Информационный женский портал

Греческая православная миссия в индии. Индия: церкви православные христианские протестансткие

Интересный рассказ о современном христианстве в Индии из путешествия православного священника. В Индии очень развита религиозность и жители этой страны очень благочестивы.

Есть довольно много верующих в Иисуса Христа, особенно в штате Гоа, куда католическая вера была принесена португальцами. Вообще интересно знать как в этой пестрой и разносторонней стране живет привычная нам религия.

Первым, кто обратил моё внимание на индийский штат Гоа, был священник Даниил Сысоев. «Туда обязательно надо кого-то послать с миссионерской поездкой. А вы, случайно, не хотите поехать?» – спросил он меня. Честно говоря, я совсем не хотел, поскольку считал себя непригодным к таким поездкам, о чём и сообщил отцу Даниилу.

Но вот, прошло чуть более полутора лет, и я, выходя из самолёта в душную индийскую ночь, ступаю на землю Гоа. Аэропорт Даболим имеет статус военного, и гражданские рейсы он принимает только в тёмное время суток. Сорок минут спустя водитель-гоанец везёт меня на машине мимо проступающих в сумерках пальм и старых португальских вилл с большими балконами и черепичными крышами.

Современное христианство в Индии

Что же заставило меня изменить решение? Личное знакомство с нашими православными людьми, живущими в Гоа, с их духовными нуждами. Некогда знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин посетил эти края, и в своих записках много сетовал на то, как тяжело ему было без возможности вести полноценную церковную жизнь – «исстрадался я по вере православной».

В наши дни в Гоа таких исстрадавшихся немало, с некоторыми я и отец Алексей Забелин смогли познакомиться заранее. А когда знаешь о реальных нуждах живых людей, то отмахнуться от этого уже не так легко.

И вот мы с отцом Алексеем, получив благословение священноначалия, решились отправиться в этот дальний край, чтобы «привезти» сюда литургию для тех, кому это дорого. Я прибыл заранее, чтобы всё подготовить.

Первое, что было сделано после прибытия и заселения в квартиру – обустроена домовая часовня в гостиной. Здесь будут каждый день читаться часы, здесь будут совершаться и другие богослужения. Пусть часовня временная, но всё же было решено посвятить её во имя святого великомученика Георгия, поскольку именно в день его памяти была совершена тут первая малая служба.

Первое знакомство

Гоа – необычная часть Индии. С одной стороны здесь много индийского, но при этом повсюду поклонные кресты, католические храмы, много часовенок, в автобусах и других местах изображения Иисуса, даже в наших съемных апартаментах висят католические иконы.

Гоанцы исповедуют католицизм, носят португальские имена и фамилии, и себя считают потомками португальцев, не отождествляясь с индийцами. Говорят на местном языке комкани и на английском. Впрочем, произношение английского тут особое, требуется время, чтобы привыкнуть к нему и начать понимать.

Христианство в Индии

Христианство в Индии

В последние годы, при развитии туристической отрасли, в Гоа приехало много индусов и мусульман из других штатов, некоторые работают сезонно, а некоторые осели здесь. Когда ездишь по дорогам, можно видеть немало индуистских капищ, встречаются и мечети. Люди довольно крепко держатся своей веры, – в какой кто воспитан, – случаются тут и межрелигиозные столкновения.

В Гоа каждый год приезжает около 60 000 россиян, – подавляющее большинство в качестве туристов, а несколько тысяч на более продолжительный срок, или для того, чтобы здесь работать, или чтобы пожить с детьми на море, пока в России холод и снег. Есть и женщины, вышедшие замуж за местных, они живут в Гоа круглый год, но их число совсем невелико.

Конечно, далеко не все, приезжающие в Гоа из России, считают себя православными христианами и испытывают потребность в церковной жизни. Но такие есть, и их немало. Наши русские гиды говорят здесь, что в Гоа очень нужен православный храм, и туристы их спрашивают об этом, но больше всего нужен он тем, кто здесь работает, – как ни странно, есть даже и неверующие, которые так считают.

