Информационный женский портал

Проверочная работа по русскому языку впр. Подготовка к ВПР. Тесты по русскому языку (4 класс)

1. В каком слове букв больше чем звуков?
А) книга
В) письмо
С) ручка
D) юла

2. Укажите количество гласных в слове рюкзак.
А) 2
В) 3
С) 4
D) 5

3. Однокоренные слова
А) река, реки
В) гора, пригорок
С) смотреть, смотрит
D) печаль, печник

4. Укажи существительное во множественном числе в родительном падеже
А) красного шарфа
В) много конфет
С) с шумными ребятами
D) спелые помидоры

5. Буква ч может обозначать звук
А) мягкий
В) твёрдый
С) гласный
D) мягкий и твёрдый

6. Укажи восклицательное предложение
А) Как красиво в лесу!
В) Когда придёт тётя?
С) Котята спали в корзинке.

7. Укажи прилагательное в форме единственного числа творительного падежа
А) красным шарфом
В) красных шарфов
С) о красном шарфе
D) красный шарф

8. Укажи глаголы в неопределённой форме
А) бежишь, бегу
В) читаем, читаете
С) решать, считать
D) танцую, пою

9. Глаголы 1-го спряжения в неопределённой форме имеют суффиксы
А) –ить
В) –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть.

10. Укажи глагол настоящего времени
А) побежим
В) читаю
С) буду учиться
D) поиграл

11. Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением
А) письмо
В) мороз
С) багаж
D) помидор

12. Слова, противоположные по значению, называются
А) синонимами
В) антонимами
С) омонимами
D) многозначными

13. Укажи порядковое числительное
А) два
В) двенадцать
С) пятидесятый
D) сто

14. Укажи слово с парной согласной на конце
А) уехал
В) жук
С) пенал
D) дом

15. Укажи сложное числительное
А) сорок
В) семьсот
С) первый
D) два

16. В каких словах пишется ь
А) с…ешь
В) об…езд
С) сем…я
D) под…ём

17. Определи падеж существительных «устроиться на диване, гулять в парке»
А) дательный, В) винительный, С) предложный

18. Выбери верное утверждение:
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает…
А) действие предмета, В) предмет, С) признак предмета

19. Укажи словосочетания, где в окончаниях существительных пишется буква «Е»
А) шагать по дорог… С) готовить урок…
В) подарить дочер… D) нуждаться в помощ…

20. В каких глаголах не пишется «Ь»
А) собираеш…ся
В) не надо боят…ся
С) Солнце садит…ся.
D) надо хорошо учит…ся

Ключ ответов

1-в
2-а
3-в
4-в
5-а
6-а
7-а
8-с
9-в
10-в
11-а
12-в
13-с
14-в
15-в
16-с
17-с
18-с
19-а
20-с

Тесты по русскому языку (4 класс)

1. В каких словах буква Ю обозначает два звука?
А) любит
В) клюква
С) юбка
D) Люба

2. В каком слове буква /вэ/ обозначает звук (ф)?
А) голова
В) кровать
С) булавка
D) вьюн

3. Сколько слогов в слове СЕЛЁДКА?
А) два
В) три
С) четыре

4. В каком слове есть приставка НА- ?
А) надежда
В) наша
С) нарезать
D) надо

5. Выбери правильный ответ.
Слово ПЕРЕЛЕСОК состоит из:
А) приставки, корня и окончания
В) приставки, корня и суффикса
С) корня суффикса и окончания

6. Верно ли слово ПЕРЕЛЁТНЫЙ разобрано по составу?
-ый-окончание; -лёт- -корень; пере- - приставка;-н- -суффикс.
А) неверно
В) верно

7. В каком слове допущена ошибка?
А) молодой
В) лететь
С) прочиртить
D) воздушный

8. В каком слове удвоенная согласная?
А) тел…ефон
В) кал…ендарь
С) ал…ея
D) сов…а

