Информационный женский портал

Дислексия ударение в слове. Что такое дислексия: симптомы психического заболевания. Каковы общие проявления этого расстройства

У многих детей часто возникают сложности в процессе обучения, связанные с неусидчивостью, гиперактивностью и другими причинами. Однако в некоторых случаях проблема с чтением и письмом возникает из-за дислексии – это уже заболевание, требующее коррекции. До сих пор нет точного определения дислексии. Согласно сайту Википедия, дислексия это нарушение чтения и письма, вызванное отклонением в развитии высших психических функций организма.

Что это за процесс? Такое нарушение возникает из-за того, что мозг дислексика не может адекватно воспринимать графические образы. В процессе чтения в работу включаются зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, позволяющие постепенно переходить от связывания букв в слоги к объединению целых предложений в тексты и обеспечивающие понимание смысловой составляющей прочитанного. При дислексии связь этих анализаторов нарушена, что и вызывает определенные трудности в процессе чтения и письма.

Выявить эти нарушения достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют родителям дошкольников пройти специальное обследование до 5 лет для того, чтобы начать коррекцию до поступления в первый класс.

Заболевание подразделяется на пять разных видов в зависимости от того, какое психическое нарушение наблюдается у пациента.

Фонематическая

Фонематическая дислексия является самой часто диагностируемой формой заболевания и возникает при поражениях функции фонематической системы.

При такой форме у ребенка возникают трудности со звуками, отличающимися следующими парами смыслоразличительных признаков: твердость и мягкость, звонкость и глухость, а также в случае со словами, в которых были переставлены слоги и, соответственно, изменен смысл (шапка – Пашка, гора – рога).

Семантическая

Эта форма дислексии характеризуется непониманием смысла отдельных слов. При этом в некоторых случаях дислексик не испытывает особых сложностей с чтением, но из-за непонимания отдельных слов он теряет понимание всего текста.

Аграмматическая

Особенность этой формы дислексии заключается в общих отклонениях развития речи и выражается в том, что ребенок путает окончания рода, падежа, числа, лица, времени и других грамматических форм. Также наблюдается отсутствие согласования между существительным и прилагательным, глаголом и местоимением и т.д.

Мнестическая

В случае когда у пациента проявляется мнестическая дислексия, возникают сложности в установлении связи между звуком и его буквенным выражением.

Оптическая

Для такой формы дислексии характерна путаница букв, графическое изображение которых похоже в некоторых элементах. Так, к примеру, буквы Г и Т состоят из одной вертикальной черты и одной горизонтальной под прямым углом первой черте. Разница в длине горизонтальной черты не так заметна при оптической дислексии у детей, поэтому они путают эти буквы.

Виды дислексии также включают в себя еще одну форму – тактильную, которая проявляется исключительно у слепых детей и выражается в неспособности определить букву, написанную при помощи шрифта Брайля.

Любые виды и проявления дислексии поддаются коррекции в той или иной степени. Важно как можно раньше выявить симптомы дислексии и причины и обратиться за помощью к специалистам, которые подберут оптимальный курс коррекции этого дефекта.

Причины

Что такое дислексия уже более понятно, поэтому теперь можно перейти к тому, что вызывает ее развитие. Причины дислексии чаще всего кроются в тяжелом протекании беременности матери. При этом основным фактором признается генетическая предрасположенность к подобным отклонениям в развитии, так что, если в семье уже были случаи этого заболевания, необходимо с раннего детства наблюдаться у логопеда.

Также дислексия часто возникает из-за поражения мозговой функции, которая развивается по следующим причинам:

  • долгие и тяжелые роды;
  • неправильное развитие пуповины;
  • обвитие плода пуповиной;
  • асфиксия при родах;
  • раннее отслоение плаценты;

некоторые заболевания матери (порок сердца, анемия и другие, перенесенный во время беременности грипп, оспа, корь и т.д.).

На развитие мозговой дисфункции могут повлиять и нарушения работы центральной нервной системы, вызванные алкогольной интоксикацией, отравлением определенными лекарственными препаратами, желтуха у младенца и другие факторы.

Стать причиной развития мозговой дисфункции могут механические повреждения плода во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, нейроинфекции и т.д.