Беседа

На следующий день по приезду была назначена беседа о Православии для желающих. Люди пришли с опозданием, но пришло много. Начали с заупокойной литии, которую я совершил диаконским чином. Люди собрались разные по убеждениям, были как верующие православные, так и неверующие, но за покойных сродников помолились все.

В беседе я старался рассказать о том, что вера православная подразумевает личные отношения с Богом, отношения любви и доверия Ему больше, чем себе; что духовные законы реальны и действуют независимо от того, признает их человек или нет; что истина одна, поэтому не все равно как верить, что Бог есть истина и только истинное почитание Его соединит с Ним, ложь не может соединить с истиной.

Индия христианская

Индия христианская

Потом мы перешли к ответам на вопросы. В общей сложности всё длилось более двух с половиной часов. Я раздавал листовки, дарил книгу с изречениями святых отцов «300 слов мудрости», желающие выбрали себе что-то из книг и дисков, которые я привёз.

После беседы было общее чаепитие. Кажется, в будущем для подобных поездок «в чистое поле» хорошо созывать вначале такие беседы. Во-первых, люди узнают дорогу к месту будущей литургии (сегодня многие опоздали потому, что не сразу смогли найти нужный дом), во-вторых, такое знакомство даёт почву для последующих личных встреч и неформального общения, что очень важно.

Уже в конце пришла крещёная женщина, считающая себя индуской и проповедующая, как я понял, тут индуизм русским. Она говорила то, что здесь многие думают – Бог один и проявляется в разных религиях и т.п. Обстоятельно поговорить с ней удалось уже на следующий день.

Я сообщил своей собеседнице, что она заблуждается, когда утверждает, будто христианство и индуизм учат об одном и том же, будто Христос и Хануман, которому она поклоняется, это одно и то же, будто Бог один, но проявляется в разных формах и разных религиях, и т.п. Как и ожидалось, это вызвало в ней сильное несогласие и раздражение.

В каждом миссионерском разговоре открывается что-то новое, – даже через ошибки, которые совершаешь. Так было и здесь. Признаться, раньше я несколько с недоверием относился к словам отца Даниила Сысоева, говорившего, что в разговоре с человеком надо подчёркивать, что ты излагаешь не свою точку зрения, а точку зрения Бога.

Православие в Индии

Православие в Индии

Мне казалось это некоторым риторическим приёмом. Но тут я убедился, что всё серьёзнее. Пока на её слова “я считаю, что Хануман и Христос – это одно” я отвечал: “А Христос считает иначе”, это будоражило её душу, и она спорила, а как только я сказал: “ну, воспримите то, что я говорю, просто как одну из точек зрения”, она сразу же успокоилась и сказала: “да, ну если так, то конечно”. Это была моя ошибка.

Моя собеседница рассказала о том, что привело её в индуизм. Она сначала его просто изучала как гид, затем стала посещать разные индусские капища, и как-то раз в одном из них реально ощутила “бога” Ханумана, который в неё вошёл и с тех пор в ней живёт, с ней говорит и т.п.

Она рассказала, как однажды после этого говорила с мусульманином об исламе и, перечисляя особенности ислама, попыталась процитировать шахаду: “нет бога кроме Аллаха”, и не смогла произнести, так как Хануман физически сжал ей уста и сказал: «нет, есть и другой бог». И так было дважды. И вот такую одержимость человек искренне воспринимает как прекрасную жизнь в единстве с Богом.

Очень трудно было с ней говорить, так как всё, что я говорил, она без труда переиначивала на свой лад, только вот одно не могла переиначить – что Христос есть единственный путь к Богу, что без Христа нет спасения, что всё, что противоречит Христу – ложь. Ещё раз убеждаюсь, что это самое главное, что миссионер должен сказать человеку. Это заноза, которая останется в сердце человека и не даст ему успокоиться, пока он без Христа. А всё остальное из нашей проповеди человек без труда встроит в своё мировоззрение.

