Информационный женский портал

Конспект урока заболевания органов дыхания их предупреждение. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Просмотр содержимого документа «Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Заражение через воздух. Микроорганизмы и пыль задерживаются слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и удаляются из них вместе со слизью. Большинство микроорганизмов при этом обезвреживаются. Часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и некоторые другие.

Грипп. Грипп вызывается вирусами. Они микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Вирусы гриппа содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевания гриппом к работе на предприятиях, в учреждениях, к занятиям в учебных заведениях. Грипп нельзя рассматривать как простое 3-дневное заболевание. Он опасен своими осложнениями. При общении с людьми, больными гриппом, нужно прикрывать рот и нос повязкой, сделанной из сложенного вчетверо куска марли. Она пропускает воздух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос платком. Этим вы убережете от заражения окружающих.

Туберкулёз. Возбудитель туберкулёза – туберкулёзная палочка чаще всего поражает лёгкие. Она может находиться во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной. Туберкулёз – не только капельная, но и пылевая инфекция.

В сырых местах, не освещаемых солнечным светом, возбудители туберкулёза долго сохраняют жизнеспособность. В сухих, хорошо освещённых местах они быстро погибают.

Антисанитарные условия, постоянное недоедание – основные причины массового распространения туберкулеза в прошлом. В наши дни в результате улучшения условий жизни населения заболеваемость туберкулёзом резко снизилась.

Больших успехов добилась медицина в профилактике и лечении туберкулёза. Проводятся регулярные обследования взрослого и детского населения. В специальных туберкулезных диспансерах и санаториях больные получают бесплатное лечение.

Предупреждению заболеваний способствует поддержание чистоты в жилых домах, на улицах городов, в общественных помещениях. Очищение воздуха в городах, посёлках, на территориях промышленных предприятий, во дворах жилых домов связано с их озеленением.

Действия курения на органы дыхания. Табачный дым, помимо никотина, содержит около 200 веществ, чрезвычайно вредных для организма, в том числе угарный газ, синильную кислоту, бензпирен, сажу и т.д. При курении эти вещества проникают в ротовую полость, верхние дыхательные пути, оседают на их слизистых оболочках и плёнке лёгочных пузырьков, заглатываются со слюной и попадают в желудок.

Никотин вреден не только для курящего. Значительная часть его выделяется в воздух, отравляя окружающих людей

Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.

    Актуализация знаний.

Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

    Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).

    Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?

Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.

    Изучение нового материала.

Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?

    Методы самоисследования дыхательной системы.

Наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)

Количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)

Наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях

Определение жёл (эксперимент с шариками)

2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.

Прослушивание (аускультация) – чистота дыхания

Флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)

Бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)

Перкуссия (простукивание)

Спирометрия (определение ЖЁЛ)

Запишем эти методы исследования в опорный конспект.

Для чего проводятся эти исследования?

При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.

3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.

Заболевание

Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?

В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.

Рак лёгких

4. Методы профилактики заболеваний.

Здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

Проветривание и уборка помещений

Разведение цветов в помещениях

Регулярный медосмотр

Использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии

5. Дыхательная гимнастика

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.

6. Курение

Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?

Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.

Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?

Работа со слайдом.

7. Влияние продуктов курения на организм.

Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.

Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)

Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)

Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.

Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.

Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.

Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?

Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.

    Повторение и закрепление изученного материала.

Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?

    Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. + Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. - Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. - Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. - Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. - Табак не является наркотическим веществом. - Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами. Главная мера профилактики – здоровый образ жизни. Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов. И наш урок я хочу закончить такими словами: «Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет. Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»

Домашнее задание . Изучить параграф. По желанию выполните задания.

Разделы: Биология

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица « Органы дыхания», оборудование для демонстрации опыта: резиновая груша, стеклянная трубка, резиновая трубка, сигареты, вата.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  • наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда 2)

  • Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
    А) увеличивают поверхность слизистой
    Б) являются чувствительными приборами
    В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа
  • Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б) хрящевые полукольца
  • Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков
  • В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге
  • При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются
  • Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея
  • Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

3. Формирование новых знаний.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

  • Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим? (демонстрация слайда 3 )

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

  • Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом (демонстрация слайда 4)

Вопросы к учащимся:

  1. Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?
  2. Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

(демонстрация слайда 5)

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит (демонстрация слайда 6)

Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. (демонстрация слайда 7)

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8) . Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу (демонстрация слайда 9).

