Информационный женский портал

Виды, методы и сеансы психотерапии при лечении депрессии. Лечение депрессии: как правильно выйти из этого состояния Методы лечения депрессии в различных направлениях психотерапии

Иногда самые простые и очевидные вещи ускользают от нашего внимания. Если пациент страдает тревогой и депрессией и ему не помогают ни лекарства, ни бесконечное самокопание, возможно, причина в другом. Например, он не освоил необходимых жизненных навыков, которые могли бы помочь справляться со стрессом, стойко переносить трудности и просто жить насыщенной жизнью, успевая справляться со всеми обязанностями.

Почему не всем удается овладеть этими важными навыками? Причин может быть много. Некоторые выросли в неблагополучных семьях, и у них просто не было достойных примеров для подражания, того, кто сам обладает этими навыками. Даже если родители желали детям самого лучшего и научили тому, что знали и умели сами, этого могло оказаться недостаточно. Если у них в жизни не оказалось наставника, способного привить важнейшие навыки, они могли остаться эмоционально незрелыми даже во взрослом возрасте.

Когда мы неправильно понимаем происходящее и в результате неадекватно реагируем, все может покатиться по наклонной. В психологии это явление называется дисфункциональными шаблонами мышления или когнитивными искажениями. Много лет работая с клиентами, я поняла, что для эмоционального и психологического благополучия необходимо владеть 8 ключевыми навыками:

1. Стойкость, умение преодолевать трудности.

2. Умение разрешать конфликты.

3. Самоорганизация.

4. Тайм-менеджмент.

5. Социальные навыки, помогающие ладить с окружающими, особенно в групповой работе.

6. Умение решать проблемы и задачи.

7. Умение сосредотачиваться.

8. Способность устанавливать личные границы.

Для эмоционального благополучия важен каждый из 8 навыков. Если мы не умеем налаживать контакты с окружающими на работе или в других социальных ситуациях, то окажемся в одиночестве и можем впасть в депрессию. Если мы позволим жизненной неудаче выбить нас из колеи, то тоже рискуем впасть в тревожное и депрессивное состояние и застрять в нем, если не поймем, что именно следует изменить в жизни. Если мы не можем взять себя в руки и совладать с хаосом, поджидающим нас дома, за рабочим столом, в машине, нам грозит переутомление и выгорание, за которым также последуют тревога и депрессия. То же самое случается, если мы не умеем планировать время и все время куда-то бежим, опаздываем и ничего не успеваем.

Неспособность сосредоточиться приводит к лишнему стрессу, тревоге и падению продуктивности. Если окружающие постоянно нас используют, требуя уделять им все наше время и внимание, и мы не знаем, как реагировать, это также чревато эмоциональными проблемами. В большинстве случаев личные границы помогают не тратить время попусту, но иногда они необходимы для защиты от эмоционально-психологического насилия.

Сделав несколько первых шагов, вы почувствуете, что стали лучше управлять своей жизнью

Все это не означает, что депрессия и тревога всегда возникают только из-за недостатка жизненных навыков, иногда причина может быть в гормональных проблемах, нарушениях биохимии мозга и других расстройствах, но это встречается не настолько часто. Даже если вы перепробовали все варианты лечения, иногда настоящего прогресса добиться не удается, пока вы не овладеете жизненными навыками.

Лечение депрессии и тревоги в любом случае надо начинать с консультации врача, чтобы исключить возможные медицинские проблемы. Если ничего не обнаружится, обратитеськ психотерапевту, который сможет отыскать глубинные причины расстройства, изучив вашу жизнь, личную историю, симптомы, привычные способы борьбы со стрессом. Существует много вариантов лечения. Работа с психотерапевтом поможет научиться защищать личные границы, быть более стойкими, победить социальную тревогу. Могут также помочь онлайн-курсы, книги по самопомощи, лайф-коучи, бизнес-тренеры.

Едва начав осваивать эти навыки, сделав несколько первых шагов, вы почувствуете, что стали лучше управлять жизнью.

На Западе практически у каждого нормального тем более, у не очень нормального) человека есть психотерапевт. В России, Украине и Болоруссии ситуация обратная - у нас институт психотерапии более или менее развит только в крупных городах. С другой стороны - обывательское сознание продолжает делить людей на "здоровых" и "психически больных" (сравнительно недавно то же делала и медицина), и по этой логике человек, который обращается к психотерапевту, в разряд "здоровых" явно не попадает. Возможно, причины этого лежат в довольно неровном пути развития психотерапии в России и на постсоветском пространстве.

Психолог - человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату.

Эра психотерапии в России началась в 1904 году, когда в Петербурге было выпущено "Толкование сновидений" Фрейда. В последующие годы, как до революции, так и после в Питере и Москве издавались другие его работы, а также работы Адлера, Абрахама, Ранка, Штекеля. В 1910 году в Москве появился свой психотерапевтический журнал. В 1921 году было организовано Русское психоаналитическое общество. В 1922 был создан Государственный психоаналитический институт. Советские психоаналитики принимали участие в международных конференциях и публиковали свои статьи в зарубежных журналах. Развитие как теоретических, так и практических направлений психотерапии в России были настолько перспективным, что Фрейд называл Москву третьим оплотом психоанализа после Вены и Берлина. Но в 1925 году все закончилось - генеральная линия партии и психоанализа разошлись, и приказом Совета народных комиссаров Государственный психоаналитический институт был закрыт, а психоанализ и другие направления психотерапии были подвергнуты резкой критике, как проявления буржуазной идеологии.

С той поры на более чем шестьдесят лет всеми вопросами души советского человека занимались психиатры (под чутким руководством КПСС) . Поскольку ходить в психоневрологические диспансеры люди боялись (и не без оснований - иногда такой визит мог поставить крест на карьере), в 60-е годы в поликлиниках была введена новая должность "психоневролог", которую занимал психиатр или невропатолог и который психотерапией не занимался. С психологией дела обстояли не лучше - первые факультеты психологии в Москве и Питере были открыты только в 1966 году, и к разряду престижных не относились. В 90-х годах появилась специальность врач-психотерапевт, что позволило многим психиатрам сменить таблички. С той поры российская психотерапия пытается наверстать упущенное.

По сравнения с Западом доверие нашего населения к психотерапии остается очень низким. Как мне кажется, кроме более чем шестидесятилетней паузы, причины кроются в некоторых типично русских исторических предрассудках.

Большинство направлений психотерапии зародились в Германии (или в немецкоговорящих странах – Швейцарии и Австрии), а обратное прочтение пословицы «то, что русскому хорошо, немцу смерть» никто не отменял.

Перед второй мировой войной многие известные психотерапевты эмигрировали в США, поэтому большинство послевоенных направлений психотерапии возникли и развивались именно в США. Многолетнее противостояние США и СССР, которое продолжают развивать СМИ, не способствует развитию доверия к психотерапии. К тому же легенда о русской душе, которую "психотерапевту не понять, аршином общим не измерить" предполагает совсем не психотерапевтические методы воздействия.

И наконец, многие основатели основных психотерапевтических школ: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Фрейдерик Перлс, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, Эрих Фромм, Курт Левин, Бернард Роттер были евреями. А так называемому русскому бля- патриотизму присущи яркие черты антисемитизма.

