Информационный женский портал

О йоге и прочих восточных практиках. Фэн-шуй — наука, религия или суеверие

Православие – дар Божий нашему народу. Православие – надежный путь к совершенству, обожению. Только, к сожалению, не все понимают, какой потенциал жизни и здоровья, как духовного, так и телесного – заложен в нашей спасительной вере. Не потому ли в России, которую уже невозможно представить без храмов с золотыми куполами и колокольного благовеста, ныне усиленно пропагандируются экзотические системы самосовершенствования и оздоровления, типа йоги, цигуна и проч. А ведь, выражаясь светским языком, православное подвижничество (аскетика) и есть самая лучшая методика для укрепления духа и тела. Более того, вера православная делает человека не только гармоничным, сильным (в широком смысле слова), но и открывает его душе врата вечности. (Что нельзя сказать о заморских практиках). Святитель Феофан Затворник писал: «Таков уж закон – противиться себе в худом и нудить себя на доброе». И то, и другое следует делать с полной самоотдачей, сражаясь со грехом, слабостью, «до крови», призывая Господа на помощь. Не случайно Православие называют ещё «узким путем», ведущим в Царствие Небесное. Причем, сила православного – не показная, она смиренная, кроткая, и в ней – правда не от мира сего. Кричащий и горделивый инославный ум может посчитать её даже немощью, но в этой немощи совершается сила Божия. Прекрасно о православной стойкости написал Владимир Тимаков: «Еще один залог непобедимости православного народа - стойкость. В киевском и волынском наречиях сохранилось меткое древнее слово - "перемога". Так по-древнерусски называлась победа. В православном понимании победить - значит не сбить противника с ног петушиным наскоком, "блицкригом", а именно перемочь, перестоять в долгой изнурительной борьбе. И здесь такое невоинственное с виду качество, как терпение, становится главным фактором победы.

Когда поляки осадили Троице-Сергиеву Лавру, они были уверены, что иноки через месяц сдадутся, обессилев от голода. Они не ведали о великих традициях изнурения плоти, которыми славилось русское монашество. Больше года стояла Лавра в осаде, почти не имея еды и питья. И наконец обессилели сами поляки, разорив и пожрав съестные припасы во всей округе. Это была перемога православного Духа.
В последнюю Великую войну наш народ не утратил еще Духа Православия, потому наши воины сражались тогда, когда не выдерживали зимней стужи гордые "сверхчеловеки", когда теряли терпение наследники рыцарей. Скромные труженики ратных полей, привыкшие довольствоваться малым, и здесь одержали перемогу.
Мы видим, что исконно христианские качества - смирение, любовь к ближнему, терпение, жертвенность - становятся факторами неодолимой силы».

Не смотря на то, что сила правильно славящих Господа – в силе Божией, давайте немного поразмышляем о том, как «тренируются», закаляются, оздоравливаются православные. А для этого рассмотрим внешние атрибуты молитвы за богослужением, во время которого, как известно, православные стоят. Молиться сидя в церкви можно лишь болящим или чрезмерно уставшим, чтобы не роптать и не думать более о ногах, нежели о Боге. Светские люди обычно не задумываются, с каким огромным физическим трудом связано православное богослужение. А если еще учесть, что необходимо приложить усилие, чтобы освоить церковно-славянский язык, да и на посты (когда воздерживаются не только от скоромной пищи, но и от всяких развлечений, в том числе и супружеской близости) приходится более 270 дней в году, - то можно смело утверждать: Православие – вера сильных, не боящихся трудностей людей, крепких духом и телом.

