Информационный женский портал

Проведение углубленных медицинских осмотров работников. Угубленное медицинское обследование. Углубленное медицинское обследование военнослужащих

Как правило, проходят углубленные медицинские осмотры обычно те работники, которые подвержены вредным и опасным условиям труда, таким как химические вещества, шум, вибрация и многие другие факторы. Согласно приказам Минздравмедпрома России от 14.03.96 г № 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83, подобные категории работников должны периодически проходить медосмотры. Обычно документация, которая регламентирует проведение углубленного медосмотра на предприятиях и в организациях должна приниматься в начале каждого года.

Эта специально разработанная программа включает в себя не только диагностирование профессионального заболевание и выявление его на ранних стадиях, но и общую профилактику подобных явлений, которые относятся к типу социально опасных для человека и способствуют высокому риску проявлений инвалидности с возрастом. Для углубленных медицинских осмотров характерна не только специально разработанная для работников медицинская программа, но и свои правила, которые утверждаются приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01. 07 г. № 23.

Например, углубленные медицинские осмотры должны по существующим правилам производиться вместе с обычным периодическим медицинским осмотром и включать в себя те медицинские услуги, которые оказываются дополнительно. Для проведения подобных услуг должно привлекаться не меньше 2 врачей, обладающих узкой специализацией, кроме того здесь существует необходимость применять специальные лабораторные исследования, которые помогает выявить наличие или отсутствие приобретенного профессионального заболевания.

Обычные такие параметры углубленного медицинского осмотра, как вид и объем, определяется медицинской комиссией предприятия или организации. Например, в такую программу можно внести и УЗИ таза для женщин или маммографию груди для женщин после 35 лет.

Углубленный медосмотр можно проводить за счет средств, полученные из ФСС. А чтобы получит разрешение на проведение финансируемого углубленного медицинского осмотра, необходимо написать заявление в структурное подразделение фонда, находящегося в Вашем регионе; подать список людей, которые работают на этом предприятии и должны периодически проходить углубленные медицинские осмотры. Данный список должен быть согласован со службой, занимающейся защитой прав потребителей и благополучия человека. Если все условия выполнены, то само решение о проведении углубленного медицинского осмотра уже решается самим фондом и должно оформляться приказом. В этом случае предприятие или организация могут заключать договора с медицинскими учреждениями, в котором должны быть указаны хотя бы, число людей, работающих на вредном или опасном производстве, которые подлежат этому медосмотру и количество материальных средств, которые выделены на это мероприятие. Помимо того в договоре должно быть четко прописаны обязанности по исполнению своих обязательств по представлению организации счетов по которым нужно производить оплату углубленных медицинских осмотров. Следует обратить внимание и на наличие реестров в договоре, которые утверждены приказом Фонда Социального Страхования России от 27.02. 07 г. № 63. Срок заключенного договора на проведение для работников предприятия углубленного медицинского осмотра должен быть определен в пределах одного года, то есть не позднее 31 декабря текущего года.

Выделенные материальные средства из фонда должны выделяться в зависимости от стоимости прохождения подобного медицинского осмотра одного человека. Если предприятие получает финансирование из ФСС, то ей необходимо в течение полумесяца составить план проведения углубленного медицинского осмотра.Естественно и то, что в такой ситуации предприятия обязано вести свою отчетность перед фондом социального страхования и предоставлять копии необходимых документов, которые подтверждают проведение углубленных медицинских осмотров в организации.

Углубленное медицинское обследование военнослужащих по призыву проводится два раза в год - перед началом зимнего и летнего периодов обучения.

Обязательный объем углубленного медицинского обследования военнослужащих по призыву, включает: медицинское обследование врачом воинской части; осмотр стоматологом (зубным врачом); антропометрию (определение массы тела, роста, окружности грудной клетки, динамометрию, спирометрию); флюорографию органов грудной клетки. При наличии показаний проводятся дополнительные исследования.

Углубленное медицинское обследование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также курсантов военно-учебных заведений (далее -военнослужащих по контракту) проводится один раз в год, в период наименьшей интенсивности боевой подготовки, как правило, в IV квартале.

Обязательный объем углубленного медицинского обследования военнослужащих по контракту включает:

  • · антропометрию (определение массы тела, роста, окружности грудной клетки, живота, спирометрию, динамометрию);
  • · флюорографию органов грудной клетки;
  • · общие анализы крови и мочи; кроме того, лицам старше 40 лет - определение концентрации глюкозы, общего холестерина и триглицеридов в крови;
  • · электрокардиографическое исследование - один раз в два года, а лицам старше 40 лет - ежегодно; при подозрении на ишемическую болезнь сердца проводится ЭКГ - исследование с нагрузочной пробой;
  • · измерение внутриглазного давления лицам старше 40 лет - один раз в два года;
  • · осмотр стоматологом.

Углубленное медицинское обследование личного состава проводится по плану, разработанному начальником медицинской службы воинской части, согласованному с начальником медицинской службы гарнизона и утвержденному командиром воинской части. Оно может проводиться как в воинской части, так и в лечебно-профилактическом учреждении гарнизона. Лица, не прошедшие углубленное медицинское обследование в установленный планом срок или прошедшие его не в полном объеме, учитываются и проходят обследование в течение месяца.

Командир воинской части (подразделения) отвечает за полноту охвата военнослужащих углубленным медицинским обследованием, своевременную реализацию назначенных лечебных и профилактических мероприятий.

Начальник медицинской службы воинской части (лечебно-профилактического учреждения) отвечает за качество медицинского обследования военнослужащих и организацию диспансерного динамического наблюдения.

Лечащий врач (врач воинской части) отвечает за выполнение военнослужащими назначенных лечебных и профилактических мероприятий.

Перед проведением углубленного медицинского обследования проводится медико-социологическое изучение мнения обследуемого о динамике его здоровья, условиях службы и быта. Лечащим врачом (врачом воинской части) оформляется годовой эпикриз. С медицинским составом воинской части проводится инструктаж по методике углубленного медицинского обследования. Начальник медицинской службы воинской части распределяет между медицинским составом обязанности по проведению антропометрии и других видов исследований.

Углубленное медицинское обследование не проводится в дни отдыха. В течение дня одним врачом обследуется не более 40 военнослужащих.

Личный состав для проведения углубленного медицинского обследования представляется в медицинский пункт командиром подразделения, который сообщает врачу сведения о военнослужащих, отстающих в боевой подготовке, испытывающих трудности военно-профессиональной адаптации, предрасположенных к расстройствам личности, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, имеющих суицидальную предрасположенность, а также о других военнослужащих, нуждающихся в более глубоком медицинском обследовании.

Результаты углубленного медицинского обследования, заключение о состоянии здоровья военнослужащего и назначенные лечебно-профилактические мероприятия заносятся врачом в соответствующие графы медицинской книжки. Все записи ведутся четко, аккуратно и скрепляются подписью врача.

Отдельные категории офицеров из числа руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации проходят углубленное медицинское обследование в стационарных условиях в лечебно-профилактических учреждениях в течение 5 дней, а при необходимости - и в более продолжительные сроки. Категории офицеров и порядок прохождения ими углубленного медицинского обследования установлены приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 24.

