Информационный женский портал

Телесно ориентированная. Что такое телесная психотерапия? Современные методы лечения

«Арка ». Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать. Это естественная реакция тела на напряжение.

«Заземление ». Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног. Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами. Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

«Свободная поза ». Участники молча сидят в кругу, одного из них просят «устроить поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.

«Снятие зажима ». Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.

«Высвобождение двигательной активности ». Встаньте и закройте глаза, мысленно исследуйте свое тело с головы до пят, зафиксировав особенно напряженные участки. Откройте глаза, осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверьте тело еще раз и при необходимости повторите упражнение.

«Напряжение и расслабление рук ». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

«Напряжение и расслабление тела ». Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

«Тревожность и затрудненное дыхание » часто взаимосвязаны. Когда вы начинаете тревожиться, обратите внимание на ваше дыхание. Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле, во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками.

Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, когда вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется нижняя часть области ребер и грудная клетка?

Обратите внимание, не напряжено ли ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобождения.

«На четвереньках ». Один встает на четвереньки, а другой, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение. Поменяйтесь ролями и затем поделитесь впечатлениями.

«Мычание ». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

«Высвобождение шума ». Издавайте любые странные или детские звуки, которые просятся наружу, особенно те, которые запрещались в детстве.

«Крик ». Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.

«Истерика ». Лягте на спину, колотите руками и ногами по полу и издавайте любые звуки, которые просятся наружу, пока не наступит желание спокойно полежать и отдохнуть.

«Брыкание ». Бейте руками и ногами по полу и вертите головой, гневно кричите. Другие участники активно стимулируют этот процесс, например утверждением «Да!», если участник кричит «Нет!», или «Ты будешь!», когда он выкрикивает «Я не буду!».

«Разрядка гнева и агрессии ». Составьте список ситуаций и людей (включая себя самого), которые вызывают или вызывали гнев. Выберите объект агрессии, сядьте на стул с наклоном вперед, положите руки на колени и закройте глаза. Похлопывайте себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начните издавать рычащий или утробный звук. Позвольте звукам становиться все громче, а похлопываниям все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова и проклятья. Это упражнение полезно не только для сбрасывания избыточного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства, а также при отсутствии адекватной сексуальной разрядки.

«Плач ». Вообразите себя на сцене, услышавшим скорбную весть, порыдайте от всей души, стараясь включить все мышцы лица, шеи, плеч, предплечий и груди. Это упражнение эффективно при депрессии, нарушениях сна, головной боли, болях в мышцах и суставах, тиках, приступах кашля, частом и болезненном глотании, нарушениях менструального цикла.

«Вжиться в образ »: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений ». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка ». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра ». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение ». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковче г» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк ». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины ». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике ». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры ». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу » ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал ». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами ». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак ». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, что-бы кулак разжался.

«Сиамские близнецы ». Партнеры изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих.

«Близнецы » ходят, режут воображаемую сосиску и кормят друг руга, пьют кофе с бутербродом и т.п. Вариант: партнеры «срослись» лбами, между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны постоянно передвигаться, а если уронят листок, застыть, когда он коснется пола. Другой вариант: партнеры срослись спинами, руки у них переплетены в локтевых сгибах; они вместе садятся на пол и затем встают.

«Все выше !». Партнеры садятся на полу друг перед другом так, чтобы пальцы их ног соприкасались. Затем оба вытягивают руки, захватывают кисти партнера и начинают сильно и синхронно тянуть друг друга, поднимаясь при этом вверх, пока не встанут на ноги.

«Живое Зеркало ». Участники поочередно зеркально повторяют движения друг друга. Женщина накладывает макияж, причесывается, одевается; мужчина копирует ее мимику и движения. Партнеры умываются утром перед зеркалом, чистят зубы, бреются, ищут в глазу соринку, осматривают язык или воспаленное горло, весело гримасничают перед зеркалом.

