Информационный женский портал

Регулярное закаливание способствует замедлению процесса старения. Закаливание холодом способствует похудению, снижению воспаления и долголетию. Виды закаливания, какое самое эффективное

нил-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и ма­ хов. Такие упражнения можно выполнять одному или с партнером, с различными отягощениями или с про­

стейшими тренировочными приспособлениями. Комп­ лексы таких упражнений могут быть направлены на раз­ витие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной де­

ятельности конкретного человека.

Подростки обычно отличаются очень хорошей гибко­ стью и выносливостью, а силу они набирают с возрастом. Важно всегда поддерживать и улучшать все эти качест­ ва, чтобы сохранить их и в зрелые годы.

В табл. 2 1 перечислены виды физических занятий

и их роль в развитии различных физических качеств. Они принесут вам ощутимую пользу, если вы будете за­ ниматься не менее трех раз в неделю. Используя данные этой таблицы и таблицы 20, вы можете, посоветовав­ шись с учителем физкультуры, подобрать такие упраж­ нения, которые будут способствовать развитию ваших физических качеств.

1.2. Закаливание организма

Закаливание - одно из эффективных средств укреп­ ления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышения его устойчивости к измене­ ниям природных условий.

Закаливание ослабляет или устраняет негативные ре­ акции организма на изменения погоды (понижение ра­ ботоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце, суставах и т. д.).

Регулярное закаливание обеспечивает:

8 увеличение способностей к восприятию и запомина­

укрепление силы воли;

8 активную физиологическую деятельность и здоро-

вую жизнь;

8 замедление процесса старения;

8 продлевание срока активной жизни на 20-25% .

Закаленный человек меньше подвержен негативному

воздействию как низких, так и высоких температур.

Начинать закаливать организм можно в любом воз­ расте, но лучше это делать с детства.

Чтобы правильно использовать факторы окружающей

среды для оздоровления, необходимо придерживаться основных принципов закаливания. Вот они:

принцип постепенного увеличения доз закаливаю­ щих воздействий;

принцип регулярности, обязывающий систематиче­

ски повторять закаливающие воздействия на про­

тяжении всей жизни;

8 принцип учета индивидуальных особенностей ор­ ганизма: степени его здоровья, восприимчивости

к воздействию закаливающих мер и их переноси­ мости;

е принцип многофактарности - использования при проведении закаливания нескольких физических агентов: тепла, холода, облучения видимыми, ульт­ рафиолетовыми, инфракрасными лучами, механи­ ческого воздействия воздуха, воды и др.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию не су­ ществует, но важна доза закаливающей нагрузки на раз­ ных его этапах. В начальном режиме закаливания ис­

пользуют слабоохлаждающие или слабонагревающие процедуры в виде воздушных ванн, обтираний и т. д.

Эти процедуры противопоказаны лишь в исключитель­

ных случаях (при наличии травмы или какого-либо за­ болевания). Люди, практически здоровые или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, мо­ гут в таком режиме закаляться всю жизнь.

Закаливание может быть общим и местным. При об­ щем раздражитель действует на всю поверхность тела (при воздушных ваннах, купаниях). При местном зака­ ливании воздействию подвергается ограниченный учас­ ток тела (ноги, шея и т. д.).

Неблагаприятное воздействие на человека часто ока­ зывают низкие температуры. Охлаждение в зависимости от интенсивности может вызвать в организме, особенно ослабленного человека, самые разные нежелательные последствия. В результате охлаждения уменьшается способность противостоять возбудителям болезней, сни­ жается уровень обменных процессов, ослабляется де­ ятельность центральной нервной системы. У незакален-

ных людей все это приводит к ослаблению организма и возникновению или обострению хронического заболе­

Большую угрозу представляет для здоровья многих людей сочетание воздействия холода и влаги. Такая си­

туация возможна при сырой обуви и одежде.

Роль закаливания особенно велика в профилактике

простудных и острых респираторных заболеваний. Из­ вестно, что респираторные заболевания у детей, подрост­ ков, юношей и девушек бывают основной причиной не­

трудоспособности, различных осложнений, хронических заболеваний и стрессовых состояний. Поэтому закали­ вающие процедуры должны быть направлены на укреп­

ление всего организма.

При закаливании наиболее часто используют природ­ ные факторы: воздух, воду и солнечные лучи.

1.3. Правила исnользования

факторов окружающей среды

для закаливания организма

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ. Воздушные ванны - оздоравливающие процедуры, которые стоит применять на протяжении всей жизни. Если вы принимаете воз­

душные ванны в помещении, то предварительно его надо проветрить. Их можно принимать также на балконе, от­

крытой веранде, во дворе, в парке. Наиболее благоприят­

но действуют на организм воздушные ванны на берегу озера, реки, в лесу. Первые воздушные процедуры нуж­ но проводить в месте, защищенном от ветра.

В зависимости от тепловых ощущений воздушные

ванны бывают тепловые (выше 22 °С), безразличные

(21-22 °С), прохладные (1 7-20 °С), умеренно холод­

ные (9- 1 6 °С), холодные (0-8 °С) и очень холодные (ни­

же о 0С).

В начальном режиме закаливания воздушные ванны

надо принимать в помещении с температурой воздуха не менее 1 7 ос. Их можно начинать принимать в любое

время года в легкой спортивной одежде. Продолжитель­

ность их должна быть не более 5 минут. В дальнейшем ее можно ежедневно увеличивать на 5 минут, и впоследст-

вии она может длиться часами. Воздушные ванны спо­ собствуют повышению устойчивости организма к дли­ тельным воздействиям холода.