С точки зрения физиологии, длительное стояние на одном месте является работой, так как для удержания тела в вертикальном положении в организме задействуется более трехсот групп мышц, не говоря уже о нагрузке на сердце, сосуды и позвоночник… Молитва стоя служит для укрепления духа и сосредоточения внимания. Ведь в православной аскетике подвиг, цель которого есть изменение человека к лучшему и приближение его к Богу, – основная составляющая веры. Как написал священник Сергий Желудков: «Исстари русский народ смотрел на церковное Богослужение как на некий благочестиво-утомительный физический подвиг». По свидетельству иностранцев, русские настолько привыкли к присутствию на богослужениях стоя, что не чувствуют никакой нужды даже в кратковременном отдыхе, хотя бы служба и была очень продолжительной. По воспоминаниям архидьякона Павла Алеппского, посетившего Русь с патриархом Антиохийским при царе Алексее Михайловиче: «...Мы не в состоянии были прийти в себя от усталости, и наши ноги подкашивались. Да поможет нам Бог докончить эту неделю. По-видимому, ноги у них (прим. - русских) из железа… все это происходит от продолжительного стояния в церквах... Мы умирали от усталости, ноги наши подкашивались от беспрерывного стояния с раннего утра до вечера. Но мир Божий да почиет на мирянах, мужчинах и женщинах, детях и девушках за их терпение, и стояние, и твердость с раннего утра и до сих пор... Вещи, достойные изумления! Каких удивительных обычаев и поразительных подвигов мы были свидетелями среди этого народа! Что за крепость в их телах и какие у них железные ноги. Они не устают и не утомляются». Кстати, о патриархе Никоне, который был человеком атлетического сложения, полным сил и здоровья, проводившем длительные богослужения, архидьякон Павел воскликнул в своем дневнике: «Какое удивительное терпение и крепость!»... Согласитесь, даже с позиции обывателя очевидно: православные, выстаивая продолжительные богослужения, развивают терпение, выносливость, силу воли, самообладание, - а это укрепляет и психику человека, и его тело. Ибо существует зависимость между способностью терпеть и состоянием здоровья, устойчивостью психики. «Что терпения мало, может быть следствием некрепкого здоровья и впечатлительности…», - говорил св. Феофан Затворник. Выходит, тренировка благодушного терпения (когда всё принимается спокойно) закаляет нервы, а значит, способствует здоровью.

Однако вернемся к началу статьи. Понятно, что православному заниматься цигуном нельзя. Не беря в расчет духовные аспекты данной оздоровительной системы, отмечу: в цигуне (в переводе с китайского: «ци» - энергия, «гун» - работа) есть такое статическое упражнение, как «стояние столбом», во время которого человек, находясь в спокойной обстановке (например, на лоне природы) с помощью воображения «гоняет» по своему телу эту самую «ци». При этом цигунисты считают, что внутреннее спокойствие вкупе с регулярным волевым усилием содействует развитию энергетики организма (т.н. «энергетического поля»), а следовательно, и его оздоровлению… Спрашивается, зачем россиянам заниматься подобной экзотикой, да ещё во вред своей душе (ибо не известно, что за бес может спрятаться за этой «ци»), если и умиротворение, и волевое усилие присутствует у молящихся в православном храме. (К тому же, молитвенная практика, в отличие от медитации, позволяет жить в реальности, а не в воображаемом мире). Думаю, и атеисту нетрудно оценить, какое волевое усилие необходимо, чтобы простоять на одном месте в течение нескольких часов, иной раз в духоте и тесноте, при этом еще удерживая внимание в словах молитвы… Такова степень физического напряжения православных на богослужении. Повторюсь: мы рассматриваем лишь внешнюю сторону нашей веры, не касаясь ее духовных аспектов.

Понятно, что отстоять церковную службу под силу лишь здоровому. Поэтому в данном смысле у болящего верующего существует хороший стимул испрашивать у Бога себе и другим здравия. Сия мысль прослеживается и в молитве за болящего: «…подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарственные мольбы Тебе, всещедрому Богу и Создателю нашему»… Итак, в любом случае регулярное пребывание в храме, в церковной ограде приводит к укреплению здоровья. Ведь, как заметил прот. Валентин Чаплин: «Глубокая вера – великая сила, которая творит чудеса… По обетованию Спасителя, каждый получит благодатную помощь, если обратится к Богу с Верой, Надеждой и Любовью. Не случайно Господь столько раз подчеркивал целительную силу веры: «Вера твоя спасла тебя»».


