Информационный женский портал

Рождественский вертеп. История его появления в России. Варианты изготовления вертепа своими руками. Рождественский вертеп: что же это

В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами.

Слово «вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов — мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

В течение нескольких веков в Москве за неделю до Рождества разыгрывалась принародно История «Пещное действо». Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI — XVII веках и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений – сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

«Ясли, – так мечтал один ребенок, –

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол – какая красота! –

Встанут рядом с яслями Христа,

И Святой Младенец в этот час,

Он в сердцах у каждого из нас»…

Изготовление вертепа (разные варианты)

Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола.

В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды. Вечером, погасив свет можно будет, уютно устроившись около вертепа, рассказывать детками святочные истории…

Персонажи вертепа

Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные (ослик, овечки, барашки, корова, бык – можно не все, что найдется (если игрушки покупные), главное, чтобы по смыслу подходило). Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.

Нам понадобятся: соленое тесто (хотя эти поделки можно сделать и из пластилина или пластика), соломинка, скалка, чайная ложка, карандаш.

Мария

1. Скатайте короткую толстую колбаску для туловища, чтобы она выглядела коленопреклоненной.

2. Сделайте руки и голову, обозначьте рот и глаза. Раскатайте шарик из теста для покрова.

3. Накиньте покров на голову и туловище, чтобы он лежал складками сзади.

Иосиф и пастух

Сделайте им туловище чуть длиннее. Для пастуха скатайте на голову жгут.

Ясли

Скатайте толстую колбаску. Глубоко продавите центр фалангой пальца. Скатайте тоненькую колбаску для крестов с обоих концов.

Три царя

Ярко разрисуйте их одежду. Скатайте жгут на голову из шариков или скрученных колбасок.

Младенец Христос

Сделайте младенца Христа.

Скатайте шарик для головы и колбаску для туловища. Соедините. Поскребите вилкой в местах соединения.

Обозначьте глаза острием карандаша. Скатайте маленький носик.

Для покрывала раскатайте тесто по пленке. Сделайте отметки острием карандаша.

Удалите пленку и заверните ребенка в покрывало.

Запеките в духовке, а потом разрисуйте куклу. Фломастером нарисуйте рот.

Поместите младенца в ясли.

Овца

Для туловища скатайте толстую колбаску.

Прикрепите к туловищу четыре шарика-ножки.

Скатайте колбаску-голову и прикрепите ее к туловищу.

Чтобы получились ушки, сплющите две маленькие колбаски.

Карандашом отметьте ноздри и глаза. Вилкой обозначьте шерстку.

Для даров сделайте бруски из толстораскатанного теста и украсьте их узорами.

Украшение вертепа

Вертеп можно украсить еловыми веточками или шишками, искусственными цветами. На край вертепа можно повесить Рождественскую звезду. Внешние стороны вертепа можно украсить звездами из желтой бумаги или фольги.

Рождественский вертеп создаёт особенную атмосферу в доме: это и ощущение сказки, но при том и осознание величия события, годовщину которого весь мир отмечает в Рождественскую ночь.

Варианты изготовления вертепа своими руками

Итак, нам понадобится:

— картон и цветная бумага

— клей, ножницы

— двухсторонний скотч

— гуашь, кисть

— перепелиные яички

— кусочки ткани, узкая лента

картонная коробка

— пряжа белая и коричневая

— зубочистки.

Из трех перепелиных яичек с помощью иглы извлекаем желток и белок. Красим одно в белый цвет, а два других — в телесный. Телесный цвет получится, если в белый цвет добавить каплю красного и охры. Для удобства окрашивания, я использовала палочки. Так цвет ложится ровнее, и яичко равномерно сохнет.

Из коричневого и синего картона вырезаем круги диаметром 15 см. Вырезаем из круга сегмент и сворачиваем конус.

От конуса отрезаем верхушку, чтобы головка-яичко держалось надежнее. Яичко к конусу крепим узкой полоской скотча. Приклеиваем ручки, вырезанные из цветного картона.

Из синего конуса получается фигурка Девы Марии. Закрепляем на головке накидку из кусочка ткани. Вокруг фигурки повязываем тонкий «поясок» — полосочку пайеток. Рисуем глаза. Фигурка готова.