Военнослужащие, находящиеся на стационарном или амбулаторном лечении и в текущем году не подвергавшиеся углубленному медицинскому обследованию, обследуются врачами-специалистами лечебно-профилактического учреждения в полном объеме с заполнением соответствующих разделов медицинской книжки и оформлением заключения.

Начальник медицинской службы воинской части по окончании углубленного медицинского обследования обобщает его результаты, определяет диагноз основного и сопутствующих заболеваний, группы состояния здоровья, выносит заключение о необходимости диспансерного динамического наблюдения и проведения конкретных лечебно-профилактических мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья военнослужащие распределяются на группы состояния здоровья в соответствии с Перечнями основных заболеваний (приложения № 8, 9 к настоящему Руководству). Группы состояния здоровья являются основой для определения методики диспансерного динамического наблюдения за нуждающимися в нем и отнесения военнослужащих к группе лечебной физической культуры.

Военнослужащим, которым рекомендованы занятия в группе лечебной физической культуры, делается соответствующая запись в медицинской книжке. Список военнослужащих, которым рекомендованы занятия в группе лечебной физической культуры, подается начальнику физической подготовки и спорта воинской части.

При проведении углубленного медицинского обследования определяется также состояние питания военнослужащих, которое может быть оценено как нормальное, повышенное, включая ожирение, и пониженное, включая недостаточность питания. Методика индивидуальной оценки состояния питания военнослужащих приведена в приложении № 10 к настоящему Руководству. Военнослужащие при выявлении у них пониженного питания (включая недостаточность питания) или ожирения подлежат дополнительному медицинскому обследованию и берутся под диспансерное динамическое наблюдение.

В конце календарного года, после окончания углубленного медицинского обследования военнослужащих, начальник медицинской службы воинской части анализирует динамику состояния здоровья военнослужащих, полноту и эффективность проведенных за последний год лечебно-профилактических мероприятий и результаты докладывает командиру воинской части письменно.

В докладе отражаются следующие вопросы:

  • · число обследованных по сравнению со списочным составом воинской части;
  • · данные о состоянии здоровья военнослужащих, уровне и причинах заболеваемости, а также о лицах, нуждающихся в диспансерном динамическом наблюдении (особое внимание обращается на военнослужащих, отстающих в боевой подготовке, а также нуждающихся в проведении лечебно-профилактических мероприятий, стационарном обследовании и лечении);
  • · характеристика изменений в состоянии здоровья военнослужащих по сравнению с данными предыдущего углубленного медицинского обследования с объяснением причин этих изменений;
  • · оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий, проведенных за последний год, а также меры, которые необходимо принять по улучшению условий военной службы и быта военнослужащих;
  • · список военнослужащих, уклонившихся от проведения углубленного медицинского обследования, а также подлежащих стационарному обследованию и освидетельствованию ВВК.

Углубленное медицинское обследование, как правило, проводится в первые дни выхода команды из отпуска.

Оговариваем программу обследования с главным врачом клиники и с заведующим отделением функциональной диагностики, как минимум, за неделю до назначенного срока.

Если данное медучреждение не предоставляет весь спектр необходимых нам услуг, приглашаем специалистов со стороны (как правило, это касается антропометрии и психолога). Оговорите конкретные сроки выдачи результатов обследования.

Оплату проводим по факту. Если возможности медицинского учреждения позволяют, то всю команду обследуем за один день. Если нет, разбиваем спортсменов на две группы, учитывая пожелания ветеранов команды. Предупреждаем игроков о месте сбора, необходимости явиться натощак и со спортивной формой (кроссовки, шорты, футболка), полотенцем для прохождения функционального теста.
В медучреждении договариваемся о выделении отдельного кабинета или комнаты для команды, где спортсмены смогут переодеться и перекусить. Хорошо, если рядом с комнатой будет душевая.

Даем задание массажисту или администратору команды о покупке питания для спортсменов и обеспечения комнаты отдыха электрическим чайником.

Питание на УМО (на 25 человек):

чай черный- 50 пакетов, кофе растворимый -1 банка, вода без газа - 4 бутылки по 1,5 л., сливки порционные- 1 упаковка (20шт.), печенье овсяное - 1,5 кг., сыр (нарезка) 1,5 кг., хлеб белый - 2 батона (нарезка), лимон -2 штуки, сахар 0,5 кг.- 1 упаковка, бананы по 1 шт., стаканы однораз.-50 шт., ложки чайные одноразовые 30 шт., чайник электрический. Если команда разбита на две группы, то питание делится соответственно.

Заранее оговорите с руководством клиники наличие «бегунков» с номерами кабинетов и прохождение специалистов и лаборатории без очереди, если учреждение будет продолжать работать в привычном режиме.
Медицинские карточки с данными вновь прибывших спортсменов лучше заполнить заранее. Для остальных используем книжки с результатами прошлогодних обследований.

Углубленное медицинское обследование спортивной команды (спортсмена).

1. Антропометрия с определением процентного содержания жира.

2. Лаборатория:

Клинический анализ крови

Биохимический анализ крови

Иммунология

Гормоны венозной крови (тиреотропный гормон, тироксин (свободный), тестостерон, кортизол)

ВИЧ

Сифилис

Гепатит

Резус-фактор и группа крови

Клинический анализ мочи

3. ЭКГ

4. Эхокардиодоплерография

5. Исследование функции внешнего дыхания

6. Флюорография

7. УЗИ органов брюшной полости

8. УЗИ щитовидной железы

9. Тредмилометрия (проба с физической нагрузкой, определение лактатного порога, эргоспирометрия с газоанализом)

10. Врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог

11. Психолог - тестирование (для новых игроков)

12. Желательно проведение МРТ крупных суставов, позвоночника. При необходимости (по показаниям) проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов.

Противогриппозная вакцинация (текущий сезон).

*Перечень может варьироваться в зависимости от финансовых возможностей команды и от наличия соответствующей медицинской базы в городе.

Последние Новости о спортивной медицине.

Семь правил безопасного бега

Беговой сезон в полном разгаре. 28

Книгу «Как стать профессионалом и чемпионом» Андрея Агапова можно купить теперь на Амазон

Книга предназначена для детей и подростков, занимающихся спортом.

УМО включает наряду с обычным врачебным обследованием диагностику специальной работоспособности и адаптационных возможностей ведущих физиологических систем. Тестирование специальной работоспособности осуществляется в условиях, приближенных к тренировочным, при использовании разработанных с учетом специфики двигательной деятельности в виде спорта спецтестов (проводится на базах Олимпийской подготовки или на стендах):

– для циклических видов легкой атлетики (спринт, барьерный бег, бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба);

– для скоростно-силовых видов (прыжки и метания).

Комплекс методов исследования адаптации функции при тестировании специальной работоспособности включает наиболее адекватно отражающие адаптационные возможности ведущих систем организма в данной структуре двигательной деятельности.

Например, для циклических видов легкой атлетики (бег на средние и длинные дистанции) комплекс методов, оценивающих состояние кардиореспираторной деятельности, функционального резерва сердца, уровень энергообеспечения, представляет:

– показатели внешнего дыхания и газообмена;

– показатели центральной гемодинамики и эхокардиографического мониторирования;

– биохимические показатели, определяющие метаболические процессы и гуморально-гормональную регуляцию.

Для сложно-координационных видов легкой атлетики используется комплекс методов, оценивающих состояние функции нейтральной и вегетативной нервной системы, отдельных анализаторов:

– время двигательной реакции;

– ортостатическая устойчивость;

– аудиометрия;

– вестибулометрия и др.

