Информационный женский портал

​Пост, угодный Богу. Человек, угодный богу

Плод угодный Богу (Благость). Юрий Шмуляр
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Послание к Галатам 5:22,23) Не потому, что Бог позволяет беззаконие, но потому, что они выше закона. Плодами Духа человек исполняет закон. Живет не просто по закону, а превосходит требования закона. Именно так говорил Иисус: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Св. Евангелие от Матфея 5:20) Иногда мы проповедуем такую праведность, какая только нам одним и известна. Мы сами ее придумали, сами провозгласили и ей соответствуем. Закон был дан, как «детоводитель ко Христу». Бог по милости Своей даровал нам закон, чтобы нам легче было понять Его и чего Он желает от нас.
Благость. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» Псалтирь 33:9. Благость, как плод Духа. Благость, у которой есть источник. Наш Господь благ. Когда к Иисусу обратился юноша, как «учителю благому», то «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». У благости есть источник. Есть эталон благости. Благость (или доброта) отличала христиан во все времена. Она является признаком обращенного человека. Как можно определить, человек рожденный свыше или нет? Об этом говорит его доброта! Библия говорит, что праведник даже к животным добрый. Доброта настолько пропитывает его жизнь, что он ко всему, что его окружает, становится добрым. Характерной чертой Иисуса было добросердечное обращение к людям, поэтому фарисей, обращаясь к нему, называет Его «учитель благий». Когда мы смотрим на жизнь Иисуса, мы понимаем, что такое доброта.
Определение благости в библейском понимании.
Благость – это действие, отмеченное добром и благотворительностью, приятное расположение и забота о других.
Благость – сердечная доброта, сердечное расположение к другим людям, искреннее желание им истинного добра. Это не просто, что хорошо бы было иметь, это обязательно должно присутствовать, если в нашем сердце есть Дух Святой. Это плод работы Духа в сердце человека. Человек становится добрым.
Благость – это результат действия блага, в противовес действия зла. Чтобы понять, что такое благо, можно двигаться от обратного, от злых поступков. Если мы умерли для греха, для плоти, то должна быть жизнь нового творения в нас. И кто-то не хочет через себя переступать, кто-то не хочет делать усилия, но воля Божья заключается в том, что «Царство Божье усилием берется». Павел говорит, что принесите себя в жертву живую, благоугодную Богу для разумного служения Вашего.
Благость – это нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Петр. 2:3)
Благость – это не только уклонение от зла (не совершать плохих поступков и не причинять боль другим), это означает творить добро, проявляя благость в делах. Добро, которое ты имеешь в сердце, никто не увидит и не оценит. Добро в сердце, добро в разуме - это только начало добрых дел. Благость – это добродетельная жизнь. Это намерение, которое побуждает христианина делать добро с особою любовью. Когда всё, что ты делаешь, ты делаешь, как для Господа. Благость – доброта Божья. Есть люди, которые очень добры в сердце, но бесплодные или недобрые в своих делах. Когда ты делаешь что-либо для человека и сделал, как спустя рукава, то можешь даже обидеть этим. Ты, вроде, как и добро сделал, но не доделал. Недоделанное добро – недалеко от зла. Мы сами потом можем быть разочарованными. Это все равно, как жертва оскверненная, как жертвенник, запятнанный грехом, как священник входит во святилище в испачканной одежде. Это добро не от чистого сердца. Ты можешь сидеть в Церкви, но сердце твое не здесь. Ты можешь слушать проповедь, но сердце твое не в Слове. Бог призывает нас творить добро от чистого сердца.
Благость, добро – это и есть жертвенность, противопоставление эгоизму, своему собственному «я». Если ты доведешь свою совесть до бесчувствия, то перестанешь чувствовать то недоброе, горечь и неудобства, которые причиняешь людям. Благость - это смерть твоего «я». В первую очередь я стремлюсь услышать Бога. Я призываю Иисуса быть на троне моего сердца и, в первую очередь, я буду советоваться с Ним. Иисус говорит: «Никто не благ, как только один Бог». Иисус так сказал, для того, чтобы мы образец доброты искали не в человеке, но в Боге.
Источник благости – Бог. Три Евангелия повторяют фразу: «никто не благ, как только один Бог». Благости нужно учиться, как и другим проявлениям Божественного характера. Христианин может и должен подражать Богу, проявляя благость, как сыновья, подражая своему отцу. Матф. 5:43-48: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Когда мы смотрим на людей, мы себе много прощаем, начинаем себя обманывать. Мы создаем атмосферу, в которой начинаем жить во лжи. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный! Что означает этот стих? Иисус ставит высокую планку и говорит, что это то, к чему ты должен стремиться постоянно. Ты христианин, когда ты ставишь себе эту цель, когда ты на максимуме своих сил исполняешь волю Отца небесного. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Св. Евангелие от Иакова 4:17). Мы должны подражать не людям, но Господу. Кто должен быть нашим мерилом, нашим отвесом, нашим эталоном – это жизнь Иисуса на этой земле. Да, мы можем говорить, что Бог благ, но мы не видели Бога. Иисус жил на этой земле, чтобы показать нам пример. Когда ученики просили Иисуса показать им Отца, Он ответил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Св. Евангелие от Иоанна 14:9)
