинтересовался сочинениями Исаака Голландца и решил реформировать медицинскую науку своего времени. Много путешествовал. В Константинополе арабскими мудрецами ему были доверены сектреты герметических искусств. Знание о природных духах и обитателях невидимых миров он, вероятно, получил от индийских браминов, с которыми вошел в контакт либо непосредственно, либо через их учеников. Стал военным лекарем, и его умение принесло ему огромную известность. По возвращению в Германию, Парацельс начал реформацию медицины. Его успехи принесли ему много врагов, т.к. те не могли повторить его чудеса. Его системы лечения по тем временам казались столь еретическими, что медленно, но верно его противники вытесняли Парацельса, заставляя искать убежища в новом, где он не был известен. Относительно личности Парацельса существует много противоречивых слухов. Несомненно, что он был вспыльчив. Ненавидел врачей и женщин (как известно, у него никогда не было любовного увлечения). Неумеренность, которую ему приписывали, навлекала на него много неприятностей. Даже в то время, когда он был профессором в Базеле, его мало кто видел трезвым. Обстоятельства смерти Парацельса неясны, но наиболее правдоподобна версия, что он погиб в драке с убийцами, нанятыми его врагами.

Соломон Трисмозин.

Соломон был учителем Парацельса. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что после многих лет странствий и поисков он нашел формулу превращения металлов и сделал огромное количество золота. Рукопись его, датированная 1582 г. и называемая «Великолепное солнце», находится в Британском музее. По слухам, Трисмозин жил 150 лет, благодаря своим алхимическим знаниям. Очень примечательное утверждение появляется в его работе «Алхимические блуждания», где он рассказывает о поиска философского камня: «Исследуй, что можешь, и то, что ты можешь, является частью того, что бы знаешь, и вот это-то ты действительно умеешь. То, что вне тебя, также и внутри тебя».

Принцип, высказанный Трисмозином, является фундаментальной догмой алхимии. Бог находится «внутри» и «снаружи» всех вещей. Он проявляет себя через рост, направленный изнутри наружу, через борьбу за выражение и проявление. Рост и умножение золота является не бо льшим чудом, чем произрастание из маленького семени куста, в 1000 раз большего этого семени. Если это может случиться с семенем растения, то почему бы этому не случиться с семенем золота, если «посадить его в землю» (основные металлы) и «питать» согласно секретным алхимическим рецептам.

Алхимия учит, что бог во всем; что он есть универсальный дух, проявляющийся в бесконечном множестве форм. Бог есть духовное семя, посаженное в темную землю (материальную вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вся вселенная субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется «возрождением», в материальном теле элементов – «превращением». Каждая песчинка, по представлениям алхимиков, содержит не только семена драгоценных металлов и драгоценных камней, но и семена солнца, луны и звезд. Точно так же, как природа человека отражает всю вселенную в миниатюре, так и каждая песчинка, каждая капля воды, каждая частичка космической пыли скрыты во всех частях и элементах космоса в форме маленьких зародышей – столь малых, что даже самый мощный микроскоп не может распознать их. Есть два метода, посредством которых может быть обеспечен их рост:

1) Природа, потому что природа является алхимиком, достигающим кажущегося невозможным;

2) Искусство, посредством которого результат достигается за сравнительно короткое время, тогда как природе для этого требуется бесконечно много времени.

Истинный мудрец согласует свою деятельность с законами природы, осознавая, что искусство алхимии есть просто метод, скопированный у природы, но с помощью некоторых секретов формула в значительной степени укорачивается, а процесс интенсифицируется. Посредством этого искусства семя, которое находится внутри души камня, может расти столь быстро, что в несколько мгновений гранитный камень может превратиться в большой алмаз. Поскольку семя находится во всех вещах, алмаз можно вырастить из любой субстанции во вселенной. Из некоторых субстанций, однако, это чудо выполнить гораздо легче, потому что в них зародыши алмаза были уже давно оплодотворены и таким образом более подготовлены для оживляющего процесса искусства. Алхимия, таким образом, может считаться искусством увеличения и приведения в совершенное состояние уже имеющихся процессов. Природа может осуществлять желаемые ею цели, или нет. Но с помощью истинного искусства природа всегда достигает своих целей, потому что это искусство не подтверждено пустой трате времени или вандализму стихийных реакций.

