Информационный женский портал

Презентация на тему дыхание по биологии. Дыхание. Строение дыхательной системы


Дыхательная система

Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.


Дыхательная система

Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.

Главный орган дыхательной системы – легкие. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15 000 литров воздуха, используя 3 000 литров кислорода.


Дыхательная система

Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.


Дыхательная система

вдох

Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею . Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу.

Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи , через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки . В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ.

выдох


Дыхательная система

Животные дышат легкими, кожей, жабрами.

Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.


Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым.

Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев.


Что опасно для органов дыхания

Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин .

Легкие

Легкие некурящего человека

курильщика


Что опасно для органов дыхания

Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.


Что опасно для органов дыхания

За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу.

Не курить!


Что опасно для органов дыхания

Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».

Cлайд 1

Органы дыхания человека Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна (урок с элементами моделирования)

Cлайд 2

Цели и задачи урока - раскрыть значение органов дыхания; -раскрыть взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения; - показать роль кислорода в энергетическом обмене; -познакомиться со строением и функциями органов дыхания; Рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.

Cлайд 3

Задания на повторение или подготовка к новой теме Объясните схему 1. Клетка--- ткань--- орган---- система органов ---- организм 2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции

Cлайд 4

План работы 1. Значение дыхания 2. Связь дыхательной и кровеносной системы. 3. Органы дыхания: строение и функции 4. Закрепление: - заполнение таблицы сиспользова- нием учебника, - проблемные вопросы - «собери модель» -тест -заполнение листа достижений, рефлексия

Cлайд 5

И это все о воздухе:. поговорка « Это нужно нам как воздух!» выражает потребность организма в воздухе; В 1846 году на судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.

Cлайд 6

Cлайд 7

Процесс дыхания состоит из четырех этапов: обмен газов между воздушной средой и легкими; обмен газов между легкими и кровью; транспорт газов кровью; газообмен в тканях.

Cлайд 8

Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.

Cлайд 9

Носовая полость Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров. Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.

Cлайд 10

Гортань – орган голосообразования Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник. Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.

Cлайд 11

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Cлайд 12

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Cлайд 13

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Cлайд 14

Органы дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Cлайд 15

Различают легочное дыхание, обеспечива-ющее газообмен между воздухом и кровью тканевое дыхание, осуществляю-щее газообмен между кровью и клетками тканей.

Cлайд 16

Заполнить таблицу Орган дыхания Строение Функция Носовая полость? Согревает, увлажняет, очищает? ? Проводит воздух в гортань Гортань Вид воронки Стенки образованы хрящами Имеет голосовые связки? Трахея? Проводит воздух в? Бронхи? Входят в левое и правое легкое? Диаметр трубочек уменьшается? Проводят?

Уроки дыхания

Слайдов: 21 Слов: 865 Звуков: 2 Эффектов: 4

Урок биологии в 8 классе. ТЕМА УРОКА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ. Задачи урока: Дать возможность учащимся осознать значение знаний по данной теме. Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение). Продолжать развитие познавательных интересов. Привлечение знаний других предметов (физики, химии, информатики). Оборудование. Компьютер Мультимедийный проектор ЭИ «Виртуальная школа КиМ. Уроки биологии. ЭИ «Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека». ЭИ «Физикон. Открытая биология» Биология.Человек: Учеб.для 8 кл./Д.В.Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - Уроки дыхания.ppt

Биология дыхание

Слайдов: 13 Слов: 292 Звуков: 11 Эффектов: 28

Реферат по биологии. Дыхательная система человека. Недыхательные функции дыхательной системы. 1.Участвует в жезловом обмене. 2.Охрана организма от вредных воздействий среды. 3.Выделяет гормоны: серотонин, катехоломин, бомбазин, донамин. Состав воздуха. Вдыхаемый воздух: Азот -79% Кислород -21% Углекислый и др.-0,03%. Выдыхаемый воздух: Кислород-16,4% Углекислый газ -4,1%. Заболевания дыхательной системы. Содержание вредных химических соединений в табачном дыме. Статистика заболеваний органов дыхания за 2004 год. Рекомендации по оздоровлению дыхательной системы. Проведение регулярных мед.осмотров с целью выявления заболеваний органов дыхания. - Биология Дыхание.ppt

Биология 8 класс дыхание

Слайдов: 5 Слов: 211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Механизмы легочного дыхания. Биология 8 класс Тема VII. Какие органы образуют дыхательный путь? Органы дыхания. Какую функцию выполняют легкие? Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Как называется процесс газообмена между воздухом в легких и кровью. Как называется процесс газообмена между тканями органов и кровью. Механизм вдоха и выдоха. Модель Дондерса. Легочные пузырьки очень эластичны и могут растягиваться, но до известного предела. Образующиеся пустоты будут заполняться воздухом. Такое состояние называется эмфиземой легких. Как осуществляется процесс вдоха и выдоха? - Биология 8 класс Дыхание.ppt