Капища и храмы

На следующий день один из наших гидов любезно предложил показать достопримечательности Гоа. По дороге мы увидели капище того самого Ханумана, о котором я так много слышал вчера. И когда я узнал, что это, оказывается, согласно индуистским мифам, порождение от связи «бога» Ваю с обезъяной, и потому этот “бог” обезъяноголовый, и являлся “боевым предводителем армии обезъян”, то мне ещё больше стало жалко мою вчерашнюю собеседницу. Променять Христа вот на это…

На экскурсии, конечно, больше всего впечатлили старые католические храмы в Олд Гоа.

Индия и православие

Индия и православие

Португальцы захватили Гоа в день памяти святой великомученицы Екатерины и считали, что своей победой обязаны ей, поэтому самый большой в Азии католический собор находится здесь и посвящён этой святой. А в соседнем соборе хранятся нетленные останки знаменитого католического миссионера Азии Франциска Ксавьера.

Гроб находится высоко, но рядом размещены фотографии различных частей этих “мощей”. Лицо как у мумии, одна рука довольно сильно истлела, а ноги сохранились удивительно хорошо. Это тоже показывает, что в Азии аргументы истинности Православия от чудес сами по себе достаточными не будут, так как здесь чудес хватает и у индусов и у католиков.

На многих русских случай Ксавьера производит большое впечатление, далеко не все знают, что нетление бывает не только от Бога, и не всегда является добрым знаком – например, в афонской традиции неистление останков монаха после смерти считается признаком того, что он не угоден Богу и является нераскаянным грешником.

Во время поездки в Гоа было несколько удивительных стечений обстоятельств, в которых чувствовалась рука Божия. Например, в одном из магазинов мы неожиданно встретились с семьёй русских, которые от нас узнали о наших встречах, и в последующие дни посетили беседу, а затем ещё виделись со мной, и с главой семейства у нас состоялся очень интересный разговор.

Другой случай был во время экскурсии, когда я и мои спутники решили посетить храм Сиро-маланкарской Церкви. Основная часть её прихожан живёт в соседнем штате на Юге, но многие переехали в Гоа работать, и для них несколько лет назад был построен этот храм.

Христиане в Индии

Христиане в Индии

Из четырёх икон, висевших в храме, три были греко-православными. Оказалось, что в этот день они отмечали день памяти святого великомученика Георгия по своему календарю. Узнав, что я из Русской Православной Церкви и что меня зовут Георгий, маланкарцы очень вдохновились, и, к моему изумлению, пригласили меня произнести краткое слово для прихожан, которых было более сотни.

Я представился, поздравил людей с праздником, и сказал, во-первых, что превыше всего в жизни для нас должна быть истина, ибо Христос сказал: “Я есмь истина”. Итак, мы должны искать истину и держаться её. Во-вторых, я сказал, что именно вера в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека может привести нас на небо. Поскольку я говорил перед монофизитами, то счёл необходимым хотя бы таким ненавязчивым образом засвидетельствовать им о двух природах в Господе Иисусе.

Уже потом, когда я вышел и стоял у входа в этот храм, и думал, действительно ли современные простые маланкарцы вроде этих знают такие нюансы своего учения, ко мне подошёл один пожилой прихожанин и стал говорить: “мы верим, что во Христе одна природа”, и про «ошибку Халкидонского собора».

На что я возразил: “во Христе две природы, ибо Он истинный Бог и истинный Человек”, а про себя подумал, что распространенное мнение, что будто бы члены этих монофизитских Церквей уже давно по вере не монофизиты и разделение есть лишь историческое недоразумение, на самом деле не подтверждаются действительностью. Они знают своё вероучение, знают его отличие от Православия и, к сожалению, дорожат этим отличием.

Мумбаи

На два дня я отправился на север, в соседний штат, где по приглашению генерального консула, посетил консульство Российской Федерации в г. Мумбаи 9 мая. Я возгласил вечную память воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, а также провёл небольшую беседу о православной вере для желающих. В начале ХХ века в г. Мумбаи (прежнее название – Бомбей) на территории русского консульства была православная часовня, которая, однако, до наших дней не сохранилась.