9. Укажи существительное с окончанием –И.
А) на восток…
В) в чащ…
С) на улиц…
D) на сирен…

10. Укажи падеж существительных в словосочетаниях:отправились в лес, взлетели в воздух,
падает на землю.
А) родительный падеж
В) винительный падеж
С) предложный падеж

11. Найдите прилагательное
А) синий
В) синева
С) синеть
D) синь

12. Укажи род прилагательного: сладкое варенье
А) женский
В) мужской
С) средний

13. Глаголы какого спряжения имеют окончания –ешь,-ет,-ем,-ете.
А) первого
В) второго

14. Какого лица глаголы ПРИПЕЧЁТ, ЗАЗЕЛЕНЕЕТ, СОБЕРУТСЯ.
А) первого
В) второго
С) третьего

15. В каком падеже стоят местоимения для него, без тебя
А) в творительном
В) в предложном
С) в родительном
D) в дательном

16. Каким членом предложения может являться местоимение?
А) главным
В) второстепенным
С) главным и второстепенным

17. Укажи ряд однокоренных слов:
А) мороз, морозец
В) соль, солист
С) горе, горка
D) смелый, отважный

18. В предложении «В золотой клубочек спрятался дубочек.» подчёркнутое существительное является:
А) подлежащим
В) сказуемое
С) второстепенным членом

19. Укажи антонимы
А) весёлый, умный
В) добрый. честный
С) смеётся, плачет
D) смелый. отважный

20. Укажи сложное числительное
А) один
В) пятьсот
С) третий
D) сто

Ключ к тесту

1-с
2-с
3-в
4-с
5-в
6-в
7-с
8-с
9-D
10-в
11-а
12-с
13-а
14-с
15-с
16-с
17-а
18-с
19-с
20-в

Тесты по русскому языку (4 класс)

1. Сколько согласных звуков в слове майка?
А) один
В) два
С) три
D) четыре
2.
Сколько звуков в слове заяц?
А) три
В) четыре
С) пять
D) шесть

3. В каком слове все согласные глухие?
А) пакет
В) голова
С) пенал
D) чай

4. Какое слово разделено на слоги неверно?
А) ри-су-ют
В) ки-но
С) си-рень
D) ве-сёл-ый

5. Какое слово состоит из корня, суффикса и окончания?
А) подставка
В) дом
С) подъезд
D) зимушка

6. Выбери правильный ответ: «белка и белкой- это…»
А) однокоренные слова
В) форма одного и того же слова

7. В каком слове пропущена буква «ш»
А) серё_ка
В) подру_ка
С) избу_ка
D) кру_ка

8. Укажите существительное в родительном падеже множественного числа с окончанием (-ов)
А) яблок…
В) сапог…
С) килограмм…
D) мест..

9. Укажи глагол в котором пишется(-ться)
А) не бои_ся
В) не уча_ся
С) не доби_ся
D) откликне_ся

10. Укажи слово, в котором пишется мягкий знак
А) об_яснение
В) жил_ё
С) с_ел
D) куроч_ка

11. Какое определение является верным?
А) Предложение- это группа слов.
В) Предложение- это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль.
С) Предложение- это группа слов, которые не связаны по смыслу.

12. Укажи сказуемое: В воздухе закружились первые снежинки.
А) в воздухе
В) закружились
С) первые
D) снежинки

13. У имён существительных какого рода окончания –о, -е.
А) мужского рода
В) женского рода
С) среднего рода

14. Какой падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?
А) родительный
В) дательный
С) творительный
D) предложный

15. Глаголы какого лица имеют окончания –ешь, -ишь.
А) первого
В) второго
С) третьего

16. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на –ишь, значит он…
А) первого спряжения
В) второго спряжения

17. В каком времени употреблён глагол в предложении.
Капли дождя зашлёпали по листьям.
А) в прошедшем
В) в настоящем
С) в будущем

18. Найди слово, которое является лишним в ряду однокоренных слов:
А) пуховый
В) пушок
С) пух
D) пушка

19. Сколько в предложении местоимений? Когда дети нашли в лесу целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.
А) 2
В) 3
С) 1
D) 4

20. Какое числительное в предложении? Я сижу за третьей партой.
А) количественное
В) порядковое

Ключ к тесту.

