Информационный женский портал

«Елизавета Федоровна объединяет страны и народы, детей и взрослых. Возвращение креста

30 октября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С.Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли IX областные детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый ангел России» , посвящённые 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. В этом году, открывая чтения, детский хор Свято-Успенского кафедрального собора и православной гимназии № 1 под руководством регента Оксаны Яковлевой вдохновенно исполнил тропарь и величание не только преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне, но и святому равноапостольному князю Владимиру, а также несколько духовных песнопений.

В 2004 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси , сказал участникам взрослых VI Свято-Елизаветинских чтений: «Всякий, кто знакомится с жизнью святой Великой княгини, не может не поразиться многообразию ее творческого служения Господу. Ее жизнь для нас, современных христиан России, имеет огромное значение, поскольку являет собой пример воплощения христианского идеала в обществе, которое по своим проблемам очень схоже с нашим временем».

«Промыслительно, что именно в Смоленской епархии начали проходить детские Свято-Елизаветинские чтения, - говорит Лидия Павловна Рябченко , бывший директор, а ныне главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки. Благодаря чтениям дети и молодежь смогут не только узнать о такой подвижнице милосердия, как Елизавета Федоровна, но и, подражая ей, научатся видеть в благотворительной деятельности не скучную обязанность, а радостную необходимость, потребность души».

В библиотеке много лет проходят детские Достоевские чтения, аналога которых в мире нет. Услышав доклады ребят на детской секции взрослых Достоевских чтений, я как сотрудница Фонда Андрея Первозванного предложила Лидии Павловне Рябченко провести детско-юношеские Елизаветинские чтения. 2 ноября 2007 года первые чтения прошли в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». Они получились содержательными, интересными, эмоциональными и привлекли к себе большое внимание жителей города Смоленска и средств массовой информации. Этому способствовала замечательная фотовыставка «От милосердия к святости», которая экспонировалась в Смоленском государственном музее-заповеднике.

Традицию проведения чтений, инициированных Лидией Рябченко и Фондом Андрея Первозванного, успешно продолжает нынешний директор библиотеки Светлана Петрищенкова . В 2016 году она приглашает на десятые юбилейные чтения представителей Фонда Андрея Первозванного (ФАП), Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества (ЕСПО), участников взрослых Елизаветинско-Сергиевских чтений и всех, кому дорого имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

По приглашению Фонда Андрея Первозванного в 2008 году юные авторы лучших докладов в сопровождении главных библиотекарей Л.П.Рябченко и Е.В.Маллер приезжали в Москву для участия во взрослых XI Свято-Елисаветинских чтениях, которые проходили в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия, а в 2010 году на XIII Свято-Елисаветинских чтениях в Москве юные жители Смоленска познакомились с недавно ушедшей из жизни Изольдой Константиновной Кучмаевой , которая была председателем Оргкомитета взрослых чтений, доктором философских наук, профессором.

Главные цели детско-юношеских чтений - приобщение детей к делам милосердия и благотворительности, почитание святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Православной Церкви, ее духовным ценностям и подвижникам, популяризация литературы духовно-нравственного содержания, развитие литературного и художественного творчества детей.

В этом году участников чтений приветствовал начальник отдела музеев, библиотек и информационных технологий Департамента Смоленской области по культуре и туризму Игорь Шкурлов .

От имени правящего архиерея митрополита Исидора и духовенства Свято-Успенского кафедрального собора сердечно приветствовал участников чтений протоиерей Михаил Горовой , благочинный Смоленского городского округа, председатель комиссии по работе с православными библиотеками и кафедрами православной литературы Смоленской епархии, который всегда поддерживает и направляет добрые начинания учреждений культуры. Отец Михаил обратил внимание на то, что Чтения носят не только духовно-нравственный, но и воспитательный характер, привел примеры добра, любви и милосердия на русской земле, творимые во славу Божию.

Елена Владимировна Маллер

По ее словам, география чтений с каждым годом расширяется, и их организаторы мечтают о том, чтобы юбилейные десятые чтения стали если не международными, то всероссийскими. Начиная с пятых чтений, они вышли за рамки Смоленщины. В нынешних чтениях приняли участие педагоги, школьники и студенты из Смоленска и десяти районов области, в том числе учащиеся Смоленского духовного училища, воскресных школ (при Свято-Успенском кафедральном соборе и храме Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской), а также делегация из приграничного города Лиозно Республики Беларусь. Делегацию, в которую вошли учителя, школьники и директор Лиозненской детской библиотеки Ольга Печенова , возглавил настоятель Крестовоздвиженской церкви иерей Вячеслав .

