Информационный женский портал

Катание на лыжах: основные приемы. Изучение и совершенствование техники спусков с гор, подъемов, торможения различными способами

При передвижении на лыжах по пересеченной местности спортсменам-лыжникам, туристам и школьникам во время прогулок приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов - "полуелочкой" и "елочкой". Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему довольно часто пользуются подъемами "полуелочкой", "елочкой" и даже "лесенкой".

Подъем "елочкой" (рис. 22) применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка. Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.

> Торможение плугом

Торможение "плугом". Применяется при прямых спусках и позволяет одновременно тормозить обеими лыжами. Для этого задники лыж нужно развести в стороны, носки соединить, наружные ребра лыж приподнять, а внутренние несколько нагрузить. Лыжник чуть уменьшает наклон туловища, затем отклоняется назад, чтобы при торможении не упасть вперед. Руки с палками немного вытянуты вперед, кисти сближены. Разведение лыж осуществляется плавным давлением каблуков ботинок наружу. Угол разведения лыж и крутизна кантования зависят от скорости лыжника на спуске, характера снежного покрова, торможения.

ТЕМА:

«ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»

Методика обучения спуска на лыжах

Учитель физкультуры гимназии №105

Курочкина Е.А.

Серия обучающих программ по разделу «Лыжная подготовка»

(начальная школа 1-3 классы)

I. Одновременный бесшажный ход

1. Описание техники.

Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.

1 2 3 4 5 6 7

Учащиеся должны знать, что:

а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;

б) нужно выполнять законченный толчок палками;

в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;

г) нельзя широко ставить палки на снег;

д) нельзя приседать при толчке;

е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.

Учащиеся должны уметь:

а) имитировать лыжный ход на месте без палок и с палками.

Серия учебных заданий

Действия

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация).

И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.).

Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах.

Вторая

Имитация хода на месте с палками.

И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.).

Уметь выполнять законченные маховые движения палками.

Третья

Передвижение на лыжах по учебному кругу.

1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м).

2. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в быстром темпе одновременные толчки палками (3-4 р. по 10-20м).

3. Передвижение по ровной лыжне при хорошем скольжении. Выполнять одновременные толчки палками (3-5 р. по 10-15 м).

Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища.

Уметь быстро выполнять одновременные толчки палками.

Уметь продвигаться, не делая остановок, за счет усилия нажима на палки.

Четвертая

Передвижение на лыжах по учебной лыжне.

Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход.

Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку.

Пятая

Передвижение на лыжах по дистанции.

Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход.

Уметь правильно применять ход с учетом рельефа.

3. Игровые задания.

1) На отрезке 10-20 м выполнить наименьшее количество отталкиваний палками (лучшее отталкивание, законченное движение руками и больший прокат на лыжах).

2) На скорость «Кто быстрее?» Быстрое отталкивание палками на отрезке 20 м. Кто первым придет к финишу.

СПУСКИ НА ЛЫЖАХ

1. Описание техники спусков.

Обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.

Существует три разновидности стоек: основная, высокая и низкая.
ОСНОВНАЯ СТОЙКА

Отличается от основной более выпрямленным положением туловища, ноги слегка согнуты для амортизации неровностей спуска, одна лыжа немного выдвинута вперед для удержания равновесия в переднезаднем направлении. Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах.

ВЫСОКАЯ СТОЙКА

НИЗКАЯ СТОЙКА

Применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. В низкой стойке лыжника ноги сильно согнуты, туловище наклонено вперед, руки с палками вытягивают вперед. Вес тела равномерно загружает стопу ног.

Учащиеся должны знать, что:

а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;

б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;

в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;

г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;

б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;

в) проходить весь спуск без особого напряжения.

Серия учебных заданий

Действия

(информационный кадр)

Упражнения

(операционный кадр)

Контрольное упражнение

(контрольный кадр)

Первая

Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок.

Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз).

Вторая

Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок.

1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз).

2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз).

3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз).

Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку.

Уметь правильно применять положение низкой стойки. Выполнить на оценку.

Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку.

Третья

Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок.

1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз).

2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз).

3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз).

4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз).

5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз).

6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза).

7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза).

8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз).

То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз).

9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.).

Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку.

Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж).

Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи.

Уметь удержать равновесие.

Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую.

Уметь удержать равновесие в составе группы.

Уметь согласованно действовать в группе.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Четвертая

Выполнение на склонах заданий с использованием предметов.

1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза).

2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком (рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза).

3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза).

4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз).

5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза).

6. Во время спуска бросать снежки в цель.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения.

Уметь удерживать равновесие и попасть в цель.

Пятая

Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками.

Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз).

Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.

Шестая

Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками.

1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз).

2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз).

3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз).

4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха».

ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ

Описание техники

I. ПОДЪЕМ СТУПАЮЩИМ ШАГОМ

Применяется в тех случаях, когда подниматься скользящим шагом уже невозможно, а применять «полуелочку» или «елочку» еще нецелесообразно. Координация движений этим способом в принципе та же, что и в попеременном двухшажном ходе, только отсутствует фаза скольжения и меняется ритм работы рук. Делается по возможности широкий шаг с прихлопыванием лыжи, этим самым улучшается сцепление со снегом. Туловище наклоняется вперед, палки ставятся под небольшим углом к склону горы, увеличивается сила и продолжительность отталкивания ими. Перерывы в опорных положениях рук исчезают.