Индия христиане

Индия христиане

Из русских, пришедших на встречу, многие делились своей надеждой на то, что в будущем присутствие Русской Православной Церкви в этом городе будет восстановлено, и у них появится возможность вести полноценную церковную жизнь. Позднее я случайно встретился с живущей здесь сербкой, которая также говорила, что очень нуждается в том, чтобы появилась православная церковь и служба.

Когда всё видишь своими глазами, действительно становится жаль, что до сих пор нет православного прихода ни в этом огромнейшем двадцатимиллионном городе, ни в Гоа, при том, что и со стороны консульства в Мумбаи можно видеть полное понимание и поддержку в этом вопросе.

10 мая один из работников нашего консульства провёл для меня великолепную экскурсию по Мумбаи, а также свозил на о. Элефанту – главную местную туристическую достопримечательность.

Здесь расположены древние пещерные капища V-VII веков. Видно, сколь много древние индусы постарались, высекая из камня колонны и идолов. Античный скептик Лукиан в своё время высмеивал египетскую религию, в которой скрывались в самой священной части великолепнейших храмов животные – кошки, козы и т.п.

Интересно, что бы он сказал про эти индуские храмы, в которых на самом почётном месте стоят доныне почитаемые лингамы – стилизованные изображения полового члена как символ “бога” Шивы? Глядя на других идолов, которых время лишило рук и ног, вспоминал слова Писания про ложных богов, которые сами бессильны себе помочь.

К слову, интересно было узнать, что не только в христианском Гоа, но и в индуистском Мумбаи в некоторых ресторанах можно вполне легально поесть блюда из “священной” коровы.

Численность христиан в Индии

Численность христиан в Индии

Индуизм

На обратном пути я спросил своего спутника про тех наших русских, которые увлекаются индуизмом и приезжают сюда за соответствующим мистическим опытом. Он сказал, что здесь действительно немало таких, но все известные ему случаи людей, испытавших какие-то индуистские видения и откровения, происходили на фоне употребления наркотиков.

Некоторые даже сходят с ума и попадают в индийские дома сумасшедших. Среди прочих примеров я услышал историю про парня, называвшего себя “Большим Спектральным Орлом”. Он “ментально летал в Гималаи”, а затем вполне физически сломал поклонный христианский крест в Гоа, за что и был арестован.

Это же я потом услышал и от одного из гидов в Гоа – что сто процентов известных ей людей, увлекающихся индуизмом и переживших будто бы какой-то религиозный опыт общения с тем или иным «богом», этот опыт получали и получают на фоне употребления наркотиков.

Лично я всё равно допускаю, что некоторые из прельщённых людей могут здесь видеть видения и тому подобное и без употребления наркотиков, просто под воздействием бесов, но нельзя и игнорировать приведённое выше свидетельство людей, многие годы живущих и работающих здесь.

К слову, кто-то из гидов рассказывал также, что многие индусы, оказывается, боятся знака креста или крестного знамения, если оно совершается в их сторону.

На наших туристов, приезжающих сюда, индийская религиозная культура оказывает немалое влияние, особенно через гидов, среди которых немало увлекающихся индуизмом, превращающих экскурсии в проповеди, и призывающих людей принимать участие в различных языческих и суеверных обрядах.

Современное христианство в Индии

Современное христианство в Индии

Думаю, что и в этой области многое изменилось бы к лучшему с появлением в Гоа православного храма и священника. Конечно, вряд ли это повлияет на «упёртых», но на многих колеблющихся – безусловно.

Служба

12 мая в нашу временную домовую часовню в прибрежном поселке Колва прибыли все те, кто так ждал первой литургии в этих краях. Желающие смогли исповедоваться и причаститься.

Хора с нами не было, так что мы с отцом Алексеем постарались организовать службу так, чтобы сами люди пели простые части службы, и по-очереди читали молитвы на запричастных. Видно было, что для кого-то такое участие в службе впервые в жизни, многие волновались, но никто не отказывался. По милости Божией служба прошла очень хорошо и принесла легкое и светлое чувство.

