Информационный женский портал

Был ли благодатный огонь. Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей

Бог даровал всему миру великое знамение истинности православной веры - Благодатный Огонь в Иерусалиме, который появляется с неба в храме Гроба Господнего в последний день Страстной недели, перед Пасхой. Знак Божией благодати к православной церкви - огонь на Пасху в Иерусалиме появился еще при жизни первых апостолов.

Ежегодно тысячи людей приезжают в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении яркого Света, от которого порой сами возгораются свечи. Миллионы телезрителей по всему свету с затаенным дыханием ожидают Божьего чуда.

Что такое Благодатный огонь

Благодатный Огонь в переводе с греческого языка означает Святой Свет, который возникает над Гробом Господним в разное время, но неизменно его появление в Страстную субботу перед Пасхой.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Божий Свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа.

Первым нерукотворный Свет увидел апостол Петр, когда вбежал в пустую гробницу. Была ночь, но Петр был поражен увиденным ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа.

Уникальность Благодатного огня состоит в том, что в первые минуты после сошествия он не обжигает.

Многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем, принимая благодать воскресшего Сына Божьего.

Схождение благодатного огня в Иерусалиме

Храм Гроба Господнего: история и современный стиль

Территория Храма Гроба Господнего представлена целым комплексом архитектурных зданий, в которые входят:

  • Голгофа и место Распятия;
  • Кувуклия;
  • Кафоликон - кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
  • храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
  • собор Святой Елены;
  • монастыри;
  • галереи.

Божья любовь объединила на одной территории разные церкви. Иерусалимская Православная церковь руководит службами в своих святынях, Голгофе, Кувуклии и Кафоликоне. Орден св. Франциска обладает церковью францисканцев и алтарем гвоздей. Армянская апостольская церковь главенствует в соборе Святой Елены, приделе «Трех Марий».

Эфиопская церковь ведет службы над могилой св. Иосифа и алтарем, расположенном на западной стороне Кувуклии. Стену, ограждающую Храм от всего города, построил султан Сулейман еще до того времени, как там появились православные христиане. Голгофа - скала, место страданий и Распятия Иисуса, в те давние времена располагалась вне стен города.

Святая Гробница - пещера, в которой был похоронен Спаситель, располагается в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально в ней было две камеры - вход и сама погребальная комната, в которой находилось ложе - аркосолий, место ритуальных захоронений.

В четвертом веке равноапостольная Елена распорядилась накрыть две святыни сводами Базиликой, которая ныне носит название Храма Гроба Господнего.

Храм Грома Господнего в Иерусалиме

Часовня Кувуклия или в переводе - царская опочивальня, «накрывает» погребальную пещеру Иисуса. Нигде больше в мире нет такой часовни, Кувуклия - уникальное место на земле, хранящее воспоминания о Царе царей, Господе господствующих, который в этом месте был похоронен и воскрес.

Как и в давние времена в Кувуклии две камеры, в первой можно увидеть большое ложе - аркосолий, входная комната известна в современном мире, как Придел Ангела. В Приделе Ангела хранится часть каменной глыбы, которую отвалил ангел. Именно с этого камня, сидевший на нем Ангел обращался к женам, принесшим миру к гробу Учителя.

Храм Гроба Господня — современный вид Голгофы

История схождения Благодатного огня

История Церкви хранит все сведения о сошествии Благодатного Огня на протяжении нескольких веков.

  • Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
  • В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
  • С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
  • По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
  • Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
  • В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
  • Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
  • Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
  • Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.
Важно! В первые минуты Своего появления Благодатный Огонь никого не ожигает.

Литания Святого Света

Ежегодно, в Страстную субботу, весь христианский мир, затаив дыхание, ожидает чудо появления Благодатного Огня. Храмовая церемония или литания Святого Света начинается с субботнего утра. Паломники, а среди православных христиан присутствуют атеисты, мусульмане, верующие других конфессий, с раннего утра занимают очередь.

В Храме Господнем тушат все свечи, за этим строго следят представители разных церквей. После проверки Кувуклия опечатывается большой печатью хранителем ключей, который является мусульманином.