Фигурку Иосифа делаем из коричневого конуса. Из коричневой пряжи мастерим волосы и бороду. Приклеиваем на двухсторонний скотч. (можно и на ПВА, но мне показалось, что со скотчем работать удобнее). Вокруг туловища обвязываем кусочек ткани и добавляем поясок. Фигурка готова.

Из белой пряжи сматываем клубок — туловище барашка. Крепим с помощью зубочистки к туловищу головку — белое яичко. Вставляем ножки-зубочистки. Приклеиваем к головке чёлку из пряжи. Рисуем глазки. Барашек готов.

Делаем ясли. Из прямоугольного кусочка пластилина делаем основу. Вставляем по периметру половинки зубочисток. Внутрь яслей насыпаем немного опилок.

Младенца Иисуса изображаем с помощью кусочка ваты, завернутого в ткань.

Обувную коробку ставим набок. Синей бумагой обклеиваем задний план. Приклеиваем «занавес» и Рождественскую звезду.

Осталось только расставить фигурки, и на дно коробки посыпать немного опилок.

Рождественский вертеп готов!

P.S. Схожую схему изготовления фигурок я использовала для Рождественского Ангела. Тот же картонный конус, куриное яйцо, кусочек ткани для плаща. Крылья выполнены из обклеенного ватными дисками картона. Волосы — новогодний «дождь».

Рождество Христово 2018 , что такое рождественский вертеп, откуда пошел обычай его устраивать, как выглядит, фото, для чего делались вертепы раньше и зачем делают сейчас, католическая и православная традиции.

Рождество Христово в 2018 году Русская Православная Церковь отмечает 7 января. Перед этим событием всегда проходит , во время которого все верующие готовятся к радостному событию. Многие устраивают специальное место, напоминающее событие рождения Спасителя - Рождественский вертеп . Традиция устройства вертепа на Рождество возникла в католических странах. Не многие знают, что это слово обозначают как пещеру, где родился Спаситель, так и действие, которое разыгрывалось в праздничные дни Рождественское представление .

Еще в средние века в Западной Европе зародилась традиция театрализованных действий, чаще кукольных, где вспоминалась история рождения Иисуса Христа. Традиционными персонажами выступали Ангел, Пастухи, Волхвы, Рахиль, царь Ирод, Смерть, Слуга Ирода. Но главными героями представления конечно было Святое семейство. Вертепы – специальные ящики, в которых разыгрывалась история, чаще всего были двух, но иногда и трехярусные.

На самом верху располагался Горний мир, там сияла звезда и летали ангелы.

В верхнем ярусе Ангел приходил к Пастухам, шли Волхвы за Звездой, и там устраивалась пещера, где располагалось Святое Семейство.

Нижний ярус представлял собой дворец Ирода-царя, оттуда он давал приказ убить младенцев Вифлеемских после получения от Волхвов известия о рождении Царя Иудейского. Именно там за Иродом приходит Смерть.

Иногда в самом низу делался Ад, куда проваливался Ирод, после посещения его Смертью.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

С такими переносными вертепами по улицам западноевропейских городов и сел ходили бродячие, странствующие актеры.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Куклы чаще всего вырезались из дерева и двигались в прорезях, сделанных в нижней части ярусов. Оба яруса имели раздельные занавески, так как на время представления в одной части, другая закрывалась. Не смотря на то, что сюжет из года в год не менялся, текст был почти одинаков, зрители всегда горячо принимали актеров с вертепами, радовались с пастухами, тревожились с волхвами, плакали с Рахилью, негодовали при виде Ирода.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Позднее на христианском Западе, в католических странах получили распространение стационарные вертепы-пещеры, с устроенными там яслями с лежащим в них Божественным Младенцем. Над яслями склонялись Праведный Иосиф и Пресвятая Дева, рядом обязательно размещали животных – постоянных обитателей пещеры-хлева.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Этот обычай позже получил распространение и у православных, сначала в западной части русских земель, на территории современной Украины и Беларуси.

Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

Теперь на Святках Рождественские представдения устраиваются по всей православной России.

Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии ... И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом - наш сегодняшний рассказ.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

С. Чёрный

Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

Вертепы в Италии

Италия - родина вертепов

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

Слово "рresepio" происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова - "ясли" и "детская кроватка".

Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием "Sancta Maria ad Praesepe". Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые "ясли" в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Даже короли мастерили вертепы - традиции и особенности

Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

Джузеппе Ваккаро Бонджованни
(Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
Фото О. Поповой

На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

Живые вертепы

В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль.

Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки.

Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира

Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи".

В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов - страусы.

Еще 48 фотографий:

Обзор по первоисточникам о рождественском вертепе (яслях). Его истории и происхождении, а также гонениях и запретах на рождественский вертеп.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си: Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

На иллюстрации с сайта Британской вещательной корпорации Би-би-си:

Современный вариант рождественского вертепа в Италии.

Здесь на Рождество 2010 года в Неаполе выставили вертеп, где наряду с Иисусом, Девой Марией, Иосифом (в глубине снимка) и традиционными волхвами (на среднем плане), имеются фигурки премьер-министра Берлускони и девушки легкого поведения и др. персонажей.

Фигурки премьера и девушки легкого поведения символизируют обвинение Берлускони в неразборчивости связей.

Одним из символов Рождества в ряде стран являются рождественские вертепы, или иначе говоря, рождественские ясли. Также их называют «вифлеемами», а в Италии они известны как «Presepe» («Презепе», т.е. «кроватка», ясли).

По-английски вертепы называются «Nativity scene» (буквально «Рождественская сцена») , по-немецки «Weihnachtskrippen», или «Christschau» («Рождественские ясли», второе слово в значении «место, где показывают Христа»), польское название яслей «Szopka», от нем. Schoppen — хлев или сарай.

Русское слово «вертеп», по мнению исследователей, происходит от старославянского термина «вьрт», который первоначально означал «ущелье», «овраг» а уже потом термин «вертеп» стал означать «пещеру», «потаенное, укромное место» .

Со значением «укромное место» связан негативный смысл слова вертеп — вертеп как «прибежище разбойников, где творятся непотребные вещи ».

Так выглядит площадь Святого Петра в Ватикане каждое Рождество в последние десятилетия - елка и рождественские ясли, или вертеп.

На двух верхних малых иллюстрациях с ленты новостей информационной службы Ватиканского Радио - упомянутая площадь в Рождество 2009 года, справа - фигурки вертепа, как они выглядели в том же году (отметим, что фигурки вертепа в Ватикане без современных персонажей, только фигурки Иисуса, Девы Марии, Иосифа, волхвов и пастушка и с животными).

Но вернемся к вертепу, как символу праздника Рождества. Начнем с заметки русского вещания Ватиканского радио (передача от 14/12/2006), посвященной вертепу:

«Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Конгрегации вероучения:

«Слово « Презепе происходит от латинского prae — перед и saepes — закрытая ограда, что переводится в народном языке как кормушка или ясли » .

Евангелист Лука ясно о них упоминает: Мария « родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице » . Тот же Лука говорит и о возвещении Ангела пастухам; в то время как Матфей упоминает о Волхвах, пришедших с Востока, следуя Звезде, чтобы поклониться Младенцу.

Мы также знаем, что некоторые элементы, вошедшие в рождественские ясли, например, вол и осленок, непременные символы каждых яслей возле Младенца, которого согревает их дыхание, — пришли из т.н. апокрифических Евангелий (то есть, не признанных Церковью), однако, не следует забывать, что Исайя (родившийся в 765 году до н.э.) упоминал об этих животных в своем древнем пророчестве: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего».

Возникновение же обычая воспроизводить сцену Рождения нашего Господа, которое некоторые относят уже ко II столетию, традиционно связывают со святым Франциском Ассизским : в 1223 году он реализовал в Греччио первый рождественский вертеп — живое представление Рождества», передавало русское вещание Ватиканского Радио от 14/12/2006.

Мы еще вернемся чуть ниже к цитированию этой программы из Ватикана. А пока о том, почему именно Греччио (или в другом написании, принятом в русском, Греччо) стало местом, где появился первый рождественский вертеп .