1-с
2-с
3-а
4-д
5-д
6-в
7-с
8-с
9-с
10-в
11-в
12-в
13-с
14-д
15-в
16-в
17-а
18-д
19-с
20-в

17 апреля 2018 года был дан старт всероссийским проверочным работам ВПР по русскому языку в 4 классах. Первая часть ВПР по русскому языку — диктант.

19 апреля 4 классам предстоит выполнить вторую часть работы, которая включает 12 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.

В 2018 году участие в ВПР в 4-х классах является обязательным. Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

Варианты ВПР по русскому языку 4 класс 2018 год + критерии

часть 1 — диктант

Диктант часть 1
Задания Критерии
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1

Часть 2

Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Методика проведения диктанта ВПР по русскому языку 4 класс

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

− Обучающиеся слушают.

− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

− Обучающиеся записывают.

− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, чётко произнося слова.

− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.

Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

В школу введена новая форма определения качества обучения ― ВПР по русскому языку в 5 классе. Поделимся опытом проведения этой работы в апреле.

Тревогу испытывают учителя, родители и дети. Какие задания в работе: простые или сложные? Справятся ли ученики? Когда и как готовиться к ВПР?

Всероссийские проверочные работы в 5 классе проводятся дважды ― в октябре и апреле учебного года. Первая из них рассчитана на 45 минут и похожа на диагностическую контрольную работу, состоящую из пяти заданий. Эти задания хорошо известны обучающиеся, которые только недавно закончили начальную школу. О характеристике самой работы, её результатах и подготовке к ней мы писали в ноябре 2017 года . Теперь обратимся ко второй работе, которая проводится в апреле.

Апрельская ВПР гораздо сложнее: время увеличено до 60 минут, в ней и заданий в два раза больше, чем в первой, октябрьской ВПР.

Поскольку текущий учебный год завершён и подведены все результаты промежуточного контроля, можно проанализировать выполнение ВПР уже с учётом тех данных, что у нас есть.

В нашем 5 классе обучается 28 учащихся, из них успевают в 3 четверти на «5» - 9, «4» - 14, «3» - 4. Результаты ВПР в апреле: на «5» - 11, «4» - 11, «3» - 6. Кто-то из ребят написал лучше, чем обычно, иные даже хуже, чем могли.

Чтобы иметь представление о составе заданий апрельского ВПР, рассмотрим её варианты. Каждое задание мы подробно разберём с точки зрения выполнения, критериев оценивания и самых частых детских ошибок.

Задание №1

Вначале предлагается работа с текстом, состоящим из 97-98 слов. Нужно текст списать, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Оценивается умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, а также умение правильно списывать текст без пропущенных и лишних слов, без слов с изменённым графическим обликом.

Разбалловка по грамотности щадящая: даже при наличии двух ошибок можно получить 3 балла из 4 возможных, а при 5 ошибках ― 1 балл. При описках, если их 4-7: на перестановку, замену или пропуск букв, пропуск одного слова или запись лишнего слова, ― можно тоже получить 1 балл из 2 возможных.

Вот какой был предложен текст первому варианту (деформированный текст для ученика):

Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома. (4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атласом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала ― укр..шение зала.

Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины бл..стела ст..клянная (3) посуда.

Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я (1) . Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной. (По А. Рыбакову).

Цифрами выделены привычные ребятам виды грамматических разборов:

1 - фонетический,

2 - морфемный,

3 - морфологический,

4 - синтаксический.