Дыхание человека

Слайдов: 9 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 0

Путешествие «Бобика». Сегодня мы отправимся вместе со мной в путешествие! Во мне есть особенность, я имею форму из шаров которую могу изменять! Послушайте мой расказик... Самым главным показателем жизнеспособности человека можно назвать дыхание. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Нам пора! 2) По гортани скатываемся вместе, по вертикальной горке. (Сильно не кричать, возможен кашель!). 3) Прокатимся по трахеи (будут кочки…). 4) В бронхах не забудьте повернуть – мальчики на право, девочки на лево. 5) В лёгких делимся на пары, и каждая пара едет по отдельной горке. - Дыхание человека.ppt

Дыхательная система

Слайдов: 31 Слов: 1154 Звуков: 0 Эффектов: 1

Физиология Дыхательной Системы. Лаборатория полисистемных исследований. Функциональная дыхательная система слагается из следующих элементов: Транспортная система дыхания. Структура системы внешнего дыхания включает: Воздухоносные пути. Разветвление дыхательных путей. Действие дыхательных мышц: диафрагмы и межреберных. Дыхательные мышцы как двигатель вентиляции. Кликнуть по картинке. Легочные объемы. V вдоха + резервн. V выдоха Остаточный V + резервн. V выдоха = функциональная остаточная емкость Дыхательный V + резервн. V вдоха = инспир. емкость. Изменение объема легких поток воздуха плевральное давление альвеолярное давление. - Дыхательная система.ppt

Дыхательная система человека

Слайдов: 14 Слов: 252 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дыхательная система человека. Актуальность. Дыхательная система. Органы дыхание. Воздухоносные пути. Обеспечивают процесс дыхания, доступ воздуха в легкие. Полость носа. Состоит из: наружного носа системы носовых ходов. Гортань. Трахея. Легкие. Основной орган дыхательной системы Занимают большую часть грудной полости. Оболочка легкого – плевра Диафрагма – главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. Жизненная ёмкость легких. Заболевания. Гигиена дыхания. - Дыхательная система человека.ppt

Строение дыхательной системы человека

Слайдов: 23 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дыхание. Функции органов дыхания. Рефлекс. Топится печка. Человек. Совокупность процессов. Органы воздухоносного пути. Носовая полость. Поколение правильно дышащих людей. Функции гортани. Звук. Орган дыхания. Два типа дыхания. Атмосферное давление. Диафрагма. Альвеолы. Газообмен в лёгких. Воздух. Горная болезнь. Жители Тибета. Глюкоза. Строение и функции органов дыхания. - Строение дыхательной системы человека.pptx

Органы дыхания

Слайдов: 25 Слов: 750 Звуков: 0 Эффектов: 82

Органы дыхания и газообмен. Растения, грибы и примитивные животные. По дыханию все живое делится на две группы. Жабры. Функции дыхательной системы. «Пока живу, надеюсь…» Овидий. Основной орган дыхания в водной среде. Пластинчатые перистые жабры. Жаберные щели. Ракообразные. Рыбы. Легочные мешки. Трахеи. Паукообразные. Дыхательная система земноводных. Пресмыкающиеся. Птицы. Дыхательная система млекопитающих. Эволюция дыхательной системы. Найдите ошибки в тексте. - Органы дыхания.ppt

Урок Органы дыхания

Слайдов: 19 Слов: 623 Звуков: 0 Эффектов: 0

Обобщающий урок на тему: Дыхание. Заболевания органов дыхания?их предупреждения?. Цели: Тип урока. Комбинированный. Ход урока. Биологический диктант. К органам дыхания относятся:… Надгортанник Бронхиальное дерево Плевра Альвеола Диафрагма Голосовые связки. Ответы: Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. Ветвление главных бронхов. Тонкая оболочка покрывающая снаружи легкое. Тонкостенные легочные пузырьки. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. Участвует в дыхательных движениях. Складки слизистой оболочки, натянутые, как струны. Фронтальный опрос. - Урок Органы дыхания.ppt

Органы дыхательной системы

Слайдов: 12 Слов: 1092 Звуков: 11 Эффектов: 52

Дыхательная система. Характеристика дыхательной системы. Разветвление бронхов. Сегментарное строение легких. Гортань. Трахея. Глотка. Носовая часть. Ротовая часть. Нижний отдел глотки. Гортанная часть. - Органы дыхательной системы.ppt

Значение и строение органов дыхания

Слайдов: 17 Слов: 198 Звуков: 1 Эффектов: 28

Сократ. Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания органов дыхания». Значение дыхания. Строение носовой полости и глотки. Строение гортани. Строение трахеи. Трп. Трахея. Строение бронхов. Бронхи. Строение лёгких. Лёгкие. Альвеолы или лёгочные пузырьки. Заболевания органов дыхания. Воспаление лёгких на рентгенограмме. Бронхит. Лёгкие курильщика. Рефлексия. Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению. Сегодня на уроке: Меня удивили ответы ребят. - Значение и строение органов дыхания.ppt

