Информационный женский портал

О душевных и телесных недугах. Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Порфирий кавсокаливит

Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.

Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”, подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”, которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”, нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.

Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека.

Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”.

Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “.

Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”.

Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”.

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.) , не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.

Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

7. Кол. 3,3 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия ”.

Старец Порфирий Кавсокаливит наряду с блаженным Паисием Святогорцем - один из самых почитаемых православным миром подвижников XX века. Святой - по сути, наш современник, который застал технический прогресс, полет человека в космос, и который, несмотря на все многообразие и соблазны современного мира, не утратил связи с Богом. В то же время, он так близок и понятен каждому. С фотографий святого Порфирия на нас смотрит доброе и неизменно улыбающееся лицо, хотя жизненный путь старца отнюдь не был простым.


Несмотря на все невзгоды и болезнь, он неустанно трудился телом и душой, никогда не роптал и не молил об исцелении, а все свои духовные дары отдавал людям. Душа его всегда была полна любовью к Богу и человеку.

Старец Порфирий (в миру - Евангелос Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года в деревне Агиос Иоаннис на острове Эвбея в бедной крестьянской семье, он был четвертым из пятерых детей. Его родители, Леонид и Елена, отличались набожностью и благочестием. Отец был певчим в местном храме и взял на себя обучение детей основам веры.

Бедность заставила отца семейства отправиться на строительство Панамского канала. Сын же, окончив всего лишь два класса, был вынужден оставить школу и идти работать. Поначалу он устроился на угольную шахту, затем в лавку бакалейщика. Ему пришлось рано повзрослеть, и, как позже с иронией сказал сам старец, он «начал бриться в восемь лет». С раннего детства его отличали трудолюбие и исполнительность, а внешняя серьезность делала старше, чем он был на самом деле.

Читая день за днем житие Иоанна Кущника, Евангелос мечтал о монашеской жизни на Афоне. Втайне от семьи в возрасте двенадцати лет он отправился на Святую гору. На борту корабля, следовавшего на Афон от Салоник, мальчик повстречал добродетельного старца Пантелеимона, своего будущего духовного наставника.

Прибыв на Святую гору, Евангелос останется с братьями Пантелеимоном и Иоанном в келье Святого Георгия на Кавсокаливии. С радостью и большим духовным рвением принял он послушание, никогда не жалуясь на суровые условия, хоть и приходилось ему спать на холодном полу кельи, укрываясь лишь тонким одеялом даже снежными зимними ночами. Непрерывный физический труд и духовная работа были в радость смиренному юноше.

Через некоторое время после прибытия на Афон, Евангелос был пострижен в монахи с именем Никита.

Однажды, придя в церковь до начала службы, он стоял в одиночестве и тихо молился. В этот момент в храм вошел 90-летний старец Димитрий, бывший русский офицер. Не заметив молодого монаха, он начал молитву. На молящегося старца излилась такая благодать, что он воспарил в воздухе, не касаясь пола. Божья благодать коснулась и инока Никиты. Возвращаясь после литургии назад в келью, юный монах почувствовал такую радость и любовь в своем сердце, что, воздев руки к небу, он громко воскликнул: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!».

Вместе с благодатью получил монах Никита и особый дар Божий: он мог предвидеть будущее, созерцать прошлое, словно сам в нем присутствовал, понимать язык птиц, видеть ангелов и бесов, мог исцелять тело и душу человека. Наделенный Божьей благодатью, он никогда не использовал ее для себя, даже тяжело заболев, не попросил Бога о здравии.

Жизнь в благодати открывается избранным, и для большинства людей остается непостижимой тайной. Видимые проявления благодати человек пытается объяснить в силу своих человеческих возможностей. Зная об этом, старец Порфирий пояснял: «Это не наука, не искусство, это - Благодать».