Оригинал текста, предложенный для проверки:

Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома. (4) Изящная мебель, обитая жёлтым атласом со сказочными птицами, высокие зеркала ― украшение зала.

Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная (3) посуда.

Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья (1) . Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной. (98 слов).

Когда ребёнок выполняет списывание, он должен про себя прочитать текст и воспроизвести его адекватно содержанию. Но текст тексту рознь. Встречаются текстовые ловушки, которые трудно предугадать. Например, в первом предложении текста используется глагол ПР..ШЛИ. Автор выбрал слово прИшли, а ученик расшифровал место пропуска буквы иначе: прОшли. Это, конечно, описка.

Или ещё пример. Четвёртое предложение (Потом нужный им зал быта помещика.) понять вне контекста не удаётся, потому что оно неполное. Нужно связать его с двумя предыдущими (Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.), одно из них тоже неполное. Возникло затруднение у сильного учащегося: нужен ли здесь какой-либо знак препинания или нет? Ему показалось, что возникла смысловая пауза, и он выделил её с помощью тире: Потом нужный им зал ― быта помещика.

Примечательно, что в предложении (Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.) многие ученики не смогли узнать однородные дополнения (отделы ЧЕГО? мира и промыслов).

Для второго варианта дали другой текст:

Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков (2) . Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.

Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул. (4)

И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий (3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми (1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засыпали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки. (По М. Пришвину).

Оригинал текста второго варианта для проверки:

Осень ― пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков (2) . Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.

Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий (3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми (1) красками осени. Золотые листочки засыпали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики. (97 слов).

Орфографические ошибки, допущенные учениками при списывании данных по вариантам текстов, связаны с правилами:

  • правописание корня с чередованием Е-И (заблистали),
  • правописание приставок на -з/-с (расположение),
  • правописание неизменяемых приставок (подхватил),
  • правописание двойных согласных на стыке приставки и корня (исследовал),
  • правописание Ь после шипящих (луч, туч, изящная),
  • правописание Ь в ТСЯ-ТЬСЯ (должно находиться),
  • правописание окончаний существительных (в случае),
  • правописание личных окончаний глаголов (находится),
  • правописание НЕ с глаголом (не дают, не удержались),
  • правописание суффиксов глагола (ощупывает),
  • правописание суффиксов существительных (подберёзовиков),
  • правописание непроизносимых согласных (известно, окрестностям),
  • правописание мнимых непроизносимых согласных (опасности),
  • правописание непроверяемых словарных слов (здесь).

Пунктуационные ошибки, допущенные учениками:

  • лишняя запятая после наречий (сначала, потом, здесь, вдруг),
  • лишняя запятая после частиц и вопросительных слов (Да где же оно? Куда теперь помчится ветер?),
  • лишняя запятая перед одиночным союзом И в постом предложении с однородными членами (Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.),
  • отсутствие вопросительного или восклицательного знаков в конце простого предложения, а иногда постановка двух знаков сразу в вопросительном предложении (Да где же оно?!),
  • отсутствие запятой между однородными членами (Подобрался он к небольшой тучке, дунул. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.),
  • отсутствие запятой между частями сложного предложения с союзом И (Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки.),
  • отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (Осень ― пора листопада.).

Задание №2

Для фонетического разбора были предложены слова КРЫЛЬЯ и ВСЕМИ. В пояснениях к проверке сказано, что «модель разбора свободная», самое главное ― это указать характеристику звуков и количество букв, звуков и слогов. То есть необязательно делать транскрипцию слова, делить слово на слоги, писать названия букв и указывать пары для согласных звуков. А ведь без этих подробностей фонетический разбор и не разбор вовсе! В нём нарушена логика рассуждения о том, почему слово написанное отличается от слова сказанного.