  • Болезни, вызванные курением.

(демонстрация слайда 10)

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения (выступление учащегося).

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей) (демонстрация слайда 11).

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит (демонстрация слайда 12).

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

4. Минутка отдыха.

Упражнения на релаксацию мышц глаз, век и лица.

  • Пассивное курение.

(демонстрация слайда 13).

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

5. Закрепление.

(демонстрация слайда 14).

Выбрать верное утверждение.

  • туберкулёз легко вылечивается
  • туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался
  • туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха
  • причина пневмонии – пыльца растений
  • пневмония – это воспаление лёгких
  • астма – аллергическое заболевание
  • хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков
  • пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

с.144-145, повторить с. 138-143 (демонстрация слайда 15).

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 16). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель : познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов

дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами

дыхания.

Задачи:

Образовательные:

а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении

органов дыхания и их функциях.

б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы

органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде

и правилами дыхания.

Развивающие:

а) сформировать гигиенические правила дыхания.

б) активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счёт использования новых технологий.

в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную

информацию из интернета.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.

б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным

привычкам.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:

Компьютер, проектор, компьютерные презентации,

обучающий диск, индивидуальная

маска, стеклянные сосуды.

План урока:

    Организационный момент. (1-2 мин)

    Проверка домашнего задания. (10 мин)

    Изучение нового материала (25 мин)

    Закрепление (5 мин)

    Итог урока (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

    приветствие; Здравствуйте ребята! – Садитесь!

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

    Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б ) хрящевые полукольца

    Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б ) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков

    В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге

    При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

    Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея

    Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

Биологический диктант.

1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.

2. Мельчайшие бронхи.

3. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.

4. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.

5. Воздухоносных путь, состоящий из хрящевых полуколец.

6. Часть гортани, защищающая вход в трахею.

7. Пленка, покрывающая легкие?

8. Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с гортанью.

9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?

10. Полость между легкими и грудной клеткой.

Ответы:

1. Носовая полость.

2. Бронхиолы.

3. Гортань.

4. Диафрагма.

5. Трахея.

6.Надгортанник.

7. Плевра.

8. Носоглотка.

9. Легкие.

10.Плевральная.

3. Изучение нового материала.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

    Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

    Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Вопросы к учащимся:

    Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?

    Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – этоострый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу

    Болезни, вызванные курением.

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей)

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит .

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

Пассивное курение.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

Гигиена дыхания

Гигиена дыхания – это простые и понятные правила, которые нужно соблюдать, чтобы дыхание оставалось здоровым.

Гигиена дыхания необходима, во-первых, для сохранения энергичного и работоспособного состояния, во-вторых, как профилактика заболеваний органов дыхания. Правила гигиены дыхания просты и понятны.

1. Дыхание в покое должно быть лёгким и ритмичным, желательно, брюшным и с частотой 8 - 12 вдохов-выдохов в минуту. Во время движения или физической работы обращайте внимание на возникновение прерывистости дыхания или одышки, снижая в этом случае нагрузку или переходя к отдыху.

2. Дышать нужно только через нос, причём нос держите всегда чистым.

3. Дыхательные пути необходимо держать максимально свободными: напряжённая шея, стиснутые зубы, плотно прижатый язык, как и сдавленная грудная клетка, существенно затруднят работу ваших дыхательных механизмов, создадут ненужные напряжения в теле, ухудшат состояние кожи и .

4. Старайтесь часто бывать в местах, где много растений (это не обязательно лес) и, поэтому, воздух там чист и свеж. В таких местах легче всего соблюдать гигиену дыхания, можно заниматься медитацией на дыхании, использовать полное дыхание и т.д.

5. Не курите и не находитесь длительное время в прокуренной комнате.

6. Не бегайте рядом и не ездите на велосипеде по интенсивно используемым дорогам. Загрязнённый воздух и так не соответствует правилам гигиены дыхания, тем более не нужно увеличивать его потребление организмом. После пребывания в таких местах полезно сделать цикл очистительного дыхания.