Как-то в ЖЖ у горячо любимой мною Ольги Арефьевой (http://olga-arefieva.livejournal.com) нашел пост, где она задавалась вопросом: "Есть ли в христианстве и в частности в православии какие-либо оздоровительные практики?". Ведь действительно: в индуизме есть йога, в китайском даосизме цигун и внутренние алхимические упражнения, у тибетских лам есть своя гимнастика. А что есть у христианства? А точнее у иудео-христианской культуры как таковой в плане оздоровления. Пост Арефьевой года, по-моему, 2007. Так что найти его сейчас не смогу. Помню, правда, что отвечало довольно много народу. Даже вроде вели дискуссии. Сам я в принципе даже и не размышлял над этим, ибо и так было все ясно. В христианстве (не в учении Христа, а в религиозном течении, созданном людьми, имевщими к Христу самое опосредованное отношение) ни о каких оздоровительных практиках речь не может идти в принципе. Почему? Да все просто - понятие первородного греха, греховности нашего существования здесь и стремления "на небо", прочь из бренного мира. Первородный грех, собственно, накладывается в христианской традиции на все проявления физической жизни и влечет за собой усмирение и умерщвление плоти. И верно - зачем оздоравливать тело, когда конечной целью все равно являются небеса? Плоть в христианской традиции - "бренная". Йога и цигун (индуизм и даосизм в более широком смысле), как и христианство, видят в неправильной работе тела препятствие для ума и души человека на пути к высшим состояниям. Но после констатации этого факта их пути расходятся: йога и цигун предлагают обуздать тело с помощью упражнений и превратить в инструмент постижения высшего, христианство же просто предлагает подавить его. Оно не пошло дальше и виной всему как раз-таки концепция первородного греха. Здесь христиане пошли самым прагматичным и простым путем. По мысли церковников все логично - плоть отвлекает тебя от стремления к Царству Божьему. Если ты будешь ее укреплять, то физиологические сигналы здорового тела (голод, стремление к движению, сексуальное влечение) будут отвлекать тебя от сосредоточения и молитв. Значит надо их подавить, ведь физическая жизнь наша все равно грешна, так зачем заботиться о здоровье! Традиции самобичевания, строгих постов, ограничений в половой и эмоциональной жизни направлены как раз-таки на подавление и уничтожением плоти. Православие тоже ничем особо не радует. Купание в проруби на Крещение? Помилуйте, всего лишь раз в год. Это не практика. Вообще купание в проруби и баня - традиционные русские оздоровительно-расслабляющие практики - относятся скорее к отголоскам язычества. Слияние с силами природы. К православию они отношения не имеют никакого. Зато истощенные нервические монашки с лицами цвета мороженой картошки - явление с ним непосредственно связанное. Методики цигуна и йоги исходят из мировоззренческих картин, описывающих строение вселенной и человека. В случае с христианством ничего подобного не наблюдается. Да и картины к тому же совершенно разные. P.S. Не будучи специалистом по истории Средневековья и медицины, тем не менее рискну предположить, что столь отрицательное отношение к здоровью физического тела в христианской традиции парадоксальным образом могло способствовать развитию одной оздоровительной практики. С развитием научного подхода и механики ученые и врачи задумывались над устройством человеческого тела. Мертвецы, на которых проводилось исследование анатомии человека, представляли ценность для церкви только в качестве соблюдения ритуала для "отправки" души на тот свет. Проще говоря, их надо было закопать, а не потрошить. На статусе же тела как греховного объекта сего бренного мира это никак не отражалось. Таким образом зарождавшаяся механистическая картина природы очень удачно наложилась на концепцию первородного греха и тела как мусора. Исследования анатомии развивались и развивались. В итоге мы все-таки имеем одну оздоровительную практику, очень условно вышедшую из христианства - западную медицину. P.S.S. Мысли мои и не факт, что правильные.

Легко быть популярным течением на своей родине, где сама многовековая история складывает все предпосылки для увлечения тем или иным учением, философией, движением. Цигун в Китае родился и развивался с самим народом, переживал династии за династией, правителя за правителем. Бывали его всплески и практически полное изгнание, но так или иначе он не противоречил людям этой страны. Россия – это совсем другой мир. Про русский менталитет сказано и написано сотни тысяч слов. Русский человек всегда с большим трудом и каким-то врожденным недоверием встречал новинки, не важно с Запада они или Востока. Цигун – не исключение. Помимо простого недоверия к диковинной технике, возникают и животрепещущие вопросы о совместимости древнекитайского течения с православием.

Позиция Церкви

Представителям Русской Православной Церкви уже далеко не раз приходилось комментировать свое отношение к Цигун и прочим восточным религиям, философиям, учениям. В подавляющем большинстве случаев их оценки крайне категоричны и негативны. Русская церковь видит в духовных практиках даже происки дьявола, пытающегося обещаниями долголетия и здоровья переманить православную душу на сторону тьмы и греха.