В первой части форума прозвучали выступления ребят, посвященные их видению жизни и духовного подвига Великой княгини Елизаветы Федоровны. Большое впечатление на всех произвел интересный доклад с презентацией «Паломническая поездка на Святую Землю» ученика смоленской школы № 33 Всеволода Боедова , написанный под впечатлением от посещения монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Алина Манукян рассказала о жизни Марфо-Мариинской обители в наши дни, о продолжении традиций, заложенных ее основательницей.

Вторая часть чтений называлась «Крещение Руси и русские святые». Она оказалась самой насыщенной. Тон задали ученицы средней школы № 1 г. Рудня Елизавета Сергеенкова , проникновенно исполнившая песню «Крещение Руси», и Юлия Бирюкова , прочитавшая написанное ею стихотворение «Святой князь Владимир». Стихи о древних подвижниках благочестия прочитали ученики смоленской средней школы №12.

Глубоким оказался доклад «Почему великий князь Владимир выбрал Православие. Его роль в становлении национальной идеи», подготовленный юным гостем из Беларуси Олегом Сержанковым . Одним из лучших на Чтениях стал прекрасный доклад старшеклассницы из смоленской средней школы № 3 Арины Ефимовой «Святой князь Владимир. Православие как путь совершенствования личности».

Украшением третьей части Чтений «Подвижники милосердия» стал доклад «Подвиг милосердия Юлии Вревской», прочитанный ученицей средней школы № 2 города Демидова Екатериной Кулешовой .

Ученица средней школы № 2 из Сычевки Евгения Зверева сделала презентацию «Днепр - исток русского Православия» с замечательным видеорядом, в который вошли кадры о недавнем визите Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на исток Днепра и о создании там святой обители. Это выступление прошло в рамках раздела чтений «Смоленский край в едином духовном пространстве Святой Руси», который завершился докладом студентки первого курса СМПДУ Маргариты Шарамоновой . Консультант А.В.Боедова помогла Маргарите написать доклад «Возрождение Свято-Вознесенского храма села Кузьмичи» о ее встречах с подвижником нашего времени схииеромонахом Ефремом.

Финальным аккордом Чтений стала песня «Святая Россия» в исполнении учащихся Печерской средней школы. Подведя итоги молодежного форума, протоиерей Михаил Горовой , директор библиотеки Светлана Петрищенкова и ведущая Елена Маллер поблагодарили участников Чтений за содержательные доклады, отметили хороший уровень их исследований, активное участие в мероприятии и вручили награды победителям.

В рамках Елизаветинских чтений по традиции прошла тематическая выставка детского изобразительного творчества. В 2010 году среди работ, представленных на выставке, были и рисунки участников детского православного лагеря в Греции, которым ранее руководил митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос) .

А летом 2014 года в детском православном Марфо-Мариинском лагере на территории единственного в Германии женского Елизаветинского монастыря в Бухендорфе была поставлена переведенная на немецкий язык пьеса «Белый ангел Москвы» . Автор пьесы - профессиональный драматург, член Союза писателей России Римма Викентьевна Кошурникова - была награждена за нее дипломом конкурса «Мы дети твои, Россия» и грамотой «За труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодёжи», подписанной митрополитом Астанайским и Алма-Атинским Александром , который благословил публикацию и постановку пьесы (автор предисловия - иеромонах Серафим (Петровский) ).

Идея создания пьесы родилась на первых Елизаветинских чтениях в Смоленске. Внучка Лидии Рябченко исполнила роль маленькой принцессы Эллы (так домочадцы называли будущую Великую княгиню Елизавету Федоровну). Роль ее матери принцессы Алисы сыграла заслуженная артистка России Людмила Степановна Лисюкова , известная как исполнительница роли жены Ф.М.Достоевского (Козельск.ру). Этот первый удачный опыт постановки сцены из жизни Елизаветы Федоровны с участием детей стал толчком для написания пьесы об этой великой святой.