«Разговор через стекло ». Разговор через витрину магазина; в пробке стоят два автобуса, надо через закрытые окна передать знакомому в другом автобусе срочную информацию; разговор через стекло вагона (прощание на вокзале).

«Дружные немые ». Молча повесьте вдвоем картину, сверните ковер, стряхните скатерть, сматывайте пряжу, пилите дрова двуручной пилой, гребите в одной байдарке, перетягивайте канат.

«Сурдоперевод ». «Немой» садится вместе с переводчиком перед группой «глухих» и шепотом рассказывает какой-то интересный случай, переводчик передает его рассказ жестами и мимикой, затем выясняется, кто что понял.

«Слепой и Поводырь ». Слепой с закрытыми глазами ощупывает окружающее, Поводырь знакомит его с объектами.

«Робот и Оператор ». Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет спички, разложенные на столе перед каждой парой. Спички берутся «клешней» - указательным и большим пальцем и затем зажимаются остальными пальцами. Каждый выбирает партнера, с которым удобно. Робот становится перед столом, протягивает над спичками свою руку и закрывает глаза. Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота.
Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». После того, как все спички оказываются в кулаке, Робот открывает глаза, раскладывает спички вновь на столе и становится Оператором, а его партнер – Роботом. Когда какая-то пара завершает второй тур игры, она подсчитывает, сколько спичек на этот момент осталось несобранными у других пар. Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.

«Стражники и Заключенные ». Заключенные сидят в кругу на стульях, за их спинами стоят Стражники, у одного из которых стул пустой. Он взглядом приглашает к себе «чужого» Заключенного, а его стражник должен вовремя заметить это и не дать своему подопечному «сбежать».

«Тигры, мыши и слоны ». Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать.

«Бабушкины ключи ». Бабушка становится лицом к стене. За ней, прямо у ее ног, кладется маленькая связка ключей, которую можно спрятать в кулаке. На расстоянии 5–6 м сзади нее обозначается линия старта, на ней шеренгой выстраивается группа. Воришка должен схватить ключи, дотронуться до каждого игрока, и принести ключи на линию старта. Воришка и другие игроки начинают перемещаться. Бабушка без предупреждения оглядывается, в этот момент все замирают. Кто не успел остановиться – возвращается на старт, а если Бабушка «вычислит» Воришку, они меняются ролями.

«Омоложение ». Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.

Елена Иванова
Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с использованием элементов телесно-ориентированной терапии .

Упражнения, представленные в данном занятии необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель : развитие эмоциональной сферы

Количество человек : 6-8

Задачи :

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование : мячи по количеству участников.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений . (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу : влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза) .

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание : во время занятия дети , которые носят очки, должны их снять.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку - колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать) .

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю -

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки» . Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался ? Отдыхай!

Упражнение «Мячик»

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог предлагает оценить занятие . Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Прощание.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга. Психолог : «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература :

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск : Красико – Принт, 2012.

Среди методик психологического воздействия на зависимых от алкоголя и наркотиков выгодно выделяется телесно-ориентированная терапия. Она подразумевает устранение психических проблем через телесный контакт и, как правило, дает прекрасные результаты.

Телесно-ориентированная терапия – что это?

Основоположником телесно-ориентированной психотерапии является ученый, доктор Вильгельм Райх, помощник Фрейда. Это направление в психиатрии предназначено для лечения больных с неврозами, психозами, разного рода зависимостями и предполагает воздействие на психику через проведение процедур телесного контакта. Райх, в отличие от своего учителя, отошел от стандартного психоанализа и более внимания уделял влиянию на тело. У Райха было и есть много последователей. В России также широко применяется аналогичный способ психотерапии – метод Фельденкрайза.

Телесно-ориентированная терапия – целая наука, искусство, которое помогает непосредственно воздействовать на переживания, комплексы, непреодолимую тягу через осознание своих телесных ощущений. Человек, который занимается согласно этой методике, может понять, как его чувства и эмоции выражаются разными телесными состояниями. Он будет обучен реальным способам разрешения внутреннего конфликта при помощи простых приемов.