Вот как описывает местоположение Греччо официальный путеводитель региона Лацио, изданный около 2008 года, в том числе на русском языке:

«Греччо — Святилище Св. Франциска. В западной части Валле (долины) Реатина, в 17 км. от (города) Риети, посреди лесного массива, покрывающего Реатинские горы и обращенного в сторону долины, находится Святилище Греччо . Оно известно в мире как францисканский Вифлеем, поскольку зимой 1223 года, в канун Рождества, Святой Ф ранциск решил напомнить о рождении Божественного Младенца, и тогда в ночь Рождества впервые в истории появился Вертеп в виде реалистической сцены с волом и осликом вокруг яслей, где священник совершил богослужение ».

Греччо находится на самой окраине итальянского региона Лацио (окружающего Рим), неподалеку от города Риети (центра одноименной провинции, входящей в Лацио), на границе с регионом Умбрия. Именно окраинный статус Греччо был одной из причин того, почему Святой Франциск решил соорудить здесь рождественский вертеп .

Вот как излагает эту давнюю историю русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года (Расшифровка аудио в текст сайт):

О ватиканском рождестве и .

«Все началось в XIII веке, когда Франциск Ассизский, один из почитаемых в Италии святых, соорудил вертеп в пещере, расположенной неподалеку от небольшого итальянского селения Греччио.

Если верить легенде, праздничным утром 1223 года Франциск размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа. И его осенило: неграмотным верующим нужно наглядно представить сцену рождения Спасителя. Стараясь воссоздать библейский рассказ, он нашел небольшой грот, установил ясли, устлал их соломой, привел туда ослика и быка, соорудил куклу, изображающую маленького Иисуса Христа. И отслужил в этих декорациях рождественскую мессу.

Театрализованная служба очень понравилась простому люду. К вертепу, по-испански «вилену», («Вилен» — «Belén» от названия города Вифлеем. Прим. сайт) потянулись толпы народа. И когда тесная пещера уже не могла вместить всех желающих, монахи-францисканцы и простые верующие стали строить вертепы в других местах. Так и родилась традиция».

В другой передаче русского вещания Ватиканского радио (русское вещание, дек. 2009 г.) францисканский монах отец Франческо Росси, который 20 лет жил в Греччо, принимая паломников, говорил об истории и глубоком значении (по словам ватиканского вещателя) Рождественских яслей, которое Святой из Ассизи хотел сообщить христианам своей эпохи:

«В 1220 году, рассказал отец Росси, «Франциску удалось осуществить свое желание: посетить места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Он побывал в Вифлееме, где долго молился на том месте, где родился Спаситель. Вернувшись в Италию, он не прекращал думать о своей поездке. Прежде всего его пленило рождение Иисусово. Бог соделался человеком, слабым, хрупким, бедным ребенком. Размышляя об этом, Франциск не мог не плакать. На Рождество 1223 года он решил устроить «живое представление» рождения Иисуса. Франциск был убежден, что лицезрев это собственными очами, он сможет лучше и глубже понять эту тайну».

Далее отец Росси рассказал о том, почему Франциск избрал Греччио, а не Ассизи, где он родился и жил. «По всей вероятности, потому, что селение Греччио напоминало ему о пейзаже близ Вифлеема, который он посетил за три года до того. Он хорошо знал Греччио. Его первый визит туда восходит к 1208 году. Там он, вместе со сподвижниками, обосновался на горе. Впоследствии жители близлежащей долины попросили его спуститься и жить рядом с ними. Франциск спустился и стал жить в гротах близ селения.

Греччио представляло собой нагромождение бедных хижин вокруг замка. Жителей было, может быть, одна сотня. Местность была влажной, болотистой и нездоровой, поэтому и малонаселенной. Но там царила та крайняя нищета, безмолвие, страдание, — которые были дороги Франциску, поскольку помогали ему размышлять, почувствовать свое смирение и убожество. После поездок по Италии Франциск любил остановиться в Греччио. И когда ему пришла мысль об « оживлении » рождества Иисуса, он невольно подумал о Греччио ».

Хотя все это звучит как легенда, отец Франческо Росси объясняет историческую основу этого повествования:

«Первые биографы святого Франциска, в частности, Фома из Челано и святой Бонавентура, дают подробное описание случившегося.

30-ю главу своего «Жития святого Франциска» Фома Челанский посвящает рассказу о Рождественских яслях в Греччио. Автор повествует, что Франциск постоянно размышлял о жизни Иисуса и прежде всего — об «уничижении в Боговоплощении и милосердии в Страстях», т.е о двух самых человечных и ошеломляющих аспектах земной жизни Христа.

