Информационный женский портал

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать. Что такое фгос? зачем нужен стандарт образования

В настоящее время актуальной является проблема межгосударственного признания документов об образовании в разных странах. С середины 80-х гг. XX в. ЮНЕСКО и другие международные организации ввели в рассмотрение образовательные документы. Эксперты Совета Европы опубликовали документ, где приводится сравнительная характеристика образовательных документов всех стран Европы. Система образовательных стандартов не осталась в стороне от этих документов. Организация среднего образования становится все более сложной. Таким образом, существует проблема с признанием школьных аттестатов одних стран в других.

Для примера возьмем во многом «несправедливую» оценку университетами в Америке документов об общем среднем образовании, которые были выданы в развитых странах Европы. Во многих заключительных и полностью согласованных документах проглядывается общая тенденция: стандартное (или «полное») среднее образование должно иметь продолжительность не менее 12 лет и обязательно включать заключительную стадию углубленного и дифференцированного обучения в направлении будущего высшего образования длительностью три или более лет.

Заметим, что во всех вышеперечисленных постановлениях не рассматривается вопрос о выпускных экзаменах и конкурсных испытаниях в вузах. В перспективе возможно совмещение этих компонентов и придание им такой объективности, чтобы результаты давали возможность оценивать и сравнивать работу всех школ страны данного типа и уровня.

Но в реальных обстоятельствах это требование объективизации экзаменов не является составной частью сформировавшегося на данный момент стандарта среднего образования.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство. Недопустима физическая и психологическая перегрузка учеников в ходе процесса обучения. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт. В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом: «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

На основании государственного образовательного стандарта:

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений;

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании.

2. Компоненты государственного стандарта образования

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся.

Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения:

1. Личностный подход к обучению. Образование должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Важно обращать внимание на профессиональные и социальные интересы школьников, на их семейно-бытовое положение.

2. Деятельностная направленность. Процесс обучения неотрывно связан с практической деятельностью. Мотивация к изучению материала заметно увеличивается, когда полученные знания могут быть использованы учеником в жизненных ситуациях.

3. Межпредметность. Обучение должно быть выстроено с учетом межпредметных связей.

4. Воспитательный и развивающий потенциал. Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Длительность учебного года. Нормативы четко определяют начало занятий 1 сентября и конец занятий 25 мая. Даты каникул также определены достаточно точно: 5-11 ноября, 30 декабря – 9 января, 20–31 марта. Классная учебная неделя определятся вариативно, и ее наибольшая продолжительность превышает минимальную на 2–6 уроков. Будем считать, что математически точное вычисление длительности учебного года в астрономических часах возможно только при рассмотрении условий конкретной школы. Возьмем 9-11-е классы. Число дней обучения формально – 34 недели. Но в реальных условиях от 1 сентября до 25 мая учитываются каникулы и выходные дни. Без их учета получаем, что истинная продолжительность учебного года всего лишь 32 недели (или 167 дней). Кроме того, такое распределение возможно только при отсутствии частых в наши дни забастовок учителей или отмены занятий ввиду морозов или гриппа. Однако и такой расчет в сравнении с другими странами показывает, что продолжительность учебного года в нашей стране меньше типичного западного значения. Чтобы достигнуть этого уровня, нам нужно возвращаться к 6-дневной рабочей неделе и завершать учебный процесс в конце июня.

Наличие государственного стандарта общего образования значительно упрощает работу учителя, поскольку он объективно видит, какой «продукт» требует современное общество. Большой выбор учебно-методических комплектов по предметам, разнообразие предлагаемых программ может запутать педагога. Только четкое следование положениям государственного стандарта может помочь учителю правильно разработать учебный план с учетом требований к подготовке выпускника.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Расшифровка ФГОС — тема сегодняшнего материала. Что это такое? Как расшифровывается данная аббревиатура? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Данный документ является основой для программ общего значения, а также для разработки содержания учебного процесса по каждому из предметов.