Когда мы говорим о благости, то говорим только лишь в сравнении с добротой Иисуса Христа. Человеческая благость несовершенна. Фарисей, когда стоял в храме, молился, смотрел на рядом стоящего и думал: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». (Св. Евангелие от Луки 18:11-12). Надо целиться в Бога! Это единственный путь к настоящей духовности – когда ты сравниваешь себя не с людьми и мерку снимаешь не с людей!
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Св. Евангелие от Матфея 22:37-40). Вторая заповедь без первой не работает! «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» . Когда Бог у нас на пером месте, тогда открывается нам вторая заповедь. У тебя проблемы с ближним твоим? Я скажу, с Кем у тебя проблемы в первую очередь. У тебя проблемы с Богом! «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». (Св. Евангелие от Матфея 5:23-25). Знай, протянуть первым руку, ты в первую очередь заинтересован, попросить прощения – ты в первую очередь заинтересован. Ты должен сделать всё, что от тебя зависит. Невозможно творить добро, не возлюбив. Если ты не любишь, ты добра не сделаешь.
Что способствует проявлению благости в нашей жизни:
Рим 12:9-10: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Что такое настоящая доброта? Это предупреждать друг друга в почтении. Добрый Самарянин не стал выяснять, на каком пути и куда шел человек, которого ограбили. Он поселил его в гостиницу и попросил кормить его в кредит. Самарянин был человеком, которого знали, уважали и доверяли, у него была хорошая репутация. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Поступай так, как Бог желает, чтобы ты поступал. Прилепляйся к добру. Прилепляйте себя к добру! Умерщвляй свою плоть и прилепляй снова и снова себя к добру!
Ин 1:11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.» Когда мы делаем зло, в этот день Бога мы не видели. По како-то причине мы с Ним в этот день не встретились. Если ты сделал добро, это значит, что ты где-то его почерпнул. «Никто не благ, как только один Бог». Мы должны практиковать добро.
Практикуйте добро. Послание к Титу 3:8: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.»
«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Послание к Титу 2:14,15). Если ты делаешь добро, то это свидетельство и знамение, что в тебе Дух Святой. Добро не для себя. Есть добро, которое Бог называет добром. Библейское добро – это не эгоизм. Это когда я плохому человеку делаю добро. Библия говорит, что когда я это делаю, то я не покоряюсь злу, но побеждаю зло добром. Когда вы поступаете подобным образом по отношению к своему обидчику, то вы ставите своего обидчика в очень неудобное положение. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22) Когда ты поступаешь подобным образом, то ты даешь место Богу. Ты делаешь это, во имя конкретной цели – ты приглашаешь Бога в эту ситуацию. Когда ты это сделаешь, то Бог войдет!
Библия поощряет нас к любви и добрым делам, поощряет быть внимательными друг ко другу. Благодари людей за всё! Ты поощряешь к добрым делам, ты исполняешь волю Божью – это не мелочь! Мы, таким образом, служим друг другу!
Библия учит нас и наставляет, что мы должны смириться перед Иисусом Христом и взять Его благое иго! «Иго Моё благо и бремя Мое легко». Мы должны облечься в благость, как в одежду.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (Второе послание к Тимофею 3:16,17). Все писание, каждая строчка наполнены Духом Святым. Библия появилась, потому что Дух Святой вдохновил кого-то и настоял, чтобы это было записано. Так утверждает библия. Это инструмент, который приносит пользу. Мы думаем, что нас будет корректировать? Давайте позволим Духу Святому нас направлять и учить. Когда Дух Святой говорит, то Он говорит нежно. Бог с нежностью говорит в нашу жизнь: «для исправления, для наставления в праведности». Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен! Мы должны осознано подчинить себя писанию, чтобы Божья благость смогла проявиться в нашей с вами жизни. Писание богодухновенно. С этим не нужно спорить. Смирись под крепкую руку Божью!
«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня». (Псалтирь 22:1-4). Жезл и посох – это писание, это божественная власть. «Так благость и милость да сопровождают…» - ты хочешь этого? Смирись перед Богом!
Люди могут не принять твою веру, твою религию, но они с легкостью примут твоё добро. Это абсолютная и универсальная валюта, за которую Господь послал нас в этот мир приобретать людей. Как мы должны приобретать сердца человеческие? Когда ты делаешь добро, может люди не знают о твоем Боге, но к тебе их сердце уже открыто!