В народном сознании Франциск предстает романтическим Святым, поэтом, автором «Песни о Творении»— Святым абстрактным, погруженным в мистические реалии, далекие от конкретной, повседневной жизни. Однако этот образ глубоко ошибочен.

Святой Франциск на самом деле был романтиком, поэтом, мистиком, но с конкретностью, высеченной из гранита. Его подражание Христу было буквальным, без отступлений. Иисус учил, что все мы — братья, сыны единого Отца Небесного, Который присутствует в самых нищих, больных, узниках. Для того, чтобы буквально жить согласно этому учению, он посещал заключенных в темнице, обнимал прокаженных и служил им...», напоминало Ватиканское радио, русское вещание, дек. 2009 г.

А вот что говорил Монсеньор Раффаэлло Мартинелли, представитель Ватиканской Конгрегации вероучения в упоминавшейся передаче Ватиканского радио от 14/12/2006:

«С тех пор широко распространился в храмах, а также в домах христиан — как богатых, так и бедных, — обычай сопровождать литургическое празднование Рождественской тайны скульптурными изображениями, живыми вертепами или даже самыми настоящими часовнями, где сцена Рождества предстает во всей своей красоте и вместе с тем в своем таинственном очаровании».

Утверждение старинной традиции Рождественских яслей в некоторых итальянских городах, таких, как Неаполь и Болонья, — это привело к развитию особого великолепного жанра, установившегося повсюду, приспособившегося к бесчисленному множеству пейзажей и реализованного при помощи самых разнообразных и непохожих друг на друга материалов.

Монс. Мартинелли подчеркнул, что Рождественские ясли играют важную роль в провозглашении веры, потому что они просты и в то же время исключительно богаты катехитическим содержанием. Они могут передавать веру способами, близкими народному восприятию.

Возьмем, например, основную истину христианской веры: Бог любит полагать Свою обитель с людьми и среди людей. И это Он показывал и совершал в разные времена и разными способами. Уже с первых страниц Священного Писания мы понимаем, что творение и прежде всего человек — это обитель, в которой находится и являет Себя Бог. Библия рассказывает, как Он любил прогуливаться «по раю во время прохлады дня». Во всем Ветхом Завете Бог предпочитает обитать среди Своего Народа, избранного Им изначально: сперва — в скинии, потом в храме, привилегированном месте, где Бог Израилев говорит и слушает, руководит Своим народом и помогает ему. И, наконец, по наступлении полноты времен в доме-обители мира Иисус Христос рождается Святым Духом от Девы Марии. С приходом Христа, Сына Божия Единородного, мы обрели новую, истинную, совершенную обитель Бога среди людей. Она была построена самим Богом по Его волеизъявлению: «Слово стало плотью и обитало с нами».

Таким образом, Иисус — это обитель, храм Божий, который очищает и разрушает, совершенствует и завершает всякую другую обитель, все остальные храмы, воздвигнутые рукой человеческой: они — прообраз и подготовка Христова пришествия: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», пишет Св. Павел.

Во Христе и через Христа, благословляющего всех, единый истинный Бог обитает среди нас, и таким образом все мы имеем надежный и совершенный доступ к Богу Отцу», заключало русское вещание Ватиканского Радио в передаче от 14/12/2006.

Возвращаясь к первому вертепу Св. Франциска, упомянем что ныне в Греччо располагается т.н. Святилище Греччо, которая отмечает событие сооружение первого вертепа и принадлежит Католической церкви .

А теперь поговорим на более приземленную тему — о материалах, из которых изготавливаются фигурки вертепа, или рождественских яслей. Русское вещание «Международного Испанского радио-REE» в своей рождественской программе 2010 года отмечало:

«Чего только не придумали люди за эти неполные восемь столетий. Фигурки святых (по-испански сантоне) вырезают из дерева и слоновой кости, лепят из глины и теста, делают из пластика, папье-маше, или шьют из материи. Их выпекают из хлеба, миндальной муки, марципана, их создают из шоколада».