Новые требования ФГОС

Этот акт создан на основе последнего закона об образовании, который принят в 2012 году. До конца двухтысячных подобный стандарт носил название ГОС. В отличие от старых редакций, регламентирующих процесс обучения, во ФГОС России прописаны не только требования к передаче знаний, но и нормы, согласно которым должно осуществляться воспитание.

Таким образом, можно подчеркнуть тот факт, что в отечественное образование вернулся компонент, который присутствовал в советской школе, но был сведен к минимуму в перестроечные годы.

Это новшество обусловлено надобностью передачи подрастающему поколению необходимых жизненных установок. Они, в свою очередь, нужны для успешного существования человека в современных экономических и политических условиях.

Разновидности требований

Новый образовательный стандарт устанавливает правила процесса обучения трех разновидностей:

  1. Содержание программ по определенным дисциплинам.
  2. Нормы, предъявляемые к условиям осуществления педагогической и учебной деятельности.
  3. Регламентация воспитательной работы в рамках образовательного процесса.

Области применения стандарта

Реализация ФГОС происходит во всех учебных учреждениях, имеющих аккредитацию. Коммерческие университеты могут работать по собственным программам, руководствуясь потребностями той или иной группы населения, и не опираясь на рекомендации, которые выдвигает стандарт. Однако такие вузы не имеют права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

Требованиями ФГОС руководствуются создатели учебной литературы, составители общих программ, члены комиссий, обеспечивающие контроль деятельности образовательных учреждений. На основе его действуют и медицинские работники, производящие регулярный осмотр детей и проверку заведений на соответствие определенным стандартам и так далее.

С учетом данного нормативного документа составляются различные методические рекомендации для педагогов, готовящихся к занятиям по ФГОС.

Современный урок

При проведении учебного процесса по ФГОС в школе особое внимание уделяется главной на сегодняшний момент форме, в которой осуществляется передача знаний, - уроку. В настоящем своде предписаний четко обозначены продолжительность академического часа для каждой из ступеней, разновидности, а также требования к воспитательному процессу, который должен осуществляться в его рамках.

Современный урок - ключевое понятие в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Главные отличия этой формы от существовавших ранее заключаются в том, что теперь знания должны преподноситься обучающимся не в виде готовых наборов теоретических и практических информационных блоков. Вместо этого детям следует предлагать определенные виды деятельности, в процессе осуществления которых школьник будет усваивать новые темы по предмету.

Также современный урок предполагает, что обучение и воспитание будут происходить не с целью передать ему определенный набор знаний, умений и навыков в готовом виде, но развить личностные качества, присутствующие в нем, а также сформировать другие, необходимые для успешной самореализации.

Таким образом, в образовательном процессе осуществляется деятельностный подход, а также индивидуально-личностный.

На занятии, проводимом по ФГОС в школе, должно присутствовать не только общение учеников с преподавателем, но и коллективные формы деятельности. Дети могут овладевать навыками ведения беседы, научного спора и осуществлять оценку своей активности в рамках урока, анализировать ответы одноклассников. Новый образовательный стандарт придерживается ранее утвержденных положений, которые были прописаны в предыдущих документах, регламентирующих педагогический процесс. А именно, в планировании по ФГОСу уроков должно учитываться, что в современных условиях необходимо осуществлять обучение ребенка по принципу взаимодействия с педагогом, в котором каждый из участников данного процесса является полноправным субъектом.

Конкретный результат

Расшифровка ФГОС при составлении учебных программ требует наличия в них описания конкретных результатов, к которым должен прийти ребенок, прошедший определенный курс. Эти цели представлены не в виде набора абстрактных фраз, как это было ранее, а в качестве списка умений осуществлять определенные действия.

Межпредметные задачи

В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны не только умения, которые должен получить ученик в рамках программы по определенному предмету, но и сведения о той универсальной информации и способах деятельности, которые он сможет использовать при изучении других дисциплин, а также в своей жизни после окончания школы. Таким образом, совершается воплощение компетентного подхода, утвержденного в законе "Об образовании" последней редакции, формирование знаний, умений и навыков, необходимых в условиях современной жизни с ее быстро протекающим научно-техническим прогрессом и часто меняющимися экономическими реалиями.