Есть три группы людей, присутствие которых является обязательным в процессе подготовки к схождению Святого Огня. Господь избрал для присутствия на таинстве появления Благодатного Огня Патриарха Иерусалимской Православной Церкви.

Важно! Только представитель православной церкви может принять Святой Свет, и это не выбор самого православия. Это выбор Бога.

Представители Армянской церкви в1579 году по договоренности с градоначальником вошли в храм, оставив православное священство за дверями храма. Много времени армянские представители молились, но Свет не сходил. Пребывали в трепетной молитве и православные священники. Внезапно сильный гром прозвучал в Храме, стоящая слева от двери входа в Кувуклию колона треснула, и оттуда появился Огонь, запаливший свечи у православного Патриарха.

Следы этого чуда можно видеть и по сей день.

Следы благодатного огня в храме Гроба Господня

С этого времени не нашлось желающих оспаривать право православной церкви на принятие Благодатного Огня. Представители различных христианских конфессий могут присутствовать при появлении Благодати Божьей - схождении Божьего Огня. Святой Свет они принимают от свечей, зажженных Иерусалимским Православным Патриархом.

Второй группой людей, без присутствия которых не происходит чудо схождения Света, является монашество, представляющее лавру Преподобного Саввы Освященного. Эта традиция берет начало с 614 года, когда от рук персидских завоевателей погибли 14000 иноков. В настоящее время в лавре постоянно служат 14 иноков.

Многих паломников удивляет и даже возмущает громкогласное поведение арабских христиан. Парни сидят верх один на другом и громко славят Бога, танцуют. Время появления этой традиции неизвестно, но когда во время английского правления арабам запретили входить в Храм, Огонь не появлялся до тех пор, пока арабскую молодежь не пустили для исполнения их ритуалов.

Арабские христиане славят Бога

Несмотря на погоду, даже в солнечные дни, с 9 часов утра паломники могут слышать звуки, напоминающие раскаты грома. В некоторые года около полудня храм и подворье начинает озаряться небесными зарницами, которые являются предвестниками сошествия Святого Света.

В это время громко звучат молитвы арабской молодежи. Близко 13.00 начинается литания, во время которой крестным ходом священство во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским трижды обходит Кувуклию, останавливаясь перед ее входом.

Патриарха разоблачают до подризника, порой происходит показательный обыск, показывающий, что у Блаженнейшего нет средств для зажигания огня.

В сильнейшем волнении Патриарх заходит в Кувуклию, склоняет колени и возносит молитву прошения к Богу, от которой зависит, помилует ли Господь Свой народ. Воздух пропитан надеждой и тревогой, и когда волнение достигает своего пика, воздух пронизывают частые блики небесного цвета, яркий Святой Свет буквально вырывается из Кувуклии, от зажженных самим Богом 33 свечей, переданных Патриархом. Огонь огненными ручейками растекается по Храму и за его пределы. Люди радуюсь, танцуют, поют.

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский

Многие паломники свидетельствуют, что в этом момент они чувствовали настоящее очищение, как второе рождение.

Чудеса Святого Света

Неоднократно, во время пребывания в Храме Гроба Господнего, после умывания Благодатным Светом, люди получают исцеление. Камеры наблюдения зафиксировали полное очищение лица мужчины, изуродованного гноящимися ранами, которые практически «съели» его ухо. Чудо исцеления состояло в том, что буквально на глазах присутствующих лицо очистилось, а ухо приняло свою природную форму.

Второй случай храмового чуда произошел с человеком, у которого после умывания исчезли оба бельма на глазах, из-за них мужчина был практически слеп.

Яркие молнии и Святой Свет не причинил вреда ни одному человек, не опалил ни одного волоса.Только стекающий воск от свечей, который называют капельками Росы, оставляет след, его нельзя отстирать никакими порошками.

Представители различных конфессий, получив Благодатный Огонь, спешат доставить Его в свои страны.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Благодатный огонь - один из сильнейших символов веры и подтверждение её истинности у православных христиан. В очередной раз он сошёл с небес в минувшую субботу 15 апреля в Иерусалиме в храме Гроба Господня (возведён в IV веке по указу римского императора Константина и его матери царицы Елены на том месте, где земной путь Христа был завершён) в преддверии Великого праздника Православной Пасхи Христовой. В этом году совпали Пасхалии Православной и Католической веры.

