Информационный женский портал

Николай Рубцов — Про зайца: Стих. Николай Рубцов — Про зайца: Стих Николай рубцов рассказ про зайца

К. Коровин «Баран, заяц и ёж».

Я хочу рассказать о том, как у меня в деревне, в моём деревянном доме, у большого леса, в глуши, жили со мной домашний баран, заяц и ёж. И так скоро ко мне привыкли, что не отходили от меня.

Как-то сидя вечером у леса, я увидел, как по травке шёл ко мне небольшой зверёк – ёж. Прямо подошёл ко мне. Когда я его хотел взять, он свернулся в клубок, ощетинился, ужасно зафыркал и зашипел. Я накрыл его носовым платком.

Нечего сердиться, - говорил я ему. – Пойдём ко мне жить.

Но он ещё долго сердился. Я ему говорю: «Ёжик, ёжик», а он шипит и колется. Моя собака Феб смотрела на него с презрением. Я оставил ему в блюдечке молоко, и он без меня его пил.

Так он поселился жить у меня в дровах, у печки, и я его кормил хлебом и молоком. Постепенно он привык выходить на стук рукой по полу.

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он всё прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять – как ни в чём не бывало, успокаивался скоро. В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу, и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.

Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал на травке около, или бегал по речке, или вспугивал кулика, а заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоело, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:

Довольно ерундой заниматься. Пойдём гулять.

Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мной.

А ёжик появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад, пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре же возвращался. Баран ужасно боялся ежа, поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бегать во все стороны.

Заяц не мог никогда прыгнуть на стул, кушетку, постель. И когда я ложился спать, заяц садился около, вставая на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог никогда. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я брал его на постель. Он очень любил спать со мной, плотно ко мне прижимался в ногах, протягивался и спал. Но уши его ходили во все стороны, и во сне он всё слушал.

Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

Анализ стихотворения «Про зайца» Рубцова

Лирическое стихотворение «Про зайца» написано Николаем Михайловичем Рубцовым в 1969 году. Свои детские стихи поэт посвящал дочери Елене. Произведение прочно вошло в круг детского чтения.

Стихотворение создано в 1969 году, опубликовано в сборнике «Сосен шум» годом позже. Этот сборник оказался последним в жизни Н. Рубцова. В этот период ему 33 года, его дочери 6 лет, он выпускник Литературного института и сотрудник газеты «Вологодский комсомолец».

По жанру — шуточное стихотворение для детей о природе, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. По композиции условно делится на 2 части: встреча с зайцем и размышления удравшего зайца после встречи с человеком. Лирический герой — сам автор. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской.

Поведение героя вполне органично для человека, выросшего на приволье, видевшего зайца не только на картинке. Не причинив зверьку вреда, он подшутил над ним, как над старым знакомым. Вполне возможно, в первое мгновение герой стихотворения и сам струхнул, когда его из задумчивости вывел выскочивший ниоткуда заяц. Поэт чувствует некое родство с зайцем, чьим надежным другом остался, похоже, только дед Мазай, описанный Н. Некрасовым еще в XIX веке.

Не только заяц будет долго припоминать эту встречу, для человека она тоже не прошла бесследно: родились хрестоматийные строки, вошедшие в золотой фонд детской литературы. Н. Рубцов учит детей видеть интересное в мелочах, быть наблюдательным, понимать чувства каждого живого существа. Чуткий читатель поймет настроение автора, что друзей у поэта, похоже, не больше, чем у зайца.

На юмористический лад настраивает уже незатейливое название, далее комизм ситуации подчеркивается поэтом через ряд выразительных художественных средств. Лексика нейтральная и разговорная. Эпитеты: бедный, бестолковый, веселый, вечной. Олицетворение: заяц думал. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: дедушки, лесок. Повторы в начале строк: так, думал. Одушевление животных — понятный и любимый детьми прием, широко применяемый в устном народном творчестве. Тема любви к природе неразрывна связана в творчестве Н. Рубцова с темой малой родины.

Стихотворений, написанных для детей, у поэта Н. Рубцова немного, большинство из них — о природе. Шуточное произведение «Про зайца» сочетает в себе фольклорные мотивы и традиции классической русской литературы.

К. Коровин «Баран, заяц и ёж».

Я хочу рассказать о том, как у меня в деревне, в моём деревянном доме, у большого леса, в глуши, жили со мной домашний баран, заяц и ёж. И так скоро ко мне привыкли, что не отходили от меня.

Как-то сидя вечером у леса, я увидел, как по травке шёл ко мне небольшой зверёк – ёж. Прямо подошёл ко мне. Когда я его хотел взять, он свернулся в клубок, ощетинился, ужасно зафыркал и зашипел. Я накрыл его носовым платком.

Нечего сердиться, - говорил я ему. – Пойдём ко мне жить.

Но он ещё долго сердился. Я ему говорю: «Ёжик, ёжик», а он шипит и колется. Моя собака Феб смотрела на него с презрением. Я оставил ему в блюдечке молоко, и он без меня его пил.

Так он поселился жить у меня в дровах, у печки, и я его кормил хлебом и молоком. Постепенно он привык выходить на стук рукой по полу.