На сегодняшний день, существует более 400 (!!!) направлений психотерапии, тем не менее можно выделить два основных. Первое – это психодинамическая или инсайтоориентированная психотерапия (в эту группу входит известный всем психоанализ), которая помогает человеку найти причины проблемы, нередко уходящие корнями в раннее детство. Второе направление – когнитивная (поведенческая) психотерапия, которая делает упор на конкретных изменениях в поведении и образе мыслей человека (именно благодаря этому методу появилось огромное количество книг, предлагающих различные методы работы с собой). Однако, при глубоких депрессиях у человека может не хватить душевных сил на большее, чем поддерживающая психотерапия. Этот вид психотерапии делает акцент на поддержке самого человека, а не занимается изменениями его состояния.

Часто, во время депрессии, когда на протяжении продолжительного времени состояние остается стабильно плохим, может показаться, что психотерапевтические сессии проходят впустую. Но это не так - внутри происходят изменения, результаты которых можно в полной мере осознать только после выхода из депрессии. Очень важным при психотерапии может стать ощущение поддержки - что во время, когда все шатко и нелепо, есть человек, который знает (или хотя бы делает вид, что знает:) что нужно делать. Курс психотерапии может длиться несколько недель или затянуться на годы - все зависит от психотерапевта, клиента и конкретной ситуации.

Психолог, психотерапевт или психиатр

Подсознание - заповедник, где браконьерствуют психологи. Виктор Кротов

Психиатр - это врач, который после мединститута в течение двух лет ординатуры специализируется по психиатрии. Под его юрисдикцию попадают все случаи, перечисленные в международной классификации психических заболеваний. Основная форма лечения - медикаментозная.

Может стать врач любой специальности после двухлетнего обучения (для психиатра - полгода). С одной стороны, психотерапевт может использовать методы из широкого арсенала психотерапии, а с другой, как врач, может выписывать рецепты на медикаменты. В восьмидесятых годах в бывшем Союзе была введена специальность врач-психотерапевт, которая существует до сих пор. Такой специальности нет нигде в мире. На западе психотерапевт - это не обязательно врач. Психотерапевтом может стать психолог, пройдя соответствующее обучение.

Психолог - специалист, который закончил психологический факультет университета. Не будучи врачом, он не имеет права выписывать рецепты, поэтому использует методы психотерапии. Нередко врачи негативно относятся к психологам, считая психологию вспомогательным инструментом психотерапии, полагая, что место психологов - на предприятии, в кадровом агентстве или в школе. Но с другой стороны - психологи во время обучения в Вузе изучают именно психологию, а будущие врачи слушают небольшой курс общей психологии, разбавленной клинической, только во время первого и второго семестра. Поэтому врач и психолог смотрят на человека разными глазами.

Психоаналитик - специалист, использующий методы психоанализа, так же как гештальттерапевт - методы гештальттерапии и т.д. Психоанализ более известен, по сравнению с другими методами, поскольку был самым первым методом психотерапии (эра психоанализа началась в 1900 году, когда Фрейд опубликовал "Толкование сновидений"). Долгое время между психотерапией и психоанализом можно было поставить знак равенства, потом появились другие методы, и на сегодняшний день в Европе только 10% проходящих психотерапию, встречаются с психоаналитиком.

Психоневролог - должность введенная в поликлиниках бывшего союза, которую занимали психиатры и невропатологи. И, в свою очередь, невропатолог – это специалист по заболеваниям центральной и периферической нервной системы, который не занимается психологическими и психическими проблемами.

Психотерапия - право выбора

На мой взгляд, наиболее толковый сайт по поиску специалиста как для личной встречи так и для дистанционной консультации - www.b17.ru . На личных страницах большинства специалистов кроме отзывов есть очень полезный раздел "демо-консультации", в котором приведены примеры консультаций в текстовом формате, который хорошо раскрывает стиль работы конкретного специалиста.

Если вы выбрали специалиста, все вопросы, касающиеся психотерапии и того, что вас действительно интересует постарайтесь задать на первой сессии - лучше, если вы поймете, что это не ваш психотерапевт в первую сессию, чем через несколько месяцев. Обратите внимание на его поведение - может он просто "играет" в крутого спеца, использует много специальных терминов, стараясь произвести впечатление. Спросите, о предполагаемых сроках психотерапии.

Мне кажется, что идеальный психотерапевт (если, конечно, такой бывает) в чем-то похож на учителя в восточной традиции. Учитель - это человек, который уже прошел по этому пути, и поэтому знает, как провести по нему ученика. Основным двигателем на этом пути является доверие. В восточной традиции учитель не имеет эго, и потому его ум становится зеркалом для ума ученика. В грязном зеркале много не увидишь, поэтому зеркало должно быть чистым. В противном случае, эффекта зеркала не возникает, и психотерапевт будет подспудно решать свои, а не ваши проблемы. Как говорил дедушка Фрейд:. "Ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутреннее сопротивление".

Психотерапевтический сеанс в режиме он-лайн

В этой статье и так очень много слов, поэтому давайте больше не будем говорить и дадим слово музыке. Если вы хотите увидеть (вернее услышать), можете сделать это прямо сейчас, послушав замечательный альбом группы Dream Theater "Metropolis Pt. 2. Scenes From A Memory".

У американской группы Dream Theater есть замечательный альбом, который рассказывает о том, что произошло с одним человеком по имени Николас на психотерапевтическом сеансе. Сам альбом вы можете послушать на Яндекс-музыке

Если говорить о направлении психотерапии - то это гипнотерапия, музыкальный стиль - хард/арт-рок. Но в независимости от ваших музыкальных и психотерапевтических предпочтений, вам должен понравиться этот маленький музыкальный кусочек (размер - 0.8 Mb). И если вы не возражаете, давайте начнем прямо сейчас...

Close your eyes and begin to relax.
Take a deep breath, and let it out slowly.
Concentrate on your breathing.
With each breath you become more relaxed.
Imagine a brilliant white light above you,
focusing on this light as it flows through your body.
Allow yourself to drift off as you fall deeper and
deeper into a more relaxed state of mind.
Now as I count back from ten to one,
you will feel more peaceful, and calm.
Ten. Nine. Eight. Seven. Six.
You will enter a safe place where nothing can harm you.
Five. Four. Three. Two.
If at any time you need to come back,
all you must do is open your eyes. One.

P.S. Ну, и давайте закончим на веселой ноте....

На диком Западе жил-был ковбой, который каждый день приходил в салун, заказывал стакан виски, выпивал половину, а другую половину выплескивал на окружающих. Такое поведение очень не нравилось другим ковбоем, его постоянно били, но все без толку - на следующий день все повторялось. Тогда посетители салуна сбросились и купили ковбою дорогостоящий полугодовой курс психотерапии у хорошего специалиста. Через полгода ковбой входит в бар. Все посетители замирают, в ожидании психотерапевтического чуда. Ковбой заказывает стакан виски, выпивает половину, а остальную половину выплескивает на окружающих.
Мертвая тишина. Потом все разом начинают говорить, путаясь и заикаясь:
- Дак…это... как же… столько денег заплатили… целых полгода… где же результат… ничего же не изменилось.

На что следует полный достоинства ответ:

), то вам нужно обязательно подключить психотерапию, которая поможет вам в борьбе с этой напастью. В этой статье я расскажу вам, почему это нужно сделать и как понять, какой психотерапевт вам подходит.