Как правило, телесно-ориентированная терапия применяется в виде группового лечения, но может проходить и в индивидуальном порядке. Эти методы терапии помогут человеку воссоединить свой разум и ощущения, наладить все нужные взаимосвязи и полностью и всецело контролировать себя в дальнейшем. Именно поэтому терапия нашла широкое применение при лечении наркомании и алкогольной зависимости.

Суть методики

Проводя исследования, Вильгельм Райх обратил внимание на то, что большинство пациентов замкнуты, находятся в напряженных позах, нервничают. Он посчитал, что телесные «зажимы» могут давать не только мышечное, но и внутреннее напряжение, мешающее человеку осуществлять контроль над состоянием и мыслями. Специалист назвал данную замкнутость «мышечным панцирем», который удалось разбить посредством массажа и особых упражнений. Результаты порадовали исследователя: наблюдалось более скорое выздоровление пациентов, нежели после применения стандартных методик психотерапии.

Согласно мнению доктора, люди, злоупотребляющие наркотическими веществами, переживают определенную психологическую травму. Она ежедневно поддерживается и усиливается, возникает хроническое напряжение. Оно блокирует свободные потоки энергии, возникает «панцирь». Этот «панцирь» не дает человеку показать свое истинное «Я», он становится ограниченным, полностью зависит от ситуации.

Согласно Райху, только освобождение внутренней энергии поможет осознать ошибочность своей жизни, правильно расставить приоритеты, вернуться к нормальному существованию. Поскольку все зажимы создаются при участии невротических реакций, нужно начинать воздействие именно на них, для чего и пригодятся упражнения из курса телесно-ориентированной терапии. Таким образом, тело станет инструментом для исцеления души зависимого человека.
На видео о том, что из себя представляет метод телесно-ориентированной терапии:

Используемые техники

Есть несколько подходов (техник), которые составляют основу телесно-ориентированной терапии.

Релаксация

Для снижения мышечного напряжения пациенту предлагается по очереди расслаблять и напрягать разные группы мышц. После такого приема мышцы утомляются, и, в итоге, сильно расслабляются. Результатом становится полная релаксация тела.

Аутотренинг

Самовнушение прекрасно подходит для лечения разного рода зависимостей. Даже прием препаратов пациент должен сопровождать позитивными фразами по отношению к своему здоровью. Это дает поразительный эффект. Больного вполне может вылечить уверенность в улучшении здоровья и отказе от наркотика (алкоголя). Техника самовнушения обычно рекомендуется к выполнению не только в кабинете врача, но и дома, и как можно чаще.

Медитативные психотехники

Смысл медитации состоит в том, чтобы полностью перестать размышлять и сконцентрироваться только на собственных чувствах. Это несложно, как может показаться вначале, причем медитацией можно заниматься в любых условиях.

Ребефинг

Данная методика заключается в выполнении техники связанного дыхания. Это означает отсутствие пауз между выдохом и вдохом. Способ помогает полностью расслабиться, что позволяет пережить негативные ощущения и избавиться от них, отдаться радости. К дыхательным методикам также относится и холотропное дыхание, когда происходит гипервентиляция легких для снятия эмоциональных и телесных блоков.

Лечение музыкой

Доказано, что музыка положительно влияет на людей, страдающих зависимостями. Такой сеанс подразумевает, что человек уделять время и слуху, и прочим физическим ощущениям. Итогом становится успокаивающий эффект и релаксация.

Цели и задачи

Во время занятий телесно-ориентированной психотерапией с и возможно достижение следующих целей:

  • Улучшение восприятия ощущений от собственного тела.
  • Возможность научиться любить свое тело и себя самого.
  • Избавление от комплексов, мешающих жить нормальной, полноценной жизнью без «допинга».
  • Поиск причины, предпосылки для проблемы, а также помощь в ее решении.
  • Уменьшение агрессивности, гнева, раздражительности.
  • Помощь в преодолении физической зависимости, уменьшение .
  • Сведение на нет психической зависимости через познание собственных чувств, мыслей, ощущений.
  • Лечение приобретенных за время зависимости психосоматических проблем.
  • Улучшение сна, снижение утомляемости.
  • Выход из кризисной ситуации.
  • Эффективное использование ресурсов организма.