Мы учим детей устно проговаривать весь разбор, правильно называть буквы и звуки, не путать их между собой, пояснять несовпадение звукового и буквенного состава. Безусловно, письменный разбор схематичен, но сжимать его до минимума... И ведь остаётся много времени, когда дети всё сделали, проверили, а до звонка покинуть аудиторию нельзя, перемена в эти 60 минут не предусмотрена (только по желанию возможны единичные выходы).

Вот образцы ответов, которым следует проверяющий учитель и не обращает внимания на другие ошибки, связанные с указанными уже деталями (транскрипция, пары, названия букв).

крылья (1)

к - [к] - согласный, глухой, твёрдый р - [р] - согласный, звонкий, твёрдый ы - [ы ] - гласный, ударный

л - [л’] - согласный, звонкий, мягкий

я - [й’] - согласный, звонкий, мягкий, [а] - гласный, безударный

6 букв, 6 звуков, 2 слога

в - [ф] - согласный, глухой, твёрдый*

с - [с’] - согласный, глухой, мягкий

е - [э] - гласный, ударный

м - [м’] - согласный, звонкий, мягкий

и - [и] - гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

* возможна характеристика: в - [ф’] - согласный, глухой, мягкий

К числу ошибок можно отнести

  • отсутствие количества букв и звуков,
  • отсутствие количества слогов,
  • неверный подсчёт количества букв и звуков,
  • неверный подсчёт количества слогов,
  • потерю одного из звуков, который обозначает йотированная буква в определённой позиции ([й’] - согласный, звонкий, мягкий),
  • вместо гласного звуков [а], [э] указываются буквы Я, Е,
  • вместо мягкого согласного звука [м’] указывается твёрдый звук [м].

Среди ошибок, за которые не снижаются баллы:

  • неправильное название букв «Л» (эл), «К» (кэ), «Р» (рэ), «М» (мэ),
  • неверно называет букву «В», которая обозначает звук [ф]/[ф’]*,
  • отсутствие или неверное обозначение пар у согласных звуков.

Практически безупречно выполнен обучающимися морфемный разбор слов бронз|ов|ую|, лист|ик|ов|.

Корень бронз-, суффикс -ов-, окончание -ую.

Корень лист-, суффикс -ик-, окончание -ов.

Морфологический разбор имён прилагательных СТЕКЛЯННАЯ и ЯРКИЙ отличается от нашего разбора только тем, что не указывается постоянный признак ― разряд, среди непостоянных признаков необязательно указывать положительную степень сравнения и полную форму для качественных прилагательных.

Образцы морфологического разбора для проверки:

стеклянная (3) (посуда)

  1. стеклянная (посуда) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда (какая?) стеклянная;
  2. начальная форма - стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;

яркий (3) (луч)

  1. яркий (луч) - имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
  2. начальная форма - яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;

в предложении является определением.

Среди распространённых ошибок следующие:

  • вместо единственного числа указывается форма множественного (посуда),
  • прилагательное выписано не с существительным, а с глаголом (блестела стеклянная),
  • не указана падежная форма,
  • не указана синтаксическая роль.

К ошибкам, за которые не снижаются баллы, можно отнести

  • указание полной формы и положительной степени у относительного прилагательного,
  • неверное определение разряда у слова СТЕКЛЯННАЯ.

Для синтаксического разбора были даны простые предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Не снижаются баллы, если в характеристике не указывается, что предложение двусоставное, полное, осложнено или нет. Необязательна схема предложения и указания частей речи над членами предложения.

Образцы для проверки:

Здесь находится обстановка усадебного дома. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: обстановка (подлежащее), находится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (находится) здесь - обстоятельство; (обстановка) дома - дополнение; (дома) усадебного - определение.

Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые). Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке - дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой - определение.

Среди ошибок следующие:

  • дополнение К ТУЧКЕ подчёркнуто как определение,
  • Не снижаются баллы за ошибки:
  • неверно составлена схема предложения с однородными сказуемыми,
  • составлена схема не простого, а сложного предложения,
  • не указаны части речи,
  • не составлена схема.