Заключение по результатам обследования включает:

– оценку состояния здоровья спортсмена;

– комплексную оценку уровня функциональной готовности индивидуума;

– адаптационные возможности систем обеспечения работоспособности, включающие в зависимости от специфики вида спорта и реализованной программы величину функционального резерва сердца, тип вегетативного обеспечения, респираторные возможности и характер энергетического обеспечения, ортостатическую устойчивость, скорость сенсомоторной реакции и др.;

– скрининговые признаки нарушения состояния здоровья;

– слабые звенья адаптации;

– длительность многофазового восстановления функции всех ведущих физиологических систем.

На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации:

– направленное лечение;

– индивидуализация восстановления;

– коррекция учебно-тренировочного плана.

Комплексная оценка состояния здоровья и общего функционального состояния организма спортсменов, конечной целью которой является постановка диагноза, – понятие интегративное. При проведении комплексной опенки следует руководствоваться следующими положениями.

Оценка состояния здоровья спортсменов. При этом выделяют 4 группы: а) здоровых; б) практически здоровых (с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме); в) с заболеваниями, требующими лечения и ограничивающими тренировочный процесс; г) с заболеваниями, требующими отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом.

Оценка физического развития, соматической и биологической зрелости. Оценка физического развития проводится по стандартам (с учетом регионов проживания), включая степень жироотложения, развитие мускулатуры. Паспортный возраст определяется по году рождения, биологический по степени развития вторичных половых признаков: для мальчиков – перелом голоса, оволосение лобка и подмышечных впадин; для девочек – время менархе и регулярность менструального цикла, оволосение подмышечных впадин, развитие грудных желез. Ростовое или соматическое развитие определяется по развитию продольного размера – длины тела.

Оценка уровня функционального состояния физиологических систем и функций организма спортсмена в состоянии мышечного покоя и в реакции на нагрузку. Изучаются показатели электрокардиограммы, поликардиограммы, нейтральной и периферической гемодинамики, нервно-мышечного аппарата, нервной системы и анализаторов, внутренней среды организма, что позволяет судить о нормальной или измененной их функции и дать оценку уровня функционального состояния различных систем и возможных пределов их активизации в условиях работы большой мощности.

Оценка энергообеспечения выполняемой спортсменом работы для видов с проявлением выносливости, которая строится на данных легочного газообмена и газов крови, показателях внутренней среды организма.


Развитие силы легкоатлета

Для развития абсолютной силы легкоатлетов наиболее эффективными по темпам прироста считаются возрастные периоды с 14 до 17 лет. Этот возраст совпадает с этапами углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования.

Главными задачами силовой подготовки юных спортсменов являются укрепление мышц всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять усилия динамического и статического характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять определенное внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, которые имеют важное значение в избранном виде легкой атлетики. К ним относятся упражнения, сходные по структуре и характеру проявления нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.

Для развития мышечных групп всего двигательного аппарата, а также отдельных мышечных групп, которые в значительной мере обусловливают эффективность проявляемых спортсменом усилий, применяются динамические и статические силовые упражнения. Динамические, в свою очередь, подразделяются на две группы: собственно силовые, при выполнении которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает главным образом за счет увеличения перемещаемой массы и, следовательно, за счет способности спортсмена к максимальному напряжению работающих мышц (например, жим и рывок штанги; приседание с партнером на плечах или с другим отягощением и пр.); скоростно-силовые, при выполнении которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает в значительной мере за счет ускорения, сообщаемого грузу или снаряду.

В занятиях с юношами следует стремиться к тому, чтобы дозировка упражнений со штангой и другими отягощениями возрастала очень постепенно. При этом оптимальные условия для воспитания силы создаются тогда, когда возрастает не только абсолютная величина применяемого груза, но и отношение этой величины к тому грузу, который на данном этапе тренировки является для юного спортсмена максимальным.

Основными методами воспитания мышечной силы у юношей на этапе углубленной тренировки являются следующие: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса; метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий); метод повторного выполнения статического силового усилия. Относительно большой объем мышечной работы, выполняемый в процессе использования метода повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса приводит к интенсивному обмену веществ в организме спортсмена. Активизация трофических процессов положительно сказывается на развитии силы у юношей. Кроме того, при использовании этого метода устраняется опасность чрезмерного натуживания, вредного для организма юного спортсмена.

С целью более разностороннего воздействия на силовую подготовленность занимающихся и для повышения эмоциональности занятий следует использовать и такие упражнения, как парные и групповые упражнения с сопротивлением, игра «борьба за мяч», акробатические, гимнастические упражнения на снарядах и др. Положительные эмоции создают благоприятные условия для проявления и развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков. Поэтому для повышения эффективности тренировочных занятий полезно вслед за силовыми упражнениями включать средства тренировки более динамического характера, способствующие расслаблению мышечных групп, а также улучшению эмоционального состояния спортсменов (подвижные и спортивные игры, упражнения с набивными мячами, прыжки и др.).

С целью развития всей мускулатуры в занятиях с юношами, обучающимися на этапе спортивного совершенствования, целесообразно использовать примерно тот же комплекс силовых упражнений, что и в занятиях с юношами, обучающимися на этапе углубленной тренировки, но применять их в постепенно увеличивающемся объеме, при возрастающем весе отягощений. Тренировочная нагрузка регулируется путем изменения величины поднимаемого веса, числа подходов и подъемов штанги в одном подходе. Учитывается и темп выполнения упражнений. Если, например, спортсмен поднимает штангу с максимальной быстротой и силой, то такая нагрузка утомляет быстрее.

Увеличение числа повторений ведет, как отмечалось выше, к развитию не столько силы, сколько силовой выносливости. Только при увеличении веса отягощения и быстроты перемещения груза повышается степень мышечного напряжения и, следовательно, уровень развития силы. Установлено, что наибольший прирост силы достигается путем применения упражнений с весом, равным 80-90% от максимального результата данного занимающегося. Поэтому необходимо знать максимальный результат спортсмена при выполнении того или иного упражнения с отягощением. Оптимальный вес отягощения увеличивается по мере возрастания максимальной силы занимающегося.

На начальном этапе тренировки больший эффект в развитии силы достигается в результате применения упражнений с малым весом. По мере роста тренированности подъем малого веса становится все менее эффективным для развития силы. Вновь возрастает он при подъеме средних весов (60-70% по отношению к предельному весу, который способен поднять спортсмен). Затем рост результатов снова замедляется. Теперь только тренировка с максимальным весом сможет стимулировать рост мышечной силы спортсмена.

Необходимость в тренировке с максимальным весом можно объяснить тем, что сила спортсмена, проявляемая в том или ином упражнении, зависит от степени автоматизации главной рефлекторной связи, которая обеспечивает наиболее выгодную концентрацию процессов возбуждения и торможения в различных двигательных нервных центрах коры больших полушарий головного мозга. При прочих равных условиях отдельная мышца (или группа мышц) проявит большую силу в том случае, если при ее сокращении будет вовлечено наибольшее число мышечных волокон при наивысшей степени их напряжения. Различные компоненты тренировки (вес, с которым выполняется упражнение, число повторений упражнения за один подход к штанге, величина отягощения) будут оказывать различное влияние на характер мышечного сокращения.