Конечно, при серьезной степени зависимости применять телесно-ориентированную терапию Рейха нужно только вкупе с другими наркологическими техниками, в том числе с медикаментозными, а сами по себе занятия будут бессильны.

Как проходит сеанс психотерапии?

Единого стандарта на занятия по данной методике нет, каждый врач имеет свои принципы работы. Начало может быть положено с беседы с зависимым, но нередко сразу стартует с различных видов упражнений. Во время сеанса к больному прикасаются, задействуют в работу его ноги, руки, голову. Прикосновения обычно плавные, не резкие, бережные (вытяжения, касания, поглаживания, пощипывания и т.д.).

В условиях полного расслабления возможно пережить те эмоции, которые спрятаны «под панцирем». Сеанс дополняется определенными техниками дыхания и релаксации, что помогает выйти на нужные результаты.

Ниже приведены некоторые упражнения, которые применяются в рамках курса телесно-ориентированной психотерапии:

  1. Заземление. Расставить ноги на ¼ метра, носки повернуть внутрь, в поясе согнуться вперед. Колени немного согнуть и дотронуться пальцами до пола. Постараться распрямить ноги, чтобы почувствовать напряжение, глубоко дыша при этом. Задержать позу как можно дольше, распрямляться очень медленно.
  2. Свободная поза. Все участники группы садятся в круг, один из них рассаживает остальных поудобнее – разжимает руки, убирает перекрещенность ног, опускает вниз плечи и т.д.
  3. Мычание. Выбрать любую мелодию, затем мычать ее, при этом прикладывать руки к ногам, животу, спине, чтобы почувствовать их вибрацию.
  4. Крик. Набрать воздух в грудную клетку, рот прикрыть руками, закричать как можно сильнее. Повторять до чувства опустошения.
  5. Разрядка гнева. Составить список тех, кто вызывает гнев. Сесть на стул, наклониться вперед, руки положить на колени, прикрыть глаза. Хлопать себя по коленям, издавая рычащий звук. Повторять, думая о негативно воспринимаемом человеке, до тех пор, пока не выплеснется вся ярость.
  6. Высвобождение двигательной активности. Встать, закрыть глаза, в мыслях полностью обследовать свое тело. Подвигать, потрясти телом, особенно в области шеи, груди, повторять до расслабления.

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись - сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

class="eliadunit">

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Инструкция :

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция : Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

Лишь в 1960-е годы психологи cтали уделять серьезное внимание телу человека. И хотя некоторые из последователей Фрейда - Георг Гроддек, Вильгельм Райх, Отто Ранк - всегда отдавали ему должное, все же более популярным было мнение, что тело и душа не зависят друг от друга. Все изменили сексуальная революция и появление хиппи - субкультуры, призывающей к раскрепощению и природному естеству.

В США стали возникать группы ученых, которым хотелось выйти за рамки слишком узкого фрейдистского подхода, но и не впасть в другую крайность - бихевиоризм, чьи последователи были буквально помешаны на физиологии. Исследователям хотелось создать техники, приближенные к самой сути человека.

Особенное воодушевление царило на западном побережье Америки, в частности, в Институте Эсален, где и были заложены принципы телесноориентированной терапии. Александр Лоуэн разработал метод биоэнергетического анализа, Фриц Перлз предложил гештальт-терапию, Ида Рольф создала технику рольфинг.

Эти и другие ученые обращали внимание в первую очередь на телесную сторону жизни. Они говорили об удовольствии быть в собственном теле, подчеркивали важность физического контакта и занимались расшифровкой посланий тела в ответ на психические переживания, что впоследствии было названо психосоматикой. Из множества современных техник выберем чуть больше двадцати - предназначенных для работы с телом и помогающих высвободить скрытые переживания и облегчить душевные страдания.