Все грамматические разборы оцениваются одинаково:

Задание №3

Много ошибок было допущено в третьем задании, где требовалось над словами поставить ударение:

Банты, красивее, позвонит, каталог.

Нужно правильно выделять ударные слоги: бАнты, красИвее, позвонИт, каталОг.

Повторишь, столяр, свекла, километр.

Верная постановка ударения: повторИшь, столЯр, свЁкла, киломЕтр.

Задание №4

Вызвало затруднение и четвёртое задание. Если его первая часть была понятна и привычна, то второе предложение дети поняли по-своему и стали указывать в первую очередь наречия, числительные и междометия. А в рекомендациях по оценке задания сказано, что указание этих частей речи необязательно. Баллы снижались, если пятиклассник не назвал местоимение и частицу.

Формулировка задания:

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

От лесного пожара овраги и опушка берёзовой рощи почернели.

На тонких травинках и цветах блестит серебряными каплями роса.

Проверка данного задания вызвала споры учителей, потому что понять формулировки, за которые ребёнок может получить до 5 баллов, оказалось делом непростым. Судите сами!

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи из списка обязательных для указания

Допущена одна ошибка.

ИЛИ Одна из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указана

Допущены две или более ошибки.

ИЛИ Две из отсутствующих в предложении частей речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание №5

Тестовая часть начинается с пятого задания. Из четырёх вариантов нужно выбрать правильный ответ, выписать предложение и самостоятельно расставить знаки препинания.

В 5 задании предложены предложения с обращениями и прямой речью. Слова КАПИТАН, ДЕДУШКА варьируются всеми способами, то являясь подлежащим, то входя в состав обращения, то составляя часть авторских слов (А: «П». или «П», - а.).

Пример 5 задания для 1 варианта:

Пример 5 задания для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Среди ошибок выявлены такие:

  • отсутствие запятой после прямой речи перед словами автора (схема «П», - а.),
  • выписали предложение без прямой речи,
  • не составили схему,
  • допустили ошибки в схеме.

Задание №6

В шестом задании необходимо найти такое предложение, где знаки препинания необходимо поставить внутри предложения.

Формулировка 6 задания для двух вариантов одинакова. Вторая часть задания не вызвала трудностей, разве что некоторые ученики были невнимательны и забыли о ней. Ответ нужно написать в свободной форме, например: «В предложении есть обращение, которое всегда выделяется запятыми».

Задание для 1 варианта:

Задание для 2 варианта:


Критерии оценивания:

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две или более ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Ошибок было немного:

  • пропуск одной из двух парных запятых, выделяющих стоящее в середине предложения обращение (схема: [= , О, ].)*,
  • посчитали, что выделили запятой вводное слово,
  • написали, что обращением является слово ТЫ.

данном случае ученики не распознали частицу ДАВАЙТЕ, которая участвует в образовании повелительного наклонения глагола и является частью простого глагольного сказуемого. Кто-то даже посчитал слово ДАВАЙТЕ обращением.

Задание №7

Предложения для 7 задания содержат одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы, которые служат средством связи в простых и сложных предложениях. Объяснение своего выбора ученик даёт свободное, например, такое: «Есть несколько грамматических основ, это сложное предложение, поэтому поставлена запятая».

Предложения для 1 варианта:

Предложения для 2 варианта:

Критерии оценивания:

Ошибки немногочисленные:

  • выписали предложение с одиночным союзом И при однородных сказуемых,
  • забыли объяснить свой выбор.

Задания №8-12

Вторая часть проверочной работы (с 8 по 12 задание) предполагает анализ текста и выявление речеведческих умений: определить основную мысль текста, состоящего из 200-220 слов, тип речи, сформулировать авторскую позицию, найти слова с указанным значением, отыскать в тексте антонимы к данному слову.

Ответы на 8 и 9 задания оцениваются одинаково ― максимум 2 балла.