Бог хочет пребывать во всех аспектах нашей жизни. Когда Иисуса спросили о наивысшей заповеди в законе, то он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». (Марк.12:30) Другими словами, Иисус советовал любить Бога больше всего на свете и отдавать Ему всё самое лучшее, что только есть в нашей душе, в нашем сердце и во всей нашей жизни. То же самое советует и Истинный Отец:

«Любовь к Богу - это первая заповедь для людей, но как Его нужно любить: какое-то время или до самой смерти? (До самой смерти.) А будете ли вы Его так любить? Вы должны любить Бога, даже рискуя умереть от удара молнии. Бога нужно любить до самой смерти. А если так, значит, пока не умерли, вы можете справиться с любым делом».

Мы не можем изобразить свою жизнь в виде секторной диаграммы, где какое-то время принадлежит Богу, а какое-то - финансам, какое-то - семье, а какое-то - личностному саморазвитию или просто отдыху. Бог хотел бы не просто получать остатки нашего времени, энергии и денег после того, как всё лучшее мы отдадим работе, развлечениям и семье. В этом отношении можно сказать, что Бог максималист и хотел бы, чтобы всё наше существо вместе со всеми нашими материальными ценностями безраздельно и полностью принадлежало Ему.

Место, время и стиль нашего служения Богу не так важны. Мы настолько уникальны и различны и по внешности, и по характеру, что единого какого-то способа встречать Бога в своей жизни просто не существует. Гораздо важнее то, почему мы решили служить Богу, и в какой степени мы вкладываем своё сердце во время этого служения.

Жизнь по формуле: «На, Тебе, Боже, что мне негоже» не только не порадует Бога, но и не позволит нам добиться хоть каких-то божественных результатов в жизни.

Мы можем быть свободными и творческими в выборе места, времени и стиля своего служения Богу, однако поклонение Ему может быть как правильным, так и неправильным.

Богу приятно, если наше служение соответствует Божьему Слову.

Иногда люди говорят: «Мне нравится представлять Бога…» и потом описывают, какому именно Богу им хотелось бы служить. Часто этот образ напоминает Деда Мороза или Фею с волшебной палочкой. В интернете я однажды увидел даже такое: «Нет Бога кроме спагетти, и дуршлаг – Его пророк» . Но ведь нельзя взять и придумать себе свой собственный, удобный и политкорректный образ Бога, чтобы потом строить с Ним отношения. Во-первых, это будет настоящим идолопоклонством, а, во-вторых, мы будем развивать отношения только лишь с собственными фантазиями, а, значит, никаких живых отношений с Богом-личностью просто не получится, а мы окажемся больны шизофренией.

Первая книга в Чхонсонегён называется «Истинный Бог», и в ней Истинный Отец подробно описывает и Цель творения, и различные Божьи атрибуты. Нам лишь нужно в своём служении ориентироваться на Божье Слово.

«Что представляет собой Бог? Он - Личность, обладающая разумом, чувствами и волей. Бог, имеющий личностное начало, больше всего на свете желает любви, по этой причине Он и создал нас, людей, в качестве объектов Своей любви». (Преп. Мун Сон Мён)

Однажды я читал лекцию студентам о Сердце Бога. На нашу лекцию также пришла мама одного из членов Церкви. Я говорил о страдающем Сердце Бога после грехопадения, я был настолько растроган, что у меня даже выступили слёзы. И в этот момент эта мама встала со своего места и сказала: «Что ты тут сопли распустил! Как Бог может страдать? Нам не нужен страдающий Бог! Наш Бог всемогущ, Он сидит на троне, и Ему нет дела до всех этих телячьих нежностей» . Она никак не хотела мириться с тем, что реальный Бог может не соответствовать её ожиданиям и представлениям.

Служение Богу должно быть основано на Слове Божьем, а не на нашем личном представлении о Нём.