На загнивающем западе все уже давно ходят к психоаналитикам, и это считается чуть ли не нормой жизни. У нас поход к «мозгоправу» — явление редкое, так как в обществе давно и прочно насаждается та мысль, что если ты ходишь к врачу с приставкой «психо-«, то ты псих. Ага-ага. Вот потому у нас многие люди и не догадываются, что у них какие-то отклонения. За примером мне далеко ходить не надо — есть знакомая, которая слышит голоса, но при этом уверена, что это норма, и еще одна знакомая, которая помешана на чистоте и стерильности настолько, что это уже перешло в разряд навязчивости. Обе даже не догадываются, что с ними что-то не так.

Вообще, немного заинтересовавшись психиатрией, я с изумлением осознала, сколько же вокруг больных. Не обязательно совсем психов — с неврозами чуть ли не каждый первый. Но попробуй им предложить сходить к психотерапевту — и все, потоки говна тебе обеспечены. Они ж не психи!

Однако страдающие депрессией отличаются хотя бы тем, что их состояние приносит им довольно ощутимые неприятности в виде соматических болезней и отсутствия энергии. В тяжелых случаях человек сделает все, лишь бы это закончилось, и поэтому поход к психотерапевту уже не воспринимается им в штыки. Особенно если объяснить, зачем это нужно.

Зачем при депрессии нужен психотерапевт?

Депрессия — это какая-то нерешенная проблема внутри вас. На физическом уровне она проявляется нарушением гормональной системы, когда вы просто не успеваете получить серотонин, который вам нужен. Для коррекции вы принимаете антидепрессанты, которые помогают серотонину поступать, куда нужно, но как только вы прекратите их принимать — все, скорее всего, вернется снова. Исключением являются депрессии, возникшие под влиянием каких-то травмирующих событий, так как их отлично лечит время, а антидепрессанты в этом помогают.

Но если ваш внутренний конфликт остается нерешенным, то он продолжит долбить ваш мозг даже после окончания приема таблеток. У вас может быть достаточно долгая ремиссия, однако все равно проблема всплывет. А чтобы ее «потопить», как раз и нужен психотерапевт.

Как работает психотерапевт?

В основном он очень внимательно вас слушает и изредка задает вопросы. Он не будет навязывать вам какое-то свое видение. Он постарается вас подвести к тому, чтобы вы догадались об этом сами. Потом он поможет повернуть ситуацию в «безопасное» русло, чтобы она перестала вас тревожить. У каждого из нас свой клубок проблем в голове, и именно их специалист и поможет распутать.

Как выбрать направление психотерапии?

Да-да, она бывает разная. Например, тот же так популярный на западе психоанализ. Однако он нам не очень подойдет, так ка рассчитан практически на пожизненные походы к врачу, а нам нужно не это — нужно вылечиться и забыть обо всем. Золотой стандарт при лечении депрессий — это когнитивно-поведенческая терапия. Она меняет ваше отношение к определенным событиям в жизни. Ее основные принципы — это то, что многие события в вашей жизни изначально затронули ваше мышление, а теперь мышление, в свою очередь, меняет вашу жизнь. Этот круг надо разорвать.

Впрочем, если вы хотите, то можете пойти к любому специалисту. Любая психотерапия сможет вам помочь, если специалист хороший. Гештальт, психодрама, психоаналитика — все лучше, чем ничего. Где вам комфортней и что вызывает больший интерес — туда и идите.

Как выбрать психотерапевта?

Изначально вам придется выбирать из того, что есть, и что вы можете себе позволить. После некоторых сеансов уже можно говорить о том, подходит вам этот специалист или нет. Не пугайтесь, если на сеансе будете плакать — это нормально. Однако выходить от врача вы должны с чувством оптимизма (возможно, он будет омрачен легкой грустью). Если после сеанса вам плохо, если вы начинаете переживать больше, чем раньше — поговорите об этом с врачом. Если у него получится вас успокоить — значит, это ваш врач. Если после визитов вам все хуже и хуже, а врач говорит, что так и надо — поменяйте врача.

Также хороший критерий — это продолжительность лечения. Если вы ходите к врачу уже полгода-год, но при этом не продвинулись в лечении, все так же сидите на таблетках и переживаете — время пересмотреть свою терапию. Возможно, вам нужен другой врач или другой метод. Обычно уже через полгода вы будете чувствовать явное улучшение состояния.

Не нужно подбирать специалиста по цене — высокая стоимость часа работы не гарантирует хороший результат. Ориентироваться надо на отзывы тех людей, которые столкнулись теми же проблемами, что и вы. Хороший психотерапевт вполне может брать и совсем немного.

Сколько это стоит?

Ой, это больной вопрос. Дорого. Час приема — от 3000 и выше. Немного дешевле будет, если работать по скайпу. Совсем дешево — если работать по переписке, но врач не сможет оценивать вашу реакцию на те или иные вопросы, и поэтому эффективность такой психотерапии под большим вопросом.

Сколько нужно ходить к психотерапевту?

Обычная схема такая — сколько лет вы болеете, столько месяцев психотерапии вам нужно. Однако люди разные, и здесь тоже возможны свои исключения. Вы можете вылечиться как позже, так и раньше. Оптимальная частота сеансов — два раза в неделю.

О чем можно говорить с психотерапевтом?

Обо всем. Даже если вы сомневаетесь, что вам стоит продолжать работу с данным специалистом — скажите ему. Весьма показательной будет его реакция — если фыркнул, иронизирует, смеется над вами — бегите, ищите другого. Выслушал, задал вопросы, вы успокоились — можно продолжать. Помните, что психотерапевт сам обязан проходить психотерапию с другим специалистом, поэтому если он психует, нервничает или смеется над вами — значит, у него свои проблемы, которых он пока не решил. Не стоит лечиться у такого.

Обо всех событиях в жизни и отношении к ним вы должны рассказывать максимально правдиво. Даже если вам стыдно о чем-то говорить — все равно говорите, и говорите о том, какие эмоции вызывает у вас эта беседа. Вы не должны ничего скрывать от врача, и хороший специалист всегда поможет вам со всем справиться. Если же он начал вас осуждать, ругать или относиться пренебрежительно к вашим проблемам — пора менять врача.

Как видите, найти «своего» врача — дело очень затратное и по усилиям, и по деньгам. Именно поэтому многие люди с депрессией даже не пытаются искать и просто пьют таблетки. И этот путь вы тоже можете выбрать. Далеко не у всех денег достаточно, чтобы позволить себе психотерапию даже по скайпу. Не вините себя в этом и не позволяйте другим делать это. На самый крайний случай всегда есть психолог в вашем психоневрологическом диспансере, он работает бесплатно. И это лучше, чем ничего. Но помните, что относительно к нему тоже работает правило «если тебе некомфортно — не стоит продолжать».

Можно выбирать психотерапевтические методы лечения депрессии – от нетрадиционных способов до гипноза. Можно годами разбирать с психотерапевтом ложные установки (когнитивная психотерапия при депрессии), внутренние конфликты (психодинамика), но без системного, цельного понимания устройства психики человека это будет сизифов труд.
Как же можно проработать то, что не осознано на уровне первопричин, скрытых в психике человека?

Что такое депрессия? Когда жизнь в тягость, потому что не ощущаешь вкуса. Ни от чего. Когда все кажется пустым и глупым, ненастоящим и бессмысленным. Когда в самые тяжелые мгновения посматриваешь на подоконник. А придя в себя, думаешь: «Мне нужна помощь. В одиночку не справлюсь». К кому обратиться? Какая психотерапия при депрессии эффективна? От ответа на этот вопрос зависит многое. Ваше душевное состояние через неделю, месяц, год. А иногда и сама жизнь.