Присутствовал также один гоанец-католик, женатый на русской. Не понимая церковнославянского, он, тем не менее, как свеча простоял всю службу, крестился по-православному, подошёл в конце приложился ко кресту, взял просфору. А затем признался, что «православная месса» произвела на него огромное впечатление, что во время неё он почувствовал как ум его меняется, и ощутил, что он счастлив.

Кому открывается истина?

Позднее в этот день я пообщался и с одним индусом, который тоже женат на русской. От него удалось узнать некоторые любопытные факты о католическом и протестантском миссионерстве в Индии.

Например, он говорит, что знаменитая мать Тереза давала понять больным, что поможет им только при условии принятия ими католичества, и об этом будто бы все знают в Индии и поэтому не уважают её. Возможно, это просто «индусская пропаганда», но, быть может, есть здесь и отголосок каких-то реалий, не отражённых в созданном на Западе образе этой женщины.

Мой собеседник сообщил, что сейчас и протестанты так проповедуют, в том числе среди индийских католиков, предлагая им помощь в обмен на принятие веры, и что будто бы те, кто переходит из католицизма в протестантизм, должны при этом наступить ногами на икону Божией Матери. Я с удивлением переспросил, действительно ли это происходит в наши дни, и он подтвердил, что такое происходит сейчас, но не в крупных городах, а в бедных деревнях.

Интересно также было узнать индуистскую интерпретацию факта сохранности останков Франциска
Ксавьера, который местными католиками однозначно воспринимается как чудо Божие. Индусы же говорят, что будто бы когда Ксавьер высадился в этих местах, некий брамин проклял его и обрызгал особой заговорённой водой, и вот как результат этого проклятия тело Ксавьера не может разложиться и быть погребено как тела других людей.

На мои слова о том, что истина открывается только тем, для кого она в сердце стоит на первом месте, мой индийский собеседник сообщил, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить, что для него самое главное, он назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей.

Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила, что, по её наблюдениям, это утверждение вполне справедливо. Тогда я сказал, что в этом – ответ на заданный ранее ею вопрос о том, почему в Индии христианство не распространилось широко, хотя оно присутствует здесь ещё со времён апостола Фомы. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

Впрочем, святитель Николай Сербский, посещавший Индию и очень полюбивший индийцев, выражал надежду, что некогда они обратятся в Православие, и именно Православие принесёт им освобождение от всего того, что мучает Индию до сего дня, как и всех, кто живёт без Христа. Дай Бог, чтобы это действительно когда-нибудь состоялось.

К сожалению, как отмечал ещё святитель Николай Сербский, католики и протестанты очень дискредитировали христианское миссионерство в глазах местных жителей, и сейчас оно даже официально запрещено почти во всех штатах Индии.

В последний вечер я уже позволил себе немного отдохнуть и просто прогуляться по посёлку, а отец Алексей до ночи общался с людьми, пришедшими на прощальный ужин. Думаю, столь продолжительное и глубокое общение со священником в неформальной обстановке для них многое значило.

Диакон Георгий Максимов

Православная Церковь в Индии


Со своего основания в 1781 году в Амартоле, Калькутта, Греческая Православная Церковь Индии стала свидетельницей многочисленных событий, которые произошли на индийской земле, в частности в Бенгалии. Амартола, которая была центром не только Калькутты, но всей Индии, со своего основания явилась свидетелем падения династий, угасание царской власти, переход от колониализма к национализму и социалистическому и коммунистическому управлению. Западная Бенгалия один из 26 федеральных штатов в Индии, единственный, которым руководит коммунистическая партия в течение последних 25 лет. Церковь Преображения Господня была перенесена со своего первого места постройки на современное в 2А Library Road, Kalighat в 1924 г. Ее двери оставались закрытыми в определенный период. Была нужда только в одном – возрождении, которое началось в начале 1980 х. Новые приходы были открыты в Арамбаге, ныне почившим о. Афанасием. Церковь перестала быть достоянием элиты, ее двери были открылись для всех, независимо от социального положения. «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное». (Мт. 5, 3-12) В эти дни в Церковь пришли рикши, фермеры, простые рабочие, вместе с миллионерами – все кто алкал духовной пищи и руководства. Наряду с заботой о духовных потребностях людей, пришедших к нам, мы заботимся также и об их материальных нуждах. Для этого было основано «Филантропическое общество Православной Церкви» в 1993 г., что закреплено общественным регистрационным актом Западной Бенгалии.