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». (Иоан.4:23)

«Поклоняться в истине» означает поклоняться такому Богу, каким Его открыли Истинные Родители. В Чхонсонгён даже есть отдельная глава под названием «Бог, каким Его увидел Истинный Отец».

Если мы не ориентируемся на истину в своих отношениях с Богом, то мы становимся лёгкой добычей для искушений и самооправданий, а близких, искренних и доверительных отношений между нами и Богом, как между Родителем и Детьми, просто не получится.

Служение Богу должно быть искренним и идти от чистого сердца.

«Лучший способ затронуть Сердце Бога - заниматься своими делами с полной искренностью». (Преп. Мун Сон Мён)

Когда мы молимся Богу, главное не в том, чтобы произносить правильные и возвышенные слова, а в том, чтобы произносить слова со смыслом, вкладывая всё своё сердце и потом воплощать эти слова в жизни. Когда мы служим Богу, то главное, не какое конкретное дело мы делаем, и даже не достигнутые нами результаты, Бог смотрит на состояние наших сердец и нашу мотивацию.

«Я смотрю не на вашу победу или поражение, а на то, что двигало вами всё это время. Есть большая разница в том, какой была ваша мотивация – вы думали о Боге или о себе. Когда ваше сердце забьётся в унисон с Сердцем Бога, вы решите все проблемы». (Преп. Мун Сон Мён)

Наши чувства и эмоции по отношению к Богу не должны быть притворными. Богу не нужны показуха и наигранность, так как Он и так видит насквозь все наши скрытые мотивы. Богу приятно видеть в нас честную и настоящую любовь. Мы можем оступаться и совершать ошибки, наше служение Богу может быть далеким от совершенства, но, по крайней мере, оно должно быть искренним.

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». (1Цар. 16:7)

Конечно, одной искренности недостаточно: можно быть очень искренним, но при этом глубоко заблуждаться. Поэтому Бог и ищет себе поклонников, способных поклоняться Ему в духе (то есть искренне) и в истине (то есть, основываясь на Божьем Слове). Мы должны знать Бога и служить именно Ему, а не собственным фантазиям и воображению. А также мы должны служить Богу искренне, от всего сердца. В настоящем служении Богу всегда участвуют и наш разум, и наши чувства. Истинный Отец говорит, что именно женщины смогли бы сыграть очень существенную роль в Божьем провидении, если бы сумели направить свои эмоции на служение Богу и человечеству.

Иногда мы воспринимаем свою эмоциональную реакцию на красивую музыку как отклик своего сердца на Божий призыв. Но это не всегда так, иногда некоторые душевные и сентиментальные песни даже мешают сосредоточиться на служении и поклонении Богу, потому что заставляют сфокусироваться на своём собственном состоянии, а не на Боге. А больше всего от Бога нас отвлекает именно наше собственное «я», наши заботы и беспокойство о том, кто и что о нас подумает.

Бог создал всех нас разными, и поэтому вкусы и предпочтения о том, как служить Ему и как Его восхвалять, могут быть очень разными. Кто-то черпает больше всего вдохновения для общения с Богом в естественном, природном окружении. Кто-то приходит к Богу посредством аскетических условий и уединения. Кто-то чувствует Бога лишь тогда, когда любит других людей и восполняет их нужды. Кому-то необходимо глубокое изучение основ философии и теологии. Кто-то просто не может сидеть на месте, если видит несправедливость, и его праведная борьба со злом становится наилучшим способом почувствовать Бога.

Каждому человеку необходимо искать свои собственные наикратчайшие пути к Богу, что-то, что позволит «мне лично» за очень короткое время дотянуться до источника вечной жизни и любви.

Для меня никогда не было привлекательным участие в проектах общественного служения: конечно, я могу в них участвовать, но это не приносит мне такого вдохновения и радости, как возможность читать лекции по Божественному Принципу. Даже если мне очень плохо, но стоит только начать кому-то рассказывать божественные идеи, как меня начинает переполнять энергия, сила и любовь. Я гораздо больше чувствую Бога в своей «тайной комнате» , когда весь дом ещё спит, чем во время общего собрания. Я никогда не любил музыкальные концерты и любая музыка, которая звучит более 10 минут, превращается для меня в обычный шум. Мне гораздо больше нравится поговорить с кем-то по душам, чем посетить красивый природный заповедник. Зная особенности своей личности, каждый человек может проложить к Богу свой собственный уникальный путь и послужить при помощи своих талантов общему делу построения Царства Небесного.