Двадцатиминутные воздушные ванны полезно прини­ мать перед сном.

С помощью тренировок организм нужно приучать

стойко переносить быстрые перепады темnератур. Такие тренировки лучше начинать летом. По утрам выходить на воздух и охлаждаться до тех пор, пока не появится нусиная кожа» . С этого момента процедуру надо про­ должать, исnользуя самомассаж, растирание кожи,

гимнастику, в течение 1015 минут. Завершающим эта­ nом должно быть обтирание тела влажным nолотенцем.

С каждым днем время от начала воздушного охлажде­

ния до nоявления «гусиной кожи» будет увеличиваться. Когда этот период достигнет 3-5 минут nри температу­ ре воздуха 1 2 ос, можно переходить к оnтимальному ре­ жиму закаливания.

При закаливании в оптимальном режиме используйте умеренно холодные воздушные ванны. Ориентиром для начала выполнения массажа и гимнастических уnраж­ нений и в этом случае будет появление «гусиной кожи » . После воздушного охлаждения необходимо провести водные процедуры.

Очень полезен сон на свежем воздухе или при откры­ той форточке во все времена года. Но начинать нужно летом · при температуре воздуха не ниже 16-18 ос.

По мере снижения температуры воздуха теплозащитные

свойства одеяла нужно увеличивать (использовать вто­ рое одеяло и т. д.). Сон на открытом воздухе закаляет ли­ цо и органы дыхания.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ. Эффективность солнечного

воздействия оnределяется величинами потоков ультра­ фиолетовых, инфракрасных и видимых лучей.

Прием солнечных ванн, включающих ультрафиолето­ вые лучи, возможен в средней nолосе России со второй половины аnреля. Лучшее время для их принятия - до полудня (особенно летом). В зависимости от чувст­ вительности организма к ультрафиолетовым лучам с целью предохранения от воздействия nрямых лучей сол­ нечные ванны можно nринимать под тентом.

В оздоровительных целях солнечные лучи видимого

и инфракрасного спектров можно принимать в сочета­ нии с воздушными ваннами и в холодное время года на застекленной веранде или в специальном солярии.

Для проживающих в средней полосе время первой солнечной ванны не должно превышать 20 минут. Необ­ ходимо обеспечить равномерное воздействие солнечных лучей на все части тела. В дальнейшем время солнечного облучения при хорошей переносимости можно постепен­ но увеличивать на 5-10 минут, доведя его до макси­ мальной продолжительности - 1 ,5-2 часа.

Солнечные ванны, принимаемые в движении, облада­ ют оптимальным оздоравливающим эффектом, но их не­ обходимо умело дозировать, стараясь избегать перегрева организма. Их прием хорошо сочетать с водными проце­ дурами.

Солнечные ванны надо принимать за час до еды и не ранее чем через 1 , 5 часа после еды. По:казателем эф­

фективности и полезности солнечных ванн служит само­ чувствие.

Для адаптации организма первые 2-3 дня целесооб­ разно принимать солнечные ванны в тени в обнаженном виде.

Противопоказаниями для солнечных ванн являются различные острые воспалительные заболевания, повы­ шенная возбудимость нервной системы и другие заболе­

вания, требующие:контроля врачей.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ. Вода - прекрасное закали­

вающее средство, так:как она совмещает охлаждающие,

нагревающие и механические свойства.

Рассмотрим наиболее распространенные и доступные

методы закаливания водой.

8 3 а R а Л И В а Н И е Н О С О Г Л О Т R И :как ОДНОГО ИЗ

самых уязвимых мест организма. Его производят полосканием горла прохладной, а затем холодной водой.

е О б л и в а н и е с т о п. Эта продедура заключает­ ся в обливании нижней трети голени и стопы в те­

чение 25-30 секунд. Начальная температура воды

28-27 ос. Через:каждые 10 дней ее снижают на 1 - 2 ос до:конечной температуры не ниже 10 ос. Пос-

ле обливания ноги досуха вытирают. Процедуру

лучше проводить вечером, за час до сна.

е Н о ж н ы е в а н н ы. Ноги погружают в ведро

или таз с водой при начальной температуре 30-

28 °С. Через каждые 1 0 дней ее снижают на 1-2 ос

до конечной температуры воды 15-13 ос. Длитель­ ность первых ванн - 1 минута. Постепенно их про­ должительность увеличивают до 5 минут. В воде рекомендуется слегка двигать ногами. После ванны их досуха вытирают. Ножные ванны проводят неза­ долго до сна.

е К о н т р а с т н ы е н о ж н ы е в а н н ы. В одну

емкость наливают воду с температурой 38-40 °С, а в другую - с температурой 30-32 ос. Сначала ноги погружают в первую емкость на 1 ,5-2 минуты, а

затем - во вторую на 5-10 секунд. Такую смену надо повторить 4-5 раз. Через каждые 1 0 дней тем­

пературу во второй емкости нужно понижать на 1-

2 ос до конечной 1 5-20 ос, оставляя температуру

воды в первой емкости неизменной. Длительность погружения в более холодную воду возрастает до

20 секунд, а количество смен достигает 8-10 раз за

процедуру.

е Х о ж д е н и е б о с и к о м - один из древнейших приемов закаливания. Его можно применять с по­

здней весны до осени. Длительность его зависит от температуры земли. Особенно полезно ходить бо­ сиком по росе, после дождя, по воде.