Монах Никита желал навсегда остаться на Святой горе, но воля Божья была иной. Он тяжело заболел: воспаление легких переросло в плеврит. Духовные наставники приказали Никите оставить Афон и отправиться в больницу. Через некоторое время, пройдя лечение и почувствовав себя лучше, он вновь вернется в свою келью на Святую гору. Однако здоровье его вновь начало ухудшаться, и старцы, опасаясь за его жизнь, отправили юношу обратно, не благословив на возвращение на Афон.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит. Фото с сайта - 3.bp.blogspot.com

Однажды в монастыре святого Харлампия на несколько дней остановился архиепископ Синайский Порфирий III. Познакомившись с отцом Никитой, он был впечатлен его подвижничеством и благодатным даром. 27 июля 1927 года архиепископ рукоположил 21-летнего отца Никиту во священники, дав ему свое имя.

Митрополит Пантелеимон заметит, что отец Порфирий, несмотря на юный возраст, очень внимательно, вдумчиво и с пониманием относится к людям и их переживаниям, и назначит его монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий будет нести до 1940 года. Слава о добром и понимающем человеческую душу батюшке распространится по всей округе, люди станут приходить к нему и днем, и ночью. Часами без перерыва он принимал, выслушивал и давал наставления. За свое неустанное служение отец Порфирий в 1938 году был возведен в сан архимандрита.

Через два года он оставил монастырь Святого Харлампия и переехал в Афины, где получил назначение в храме святого Герасима при больнице. Здесь он прослужит 33 года, помогая тысячам людей обрести душевное спокойствие, и исцеляя от болезней по дарованной ему благодати. Сам же отец Порфирий, непрестанно трудясь, к концу своей службы заболел почечным недугом, который сильно запустил. Даже несмотря на болезнь, он не переставал помогать людям. И, когда, в марте 1970 года вышел на пенсию, продолжал служить при больнице до назначения преемника.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит

Будучи на пенсии, отец Порфирий служил в древнем храме Святителя Николая в Пендели вплоть до августа 1978 года, когда с ним случился инфаркт. Двадцать дней старец провел в больнице, а затем несколько месяцев оставался в доме своих друзей в Афинах.

В 1979 году старец поселился в Милеси, где построил храм Преображения Господня. Здоровье его ухудшалось, в 1987 году он перенес операцию по удалению катаракты на левом глазу, но из-за ошибки врача вскоре почти потерял зрение. Почечная болезнь давала о себе знать, а вместе с ней и другие недуги, которые старец Порфирий неизменно переносил со смирением. Непрерывно чувствуя боль, преподобный продолжал трудиться как наставник своих духовных чад.

Святой Порфирий был и остается свидетельством Божьей благодати, своими деяниями он показывал людям, что Господь милостив и, что путь к нему открыт для каждого.

Сохранилось множество высказываний святого в назидание человеку, вот одно из них:

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги, и увидишь, какую от этого получишь пользу».

В каждую эпоху Господь посылает на землю праведников - чтобы люди брали в них пример, впитывали их мудрые наставления. Известный афонский старец Порфирий Кавсокаливит, живший в 19 в., прославился своими изречениями а также даром лечить людей.


Подвижничество

Родился Евангелос (имя до принятия монашества) в простой греческой семье. Родители его твердо хранили истины православной веры, научили и сына слушаться Бога. Бедные крестьяне не смогли дать сыну образование, поскольку не имели на это средств. С малых лет ребенок вынужден был работать - помогал на огороде, пас скотину, торговал. Мальчик уже тогда потянулся к Богу, вдохновившись житием одного святого.

Но достигнуть своей мечты он смог лишь в возрасте 15 лет. Один знакомый афонский монах решил взять его в свою келью. Скит, они где проживали, назывался Кавсокаливия. Юноша сразу стал вести жизнь подвижника:

  • очень мало спал, для чего ложился прямо на пол;
  • не носил обувь;
  • работал на огороде;
  • много времени проводил в молитвах.

Вскоре братия сочла, что Порфирий Кавсокаливит достоин принять монашеское звание.


Отъезд с Афона

Подвижнические подвиги основательно подорвали здоровье молодого человека. Его несколько раз отправляли лечиться, но вскоре стало понятно, что климат святой горы не подходит монаху. Его благословили поехать в другой монастырь. Вскоре местный архиепископ рукоположил будущего старца в священника, дав ему новое имя - Порфирий. Вскоре его поставили монастырским духовником. Это очень большая ответственность, ведь необходимо следить за духовным здоровьем всей братии.