По итогам I-IV Елизаветинских чтений был издан сборник детских выступлений и творческих работ. По словам протоиерея Михаила Горового , миссия чтений состоит не только в том, чтобы вспомнить о служении Елизаветы Федоровны и сестер Марфо-Мариинской обители, но и в раскрытии сердец самих участников к делам милосердия. Он напоминает ребятам слова доктора Гааза «Спешите делать добро!». Детские благотворительные концерты и ярмарки организуются для сбора средств нуждающимся детям в школах Смоленска и Смоленской области, например, в Руднянской МБОУ СОШ . Проведение чтений уже принесло свои плоды - это и дела милосердия (адресная помощь попавшим в беду детям), и исследовательская работа, и удивительные творческие работы - стихотворения, рисунки, поделки. Проводимые в Смоленске детско-юношеские Елизаветинские чтения помогают духовному становлению подрастающего поколения, а это лучший вклад в будущее государства .

К сожалению, последние чтения проходят без участия ушедшей от нас Тамары Петровны Бабаевой , директора Глинковской школы, проводившей совместно с Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного крупномасштабные благотворительные акции и ежегодно принимавшей живое участие в проведении Елизаветинских чтений в Смоленске.

Тамара Петровна Бабаева (первая слева) рядом с Еленой Владимировной Маллер на Пятых чтениях в Смоленске.

Фото- и видеоотчеты, детские доклады и презентации, многочисленные публикации в СМИ, новостные сюжеты Смоленского телевидения свидетельствуют о том, насколько востребованными и успешными являются Смоленские чтения. Организаторы выражают искреннюю благодарность епископу Смоленскому и Вяземскому Феофилакту , благословившему проведение Чтений, викарию Смоленской епархии епископу Вяземскому Игнатию и настоятелю Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора протоиерею Михаилу Горовому , духовно окормляющим Смоленские чтения.

Святая преподобномученица Елизаветы Федоровна вне стен своей обители основала кружок «Детская лепта», где обеспеченные родители вместе с детьми трудились на благо бедных. В рамках программы «Детская лепта», завершая III Свято-Елизаветинские чтения в 2009 году, ученики Глинковской школы Смоленской области объявили акцию милосердия: сбор средств для тяжелобольной девочки. Надо отметить, что для многих участников чтений добрые дела стали неотъемлемой частью жизни. Но и доклады, рефераты, красочные презентации, рисунки и поделки ребят можно назвать их посильной детской лептой в дело прославления Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Елизавета Федоровна объединяет страны и народы, детей и взрослых. Будем надеяться, что по милости Божьей X детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения, посвященные англо-немецкой принцессе, ставшей русской святой, пройдут уже не как областные, а как всероссийские, а, возможно, и как международные. Святая преподобномученица Елисавета, моли Бога о нас!

1 ноября, в день рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны, в Патриаршем дворце Московского Кремля, где собрана вся история могущества, величия славы, силы и святости земли русской, открылись XIX Елисаветинско-Сергиевские чтения "Увековечение памяти Царской семьи: задачи и перспективы. К 100-летию гибели". Царская семья в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале ипатьевского дома Екатеринбурга, тогда оплота красного движения.

Участники чтений, в преддверии 100-летия трагических событий, в день 35-летия прославления царской семьи и алапаевских мучеников Русской православной церковью за границей, собрались в Мироваренной палате для формирования общей программы на 2016-2019 годы по увековечению памяти царской семьи, пострадавших в ходе революционных событий 1918-1919 годов - в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Алапаевске, Перми и Тобольске. Сейчас очевиден интерес российских, зарубежных туристов, паломников к местам памяти царской семьи. Желание посетить эти места в 100-летие ее гибели проявляют и родственники царской семьи из Германии и Англии. В связи с этим возникла необходимость создания маршрута памяти царской семьи - нового Романовского туристско-паломнического маршрута и расширение его географии за счет включения уже имеющихся и новых мемориалов. Лучшим местом для создания такого музея в Санкт-Петербурге, заметили участники чтений, мог бы стать прекрасно сохранившийся в центре города дворец Белосельских-Белозерских.

…4 февраля 1905 года Великий князь Сергий при подъезде к Кремлю был разорван "адской машиной", брошенной Иваном Каляевым. Великая княгиня Елисавета навестила в тюрьме убийцу и простила его от имени мужа. На месте гибели супруга Великая княгиня - для нее это было долгом памяти - воздвигла крест по проекту художника Васнецова со словами: "Отче, отпусти им, не ведают, что творят".