Депрессия и когнитивная психотерапия, сеансы психодрамы, гипноз… Хотите знать, какие психотерапевтические методы лечения депрессии работают? Все просто. Поинтересуйтесь, насколько устойчивы результаты психокоррекции депрессии в разных методиках.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает беспрецедентную результативность в лечении депрессий различной природы. Это достигается за счет осознания причин и глубокой проработки внутренних состояний. Бессознательные механизмы психики в процессе лечения депрессии становятся осознаваемыми, а значит они перестают вами управлять. Эти механизмы универсальны. Раз приобретенные знания будут служить вам многие годы в разных ситуациях.

Депрессия, требующая психотерапии

В какой-то момент понимаешь, что книги, видео, сеансы арт-терапии, не помогают. Не имеет смысла НИЧЕГО, и это убивает! Со временем начинаешь задумываться, а есть ли смысл дышать и смотреть дальше это заезженное, пустое кино под названием «жизнь»? Солнечный диск выходит и заходит, люди умирают и рождаются, проживают жизнь так же глупо, как и тысячи лет назад. И ты ничего не можешь изменить! Хочется просто выключить эту жизнь. Помощь психотерапевта при депрессии такого вида остро необходима.

Как лечит депрессию психотерапевт

В этом состоянии человек чаще всего и попадает с депрессией в психотерапию. Через мутные очки отрешенности человек наблюдает за попытками психотерапевта найти причину страданий в отношениях с родителями (семейная психотерапия), в борьбе разных частей его психики (психодинамика), в неверных установках (когнитивная психотерапия при депрессии), внутренних конфликтах (психодинамика и психотерапия депрессий). Часто его болотное состояние «ничего не хочу» удается расшевелить обнаружением застарелых травм – воспоминания, слезы, попытки изменить свое отношение… Через несколько месяцев после последнего сеанса меланхолия часто возвращается.


Так происходит потому, что причина депрессии не выявлена, а главный вопрос при лечении депрессии остается без ответа. Часто человек напрямую задает этот вопрос психотерапевту: «Доктор, в чем смысл жизни?» Но психотерапевт не может передать другому человеку ощущение смысла жизни.

Сегодня только в системно-векторной психологии Юрия Бурлана человеческая психика изучена настолько глубоко, что позволяет выявить корни депрессии и дать ответы на экзистенциальные вопросы.

Психотерапия при депрессии в системно-векторной психологии

Описанному выше состоянию подвержено не более 5% людей на Земле.

Жажда реализации своих желаний порождает постоянный звуковой поиск: симфонии и философии, бозон Хиггса и виртуальные миры. Все это кажется чем-то близким и все-таки недостаточным – хочется большего. Это давление изнутри, эта неудовлетворенность, часто даже не обозначенная четким словом, – бесконечна. Бесконечно болезненна – это депрессия. Игнорировать звуковые желания не получается. Правильно определить это состояние, его корни, значит получить ключ к верной психокоррекции такой депрессии.

«Я не сумасшедший, не изгой. Мое природное желание – постигать глубокие смыслы этого мира». От первой сложившейся в уме причинно-следственной связи о своем Я со звуковика спадает напряжение. Постижение смыслов, Замысла – это его суть, его врожденное желание. И оно требует наполнения.

Дальнейшее изучение системно-векторной психологии дает сотни других взаимосвязей, которые шаг за шагом сплетаются в единую картину мира. Закономерную и системную. Каждое действие, каждое слово, каждое живое существо начинает «подсвечиваться» для обладателя звукового вектора смыслом.

Вчера он ходил в депрессии и нуждался в психотерапии, а сегодня с жадностью проживает каждую минуту. Проверяет законы человеческой психики и сам занимается психотерапией своей депрессии в каждом своем взаимодействии с людьми.

Нет в мире более естественного и действенного лечения депрессии и других тяжелых состояний, чем реализация того, для чего человек пришел в этот мир. В доказательство посмотрите на реализованных людей вокруг (врачей, инженеров, актеров, общественных деятелей), на тех, кому в удовольствие ежедневный труд. У них нет проблем? Есть. Но им даже в голову не приходит хандрить. Они верно выбрали путь своей реализации, они горят, проживая эту жизнь.

В системно-векторной психологии разработан огромный материал об устройстве человеческой психики, о том, как происходит реализация врожденных желаний в разных векторах и в их сочетаниях. Строго говоря, психотерапия депрессии возможна только в звуковом векторе, в других векторах не бывает депрессий, хотя по ошибке их состояния могут так называть.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

» Депрессивные расстройства

Альфрид Лэнгле

Психотерапия депрессивных расстройств
в современном экзистенциальном анализе.
Принципы и основные направления

Фрагмент книги Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.

Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии - депрессии. В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В процессе лечения пациенты должны обрести новую почву, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки (главным образом в процессе терапевтических отношений и переживания грусти). Эта цель предполагает ряд подготовительных и сопровождающих действий, направленных на то, чтобы размягчить, «растопить» затвердевшие в депрессивном страдании блокирующие структуры психики и открыть Person для процесса изменения.

1. Экзистенциальное понимание депрессии

С точки зрения экзистенцанализа, депрессия - это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни. Депрессия как расстройство психики имеет более или менее выраженную (первичную или вторичную) соматическую часть. Помимо этого она наносит вред персональному измерению, влияя на позиции и установки в отношении как внешнего мира, так и внутреннего, а также на способность к принятию решений, на духовное переживание мира и себя самого. Таким образом, депрессия затрагивает все измерения человека: телесное, психическое и персональное.

Специфическим в депрессивном расстройстве является то, что соотнесение с реальностями мира и с самим собой (прежде всего, с телом) как таковое остается практически ненарушенным. Основное расстройство касается персонального измерения. Утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл. То, что обычно радовало человека, что переживалось им как приятное, вызывающее интерес, блекнет, утрачивает краски. Этот феномен известен в психотерапии как «негативная аффицируемость » (negative Affizierbarkeit“). Его экзистенциальным аналогом выступает обеднение «духовной пищи» и утрата способности переживать ценности. Речь идет о содержаниях, благодаря которым наша жизнь обретает полноту, вызывая ощущение ее исполненности. Эти содержания делают для нас привлекательными наши отношения, порождая желание сохранять их как можно дольше. Ценности оказывают оживляющее, укрепляющее и питающее воздействие как на Person, так и на психику человека в целом (Längle , 2003a). Благодаря переживанию ценности устанавливаются отношения с глубокой структурой экзистенции - с самой жизнью. В своей основе депрессия - это неудача, которую потерпел человек в постижении ценности жизни.

Итак, можно сказать, что при депрессии нарушаются отношения с фундаментальной ценностью жизни, способность чувствовать и переживать ее.