Доводы священников таковы: в Писании есть четкие рекомендации для спасения души, для обеспечения себе места в Рае, а про энергетические потоки и их влияние на человека – нет ни слова. Следовательно, все это туманно и нежелательно. Священнослужители предостерегают, что интенсивные занятия с энергией Ци, при переходе человека от уровня новичка, до мастера Цигун подталкивают его к тьме. Т.е. на начальном этапе, когда Цигун больше напоминает просто гимнастику, он не представляет опасности, но при совершенствовании познаний в области тонких энергий, при развитии сверхспособностей, человек становится все ближе к бесовским силам.

Православные священники приравнивают медитации, упражнения на активизацию внутренней энергии, на поглощение вселенской энергии с происками сатаны.
Рьяные защитники православия всегда приводят доводы о том, что только наша вера – есть истинный путь к совершенствованию духа, поскольку на всем жизненном пути готовит душу к небесному царствию.

Получается, что глубоко верующий в Христа человек не должен идти по чуждому экзотическому пути Цигун. Для того, что развить и укрепить свой дух, вполне достаточно соблюдать православные традиции, посещать храм и выстаивать службы, своевременно исповедоваться и причащаться. В защиту этого мнения можно сравнить традиционное упражнение Цигун Большое Дерево и выстаивание службы православными в храме во время богослужения.

Позиция Дерево предполагает долгосрочное статическое положение тела, с погружением во внутренний мир, в свои ощущения, в микро- и макро-энергетические течения.

Стоя на службе в храме, человеку также требуется длительное время быть неподвижным, отрешенным от мирских забот, погруженным в слова молитвы. Т.е. физическая составляющая очень похожи, но духовные пути отличаются. Священники настаивают на православном варианте, поскольку в этот момент идет тесный диалог с Богом, душа очищается, человек становится лучше, а при цигун-практике еще не известно, что за энергия войдет в тело, какой она природы и как она повлияет на чистоту помыслов и деяний.

Православие в первую очередь заботиться о здоровье души, о благости мыслей и поступков. Здоровье и долголетие возможно лишь при праведном пути, близком к Богу, с соблюдением всех его заповедей и заветов. Только искренняя вера способна на чудеса, только стойко следуя слову Господа можно получить спасение. Игры с какими-то энергиями и силами – это неправильный путь.

Доводы в защиту Цигун

Конечно, человек искренне верующий в Христа, чтящий законы церкви, должен следовать указаниям священнослужителей. Но мы живем в 21 веке, и многие окружающие нас вещи не особо укладываются в церковное представление о мире. Православие отрицает Ци, поскольку о ней не упоминается в писании, но и об электроэнергии там ничего нет, а все мы ей пользуемся.

Православие не запрещает занятий спортом, гимнастикой, поддержание здорового тела без вреда духовному миру. Поэтому, если рассматривать Цигун, только как комплекс физических упражнений, трудно будет найти причины для отказа от него.

Цигун складывался очень давно. По свидетельствам многих источников он существенно древнее христианства, следовательно, он никак не может изначально противоречить ему. Цигун – это не религия, ведь в нем нет Бога, нет обрядов, нет храмов-соборов-святилищ. Цигун – это образ мысли, это система взаимодействия человека с окружающим миром, предполагающая умиротворенность, размеренность, спокойствие. Цигунисты следят за порядочным поведением, отрицают насилие. Цигун не призывает к пороку, греховности и злу, наоборот, по средствам духовных практик он усиливает не только тело, но и душу.

Существует мнение, что запрет на Цигун или, например, йогу, существует в православии из-за некоторого невежества и косности мышления. Так или иначе, только сам человек может выбрать свой путь, дорогу своего развития. Если Бог есть, то скорее всего для не так уж и важны способы поддержания чистоты души и тела, а сам факт стремления человека к свету и миру.

Фэн-шуй - наука, религия или суеверие?

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде.

Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй?

Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции». Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии».

Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание.

Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее.

Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье».

Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.

Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке.

Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры».

Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые?

Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук».

Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского».

Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма.

А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет.

Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен.

В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей».

А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить?

Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство!

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф.6:33), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо.

Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам.Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас».

Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила».

А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы, полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»?

Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет?

Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)».

Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек.

Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао». Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти.

Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса».

Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано?Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились.

Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью?

Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим.4:7).

Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Какая сила стоит за способностями целителей и ясновидящих?

Христианство считает, что природа подобных явлений демоническая.