Со временем святой стал архимандритом, помогал в больничном храме Афин. Видя мудрость и прозорливость Порфирий Кавсокаливита, к нему часто даже врачи обращались за советом. Все деньги (а их было не так много), которые полагались священнику за работу при госпитале, он отдавал на нужды своих родственников. Архимандрит организовал несколько мастерских, чтобы дать людям возможность заработка.


Смерть

Под конец жизни Порфирий, как и мечтал, сумел вернуться на Афон. Он поселился в своей прежней келье, взяв нескольких учеников. Дата смерти была открыта ему заблаговременно. Вместе со своими келейниками он подготовил могилу, рядом со своим домиком. Много он размышлял о том, как встретится со Спасителем и будет держать перед Ним ответ.

Поучения

Старец Порфирий Кавсокаливит давал советы всем, кто приходил к нему за духовной помощью. Он учил людей всегда жить в мире. Поскольку человек существо духовное, то он должен заботиться о чистоте своих помыслов, не допускать гнева, раздражения. Даже мысленная агрессия способна нанести глубокие раны окружающим.

  • Многих отвращает от Бога то, что в мире есть болезни. Старец же утверждал, что даже такая страшная болезнь, как рак, посылается не зря - через нее люди попадают в рай.
  • Как можно чаще надо читать Священное Писание. Если какое-то слово запало в душу - над ним надо отдельно размышлять.
  • Людям следует каяться, иначе они не смогут спастись

Много наставлений старец Порфирий Кавсокаливит дал родителям о детях. Почему сегодня рождается много больных детей? Потому что их папа и мама не любят друг друга, часто ссорятся. Все это даже грудной младенец понимает и воспринимает.

  • Никогда в присутствии детей взрослые никогда не должны ругаться. Даже разговор на повышенных тонах может травмировать душу ребенка.
  • Беременная женщина получила от Бога очень почетный дар - материнство.
  • Жизнь начинается с зачатия - надо разговаривать с ребенком, гнать от себя плохие мысли. Настроение матери передается малышу.

Обращаться к старцу можно как с молитвами о здравии, так и об умножении веры.

Тропарь

Радуйся Афона смиренное овча,

Порфирие, Любви проповедниче,
Монахов славо, святых удобрение,

Овому бо Духом дадеся рассуждение,
Другому же вера и действия сил.
Тебе же, купно вся открышася,
Яко таинннику Божия Благодати.

Старец Порфирий Кавсокаливит - советы, житие was last modified: Июнь 7th, 2017 by Bogolub

Афонский Архимандрит Георгий Алеврас Кавсокаливит

Некоторое время назад, а именно 25 декабря 2014 года, Синод Московского Патриархата и всея Руси принял решение, после Доклада Председателя отдела внешних церковных связей Священного Синода Преосвященного митрополита Илариона о канонизации Преподобного Порфирия Kавсокаливита и включении его имени в месяцеслов Русской Православной Церкви. Год назад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил своим письмом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей о причислении к лику святых Преподобного Порфирия Кавсокаливита решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви от 27 ноября 2013 года. Протоколом 133 от 25.12.2014 закреплено Решение о включении Преподобного Порфирия Кавсокаливита в месяцеслов Российской Православной церкви, и теперь каждый год 2 декабря будет праздноваться день памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита Русской Православной Церковью и всеми благочестивыми людьми России.

Мое волнение не поддается описанию. Преподобный Порфирий был моим духовным отцом на Священной горе Афоне с 1985 года. Вплоть до его кончины, 2 декабря 1991 года я жил с ним в его скромной келье внутри которой была маленькая церковь посвященная Святому Георгию Победоносцу. Служа планам моего духовного отца и его завещанию, я посетил Россию как президент некоммерческой компании ELAIA.

