Информационный женский портал

Генетический закон культурного развития психики. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций. Основной закон развития высших психических функций

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, "они затрагивают чувства и опыт, физиологию и поведение, формы познания и концептуализации" [Ортони, Клоур, Коллинз, 1996: 27]. Классификация эмоций является одной из сложнейших, до настоящего времени не решенных проблем современной общей психологии. На сегодняшний день существует множество классификаций, в основе которых лежат самые разные критерии. Эмоции различаются по способу воздействия на организм, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, форме развития, психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), предметному содержанию, направленности, особенностям своего выражения и т.д.

Определение набора "фундаментальных", или "базовых", эмоций имеет давнюю традицию (М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, П. Джонсон-Лэрд, Р. Плучик, С. Томкинс, Э. Нойманн, Я. Рейковский, К. Изард и др.). Основным критерием, позволяющим считать эмоцию базовой, является ее неразложимость. Большинство психологов, относя к "базовым" такие эмоции, как страх, радость, гнев, отвращение, любовь, печаль, не включает обиду в число "базовых" эмоций, что не снижает необходимость ее многостороннего описания.

Мнения ученых о природе происхождения эмоций расходятся. К базовым эмоциям относят те эмоции, которые проявляются у всех психически здоровых людей независимо от расы, пола, возраста, вероисповедания, т.е. данные эмоции являются врожденными.

Их появление и закрепление на генетическом уровне многие ученые приписывают результату долгого процесса эволюции, как средства, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [Дарвин, 2009: 89].

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [Немов, 2003: 437].

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Не все эмоции являются врожденными (или базовыми). Некоторые из человеческих эмоций представляют собой многокомпонентный комплекс, составленный из нескольких базовых эмоций (например, эмоция "зависть"), а некоторые возникают в результате социализации и проявляются как ответная реакция, принятая данным обществом на то или иное событие.

В нашей работе мы представим несколько классификаций базовых эмоций.

Кэррол Изард (англ. Carrol Izard , р. 1923 ) - американский психолог ; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций ; автор дифференциальной теории эмоций, в которой выделил три уровня состояний личности:

Экспрессивный.

Субъективный.

Данный ученый выделяет 11 базовых эмоций:

Радость.

Удивление.

Отвращение.

Презрение.

Горе-страдание.

Интерес-волнение.

Смущение [Изард, 2007: 65].

В отличие от К. Изарда Пол Экман , американский психолог, утверждает, что существует всего 7 базовых эмоций:

Радость.

Удивление.

Отвращение.

Презрение [Экман, 2010: 24].

Гештальт-терапия утверждает, что базовых эмоций еще меньше:

Агрессия.

Радость.

Все остальное является оттенками и интерпретациями.

У. Макдауэлл выделяет следующие базовые эмоции:

Отвращение.

Эйфория.

Подчинение.

Чуткость.

Удивление [Макдауэлл, 2000: 78].

Как мы видим, разные ученые выделяют различные эмоции как базовые, но большинство из них считают радость, страх и гнев базовыми. Не все выделяют печаль, и только гештальт-терапия определяет обиду как базовую эмоцию.

На основании приведенных выше данных мы можем утверждать, что классификации базовых эмоций варьируются, но так как одна из школ признает эмоцию "обида" базовой (но многокомпонентной, так как вызывает в человеке смесь амбивалентных чувств, возникающих при сопоставлении действительности с неоправданными ожиданиями) мы будем рассматривать в дальнейшем исследовании эту эмоцию как базовую и, следовательно, присущую всем психически-здоровым людям.

Более подробно охарактеризуем обиду как базовую эмоцию в следующем параграфе.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.


8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоция – одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

  • Что такое эмоции.
  • Что ощущает человек.
  • Сложные эмоциональные состояния.
  • Настроение и чувство — в чем разница.
  • Фундаментальные эмоции человека.
  • Характеристики эмоций.
  • Эмоции по Плутчику и Изарду.

Что такое эмоции.

Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет что это такое. Или, по крайней мере, точно так думает.
Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь, испытывая эмоции мы автоматически считаем их неотъемлимой частью себя самих, а значит чем то само собой разумеющимся. К сожалению, часто бывает так, что именно те вещи, которые кажутся нам слишком очевидными наиболее часто остаются без внимания.