Однако для современного человека это звучит шокирующе. Кругом маячат объявления о снятии порчи, гадании итп. И нередко единственное, чего боятся люди – это стать жертвами шарлатанов. Духовный аспект остается в стороне.

Оскудевшая в XX веке вера, сохраняя в душах людей некоторое место для Бога, сатану стерло полностью. Как следствие этого оккультизм, который до XIX в большинстве государств карался смертной казнью, теперь повсеместно преподается за умеренную плату и имеет миллионы адептов по всему миру. Дьявол, который, как известно, является отцом лжи, постоянно меняет свою форму, подстраиваясь под веяние времени. «Пусть в меня не верят, только бы исполняли мою волю» – вот его девиз.

Посмотрим, что думают о природе целительства и оккультизма Церковь, ученые и сами целители?

Многочисленные христианские авторы утверждают, что необыкновенные способности человека – телепатия, ясновидение, способность “лечить биополем” являются не естественными проявлениями еще не открытых законов природы, а результатом действия нечистых духов. При этом форма проявления духов может быть как открытая (медиумы, шаманы), так и закамуфлированная (безличная энергия, разлитая в космосе или скрытая в самом человеке – прана/ци).

Купить 40 свечей

Излюбленным приемом демонических сил являются небезуспешные попытки выдать свои действия за действие благодати Божией. В связи с этим существует немалая категория целителей, которая использует церковные обряды, иконы, молитвы, свечи в своей практике. Но христианские святыни в данном случае используются ими не с той целью, с которой обращаются к ним верующие. Не любовь, не почитание Бога движет людьми, которые, используя молитвы и святыни в оккультных целях, фактически совершают надругательство над святынями. Бывает так же, что целители сначала обращаются к Господу, к Матери Божией, призывают всех угодников Божиих, но после этого они осознанно или неосознанно обращаются к иной силе, которая действует в них совершенно сепаратно от Бога.

Вот что пишут практикующие ныне целители о природе своих необычных способностей и источнике целительной энергии.

* «Скажу сразу, что проверить, откуда точно на планету Земля поступает энергия невозможно на данный момент времени. Мы можем лишь пользоваться и предполагать. Об энергетической структуре опять же мы можем только догадываться. Я могу воспользоваться и энергией космоса, и энергией земли (околоземного пространства). Только сам оператор никогда на все сто процентов не скажет, откуда он точно взял энергию. Её как бы и нет для многих, и она в то же время везде есть. Происхождение энергии неизвестно большинству смертных».

* «Природа целительных сил, в основном, одна – использование энергии жизни, говоря по-восточному, праны. Можно применять собственную, запасенную, можно работать проводником рассеянной праны, принимая ее извне (от Святого Духа, от Неба, от Земли, от своих союзников) и направленно отдавая пациенту. Весьма эффективны и духовно практически безопасны близкие к цигун, тайцзыцюань, йога. Традиционные русские и африканские техники более опасны, чаще используют энергию внешних природных сил. Иногда действительно бывает, что у человека есть внешний союзник, о котором он не знает».

* «Я сделала выбор в пользу йоги и не жалею об этом ни секунды. Кроме того, я так и не поняла, с чем мы имеем дело в Рэйки. Все мне пытаются объяснить, что это чистая божественная энергия, но ведь и йога, и цигун работают с праной/ци и направляет при лечении, подсказывает правильные действия также твоя божественная сущность, во всяком случае, так можно сказать, а ощущения и результаты сильно отличаются. Есть повод задуматься. Еще меня насторожило – то, что происходит с физическим телом и твоей энергетикой при посвящении не всегда позитивно. Во время инициации в Рэйки мастер открывает в тебе энергетические каналы, убирает блоки настраивает на … (а на что он реально настраивает?)»

* «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения».
Позиции целителей мы попросили прокомментировать священника Даниила Сысоева , кандидата богословия, сотрудника Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, автора нескольких книг и статей.

Почему православная церковь считает, что силы целителей, экстрасенсов и прочих магов, не являются проявлением скрытых человеческих способностей, почему христиане их отвергают?

Есть такое понятие как природа, то есть то, что свойственно представителям одного и того же вида. У обычного человека есть воля, чувства, тело. Что касается так называемого «энергетического поля», то получается, что оно, во-первых, свойственно не всем представителям вида, во-вторых, виды материальной энергии физике известны, но в данном случае не идет речь о каком-либо из известных видов энергии.