Основными методами воспитания мышечной силы являются методы максимальных и повторных усилий с большим отягощением. Тяжелоатлеты, как правило, применяют метод максимальных усилий (его эффективность, однако, во многом зависит от места и времени применения). Дальнейшая рационализация методики силовой подготовки пойдет по пути более широкого использования сочетаний различных методов воспитания силы.

Эффективными методами воспитания мышечной силы у спортсменов 16-19 лет являются метод повторного выполнения силового упражнения с отягощением среднего веса; метод однократного и повторного выполнения силового упражнения с отягощениями околопредельного и предельного веса (метод максимальных усилий); метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий); метод повторного выполнения статического силового упражнения.

Значительное место в развитии мышечной силы в занятиях с юношами должно быть отведено методу повторного выполнения силового упражнения с отягощениями среднего веса. Метод однократного и повторного выполнения силового упражнения с отягощениями околопредельного и предельного веса должен дополнять работу по воспитанию мышечной силы. Хотя объем таких упражнений относительно и невелик (например, в тренировочных занятиях штангистов на упражнения с большим и предельным весом приходится до 30% всего веса, поднятого в занятии, они играют важную роль в тренировке юношей, способствуя воспитанию способности к максимальной мобилизации волевых усилий и умения вовлекать в работу все участвующие в движении группы мышц. Однако следует учитывать, что выполнение упражнений со штангой околопредельного и предельного веса связано с большой затратой нервной энергии, и это преждевременно приводит к общему утомлению. Чрезмерное увеличение при подъеме штанги такого веса может привести к перенапряжению или даже перетренированности юных спортсменов. Считают, что оптимальный (основной) тренировочный вес находится в пределах 75-85% от лучшего результата штангиста.

В занятиях с юношами 16-19 лет следует все большее внимание уделять развитию тех групп мышц, которые имеют важное значение в избранном виде спорта. При этом важно учитывать не только «структурное соответствие» силовых упражнений основному (соревновательному) упражнению. Некоторые специалисты переоценивают необходимость соответствия тренировочных средств основному упражнению главным образом по пространственно-временным характеристикам и векторным величинам силы и скорости движений. Этот в принципе правильный подход не исчерпывает всей проблемы соответствия тренировочных средств двигательной специфике спортивного упражнения. Здесь не учитывается в полной мере один из существенных критериев этого соответствия – режим работы мышц (Ю. В. Верхошанский, 1970).

Однако подобрать такие средства, которые одновременно давали бы высокий тренирующий эффект как по форме движения, направлению усиления, так и по режиму работы мышц, не представляется реальным. Поэтому в целях развития мышечной силы надо в первую очередь обращать внимание на подбор средств, адекватных основному упражнению по режиму работы мышц, воспроизводимому в условиях соответствующей тренировочной нагрузки.

Силовая и гимнастическая подготовка. С ростом спортивных результатов значительно увеличиваются нагрузки на костно-мышечный аппарат. Перед силовой подготовкой стоит задача – повышение абсолютной и относительной силы спортсмена. Для этого используются упражнения с собственным весом, гантелями, тренажёрами и штангой.

Преимущество отводится средствам, дающим возможность изменять интенсивность от ноля до бесконечности. Перед гимнастической подготовкой стоит задача обеспечить трансформацию (перенос) достигнутого уровня силы в двигательное действие, входящее в основное упражнение – прыжок или финальное усилие как отдельные элементы и связки. Для этого используются акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и канате.

Средства, развивающие силу, подразделяются на упражнения, направленные на развитие верхних конечностей, мышечных групп туловища и силы мышц нижних конечностей. По мере перехода на новый уровень мастерства следует обращать больше внимание на мышечные группы, принимающие непосредственное участие в выполнении основных технических приемов, используя сопряжённый и стимулирующий методы воздействия. Основной объём силовой работы выполняется не позднее чем за 8 недель до первого старта, а стрессовая тренировка или ударный микроцикл – за 10 недель до первого старта. Для достижения сдвигов в силе необходимо развитие силовой выносливости, лежащей в основе повышения абсолютной силы. Развитие силовой выносливости осуществляется выполнением повторной работы с отягощениями, равными 45-55% от максимальных возможностей спортсмена, с дальнейшим постепенным увеличением веса отягощения. Количество подходов – не более 3, в подходе количество повторений 7-10 раз.

Увеличение абсолютной силы осуществляется методом максимальных нагрузок – «горкой», где от подхода к подходу увеличивается вес отягощения, а число повторений уменьшается. Количество подходов при работе над абсолютной силой находится в пределах 3-4 раз. Количество повторений в подходе от 4 до 10.

При работе над силой используются следующие методы: повторный – вес постоянный, подъём веса – 7-10 раз в подходе; смешанный – вес от подхода к подходу увеличивается на 5-10%, количество повторений уменьшается от 7 до 5 (пример: 10 кг х 7 раз; 15 кг х 5 раз); максимальный – вес в каждом подходе увеличивается, стремясь к планируемому результату, количество подходов – 4-3, количество повторений – 3-1.

Разработка эффективной методики силовой подготовки возможна только на основе выявления групп мышц, играющих важную роль в избранном виде спорта, и подбора адекватных тренировочных средств, способствующих их развитию. Решение поставленной задачи возможно путем определения корреляционной зависимости между показателями силовой подготовленности занимающихся и их спортивными результатами.


Развитие быстроты

Быстрота как физическое качество человека – это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой.

Проявление быстроты связано со степенью подвижности нервных процессов и силовыми возможностями спортсмена. В легкой атлетике нет такого вида упражнений, в котором быстрота не играла бы ведущей роли. Чем быстрее отталкивание в прыжках и в беге, чем выше начальная скорость снаряда, выпущенного метателем, тем выше спортивный результат. Даже в марафонском беге это качество играет значительную роль.

Быстрота – комплексное двигательное качество, определяющееся тремя относительно независимыми формами:

скрытым периодом двигательной реакции;

– скоростью одиночного мышечного сокращения;

– максимальной частотой движений.

Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются одновременно, однако для эффективного воспитания скоростных качеств у спортсмена в тренировочном процессе необходимо учитывать особенности каждого вида легкой атлетики. Наиболее благоприятное время для развития всех форм быстроты приходится на возраст от 7 до 14 лет.

Для выполнения максимально быстрых движений необходимы следующие условия:

а) мышцы перед сокращением должны быть несколько растянуты и не закрепощены;

б) мышцы, не участвующие в конкретном движении, не должны тормозить движения (чередовалась бы работа и отдых мышц-антагонистов);

в) форма движения – рациональная;

г) ЦНС спортсмена не утомлена и была бы способна чередовать возбудительные и тормозные процессы в одном двигательном центре (меланхолический тип нервной системы).

Быстрота как физическое качество по сравнению с другими двигательными способностями – наиболее генетически детерминированная способность и совершенствованию поддается крайне слабо.