В настоящее время наша деятельность ведется в области Западной Бенгалии. Штат административно разделен на 17 районов, включающих 48009 деревень, в 52 из которых, принадлежащих к районам Хугли, Миднапор и Барднаман, проходит наша деятельность. Во всех этих местах живут наши прихожане, и наши клирики стараются посещать деревни по крайней мере один раз в месяц для молитвы, бесед и утешения. Некоторые места подвержены паводкам и туда необходимо добираться на лодке, особенно в период дождей.

Сегодня мы имеем 6 священников и 3 диакона. В 17 из 52-х деревень где проходила миссионерская деятельность, Церкви принадлежит имущество, в виде домов и земли. В некоторых были открыты аллопатические и гомеопатические клиники; также были построены зубные клиники. Были построены приходские дома, Церкви принадлежат школы в трех деревнях: Какнан, начальная школа в собственном здании, Монохарпур, начальная школа во временном здании, т. к. в связи с трудностями мы не смогли построить постоянное здание, но нам принадлежит участок земли; Дигхаграм – начальная школа во временном здании. Недавно мы купили небольшой участок земли для школы и в ближайшем будущем начнем строительство. В приюте для девочек сейчас живут 120 детей, из которых 20 ходят в английскую среднюю школу и 80 ходят в бенгальскую среднюю школу. Время от времени мы раздаем одежду в сельских районах, независимо от касты и вероисповедания. Более 150 студенческих стипендий выплачиваются нами в 52 деревнях. В некоторых случаях медицинские расходы самых бедных покрываются за наш счет. Все перечисленные начинания поддерживаются нашими священниками. Несмотря на то что большинство из них проживают в Калькутте, каждый имеет в своем ведении деревни, за которые отвечает. Не все идет гладко, но Бог всегда был очень милостив к нам всем, посылая руководство, силы и мудрость во всякое время в делании Его дела. Мы благодарны всем нашим благожелателям и особенно Вселенскому Православию, за молитвы о нас. Как ни малы были наши достижения - все благодаря их благой воле и молитве.

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Православие в Узбекистане - Ташкентский Свято Успенский кафедральный собор … Википедия

Храм Святого Апостола Фомы (Нью-Дели) - Храм при дипломатическом представительстве Храм святого апостола Фомы Страна Индия Город Нью Дели … Википедия

Апостол Фома - Запрос «Святой Фома» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

ИНДОНЕЗИЯ - [Республика Индонезия; индонез. Republiк Indonesia], островное гос во в Юго Вост. Азии, расположенное более чем на 17 508 о вах Малайского архипелага. Территория И. включает Б. Зондские о ва, кроме сев. и северо зап. части о ва Калимантан, М.… … Православная энциклопедия

Александр II (часть 2, XIII-XIX) - XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Миссионерские общества - В католической церкви всеми ее миссиями заведует конгрегация de propaganda fide (основана в 1572 г.) из 27 кардиналов. При конгрегации состоят: коллегия, занимающаяся подготовкой лиц для М. служения, М. семинария и типография, которая печатает… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ - христианские церкви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северо Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении, богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквей… … Энциклопедия Кольера

Кирилл (Патриарх Московский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Кирилл. Патриарх Кирилл … Википедия

ИНДИЯ - [Республика Индия; хинди Бхарат Ганараджья; англ. Republic of India], гос во в Юж. Азии. Омывается водами Индийского океана: на западе Аравийским м., на юго западе Лаккадивским м., на востоке Бенгальским зал.; на юге Маннарский зал. и Полкский… … Православная энциклопедия