Предполагается, что речь идет о каком то «духовном» виде энергии. Что это за дух? Человеческий дух не способен менять окружающую действительность без воздействия соответствующей материей. То есть что бы я донес до вас какую-то мысль, то мне необходимо перевести ее в форму слова устного или письменного. Самую по себе мысль я передать Вам не могу. И это не случайно, а потому что человек есть союз души и тела. Вот когда мы станем обломками этой души, то тогда мы сможем обмениваться мыслями, потому что тогда мы не будем связаны материей и будем вне этого мира находиться. Сейчас же это в принципе невозможно.

Если же речь идет о том, что человек не от себя имеет силы, а получает от некоторого другого существа во время контакта, то здесь уже идет не о человеческих способностях, а о некоторой силе. Теперь возникает вопрос – какая это сила? Давайте рассуждать логически. Если это духовный мир, то мы не можем сказать, что эти силы нейтральны. Если человек содержит и добро и зло, то ангелы полярны – они либо чистое добро, либо чистое зло. Это нравственный закон. Бог так же не выше добра и зла, как это думают чародеи и колдуны, а он является чистым добром. Как сказал Христос: “никто не благ, только один Бог”. Может ли Бог и ангелы света быть источником этой энергии? Нет, не могут. Бог, открывая себя людям в Ветхом Завете, сказал:

* Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор. 18:10-13)

* И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6)

* Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22:18)

Господь в Новом Завете говорит: «по плодам их узнаете их». А ворожеи, заклинатели, колдуны они и есть проявление зла. Во-первых, они страшные гордецы. Они все любят употреблять выражения: «Я тебя спасу», «Я посланник Божий», «у Меня миссия», они акцентируют на себя. А плоды какие – плоды известные: злоба и ненависть и страшный разврат, который царит, это всем известно, среди мира экстрасенсов. Что еще характерно, для них непереносимо любое упоминание о церкви. Это прямой результат воздействия темных сил в их нечистых душах. А окончательный результат изложен в народной легенде про доктора Фауста – что происходит с теми людьми, которые решили поиграть с дьяволом. И незнание здесь не освобождает ответственности. Господь сказал «Всякий кто знал волю господина своего и поступал вопреки ее, бит будет больше, а кто не знал, бит будет меньше». Поэтому единственный выход примириться с Богом – разорвать связь с сатаной.

В Новом Завете описан случай, когда апостолы рассказывают Христу о человеке, который Его Именем изгонял бесов, но отказался пойти с ними, на что Христос ответил не трогать его? Не был ли тот человек целителем?

Из Ветхого Завета мы видим, что Израильский народ был богоизбранным народом, и Бог одарил их духовными силами. Благодать господа Бога – Духа Святого пребывала с Израилем. Это выражалось и в чудесах, которые регулярно происходили в Израиле, и действительно именем Бога и изгонялись и демоны и происходили исцеления. Поэтому, упомянутый в Евангелии человек был праведник, который, обращаясь к Творцу, изгонял демонов силой Божию. Он признавал Иисуса мессией, поэтому изгонял Его именем. Почему он не присоединился к общине Иисуса Христа мы не знаем, но знаем, что толкование святых отцов этого следующее: он знал, что Иисус – сын Божий, а значит, он со временем придет в Его церковь, которая возникнет после Его Смерти и Воскресения.

Не являются ли способности целителей неким проявлением творческой сущности человека, которой люди одарены очень неравномерно?

Творческие люди творят, исходя из своих собственных внутренних творческих сил. У целителей и магов я не вижу никаких творческих проявлений. Наоборот, те признаки творчества, которые были им даны, распадаются при контактах с темными силами. Произведения, которые они творят – это графомания.

Что вы скажете по поводу мнения что есть «белые» и «черные» колдуны и о безвредности «белых»?

Хорошо для людей то, что соответствует Божественным заповедям, а плохо то, что не соответствует. Человек сам не всегда может разобраться, где ему хорошо, а где плохо. Например, воткнули бы вы своему ребенку железный штырь? Никогда? Ни при каких условиях? А укол?.. Вот и взрослые, не всегда могут оценить, что им хорошо, а что плохо. Поэтому Бог дает нам через пророков прямые указания на некоторые явления, в том числе на колдовство.