е О б т и р а н и е. Его желательно проводить махро­

вой рукавицей или махровым полотенцем, смочен­ ным в ·воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела об­ тирают отдельно, начиная с периферии, после чего

обсушивают досуха. Длительность процедуры 1-

2 минуты. Температуру воды надо снижать на 1 - 2 ос через каждые 1 0 дней. Начальная температура

для младших школьников 32-30 ос зимой и 2826 °С летом, конечная - соответственно 22-20 ос

и 18-16 °С. Для школьников среднего и старшего

возраста начальная температура зимой должна быть равна 30-28 ос, а летом - 26-24 °С, а конеч-

ная - соответственно 2018 ас и 16-14 ас. Обти­

рание желательно проводить утром, после зарядки.

е О б л и в а н и е в о д о й - наиболее сильнодейст­ вующая закаливающая процедура. Проводить ее же­ лательно летом. Обливание производят из лейки или кувшина. Чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, надо соблюдать такую по­ следовательность обливания: спина, грудь, живот, верхние конечности, нижние конечности. Началь­ ная температура воды для младших школьников зи­

мой должна быть не ниже 30 ас, а летом - 28 ас, ко­ нечная - соответственно 20 ас и 18 а с . Снижают

температуру каждые 10 дней. Для школьников сред­ них и старших классов начальная температура воды

зимой 28-26 а с, летом - 24 а с, конечная - соот­ ветственно 18-20 а с и 1615 а с . Общая длитель­ ность процедуры - 60-90 секунд. После облива­ ния тело насухо вытирают.

е Д у ш. В этой процедуре в большей степени выра­ жен механический фактор. Пользоваться душем можно в любое время года при температуре не ме­ нее 18-20 ас. После физических нагрузок любого характера хорошо принять контрастный душ: попе­

ременно теплый и холодный с увеличивающим­ ел постепенно перепадом температур (от 5-7 ас ДО 1 5-20 °С). Конечная продедура - холодный душ. Определяющим критерием служит индивиду­ альная переносимость процедуры. Контрастный душ повышает устойчивость к перепадам темпера­ туры, ускоряет восстановительные процессы после физических, интеллектуальных и психо-эмоцио­ нальных напряжений.

е К у п а н и е в о т к р ы т ы х в о д о е м а х - очень

эффективное средство закаливания, так как на ор­ ганизм одновременно действуют три фактора: солн­

це, воздух, вода. Купание в открытых водоемах можно начинать, когда температура воды в них ста­ бильно установится на уровне не менее 20 ас,

а воздуха - 24-25 а с. Начинают купание с пребы­

вания в воде в течение 4-5 минут, постепенно до­ водя это время до 1 5-20 минут и более. Время пре­ бывания в воде зависит от степени закаленности,

метеорологических условий, возраста. Лучшее вре­ мя для купания - спустя 1 ,5-2 часа после завтра­ ка и днем, через 2-3 часа после обеда.

е И с п о л ь з о в а н и е п о в ы ш е н н о й т е м п е­

Р а т у р ы б а н и - мощное средство оздоровления

и закаливания. Банная продедура влияет на весь ор­

ганизм и его функции. Эффект ее зависит от темпе­

ратуры и влажности воздуха в бане и от длительнос­ ти пребывания в ней. Использование бани требует строгого контроля. Ее закаливающий эффект за­

ключается в многократном воздействии на организм контрастных температур.

Показателем положительного влияния водных зака­ ливающих процедур служит реакция кожи. Если в на­ чале охлаждения она бледнеет, а затем краснеет, это сви­ детельствует о положительном эффекте. Если реакции кожи выражены слабо, это означает недостаточность воздействия. Нужно понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, синюшность, озноб, дрожь свидетельствуют о пе­ реохлаждении. В этом случае нужно повысить темпера­ туру или уменьшить длительность процедуры, либо про­ делать и то и другое вместе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИН

1. Кюше физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья и каковы пути их формирова­ ния?

2. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.

3. Дайте определение закаливания и расскажите, что оно обеспечивает.

4. В чем заключается принцип закаливания?

5. Какие виды закаливания вы знаете?

6. Расскажите, как вы принимаете воздушные и солнечные ванны и в чем ваша методика не соответствует рекомендуе­ мой.

7. Проводите ли вы ежедневно закаливание носоглотки, а если проводите, то в каком порядке?

8. Расскажите о проведении закаливания методом обтира­ ния и обливания.

9. Регулярно ли вы посещаете баню? Если посещаете, то в какой последовательности проводите там процедуры? Рас­ скажите о пользе бани.

22 июля 2011 Здоровье и питание

Здоровый человек характеризуется присутствием в его организме стабильного температурного баланса, сохраняющегося при любых внешних воздействиях. Для того чтобы поддерживать его, существует целый комплекс закаливающих мероприятий.

Влияние закаливания на организм

Закаливание организма – система особой тренировки процессов терморегуляции , которая состоит из множества специальных процедур, повышающих устойчивость человека к перегреву и переохлаждению. Оно же способствует усовершенствованию защитной реакции организма на любые внешние раздражители – будь то вирусы, холод, сырость, жара и проч.

Различия между незакаленным и закаленным человеком

У незакаленного человека даже незначительное влияние холода вызывает нарушение процессов терморегуляции и приводит к понижению температуры организма, что дает толчок к активизации патогенных вирусов и, как следствие, способствует развитию болезней. Тогда как закаленный человек без проблем переносит не только холод, но и жару, резкую смену температуры, вызывающие у всех остальных истощение защитных сил. Он намного меньше восприимчив к различным простудным заболеваниям, включая грипп, бронхит, катар верхних дыхательных путей, воспаление легких и проч.