Мы не сможем соприкоснуться с Богом, если будем стараться быть такими людьми, которыми Он нас не создавал. Если мы будем пользоваться теми формами общения с Богом, которые не соответствуют уникальным особенностям нашей личности, то отношения с Богом могут превратиться в тоскливую рутину, не приносящую никакой радости.

Избегайте бездумного и бессмысленного служения Богу.

Сложно построить хоть какие-то отношения с Богом, если на «автомате» зачитывать Обет семьи , механически петь Святые песни, повторять заученные фразы в молитвах. Любые часто повторяемые слова становятся обычными избитыми фразами, даже если это Слово Божье. Мы можем просто читать Божье Слово или даже декламировать Его наизусть, но при этом совершенно не задумываться о значении того, что произносим. Гораздо легче рутинно повторять привычные и знакомые фразы вместо того, чтобы прилагать какие-либо усилия и прославлять Бога по-новому.

Именно поэтому нужно постоянно прилагать усилия, чтобы вдумчиво изучать Божье Слово, перекладывая его на свою жизнь. Прилагать усилия, чтобы вдумчиво молиться, вплоть до того, что менять привычные фразы, которые мы используем в молитве на что-то новое. Своего родного отца при определённых обстоятельствах мы можем назвать и отец, и папа, и папочка и батюшка. Более того, если мы говорим со своим собственным отцом и благодарим его за что-то, то не станем постоянно повторять: «Спасибо тебе за всё!» или «Научи меня жить в соответствии с Твоей волей!» Мы будем более конкретными и скажем, за что конкретно мы благодарны и чему конкретно мы хотели бы научиться. Гораздо приятнее услышать два конкретных комплимента, чем 20 общих фраз. Истинный Отец изучал Библию на трех языках и сравнивал тексты, чтобы ничего не упустить, молился зимой на улице под тоненьким одеялом, проявляя решимость жизни и смерти. Его отношение к Богу точно никогда не было рутинным.

«Во время молитвы вы должны чувствовать близость Божьего Духа. Когда вы голодны, вы хотите есть; точно так же вы должны чувствовать потребность молиться, ощущая неудовлетворённость в том случае, если не делаете этого. Пруд стоячей воды скоро иссякнет, а маленький бурлящий ручеёк продолжает своё течение, сколько бы вы из него ни черпали. Таким питающим источником может стать для вас молитва». (Преп. Мун Сон Мён)

Будьте не только человеком слова, но ещё и человеком дела.

Когда вам говорят: «Прийти сегодня не смогу, но душой я с вами» ,- то что это значит? Абсолютно ничего, это пустые и бессмысленные слова. Пока мы живём на земле, наш дух присутствует там, где находится наше тело. Где нашего тела нет, там и нас самих нет. Без тела на земле невозможно совершить ни одного реального дела. Служение Богу не может происходить только на словах, оно должно выражаться конкретными делами.

Пассивное служение Богу - это такая же бессмыслица, как выражения "горячий снег" или "живой труп". Создавая своё основание веры, мы приносим Богу себя и свою праведную жизнь, и, по сути, становимся живым приношением. Богу нужно всё: наша жизнь и наша любовь, наше смирение и раскаяние, наша благодарность и денежные пожертвования, наши молитвы и восполнение нужд наших ближних, наше родовое мессианство и помощь миру.

«Мы - живое приношение. Вначале, приняв нашу жертву, возрадуется Бог, а затем – человечество, которое таким путём избавится от греха. Последними возрадуемся мы, жертвы». (Преп. Мун Сон Мён)

Быть живым приношением нам мешает собственный эгоизм и себялюбие. Невозможно одновременно возвышать и себя, и Бога. Грехопадение произошло в тот момент, когда в своём сердце Адам и Ева на место Бога поставили самих себя. А после падения сердца произошли уже и все остальные грехи. Мы служим Богу не для того, чтобы вызвать чьё-то восхищение или сделать себе приятное - служа Богу, мы сознательно отводим взгляд от самих себя.

Когда мы встаём с постели и отправляемся в церковь, даже если сильно устали, когда мы помогаем другим, даже если сами еле держимся на ногах, тогда мы становимся «живым приношением». Это требует от нас и силы воли, и мужества.

«С собой после смерти мы должны взять вот что: любовь к Богу, любовь к себе, свои усилия утвердить себя как подлинного человека, супружескую любовь к своей второй половине, любовь к семье и свои старания распространить эту любовь по всему миру. Любовь к человечеству и к Богу - вот, что останется в конечном итоге». (Преп. Мун Сон Мён)

Служить Богу не всегда удобно и легко, однако, служа Ему искренне и основываясь на истине, служа Ему вдумчиво и конкретными делами, мы сможем выполнить своё предназначение и стать Его настоящими детьми, которые понимают сердце своего Родителя.