В своей книге «История химии» Джеймс Браун приводит такие цели алхимиков :

1) Приготовление сложного вещества, называемого элексиром, универсальным лекарством или философским камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро…

2) Создание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3) Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию.

4) Палингенез, или восстановление растений из пепла. Если бы алхимики преуспели в этом, у них была бы надежда оживлять мертвых.

5) Приготовление spiritusmundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6) Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.

7) Приготовление aurumpotabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее действие на человеческую природу.

Тот факт, что алхимия в основе своей является лишь слегка облагороженным шаманизмом, подтверждается космогонией алхимиков, известной нам, прежде всего, по трудам Парацельса. Согласно Парацельсу, каждый из четырех первичных элементов состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Воздух, следовательно, двойственен по природе – это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа «духовным воздухом». Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Вода понимается как состоящая из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две сущностные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая прореженная, подвижная, виртуальная. Общий термин «элементы» приложим к низшим, или физическим фазам этих четырех первичных элементов, а термин «стихийные сущности» (elementalessences, элементали) – к их невидимым, духовным составляющим.

Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организации. Подобно тому, как видимая природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и невидимый, духовный аналог видимой природы населен существами. Парацельс разделял их на 4 группы, которые названы гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми существами, во многом по форме напоминающими человека, и населяют свой собственный мир, неизвестный людям в силу неразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы мира грубых элементов. Парацельс пишет: «Они живут в четырех элементах: нимфы – в элементе воды, сильфы – воздуха, пигмеи – земли, и саламандры – огня. Они также называются ундинами, сильвестрами, гномами, вулканами и т.п. Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него тоже, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Каждому стихийному духу соответствующий элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера». Из вышеописанной космогонии вытекает и медицинская методика, применяемая алхимиками, которая также весьма напоминает шаманский опыт. Фундаментальный принцип герметической медицины состоит в том, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека. Согласно выкладкам Парацельса, эфирная теневая оболочка человека не распадается после смерти, но остается до тех пор, пока не распадется полностью физическая форма. Эти «эфирные двойники» видны часто на могилах и являются основанием веры в духов. Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо больше подвержен импульсам. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявляется как физическая болезнь. Парацельс, считая расстройства эфирного двойника наиболее важной причиной болезни, «искал способы гармонизации его субстанции, приводя в контакт с другими телами, чья жизненная энергия могла бы снабдить необходимыми элементами и была достаточно сильной для преодоления болезни, существующей в ауре страдающего. Как только устранена невидимая причина, беспокойство быстро проходит».

По Парацельсу, растения очищают атмосферу, принимая в себя окись углерода, выдыхаемую животными и людьми, но таким же образом растения могут перенимать от людей и животных болезни. Те низшие формы жизни, организмы и нужды которых отличны от людских, способны ассимилировать эти субстанции без вреда. Иногда же растения или животные умирают, жертвуя собой ради более разумных и, следовательно, более полезных созданий, которые при этом выживают. В любом из этих случаев пациент постепенно выздоравливает.

Философский камень.

Рецептура философского камня была неоднократно описана в многочисленных алхимических трактатах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик, не мог ничего понять. Некоторые из этих «рецептов» составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления философского камня в «Химическом своде» Базилиуса Валентиниуса. Если некоторые важнейшие данные в ней и зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка все же довольно проста. Там описывалось изготовление химическим путем кроваво-красной жидкости из ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь, в конце концов, нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде – и волшебный эликсир готов. Следует заметить, что в некоторых деталях все алхимические рецепты совпадают. Часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей, вещество несколько раз изменяет свою окраску – от черной к белой, затем к желтой и, наконец, к красной. Профессор Ван Ниевенбург в 1963 г. решил повторить многочисленные операции алхимиков. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой, он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение – скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Понятно, что с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно само содержало.

Гомункулус.

Помимо опытов по созданию философского камня и всеобщего растворителя алхимики пытались постигнуть тайны происхождения жизни и, сравнившись в этом с самим богом, создать искусственное существо – гомункулуса (от лат. «homunculus» — человечек). Античность знала много искусственных существ – от медного быка Молоха, проглатывающего осужденных и изрыгавшего из ноздрей дым, до шагающих статуй, охранявших покои царских усыпальниц. Однако все они были лишены самого главного качества, которое делает вещь живой, — души.