Чему способствует закаливание организма

Кроме всего прочего закаливание организма способствует:

  • повышению работоспособности;
  • росту физической выносливости;
  • нормализации эмоциональной сферы.

То есть закаленный человек получает не только здоровье, отличную физическую форму, но и уравновешенность, эмоциональную защищенность, уверенность, становясь крепче и физически, и психически, что особенно важно в современных условиях труда.

Правила закаливания организма

Правильное закаливание организма должно вестись по правилам. Пусть это и каламбур, но зато отражающий реальное отношение к процессу закаливания, так как он должен быть не хаотичным и спонтанным, а систематичным и планомерным. В связи с этим выделяют несколько правил закаливания организма, куда относятся:

  • систематичность;
  • постепенность;
  • последовательность;
  • комплексность.

Систематичность закаливания организма

Систематичность предполагает ежедневные процедуры по закаливанию организма, без длительных перерывов, невзирая на погодные условия и сезон. Предпочтительнее всего закреплять это правило в режиме дня, чтобы со временем получить стереотипную и действенную реакцию на любой погодный и сезонный раздражитель.

Постепенность закаливания организма

Постепенность является одним из приоритетных правил закаливания организма и связана с планомерным наращиванием продолжительности и силы воздействия процедур, что в итоге приносит организму положительный результат. Например, переход к жесткому температурному режиму следует проводить постепенно, обязательно учитывая характер ответной реакции организма и его состояние. Этот принцип крайне важен для людей преклонного возраста и для тех, кто страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, легких, сосудов и сердца.

Последовательность закаливания организма

Последовательность закаливания организма напрямую связана с постепенностью и является как бы одним из ее проявлений . То есть она регулирует принцип постепенной смены силы раздражающих факторов. Для этого сначала стоит практиковать щадящие процедуры (ножные ванны или обтирание) и только потом принимать контрастный душ и обливание, строго отслеживая при этом постепенное уменьшение температуры водной среды.

Комплексность закаливания организма

Комплексность закаливания организма означает то, что этот вид укрепляющих процедур зависит от немалого числа объективных условий: места проживания, климатической зоны, состояния здоровья, времени года. Как считают специалисты, наиболее действенным является объединение различных закаливающих процедур, которые передают весь комплекс естественных природных факторов. Вместе с тем надо принимать во внимание теплозащитные качества одежды человека, формирующие определенный микроклимат вокруг его тела, и температуру в помещении, где он привык находиться.

Методы закаливания организма

Закаливание организма оказывает на человека сильнейшее стрессовое воздействие, поэтому прежде чем перейти к традиционным методам закаливания, нужно посоветоваться с докторами : на любой стадии закаливания и при любом его виде необходимо непрерывное медицинское наблюдение за состоянием здоровья. Особенно это принципиально важно для тех, кто страдает хроническими заболеваниями. Сами же методы закаливания организма подразделяются на местные и общие.

Местные методы закаливания организма

Местные методы закаливания организма предполагают воздействие на отдельные участки тела человека. Как правило, в качестве таковых выступают носовая полость, глотка и нижние конечности. К ногам обычно применяют:

  • контрастные ванночки (температура теплой воды на протяжении всего курса остается стабильной, составляя +42 градуса, тогда как прохладная подвергается постепенному снижению на 1 градус каждые 2-7 дней; продолжительность процедуры – от 8 мин до 12 мин);
  • прохладные ванночки (использование теплой воды не предполагается вообще; начинают процедуру с +37 градусов, снижая ее каждые 2-7 дней на градус; продолжительность ножных ванн – от 6 мин до 8 мин в начале и от 2 мин до 4 мин в конце курса);
  • обливание (является способом подготовки к принятию ванн; связано также с постепенным уменьшением температурного режима воды на 1 градус каждые 2-7 дней; предполагает обязательное сухое растирание ног);
  • обтирание (начальная процедура закалки с применением воды +37 градусов и ее постепенным снижением до +28 градусов; продолжительность обтирания – от 2 мин до 4 мин).

Горло и нос полощут и орошают, начиная с температуры воды +38/+40 градусов. Снижение на градус ведется каждые 3-6 дней. Начальная процедура длится минуту, а затем постепенно увеличивается до 6 мин. Допускается применение газированной воды.

Общие методы закаливания организма

К общим методам закаливания организма относятся различные виды воздействия на организм (солнце, воздух, вода) , однако самым распространенным из них является закаливание с помощью водной среды. Она предполагает целый комплекс мер, куда входят:

  • общие ванны (начальная температура воды +36/+38 градусов, которую уменьшают до +30 градусов каждые 2-5 дней;продолжительность ванны 12 мин в начале и 6 мин в конце);
  • душ (исходная температура +35/+37 градусов с постепенным ее снижением до +23/+27 грдусов; продолжительность – от 2 мин до 3 мин; во время процедур применяется массаж щеткой;этот вид входит в категорию мер по непрерывной поддержке закаливания организма со стабильной температурой водной среды +18 градусов);
  • обливание (начальная температура воды +30 градусов; постепенное снижение на градус до +18 каждые 3-7 дней);
  • обтирание (температура воды +35/+37 градусов, в помещении – около +25; длительность обтирания – порядка 2 мин каждой части тела; финальная температура воды после снижения должна составлять +18 градусов; по завершении процедуры обязательно сухое обтирание).