«Как можно заплатить вертикальное искупление? Для этого нужны два условия - выполнить свою ответственность и восстановить абсолютную любовь к Богу». (Преп. Мун Сон Мён)

А после того, как вертикальное искупление будет заплачено, на земле и на Небе появится идеальный мир.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Пост, угодный Богу: покаяние и молитва, быт и питание во время постов

Часть первая
Вступаем в пост

Что такое пост?
Валерий Духанин

При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина. Сотворив молитву, царь сел и повел беседу с иноком. «Как живут, – спросил он, – отцы египетские?» – «Слава Богу, – отвечал старец, – и молят о вашем спасении».

А затем, в свою очередь, спросил: «Не хочешь ли съесть что-нибудь?» – «Хочу», – был ответ. Инок поставил хлеб, масло (растительное), соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» – «Бог тебя знает», – отвечал монах. -

«Я царь Феодосий». Инок поклонился ему. Царь продолжил: «Блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизнь не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя». – «А знаешь ли, отчего это?» – спросил старец. – «Отчего?» -

«Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не спрашивают, потому и вкусная пища становится невкусной». Свидание окончилось, но после того царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет.


«Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Душа каждого из нас находится в теснейшей связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой.

С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм.

Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве способен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу?


В древнем Патерике рассказывается. Взалкал (почувствовал голод) однажды утром некий брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: «Потерплю до девятого часа». Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу диавола, как дым выходящего из его недра. Таким образом миновала его алчба (голод).


Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство – пост.

«Когда царь собирается взять неприятельский город, – говорил преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут».

Вспомните противоположный пример казаков из «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатления, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество.

Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей.

Есть такой образ. Легкое судно скоро переплывет море, а обремененное большим грузом – может затонуть.


«Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел», – говорил святитель Василий Великий. Пост – это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего».

Пост погашает привязанность к скотоподобным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает ему его немощь, заставляет чаще вспоминать о Боге. Если не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти?

Примеры поста в Новом Завете и в Житиях Святых

Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).

Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он больший из рожденных женами (Мф. 11, 11), был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: …пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18). Господь называет его пророком и больше пророка , паче же Ангелом, присовокупляя сии слова: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 9–11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, поэтому одно из его духовных имен – Ангел пустыни.

Не столь много известно нам об Анне пророчице, которая с великим упованием ожидала Господа. Однако эта праведница имеет свой день, празднуемый новозаветной Церковью: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).

Есть свидетельство в Евангелии и о подвиге Апостолов, вышедших на проповедь Христову: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Апостол Павел в начале обращения своего три дня… не ел и не пил (Деян. 9, 9). Тот же Апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.

Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу: Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10, 30).

Апостол Павел пишет апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Из этих слов всякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла.

Сам Христос предвозвестил будущий пост Апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал: …придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Жениха Христа означает смерть Христову. Следовательно, Апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились. На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо. А что Апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских.

Что смогут возразить на это противники поста? Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших? От Апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатью Своею всегда был присущ им и после смерти и Своего Вознесения. А мы, будучи грехолюбивы и грехами удаляя от себя благодать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и теряем Его благодать. Итак, если Апостолы постились, тем более и нам должно поститься.

После века Апостольского, начиная со времени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Святой Церкви. Таковыми были преподобные великие Отцы: Павел Фивейский, Антоний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосий, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, число которых знает Тот, Кто исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс. 146, 4). Таковыми Ангелами земными были наполнены Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, прославленные их жизнью. Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из которых многие причислены к лику святых, мы сейчас удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество. Но по причине бесчисленного множества подобных примеров мы не будем здесь приводить их. Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное слово Святым Отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сирина об отцах, постом показавших нам путь ко спасению.

Как проводить время постов
Н. Е. Пестов 1
Николай Евграфович Пестов (1892-1978) – известный духовный писатель, профессор, доктор химических наук. Автор книг «Современная практика православного богословия», «Православное воспитание детей», «Основы православной веры».

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Мф. 17, 21

Когда вы постились …Для меня ли вы постились?

Зах. 7, 5


Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем, обычном смысле, то есть как о неедении мяса и прочее. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.

Душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни. По словам епископа Германа: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над теломи его страстями».