Наибольшую известность в деле оживления мертвой материи приобрел один из первых европейских алхимиков Альберт Великий. В то же самое время над сотворением искусственного человека бился испанский алхимик Арнольд де Вилланова, чьи достижения позже использовал Парацельс, создавший подробный рецепт выращивания гомункулуса. Рецепт таков: необходимо поместить в колбу-реторту свежую человеческую сперму, затем запечатать сосуд и закопать его на 40 дней в конский навоз. В течение всего периода «созревания» гомункулуса надо непрестанно произносить магические заклинания, которые должны помочь зародышу обрасти плотью. По истечении этого срока колба открывается и помещается в среду, температура которой соответствует температуре лошадиных внутренностей. 40 недель маленькое существо, родившееся в колбе, нудно ежедневно подпитывать небольшим количеством человеческой крови. Парацельс заверял, что если все сделать правильно, то на свет появится младенец, который затем вырастет до нормальных размеров и будет отвечать на самые сокровенные вопросы. В оккультной литературе того времени имелись и другие рецепты изготовления гомункулусов, но все они так или иначе перекликались с учением Парацельса и отличались от него лишь деталями. Выращивание гомункулусов считалось не только трудным, но и опасным занятием, т.к. неверные действия могли породить ужасное чудовище. Угроза исходила и со стороны церкви, которая запрещала под страхом смертной казни производить человека неестественным образом. Но тяга к «высшему знанию» для алхимиков всегда была сильнее церковных догматов: то и дело находились храбрецы, заявлявшие, что они покорили неодушевленную природу.

Голем.

На рубеже XVI – XVII вв. появилась легенда о равнине Иегуде-Леве Бен-Бецалеле и его детище Големе. Иегуда (известный так же как Махарал ми-Праг) родился в г. Познань. Самые известные его сочинения: «Тропы мира», «Слава Израиля» и «Вечность Израиля». Кроме религиозных трудов Иегуда написал много книг по астрономии, алхимии, медицине и математике. Он искал формулу оживления, полагаясь на указания Талмуда, в котором говорится, что, если бы праведники захотели создать мир и человека, они смогли бы сделать это посредством перестановки букв в непроизносимых именах бога. Поиск привел Иегуду к созданию искусственного существа по имени Голем. Жизнь в нем поддерживалась магическими словами, имеющими свойство притягивать из вселенной «свободный звездный ток». Слова эти были написаны на пергаменте, который днем вкладывался в рот Голема, а ночью вынимался, чтобы жизнь покинула это существо, т.к. после захода солнца тот становился буйным. Однажды Иегуда перед вечерней молитвой забыл вытащить изо рта Голема пергамент, и тот взбунтовался. Когда в синагоге закончили читать 92 псалом, на улице раздался страшный крик. Это мчался Голем, убивая всех на своем пути. Иегуда с трудом догнал его и порвал пергамент. Голем тут же превратился в глиняный чурбан, который до сих пор показывают в Пражской синагоге на ул. Алхимиков.

Позже говорили, что секретную формулу оживления Голема сохранил Элеазар де Вормс. Она занимала 32 столбца рукописного текста и требовала знание «алфавита 221 ворот», который используется при заклинаниях. Также упоминалось о том, что на лбу глиняного человека нужно было написать слово «ЭМЭТ», означающее «истина». Тоже слово, но со стертой первой буквой «МЭТ», переводилось как «смерть» и превращало Голема в неодушевленный предмет.

Огромный интерес к такого рода экспериментам проявляли и розенкрейцеры, усвоившие и развившие традиции алхимии. Вот что написано в секретных розенкрейцеровских актах: «В сосуде смешивается майская роса, собранная в полнолуние, две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. Сосуд ставится на умеренный огонь, отчего внизу отложится красная земля, верхняя же часть отделяется в чистую склянку и время от времени подливается в сосуд, куда еще подливается один гран тинктуры из анимального царства. Через некоторое время в колбе будет слышен топот и свист, и вы увидите в ней два живых существа – мужчину и женщину, совершенно прекрасных… Путем определенных манипуляций можно поддерживать их жизнь в течение года, причем от них можно узнать все, что угодно, ибо они тебя будут бояться и почитать».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!