тараканы с Марса

Раздражает один тип мужчин. Контакта не выношу на клеточном уровне. Пару раз, после вынужденного общения, вывернуло наизнанку в туалете. Реально испугало. Переживаю их общество как нашествие таракан…

Закаливание – это система мероприятий, основной целью которых является формирование устойчивости организма к влиянию различных природных факторов. Положительное значение этих оздоровительных процедур трудно переоценить. Благодаря закаливанию значительно повышается способность человека противостоять многим вирусным и бактериальным инфекциям. Укрепление иммунитета достигается при систематических дозированных воздействиях погодно-климатических условий. Постоянное выполнение закаливающих процедур сохраняет высокую работоспособность человека даже в старческом возрасте.

Закаливание к действию холода способствует более интенсивному теплообразованию в организме. Это обеспечивает улучшение кровоснабжения кожных покровов и снижает риск получения обморожений при длительном нахождении человека в зимнее время на открытом воздухе.

У закалённых людей практически никогда не бывает простудных заболеваний , им не страшны эпидемии гриппа , их не беспокоит надоедливый насморк. Удивительно, что при всей простоте закаливания, им занимаются лишь единицы людей из тысяч. Лень - страшная штука.

К некоторым недостаткам закаливания можно отнести только необходимость практически ежедневно уделять немного свободного времени выполнению оздоровительных мероприятий. Однако большинство любителей закалки такую «повинность» вряд ли согласятся причислить к недостаткам – закаливающие процедуры представляют для них скорее приятный досуг.

При грубом нарушении правил закаливания могут обостриться проблемы со здоровьем. Однако подобные ситуации нельзя отнести к недостаткам, так как все негативные эффекты проявляются исключительно из-за некомпетентного выполнения закаливающих методик или из-за отсутствия предварительных консультаций с врачом.

Основополагающие принципы укрепления иммунитета за счёт воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий заключаются в следующем:
1) соблюдение правила постепенного нарастания интенсивности воздействия на организм холода, тепла, солнечной радиации
2) систематическое выполнение закаливающих мероприятий, при котором недопустимо наличие длительных многодневных перерывов

Перед закаливанием

Если вы решили заняться закаливанием, прежде всего посоветуйтесь с вашим участковым терапевтом. Дело в том, что при некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, печёночные и почечные колики) подобные процедуры следует выполнять с особой осторожностью. К тому же обязательно нужно учитывать особенности организма. Иногда даже одинаковое по интенсивности и продолжительности воздействие холода во время закаливающих мероприятий для одного человека может принести пользу, а для другого – вред.

Воздух

Начинать подобные процедуры лучше всего летом. Наиболее подходящий способ закаливания на этом этапе – принятие воздушных ванн, которые подразумевают под собой воздействие движущимся свежим воздухом на обнажённое тело. Начальная продолжительность таких процедур должна ограничиваться 5-10 минутами (для детей дошкольного возраста достаточно даже 2-3 минуты). Ежедневно длительность сеанса воздушных ванн увеличивают на 3-5 минут, пока этот показатель не достигнет значения 50-60 минут. В осеннее время достаточно воздействовать на обнажённую поверхность тела движущимся свежим воздухом на протяжении 10-15 минут. Холодные воздушные ванны (поздней осенью или в зимнее время) допустимо принимать только тренированным людям, которые уже не первый год занимаются закаливанием.

Солнце


Жарким летом также можно рекомендовать к освоению методы солнечных ванн и закаливания к действию жары. Находясь на открытом воздухе под ярким солнцем, человек позволяет ультрафиолетовым лучам воздействовать на клетки кожи. Это повышает бактерицидные свойства кожных покровов, способствует синтезу в организме витамина D , улучшает работу органов пищеварительной системы. Для детей дошкольного возраста первые сеансы солнечных ванн не должны превышать двух минут, а при постоянном выполнении этих процедур их длительность можно увеличить до 30–40 минут. Следует помнить, что детское здоровье более чувствительно к воздействию факторов окружающей среды. Поэтому при закаливании следует с особой тщательностью следить за самочувствием ребёнка.

Взрослые люди на первых порах могут безбоязненно находиться под ярким солнцем 10-15 минут, впоследствии доведя продолжительность данных оздоровительных мероприятий до 40 минут. Солнечные ванны вполне допустимо принимать в положении лёжа, периодически переворачиваясь со спины на живот и обратно. Но при этом ни в коем случае нельзя засыпать, иначе можно провести под солнцем длительное время и получить сильные ожоги . Помимо полезного воздействия солнечной радиации, такие процедуры одновременно способствуют закаливанию к действию высоких температур. В зимнее время тренировать устойчивость к жаре можно при посещении бани или сауны.

Вода


Все вышеперечисленные виды и методики закаливания можно рассматривать лишь как подготовительный этап для более серьёзной оздоровительной процедуры, которую представляет собой обливание холодной водой. Уже в глубокой древности разным народам были известны основы этого способа укрепления иммунитета. Начинать закаливание к воздействию холода можно путём умывания лица тёплой, а потом сразу же холодной водой. Выраженным оздоровительным эффектом обладает также полоскание горла.

Далее можно перейти к ополаскиванию ног холодной водой. Первоначальная температура воды при этом должна составлять примерно 28-30 ºС . При регулярном выполнении таких сеансов закаливания с интервалом в одну неделю можно снижать температуру воды примерно на 1-2 ºС , остановившись при значении 14-15 ºС .