Благодатный огонь: чудо или рукотворная реальность?

Объяснить силу и природу Благодатного Огня учёные и атеисты пытаются давно, но пока попытки не увенчались успехом. Верующие люди принимают огонь, как высшую божью благодать, не ставя и под малейшее сомнение его божественную природу. Скептики и атеисты тщательно пытаются объяснить данный феномен с научной точки зрения, и думаю, это тоже нормально.

Я не стала публиковать эту статью в канун праздника Пасхи, как было задумано первоначально, уважая чувства истинно верующих людей, дабы не выглядели мои рассуждения покушением на святыню святых.

И всё-таки, попробуем разобраться в тайне и природе схождения Благодатного огня.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Не первое тысячелетие Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня в Иерусалиме и только в преддверии православной Пасхи при соблюдении ещё нескольких условий.

Первые упоминания этого явления датируются IV веком, их находят у церковных историков.

Яркое описание, полное глубины пережитых чувств, даёт в своей книге «Я видел Благодатный Огонь» архимандрит Савва Ахиллеоса, который более 50 лет был главным послушником при Гробе Господнем. Вот фрагмент книги о том, как снисходит Благодатный огонь:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы....»

Информация взята с сайта https://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Церемония подготовки к схождению Огня начинается почти за сутки до начала Православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 тысяч человек, спешат посетить в эти дни не только православные верующие, но и другие христиане, мусульмане, туристы-атеисты. Здесь же присутствуют представители еврейской полиции, зорко следящие не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не внёс в храм огня или приспособлений, вызывающих его.

Затем на центр ложа Гроба Господнего устанавливается незажённая лампада с маслом, здесь же располагают пучок свечей в количестве 33-х штук - число годов жизни Иисуса Христа. По периметру ложа укладывают кусочки ваты, по краям крепится лента. Всё проделывается при строгом наблюдении еврейской полиции и представителей мусульманства.

Важно, что явление схождения Огня обеспечивается обязательным присутствием в храме трех групп участников:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Замыкает праздничную процессию Православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей, которые обходят самые святые места храма, трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, демонстрируя отсутствия спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

После чего часовню закрывают, вход опечатывает местный ключник-мусульманин.

Присутствующие с этого момента ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Интересно, что продолжительность ожидания схождения каждый год разная: от нескольких минут до несколько часов.

Момент ожидания является одним из самых сильных в вере: верующие знают, если Огонь не будет спослан свыше - храм будет разрушен. Потому прихожане причащаются и усердно молятся, прося даровать им Святой Огонь. Молитвы и обряды продолжаются до появления благодатного Огня.

Как сходит Благодатный Огонь

Примерно так описывают атмосферу ожидания Святого Огня люди, присутствующие в храме в разное время. Явление схождения сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там...

При съёмке замедленной камерой огни особенно хорошо видны у иконы, расположенной над Кувуклией, в районе купола Храма, у окон.

Мгновение спустя, уже весь храм озаряется бликами, молниями и тут же.. двери часовни распахиваются, появляется Патриарх в руках с тем самым Огнём, ниспосланным с Небес. В эти моменты свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Невероятная атмосфера радости, восторга и счастья заполняет всё пространство, оно воистину становится энергетически уникальным местом!

Первое время Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, люди буквально умываются им, зачерпывают ладошками, поливая на себя. Не бывает случаев возгорания одежды, волос иных предметов. Температура огня составляет всего 40ºС. Имеются случаи и свидетели исцеления недугов и болезней.

Говорят, что капельки воска, падающие со свечей, называемые Благодатной росой, останутся на одежде людской навсегда, даже после стирки.

А в дальнейшем от благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, хотя есть случаи в районах близ храма их самовозгорания. Авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, и так по всему миру в том числе и в Россию. В близлежащих к храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.

Были опасения, что в это году Огонь не сойдёт по причине того, что учёные-археологи осенью 2016 года в научных целях вскрыли гробницу с Гробом Господнем, в котором по приданию покоилось тело Иисуса Христа после распятия. Опасения были напрасны.

Видео о схождении Огня в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Никак! Нет научно-подтверждённых доказательств сего явления. Как и нет научных трактований всех вещей, происходящих по воле Божьей. Надо принять факт Огня, как божественную суть.