Критерии для 8 задания:

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

Максимальный балл

Текст для 1 варианта:

(1)Ёжик ― загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили.

(3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь ёж.

(5)Кажется, всё известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ёжик сворачивается в колючий шар, если трогать ― грозно пыхтит и поддаёт иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого ― покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, ёж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут ― хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

(14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему! (16)Ежиное пение чем-то похоже на птичье. (17)Сам я поющего ежа не слыхал, но рассказы об этом слышал не раз. (18)Непременно бы надо проверить. (19)У каждого зверя, птицы, рыбы, насекомого ― у всего живого на нашей планете есть свои секреты. (20)Человеку предстоит разгадать эти тайны, чтобы познать мир природы. (По Н. Сладкову). (203 слова).

Текст для 2 варианта:

(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом ― все его задирали, дразнили. (3)Всё это делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.

(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

(8)Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.

(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка, журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16)Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно другие ― радостные, благодарные, доброжелательные.

(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как просто иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. (По Л. Улицкой). (221 слово).

Основная мысль формулируется в свободной форме.

В первом тексте основная мысль выражена в 19―20 предложениях.

Но среди ответов встречались и такие:

  • Ёж ― загадочный друг детства.
  • Даже дикого зверя можно расположить к себе.
  • Как бы ни старались узнать все тайны природы, что-то всё равно останется неизвестным.

Во втором тексте основная мысль сформулирована тоже в конце текста (19 предложение): своим примером мама и бабушка убедили мальчика, что иметь друзей можно, только нужно и самому прикладывать для этого усилия.

В ответах можно было найти формулировки:

  • Геня понял, как нужно относиться к людям, даже если это обидчики.
  • Даже самый несчастный человек может стать счастливым.
  • Чтобы с тобой дружили, нужно самому уметь дружить.
  • Каждый человек имеет свой талант.
  • День рождения Гени.
  • Не надо высмеивать недостатки других. Нужно восхищаться достатками.
  • Можно найти путь к любому человеческому сердцу, но не каждый это может сделать.
  • Не надо судить человека по внешности, он может оказаться талантливым и приятным в общении.

В 9 задании были заданы вопросы:

1 вариант

Ответ на вопрос формулируется в свободной форме. Для первого варианта он может быть таким: «Ёжик может петь, и его пение похоже на птичье» (14-16 предложения).

Однако был и такой ответ:

  • Ёжик имеет острые колючки и при опасности скатывается в клубок.

2 вариант

Ответ на вопрос второго варианта находится в 1-2 предложениях текста: «Геня несчастен по двум причинам. Во-первых, смешная и обидная фамилия. Во-вторых, заложенность носа мешала дышать, поэтому сверстники над мальчиком смеялись и дразнили его».

Кто-то ответил так:

  • У него не было друзей.
  • Его постоянно задирали, и он не надёялся на то, что к нему отнесутся хорошо.
  • Он не умел по-доброму относиться к любым людям.

Критерии для 9 задания:

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе - только один речевой недочёт)

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

В ответах ребят встретились ошибки:

  • отсутствие запятой в сложном предложении перед союзами ЧТО, КАК, ЕСЛИ,
  • отсутствие запятых при вводном сочетании ПО ЕГО МНЕНИЮ,
  • написание слова БУДТО через дефис.

С 10 заданием справилось несколько человек, правильно определив тип речи предложенного фрагмента текста ― рассуждение.

1 вариант

(13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт! (15)Поёт по-настоящему!

2 вариант

(16) Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других ― больше того, ребята восхищались его талантом.

Основная часть пятиклассников посчитала, что фрагмент про ёжика и знакомого лесника принадлежит к повествованию. Кто-то решил, что если есть прилагательные (наблюдательный и правдивый), то это описание. Подобный выбор сделали ученики, выполнявшие 2 вариант. Они тоже были уверены, что это повествование, а не рассуждение.