Елисавета Федоровна создала особое женское движение милосердия. Она могла быть просто богатой меценаткой, второй барыней государства, делиться своим состоянием, но она мало того, что отдала все что имела больным, раненым Первой мировой войны, пошла служить сестрой милосердия. Она пронесла это служение через всю жизнь и в Алапаевске в 1918 году большевики сбросили ее и ее родных в шахту. Откуда ее прах Белой армией через Китай был доставлен в Иерусалим, где и захоронен в 1921 году под храмом Марии Магдалины в Гефсимании, который они посещали с мужем, будучи первыми председателями Императорского православного палестинского общества, благодаря которому Россия утвердилась на Святой земле.

В 1981 году царская семья была причислена к лику мучеников Русской православной церковью за рубежом, а в 2000 году на Архиерейском соборе канонизированы Русской православной церковью, как "царственные страстотерпцы".

В мае будущего года на месте освященного в Кремле камня будет установлен четырехметровый памятный крест

В августе этого года президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о воссоздании в Кремле креста в память о трагической гибели Великого князя Сергия Александровича Романова и установить на том самом месте, где был убит великий князь Сергей Александрович, памятный крест - точь-в-точь какой ставила Елизавета Федоровна по эскизам художника Васнецова, которые сохранились в музее художника.

Владимир Толстой: Возвращение к истокам сегодня особенно важно. Фото: Олеся Курпяева/РГ

И вот, 1 ноября 2016 года, в день рождения Великой княгини, в Кремле прошло освящение закладного камня на месте утраченного Креста - памятника в память Великого князя Сергея Александровича, созданного по рисункам В. Васнецова и установленного в 1908 году в память супруга Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Крест был воздвигнут на месте гибели Великого князя, ставшего первой жертвой революции 1905-1907 гг. среди членов царской семьи. Крест-памятник был снесен при личном участии Ленина 1 мая 1918 года.

Таинство освящения закладного камня провел епископ Егорьевский Тихон.

Сегодня произошло знаковое событие, - сказал о. Тихон (Шевкунов). - Россию, которая была призвана быть православной, в 1917 году скосил злой рок. Это крест покаяния. Крест надежды.

Закладка камня стала первым шагом на пути подготовки 100-летия памяти Царской семьи, воссоздания исторического облика Кремля и послужит дальнейшему восстановлению исторической справедливости,-сказала Анна Громова, председатель Наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско- Сергиевское просветительское общество".

В освящении камня принял участие министр культуры Владимир Мединский, Архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил, представитель дома Романовых Павел Куликовский, хор семинарии Сретенского монастыря под руководством А. Амерханова и другие.

ЮБИЛЕЙНЫЕ СВЯТО-ЕЛИЗАВЕТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОШЛИ В МОСКВЕ

Благовест-инфо. Шестые Юбилейные Свято-Елизаветинские чтения «Жизненный путь великой княгини Елизаветы Федоровны: подвиг служения и духовные традиции России» прошли 1 ноября в Паломническом центре Московского патриархата (ПЦ МП). Форум был посвящен 140-й годовщине со дня рождения преподобномученицы Елизаветы.

Чтения организовали Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), ПЦ МП, Государственная академия славянской культуры, Императорское Православное палестинское общество (ИППО), Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Открыл конференцию председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Митрополит указал на духовное значение подвига св. Елизаветы Федоровны для современной жизни Церкви. «Среди многих верующих сейчас существует совершенно неправильное представление о том, что подвижник – обязательно монах-отшельник, полностью ушедший от мирских проблем. Но это не так. Аскетизм, непременная составляющая любой человеческой жизни, возможен как в шумном городе, так и в уединении. Благочестивая жизнь в миру, в которой сочетается внутренний подвиг и служение ближнему – это тоже подвижничество. Примером тому служит жизнь и подвиг преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны», -- подчеркнул председатель ОВЦС МП.

Выступавший сделал краткий очерк о состоянии русского общества на рубеже XIX - XX вв. Позитивистская, либеральная философия вытесняла тогда идеалы христианской жизни из народа. Многие люди теряли веру в Бога. Православие становилось частью фольклора. Особенно это было характерно для интеллигентской и аристократической среды, в которой «исповедовать веру было сложнее, чем нам сегодня». Принадлежа высшему свету, Елизавета Федоровна свой взор устремляла на поиски глубинного смысла жизни. Открывая Марфо-Мариинскую обитель, великая княгиня, в частности, говорила: «В более великий мир, мир бедных и страдающих, вхожу вместе с вами – сестрами обители милосердия». Она сознательно принимает православие, сознательно отказывается покинуть Россию после революции и тем самым спасти свою жизнь. Елизавета Федоровна воплотила в себе идеал «цельности религиозных и национальных начал в человеке», о котором еще в начале XIX в. говорили русские философы-славянофилы.