Книги

  • История религий. Учебное пособие в 2 томах (комплект из 2 книг) , Л. С. Васильев. Двухтомник знакомит с историей религии как феномена, с возникновением и ранними формами религиозных представлений и с процессом становления развитых религиозныхсистем как на Востоке, где они… Купить за 893 руб
  • История религий. Том 2 , Васильев Л.С.. Второй том посвящен истории развитых религиозных систем на Западе и Востоке. В нем говорится о христианстве во всех его основных формах (католицизм, протестантизми православие), исламе,…

Шум и толчея, духота и крики, нищие калеки и краснобородые йоги – таким увидел этот край апостол Фома, прибывший сюда в I веке с проповедью Благой Вести…

Трудно сказать, почему проповедовать учение Христа в эту далекую и совсем иную страну был отправлен именно Фома. Можно предположить, что лишь человек, уверовавший не раньше, чем вложил пальцы в раны Христовы, сможет убедить своей проповедью принять истинную веру людей чуждой культуры, с громадным наследием и тысячелетними традициями. Была ли успешной миссия апостола Фомы – не нам судить, но факт тот, что именно со времени его появления в Ченнаи и последовавшей за этим мученической смерти христианство остается на территории Индии. И оно выстояло до сегодняшнего дня, несмотря на то что веками в эту страну не приезжали новые миссионеры, что существовало в отрыве от вселенского Православия и подвергалось еретическому влиянию несторианского учения.

Инопланетный мир

Достаточно выйти из аэропорта имени Индиры Ганди в Нью-Дели и пройти до стоянки такси, чтобы ощутить насколько другой, почти инопланетный это мир – Индия.

И внешняя «инаковость» есть верный признак «инаковости» внутренней. Все странно и непонятно. Протяните таксисту карточку с названием вашего отеля, он улыбнется, кивнет и привезет вас именно в тот отель, где работает его родственник.

Пройдите в номер и попробуйте посмотреть в окно на ночную улицу. Не получится, потому что единственное окно нарисовано на стене. И это еще может оказаться благом, поскольку за глухой стеной вас не будут будить крики обезьян, дерущихся на строительных лесах, возведенных из бамбука вокруг дома напротив. Теперь вспомните, что находитесь в центре мегаполиса, столицы огромного государства. Но это наши повседневные хлопоты, достойные лишь улыбки, и совсем иное дело заботы первых миссионеров.

Возможно, это к лучшему – за глухой стеной вас
не потревожат крики дерущихся обезьян

Какие препятствия могли возникнуть у проповедников христианства? Первое, что приходит на ум, – разница культур. Но ведь учение Христа универсально и, как писал апостол Павел, «нет ни эллина ни иудея» (Кол. 3, 11). Тем не менее спустя двадцать веков, по данным на 2011 год, православная община в Индии насчитывает пять тысяч человек. В государстве с численностью населения превышающей миллиард! Сложно представить, какой высоты и из чего сложен тот культурный барьер, который не удалось перешагнуть двадцать веков.

«Пони бегает по кругу И в уме круги считает»

Вот мы едем в такси, перед нами грузовик, в кузове грузовика сидит индус, сидит на обычном офисном стуле с колесиками. При каждом рывке или повороте грузовика стул свободно катится по кузову и врезается в невысокий борт, при этом человек, сидящий в нем, кажется, вот-вот вывалится из кузова под колеса нашего такси, однако нисколько не заботится о том, чтобы держаться за что-нибудь. Быть может, в этом маленьком эпизоде и кроется тайна культурного барьера, отделяющего Индию от христианского мира. Ведь человек, исповедующий индуизм, находится в замкнутой цепи перерождений и смертей. Недаром кармический закон причины и следствия в аллегорической форме выражен в форме колеса. Когда позади миллион жизней и впереди миллион, и так без конца, для чего же заботиться о том, что здесь и сейчас выпадешь из грузовика и расшибешься об асфальт.