За правильное выполнение 10―12 заданий даётся всего 1 балл.

Задание № 11 для 1 варианта:

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «любящий говорить правду, честный»:

(12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна. (14)Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что ёж будто бы весною... поёт!

Задание № 11 для 2 варианта:

В предложениях 6-7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле»:

(6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня ― великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.

С этим заданием справились почти все ученики, только некоторые выписали не одно слово, а целое словосочетание ВЕЛИКИЙ МАСТЕР, невнимательно прочитав задание.

Задание №12 для 1 варианта:

В предложениях 11-13 найдите антоним к слову «дикий» и выпишите его:

11)И иголки его в одну сторону лягут - хоть гладь, как котёнка. (12)Станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун. (13)И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька тоже есть тайна.

Задание №12 для 2 варианта:

В предложениях 4-5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его:

(4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения. (5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые...

С заданием 12 все ученики легко справились.

Итак, характеристика и описание вариантов проверочной работы в 5 классе завершено. Результаты её известны. Каковы же выводы?

  1. Частые ошибки детей при написании работы связаны с неумением выполнять инструкцию, то есть следовать образцу разбора (он делает именно так, как его научили, а не переучивается на ходу!).
  2. Ученики часто забывают перечитать задание и адекватно выполнить вторую часть этого же задания (составить схему или объяснить свой выбор).
  3. Не нужно пугать детей, волнение и стресс мешают выполнить самые обычные задания.
  4. Демоверсия ВПР должна быть известна всем участникам образовательного процесса, чтобы снять тревожные ожидания о сложности заданий, неизвестности.
  5. Обычная система работы учителя включает в себя всё основное, что важно для проведения ВПР, ничего сверх этого делать не надо (натаскивание и «нарешивание» тестов будет вредно и излишне!).
  6. ВПР трудно проверять, учитель должен иметь таблицу, куда нужно оперативно вносить баллы по каждому ученику. Эти сведения потом диктуются техническому специалисту, чтобы быстро сделать отчёт.

Всероссийские проверочные работы - это годовые контрольные работы по отдельным учебным предметам для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. Отличительная особенность ВПР – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Это не аналог ЕГЭ.

Расписание проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку в 2019 году:

4 классы: 15-19 апреля 2019 года(в любой день недели)
демоверсия ВПР 4 класс описание 4 класс

5 классы: 25 апреля 2019 года
демоверсия ВПР 5 класс описание 5класс
6 классы: 23 апреля 2019 года
демоверсия ВПР 6 класс описание 6 класс

11 классы: ВПР проводится по решению школы

Сборник Всероссийских проверочных работ по русскому языку 25 вариантов

Процедура проведения:

Процедура проведения Всероссийской проверочной работы предельно прозрачна и не требует от школьников никаких дополнительных действий. Наиболее распространенная модель ее организации такова: сначала школа регистрируется на федеральном портале сопровождения ВПР; для нее автоматически заводится личный кабинет. За три дня до проведения работы (точное расписание будет обнародовано ближе к весне) материалы Всероссийской проверочной работы размещаются на портале в виде зашифрованных архивов. Шифр школы получают через личный кабинет. Также в личном кабинете находятся критерии оценивания и электронная форма для сбора результатов. Проверочная работа проводится в школе и занимает 1 - 2 академических часа (для начальной школы - 1 час). Рекомендуемое время проведения - второй-третий урок. Проверяют работы тоже учителя вашей школы в день проведения работы. Затем результаты вводятся в форму и отправляются напрямую в единую информационную систему, чтобы с ними могли работать эксперты.

Вариант № 1

Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 4 класс 2017, 2018 год.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.


Текст диктанта

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из текста 6-е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.


Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Алфавит, брала, занята, километр.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

По скатам оврага журчат звонкие ручьи.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Как ты понимаешь значение слова «столица» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Замени слово «известный» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!