Митрополит Кирилл напомнил, что Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) первая канонизировала в 1981 году великую княгиню Елизавету, мощи которой с 1921 года находятся в Иерусалиме в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании. В 1992 году она была причислена к лику святых РПЦ МП. Сейчас частицы мощей св. Елизаветы и ее келейницы св. мученицы Варвары, привезенные из Иерусалима для поклонения, путешествуют по всей России.

«Две половинки русской Церкви объединяет духовная мощь и святые мощи Елизаветы Федоровны. На нашем поколении лежит ответственность за восстановление великого единства Русской Православной Церкви», -- развил тему, поднятую митрополитом Кириллом, заместитель председателя ИППО, кандидат философских наук Николай Лисовой. Ученый кратко обрисовал деятельность ИППО с момента образования в 1882 году и до его закрытия. Великая княгиня Елизавета сложила с себя полномочия председателя ИППО, которое возглавляла с 1905 года, сразу же после отречения от престола царя Николая II . «В настоящее время Палестинское общество старается продолжать традиции Елизаветы Федоровны. Это скрепляет наш Московский патриархат и РПЦЗ», -- подчеркнул Николай Лисовой.

О попытке учреждения чина диаконис в России в связи с деятельностью св. Елизаветы Федоровны как основательницы обители сестер милосердия рассказала кандидат исторических наук Елена Белякова. Сестры Марфо-Мариинской обители не давали монашеских обетов, они оставались мирянками, могли выходить замуж. Все сестры получали медицинское и религиозное образование. Для обители был написан специальный устав, отличный от монастырского. Елизавета Федоровна ходатайствовала перед священноначалием о присвоении сестрам милосердия наименования диаконис. Чин диаконис существовал в Церкви с глубокой древности, но на Руси в силу разных причин не прижился. При этом вопрос не шел о восстановлении литургического служения диаконис, что предполагало их рукоположение, а только о служении в делах милосердия и благотворительности. Митрополит Владимир (Богоявленский), первый иерарх-новомученик, поддерживал институт диаконис, о чем свидетельствует его доклад, подготовленный для Поместного собора 1918 года. В силу трагической гибели митрополита доклад так и не был зачитан на соборе, а позже его текст ни разу не был опубликован. Елена Белякова зачитала выдержки из этого доклада, найденного ею в архивах. Ученый-историк привела также примеры деятельности диаконис в Уфе и в Ташкенте в 20-е годы прошлого века, когда они помогали заключенным.

Всем участникам конференции была подарена книга «Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны», изданная в этом году в рамках программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 годы». Автор книги -- доктор философских наук, ректор Государственной академии славянской культуры Изольда Кучмаева.

  • Печать
Подробности 02.11.2011

2 ноября 2011 года по благословению митрополита Московского и Коломенского Ювеналия в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» состоялись XIV Свято-Елисаветинские чтения «Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова: путь к Православию». Организаторами выступили Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово, Государственная академия славянской культуры, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество.

Перед началом работы чтений благочинный церквей Одинцовского округа Московской епархии настоятель Спасского храма архимандрит Нестор (Жиляев) совершил молебен в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Научную часть чтений открыл архиепископ Егорьевский Марк, Секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. В своем вступительном слове владыка Марк высоко оценил роль д. ф. н., профессора, президента Академии славянской культуры И.К. Кучмаевой, благодаря трудам которой ежегодные Свято-Елисаветинские чтения стали важным научным событием.

Приветствуя собравшихся, архимандрит Нестор передал сердечные слова и пожелание успеха участникам чтений от Его Высокопреосвященства митрополита Ювеналия, а предводитель Российского дворянского собрания князь Г.Г. Гагарин – от имени главы Российского Императорского дома Великой княгини Марии Владимировны. Приветственное слово помощника настоятеля Спасского храма, председателя Наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, к.и.н. А.В. Громовой было посвящено важности изучения наследия великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее благотворительной и просветительской деятельности.