Превосходным упражнением для развития быстроты у метателей являются метания облегченных снарядов (наряду с нормальными и утяжеленными). Этим методом пользуются все выдающиеся метатели. Метание снарядов различных весов применяется и в подготовительном, и в соревновательном периодах тренировки. Важным условием для совершенствования качества быстроты являются:

– высокая (до максимальной) интенсивность движений;

– длительность воздействия упражнений должна быть оптимальной (это на 1-2 с меньше максимального времени удержания быстроты, т.е. 6-8 с);

– плотность занятий невысокая, т.е. оптимальное время восстановления после упражнений на быстроту – 6-8 мин;

– объем упражнений на быстроту небольшой (до 5-8 однонаправленных упражнений в одном занятии, не более 2-3 раз в неделю).

Основные методы скоростной подготовки: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.

Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий), при выполнении которых необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Отдых должен обеспечить восстановление пульса до 100-110 уд./мин. В таких паузах часто выполняются различные упражнения (активный отдых), не требующие больших усилий.

Вариативный метод предусматривает чередование скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях, например:

– старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа (выполняются по звуковому и зрительному сигналам);

– старты в движении (выполняются с максимальной быстротой реагирования);

– упражнения с теннисными мячами у стенки и набивными мячами с партнером;

– бег на дистанции 30, 60, 100 м;

– бег в гору, под уклон с отягощениями;

– прыжки вверх, в длину, многоскоки;

– различные виды эстафет на коротких отрезках;

– различные виды челночного бега;

– подвижные игры на опережение соперника. Развитием быстроты следует заниматься в начале занятий после соответствующей разминки.

Стратегией совершенствования быстроты является такой подход, при котором происходит одновременное улучшение специальных силовых способностей и частоты движений.

На первом этапе обучения основными средствами для развития качества быстроты служат упражнения в повторном беге на короткие дистанции (от 20 до 50 м), проводимые с околопредельной и максимальной интенсивностью; упражнения с частотой движения, доводимой до предела, прыжки и различные прыжковые упражнения. Все эти и некоторые другие средства, развивая и совершенствуя организм, способствуют и росту качества быстроты.

Для легкоатлетов, имеющих стаж тренировочной подготовки, совершенствование быстроты целесообразно проводить через наращивание силы, применяя при этом соревновательные, специальные, общеразвивающие и игровые упражнения.

Развивать быстроту необходимо не только у бегунов на короткие дистанции или прыгунов в длину с разбега. Метатели и бегуны на длинные дистанции, пренебрегающие подобными упражнениями, не достигают высоких спортивных результатов.

Этап предварительной подготовки. Эффективными средствами воспитания быстроты являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения, соревнования, легкоатлетические упражнения и упражнения из других видов спорта, решающих задачи разносторонней физической подготовки. Причем соревновательные упражнения используются как по видам легкой атлетики, так и другим видам спорта: спортивным играм, лыжным гонкам, гимнастике и пр. В связи с тем, что в группах предварительной подготовки наблюдается значительный отсев учащихся, у тренера возникает необходимость давать подвижные и спортивные игры (особенно ручной мяч, баскетбол и др.), гимнастические и акробатические упражнения, соревнования – должны по времени занимать не менее 1/3 от общего объема занятий. Объем средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями.

Основным методом воспитания быстроты движений у занимающихся служит комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр; игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера. В процессе воспитания быстроты упражнения выполняются, как правило, отдельными сериями, при этом нужно стремиться к максимальному увеличению темпа движений, не требующих проявления больших мышечных усилий, к обеспечению по возможности оптимальной амплитуды движений и максимального расслабления не участвующих в работе групп мышц. Предпочтение следует отдавать не специальным упражнениям, основанным на искусственном вычленении отдельных элементов, а естественным движениям. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений, применение их в большом объеме вызывает нарушение основ правильной техники бега. Наиболее эффективным упражнением является бег – одно из самых естественных движений человека. Одним из основных средств воспитания быстроты у новичков и спортсменов младших разрядов должно быть использование простейших скоростных упражнений бегового характера.

На этапе начальной спортивной специализации продолжается дальнейшее развитие физических качеств, но для различных групп легкой атлетики оно уже имеет избирательное направление. В спринтерском и барьерном беге, прыжках, метаниях и многоборьях основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств, абсолютной силы необходимых для выполнения соревновательного упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объеме средств, развивающих общую и специальную выносливость. В этом периоде можно использовать тренажеры преимущественно общего и локального типа для развития мышечной системы, а также другие специфические средства.

Особое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей юного спортсмена. С этой целью широко используется бег. При занятиях с детьми используют самые различные варианты бега.

Воспитание скоростных способностей юных спортсменов осуществляется, прежде всего, путем использования комплексного метода тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств. С возрастом и ростом подготовленности занимающихся ведущую роль постепенно начинает занимать метод повторного выполнения упражнений в различных его вариантах: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий) без отягощения и с небольшим отягощением; метод повторного выполнения скоростного упражнения с предельной и околопредельной скоростью; метод повторного выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях (желательно чередовать упражнения скоростно-силового характера в затрудненных условиях и чисто скоростные упражнения, но в меньшем объеме).

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спортав 14-16 лет наступает период наиболее выраженного прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и выносливости, говорящей о созревании кардиореспираторной системы. Для воспитания скоростных качеств спортсмену следует широко использовать непосредственно скоростные упражнения, скоростно-силовые упражнения, упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком; упражнения со штангой, гирей, гантелями; спринтерский бег во всех разновидностях и др.

Чтобы избежать стабилизации скорости, возникновения «скоростного барьера», на этапе углубленной тренировки целесообразно использовать следующие методы воспитания скоростных качеств: метод повторного использования скоростно-силовых упражнений, структурно тождественных соревновательному упражнению (метод повторных динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается перемещением относительно легкого груза с максимальной скоростью; метод повторного выполнения основного скоростного упражнения, в котором специализируется спортсмен, в максимально быстром темпе, с сохранением оптимальной амплитуды движения (в стандартных условиях); метод выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях. Ведущая роль в процессе повышения скорости движений должна быть отведена методу повторного использования скоростно-силовых упражнений, структурно тождественных соревновательному упражнению (метод повторных динамических усилий).

В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений. Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки.

При использовании метода повторных динамических усилий в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые упражнения; упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком; упражнения со штангой, гирями и гантелями. Применение одних лишь скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальную мышечную силу, потому что их воздействие на нервно-мышечный аппарат спортсмена относительно кратковременно. В противоположность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и с меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способствует более эффективному развитию мышечной силы.

Применение скоростно-силовых и силовых упражнений в увеличенном объеме благоприятно сказывается на развитии быстроты у спортсменов.

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы, как отмечалось выше, спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.

Эффективным методом воспитания быстроты, повышения скорости занимающихся является метод выполнения упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает занимающемуся овладеть умением выполнять предельно быстрые движения. Этому способствует уменьшение длины дистанции, высоты препятствия, что позволяет выполнять движение с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена (путем использования снарядов облегченного веса, бега по наклонной дорожке и др.). Для повышения скорости могут быть также использованы методы звуковой сигнализации о величине ускорения.

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без излишних напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях, близких к предельным, однако без искажения техники движений. С этой целью в программу занятий должны включаться бег с опущенными и предельно ослабленными руками, бег с полузакрытыми глазами, с максимальным расслаблением плечевого пояса и рук, бег ускорением при плавном нарастании скорости, семенящий бег с опущенными, предельно расслабленными плечами и другие упражнения. Даже типичные силовые упражнения со штангой могут быть использованы для совершенствования в расслаблении мышц.

Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением.

Основные законодательные и нормативные документы, определяющие организацию медицинского контроля за спортсменами, были существенно обновлены в последние годы. Однако в практике спортивной медицины и в профессиональной литературе еще сохраняются понятия, подходы, термины и методики, сформировавшиеся за почти 80-летнюю историю успешного развития врачебного контроля и спортивной медицины советского периода.

Принципиально важно, что медицинское обеспечение людей, занимающихся физической культурой и спортом, регулируется положениями Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Статья 39 данного Закона определяет, что

«1. Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:

  1. систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
  2. оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
  3. профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
  4. восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

2. Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников».

Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, введенный приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2010 № 18428), практически полностью привел в соответствие с современными требованиями нормативное и профессиональное содержание работы специалистов в области спортивной медицины.

Виды медицинских обследований

Медицинское обеспечение спортивных мероприятий предполагает при организации оказания медицинской помощи проведение следующих видов обследования:

  1. первичное обследование до начала занятий спортом;
  2. углубленное медицинское обследование;
  3. этапное (периодическое) медицинское обследование;
  4. текущее медицинское наблюдение;
  5. текущее медицинское обследование;
  6. предсоревновательное обследование;
  7. дополнительное медицинское обследование;
  8. врачебно-педагогические наблюдения.

Обязательность прохождения спортсменами медицинских обследований определяется Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В ст. 24 «Права и обязанности спортсменов» указано: «п. 2. Спортсмены обязаны: 5) соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья...». Статья 27 «Спортивный паспорт» определяет обязательность отметки о прохождении спортсменом медицинских осмотров (п. 8).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н: «Приложение. п. 5. Медицинский осмотр (обследования) и оформление медицинского заключения о допуске к занятиям спортом и к участию в спортивных соревнованиях осуществляется в отделениях (кабинетах) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансерах (центрах ЛФК и спортивной медицины) врачом по ЛФК и врачом по спортивной медицине на основании результатов этапных (периодических) и углубленных медицинских обследований, проведенных в рамках оказания медицинской помощи при проведении учебно-тренировочных мероприятий». Аналогичным пунктом приведенного выше приказа регламентируется: «п. 4. Медицинский осмотр (обследования) для допуска к занятиям физической культурой и к участию в массовых спортивных соревнованиях?»

Организационно-нормативная модель проведения медицинских обследований спортсменов представлена в табл. 1.

Таблица 1. Организационно-нормативная модель проведения медицинских обследований спортсменов в ходе спортивных мероприятий

Вид медицинских обследований

Контингент обследуемых

Медицинские учреждения, в которые проводится обследование, объекты спорта

Специалисты проводящие обследование

Первичное обследование до начала занятии спортом

Физические лица (независимо от возраста), желающие заниматься спортом, либо впервые приступающие к занятиям определенным видом спорта, либо желающие участвовать в спортивном соревновании по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которою осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования

Врач по спортивной медицине

Врач по ЛФК

Врач-терапевт (педиатр)

Врачи-специалисты травматолог ортопед,. хирург, невролог. оториноларинголог, офтальмолог кардиолог, акушер-гинеколог и другие врачи-специалисты в соответствии с медицинскими показаниями

Углубленное медицинское обследование

Спортсмены

Амбулаторно-поликлинические учреждении. Врачебно-физкультурные диспансеры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Амбулаторно-поликлинических учреждений

Врач по спортивном медицине

Врач по ЛФК

Врачи-специалисты: педиатр (по возрасту), невролог хирург, травматолог-ортопед, оториноларинголог, офтальмолог, стоматолог, акушер-гинеколог, уролог, кардиолог дерматовенеролог

Спортсмены высокого класса

Врач по спортивной медицине

Врач по ЛФК

Врачи-специалисты: кардиолог, терапевт, хирург, педиатр то возрасту), травматолог-ортопед, невролог, стоматолог, оториноларинголог, офтальмолог акушер-гинеколог, дерматовенеролог медицинский психолог, уролог, эндокринолог то медицинским показаниям). При необходимости привлекаются врачи других специальностей

УМО спортсменов параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава проводится в федеральных учреждениях здравоохранения

Врач по спортивной медицине

Врач по ЛФК

Врачи специалисты: кардиолог, терапевт, хирург. педиатр то возрасту), травматолог-ортопед. невролог, стоматолог, оториноларинголог, офтальмолог, акушер-гинеколог, дерматовенеролог. медицинский психолог, уролог, эндокринолог то медицинским показаниям). По показаниям привлекаются врачи других специальностей

Этапное(периодическое) медицинское обследование

Спортсмены, которым на всех этапах спортивной подготовки, а также после кратковременных нетяжелых заболевании организовано оказание медицинской помощи

Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отделения (кабинеты) спортивной медицины

Врач по спортивной медицине

Врач по ЛФК

Текущее медицинское наблюдение

Спортсмены

Спортсмены высокого класса

Спортсмены сборных команд России и из резервного состава

Спортсмены параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава

Врачебно-физкультурные диспансеры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отделения (кабинеты) спортивной медицины

Объекты спорта

Медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины

Вид медицинских обследований

Контингент обследуемых

Медицинские учреждения. в которых проводится обследование, объекты спорта

Специалисты, проводящие обследование

Текущее медицинское обследование

Спортсмены

Спортсмены высокого класса

Спортсмены сборных команд России и из резервного состава

Спортсмены параолимпийсхих и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава

Амбулаторно поликлинические учреждения Врачебно-физкультурные ДОС пансэры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отделения{кабинеты; спортивной медицины

Специалисты по ЛФК и спортивной медицине

Предсоревновательное обследование

Спортсмены на предсоревновательном этапе и в момент допуска к соревнованиям

Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отделения(кабинеты) спортивной медицины амбулаторно поликлинических учреждений

Специалисты по ЛФК и спортивной медицине

По показаниям привлекаются врачи специалисты

Дополнительное медицинское обследование

Спортсмены

Спортсмены высокого класса

Спорсмены сборных команд России и из резервного состава

Спортсмены параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и резервного состава в ходе -проведения УМО с учетом специфики вида спорта или в тех видах спорта, где это регламентируется правилами проведения соревнований

Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры.

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отделения (кабинеты) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений

Медицинский пункт объекта спорта

Врач по спортивной медицине

Врач по ЛФК

По показаниям привлекаются врачи-специалисты

Врачебно-педагогические наблюдения

Лица, занимавшиеся физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год. Учащиеся детско-юношеских спортивных школ, на тренировочных сборах согласно плану, составленному специалистами по ЛФК и спортивной медицине и тренером

Спортсмены

Образовательные учреждения

ДЮСШ, СДЮШОР; УОР Врачебно-Физкультурные диспансеры

Центры ЛФК и спортивной медицины

Отдололия (кабинеты) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений

Объекты спорта

Специалисты, имеющие соответствующую подготовку и сертификаты по специальности -Лечебная физкультура и спортивная медицина». медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины ВФД (центров ЛФК и спортивной медицины) по плану, согласованному со специалистами по ЛФК и спортивной медицине

Углубленное медицинское обследование спортсменов

Углубленное медицинское обследование (УМО) спортсмена проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, оценке состояния здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, для чего составляется программа обследования спортсмена, включающая:

  • проведение морфометрического обследования;
  • проведение общего клинического обследования;
  • проведение лабораторно-инструментального обследования;
  • оценку уровня физического развития;
  • оценку уровня полового созревания;
  • проведение исследования и оценку психофизиологического и психоэмоционального статуса;
  • оценку влияния повышенных физических нагрузок на функцию органов и систем организма;
  • выявление пограничных состояний как факторов риска возникновения патологии (в том числе угрозы жизни) при занятиях спортом;
  • выявление заболеваний (в том числе хронических в стадии ремиссии) и патологических состояний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом;
  • прогнозирование состояния здоровья при регулярных занятиях с повышенными физическими нагрузками;
  • определение целесообразности занятий избранным видом спорта с учетом установленного состояния здоровья и выявленных функциональных изменений;
  • медицинские рекомендации по планированию и коррекции тренировочного процесса в годовом цикле тренировок с учетом выявленных изменений в состоянии здоровья.

