Информационный женский портал

Особенности типа речи описание. Типы речи

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»

Специальность «География. Охрана природы»

Факультет естествознания

Заочное отделение

Реферат

по дисциплине «Культура речи»

на тему: « Типы речи: описание, повествование и рассуждение»

Выполнила студентка гр.401

Лебедь Т.Н.

Введение

Глава 1. Описание

Глава 2. Повествование

Глава 3. Рассуждение

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Культура речи - это отдельная дисциплина в учебных заведениях. Суть культуры речи в том, чтобы сделать речь человека правильной, то есть грамотной, соответствующей нормам языка. Как наука, культура речи относится к языкознанию и изучает нормализацию литературного языка.

Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе пойдет речь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования.

Задачи, которые стоят перед данной работой:

Дать базовое определение на основе нескольких источников;

Дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи.

Речь - это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или в письменной форме.

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Глава 1 . Описание

Описание - тип речи: словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением.

Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств. Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) - один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.

Обычно выделяют следующие виды описания:

· портрет - изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.).

Например:

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум (И. Тургенев);

Динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка… (Ф. Достоевский);

· психологический портрет - описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя.

Например:

Глаза его не смеялись, когда он смеялся (М. Лермонтов);

· пейзаж - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие.

Например:

Нивы сжаты, рощи голы. Над водой - туман и сырость… (С. Есенин);

· интерьер - изображение внутренней обстановки помещения.

Например:

Посреди комнаты - тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки (М. Булгаков).

Изображение места и времени действия.

Например:

Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок - однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых (А. Солженицын).

В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя.

Например:

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада (И. Тургенев).

Или диссонировать с ним.

Например:

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы (Ф. Достоевский).

В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего.

Например:

Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками - Мумми-Тролю... Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (журнал «Всемирный следопыт»).

Однако нередко описание дается через восприятие автора.

Например:

Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом (Ю. Нагибин).

Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, оно может и не приостанавливать развертывание действия, а быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания).

Например:

Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна. Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет (Ф. Достоевский).

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.).

Например:

В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина - очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).

В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства.

Например:

Автомат системы моментальных платежей - вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.

Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия, а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения.

Например:

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Глаголы, причастия и деепричастия в текстах-описаниях обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего.

Например:

Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).

Описание как тип текста (способ изложения), ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию.

Глава 2 . Повествование

По вествование - тип речи: рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.

Цель повествования - дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.

Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

Например:

По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовна спросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго» (Д. Рубина).

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

Примерами самых коротких повествований могут считаться знаменитое письмо Цезаря, рассказывающее о стремительной победе в битве при Зеле (Пришел, увидел, победил), или классическая цитата из кинофильма «Бриллиантовая рука»: Споткнулся, упал, очнулся - гипс. Они очень точно передают сущность повествования - рассказа о том, что произошло.

· нейтральным (в научном и официально-деловом стилях речи).

Например:

Берёза - лиственное дерево. Растёт в средней полосе России. Кора берёзы используется в народных промыслах);

Например:

Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй! Не узнала меня? Мы с братом нашли тебя на пастбище… Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Посадили, вылили два ведра воды... Ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные… (В. Белов).

Повествование характерно прежде всего для художественных текстов, в основе сюжета которых лежит рассказ о событиях. В художественном произведении повествованием называют также речь персонифицированного рассказчика или авторскую монологическую речь (за исключением прямой речи персонажей - монологов и диалогов).

К литературным жанрам, основу которых составляет повествование, традиционно относят рассказ, повесть, роман, роман-эпопею.

Публицистические жанры, в основе которых лежит повествование - это: речь описание повествование рассуждение

· репортаж (рассказ с места событий);

· очерк (произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора);

· статья ;

· фельетон (произведение обличительной направленности на злободневную тему) и др.

Повествование в художественном и публицистическом тексте может включать в себя:

· описания (для наглядно-образного представления героев, места действия);

· рассуждения (для выражения авторского отношения к изображаемому).

К научному повествованию относят сообщение (жанр, характеризующийся лаконизмом изложения, опорой на факты и используемый в научных публикациях, а кроме того в газетных статьях и исторической литературе).

Например:

После краткого ознакомления с Египтом во время поездки по Нилу Цезарь двинулся в Малую Азию против Фарнака II, сына Митридата, овладевшего провинцией Понт. В августе 47 до н.э. Цезарь с ходу обратил в бегство войско Фарнака в битве при Зеле (Энциклопедия «Кругосвет»).

Жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы.

Например:

14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить «ВАЗ 21099» для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить.

Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий.

Например:

Сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т. п.

Ведущую роль в повествовании любого типа играют глагольные формы, обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные.

Например:

Пугачев уехал; народ бросился за ним (А. Пушкин).

Однако если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используются глаголы прошедшего времени несовершенного вида.

Например:

Каждый год весной родители отправлялись на дачу. Сажали цветы и овощи, разводили цыплят.

Глава 3 . Рассуждение

Рассуждение - тип речи: словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Например:

Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: почему не договориться писать «как слышится»? (тезис) Это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым. Не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен, достаточно маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек. Без особых затрат мы упростим свою жизнь. Но так ли всё просто на самом деле? Во-первых, от ошибок в письменной речи нам всё равно полностью не избавиться, так как произношение у разных людей неодинаково. Например, не все знают, как правильно говорить: звонъшь или звунишь. Человек, который говорит правильно, напишет званъшь, а второй - звунишь. И таких слов немало. Во-вторых, лексический запас русского языка изменится: появится много омонимов, многие слова потеряют своё лексическое значение. Слова "распивать" и "распевать" будут писать как "распивать". И разве можно будет понять, о чем говорится в таком, например, предложении: В общественных местах запрещается расп(и/е)вать... (доказательство).Взвесив все за и против, я решил, что эта реформа не только не приведёт к желаемому результату, но нанесёт огромный ущёрб в первую очередь нам, говорящим, пишущим на русском языке и владеющим богатствами этого великого языка (вывод) (Из ученического сочинения).

В композиционной структуре рассуждения обычно соблюдается условие, при котором тезис (положение, гипотеза, версия, которая рассматривается, доказывается, оценивается) является зачином, доказательства же и выводы могут быть расположены в последовательности, обусловленной авторским замыслом.

Н апример:

Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж (тезис), то, рассуждая по справедливости, следовало бы убавить жалованье учителям русского языка (вывод), ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа (доказательство справедливости тезиса) (А. Чехов). Тезис в этом тексте стоит в начале рассуждения, далее следует вывод, а затем доказательство (почему это так).

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения:

· рассуждение-объяснение

Например:

Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов);

· рассуждение-умозаключение

Например:

Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.

Например:

Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят:

· научные;

· научно-популярные;

· публицистические статьи;

· эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер.

Например:

Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков)).

Традиционное школьное сочинение-рассуждение обычно предлагает осветить один из аспектов произведения, названный в теме сочинения, и строится по композиционному плану рассуждения: тезис, который следует доказать (тема) - доказательство (аргументы, примеры, комментарии к тексту, раскрывающие тему) - вывод (заключение, обобщение).

Например:

Тема: Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Доказательство (аргументы): Гуманистические истоки теории - возмущение социальным неравенством - не соответствующие результату проверки теории практикой - убийство. Нравственные последствия преступления - муки совести. Конфликт теории и «живой жизни» - отчуждение от близких. Система персонажей романа - составляющая авторской системы опровержений: образы «двойников» главного героя, олицетворяющие антигуманные аспекты наполеоновской идеи (Лужина и Свидригайлова), и противостоящие им образы антиподов и оппонентов Раскольникова (Сони, Лизаветы, Мармеладоав, Разумихина и др.). Роль снов героя в развенчании наполеоновской идеи. Авторское отношение к теории: признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова. Вывод: Идея героя романа безбожна и античеловечна, она требует развенчания, потому что ей «заражены» многие. Задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а разоблачить идею, воплотившуюся в теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и являющуюся следствием безверия.

В рамках рассуждения для доказательства тезиса могут использоваться все типы речи:

· рассуждение-умозаключение (логическое доказательство).

Например:

Все пернатые - птицы - страус пернатый => страус - птица;

· п овествование ;

· описание (эмоциональное доказательство).

Например:

Как не любить мне эту землю, <…> И эту синь, и эту зелень, И тропку тайную во ржи! (В. Лазарев).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: во-первых, вводные слова и предложения; во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей.

Например:

Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Рассуждение как тип текста (способ изложения) широко используется в таких речевых ситуациях, как объяснение нового научного и учебного материала, полемика с оппонентами и т. п.