19 декабря 2009 года благословлением Божьим, я встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В моем визите меня сопровождал генеральный директор компании ELAIA, писатель и исследователь г-н Иоаннис Корнилакис. Целью нашего визита было получить из рук Святейшего Российского Патриарха, его предисловие, которое украсило редкую, коллекционную книгу неопубликованных доселе писем (930 писем) первого губернатора Греции и министра иностранных дел России Иоанни Каподистрия (исторический период 1809-1827). Это исторические документы, которые до сих пор не были изданы об истории Греции, России и всей Европы.

Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил нас за нашу инициативу. Признавая, что аналогичные исторические усилия, прямо ведут к познаванию, единству и солидарности между народами двух стран православной России и Греции. Он также подчеркнул, что «Иоаннис Каподистрий является самым вернейшим путем греко-российских отношений».

Благодаря представившейся нам возможности визита и нашей встрече, мы преподнесли Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу - икону, результат исключительного вдохновения Афона. Икона эта является символом единства, основанного на молитве Иисуса Христа. Икона Божьей Матери Патриотки «Да будет едино…». С этими тремя словами отошла к небу и святая душа Преподобного Порфирия 2 декабря 1991 года. Эти же самые слова, использовал и первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий, в своем письме к духовенству греческой церкви того времени. На нашей встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом мы взяли на себя обязательство, с Божьей помощью, сотворить русскую версию образа Богоматери Единства, во всем величии достойного Православного народа России. Принимая из рук Святейшего его предисловие к книге собрания писем Иоанниса Каподистрия, я с большой любовью молвил ему: «Ваше Святейшество, я духовный сын Преподобного Порфирия.

Первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий был исключительно благородным дипломатом. На родине его дипломатической карьеры в России, я имел честь встретиться с не менее исключительным дипломатом Российской Федерации, который в то время был Полномочным Представителем Президента России Дмитрия Медведева в Центральном федеральном округе. Это был господин Георгий Полтавченко. Благородный дипломат, который 31 августа 2011 года, был избран управлять Губернаторством Санкт-Петербурга, а именно через 180 лет после убийства Иоанниса Каподистрия 27 сентября 1831. Это может быть Божественным знаком, поскольку именно в Санкт-Петербурге приступил к своим дипломатическим обязанностям советника императора России Александра I Иоаннис Каподистрий. Эта встреча принесла вдохновение, что еще до издания всех писем Иоанниса Каподистрия им будет предшествовать 800-страничный труд г-на Иоанниса Корнилакиса под названием «Иоаннис Каподистрий Святой политик».

Важно также, что впервые этот труд был представлен в посольстве РФ в Греции 16 декабря 2010 года, после написания предисловия к этой книге Послом России. Книга описывает важные моменты нашей общей истории, помощь и участие России в восстановлении греческого государства, о чем собственно и свидетельствует Иоаннис Каподистрий в своих письмах.

Известно, что Святой Николай Чудотворец является одним из любимейших почитаемых святых русского народа. Именно в Соборе Святого Николая в городе Трикале впервые была представлена 6 декабря 2011 года, достоверная и великолепная русская версия Иконы Божьей Матери Единства (Патриотки «Да будет едино...»). Бог услышал наши молитвы. Наше обещание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу стало реальностью. 11 ноября 2012 года в Соборе Святых Константина и Елены в Кардице, приветствовали новый образ Богородицы. Два епископа греческой церкви приветствовали образ, Греческая армия с воинскими почестями сопровождала Образ и тысячи тысяч людей молились ему.

Хочу здесь рассказать и о своей личной связи с этими двумя городами в Центральной Греции. Первый город Трикала - это земля моего рождения. Второй город Кардица - является городом моего посвящения, как монах я был пострижен на Святой Горе Афона, а в городе Кардице я был посвящен Митрополитом Кириллом в сан Иеромонаха и Архимандрита 8 ноября 2006 г. В Православии священным правилом считают завет Самого Иисуса, чтобы люди наблюдали за божественными знаками. Я считаю Божественным знаком мою связь с этими двумя греческими городами, поскольку эти же самые города связывают важного святого Православия Святого Арсения Элассонского, который ознаменовал своим присутствием, как землю, так и Православную Церковь России. Преподобный Арсений Элассонский родился в одной из деревень города Кардица.