Лёгкие

Слайдов: 39 Слов: 1348 Звуков: 0 Эффектов: 0

Отек легких. Ненормальное скопление жидкости и солей в экстрацеллюлярном пространстве легкого. Легочная ткань человека и водные пространства. Движение жидкости из сосудистого русла к альвеолам. 4 анатомических пр-ва Сосудистое Интерстициальное Альвеолярное Лимфатическое. Обмен жидкости в легких. Функциональная анатомия АКМ. Возможные пути проникновения жидкости сквозь эндотелий. Роль легочных лимфатических сосудов в предотвращении отека легких. Факторы, способствующие облегчению лимфооттока. Физиологические основы обмена жидкости в легких. Уравнение Старлинга. Градиенты гидростатического и онкотического давлений. - Лёгкие.ppt

Строение лёгких

Слайдов: 25 Слов: 280 Звуков: 0 Эффектов: 1

Организм человека. Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел. Основные отличия живых организмов. Блиц-опрос. Без чего человек не может прожить более 5 минут? Без еды Без воды Без воздуха. Тема урока: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Для чего и как мы дышим?). Схема строения органов дыхания. Строение носовой полости. Функции носовой полости. Согревание воздуха Очищение воздуха Увлажнение воздуха. Строение носоглотки и гортани. Функции носоглотки и гортани. Образование звуков Защита дыхательной системы от попадания пищи. Строение трахеи и бронхов. Функции трахей и бронхов. Проведение воздуха к легким и обратно. - Строение лёгких.ppt

Гигиена дыхания

Слайдов: 27 Слов: 484 Звуков: 0 Эффектов: 2

Регуляция дыхания

Слайдов: 22 Слов: 1273 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дыхательные движения жизненная емкость легких. Цель урока: Оборудование: Приемы искусственного дыхания» Датчики дыхания. Ход урока. I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний. Повторение домашнего задания Индивидуальная работа по карточкам Фронтальный опрос. III Изучение новой темы Лабораторная работа IV. Закрепление учебных знаний V. Домашнее задание. Фронтальный опрос. Почему надо дышать носом, а не ртом? Изучение новой темы. I. Механизм легочной вентиляции: 1) вдох; 2) выдох. П. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. «Дыхание - значит жизнь». Благодаря чему легкие обладают такой способностью? - Регуляция дыхания.ppt

Горная болезнь

Слайдов: 12 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 32

Адаптация животных к условиям высокогорья. Выводы Библиография. Адаптация человека к условиям высокогорья. В настоящее время в горах проживает около 500 млн людей. Обжитое высокогорье приходится на высоту до 4500 м. Выше расположено нежилое снежное высокогорье и сверхвысокогорье. Таблица. Обобщенная схема механизмов влияния гипоксии на организм… Горная болезнь. По мере увеличения высоты организм перестает получать необходимого количества кислорода. На уровне моря кровь на 95% насыщена кислородом. На высоте 8,5 км. насыщение падает до 71%. Необходим немедленный спуск! Оказание помощи при горной болезни. - Горная болезнь.ppt

Болезни и травмы органов дыхания

Слайдов: 25 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0

Болезни и травмы органов дыхания. Строение органов дыхания. Лёгкие и их строение. Заболевания органов дыхания. Симптомы и причины рака лёгких. Лечение рака лёгких. Насморк. Симптомы насморка. Лечение насморка. Профилактика насморка. Бронхит. Симптомы бронхита. Лечение бронхита. Профилактика бронхита. Пневмония. Симптомы пневмонии. Лечение пневмонии. Профилактика пневмонии. Курение. Влияние курения на лёгкие. Легкие некурящего. -

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
    • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Здоровая планета – здоровый человек!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Возможен показ фрагмента видеофильма по теме.

– Что такое дыхание?

– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

Приложение. Слайд № 7.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части .
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

Приложение. Слайд № 8.

Органы дыхания

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. (Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это драгоценное время урока)

Приложение. Слайд № 9.

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Приложение. Слайд № 10. Гигиена носового дыхания

  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

(После объяснения строения и функций отдельного органа можно проверять правильность заполнения таблицы, а можно это выделить как самостоятельную работу в качестве закрепления материала или как домашнее задание)

Приложение. Слайд № 11.

Наблюдения

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Приложение. Слайд № 12.

Гортань

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Приложение. Слайд № 13.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Приложение. Слайд № 14.

Образование звука

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Приложение. Слайд № 15.

Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.

Приложение. Слайд № 16. Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Приложение. Слайд № 17

Трахея и бронхи

Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Приложение. Слайд № 18. Гигиена дыхания

  1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
  2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Приложение. Слайд № 19

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Приложение. Слайд № 20.

Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

Приложение. Слайд № 21. Гигиена дыхания

При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.

Приложение. Слайд № 22 Это интересно

  • 300–350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м
  • Длина легочного капилляра – 7–8 мкм
  • Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом

Приложение. Слайд № 23

Наблюдение

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Приложение. Слайд № 24 и 25. Проверь себя (закрепление материала)

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Приложение. Слайд № 26 . Проверь себя (закрепление материала)

– Давайте вернемся к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока и попробуем на них ответить.
– Что такое дыхание?
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? И т.д.

(По предложенным рисункам каждый учитель сможет составить свои вопросы в зависимости от подготовки класса и от количества оставшегося времени, и др.)

Приложение. Слайд № 27. Домашнее задание

Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!