По результатам УМО оценивается адекватность нагрузки на организм спортсмена, соответствие предъявляемой нагрузки функциональным возможностям организма спортсменов, правильность режима применения нагрузок с целью его допуска к занятиям спортом и участию в соревнованиях.

УМО спортсменов проводится на всех этапах их многолетней подготовки: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства.

Текущие медицинские наблюдения, периодические медицинские осмотры (обследования) спортсменов

Текущие медицинские наблюдения (ТМН) за спортсменами осуществляются постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

Задачи ТМН:

  • индивидуализация и повышение эффективности процесса подготовки и восстановительных мероприятий;
  • определение уровня функциональной подготовленности (главным образом степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем), внесение коррекции в индивидуальные планы подготовки с учетом данных о состоянии здоровья;
  • определение допуска спортсмена по состоянию здоровья к тренировочным занятиям и соревнованиям;
  • назначение рекомендаций по повышению адаптационных возможностей, проведению профилактических, лечебных и комплексных реабилитационных мероприятий.

В ходе ТМН независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок оценивается функциональное состояние: ЦНС, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

При выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости, контролируются: морфологический и биохимический состав крови, кислотно-щелочное состояние крови, состав мочи.

При выполнении скоростно-силовых нагрузок контролируется функциональное состояние нервно-мышечной системы.

При выполнении сложнокоординационных нагрузок контролируются: функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, функциональное состояние анализаторов [двигательного, вестибулярного (результаты вращательных проб), зрительного].

Г.А. Макарова (2006) предлагает ТМН осуществлять:

  • ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой);
  • три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки);
  • один раз в неделю - после дня отдыха.

В предсоревновательном периоде целесообразно использование 1-го варианта организации текущего контроля.

При проведении ТМН, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивают функциональное состояние:

  • вегетативной нервной системы;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • опорно-двигательного аппарата.

При выполнении нагрузок, направленных на преимущественное развитие выносливости, дополнительно контролируют следующее.

  • Вариант - две тренировки в день, контроль перед первой утренней тренировкой:
    • морфологический и биохимический состав крови (общий анализ крови и содержание мочевины в сыворотке крови);
    • состав мочи.
  • Вариант - две тренировки в день, контроль перед второй тренировкой:
    • биохимический состав крови - содержание лактата в сыворотке (при этом следует помнить, что постнагрузочное восстановление содержание лактата в сыворотке крови в норме должно занимать не более 1,5 ч);
    • кислотно-щелочное состояние крови (при этом следует помнить, что постнагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 ч).

При выполнении скоростно-силовых нагрузок дополнительно контролируют функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.

При выполнении сложнокоординационных нагрузок дополнительно контролируют:

  • функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;
  • функциональное состояние максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов (двигательного, вестибулярного, зрительного).

При организации ТМН одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки. Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируют только:

  • внешние признаки утомления;
  • динамику ЧСС (желательно с использованием кардиометров типа Polar);
  • значительно реже - показатели биохимического состава крови.

До и после контрольной тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения показателей, представленных ниже.

При выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

  • масса тела;
  • основные критерии функционального состояния кардиореспираторной системы (ЧСС, АД, ЭКГ, ЖЕЛ, пиковая объемная скорость выдоха);
  • морфологический состав крови;
  • биохимический состав крови (содержание лактата в сыворотке крови);
  • кислотно-щелочное состояние крови. При выполнении скоростно-силовых нагрузок:
  • биохимический состав крови (увеличение в крови содержания продуктов обмена креатинфосфата, в мышце - креатина, креатинина и неорганического фосфата).

При выполнении сложнокоординационных нагрузок:

  • основные критерии функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
  • основные критерии функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Заключение по итогам ТМН включает комплексный анализ проведенного обследования спортсменов, на основании которого оценивают их функциональное состояние, а также отставленный тренировочный эффект физических нагрузок. На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации: по коррекции тренировочного процесса; по лечебным и профилактическим мероприятиям; по применению выборочных методов восстановления функций отдельных систем; по коррекции плана медико-биологического обеспечения.

Этапное (периодическое) медицинское обследование спортсменов (далее - ЭО) проводится на различных этапах спортивной подготовки, а также после кратковременных нетяжелых заболеваний. В период соревнований может осуществляться в сокращенном объеме с учетом необходимости и поставленных задач.

Основная цель ЭО - оценка при допуске к занятиям физической культурой и спортом состояния здоровья, уровня физического развития, функциональных возможностей систем организма и общей физической работоспособности.

В зависимости от специфики каждого вида спорта, а также с учетом индивидуальных особенностей спортсмена составляется программа ЭО, согласно которой ЭО проводится не реже 4 раз в год в зависимости от количества этапов подготовки в течение годичного цикла.

В процессе ЭО проводится определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсменов после завершения определенного этапа подготовки.

Регистрируются: общая физическая работоспособность; функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма; специальная работоспособность.

Специалисты по ЛФК и спортивной медицине на основании медицинской документации, состояния здоровья спортсмена и рекомендаций тренера и врача команды определяют порядок и уровень обследования в зависимости от вида спорта, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья и физического развития спортсмена.

К ведущим функциональным системам, определяющим уровень спортивных достижений, относятся:

  • системы, ответственные за сохранение гомеостаза; сердечно-сосудистая система, дыхательная система; ЦНС; нервно-мышечный аппарат при выполнении циклической работы большой и субмаксимальной мощности;
  • сердечно-сосудистая система, дыхательная система; эндокринная система; ЦНС при выполнении циклической работы умеренной мощности;
  • ЦНС; нервно-мышечный аппарат; сенсорные системы при выполнении ациклических упражнений различных видов.

После проведения обследований выдается индивидуальное заключение, включающее сведения о состоянии здоровья, физическом развитии, физической работоспособности, проведенных обследованиях и допуск к дальнейшим занятиям спортом.

При выявлении патологии спортсмен получает рекомендации по дальнейшему обследованию и реабилитации или направляется в медицинскую организацию.

Врачебно-педагогические наблюдения за людьми, занимающимися физической культурой и спортом

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) за занимающимися физической культурой и спортом заключаются в осуществлении совместного контроля специалистами по ЛФК и спортивной медицине и тренером за ходом тренировочного процесса спортсмена или занятий физкультурника.