Терапия депрессии

Экзистенциально-аналитическая терапия депрессии должна начинаться на всех уровнях (Frankl , 1982 a,b; Längle , 1991): на уровне отношений, на когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном уровнях, и это осуществляется сегодня во многих психотерапевтических подходах. Нас более всего интересует экзистенциальное ядро.

a) В экзистенциальном анализе при лечении депрессии особое внимание уделяется терапевтическим отношениям . Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Активное обращение к пациенту и его беде, эмпатическое вчувствование важны потому, что общение с терапевтом представляет собой новое соприкосновение с жизнью, благодаря которому пациент может согреться, и застывшие нормативные структуры смогут «оттаять». Таким образом, рядом с терапевтом пациент обретает возможность возобновить отношения с жизнью. Терапевт становится словно бы представителем самой жизни, при этом, благодаря активному обращению в процессе терапии, он в большей степени идет навстречу пациенту, чем на это способна реальная жизнь в ситуации депрессивного отступления.

b) Обращение к настоящему и разделение задач. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позволяющих установить близость с жизнью, все его отношения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта. Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование в конкретных условиях повседневности. Структура дня, фазы покоя, сон заслуживают особого внимания со стороны терапевта, поскольку все эти моменты способствуют разгрузке пациентов. Особенно важно выяснить, обращается ли, относится ли пациент эмоционально к тому, что делает (Längle , 1997; Nindl , 2001). Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью.

c) Работа над когнитивными структурами и неправильной атрибуцией. Этотшагне является специфическим для экзистенцанализа . Речь идет о раскрытии и осознании «замкнутых кругов мышления» - генерализаций, обобщений типа «всегда », «никогда », «все » и т.д., приводящих к истощению.

d) Мобилизация персональных ресурсов и упражнение в определении своей позиции. Здесьиспользуются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персональной способностью - находить и занимать собственную позицию.

Самодистанцирование (Selbst-Distanzierung) (Frankl , 1982a, b):

  • в отношении чувств (например, «сейчас чувства заморожены, но я не позволю этому состоянию определять мое поведение»);
  • в отношении ожиданий (например, ожидания чувства непременной радости от того, что человек что-то делает).

Мы пытаемся разработать с пациентами персональные способы обращения с негативными чувствами и такими тягостными состояниями, как отсутствие радости. Это важно, поскольку в обычных условиях радость помогает нам, обозначая области, где мы оказываемся ближе всего к жизни. Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В результате может происходить постепенное нарастание, эскалация негативного : человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возможность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период «черно-белого кино» (метафора депрессии) ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появятся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитивных знаниях (первая фундаментальная мотивация ), на интуитивном ощущении, что правильно, а что - нет (третья фундаментальная мотивация ), но не на дефицитарном чувстве (вторая фундаментальная мотивация ). Таким образом пациент освобождает себя от ожиданий позитивных эмоций и вместе с тем от разрушительного чувства, что он должен радоваться, но не может. Разрыв заколдованного круга «депрессия через депрессию» - важный элемент терапии депрессии (работа над позицией).

Самопринятие (Selbst-Annahme )

Здесь речь идет о том, чтобы всерьез отнестись к тому, что делаешь, или оказаться от этого дела. Важна установка, что само совершаемое действие тоже имеет ценность, которая, скорее всего, более значительна, чем кажется. Депрессивные пациенты склонны обесценивать все собственное (дела, результаты своих действий, достоинства и пр.) либо или воспринимать как норму («так и должно быть»), при этом они утрачивают открытость по отношению к ценности, которой реально обладают.

Например, если кто-то говорит, что любит рисовать, но рисованием почти не занимается, а постоянно сидит перед телевизором, то это может означать, что просмотр телепрограмм для человека на данном этапе важнее, чем рисование, однако он сам этого не осознает. Если собственная ценность определяется для человека перфекционистскими представлениями о себе как о художнике, то такого рода времяпрепровождение неизбежно приведет к фиаско («я не состоялся как художник...»). В подобных случаях в лечении депрессии речь должна идти о том, чтобы способствовать самопринятию человека и положить конец приступам порой ежедневного самообесценивания. Депрессивный человек полагает, что он не занимается важным, а тратит время на несущественное: ведь с точки зрения культуры, гораздо важнее рисовать, заниматься искусством, а то, что он делает сейчас, ровным счетом ничего не стоит. Однако не представляет ли телевидение для находящегося в депрессии человека особую ценность? Возможно, благодаря этому источнику информации у него возрастает чувство близости к реальной жизни, в результате чего ощущение одиночества теряет прежнюю остроту? И не является ли эта ценность экзистенциально более значимой, чем общепризнанная, но не способная согреть душу?

Если какая-либо ценность является реальным основанием для предпочтения определенного действия, то ежедневно будет происходить реальная оценка, заставляющая отдать ему предпочтение. Между тем, занятие позиции по отношению к этому реальному оцениванию у депрессивного человека, как правило, отсутствует или же оценивание не соотносится с той возможной ценностью, которой обладает «неправильное действие», поскольку ригидное нормативное мышление ничего подобного не допускает. Когда же человек открыто признает возможную ценность отвергаемого действия, происходит примирение с самим собой, и стресс, связанный с обесцениванием, уходит.

Персональное нахождение позиции (Personale Positionsfindung - PP ) (Längle , 1994b):

Цель данного метода заключается в том, чтобы перевести депрессивную «первичную эмоцию» в «интегрированную эмоцию» (Längle , 2003b). Эта попытка осуществляется с помощью трех шагов, каждый из которых кратко представлен ниже типичными вопросами:

PP1 - позиция по отношению к внешнему миру («позиция вовне»): Что реально происходит? Это действительно так? Откуда я об этом знаю?

PP2 - позиция по отношению к внутреннему миру («позиция внутрь»): Если это действительно так, что я утрачу? Мог бы я выдержать это хотя бы один раз ?

PP3 - позиция в отношении позитивного: О чем для меня идет речь в этой ситуации? Что для меня лично является важным, ценным в более широком жизненном контексте?

e) Переработка чувства, что ты потерпел неудачу. Следует обнаружить неспособность что-либо сделать и, начав отсюда, пройти по депрессивным ощущениям вплоть до позитивного ядра, благодаря чему негативное превращается в позитивное: «Имеется ли сильная сторона в том, что я считаю слабостью?» - «Действительно ли то, что я считаю неспособностью, является таковым, или же там тоже есть возможность Постоять За Себя?». Благодаря такой работе происходит понимание интенций поведения и устанавливаются отношения с собственной жизнью.

Например, на прием приходит пациентка с депрессивным расстройством. Поводом для визита послужило то, что она недавно снова оказалась на что-то «не способна». Она приняла приглашение своих подруг посидеть за чашкой кофе, дошла до дома одной из них, где они решили встретиться, уже собиралась нажать на кнопку звонка, но в последний момент вдруг передумала и вернулась домой. Там она закрылась от всех и предалась депрессивным переживаниям и мыслям. Она ощущала себя ни к чему не способной неудачницей. Это чувство еще более усиливалось из-за того, что она даже не позвонила подругам, чтобы извиниться.