На следующем этапе можно перейти к обливанию всего тела холодной водой. При этом начальная длительность такой процедуры должна ограничиваться 2-3 минутами при температуре воды примерно 28-30 ºС . Правильное выполнение закаливающих мероприятий позволит со временем снизить температуру воды и постепенно увеличить длительность обливания. Однако ни в коем случае не стоит торопиться – достаточно снижения температуры на 1 ºС в течение одной-двух недель. Если же по каким-либо причинам вы не смогли провести обливание холодной водой несколько дней подряд, то, возобновляя эту процедуру, используйте воду на 2-3 ºС выше по сравнению с той температурой, при которой в последний раз проводились закаливающие мероприятия.

Все водные процедуры наиболее удобно выполнять в домашних условиях, поскольку использование воды с температурой с точностью до одного градуса возможно только при тщательном регулировании потока холодной и горячей воды из водопроводного крана.

Есть и другой более простой способ обливания водой, не требующий термометра. Набираете ведро ледяной воды. Для этого нужно налить холодной воды, забросить 1 литр льда и подождать когда он растает. После этого обливаете ноги до колен. (Главное не проливать воду мимо). Через неделю можно захватывать уже бедра. Еще через неделю или две льете на живот. Очень важно, чтобы процедура не приносила дискомфорта. Если вам неприятно, значит организм еще не адаптировался. А спешить в закаливании нет смысла. Вы должны понять, что закаленность организма не улучшится, если вы раньше времени выльете ведро воды на голову. Важна продолжительность и регулярность процедур. Через 1-2 месяца в с легкостью сможете выливать на себя ведро ледяной воды и получать от этого удовольствие.

Правильное и регулярное закаливание даёт возможность выявить поистине безграничные возможности человеческого организма. Многие любители купания в проруби демонстрируют просто ошеломляющие результаты. Например, житель Воронежа Владимир Дадакин, который на протяжении многих лет систематически занимается закаливанием, смог просидеть в воде при температуре +1 ºС целых сто минут! Это при том, что по данным американского исследователя Ритсона, при температуре воды +10° С человек теряет сознание уже через 30-60 минут, а смерть наступает через 1-2 часа.

Уникальные возможности его организма являются предметом пристального внимания со стороны специалистов из различных научно-исследовательских институтов. Используя данные, полученные во время проведения экспериментов с участием «моржей», учёные разрабатывают наиболее оптимальные способы по спасению людей, подвергшихся действию низких температур и получивших различные степени обморожения.

Несколько нетрадиционное явление в мире большого спорта – мировой чемпионат по плаванию в холодной воде – в последние годы приобретает всё большую известность, привлекая внимание любителей оздоровительных процедур из разных стран. Такие чемпионаты проводятся в открытых бассейнах, температура воды в которых обычно не превышает 5-6 ºС .

Регулярное проведение закаливающих процедур в учебных заведениях значительно снижает уровень заболеваемости среди учащихся. Так, во многих школах после введения на уроках физической культуры обязательных элементов закаливания отмечено сокращение числа простудных заболеваний среди учеников на 40-50% . Результаты таких экспериментов достоверно подтверждены и опубликованы в серьёзных научных изданиях.
Простейшие элементы закаливающих процедур начинают внедряться даже в детском саду. Многие спортивные организации активно пропагандируют различные методы закаливания.

При регулярном и правильном выполнении процедур по закаливанию организма практически любой человек может значительно улучшить состояние своего здоровья. Надеемся эта статья промотивирует вас хотя бы попробовать заниматься закаливанием. А если вы уже «в теме» просим описать свой опыт в комментариях.

Конспект

урока ОБЖ в 9 классе

«Правила и факторы закаливания»
Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни посредством закаливания организма. Задачи: Образовательная: Изучить механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека. Убедиться в положительном значении закаливания для здоровья. Изучить и освоить простейшие способы закаливания.
Развивающая: Развитие волевых качеств. Воспитательная: Закрепить в сознании учащихся понимания личной ответственности за состояние своего здоровья, которое будет способствовать успешному достижению жизненных целей, выполнению общественного долга и обязанностей.
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон, презентация, опорные листы.

ХОД УРОКА.

Организационный момент: Нацеливание на успешное решение задачи урока. Актуализация (мотивация): Ребята, я хочу напомнить вам несколько строк стихотворения А.Т. Твардовского «Переправа» из поэмы «Василий Тёркин» (слайд 2) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава, Кому тёмная вода,– Ни приметы, ни следа.
Долги ночи, жёстки зори В ноябре – к зиме седой. ? ВОПРОС: В каком месяце войска форсировали реку? Какой была вода? (слайд3) И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, – добрался вплавь.
Гладкий, голый, как из бани Встал, шатаясь тяжело. Ни зубами, ни губами Не работает – свело. ? ВОПРОС: – Может ли человек с плохим здоровьем долго находиться в ледяной воде? Так что же нужно делать, чтобы не бояться ни холода, ни жары и меньше болеть? Совместно с учащимися анализируются и оцениваются ответы и предложения, определяется тема урока, ставятся задачи и утверждается план работы. (слайд 4.) Задачи и план работы оформляются и записываются в УТК (Приложение №1) (слайд 5) Задачи:

ЗАДАЧИ

Закаляться Для чего? ? Укрепление здоровья Чем и как? ? Воздух, вода, солнце Когда? ? Всегда Для того, чтобы решить эти задачи предлагается работать по плану: (слайд 6)

План

    Сущность и принципы закаливания. Закаливающие факторы и виды закаливания. Эффекты закаливания.
1. Сущность и принципы (правила) закаливания. Разбор механизма закаливания происходит на основе ранее полученных знаний на уроках биологии при изучении анатомии и физиологии человека, а именно при изучении строения и функции кожи, органов дыхания, кровеносной и нервной систем. Используются соответствующие слайды ? ВОПРОС: – Какая среднегодовая температура преобладает в нашей климатической зоне? – Когда и чем чаще всего мы болеем? Почему? ВЫВОД: Тренировать организм необходимо на приспособление к низкой темпера- туре (холоду). Под воздействием холода кровеносные сосуды кожи и верхних дыхательных путей рефлекторно сужаются (спазм), этим уменьшается теплоотдача организма во внешнюю среду. Если же организм не закалён происходит чрезмерное охлаждение, снижение местного иммунитета и как следствие – простудные заболевания. Переохлаждению особенно подвержена слизистая дыхательных путей.