Заключение

Актуальность проблемы, которая была затронута в данной работе, имеет большое значение. Ведь процесс развития личности, развитие умения общаться с другими людьми невозможен без знания функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с определенным типом речи.

В качестве базового определения типов речи мы приняли следующее: функциональные типы речи - это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.

Список используемой литературы

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

2. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/19.04.2015г.

4. http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/18.04.2015.

5. http://stylistics.academic.ru/132/18.-4.2015г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие типа речи как способа изложения, ориентированного в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации на одну из задач. Его главные формы, сравнительная характеристика и использование: описание, повествование, рассуждение.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2016

    Суть и понимание культуры речи и стилей языка. Характеристика, функции, цели и применение разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля языка. Сущность и основные типы речи: описание, повествование, рассуждение.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Основания для выделения речей различных типов. Классификация речей в зависимости от целевой установки. Тип речевого действия. Роды и виды красноречия. Типы речи: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Разновидности аргументирующей речи.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Актуальность проблемы, которая была затронута в данной работе, имеет большое значение. Функциональные типы речи. Работа с терминологией. Функциональные типы речи и их значение.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2008

    Происхождение русского языка. Фонетические и грамматические нормы, дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации. Культура делового письма.

    курс лекций , добавлен 04.05.2009

    Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Рассмотрение монологической речи как разновидности устной речи. Методика обучения монологической речи на английском языке. Технология обучения монологу-рассуждению при анализе литературного персонажа. Этапы развития речемыслительных умений рассуждения.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Понятие и цели рассуждения, место и значение данного типа текста в речи. Орфоэпия как совокупность правил литературного произношения, ее характеристика и назначение. Норма ударения, особенности в русском языке. Тенденции в развитии русского ударения.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2011

    Особенности использования стилистических приемов субъектом речи. Рассмотрение задач стилистического описания и стилистического анализа текста. Метафора в процессе коммуникации как маркер социального статуса говорящего. Типы прагматической информации.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Анализ образца публичной речи с точки зрения композиции. Цель - привлечение внимания слушателей к собственной персоне. Использование оратором приемов, помогающих созданию теплой, дружественной атмосферы частной беседы. Воззвания, лозунговая часть речи.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

Задание № 22. Типы речи

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование - это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия(начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям(разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

Описание

Описание - это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?(справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?(хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста - рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?(толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

Пример текста – рассуждения

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование, описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами повествования и описания


Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание ]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание] . Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование] . Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание] .

«Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

  • < Назад

Введение

Урок русского языка. Учитель оглашает оценки за очередное сочинение и объясняет причины выставления того или иного балла. Наконец, он открывает вашу тетрадь. И вдруг выдает что-то вроде: "А тебе, (ваша фамилия), двойка! Тип и стиль речи в тексте совершенно не соответствуют указанным в задании". Вы недоумеваете: "Какие бывают типы речи? Каково их значение? И вообще, что это за звери такие - стили и типы речи?" Сегодня мы рассмотрим вопрос о последних.

Типы речи

Начнем с трактовки данного термина. Тип речи - это способ изъяснения, который выбирается автором и ориентируется на то, чтобы описать или рассказать о действительности. Всего их существует три: повествование, описание и рассуждение. Они полярно отличаются друг от друга.

Описание

Текст-описание должен отвечать на такие вопросы: чем является описываемый предмет, как он выглядит, каковы присущие ему свойства. Закончить его можно общим впечатлением или (если предметов несколько) общим признаком. Здесь приведен пример описания одного объекта: "На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое". Как видите, часть речи, которая чаще всего должна встречаться в описании - имя прилагательное. Можно также использовать причастия, краткие имена прилагательные и причастные обороты.

Рассуждение

В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис - мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все "за" и "против", вывод - доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: "Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим".

Повествование

Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция ]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!" [Завязка ]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия ]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация ]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка ]." Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.

Объединение типов речи

Однако во многих произведениях писатели часто объединяют все в один текст. Один из них даже может встречаться несколькими небольшими кусочками среди остальных. Давайте попробуем объединить примеры из абзацев о типах речи в один текст: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!". Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое. Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим. И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой".

Вывод

Видите, какой хороший рассказ получился, когда мы объединили все три типа речи. Но и с использованием только одного сочинение может получиться не хуже, особенно теперь, когда вы знаете особенности каждого из них.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!