Само восприятие времени у индусов совершенно иное. Если быть точным, такого понятия просто не существует. В санскрите «время» соответствует понятию «разделение». Жизнь – лишь разделение на определенные отрезки, равнозначные и в конце концов закольцованные. Можно представить себе, что простому индусу, пришедшему на городскую площадь послушать христианского проповедника, была совершенно непонятна весть о том, что «времени больше не будет» (Откр. 10, 6). Ведь его и так никогда не было. Следовательно, не будет и конца, и Страшного Суда, все так и продолжит вращаться в бесконечной цепи смертей и перерождений.

Ухо брахмана

Совсем иное дело – более чуткое ухо брахмана, то есть человека из жреческой касты, того, кто непосредственно «заведует» религиозной жизнью общества. Для него сама идея о том, что время может быть линейным, устремленным от Сотворения мира к Страшному Суду, должна была показаться поистине чудовищной и разрушительной. Появление в Индии апостола Фомы с проповедью христианства, пожалуй, можно сравнить с переворотом, произведенным в Европе спустя пятнадцать веков учением Коперника. Когда вдруг выяснилось, что не человек является центром вселенной. Так и здесь, брахманы и кшатрии (представители высшего военного сословия) должны были ощутить, как почва уходит у них из-под ног. Почва, на которой они стояли тысячелетиями!

Интуитивно чувствуя силу за учением Христа, понимая, что проповедники и миссионеры пришли на их землю для того, чтобы разомкнуть круг перерождений, возвестить о конце света, о необходимости заботиться о душе и теле, они не могли не воспротивиться такому учению. Ведь следующий шаг – установление равенства. Конечно, речь не идет ни о каком имущественном равенстве, такого не случилось нигде. Но даже моральное равенство, крушение каст для жестко сегрегированного индийского общества казалось (и кажется) катастрофой. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19: 30) – мысль, неприемлемая для большинства индусов. Собственно поэтому христианство приживается на индийской почве с таким трудом.

Пропасть в девятнадцать веков

Фактически после апостола Фомы следующим проповедником Православия в Индии был архимандрит Андроник Елпидинский, пришедший в эту страну в 1931 году и послуживший здесь делу Православия до 1948 года. В огромный промежуток времени так называемого разрыва христианство сильно трансформировалось, и заложенное Фомой учение, сбиваясь с истинного пути, превращаясь то в несторианскую, то в монофизитскую ересь, в конце концов стало называться Сирийской Маланкарской Ортодоксальной церковью. Именно архимандрит Андроник начал диалог между православной и монофизитской церквами, который длился еще тридцать лет после его смерти и до сих пор не завершен.

Сейчас культурные связи между Индией и Россией крепнут. Во многом благодаря тем возможностям, которые предоставляют христианские миссии местному населению. В частности, только войдя в христианскую общину и пройдя Крещение, представители низших слоев коренного населения имеют возможность получить образование и хорошо оплачиваемую работу. Конечно, есть тут и «оборотная сторона медали», поскольку некоторые индусы, привлеченные широкими возможностями, крестятся лишь формально, сами же тайно продолжают исповедовать индуизм.

Островок веры

Несмотря на все трудности, православная община в Индии живет! Главным местом сосредоточения православных верующих можно назвать российское консульство в Нью-Дели. Правда, число их вряд ли превышает сотню человек. В 2006 году с благословения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было решено заложить храм святого апостола Фомы. Однако и спустя шесть лет богослужения ведутся в домовом храме консульства священниками, регулярно приезжающими именно для этой цели. Конечно, храм, расположенный на закрытой территории, не может стать местом сосредоточения всех православных Нью-Дели, но это не просто «молитвенный дом», это еще и Тело Христово. Само наличие храма поддерживает верующих, даже если у них нет возможности беспрепятственно проходить на территорию консульства. Ведь даже просто взглянув на купола церкви и венчающий их крест, человек приободряется и укрепляется в вере.

Дмитрий Калмыков

По преданию, территории Индии в I веке посетил с проповедью святой апостол Фома .

4 декабря 2006 года русской общиной на территории российского посольства в Нью-Дели начато строительство храма в честь апостола Фомы . .

С 2013 года вопрос об открытии православной миссии на территории Индии рассматривает Русская православная церковь заграницей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Православие в Индии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Православие в Индии

Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.
Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!