? ВОПРОС: Так что же делать, как избежать простудных заболеваний, как сохранить и укрепить здоровье?
Выход один – тренировать систему терморегуляции – закаляться. (Слайд 11) Сущность закаливания – тренировка механизмов организма человека, которые реагируют на изменяющиеся природные (климатические) факторы. Результаты закаливания – реакции организма постепенно становятся более быстрыми и точными, устойчивыми и надёжными. Результаты беседы и обсуждения оформляются в УТК в виде схемы: Сущность закаливания Тренировка – быстрота ? реакции организма – точность здоровье на природные факторы – устойчивость – надёжность
? ВОПРОС: – Как и чем? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить принципы (правила) закаливания, предлагается заполнить схему в УТК под обозначением «Принципы» (слайд 12)
Общее ЗАКАЛИВАНИЕ Местное

ПРИНЦИПЫ

1. ? Постепенность 2. ? Регулярность 3. ? Индивидуальность 4. ? Многофакторность После обсуждения и заполнения схемы «принципы» переходим к изучению второго вопроса плана работы. 2.Факторы и виды закаливания. Для этого заполняем схему в УТК под обозначением «Факторы» (слайд 13)

ФАКТОРЫ

1. ?Воздух

Класс делится на три группы. Каждой группе предлагается определить один из трёх природных закаливающих факторов и предложить доступные способы (виды) закаливания, при котором используется определённый фактор. Предлагается крестиками отметить факторы, которые можно использовать одновременно с другими факторами (принцип многофакторности). Обратить внимание на соблюдение правил безопасности при проведении спортивных игр, купании и принятия солнечных ванн для загорания. Обозначаем меры безопасности в УТК словом «Безопасность». Физкультурная пауза. / Звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»/ (слайд 14) Упражнения для глаз: 1) моргание – закрыть глаза (4-5 сек) – повторить 4-5 раз; 2) круговые движения глазами; 3) движения глазами за указательным пальцем в разных направлениях. Предлагается учащимся вспомнить и продемонстрировать приёмы восстановления кровообращения при замерзании конечностей (махи большой амплитуды руками и ногами, прыжки на месте). Продемонстрировать порядок проведения растирания тела при закаливании способом «Обтирание водой».
3. Эффекты закаливания. В ходе совместного обсуждения выясняются, какие положительные изменения происходят в организме под воздействием регулярного проведения закаливающих процедур. Обсуждается последняя часть УТК под обозначением «Эффекты». Обращается внимание на множество неспецифических эффектов закаливания. (слайд 15)

ЭФФЕКТЫ

Специфические Неспецифические: адаптация – активная жизнь (+20-25%); – сила воли; – выносливость; – способности; – замедление старения; (болезни) – уменьшение В пустой прямоугольник схемы предлагается вписать слово, которое, по мнению учащихся, является следствием регулярного закаливания.
4. Заключительная часть. Домашнее задание. Домашнее задание предлагается учащимся в виде трёх вариантов, один из которых они самостоятельно выбирают и выполняют, используя УТК.
    Сформулируйте определение понятию «закаливание». Предложите способы закаливания для жителей жарких стран. Проанализируйте УТК и ответьте на оставшиеся вопросы, обозначенные знаком (?)

Выполните тест:

Тест «Закаливание»

    Регулярное закаливание способствует:
а)Замедлению старения; б) Повышению аппетита; в) Отвыканию от вредных привычек. 2. Регулярное закаливание обеспечивает продление срока активной жизни на: а) 15-20%; б) 20-25%; в) 25-30%. 3. Купаться в водоёмах незакалённым лучше всего нужно начинать при температуре воды: а) 10-12 0 С; б) 20-22 0 С; в) 25-30 0 С. 4. Солнечные ванны лучше всего принимать: а) до полудня; б) после полудня; в) вечером. 5. Горло следует закаливать полосканием: а) прохладной, а затем холодной водой; б) тёплой, а затем холодной водой; в) 5 минут холодной водой.
    Из приведённых составляющих выделите основные для здорового образа жизни:
а) оптимальный уровень двигательной активности; б) малоподвижный уровень жизни; в) небольшие и умеренные физические нагрузки; г) занятия физической культурой и спортом; д) рациональное питание; е) курение и употребление алкоголя в небольших количествах; ж) соблюдение режима труда и отдыха; з) закаливание организма. Ответы: 1(а); 2(б); 3(б); 4(а); 5(а); 6(а, г, д, ж, з).
Выводы по решению учебных задач. Подводятся итоги по решению поставленных задач урока, окончательно заполняется схема, обозначенная «Задачи» ? ВОПРОС: Так какое же слово мы запишем в свободном прямоугольнике в конце 1 страницы учебно-тренировочной карты? (Слайд 16)

Подведение итогов.