Попытки как-то объяснить природу этого явления, скорее носят разоблачительный характер, как это обычно бывает, стремление уличить Церковь в неискренности, обмане, сокрытии правды.

А в самом деле, почему Огонь сходит только у Православных христиан? Ну, бог то един, веры лишь разные? И почему день празднования православной Пасхи каждый год выпадает на разные даты календаря, а огонь сходит в нужное время? Кстати, в прошлом, схождение его наблюдалось ночью с наступлением Великой субботы перед Пасхой, сейчас это происходит днём, ближе к полудню.

Благодатный огонь - это миф

Какие доводы приводят скептики, разоблачающие чудо схождения Святого Огня, тем самым, пытаясь развеять мифы о божественной природе огня в храме Гроба Господня:

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.

Но ведь возгорались и другие свечи, которые страстные скептики приносили с собой в храм.

  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.

Божественный огонь не жжёт спустя время.

  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:

«…вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Огонь обладает ярким светом и блестящим сиянием».

  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Но почему именно здесь и в данное время? Неубедительно!

  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.

Возможно данный факт способствует явлению.

  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.

Научный эксперимент, подтверждающий божественную суть Огня

Профессор Павел Флоренский в 2008 году выполнил замеры и зафиксировал три вспышки-разряда, сродни тем, что случаются во время грозы и тем самым подтвердил особую атмосферу во время появления Огня, то есть попросту его Божественное происхождение.

Буквально год назад, в 2016 году российскому физику, сотруднику РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось пронести с собой в храм на церемонию схождения Благодатного огня аппаратуру и сделать замеры электромагнитного поля внутри помещения. Вот что говорит сам физик:

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза.

– Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить.

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»


Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.

Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.
условия появления священного огня


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918—1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями — не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм — Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня — Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» почти наполовину занятая каменным ложем — аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей — католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

Давайте вспомним, как это происходит сейчас …

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. «Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав».

В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого «ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания («молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня — это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня — ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими «хитростями». И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00″ hspace=»20″>

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света~5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей» крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».

Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах — молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека» , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» .»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (*_*). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле (*_*)

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

Вот точная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (*_*).

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

источники

http://www.bibliotekar.ru/ogon/13.htm

http://www.fakt777.ru/2013/01/blog-post_351.html

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000511

http://holy-fire.ru/modules/pages/Ogon_na_pashu-print.html

http://afaq.narod.ru/society.htm

http://afaq.narod.ru/1.html

Давайте я вам напомню еще что нибудь на тему религий: вот например такие , а вот знаменитая . Вот был такой человек Вспомним еще про . А знаете ли вы, почему этот ? Ну и бывает конечно так, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Каждый раз, все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Как же загорается Благодатный огонь во Гробе Господнем?

"...Наиболее яркое описание относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха. Он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. На плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела. А иногда - нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям. Но сам он никогда не видел, как загорается огонь.

После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба - прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена". Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.

По словам очевидцев огонь не жжет первые минуты после схождения. Вот, что они пишут:

"Да и я многогрешный раб от митрпоолита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем же не тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрполит меня в том во всех простих и благослових". Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.).

"Отец Георгий все снимает на видеокамеру, фотографирует. Я тоже делаю несколько снимков. У нас с собой заготовлено десять пачек свечей. Протягиваю руку со свечами к горящим пучкам в руках у людей, зажигаю. Зачерпываю ладонью это пламя, оно большое, теплое, светло-светло-желтое, держу руку в огне - не жжет! Подношу к лицу, пламя лижет бороду, нос, глаза, ощущаю только тепло и нежное прикосновение - не жжет!!!" Священнослужитель из Новосибирска.

"Удивительно... Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди - и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла - дырки-то и нет". Архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

"Пытаюсь взять Огонь в ладонь и обнаруживаю, что он вещественный. Его можно трогать, в ладони он ощущается как материальная субстанция, он мягкий, не горячий и не холодный". Прихожанка храма святителя Николая в Бирюлево Наталия.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других конфессий были и случались не единожды.

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

Благодатный Огонь - величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!