Отметим, что набор фигурок в вертепах колеблется от нескольких традиционных — Иисус, Мария, Иосиф, и трое волхвов, а также волы, овцы, до вертепов расширенного состава со множеством людей, куда иногда также включается целый зоопарк (например, сообщалось, что в рождественском вертепе 2010 года в личных покоях Папы Бенедикта XVI есть даже фигурки двух кошек) .

Фигурки могут быть очень маленькими, а могут представлять собой сцену яслей, людей и животных в натуральную величину. Также в последние десятилетия появляются и совсем неканонические рождественские ясли-вертепы, куда добавляются иронические фигурки, например, политиков .

Рождественский вертеп как барометр гонений на Католическую церковь и Рождество

В ходе общей аудиенции в конце 2004 года Папа Римский Иоанн Павел II назвал презепе «авторитетным свидетельством Церкви — на фоне вспыхнувшей в последнее время антикатолической полемики», — передавало тогда же Ватиканское радио.

Антикатолическая полемика последних лет касается и рождественских вертепов . Но в этом нет ничего нового. Например, это хорошо показывает одна из публикаций ведущей итальянская католической газеты «Авенире», напечатанная несколько лет назад. Газета опубликовала статью о рождественском вертепе как символе борьбы с католической церковью на протяжении истории. Эту статью тогда же процитировало и русское вещание Ватиканского радио (архивное вещание пр.1998 г.).

Забавно, что рождественский вертеп становился жертвой самых разных идеологических и политических сил, иногда противоположных . «Авенире» упоминала о самых ярких таких запретах.

Вертепы были запрещены :

В России — во время и после большевистской революции в России в 1917 году;

Во Франции — во времена Великой Французской Революции;

В Германии — во время протестантской реформации ;

Также газета «Авенире» вспоминала и о запретах рождественских вертепов в англосаксонских странах в прошлом и в странах Запада в настоящем.

Известно, что и само празднование Рождества было запрещено в Великобритании во времена Оливера Кромвеля .

Не поощрялось Рождество и в новообразованных США. Таким образом протестанты боролись за очищение христианства (Касаясь США, упомянем недавний материал русской службы «Голоса Америки» об истории запрета Рождества в Соединенных Штатах, в котором в частности говорилось:«В США долгое время Рождество не считалось праздничным днем. В некоторых штатах празднование Рождества даже считалось нарушением закона от 1659 г., принятого колонистами-пуританами . В соответствии с этим законом запрещалось (в Рождество) отпрашиваться с работы, устраивать пиршества и петь. Нарушители подвергались штрафу в 5 шиллингов. В 1851 г. пастор одной из церквей в Кливленде, штат Огайо, позволив поставить в церкви наряженную елку, оказался под угрозой лишения прихода и сана. До 1870 г. в Бостоне, штат Массачусетс, школы оставались открытыми в Рождество, а учеников, которые пропускали уроки в этот день, часто исключали из школ. Рождество 25 декабря до конца XIX века не считалось важным праздником в США. Однако постепенно позиции церквей смягчились, и они ввели рождественские религиозные службы в воскресных школах» — «Голос Америки», русская служба от 24/12/2010).

Возвращаясь к упомянутой публикации газеты «Авенире», издание отмечало, что и сегодня внешняя символика Рождества в США, — в этой, без сомнения, самой демократической стране мира, часто запрещается. Но теперь этому препятствуют, в основном, уже не отцы-пуритане с их лозунгами очищения христианства и борьбы с католичеством. Теперь речь идет о том, что якобы внешние проявления христианского Рождества в лице вертепов, статуэток Иисуса и даже крестов, могут якобы оскорбить чувства американцев — представителей других религий и атеистов.

Поэтому теперь муниципальные власти в американских городах отказываются содействовать установке, например, рождественских вертепов (а в муниципальных учреждениях и государственных школах запрещают их установку), ель предпочитают называть не рождественским деревом, а просто праздничным, и т.д. Все это мотивируется поддержанием развития мультикультурности и политкорретностью в государственных и общественных учреждениях и нейтральности государства в вопросах отправления религиозных культов.

Этот обзор подготовлен сайт по материалам русского вещания Ватиканского радио, публикации итальянской католической газеты «Авенире», русского вещания «Международного Испанского радио-REE», русской службы иновещания «Голоса Америки» и др. источников.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!