7. Уровень пыли в помещении, как правило, намного превышает уличный, поэтому помещение, в котором вы находитесь долго, обязательно должно хорошо проветриваться. Не желательно использование в помещении кондиционеров без увлажнения воздуха (увлажнителей или регулярной влажной уборки), так как излишне сухой воздух не менее вреден для дыхания, чем пыль.

8. , старайтесь не допускать хронических заболеваний дыхательных путей и органов дыхания. Не запускайте такие болезни, если у вас они уже есть.

9. В ситуации переохлаждения (например, мокрых ног) старайтесь разогреться движениями или чередующимися статическим напряжением и расслаблением мышц для улучшения кровообращения.

5. Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

    туберкулёз легко вылечивается

    туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

    туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

    причина пневмонии – пыльца растений

    пневмония – это воспаление лёгких

    астма – аллергическое заболевание

    хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

    пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

§41

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Урок закончен. До свидания.

  1. Сообщение темы
  2. Изучение нового материала .

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

  1. Работа с учебником. Прочитать текст и заполнить таблицу.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

бактериями

3.Трахеит

4.Бронхит

5.Пневмания

6.Туберкулез

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

  • Вакцинация
  • Не посещать людные места
  • Придерживаться личной гигиены
  • закаляться
  1. Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

  1. Домашнее задания.
  1. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Конспект урока биологии

9 класс

Тема . Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тип урока - комбинированный.

Цел ь : ознакомить учащихся с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактика заболеваний дыхательной системы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); обосновывать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; корректировать произношение.

Оборудование : таблица «Органы дыхательной системы», рисунки.

Словарь : пылевая инфекция, капельная инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулёз.

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка звукоусиливающей аппаратуры.

    Речевой момент.

Какую биологию мы изучаем?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Терминологический бой»

Учащиеся «атакуют» один другого терминами, которые были выучены на прошлом уроке.

    Проверка домашнего задания.

    Игра «Биологическая мозаика» (работа в парах)

Каждая пара получает карточку, где предложен набор слов из которых учащие должны сложить предложение:

    Относят путям к гортань, трахея, бронхи, дыхательным нижним.

    Центр продолговатом в находится дыхательный мозге.

    Вдох ритмично выдох сменяет.

    Нервная дыхание гуморальная обеспечивает регуляция и.

    Определяют прибора помощью с жизненную спирометр ёмкость.

    Игра «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме. Ученик, который получил вопрос, дает на него ответ. Правильный ответ дает право задать свой вопрос.

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Какое строение имеет дыхательная система?

Какие процессы происходят в альвеолах легких?

Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства является забота о здоровье граждан. Как вы думаете почему?

Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому задача государства сохранить и укрепить наше здоровье.

    Сообщение темы

    Изучение нового материала .

    Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Рассказ учителя с элементом беседы.

Какие факторы могут вызывать негативное воздействие на наши органы дыхания?

Курение: рак лёгких, туберкулез, эмфизема легких;

Попадание инородных предметов в дыхательные пути, травм, удушие;

Экологическое загрязнение воздуха атмосферы, химическое поражение дыхательных путей;

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

Бактерии: бронхит, воспаление лёгких, туберкулёз;

Аллергия на пыль, шесть, животных и т.д. бронхиальная астма, аллергический ринит.

Чтобы уберечься от этих заболеваний, надо избегать факторов, которые их вызывают.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

Воспаление слизистой оболочки полости носа, закладывание носа, хронический насморк.

бактериями

Воспаление миндалин, боль во время глотания, повышенная температура

3.Трахеит

Бактериями, при переохлаждение, курение, инфекции

Першение в горле, сухой кашель, боль в зеве и за грудиной

4.Бронхит

Бактерии, стрептококки, стафилококки

Кашель со слизистыми выделениями, одышка, боль в груди

5.Пневмания

Бактерии, пневмококки, стафилококки, стрептококки

Воспаление ткани легкого, внезапное повышение температуры, одышка, кашель, сильная боль в боку.

6.Туберкулез

Микобактерии, туберкулёзная палочка

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

Отёк слизистой оболочки, сухость, зуд в полости носа, чихание, слезоотделение

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

    Самостоятельная работа учащихся

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    Вакцинация

    Не посещать людные места

    Придерживаться личной гигиены

    Не уклоняться от диспансерного обследования

    закаляться

    Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

    Домашнее задания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!