«Неспособность сделать что-то» мы прорабатывали, используя феноменологический подход: что двигало ею, когда она решила принять приглашение и пойти к подруге? По какой причине она не нажала на кнопку звонка? Почему не позвонила подругам, возвратившись домой? Мы стремились обнаружить скрытую ценность ее действий. В результате поиска выяснилось, что в тот момент, когда она должна была нажать на кнопку звонка, ею завладело чувство, что она не может встретиться с подругами, потому что находится в состоянии депрессии. Она подумала, что лишит их радости, если придет с таким настроением. Теперь ей стало понятно, что повернулась и ушла она из благих побуждений - хотела защитить подруг. Иными словами, она вернулась домой из-за любви к близким людям. Благодаря пониманию собственных намерений исчезло чувство неспособности, неудачливости. И по отношению к своим депрессивным ощущениям она теперь находилась в персональной позиции. Своим, казалось бы, нелепым поступком она следовала ценности, которая была для нее чрезвычайно важной: оказать подругам дружескую услугу, не омрачать им радость встречи, не взваливать на них тяжесть своих проблем. Пациентка ушла с сеанса с чувством облегчения и по-своему растроганной. В дебрях депрессивных чувств она смогла встретить и принять себя.

f) Перебработка чувства вины и конкретизация ответственности. Депрессивное чувство вины определяется, с одной стороны, диффузным чувством ответственности, в котором нужно прояснить реальное содержание, истинную ответственность или фактическую вину. С другой стороны, оно исходит из завышенных представлений о ценности , которые также требуют критического отношения и пересмотра.

Кроме того, депрессивный человек склонен заполнять «пустоты ответственности », поэтому он предъявляет чрезмерные требования к себе и тем самым способствует возникновению фрустрации. Никто не может быть ответственен за чувства других людей, например за то, счастливы или несчастливы мать или отец. Однако депрессивный человек чувствует себя ответственным и одновременно неспособным что-либо сделать и виноватым, тем самым нагружая и истощая себя.

g) Работа над отношениями. Упражнение в принимающей установке по отношению к ценностям. Девиз: «Ежедневно делать что-то хорошее для себя!». Отвергающая, обесценивающая позиция по отношению к себе и связанная с этим утрата отношений с собственной жизнью должны быть пересмотрены и переработаны. Благодаря ежедневному упражнению, конкретным решительным действиям приобретается новый жизнеутверждающий опыт.

Для осуществления этой программы на практике пациенту предлагается следующий тезис: «Ничто не может быть хорошим, если оно не хорошо также и для меня». На этом этапе проводится работа с блокадами ценности, с восприятием ценности, с травматизациями или потерями. Недостаток витальности при эндогенной депрессии требует особого подхода в лечении, для чего в экзистенцанализе разработаны специальные шаги (Frankl , 1983). Важна также способность замечать и предотвращать истощение, соответственно пациент учится принимать профилактические меры.

h) Глубокая терапия, направленная на восстановление способности переживать фундаментальную ценность, процесс переживания грусти как главное условие терапии депрессии. Подготовительная работа на уровне ценностейпредваряет глубинный уровень экзистенциально-аналитической терапии. На этом уровне работа с пациентом заключается в том, чтобы вскрыть и сделать ощутимым то, что привело к выстраиванию негативной установки по отношению к жизни. Она делится на фазы гнева, грусти и мобилизации ресурсов путем дальнейшей проработки отношений и ценностей пациентов (Längle , 1993).

Очевидно, что если пациента спросить о том, хорошо ли, что он есть, и какое чувство у него вызывает вопрос «Нравится ли тебе жить? », это затронет болезненные стороны его жизни. Самую глубокую точку экзистенциально-аналитической терапии депрессий мы видим в том, чтобы заложить основу для новой установки пациента в отношении жизни. При этом очень важно помочь ему осознать, что эта новая установка вытекает из источника персональной жизни, который зарождается в предчувствии и чувствовании Бытия здесь.

Можно считать, что цель достигнута, если мы приходим к «Да» по отношению к жизни, - позиции, занятой не на рациональной, но на глубоко прочувствованной эмоциональной основе. Такое обретение персональной позиции происходит вслед за пониманием ценности жизни, навстречу которой пациент может вновь открыться. Он получает к ней доступ благодаря новым установкам и опыту. И тогда на основе нового решения он может подняться над депрессивными чувствами, ибо депрессия в нашем понимании - это утрата экзистенциальной фундаментальной мотивации и активного компонента персонального действия. Самое главное, что болезненные переживания заставляют забывать о том, насколько важно и необходимо обращение к жизни и жизненным ценностям. Вновь обрести эту способность помогает переживание грусти, а порой - гнева. Благодаря этим чувствам человек снова начинает ощущать в себе силу жизни: приносящую облегчение силу слез или укрепляющую и защищающую силу агрессии.

3. Терапия суицидальности

Работу с суицидальностью подробно описывает в своей всеобъемлющей книге Т. Ниндль (Nindl, 2001).

Суицидальность - часто встречающийся при депрессии феномен. Если представить себе, что человек на протяжении длительного времени вынужден жить под невыносимым грузом депрессии, утрачивая силы, страдая от неспособности действовать, от ощущения дефицита, недостатка чего-то, от чувства вины, утратив желания и радость жизни, перспективы и надежду, то суицидальные тенденции можно понять. С экзистенциально-аналитической точки зрения мы рассматриваем желание лишить себя жизни как симптом, который соответствует внутренней установке по отношению к жизни. Если учесть, что депрессивный человек оценивает свою жизнь, как ни на что не годную, как обузу для других, и потому - как источник непреодолимой вины, тогда суицидальность кажется логичным следствием и даже честным выражением переживания. Эта негативная оценка собственной жизни (в экзистенцанализе мы называем ее «негативной фундаментальной ценностью ») ведет не только к негативным чувствам, но и к персональной установке, которая содержит в себе решение против жизни. Поэтому суицидальность сама по себе - не болезнь, а решение человека, принятое в связи с болезнью. Решение осуществить то, что он думает и чувствует, то есть последовать за своей психической реальностью и своим убеждением. Это акт, который представляется ему истинно нравственным внутри рамок его отношений.

Существуют три основания, которые могут удержать депрессивного человека от саморазрушительного намерения: позитивная внутренняя установка по отношению к жизни, страх и недостаток силы. Последнее особенно характерно для середины тяжелых депрессивных фаз. Поэтому суицидальность в острой форме чаще всего проявляется в начале и в конце депрессивной фазы, когда у пациента достаточно силы, чтобы реализовать свое намерение. В конце фазы риск особенно высок, потому что в это время суицида никто не ждет, - ведь чисто внешне пациент чувствует себя лучше: негативные чувства в значительной степени отступили, активность и предприимчивость стали заметнее. И все же отсутствует основное - подкрепление утверждающей установки по отношению к жизни. Отступают видимые внешне депрессивные чувства и недостаток активности, но в глубине по-прежнему сохраняется и действует мрачная, отвергающая жизнь установка.

Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к жизни как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубокого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том , что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соответствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение - это установка, общее решение в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспоминаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, - это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

Другая форма внутренней позитивной установки по отношению к жизни коренится в вере. Это понимание ценности жизни, которое основано не только на особом субъективном опыте, но также и на откровении, божественном знании. И все же в этом случае терапевту следует быть внимательным: вера, которая не покоится на собственном опыте и не связана с воспоминаниями о позитивной ценности жизни, не всегда может выдержать давление и груз депрессии.

Наконец, скрытой формой позитивной внутренней установки является отказ от суицида из-за недостатка мужества. В этом чувстве «трусости», как пациенты называют свою установку в типичной самообесценивающей и аутоагрессивной манере, феноменологически обнаруживается неуверенность, сомнения, скрытая надежда, непризнанный импульс в отношении того, что в конце концов жизнь могла бы быть чем-то хорошим, или же, что она по своей природе неприкосновенна. За таким определенным и категорическим решением часто можно натолкнуться на содержание переживания, значение которого превышает любую логику и аргументацию. Терапевтам важно увидеть и учесть то, что скрывается за такими словами, потому что тогда они смогут лучше помочь пациенту в раскрытии его персональности.