Подводятся итоги урока, отмечаются лучшие и активные ученики, обращается внимание на успехи и недочёты.

918 0

Почему так, а не иначе?

Появился насморк - закапали в нос, закашлял - дали таблетку, сильно закашлял - стали делать уколы.

Ну, а еще и с температурой? - лечиться только в стационаре!

Лекарства всесильны - полтаблетки и не болит голова, один укол - и нет температуры, дышать тяжело - ввели внутренно - и стало хорошо.

Великая вещь - прогресс. Но, уповая на прогресс медицины, мы забыли три вещи. Первая - лекарства помогают нам избавиться от болезни, но не увеличивают количества здоровья человека.

Второе - нет абсолютно полезных лекарств. Каждое наряду с плюсом имеет и минусы. Применять лекарства надо только тогда, когда без его плюсов мы уже не можем обойтись и закрываем глаза на минусы.

Третье - иногда, увлекаясь новыми методами, мы забываем старые, зачастую менее вредные, но не менее эффективные.

В результате - отучаем организм бороться самому; борясь с болезнью, вводим препараты, снижающие иммунитет, т.е. провоцируем новые заболевания, которые опять лечим химическими препаратами и так далее, по замкнутому кругу.

И вот возрастает количество случаев аллергии, непереносимости антибиотиков и других препаратов. Особенно часто это бывает у детей, страдающих частыми простудными, рецидивирующими заболеваниями дыхательной системы.

В Ленинском районе г. Перми, например, всего за 2 года количество длительно и часто болеющих детей возросло в 2,2 раза!

Практически все врачи, особенно участковые педиатры, часто сталкиваются с проблемой часто болеющих или аллергически настроенных больных. Причем эта проблема имеет две стороны. Первая - чем лечить?

Все антибиотики перепробованы, часть не действует, часть вызывает аллергию, печень уже не справляется с их переработкой. И вторая - надо ребенка закалять! А как! Считается, чтобы приступить, к закаливанию, надо не болеть хотя бы 1-2 месяца.

А если ребенок болеет через две недели, а то и чаще? А еcли насморк у него не проходит, даже когда он ходит в садик? Да и наши традиционные методики "на полградуса в неделю" могут закалить ребенка, но для этого потребуется год, а то и два. Такого времени у нас с вами нет.

Таким образом, нужны какие-то способы воздействия на ребенка, чтобы они лечили его и, в то же время, закаляли. И наоборот, закаляли, в то же время лечили, ведь закалять-то нам приходится практически еще болеющего ребенка.

Именно таким способом воздействия на ребенка и оказались методы интенсивного закаливания, которые, сочетая в себе лечебное и закаливающее воздействия, позволяют в кратчайшие сроки получить максимальный эффект.

С их помощью, например, за один-два месяца любого часто болеющего ребенка можно закалить настолько, что он с пользой для себя перенесет окунание в прорубь на 3-5 секунд (это не значит, что мы ставим целью сделать всех детей "моржами"! Скорее наоборот, но об этом ниже).

Так как методики интенсивного закаливания являются и немедикаментозными методами лечения, то мы с успехом применяем их при лечении острых и обострении хронических заболеваний при легком и средне тяжелом течении.

Все занимающиеся в группе закаливания часто болеющих при детской больнице №18 г. Перми с успехом используют эти методики для закаливания при таких грозных заболеваниях как бронхиальная астма и рецидивирующий бронхит и для лечения обострений этих заболеваний. И тем более эти методы эффективны при лечении и закаливании страдающих частыми ОРВИ.

Что же это за методы, откуда они взялись и на чем основано их действие? Не вредители оно здоровью?

При разработке системы закаливания часто болеющих детей мы опирались на два основных понятия - это понятие о зоне теплового комфорта и о системе иммунитета.

Зона теплового комфорта

Это температура окружающей среды, при которой организму нет нужды ни вырабатывать тепло - согреваться, ни избавляться от избытка тепла путем испарения пота с поверхности кожи. Для воздуха это 18-20°С, для воды - 32-34°С.

Внутри этих границ организм чувствует себя "комфортно". Температуры же выше комфортных - ведут к снижению защитных сил и иммунитета. Почему?

Вокруг - избыточное тепло, нужды ни вырабатывать тепло, ни напрягаться нет - и организм расслабляется, рефлекторно отключаются системы защиты, ведь нет сигналов на возбуждение и активацию, следовательно, в защите нет нужды. А вот при температурах ниже "комфортной" - наоборот.

Сигнал "холод" - возбуждение и активизация защитных сил - подъем защитных сил и иммунитета. Именно на этом, кстати, основан один из механизмов оздоровления путем закаливания. И чем ниже температура окружающей среды, тем сильнее стимулируются защитные силы и иммунитет.

Но здесь всегда надо помнить о факторе времени. Если вы выносите ребенка на балкон в легкой одежде или голенького при температуре минус 3-5°С на 5-6 секунд - то это хорошая закаливающая процедура, если минус на 10-15 - простудите его, на час - вообще заморозите.

Лучший эффект при закаливании дает резкий, но короткий холодовой раздражитель, чем слабый, но длительный.

Да и время экономится. Ведь можно, в принципе, написать программу закаливания, рассчитанную на 6-8 часов в день. И не заниматься ничем, кроме закаливания. Но это же нереально, особенно, если родители ребенка работают. Поэтому во всех методиках мы отдавали предпочтение тем, которые при одинаковой эффективности занимают меньше времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!