Еще одна причина заключается в том, что мы часто испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств, когда мы с трудом можем сказать что именно мы испытываем — радость ли, или просто удовлетворение, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия — грусть вызывает у нас нечто похожее и на радость и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например из разочарования, горя и гнева, а ведь это ни что иное как хорошо знакомая всем обида.

Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем «здесь и сейчас». В лучшем случае мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми на этот момент, да и то, если они достаточно ярко выражены. И наверное каждому знакомо состояние, когда нам сложно сказать что мы чувствуем — то ли хорошо, то ли плохо, то ли радостно, то ли грустно, а в общем непонятно как.

Зачем нам знать о своих эмоциях?

Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?

Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни.
Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том как они устроены?

Думаю на это вопрос вряд ли можно ответить как то определенно. Ведь любое знание изначально существует не просто так, а по причине своей целесообразности, потому, что оно нам для чего то необходимо. И если вам интересен какой то вопрос, то на то уже, вероятно, есть своя причина, она и делает его изучение целесообразным.

А вообще то, этот вопрос во многом риторический. Задайте себе другие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире».
Это несколько так называемых экзистенциальных вопросов, и существует две категории людей, для одной эти вопросы пустая блажь, для других, возможно, одни из самых важных в их жизни. И если вы попали во вторую категорию, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес.
Почему это важно?
Потому что вопрос об эмоциях, это вопрос о том, что именно я чувствую. А ведь это именно то, из чего, ни много ни мало состоит наша жизнь. И в этом стоит разобраться.

Такой трудный вопрос — что я сейчас чувствую?

Попробуйте ответить на этот, на первый взгляд незамысловатый вопрос и скорее всего вы придете в замешательство. Потому что вы не только не сможете вычленить свои эмоции по отдельности, но также и не сможете описать свое состояние, так чтобы вы сами сказали — да, это именно то, что я и чувствую на самом деле. Почему не получается? Да потому, что это вероятно, самая непростая задача в мире. Вы никогда не задумывались на тему — чем отличается талантливый писатель от посредственного? А ведь все дело в том, что он обладает тем редким даром, который и способен передать внутреннее состояние человека читателю достоверно. Однако, даже такие способные люди едва ли могут дать нам почувствовать эмоции исчерпывающим образом.
Все дело в природе эмоционального фона, ведь это всегда ни что иное как сложная смесь разных эмоций, и даже если каждую из них мы и могли бы назвать по-отдельности, то в совокупности это всегда останется тем, чему мы сможем дать лишь смутное название.

Несмотря на все сказанное, мы можем попытаться представить себе какую — либо жизненную ситуацию и постараться воспроизвести свою возможную реакцию на нее, с позиций «что вообще происходит при этом в поле моего сознания».
А возможно, в ходе этой работы нам удастся разобраться и с вопросом об эмоциях.

Реконструкция события.

Представьте себе ситуацию, что вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из сосновых иголок. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась меленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту взошла луна и осветила дорожку так, что вы увидели забор соседнего к вам дома. Вы облегченно вздохнули и зашагали домой.

А теперь давайте попробуем себе представить что мы могли ощущать в это короткий промежуток времени, пусть это заняло у нас, например только одну минуту.

Анализ ощущений во время события.

Мы идем и мы охвачены тревожным предчувствием, это едва заметный страх плюс ожидание неизвестного. От этого мы ощущаем легкий холодок в области солнечного сплетения и спины. Нас даже совсем слегка тошнит. Мы чувствуем ногами землю, и легкую прохладу вечернего воздуха, мы ощущаем досаду от того, что забыли фонарь и легкое чувство вины оттого, что забыли дорогу. Вдруг мы видим тень и на нас немедленно обрушивается поток ужаса, холодеют руки, спина и выступает пот, слегка дрожат колени, в голове мелькает история о вампирах из книги, которую недавно прочитали, но в тот же момент приходит рациональная оценка ситуации и ужас проходит, но след его мы чувствуем еще некоторое время. Мы подходим к месту, которое напугало нас и чувствуем опасение (затихнувший, но все еще живущий в нас страх) и надежду на то, что здесь никого нет что нам все показалось. И вот, мы выходим на тропу, видим свет луны, собаку и забор, и в нас возникает чувство облегчения и легкой радости от того, что ситуация завершилась так быстро и благополучно. Наше настроение вернулось на прежний уровень и мы ощутили эмоциональный подъем, который, возможно, чувствовали все время в период сегодняшней прогулки по лесу. Мы вспомнили, что в доме нас ждут родные и близкие и через несколько минут мы увидим их. В нас поднимается чувство любви, которое еще больше поднимает настроение и дарит тепло, которое мы ощущаем буквально физически.