* * *

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он всё прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять – как ни в чём не бывало, успокаивался скоро. В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

* * *

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу, и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.

Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал на травке около, или бегал по речке, или вспугивал кулика, а заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоело, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:

Довольно ерундой заниматься. Пойдём гулять.

Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мной.

* * *

А ёжик появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад, пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре же возвращался. Баран ужасно боялся ежа, поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бегать во все стороны.

Заяц не мог никогда прыгнуть на стул, кушетку, постель. И когда я ложился спать, заяц садился около, вставая на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог никогда. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я брал его на постель. Он очень любил спать со мной, плотно ко мне прижимался в ногах, протягивался и спал. Но уши его ходили во все стороны, и во сне он всё слушал.

Ответы к стр. 68

Константин Коровин
Баран, заяц и ёж

Я хочу рассказать о том, как у меня в деревне, в моём деревянном доме, у большого леса, в глуши, жили со мной домашний баран, заяц и ёж. И так скоро ко мне привыкли, что не отходили от меня.
Как-то сидя вечером у леса, я увидел, как по травке шёл ко мне небольшой зверёк – ёж. Прямо подошёл ко мне. Когда я его хотел взять, он свернулся в клубок, ощетинился, ужасно зафыркал и зашипел. Я накрыл его носовым платком.
— Нечего сердиться, — говорил я ему. – Пойдём ко мне жить.
Но он ещё долго сердился. Я ему говорю: «Ёжик, ёжик», а он шипит и колется. Моя собака Феб смотрела на него с презрением. Я оставил ему в блюдечке молоко, и он без меня его пил.
Так он поселился жить у меня в дровах, у печки, и я его кормил хлебом и молоком. Постепенно он привык выходить на стук рукой по полу.

* * *

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту, морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный. Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целый день и был пуглив ужасно. Постоянно водя длинными ушами, он всё прислушивался и вдруг бросался бежать опрометью, ударялся башкой в стену. И опять – как ни в чём не бывало, успокаивался скоро. В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

* * *

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу, и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.
Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал на травке около, или бегал по речке, или вспугивал кулика, а заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоело, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:
— Довольно ерундой заниматься. Пойдём гулять.
Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мной.

* * *

А ёжик появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад, пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре же возвращался. Баран ужасно боялся ежа, поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бегать во все стороны.
Заяц не мог никогда прыгнуть на стул, кушетку, постель. И когда я ложился спать, заяц садился около, вставая на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог никогда. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я брал его на постель. Он очень любил спать со мной, плотно ко мне прижимался в ногах, протягивался и спал. Но уши его ходили во все стороны, и во сне он всё слушал.

конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: чтение художественной литературы Дата: 12.10.11г

Тема: Н.М.Рубцов «Про зайца» (заучивание)

задачи образовательных областей:

познание :

· Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

чтение художественной литературы:

· Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

коммуникация:

· Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа : Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение сказок, рассказов о зайце.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца; мнемо-таблица для заучивания стихотворения; картины природы; книги стихов Н.М.Рубцова.

Организационный момент: физминутка, направленная на создание положительного эмоционального настроя и работоспособности: «Встали дружненько ребята».

Встали дружненько ребята

Прошагайте, как солдаты

Влево, вправо поклонитесь

На носочки поднимитесь.

Один рывок, другой рывок

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши руками дружно

И садись работать нужно.

Постановка цели: Ребята, мы сегодня выучим стихотворение Н.М.Рубцова «Про зайца».

Речевая игра «Укрась слово»

Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Ребята, а что вы знаете о таком симпатичном зверьке, как заяц? (ответы детей)

Я расскажу вам немного о зайце. Заяц- это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Ребята, а какие м/ф, сказки, рассказы, стихи с участием зайца вы знаете? (ответы детей)

Молодцы! А как прыгают зайчики? Скакал один зайчик по лесу (Марина М.)и увидел…

Марина проводит физминутку «В лесу стоит избушка»

В лесу стоит избушка, Косули и еноты,

А в ней живет петрушка Слоны и бегемоты

Приходят к нему звери Идут после охоты

Олени, носороги, Малиновка, овсянка,

Медведи из берлоги Смешная обезьянка

Проходят по порядку И им одно и то же

Попрыгать, поиграть. Попрыгать, поиграть.

Я прочту вам сейчас стихотворение русского поэта Николая Михайловича Рубцова

«Про зайца», а вы постарайтесь мысленно представить ту картину, которую передал поэт в этих словах.

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой,-

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно, вздыхая,

Что друзей-то у него

Кроме дедушки Мазая

Не осталось никого.

А, теперь я прочту еще раз, а вы шепотом повторяйте со мной. Ребята, а вот эти картинки вам помогут в запоминании текста. (мнемо-таблица)

Молодцы ребята! А теперь давайте встанем и все хором повторим эту удивительную историю про зайца. Вы можете показывать жестами что, происходило на лугу. (читаю еще раз

показывая и выделяя интонационно знаки препинания)

Умницы! Кто хочет рассказать, а может еще и показать нам эту историю? (3-4 человека рассказывают стихотворение) Какие вы молодцы! Скажите, а кто написал это стихотворение? (Н.М.Рубцов)

Что вам больше всего понравилось в стихотворении? (ответы детей)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!