Все вышеуказанные факторы очень серьезны и могут принести в жизнь малыша не только дислексию, но и более серьезные заболевания (ДЦП, умственная недоразвитость и т.д.). Поэтому очень важно беречь себя во время беременности и всегда помнить о том, что внутри растет новый организм, которому очень нужно крепкое здоровье. Немаловажен и уход за малышом в первые месяцы и даже годы его жизни.

В случае если никаких травм и инфекционных заболеваний не наблюдалось, но симптомы дислексии все равно дают о себе знать, желательно как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией.

Симптомы

Отношение к этой болезни достаточно неоднозначное. Несмотря на то что ее научное определение все-таки дает право говорить о ней как о болезни, основатель своей коррекционной методики – Рональд Д. Дейвис – называет дислексию даром, и у него на это есть свои причины.

Этот дар отличают особые положительные признаки дислексии, к которым можно отнести нестандартное мышление, богатое воображение, любознательность, развитую эрудицию, хорошую интуицию и многое другое. Более того, область профессиональной деятельности дислексика никак не ограничена.

Общественности известны многие личности, обладающие этим даром и работающие или работавшие в кино (Том Круз, Мерилин Монро), политике (Петр Первый, Джордж Буш младший), литературе (Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен), науке (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн) и во многих других сферах деятельности человека.

Имеются, разумеется, и признаки негативного характера, которые характеризуют дислексию как заболевание. Так, признаки дислексии у детей дошкольного возраста выражаются в запоздалом развитии речи, сложностях в общении со сверстниками, трудностях запоминания значения слов и сложения слогов, а также в неуверенности при пересказах тех или иных сюжетов.

Дислексия у младших школьников включает в себя следующие симптомы:

  • вспыльчивость и неуклюжесть;
  • зеркальное написание некоторых букв или целых слов;
  • инверсированное чтение или пересказ прочитанного;
  • замена одних слов другими, близкими по смыслу или звучанию;
  • неспособность правильно запомнить точные факты;
  • трудности с определением необходимого знака арифметических действий;
  • тяжело осваиваются новые навыки и т.д.

У детей среднего и старшего школьного возраста имеются следующие признаки дислексии:

  • качество чтения гораздо ниже, чем у одноклассников;
  • проявление нежелания читать вслух или пересказывать;
  • непонятный почерк;
  • плохая память;
  • встречается неправильное ударение в словах;
  • замкнутость из-за неспособности наладить контакт с одноклассниками;
  • большое количество ошибок при чтении;
  • низкая скорость письма;
  • неспособность кратко изложить суть или обобщить материал;
  • медлительность;
  • долгая и сложная адаптация к новшествам и т.д.

У взрослых заболевание проявляется примерно так же, как и дислексия у детей. Наблюдается та же плохая память, неспособность организовать свое время, медленное чтение с ошибками, частичное нарушение письма или полная неспособность к нему, нарушенная координация и другие признаки.

Коррекция дислексии успешно проводится в любом возрасте, однако гораздо проще, если симптомы были выявлены на ранней стадии. При первых подозрениях на те или иные отклонения в развитии ребенка необходимо обратиться к врачу для обследования.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Лечение

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, — необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

Дислексию называют «болезнью гениев».

Причины

Классификация

Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

Видовая классификация

Вид Описание
Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
«Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

Классификация по формам

Формы Описание
Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
Оптическая Путает графически сходные буквы
Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

Признаки

Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

«Звездная» болезнь

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:


Обследование

Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

Лечение

Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.

Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения

Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).

Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).

Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.

В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.

Механизмы заболевания

За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.

С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.

Причины дислексии

Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

  1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
  2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
  3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
  4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

Социальные факторы

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

Виды дислексии

Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.

Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.

Среди них выявляются следующие виды недуга:

  1. Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).

    В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.

    Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).

  2. Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.

    Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).

  3. Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
  4. Оптическая форма , как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
  5. Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.


Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»

Симптомы дислексии

Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:

  • заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
  • сложность в восприятии сведений;
  • плохое усвоение прочитанной информации;
  • дезориентация в пространстве;
  • нарушение, связанное с координацией движений;
  • трудности в понимании слов.

Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.

К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.

Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:

  • высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
  • сложности в письме;
  • возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
  • повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
  • слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
  • низкий уровень запоминания в целом;
  • трудности, связанные с определением сторон и пространства.
  • Диагностика дислексии

    Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.

  1. Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
  2. Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
  3. Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.

Лечение дислексии

Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.

Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.

Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.

Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.

К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.

Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.

Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.

Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!