Свое обучение проходил в городе Трикала. Был посвящен Иеромонахом и Священником в монастыре города Трикала. Приглашенный в Константинополь, он получает сан Архиепископа другого греческого города Элассонас. В 1588 году он сопровождал Патриарха Константинопольского Иеремии II в Московию, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском Соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха Всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле. В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле.

В декабре 1613 короновал императора Михаила I Федоровича и в 1615 году стал Архиепископом Суздальским (Суздаль), помогая изо всех сил, стимулировать культурные греко-российские отношения.

За последние восемь лет, через некоммерческую организацию ELAIA мы также старались стимулировать греко-российские отношения, большими трудами и жертвами. Мы хотели выразить и показать те чувства, которые испытывает к своему братскому российскому народу весь греческий народ. Хотя нас постоянно многие обвиняют в про-русских настроениях, мы не были обескуражены и продолжаем наши благословенные усилия. Огромная часть греческого народа с большими надеждами смотрит на Россию, в то же время другие относятся к нам с подозрением. Но ведь даже Иоаннис Каподистрий считался определенными кругами своего общества, пророссийски настроенным, несмотря, что принес себя в жертву своей стране. Его жизненный путь вдохновляет нас, дает нам силы и мужество, чтобы не прекращать наши усилия. Здесь вспоминается пророчество Святого Порфирия, который предрекал приход беды, а после нее люди увидят всю правду.

Иоаннис Каподистрий служил не только интересам России и Греции. Он служил также интересам всей Европы. Совсем не случайно, что он характеризовался Архитектором Европейского 99 летнего мира в Европе, начиная с Венского Конгресса до начала Первой мировой войны (1815-1914).

Его вся жизнь подтверждается строками от Матфея: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими... Евангелие от Матфея гл. 5 ф. 9.» Неоспорим и тот факт, что народы России и Греции связаны многовековой историей и духовностью. Это своей Проповедью подтвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Грецию полтора года тому назад: «Очень важной была роль Греции в Христианизации России, в то время как в более поздние времена Россия сыграла наиважнейшую роль в освобождении Греции».

Наша страна переживает в последние годы беспрецедентный экономический кризис, который, к сожалению, вырос до размеров гуманитарного кризиса. Обвал нашей страны становится все более и более крутым. Духовная засуха, испытываемая всем мировым сообществом, влияет не только на небольшую Грецию. И недавние неблагоприятные экономические события в России это еще раз подтвердили, что огонь, возникший в небольшом доме, не может не перекинуться и на больший. Глобальная политика «выравнивания» не обращает внимание на размеры стран, а только на размеры духовного сопротивления. Россия и Греция обладают огромным духовным «сокровищем», внутренним потенциалом и именно там должны подпитываться. Подтверждаются мои убеждения еще раз словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сказавшего: «Даже в эпоху холодной войны, отношения между Грецией и Россией были теплыми и братскими, и это было очень важно. Чувствовали друг друга друзьями, оказывая поддержку на протяжении веков».

Я надеюсь, что Россия и Греция осознают это каждое мгновение, что именно эти неразрывные связи двух стран и являются наибольшим вкладом в их существование. Но обстоятельства требуют работы и поступков, а не просто слов и теорий.

Было бы непростительно, если бы я не упомянул о высказывании Святейшего Патриарха Варфоломея говорящего, что « экономический кризис в первую очередь духовный кризис». Вселенский Патриархат после падения Константинополя является Распятым Патриархатом. Подтверждается это самим Святейшим Патриархом Варфоломеем: «...нас подвергают распятию ежедневно...».

Мы, как греки, восприняли эти слова без должной глубины. Мы, как греки не переживали их крест. Возможно, через этот кризис, который, к сожалению, станет ещё глубже, мы сможем пережить все чувства нашей Матери Церкви, нашего Распятого Патриархата. Мы лично никогда не забудем слова нашего Святейшего Патриарха Варфоломея, что наши усилия по изданию собрания писем Иоанна Каподистрия является непременно огромным подвигом.