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них – изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21), – сказал Господь Своим ученикам. Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда возвратился… в силе Духа (Лк. 4, 14).

Как говорит святой Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений. Господь наш был вождем и первенцем этой победы.

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т. п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам преподобный Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет священник Александр Ельчанинов: «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: Всему свое время, и время всякой вещи под небом:…время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать… время молчать, и время говорить и т. д. (Еккл. 3, 1–7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста: 1) отказ от мяса; 2) отказ от молочного; 3) отказ от рыбы; 4) отказ от масла; 5) лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста. Сила и действенность поста могут оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие, и свою алчность к ней. Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек, вкусив постных блюд, будет вставать из-за стола с чувством обременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

Почему мы постимся, а Ты не видишь? – взывает пророк Исаия, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни. Среда – это предание Спасителя, наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребреников Сына Божия. Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве. Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде, стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь – земная и небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, и от возраста и от условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями. Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина. По этому уставу в Великий пост полагается: полное неедение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы. Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоедение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды. Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье. Хотя такая мера нам кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же, как и преподобный Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного Причастия) инокиня Марфо-Мариинской обители Любовь. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего». Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней. Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: Милости хочу, а не жертвы, – говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. Когда вы постились… для Меня ли вы постились? – говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост. Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти не в брачной одежде (см. Мф. 22, 2–12), то есть не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?

И душа его будет брошена во тьму внешнюю , то есть останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – плача и скрежета зубов (Мф. 22, 12-13). Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает поста.

Пост – есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного, избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет наш великий пастырь протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский. – прим. ред .): «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех».

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова узкий и тесный путь (см. Мф. 7–14), о спасительности которого говорил Господь. Господь велит скрывать свой пост от окружающих (см. Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. п. Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстает против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: …служи мне… и потом ешь и пей сам , – говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви (см. Гал. 5, 22).

По существу своему, пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу. Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане перед отправлением на проповедь святых апостолов Павла и Варнавы совершили пост и молитву (Деян. 13, 3). Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чемлибо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия. Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих, – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу, отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет священник Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам протоиерея Валентина Свенцицкого: «Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у Гроба Распятого Сына в день Его погребения. Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, отец Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви.

И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами преподобного Исаака Сириянина:

«Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих».

Пост. У многих людей это слово ассоциируется с отказом от мяса и продуктов животного происхождения, переход на рыбу и вегетарианскую кухню. И мало кто вкладывает в пост духовный смысл. Большинство следует, скорее, традициям, чем убеждениям. На самом же деле пост прежде всего имеет духовные цели и потом уже определенную диету или полный отказ от пищи как средства достижения этих целей.

В 58-й главе книги пророка Исайи описывается пост, угодный Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6-7).

Давайте разберем основные составляющие поста, угодного Богу:

«Разреши оковы неправды». Что это значит? Нужно освободиться от всякой лжи. Этот мир буквально пропитан ложью. Лукавство, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой неправды. Сам же покайся, если лгал, и приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.

«Развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое необходимо расторгнуть? Возможно, это зависимость от просмотра телевизора или «зависание» в интернете, когда ты не можешь оторваться от монитора даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о том, чтобы уделить время молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его, а вечером не способны заснуть без него. Другие не в силах провести день без того, чтобы не «посидеть» в социальных сетях.

Твоим ярмом могут быть долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей жизни.

«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Здесь речь идет об осуждении, лицемерии. Если ты имеешь пагубные наклонности, то в посте и молитве исповедайся перед Богом и с Его помощью освободись от всего этого. Постарайся не осуждать людей, не критиковать их. Позволь Богу поработать с тем человеком, на которого имеешь обиду и которого постоянно осуждаешь или критикуешь.

«Не укрывайся от единокровного» – значит, приведи в порядок взаимоотношения с родственниками. Во время поста молись Богу о них и проси любви к ним.

Разные виды поста

Индивидуальный пост

В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.

Сорокадневные посты Моисея

Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открыл ему видение о том, как построить скинию (Исх.24:18).

Во второй сорокадневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые Моисей записал на скрижалях (Исх.34:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил, но Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Сорокадневный пост Иисуса Христа

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.

Христос был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк.4:14).

Пост Даниила

Об этом посте рассказывается в книге Даниила 10:2-4: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (7*3=21 день- авт). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел...»