Считается, что проникновение в тонкий мир, то есть как раз то что делают целители, экстрасенсы и прочие «чародеи», плохо потому, что они подпадают под влияние демонических сил. Но поскольку ангелы света тоже живут в тонком мире, то почему не предположить, что некоторым «белым шаманам» сотворят силы света?

Ангелам это запрещено Богом, и они не нарушают его волю. Нарушают Божью волю только падшие ангелы, то есть демоны.

Известные ныне энергии открыли не сразу, а с развитием науки, может быть откроют и биоэнергию?

Во-первых, целители существуют тысячи лет, поэтому говорить о том, что это какой-то новый вид энергии, нельзя. На те силы, которыми они пользовались, всегда была четкая точка зрения. Духовная энергии в отличие от традиционных материальных энергий связана с нравственными понятиями. В большинстве человеческих религий, и христианских и языческих, общение с этим духовным миром воспринималось как нечто крайне отрицательное, и никогда как безразличное. Даже в древнем языческом Риме целители рисковали нарваться на закон о колдовстве и подвергнуться смертной казни. Это касается всех цивилизаций, кроме уже самых сатанинских, где поклонники праны добивались своего, и государства становились кровавыми тиранствами.

Приведем так же мнение отца Алексия Мороза, православного автора ряда книг по здоровому и нравственному образу жизни, исследовавшего природу некоторых из восточных техник, и в частности цигун.

«Медитации бывают разных видов, один из них – это проговаривание мантр, которые являются паролем вибраций, которые открывают человека для бесовского мира. Другой вид медитации – глубокое погружение в размышление о каком-то предмете, человек отказывается от контроля и полностью открывает свою психику для мира демонического. Если в православии постулируется контроль над помыслами (трезвение), то в медитации постулируется расслабление и течение своего сознания в том направлении, в котором оно течет. Цигун – это один из видов восточной йоги, гимнастики, при помощи которой человек входит в определенное состояние вибраций и при помощи которых человек так же открывает себя воздействию демонической силы. Если в хатха-йога мы имеем статические упражнения, то в цигун мы имеем динамические упражнения своеобразного ритмического характера, которые так же открываю человека для так называемых космических вибраций, а на самом деле для воздействий сатанинских. Поэтому цигун имеет чисто оккультную направленность».

Целители или молитвенники?

Обратите внимание на изложенные выше слова одного из целителей: «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию единства энергии во вселенной , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения». То есть и у «невинного» цигун и у «злостного» шамана источник энергии один.

Иногда высказывается ошибочное мнение, что среди православных святых так же были целители, например Иоанн Кронштадский. Отличие целителя от святого, чьими молитвами даровалось здоровье, заключается в следующем. Святые никогда не исцеляли собственными силами либо силами, природа которых им неизвестна. Результат лечения был связан с тем, что великая сила их молитвы была угодна Господу, Который и удовлетворял их просьбы.

Под эту практику не получается подвести научную базу

Что же говорит наука, каковы исследования ученых о происхождении мистических сил? Анализ ряда работ в этой области приводит к выводам, что, несмотря на тысячи лет существования оккультизма и наличие в современном мире миллионов его адептов, научные исследования существуют только на уровне гипотез, не носят фундаментального характера и не сходятся между собой в объяснении имеющихся феноменов.

Вот что утверждает сторонник популяризации целительства Исаков В.Т. в работе «Некоторые рекомендации по исследованию проблемы традиционного целительства». «Несмотря на богатую историческую традицию и простую очевидность факта наличия целительских эффектов, все еще не удается подвести под целительскую практику какую-либо научную базу. До сих пор нет ни одного вразумительного научного толкования наблюдаемых целительских эффектов. Нет ни одного серьезного научного исследования с привлечением видных ученых специалистов. Нет ни одной академической программы или темы по изучению теории и практики народного целительства».

– Самая серьезная опасность в том, что целители, выдавленные в тень, вынуждаются к выживанию в ограниченных, скрытых от посторонних глаз сообществах. Именно там и зарождаются те самые тоталитарные секты и сообщества изгоев, доставляющие огромные хлопоты государству и людям. Здравоохранение вновь наступает на грабли – вместо того чтобы поднять целительство, происходит его “причесывание” под микромедицину, – говорит президент Института биосенсорной психологии Владимир Тонков.