В конечном счете мы, как греки на что надеемся? Мы надеемся на Россию? Мы надеемся на Америку? Мы надеемся на Европу? Мы надеемся на мировую финансовую систему?

Я рядом с великим Святым Порфирием Кавсокалавитом понял одну вещь. Все люди должны надеяться только на Истинно Подлинную любовь, Любовь Иисуса Христа.

Чувствуя огромную благодарность за принятое решение Московского Патриархата и всея Руси о прославлении в лике святых моего Святого старца Преподобного Порфирия Кавсокаливита и внесении его в месяцеслов Русской Православной Церкви, посвящаю мысли эти в память Святого Арсения, который четыреста (400) лет назад возглавил архиепархию Суздаля в 1615 году, я не могу пропустить, наконец, что святой Арсений прибыл в Святую Русь в 1588 году, ровно четыре (400) лет назад перед моим восхождением на Афон в 1988 году и также в тот самый год, в который праздновалось тысячелетие Крещения Руси Святым равноапостольным князем Владимиром в 988 г. н.э.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (мирское имя: Евангелос Баирактарис) родился на территории Греции, в провинции Эвиа, близ Аливери, 7 февраля 1906 года.

Родители Евангелоса были простыми крестьянами, бедными, но благочестивыми. С раннего детства они приучали его к вере.

Они, конечно, желали для сына и хорошего светского образования. Однако, в связи с недостаточностью средств, не могли обеспечить ему полноценное обучение. В результате всё его пребывание в школе ограничилось двумя классами.

С детства Евангелос приучался к труду: хлопотал по хозяйству, пас скот, трудился в огороде. В возрасте 8 лет начал работать на шахте, а спустя некоторое время встал за торговый прилавок.

В юности он ознакомился с житием святого Божьего угодника Иоанна Кущника . Евангелос был до того тронут этим проникновенным повествованием, что и сам решил посвятить себя Богу и отправиться на Афон. Он предпринял несколько попыток вступить в новую жизнь, но всякий раз ему препятствовали какие-то обстоятельства.

Святой Горы он смог достичь лишь в возрасте 14 (или 15 лет).

Афон

Когда Евангелос плыл на корабле в сторону Афона, он познакомился с опытным подвижником, иеромонахом Пантелеймоном. Тот, узнав о желании юноши, согласился принять его под свое духовное окормление. Он же помог ему с устройством на Святой Горе: в силу юношеского возраста Евангелосу могли отказать в его просьбе; чтобы этого избежать отец Пантелеймон выдал его за своего племянника.

Пантелеймон дал Евангелосу приют в своей келье на Кавсокаливии, где уже подвизался его брат, отец Иоанникий. Таким образом, по Промыслу Божьему, юный Евангелос обрёл сразу двух духовных наставников.

Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.

С благословения отцов и по мере своих собственных сил, подвижник шаг за шагом старался усугублять свои подвиги: много молился; спал мало, причём ложем ему служил твёрдый пол; зимой и летом ходил босиком. Исполняя послушание, колол дрова, занимался резьбой по дереву, носил землю для огородов, собирал улиток.

Пройдя испытание трудностями и искушениями, окрепнув духовно, Евангелос был пострижен в монашество с именем Никита.

Монашеская жизнь

Приняв монашеский постриг, Никита стал служить Богу с ещё большей ревностью и самоотдачей. Он неоднократно испытывал радость живого ощущения Божественного присутствия. Он, казалось, уже и не мог представить себе жизнь вне подвижничества на Святой Горе.

Между тем, хождение босиком в зимний период, сон при открытом окне на холодном полу привели к воспалению лёгких. В свою очередь это заболевание перешло в плеврит. Принимая во внимание серьёзность болезни, старцы повелели ему оставить Афон и отправиться на лечение. Как ни тяжело ему было расстаться с Афоном, он подчинился их воле и перебрался на материк.

Пройдя курс необходимых оздоровительных процедур, Никита вернулся, но вскоре болезнь вновь дала о себе знать. Сознавая, что Афонский климат плохо сказывается на его неокрепшем здоровье, и что усугубление болезни может закончиться скорой смертью, старцы вновь благословили его покинуть Святую Гору, но на этот раз не благословили вернуться.