Чувствовать и расслабляться

В эту категорию попали самые старые техники: к примеру, метод самовнушения появился в конце ХIХ века, не говоря уже о медитации, которую практиковали еще древние индусы, и релаксации - ее «официальная» версия была предъявлена миру еще в 1920-е годы.

Все три методики направлены на восстановление внутреннего равновесия, позволяют почувствовать себя лучше в собственном теле, научиться контролировать душевные порывы и, самое главное, - справляться со стрессом. Их нельзя назвать методами терапии, скорее, они способствуют развитию и личностному росту.

Самовнушение (аутотренинг)

Его создатель, французский фармацевт Эмиль Куэ, в течение долгого времени наблюдая за клиентами своей аптеки, пришел к выводу, что больной, который остается безучастным к тому, что с ним происходит, поправляется гораздо медленнее. Тогда он предложил клиентам, принимая лекарства, произносить простую фразу: «С каждым днем мне становится все легче».

Эффект от лечения был поразителен - больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы. Так фармацевт смог доказать реальную силу самовнушения: человека исцеляет уверенность в том, что он обязательно поправится. Что не отменяет, конечно, самого лечения. Повторять позитивную установку нужно в сновидном состоянии сознания (между явью и сном - вечером, засыпая, или утром, пробуждаясь) - в это время бессознательное наиболее восприимчиво к информации.

Релаксация

Метод, ставший основой всех последующих техник релаксации, был разработан в 20-е годы ХХ века американским физиологом Эдмундом Якобсоном и получил название «прогрессирующая релаксация». Основной принцип методики - снижение мышечного напряжения.

Тренируемая мышца утомляется и после ослабления напряжения становится еще более расслабленной

Для этого необходимо поочередно напрягать и расслаблять различные группы мышц. К примеру, пациент плотно сжимает кулаки и некоторое время удерживает их в напряжении. Тренируемая мышца утомляется и после ослабления напряжения становится еще более расслабленной, чем до начала упражнения. Так же прорабатываются остальные группы мышц.

Медитативные психотехники

Суть медитации в том, чтобы временно приостановить интеллектуальную деятельность и сконцентрироваться на восприятии органов чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус - ключи для медитативной практики. Многие уверены, что это какое-то невероятно сложное занятие, требующее знаний, особой подготовки, специального места и времени. На самом деле медитация вовсе не занятие для избранных.

Любые простые действия - к примеру, смаковать шоколад, вслушиваться в пение птиц, поглаживать гладкий камень, - если осуществлять их не спеша и осознанно, могут превратиться в настоящую медитацию, стать одним из способов релаксации, восстановления сил, гармонизации души и тела. Главное, делать это регулярно, утром или вечером, примерно в одно и то же время.

Дышать, петь и слушать

Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать эти методики.

Ребефинг

Название происходит от английского rebirthing - «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания - когда между вдохом и выдохом нет паузы.

Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них. Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

Холотропное дыхание

Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки.

В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям

Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью. В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

Хакоми-метод

Создатель хакоми-терапии - телесноориентированный терапевт Рон Курц, специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела. Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей. Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

Музыкотерапия

В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка - часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям.

Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.

Голос

Популярны тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

Метод Томатиса

В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис выяснил: прослушивание высокочастотных звуков - 5000–8000 Гц - активизирует мозговую деятельность и улучшает память. Вибрации словно питают мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия. Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

Понимать тело

Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

Вегетотерапия Вильгельма Райха

Психоаналитик Вильгельм Райх первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

Интегративная кинесиология

Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинесиология работает с запечатленными в теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы. Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно. Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

Танатотерапия

В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления. Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

Бодинамический анализ

Датский психотерапевт Лизбет Марчер разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслабления, а тем, кто слишком расслаблен, - наоборот, способы привести мышцы в тонус.

Двигаться

Многие методы оздоровления души, известные с древности, можно назвать «глобальной гимнастикой». Современные техники работы над осанкой и движениями, помогая снять телесное напряжение, способны устранять и эмоциональные блоки.