В терапии суицидальности важно следующее:

a) предложить и проработать с пациентом понимание ситуации;

б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

a) Терапевт приглашает пациента поговорить о его желании совершить суицид, о его намерениях или планах. Поскольку здесь речь может идти о скрываемых намерениях, необходима эмпатическая формулировка, которая поможет пациенту либо услышать и принять вопрос, либо обойти скрываемое им намерение. Например: «Я хорошо понимаю положение, в котором вы сейчас находитесь. Вы несете огромный груз... И я допускаю, что в такой ситуации может исчезнуть желание жить, вплоть до того, что появляется мысль... вообще покончить с жизнью... Не возникает ли у вас такого чувства?» - Таким образом, пациент может почувствовать себя понятым и в случае согласия реагировать с облегчением. Помимо прочего, такое понимание укрепляет отношения с терапевтом.

Если пациент не испытывает подобных импульсов и чувств, то этот запрос в любом случае не причинит вреда. Некоторые терапевты боятся, что такой вопрос негативно повлияет на пациента или даже приблизит его к суициду. Человек, не имеющий суицидальных намерений, даже если он находится в состоянии депрессии, может воспринять этот вопрос скорее как вызов занимаемой им позитивной позиции в отношении жизненной ситуации и ответит что-нибудь вроде: «Моя ситуация не настолько тяжела!»

Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреагирует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикаментозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла. Тогда следует ожидать, что пациент с возмущением отвергнет это предположение.

Каким же образом можно распознать опасность диссимуляции ? С этой целью В. Франкл еще в 20-е годы предложил метод, который широко применяется и сегодня (Frankl , 1982a). В то время он возглавлял отделение, где находились суицидальные пациентки. Накануне их выписки он должен был оценить риск того, что они могут совершить суицид. Он разработал краткую технику опроса, с помощью которой можно было с необходимой точностью оценить опасность диссимуляции. Вопросы косвенно центрировались вокруг того, как пациент соотносится со смыслом. Автор метода опирался на следующее наблюдение: если пациент видит смысл в своей жизни, то это уменьшает риск суицида, если же он такого смысла не видит, то ничто не сможет его удержать. Смысл - важное вспомогательное средство (hilfsmittel), ресурс, позволяющий преодолеть суицидальность.

Обнаружение скрытой суицидальности начинается, как уже отмечалось, с расспроса о возможных суицидальных тенденциях. Если пациент намерен диссимулировать, то он будет стараться рассеять сомнения терапевта: «Нет, таких мыслей у меня нет... Такое никогда бы не пришло мне в голову... Не стоит беспокоиться!» и т.п. При подобном ответе возможную диссимуляцию поможет раскрыть вопрос, на первый взгляд, неожиданный: «Почему бы вы этого не сделали? Что дает вам такую уверенность?» В случае диссимуляции пациент обычно удивляется, начинает заикаться: «Нет, скорее - нет, я этого не сделаю, не беспокойтесь, будьте уверены, я этого не сделаю...!» Диссимуляция распознается на основании того, что человек не может соотнестись со смыслом и задать некое конкретное содержание. Если же пациент не диссимулирует, он спокойно приводит свои аргументы, например, говорит: «У меня есть семья... есть та или иная задача... я не хотел бы делать это, зная, как будет страдать жена... из страха перед Богом...» и т.д.

б) Пациентов с суицидальными намерениями спрашивают, могут ли они пообещать , что ничего с собой не сделают. Не рекомендуется задавать вопрос общего характера: «Вы можете пообещать, что не убьете себя?» Большинство людей не смогут дать такое обещание. Вопрос должен быть более конкретным и рассчитанным на определенный временнóй интервал: «Можете ли вы пообещать мне, что в этом месяце (или на этой неделе) не причините себе вреда?» В тяжелых случаях вопрос должен быть еще более узким: «Можете ли вы пообещать мне, что завтра мы снова увидимся?»

В острых и особо острых случаях единственное содержание, которого может касаться обещание, - отношения между терапевтом и пациентом, а не возможный поступок. «Можете ли вы пообещать мне, что в любом случае свяжетесь со мной, если ваши мысли будут вращаться вокруг самоубийства? Можете ли вы пообещать, что позвоните мне, если поймете, что не сможете больше гарантировать, что ничего с собой не сделаете? Пообещайте мне, что в таком случае вы наверняка позвоните, будь то ночь или день, прежде чем решитесь на этот поступок». Необходимо скрепить это обещание рукопожатием, при этом открыто посмотреть друг другу в глаза. Если пациент стремится избежать рукопожатия (или оно некрепкое), если он избегает взгляда, то следует настоять, чтобы скрепление договоренности прошло нормально. Если больной пойдет на это, то можно гарантировать с большой вероятностью, что он не нарушит своего обещания. Такое обещание имеет большой вес, ибо тяжело умирать с нарушенным обещанием!

в) Если получить от пациента обещание не удается, то ситуацию следует рассматривать как критическую, как имманентный суицид. В таком случае нельзя оставлять пациента одного. Рекомендуется госпитализация. Если это невозможно, то следует организовать социальную сеть из заслуживающих доверия лиц, которые в состоянии взять на себя ответственность и гарантировать, что они проявят бдительность. Будет фатальной ошибкой отправить пациента домой, не убедившись в том, что он там ему будет обеспечен надежный присмотр (при этом нельзя полагаться только на заверения пациента!).

4. Профилактика депрессии

Рассмотрим еще несколько пунктов, касающихся предотвращения депрессии и психогигиены.

a) Экономия и восстановление сил (уход за силами) . Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствительным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе, во время вождения автомобиля, даже в процессе мытья посуды поздно вечером после рабочего дня. Такие стрессовые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражительности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, т.к. отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

b) Медикаменты. К уходу за силами и, таким образом, к области первого фундаментального условия исполненной экзистенции («первая фундаментальная мотивация» - Längle , 1992b; 1999), относится также использование медикаментов. Продолжительный прием антидепрессантов, а также лития - проверенное средство профилактики депрессии.

c) Уход за ценностями. Для сохранения радости жизни и жизненной силы, важно уделять внимание тому, что нравится. Фундаментальное чувство - хорошо, что ты живешь, что ты есть на свете - должно сохраняться и по возможности усиливаться. Для этого важен опыт, который ведет человека к отношениям с ценностями. Имеется в виду следующее:

  • Ухаживать за приятными переживаниями, понимая, что там, где радость, - там жизнь. Недостаточно знать, что было бы полезно, нужно также переживать это и делать .
  • Наслаждаться ценностями переживания , уделять им время, обращаться к ним.
  • Ухаживать за отношениями.
  • С вещами, которые важны для человека, обращаться как с ценностью - это культура жизни.
  • Ухаживать за телом, больше двигаться, заниматься спортом. Обращать внимание на хорошее физическое самочувствие. Для чувств тело – как воск для пламени свечи.

d) Обращение к жизненным препятствиям , к тому, что отнимает у человека жизнь:

  • Задать себе вопросы относительно причины нагружающих чувств (Belastende Gefühle ) и обсудить их с другими.
  • Начать грустить , если грусть отсутствует.
  • Обратиться к разочарованиям и потерям , принять чувство, связанное с неудачей или отказом. Если обращение к этим жизненным препятствиям отсутствует, то душа держится за то, что отрицается разумом, а это неизбежно приведет к депрессии.

e) Бережное использование времени. Время - это всегда время жизни. Благодаря бережномуиспользованию времени человек обращает внимание на любовь к собственной жизни. Конкретно это означает: по возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второстепенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

f) Специальная работа над установками. Депрессивный человек склонен к установке подчинения, особенно в начале депрессии. Ему свойственно приспосабливаться, чтобы «заслужить» ценную близость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надлежит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрессивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя. Работа с установками желаний :желания таят в себе опасность латентной пассивности. Человек отдан желаниям, если он ожидает, что их выполнят другие. Из-за фиксации на желании обладать чем-то, чего у него нет, человек переживает дефицитную сторону жизни значительно сильнее. Основное правило гласит: желания хороши до тех пор, пока сохраняется возможность отказаться от них. Работа над установкой самоуважения : для сохранения или роста самоуважения важно чувствовать проявления неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение. Если оно есть, то в качестве профилактики важно поговорить об этом.