В возрасте 19 лет Никита оставил полюбившуюся ему землю и переселился в обитель святого Харалампия, располагавшуюся недалеко от его родного села. Здесь он продолжил жить строгой аскетической жизнью, однако пошатнувшееся здоровье не позволяло ему в полной мере практиковать правило особо строгого поста.

Как-то раз монастырь, где подвизался Никита, посетил архиепископ Порфирий, глава Синайской Церкви. Оценив опыт и духовную расположенность молодого монаха, он возвёл его в сан иеродиакона, а на следующий день рукоположил во священника. Причём, Никита получил и новое имя: Порфирий. Это произошло в 1927 году. Отцу Порфирию шёл тогда всего 22-й год.

Священническое служение

Прошло немного времени и Каристский митрополит Пантелеймон, несмотря на молодость иеромонаха Порфирия, определил его, как достойного, на должность монастырского духовника. Это ответственное послушание он исполнял в обители святого Харалампия вплоть до 1940 года.

Весь этот период отец Порфирий принимал множество посетителей со всех окрестностей. Кто-то искал у него наставлений, кто-то нуждался в его молитвах и утешении, кто-то испрашивал благословения на добрые дела.

На этой должности отец Порфирий проявил себя с положительной стороны, как добрый и любящий пастырь, заботливый отец, и в 1938 году его удостоили звания архимандрита.

Во время войны отец Порфирий исполнял послушание при Афинском больничном храме (во имя) преподобного Герасима. Получая более чем скромное жалование, он с радостью делился им со своими родственниками, которые не имели возможности заработка и, таким образом, зависели от него.

Со временем архимандрит Порфирий организовал куриный двор, вязальную мастерскую; стал изготавливать ладан.

Видя, насколько благочестивым пастырем является отец Порфирий, к нему всё чаще стали обращаться и врачи. Иногда они просили молитв за тяжёлых и безнадежных больных. Рассказывают, что порой преподобный Порфирий устанавливал диагноз больного (конечно, не без содействия благодати), а в некоторых случаях проявлял дар исцелений.

Последние годы земной жизни

В 1984 году до старца Порфирия дошла весть о том, что келья святого Георгия, где он начинал путь послушника на Афоне, опустела, так как последний её обитатель переселился в монастырь. Продолжая хранить в своём сердце любовь к Святой Горе, вскоре он отправился на Афон. Прибыв на место и встретившись с руководством Великой Лавры, которой принадлежала освободившаяся келья, он попросил, чтобы если возможно, ту келью предоставили ему.

Получив соответствующее просьбе благословение, он разместил там двух учеников, пообещав, что и сам поселится в ней после того, как количество учеников достигнет пяти. В 1991 году, как и обещал, отец Порфирий перебрался жить в келью.

Незадолго до смерти он пожелал приготовить недалеко от кельи место для своего будущего погребения, что и было исполнено. Затем он составил прощальное письмо, изложив там свои наставления и прося по-христиански простить его, грешного.

В последние часы жизни отец Порфирий исповедался, после чего братия, ученики старца, приступили к чтению канона на исход души.

2 декабря 1991 года старец Порфирий Кавсокаливит, истинный воин Христов, мирно почил о Господе. 3 декабря его тело было с благоговением предано Афонской земле.

Тропарь, глас 8:

Апоcтольскою рeвностию жительствуя / и Христово имя непрестанно призывая, всем любовь Божию проповедуя,/ выну в той пребывaл еси, многия дyши исцеляя и ко воскресшему Господу приводя.Темже, наследовавый селения святых, / потщися и настaви нaс, да приидем и мы во объятия Божия,/ рaдостно вопиюще ти: / рaдуйся, преподобне отче Порфирие.

Кондак, глас 3:

Радуйся, Афона смиренное овча, / Порфирие, Любве проповедниче, /монахов славо, святых удобрение. Овому бо Духом дадеся слово премудрости,/ другому же слово разума и действия сил, тебе же купно вся открышася, /
яко таиннику Божия благодати.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!