Вот тот, возможно далеко не полный перечень ощущений, которые мы могли бы пережить в описанной ситуации.

А теперь давайте разберемся, что же мы чувствовали.

1. У нас были физические ощущения, некоторые из которых порождались эмоциями (холод, потоотделение, дрожь, тепло), а некоторые окружающим нас миром (звуки, тени, запах, ощущения холодного воздуха и дороги под ногами).
2. Мы испытали эмоции — тревога, страх, ужас, досада, вина, облегчение, радость.
3. Мы испытали более сложные комплексы эмоций, давайте назовем их чувством и настроением.
Например, вспоминая своих близких, мы испытали любовь и теплоту, и мы восстановили некий эмоциональный баланс — настроение.
4. Мы рационально оценивали сложившуюся ситуацию и, эта оценка очевидно влияла на наш эмоциональный фон. Кроме того, были задействованы механизмы памяти, например, мы вспоминали книгу которую читали и скорее всего вспоминали похожие ситуации, в которые мы, возможно, попадали ранее.
Но не только это. Предположим, что мы также задействовали и некую память об эмоциях, ранее пережитых нами, ведь иначе, откуда бы мы узнали, что ужас это ужас, а радость это радость. Кроме того, мы пережили автоматическую реакцию — ужас, который вовсе не был следствием рациональной оценки событий. Мы просто увидели тень в лесу, и в тот же момент, автоматически ощутили мощную эмоцию и прилив адреналина, которая породила в теле физические реакции, такие как крайнее возбуждение, дрожь в коленях, потоотделение и холод в спине.

Вот каковы были последствия пережитого нами маленького триллера. И все это произошло в течении не более одной минуты, а в реальной ситуации мы могли бы пережить это и куда быстрее.

Анализ пережитого возможно подскажет вам то, что стало, в общем то очевидным, пережитые эмоции отличались друг от друга. Отличались их последствия. Давайте проанализируем, чем могут отличаться эмоции друг от друга и от чего они зависят.

Эмоции могут отличаться:

— По интенсивности (тревога и ужас, очевидно, относятся к одной группе, но они разные по интенсивности).

— Восприниматься нами качественно. Например, как приятные, неприятные и нейтральные (любовь обычно воспринимается как приятная эмоция, а страх как неприятная — но так происходит не всегда).

— Эмоции связаны с памятью и с ощущениями в теле (они могут как порождать эти ощущения, так и быть ими порождены).

— Они обусловлены. То есть связаны с причиной и одновременно они целесообразны (возникают вследствие и для чего то).

Так например, причиной эмоции может быть автоматическая реакция на опасность, как ужас который возник в нас без участия рационального осмысления ситуации.
Целесообразность такой автоматической реакции заложена в нас природой. Это подготовка либо к бегству, либо к сражению за свою жизнь, для этого и происходит выброс адреналина.
В этот момент мощная животная и автоматическая реакция мгновенно подготовила наш организм к выживанию без участия нашего, слишком медленного в таких ситуациях рационального ума.

— Эмоции оцениваются нами с рациональных позиций. Например, у нас есть понимание того, как называется то или иная эмоция, с чем она связана, мы оцениваем ее качество и интенсивность (заметьте, что здесь речь идет о двух разных оценках, это собственно непосредственное восприятие эмоции — например ее интенсивности, а также последующая рациональная оценка того, что уже было испытано, так мы автоматически (без участия рационального мышления) отдаем себе отчет в разнице между страхом и ужасом).

— Еще, эмоции могут быть более или менее сложными, и вместе создавать как бы цельный эмоциональный фон, который, при внимательном рассмотрении, представляет из себя комплексно проявляемый эмоциональный ряд.
Например, чувство вины, которое мы виртуально испытали в описанной ситуации, это чувство сложное и состоит из нескольких более элементарных эмоций, а именно, из страха, стыда, гнева и горя.

Следует отличать вину и стыд, стыд это эмоция, касающаяся того, кто я есть и что я сделал, а вина только того, что я уже сделал. Естественно эта грань очень тонка, ведь действия можно произвести в своем воображении и испытывать, таким образом вину за то, что на самом деле не было совершено.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!