Доклад д.ф.н., первого проректора ГАСК М.Н. Громова был посвящен тысячелетнему пути духовного преображения русского народа, начавшегося в днепровской купели Крещения в 988 году. Автор особо остановился на интерпретации в отечественной истории схемы «Запад-Россия-Восток», под которую подгоняются сложные процессы политической, экономической и культурной жизнедеятельности. Такая схема является стереотипом, шаблоном, при грубом использовании которого разрушается действительная картина прошлого. По мнению докладчика необходимо выделять основополагающее значение южного цивилизационного вектора (Византия-Православный Восток), воздействие которого на нашу страну в полной мере началось после Крещения Руси.

Традициям русского право​слав​ного паломничества к святыням Вселенского Православия был посвящен доклад президента Международной общественной туристской академии, кандидата культурологии С.Ю. Житенева. Сергей Юрьевич привел статистические данные по количеству православных паломников в Израиле в последние годы и особенно остановился на освещении проблемы современного паломничества на Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние, боевые действия в Сирии и Ливане, конечно, отрицательно влияют на рост числа паломников и в целом затрудняют осуществление поездок. Однако паломничество и поклонение святыням является необходимой частью религиозной жизни каждого православного человека.

Исполнительный директор Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, к.и.н. Р.Б. Бутова сделала доклад о паломничестве великой княгини Елисаветы Феодоровны в Святую Землю в 1888 году. По мнению докладчика, великая княгиня не высказывала во время освящения церкви Марии Магдалины желание быть погребенной в Гефсимании. Речь в данном случае может идти о «слиянии» в представлении исследователей двух личностей, императрицы Марии Александровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны. Действительно, императрица Мария Александровна на протяжении двух десятилетий оказывала финансовую помощь Православному Востоку, страстно желала совершить паломничество в Святую Землю и высказывала пожелание быть похороненной в Иерусалиме.

Тема доклада И.К. Кучмаевой была такова: «Мир цветов как символ образования души Великой княгини Елизаветы Федоровны». В Библии, в святоотеческой литературе, в наследии русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. цветы рассматриваются как символ инобытия и жизни «будущего века», Царствия Божьего. И.К. Кучмаева считает, что процесс образования души включает в себя оба аспекта, и цветок как символ энтелехии человеческого существования содержит в себе и категорию самого процесса преображения, и категорию святости – итога этого процесса. В докладе была глубоко и интересно раскрыта символика цветов, которой пользовались в отчем доме Елисаветы Феодоровны.

Ректор ГАСК, к.к.н., профессор А.К. Коненкова остановилась на теме «Духовно-культурное пространство Москвы в православном развитии великой княгини Елизаветы Федоровны». В докладе анализу было подвергнуто духовно-культурное пространства города «сорока сороков», в котором храмы и монастыри создавали особое поле влияния на православное становление личности Великой княгини.

Аспирантка ГАСК Д.Я. Матвеенко выступила с докладом «Родительский дом принцессы Эллы как начало пути к христианству», в котором рассказала о таких христианских добродетелях как трудолюбие, милосердие, странноприимство, умеренность, воспитываемых в доме родителей и в полной мере раскрывшихся в юной Элле.

Несколько докладов были посвящены духовным друзьям Великой княгини, которые оказали сильное влияние на формирование православного мировоззрения и определение христианского подвижнического пути Великой княгини. Это доклад протоиерея Олега Колмакова (потомка прот. Митрофана Серебрянского): «Преподобный Сергий Исповедник (Митрофан Серебрянский) в жизни преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой», и доклад д.и.н., доцента кафедры теологии Пермского государственного университета М.И. Дегтяревой: «Духовная дружба Великой княгини Елизаветы Федоровны и игумена Серафима (Кузнецова)».

Выступление к.с.н., зав. кафедрой социологии и прикладной культурологии ГАСК А.Г. Климова «Церковь и планы религиозной организации, как пути к православию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны» можно назвать концептуальным. Он изложил свою теоретическую разработку этапов становления личности: «минимум религии» – принятие веры как явления индивидуального – проповедь христианских идеалов и норм. «Христианскому гуманистическому универсализму в духовном наставничестве святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны» был посвящен доклад д.ф.н., проф. философского факультета МГИМО В.С. Глаголева. Новой, крайне интересной информацией было насыщено выступление к.к.н., старшего научного сотрудника Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея В.А. Кондрашиной. На основе абсолютно новых, неопубликованных источников она рассказала о путешествиях Великой княгини Елизаветы Федоровны по Италии. Н.В. Николаева, к.к.н., доцент кафедры РКИ МГПУ, подготовила доклад на тему «Русская духовная культура на занятиях «Русский как иностранный (РКИ)», в котором поделилась практическим опытом того, как на лекциях, читаемых иностранным студентам, можно использовать материалы из жизнеописания святых, в том числе Великой княгини Елисаветы, в целях обучения русскому языку и приобщения учеников к русской культуре. М.В. Силантьева, д.ф.н., проф. философского факультета МГИМО, зав. каф. философии ГАСК в докладе «Христианское образование как проблема современной культурологии» раскрыла актуальные проблемы современного образования вообще и христианского образования в частности, предложила пути их решения и подчеркнула значение примера Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Инокиня Марфа, директор православной школы-приюта для арабских девочек в Вифании поделилась практическим опытом работы православной школы-интерната в преимущественно нехристианской среде.