В настоящий момент важным является не просто дать сведения по той или иной теме, а научить человека осуществлять самообразование в течение всей своей жизни.

Взаимосвязь уроков

При реализации представленного выше принципа на уроках русского языка по ФГОС ученикам предлагается написать сочинение в форме письма, также рассказывается о том, какими особенностями должен обладать данный текст. Это может найти свое продолжение на уроке истории, когда детям будет предложено изучить послания одного политического деятеля конкретной эпохи к другому, и так далее. Подобным способом может осуществляться взаимная преемственность разных дисциплин.

Младшая ступень образования

Во ФГОС о начальной школе содержатся, среди прочих, следующие важные положения:

  • Урок в первый год обучения должен длиться не более 35 минут, а в последующее время он достигает стандартных 45. Также в первом классе добавляются дополнительные каникулы - в марте.
  • В ФГОС начальной школы также прописано требование к наличию в учебной программе занятий по освоению навыков работы с компьютером. Сегодняшние дети должны начинать печатать на клавиатуре одновременно с освоением письма. Это положение стандарта вызвало как многочисленные возмущения со стороны родителей, так и одобрения. Обычно занятия в младшей школе с использованием компьютеров находят положительные отзывы у тех мам и пап, которые сами вынуждены сталкиваться ежедневно с необходимостью работы с электронными технологиями в своей профессиональной деятельности.
  • Среди прочих главных понятий стандарта следует выделить такое как "образовательная среда". Этот термин включает в себя в том числе и техническое оснащение учебных учреждений. Согласно требованиям, присутствующим в этом документе, в школе должен быть оборудован отдельный интерактивный класс, а также в каждом кабинете необходимо иметь один компьютер. Эта техника используется не только для выполнения тестов и получения информации в электронном виде, но и с целью поддержания связи между школой и родителями. Такое взаимодействие осуществляется с помощью ресурса, который носит название dnevnik.ru. Он содержит информацию об успеваемости каждого из учеников.

Взаимодействие родителей и педагогов

ФГОС (расшифровка аббревиатуры представлена в данном материале) содержит в себе идею о том, что обучение в современной школе носит характер трехстороннего взаимодействия. Кроме ребенка и преподавателя, в этот процесс также должны быть непременно вовлечены родители.

Поэтому в стандарте прописаны формы деятельности, которые способствуют созданию и необходимой атмосферы сотрудничества между школой и семьей. Наряду с традиционными родительскими собраниями, которые могут быть классными и общешкольными, мамы и папы приглашаются на индивидуальные собеседования с педагогами, а также на различные мероприятия как развлекательного, так и информационного характера.

С определенной регулярностью должны проводиться лектории для родителей, желающих повысить свой уровень знаний о проблемах воспитания и образования детей в современном обществе. Темами таких занятий могут быть различные вопросы, в том числе и "ФГОС, расшифровка понятия и его содержание".

Совместные развлекательные творческие мероприятия

Необходимую информацию о вопросах воспитания как общих, так и касающихся какого-либо конкретного ребенка родители имеют право получить в личной беседе с учителем. Такие встречи возможны как в стенах школы, так и на дому.

Преподавателям необходимо проводить различные игры, в которые также следует вовлекать мам и пап. Это могут быть как соревнования, предусматривающие участие лиц обоих полов, так и игры, где участниками являются только девочки с матерями, или мальчики с отцами. Например, широко распространена эстафета "А ну-ка парни!", где ребята со своими папами соревнуются в традиционных для мужчин умениях и навыках, таких как забивание гвоздей, силовые упражнения и так далее.

Опытные учителя рекомендуют всячески способствовать заинтересованности родителей в проведении работ по благоустройству. Например, они могут быть вовлечены в сооружение различных конструкций для школьного стадиона и так далее.

Кроме информации про обучение и воспитание детей, родители могут получать необходимые сведения относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также консультацию юриста, который способен предоставить все необходимые сведения, касающиеся прав и обязанностей ребенка, согласно действующему законодательству.