Но современный человек не удовлетворяется догматическими положениями ветхого завета, он ищет доказательств, а доказательств нет. Как будто предвидел эту ситуацию Господь, произнося слова, изложенные в Новом завете: «По плодам их узнаете их … Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые”. Каковы же плоды чародейства для самих чародеев и для их клиентов? Что говорят по данному поводу церковь, целители и медики?

Иеромонах, доктор медицинских наук Анатолий (Берестов) пишет: «Практически все они /экстрасенсы/ погибают трагически. Часто кончают жизнь самоубийством. Нередко у «прорицателей», якобы обладающих «особым зрением», появляется катаракта, причем не обычная, а стремительно развивающаяся. В течение года она лишает зрения на один или оба глаза. Так великий лжец смеется над принявшими дар ясновидения».

Множество европейских исследований показывают, что жизни людей, обращающихся с духами, оканчивались гибелью. В Россию оккультизм во всем его многообразии выплеснулся не так давно, поэтому говорить о научной статистике у нас пока не приходится. Но приведем выдержку из открытой переписки двух современных целителей:

– В конечном итоге я всё-таки забросил это дело. Учитель умер из-за последствий автоаварии и “колдунята” перестали собираться.

– Недавно обратила внимание на такую странную статистику – очень многие из тех, кто чего-то серьезно достиг в плане работы с влиянием на окружающих посредством экстрасенсорных способностей, погибли в результате несчастного случая: Сахаров, очень талантливая женщина, занимавшаяся у В. Бойко, еще две моих знакомых, еще читала про такие случаи. Когда я начала экспериментировать с влиянием, то очень хорошо получила по мозгам – типа не лезь!

Охота за душами и погубление душ – вот цель нечистых духов, вот объяснение этой «странной», по словам целительницы, статистики.

Святой преподобный Нил Синайский , живший в V веке писал: “И не знают демоны никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с душою, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются … так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредит ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут они от нее прежде, чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела”.

А что же происходит с пациентами целителей и экстрасенсов?

В литературе отмечалось, что после обращения к целителям что в большинстве своем болезни на какой-то период ослабляются, или бывает, что человек даже выздоравливает. Но проходит три-пять лет, и больной возвращается опять к тому же “целителю”. Больной либо умирает, либо приходит в тяжелое состояние.

Мы попросили целителей прокомментировать данное утверждение:

* «В результате целительства неизбежны рецидивы, вызываемые тем же, что изначально вызвало заболевание – дефектами сознания. Поэтому для полного излечения нужно изменить сознание больного таким образом, чтоб он в дальнейшем не повреждал свои энергетические структуры своим страхом, чувством вины, безволием, подавляемыми страстями и прочим».

* «А качество лечения и отдаленные результаты на 80% зависят от пациента. Я не берусь лечить, если человек не готов изменить свое мировоззрение, которое довело его до болезни… хотя бы попытаться. Жаль своего времени и сил».

* «К целительству у меня сейчас двоякое отношение, как и у многих других, думаю. Я занималась энергетическим целительством с самого детства, а потом поняла, что человеку, если хотите действительно помочь, просто необходимо объяснять причину и дать пациенту возможность найти самому выход из его проблемы» .

* «Почему целители направляют людей в церкви? Что бы он покаялся в грехах. Человеку нужно менять свое отношение к жизни. Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит, как платит – это уже другой вопрос. У человека есть масса путей, которыми он может воспользоваться, чтобы воспитать в себе эти нравственный качества».

Какое трогательное высказывание с точки зрения христианина: «Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит». Что же это за законы и кто их автор? Того и гляди, пятое евангелие грядет «от экстрасенсов», потерявших первые четыре. А ведь есть и прецеденты. Вот, например, выдержка из обращения к научной конференции НТОРЭС по биоэнергосенсорике:

«Тезис – «Все дозволено!» – нужно пересмотреть. Не все способны знать: кому нужен какой муж или жена и от кого надо отворожить и к кому надо приворожить. Необходимость выбора добра, как главной целевой позиции каждого, занимающегося экстрасенсорикой-эниопрактикой, должна быть основой, запрещающей делать неверные шаги. Нами разработан Кодекс эниолога-эниопрактика, запрещающий творить зло даже из благих побуждений…».

Поневоле задумаешься, что душа у человека – христианка. Так не будем же изобретать велосипед, создавая моральные кодексы строителей коммунизма или экстрасенсов-эниопрактиков, а внемлем Богу, который через ветхозаветных пророков говорит нам: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш ».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!