В процессе ВПН специалисты по ЛФК и спортивной медицине определяют функциональные особенности организма спортсмена, особенности реакций в различные периоды тренировки, перед, во время и после соревнований, в период восстановления.

ВПН проводятся:

  • в процессе тренировки спортсменов для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки;
  • при организации занятий с детьми и подростками в целях определения правильной системы занятий;
  • при необходимости решения вопроса о возможности ранней спортивной специализации.

На основании данных ВПН специалистами по ЛФК и спортивной медицине оценивается степень соответствия процесса занятий уровню состояния здоровья физкультурника или спортсмена, его физическому развитию и тренированности и формулируются рекомендации по режиму и методике тренировки.

Целью проведения ВПН является определение уровня адаптации спортсмена к физическим нагрузкам в условиях спортивной тренировки и разработка индивидуализированных планов по восстановлению или повышению работоспособности на основе текущих наблюдений.

Задачи ВПН:

  • санитарно-гигиеническая оценка мест проведения занятий спортом и физкультурой в соответствии с требованиями - температура и влажность воздуха, освещенность и размеры помещения, оснащенность оборудованием;
  • выявление соответствия занятия установленным гигиеническим и физиологическим нормам;
  • исследование влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на организм физкультурника или спортсмена;
  • оценка организации и методики проведения тренировок;
  • определение функционального состояния и тренированности спортсмена;
  • предупреждение спортивного травматизма;
  • разработка рекомендаций относительно текущего и перспективного планирования тренировок;
  • санитарно-просветительная работа со спортсменами, физкультурниками (проводятся разъяснения по режиму дня, рациональному использованию факторов закаливания, значению самоконтроля спортсмена, сбалансированному питанию).

Важно в ходе ВПН оценить влияние факторов, лимитирующих выполнение нагрузок различной мощности. К факторам, лимитирующим выполнение нагрузок различной мощности, относят следующие.

Работа максимальной мощности (бег на дистанции 60 и 100 м, плавание на дистанции 25 м, велогонки на треке - гиты 200 м и т.п.):

  • способность нервной системы посылать нервные импульсы с предельной частотой;
  • способность нервной системы быстро воспринимать и перерабатывать огромное количество информации, получаемой от работающих мышц;
  • способность нервных клеток быстро и эффективно передавать импульсы друг другу;
  • способность мышц отвечать сокращением на нервные импульсы, посылаемые с предельной частотой;
  • способность мышц быстро расслабляться;
  • запасы и в мышечных клетках.

Таким образом, работа максимальной мощности в основном предъявляет высокие требования к деятельности нервной системы, а также мышечного аппарата.

Работа субмаксимальной мощности (беговые дистанции 400, 800, 1000 м, плавание на дистанции 50, 100, 200 м, скоростной бег на коньках на дистанции 500, 1000, 1500 м, велогонки - гиты на 1000 м, гребля на дистанции 500 и 1000 м и т.п.):

  • возможности мышечных клеток сокращаться в условиях закисления их внутреннего содержимого;
  • возможности организма функционировать в условиях закисления крови;
  • мощность специальных механизмов, противостоящих закислению крови (так называемых буферных систем крови);
  • возможности нервной системы обеспечивать высокий уровень взаимодействия сокращающихся мышц с работой систем обеспечения мышечной деятельности;
  • возможности нервной системы функционировать в условиях острой нехватки кислорода и других существенных сдвигов внутренней среды организма.

Работу большой и умеренной мощности (бег на 5000, 10 000 м, марафонский бег и т.п.) лимитируют:

  • размеры общей и альвеолярной вентиляции;
  • диффузионная способность легких;
  • соответствие вентиляции кровотоку в легких;
  • общая кислородная емкость крови;
  • циркуляторные возможности сердца;
  • совершенство механизмов, регулирующих периферическое кровоснабжение и кровораспределение во время работы;
  • степень сбалансированности интенсивности внутриклеточного окисления с условиями транспорта кислорода в капиллярах;
  • кислородсвязывающие свойства гемоглобина;
  • мощность ферментативных систем;
  • структурная организация и активность митохондриального комплекса.

ВПН проводятся на занятиях физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год, тренировках в детско-юношеских спортивных школах, на тренировочных сборах согласно плану, составленному специалистами по ЛФК и спортивной медицине и тренером.

ВПН проводятся в несколько этапов:

  • 1-й этап: определение условий в местах проведения занятий (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), оценка правильности комплектования групп занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности);
  • 2-й этап: изучение плана проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проведение хронометража работы обследуемых;
  • 3-й этап: изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого физкультурника или спортсмена;
  • 4-й этап: составление физиологической кривой тренировочного занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий;
  • 5-й этап: анализ полученных данных врачебно-педагогических наблюдений с тренером (преподавателем) для внесения необходимых корректив в план тренировок (занятий). Определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).

На основании проведенного исследования составляются врачебные рекомендации по режиму тренировки (занятия).

Врачебное заключение обсуждается с тренерами (преподавателями), а также с самим спортсменом (физкультурником). Специалисты по ЛФК и спортивной медицине своевременно информируют тренера (преподавателя) обо всех изменениях, произошедших в состоянии спортсмена (физкультурника). На основании результатов тренер со специалистами по ЛФК и спортивной медицине планирует тренировочный процесс, участвует в составлении перспективных и текущих планов тренировки (занятия), обращая внимание на обеспечение индивидуального подхода. По результатам текущих наблюдений вносятся соответствующие коррективы в планы тренировочного процесса.

Срочный контроль

Как уже было отмечено выше, при организации срочного контроля одни показатели регистрируются до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

  • внешние признаки утомления;
  • динамика ЧСС;
  • значительно реже - показатели биохимического состава крови. Внешние признаки постнагрузочного утомления приведены в табл. 2 и 5-3.

Таблица 2. Схема оценки степени утомления (по Зотову и Иванову, цит. по: Кучкину С.Н., Ченегину В.М., 1981)

№ п/п

Симптом

Степень утомления

Признаки недовосстановления после предельных нагрузок

Окраска кожи

Легкое покрасние

Сильное покраснение

Очень сильное покраснение или необычная бледность

Бледность сохраняется в течение несколько дней

Потоотделение

Легкое или среднее, в зависимости от температуры среды

Сильное выше пояса

Очень сильное,.в том числе и ниже пояса

Потение ночью

Движения

Уверенные

Увеличение ошибок, появление неуверенности

Дискоординация, вялость, стабильная неточность, явные ошибки, шатающиеся движения

Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч отдыха, сниженная точность

Сосредоточение

Нормальное, полное внимание нет нервозности

Невнимательность понижение восприимчивости сниженная способность к дифференцировке

Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность

Невнимательность, неспособность к исправлению ошибок. неспособность сосредоточиться при умственной работе через 24-48 ч

Общее самочувствие

Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке

Мышечная слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность

Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах. головокружение, тошнота или рвота, жжение в груди, «кислое» состояние

Расстройство засыпания и сна, боли в мышцах и суставах, бессилие, понижение физической и умственной работоспособности, учащение ЧСС через 24 ч

Готовность к движениям

Стойкое желание продолжать тренировку

Пониженная активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку

Желание полного покоя и прекращения. тренировки, капитуляция

Нежелание возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера

Настроение

Приподнятое, радостное(особенно в коллективе)

Приглушенное.

но радостное при успех

0 0 1062



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!