Информационные ресурсы для педагогов

Где можно ознакомиться с ФГОС (расшифровка аббревиатуры знакома каждому преподавателю РФ)? Данный нормативный документ, а также последнюю редакцию законодательства по этой теме и прочие тексты можно прочитать на сайте Министерства образования. Также данной проблеме посвящены многие другие педагогические электронные ресурсы и регулярно выходящие журналы для педагогов, такие как «Учительская газета», и так далее.

Широкое пространство для творчества

В новом государственном стандарте существует положение о том, что деятельность учителя должна быть подчинена определенному плану, где четко прописаны части урока, и на каждую из них отведены строгие временные рамки. Однако педагогу также дается право изменять ход занятия в соответствии с различными обстоятельствами и ситуацией, которая возникла. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время учитель обязан не только обладать обширными знаниями по своему предмету, а также набором междисциплинарных умений и навыков, но и быть способным импровизировать. С другой стороны, этот стандарт предполагает привитие детям способности самостоятельно находить необходимый для пополнения знаний и выбирать собственный образовательный маршрут в рамках изучаемых предметов. А значит, школьники тоже получают возможность взглянуть на образовательный процесс с творческой позиции.

В данной статье были рассмотрены важнейшие положения государственного образовательного стандарта. Эта информация может быть полезна педагогам. Кроме того, некоторые сведения без сомнений окажутся интересными и для родителей школьников.

Все мы когда-то ходили в школу, но вот термин ФГОС, который к современной школе -интернат имеет самое прямое отношение, знаком далеко не каждому.

Что такое ФГОС?

Аббревиатура ФГОС означает Федеральный государственный стандарт образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.

Зачем нужен стандарт образования?

Единые стандарты образования есть далеко не во всех, даже развитых странах. На Западе долгое время родители сами решали вопрос, в какое учебное заведение отдать ребенка (а программы у разных школ были разные). А в школе дети сами решали, какие предметы им изучать, а какие нет. Возможно, это и служило причиной низкой эрудиции выпускников западных школ.

Также образовательные стандарты обеспечивают преемственность между ступенями обучения. Окончив одну ступень, выпускник должен быть подготовлен к поступлению на другую.

Стандарт включает в себя требования к:

Структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

Результатам освоения основных образовательных программ

Особенности современного ФГОС в России

Современный ФГОС называют стандартом второго поколения. Его начали разрабатывать с 2009 года. В чем суть ФГОС? По сравнению со стандартами первого поколения в новом стандарте много радикальных изменений. Старые стандарты предъявляли только требования к минимуму знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в школе, и требования к максимуму учебной нагрузки.

ФГОС второго поколения состоит из трех частей:

  1. Требования к результатам освоения образовательной программы. Причем акцент здесь делается не на сумме знаний и умений, а на усвоении так называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во взаимодействие с другими людьми. Также в стандарте сформулированы предполагаемые результаты обучения по конкретным образовательным областям и описаны качества, которые должны быть сформированы у выпускников (любовь к Родине, уважение к закону, толерантность, стремление к здоровому образу жизни и т. д.).
  2. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности в форме кружков, студий, олимпиад и т. д.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Прописаны требования к финансированию образования, профессиональному уровню и компетентности педагогических кадров, а также к материально-технической базе школы-интернат

Чем вызвана необходимость в изменениях, которые предстоит всем нам пережить уже в ближайшее время, какова их цель? Что будет другим в школе -интернат после того, как введут ФГОС?

В нашей стране была принята Стратегия развития государства до 2020 года, главная цель которой обеспечить новое качество жизни для всех жителей России. Запросы общества, проблемы, стоящие перед государством по реализации стратегии 2020, ставят новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

ФГОС НОО выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Следовательно, другими в новой школе будут образовательные программы, условия, в которых станут обучаться дети, а также других результатов освоения образовательной программы ожидают от учеников. Каждая школа-интернат, имеющая государственную аккредитацию, пишет свою Основную образовательную программу. Школа-интернат являясь учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, составит программу, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, и предметных результатов. Новые формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!