Даниил был стар, ему уже исполнилось восемьдесят шесть лет, но у него еще имелось достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел. Отказался от какой бы то ни было вкусной еды, не ел мяса, перестал пользоваться ароматами, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И ниспослал ему Господь видение о судьбе народа Божьего и том, что произойдет в конце мира.

Коллективный пост

Пост царицы Есфирь

В Библии, в книге Есфирь, описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день все евреи должны были подвергнуться уничтожению.

Есфирь, иудейка, приняла вызов. Вместе со своим дядей, Мардохеем, они условились, что тот соберет всех евреев в городе Сузы и евреи будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря коллективному посту и молитве Божьего народа.

Пост ниневитян

Есть еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих в Ниневии.

Город Ниневия был столицей Ассирии. В этом городе жили люди, исполненные жестокости, насилия. Город изобиловал идолами, и Господь решил наказать этот город за грехи. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако, претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово его проповеди было крайне просто:

«Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян оказался незамедлительным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).

В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. Три дня мычал и кричал некормленый скот. Плач стоял во всем городе.

Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Господа пришел: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).

Благословения тем, кто соблюдает пост, угодный Богу

Исайя 58:8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т.е. во время поста можно молиться о здоровье.

«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.

«Ты воззовешь – и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.

«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.

Итак, как видите, пост – мощное средство, с помощью которого мы можем, прежде всего, приблизиться к Богу, а также способствовать разрешению многих проблем.

В 58-й главе книги пророка Исайи описывается пост, угодный Богу. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6-8).

Давайте разберем основные его составляющие:

«Разреши оковы неправды». Что это значит? Нужно освободиться от всякой лжи. Все мы пришли из мира, которым правит дьявол – отец лжи. Этой ложью мы пропитаны. Лукавство, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой неправды. Сам же приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.

«Развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое надо расторгнуть? Возможно, это зависимость от просмотра телевизора или «зависание» в интернете, от которого ты не можешь оторваться даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о том, чтобы уделить время молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его, а вечером не могут заснуть без него. Другие не в силах провести день без того, чтобы не «посидеть» в социальных сетях.

Твоим ярмом могут быть долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей жизни.

«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Здесь речь идет об осуждении, лицемерии. Если ты имеешь пагубные наклонности, то в посте и молитве исповедайся перед Богом и с Его помощью освободись от всего этого. Постарайся не осуждать людей, не критиковать их. Позволь Богу поработать с тем человеком, на которого имеешь обиду и которого постоянно осуждаешь или критикуешь.

«Раздели с голодным хлеб твой»

«Не укрывайся от единокровного» – значит, приведи в порядок взаимоотношения с родственниками. Во время поста молись Богу о них и проси любви к ним.

БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТЕМ, КТО СОБЛЮДАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ

Исайя 58:8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т.е. во время поста можно молиться о здоровье.

«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.

«Ты воззовешь – и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.

«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.

РАЗНЫЕ ВИДЫ ПОСТА

Индивидуальный пост

В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.

Сорокадневные посты Моисея

Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открыл ему видение о том, как построить скинию (Исх.24:18).

Во второй сорокадневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые тот записал на скрижалях (Исх.24:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил, но Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Сорокадневный пост Иисуса Христа

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.

Христос был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк.4:14).

Пост Даниила

Об этом посте рассказывается в книге Даниила 10:2-3: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (7*3=21 день). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел…»

Даниил был стар, ему уже исполнилось восемьдесят шесть лет, но у него еще имелось достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел. Отказался от какой бы то ни было вкусной еды, не ел мяса, перестал пользоваться ароматами, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И ниспослал ему видение о судьбе народа Божьего и том, что будет в конце мира.

Коллективный пост

Пост царицы Есфирь

В Библии. в книге Есфирь, описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день все евреи должны были подвергнуться уничтожению.

Есфирь, иудейка, приняла вызов. Вместе со своим дядей, Мардохеем, они условились, что тот соберет всех евреев в городе Сузы и евреи будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря коллективному посту и молитве Божьего народа.

Пост ниневитян

Есть еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих в Ниневии.

Город Ниневия был столицей Ассирии. В этом городе жили люди, исполненные жестокости, насилия. Город изобиловал идолами, и Господь решил наказать этот город за грехи. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако, претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово проповеди было крайне просто:

«Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян оказался незамедлительным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).

В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. три дня мычал и кричал некормленый скот. Плач стоял во всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Господа пришел: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

РЦХВЕ по материалам сайта церкви «Вифания», г. Краснодар

Please enable JavaScript to view the

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!