1 ноября дети из Литургического хора Воскресной школы приняли участие в Двенадцатых детских межрегиональных Свято-Елизаветинских чтениях, которые традиционно проводит Православное Сестричество во имя святой прмц. Елизаветы в пос.Лахта. Наша школа не первый раз участвует в Чтениях. Предлагаем вашему вниманию рассказ преподавателя нашей школы Ольги Константиновны о прошедшем событии:

КАНИКУЛЫ. Двенадцатые детские межрегиональные Свято-Елизаветинские чтения.

Не успев дождаться большой школьной перемены, длинной в 10 дней, жизнь воспитанников воскресной школы, участвующих в Литургическом хоре, наполнилась новыми переживаниями – 1 ноября должны состояться детские межрегиональные Свято-Елизаветинские чтения! Заявку на участие в этих чтениях мы отправили и получили одобрение на участие еще в середине октября. Но сразу после этого начали болеть по очереди преподаватели воскресной школы, сами заявленные в прошении участники, дети преподавателей, преподавателям стали назначать экзамены, концерты почему-то непременно в день чтений, и, казалось бы, затея с участием должна была бы рассыпаться песком под нашими ногами, словно конфликт воды и камня. Но не тут-то было! За несколько встреч дети подготовили небольшую, но внутренне насыщенную литературно-музыкальную композицию. Композиция называлась « Святая Русь».
С принятием крещения Русь украсилась множеством чудотворных икон Божией Матери. Одни из них привозились царевнами, выходившими замуж за русских князей, другие дарились восточными патриархами. Но были и такие святыни, которые являлись на Русь сверхъестественным образом. Иконы прилетали по воздуху, приплывали против течения, являлись в Храме или на дереве, обретались в земле или на камне. Некоторые иконы и вовсе были написаны по воле Самой Богородицы. Какой бы не приходил на нашу землю враг, какая бы мощная техника у него не была – по горячей молитве верующих Богородица чудесным образом помогала его одолеть. Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Доколе Россия будет православна и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественна и непоколебима. Ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась, заступлением и помощью Богородицы во всех войнах и ратных обстоятельствах.». Материнскою Любовью покрыта земля русская многострадальная, «Русь моя многораспятая», как говорит нам о Руси иеромонах Роман Матюшин в своем стихотворении «Пресвятая Богородице…». С этого и начали дети свое выступление — песнь «О МАТЕРИ» и стихотворение иеромонаха Романа «Пресвятая Богородице…». Не смотря на то, что не могли попасть первые три такта ни в тон, ни в ритм, всплыли и продолжили удивительно проникновенно, глубоко, под слезную тишину зала. Следующая часть выступления окрашивала не менее яркую черту земли Русской – прощение, хлебосольство, вольный простор, удаль, объятия нараспашку, искренность переживаний горестей и радостей и была представлена стихотворением Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная,..» и двумя народными песнями. Надо заметить, что слезы слушателей во время прочтения Иваном Романенко стихотворения Сергея Есенина и задор в исполнении хором народных песен оставили доброе радостное впечатление у слушателей и детей.
В рамках «Чтений…» также были секции «Защитник Отечества», где детям рассказали о военном оружии и творческая секция «Добро своими руками», где ребята увлеченно расписывали тарелки в разных техниках, мастерили коней, составляли картины из природных материалов – это будущие подарки для пациентов хосписа.
Тихою радостью, которой было наполнено все протяжение этого дня «Чтений», заботой, любовью осталось у нас это путешествие. Хочется положить низкий поклон и сказать слова благодарности сестрам Православного Сестричества во имя св.прмц. Елизаветы за организацию «Чтений…» и за возможность принять участие в этом большом ярком радостном празднике!





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!