Метод Фельденкрайза

Двигательная практика физика и врача Моше Фельденкрайза, созданная им в 1930-е годы, позволяет достичь приятного самоощущения через овладение собственным телом. Пациенту не показывают конкретные движения, а лишь убирают те, которые ему не подходят. Главная цель методики - двигаться с комфортом.

Танцевально-двигательная терапия

Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и миром. Задача терапевта - создать безопасное пространство, в котором, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или партнерами, человек учится взаимодействовать с другими и с самим собой. Также у него появляется возможность понять причину симптомов, болей, телесного дискомфорта или ограничений в движениях.

Кроме того, в процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы и снимается напряжение.

Биосинтез Боаделлы

В 1970-х годах телесноориентированный психотерапевт Дэвид Боаделла начал разрабатывать технику, которая снимает напряжение в теле с помощью специальных упражнений и массажа, позволяет по-новому почувствовать собственное тело, иначе оценить себя и окружающий мир. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо - значит быть свободным, без мышечных зажимов.

Танец Мандала

Женская практика, с помощью которой достигается гармония между телом и эмоциями. Во время танца идет работа с энергиями, перестройка и трансформация тела в соответствии с природными силами женщины.

Прикасаться, массировать

Христианская культура никогда не одобряла физические контакты. Более того, были времена, когда она накладывала строжайший запрет на любые прикосновения, трактуя их как акт агрессии. Отрицание тела усугубила теория Фрейда, которая в любой мысли и любом поступке видела сексуальный подтекст.

Прошло немало времени, прежде чем человечество признало лечебный эффект прикосновений и массажа. Сегодня они, в разных формах, стали частью терапевтического лечения.

Рольфинг

Этот метод разработан Идой Рольф, доктором биохимии, в 50-х годах ХХ века. Рольфинг снимает мышечное напряжение путем глубокой проработки мышц, а именно - сильными и зачастую болезненными растяжками соединительной ткани и фасций тела, которые связывают скелет человека и его мышечную систему.

Cбалансированное тело лучше приспосабливается к стрессу, который часто становится причиной болезней души и тела

По мнению автора методики, для сохранения здоровья человек должен обращать внимание на свою походку, осанку, манеру садиться… Цель - достижение телесного баланса, поскольку сбалансированное тело лучше приспосабливается к стрессу, который часто становится причиной болезней души и тела. На основе рольфинга были разработаны и другие методики: фасциотерапия Дэни Бойса и краниальная остеопатия Пьера Хэммонда.

Психоорганический анализ

Вдохновившись работами Вильгельма Райха, норвежский психолог Герда Бойсен сформулировала принципы нового метода. В его основе заложена констатация, что массаж усиливает эффект от проводимой терапии. Впоследствии ее сын Поль Бойсен внес в технику матери элементы психоанализа. Сегодня этот метод сочетает консультацию терапевта и клиента «лицом к лицу» с массажем.

Калифорнийский массаж

Техника создана для полного расслабления мышц. Плавность и непрерывность (с обволакивающим эффектом) прекрасно воздействуют на напряженные мышцы. Массаж проводят под специально подобранную музыку, а все приемы - растирание, поглаживания и надавливания - выполняются в такт с мелодией.

Гаптономия

Иными словами - «наука об эмоциональной привязанности». Этот метод был разработан голландским ученым Франсом Вельдманом. Помогает будущим родителям установить контакт с ребенком, пока он находится в утробе.

Общение устанавливается посредством голоса и наложением рук на живот. Ребенок чувствует эти прикосновения и отвечает на них. Этот же метод применяется для налаживания отношений между детьми и родителями и также для сопровождения человека на терминальной стадии болезни.

Метод Александера

Свой метод Матиас Александер разработал в 1920-е. Его принцип - скорректировать осанку и выработанную годами манеру двигаться. Метод прост: обращать внимание на то, как мы управляем своим телом в обычной жизни, как мы стоим, садимся, ложимся… И учиться делать это правильно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!