Литература

  1. Distelkamp Ch. (1987) Existenz in der Depression. In: Längle A., Funke G. (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 15-19.
  2. Frankl V.E . (1982a) Ärztliche Seelsorge. Wien: Deuticke.
  3. Frankl V.E. (1982b) Psychotherapie in der Praxis. Wien: Deuticke.
  4. Frankl V.E. (1983) Theorie und Therapie der Neurosen. München: Reinhardt.
  5. Kühn R. (1987) Auch Schwermut ist Noch-Mut. Versuch einer phänomenalen Einübung. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3, 20-25.
  6. Längle A. (1984) Das Seinserlebnis als Schlüssel zur Sinnerfahrung. In: Sinn-voll heilen. Viktor E. Frankls Logotherapie - Seelenheilkunde auf neuen Wegen. Freiburg: Herder, 47-63.
  7. Längle A. (1986) Existenzanalyse der therapeutischen Be­ziehung und Logotherapie in der Begegnung. In: Längle A (1986) (Hg) Die therapeutische Beziehung. Tagungsbericht der GLE 2, 1 (von 1985). Wien, GLE-Verlag, 55-75.
  8. Längle A. Funke G. (Hg) (1987) Mut und Schwermut. Existenz­analyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3, 2 (von 1987). Wien: GLE-Verlag.
  9. Längle A. (1987a) Depression oder Selbst-Pression? Existenz­analytische Grundstrukturen und Therapie psychogener und noogener Depressionsformen. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 94-128.
  10. Längle A. (1987b) Mut und Schwermut. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3/87, 9-14.
  11. Längle A. (1987c). Recenti sviluppi dei metodi logoterapeu­tici. In: Lineamenti per una Classificazione delle psicoterapie a cura di Luigi Peresson. Edizioni CISSPAT, Padova, 111-118.
  12. Längle A. (1988) Was ist Existenzanalyse und Logotherapie? In: Längle A (Hg) Entscheidung zum Sein. V. E. Frankls Logotherapie in der Praxis. München: Piper, 9-21.
  13. Längle A. (1990a) Existential Analysis Psychotherapy. In: The Internat. Forum Logotherapy, Berkeley, 13, 1, 17-19.
  14. Längle A. (1990b) A Case History in Existential Analysis Psychotherapy. In: The Intern. Forum for Logotherapy, Berkeley, 13, 2, 101-106.
  15. Längle A. (1990c) Anmerkungen zur phänomenologischen Haltung und zum Wirklichkeitsbegriff in der Psychotherapie. In: Längle A (Hg) Selbstbild und Weltsicht. Phänomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. Wien: GLE-Verlag, 44-46.
  16. Längle A. (1990d) Methode der existenzanalytischen Psychotherapie. In: Zeitschr. f. klin. Psychopath., Psychother. 38, 253-262. En español: La terapia analitico-existencial, ejemplificada a traves de una entrevista. In: Logoteoria, Logoterapia, Logoactitud. Revista de la Sociedad Argentina de Logoterapia, Buenos Aires, Mayo 1990, 16-21.
  17. Längle A. (1991) Depressive Verstimmung und Persönlichkeit, depressives Verhalten. Eine Fallstudie zur Interaktion von Psychopharmaka und existenzanalytischer Psychotherapie. In: Danzinger R (Hg) Psychodynamik der Medikamente. Interaktion von Psychopharmaka mit modernen Therapieformen. Wien/New York: Springer, 47-54.
  18. Längle A. (1992a) Der Krankheitsbegriff in Existenzanalyse und Logotherapie. In: Pritz A, Petzold H (Hg) Der Krankheitsbegriff in der modernen Psychotherapie. Paderborn: Junfermann-Verlag, 355-370.
  19. Längle A. (1992b) Was bewegt den Menschen? Die existentielle Motivation der Person. Öffentl. Vortrag, Tagung der GLE in Zug/CH, 3. 4. 1992; publ..: Die existentielle Motivation der Person. In: Existenzanalyse 16, 3, 1999, 18-29.
  20. Längle A. (1993) (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE. S. 38-58.
  21. Längle A. (1994a) Existenzanalyse und Logotherapie. In: Stumm G, Wirth B (Hg) Psychotherapie - Schulen und Methoden. Eine Orientierungshilfe für Theorie und Praxis. Wien: Falter-Verlag, 187-192.
  22. Längle A . (1994b) Personale Positionsfindung. In: Bulletin der GLE 11, 3, 6-21.
  23. Längle A. (1997) Burnout - Existentielle Bedeutung und Möglichkeiten der Prävention. In: Existenzanalyse 14, 2, 11-19.
  24. Längle A. (1998). Ursachen und Ausbildungsformen von Aggression im Lichte der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse 15, 2, 4-12.
  25. Längle A. (1999) Existenzanalyse - Die Zustimmung zum Leben finden. In: Fundamenta Psychiatrica 12, 139-146.
  26. Längle A. (2000) Depression. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer
  27. Längle A. (2003a) Wertberührung - Bedeutung und Wirkung des Fühlens in der existenzanalytischen Therapie. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 49-76.
  28. Längle A. (2003b) Zur Begrifflichkeit der Emotionslehre in der Existenzanalyse. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 185-200.
  29. Lleras F. (2000) Existenzphilosophie. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer.
  30. Nindl A. (2001) Zwischen existentieller Sinnerfüllung und Burnout. Eine empirische Studie aus existenzanalytischer Perspektive. In: Existenzanalyse 18, 1, 15-23.
  31. Pieringer W. (1993) Zum Methodenstreit in der Psychotherapie. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 119-132.
  32. Tellenbach H. (1993) Phänomenologische Analyse der mitmenschlichen Begegnung im gesunden und im psychotischen Dasein. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 88-102.
  33. Tutsch L. (1987) Existenzphilosophie und Depression. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 52-61.
  34. Winklhofer W. (1987) Psychiatrie und Existenzanalyse der Depression: «Vom Katecholaminstoffwechsel zur noetischen Dimension.» In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 38-51.

Научная редакция А.С. Баранникова, Г.А. Петровой.

Первичная эмоция - первое спонтанное, нерефлексируемое чувство. Интегрированная эмоция - обработанное непосредственное впечатление, соотнесенное с общей структурой значимых ценностей. - Прим научн. ред.

© Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.
© Публикуется с разрешения издательства



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!