Является по существу разновидностью попеременного двухшажного хода и применяется на пологих склонах. Передвигаясь на равнине этим способом и переходя на подъем, сохраняется общая координация движений, но в структуре хода происходит перестройка: ликвидируется прокат и создается непрерывное приложение усилий; еще не окончили толчок рука и нога, как уже вступают в работу другая нога и рука. Нога выносится стопой и наклоненной вперед голенью, лыжа выносимой ноги нагружается весом тела как можно позже.

II. ПОДЪЕМ СКОЛЬЗЯЩИМ ШАГОМ

Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;

б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;

в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Подъем ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнений на ровной площадке.

1. Передвигаясь в медленном темпе по лыжне (шеренгой), выполнить упражнение ступающим шагом (ходьба) (3-4 раза) (20-25 м).

2. Передвигаясь в медленном темпе по целине (глубокому снегу), выполнить упражнения ступающим шагом (3-4 раза) (10-15 м).

3. Передвигаясь вперед по мягкой лыжне, быстрыми шагами, поднимая лыжи.

Вторая

Передвижение на лыжах – подъем по отлогому склону.

1. Передвижение «в подъем» «ступающим шагом» (3-5 раз) (15-20 м).

2. Выполнить подъем «ступающим шагом» в виде бега короткими шагами до 10-15 м (3-5 раз).

3. Опробовать подъем (крутизна 5 °, длина 10-15 м) скользящим шагом (3-5 раз).

Выполнить упражнение на оценку.

Выполнить упражнение как соревнование. Игра «Кто быстрее добежит до флажка?»

Ученикам 3 кл. выполнить упражнение на оценку.

III. ПОДЪЕМ «ЁЛОЧКОЙ»

Применяется на более крутых склонах, когда ступающим шагом преодолеть подъем трудно. Чтобы избежать скатывания вниз, необходимо увеличить сцепление лыж со снегом за счет разведения носков лыж в стороны. След от лыж напоминает ветки елочки, поэтому способ получил такое название. Лыжи ставятся на внутренние ребра. При этом пятки лыж не должны перекрещиваться. Палки ставятся по бокам и сзади лыж.

IV. ПОДЪЕМ «ПОЛУЁЛОЧКОЙ»

Применяется при преодолении склонов наискось. Лыжник одной лыжей (опорной) шагает по склону, разводя носок лыжи в сторону, а другой скользит по лыжне прямо. Шаг верхней ноги всегда длиннее, нижней. Палки работают так же, как и при подъеме ступающим шагом.

Проверка готовности учащихся к обучению подъемом «елочкой» и «полуелочкой».

Учащиеся должны знать, что:

а) нужно лыжи ставить на внутреннюю часть;

б) должна быть достаточная опора на палки;

в) при подъёме «ёлочкой» носки лыж нужно достаточно широко разводить в стороны;

г) нельзя низко наклонять туловище.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Подъем «елочкой» и «полуелочкой». Выполнение упражнений на ровной площадке.

1. Стоя на месте, по команде принять положение «полуелочки», «елочки» (3-5 раз).

2. Передвигаясь в медленном темпе (разомкнутой шеренгой), выполнить «елочку», «полуелочку» (3-5 раз по 10-15 м).

Уметь правильно разводить носки лыж, палки ставить сзади.

Вторая

Выполнение упражнений на склоне крутизной до 10 ° протяженностью до 15-20 м.

1. Выполнить подъем «елочкой» и «полуелочкой» в медленном темпе (3-5 раз каждый).

2. Выполнить подъем в виде медленного бега короткими шагами (3-5 раз).

Выполнить на оценку.

Учащимся за правильно (техника) выполненный подъем поставить оценку.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЫЖАМИ

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»

Применяется на прямых спусках со склонов малой и средней крутизны. «Плуг» начинается с разведения лыж в стороны и давления на них каблуками ботинок; носки лыж остаются вместе, пятки лыж широко разведены в стороны, лыжи ставятся на внутренние ребра; колени сводятся вместе, туловище и руки принимают положение, как и при спуске в основной стойке; вес тела распределен равномерно на обе лыжи.

Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) торможение «плугом» применяется для уменьшения скорости на спусках или полной остановки;

б) во время торможения носки лыж должны быть вместе, пятки лыж разведены в стороны;

в) лыжи необходимо поставить на внутренние ребра, вес тела распределить равномерно на обе лыжи;

г) положение туловища и рук с палками должно быть, как при спуске в основной стойке.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «плуга» на месте и при спуске со склона;

б) снижать скорость при спуске;

в) делать полную остановку после спуска.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Из основной стойки принять положение «плуга» (8-10 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и равномерно распределить вес тела.

Вторая

Разучивание торможения «плугом» при спуске по пологому склону.

1. Во время спуска сохраняется принятое положение, как и на равнине (5-7 раз).

2. Во время спуска несколько раз изменить ширину «плуга», из узкого перейти в широкий и наоборот (5-7 раз).

3. Начав спуск в основной стойке (лыжи параллельно) и проехав в таком положении 3-5 м до ориентира (флажок или палка) перейти в «плуг». После этого снова принять основную стойку до следующего ориентира, затем опять плуг (5-7 раз).

4. При спуске по команде «Быстрее!», «Медленнее!» регулировать скорость движения (3-4 раза).

5. Соревнования на быстроту торможения (при определенной длине разгона).

Уметь ставить лыжи на ребро и правильно выполнять стойку при спуске.

Не допускать перекрещивания носков лыж.

Научиться регулировать движения за счет сведения и разведения лыж.

Выполнить упражнение на оценку.

Третья

Разучивание торможения «плугом» на выкате после спуска.

1. После спуска на выкате принять положение «плуга» до полной остановки (4-6 раз).

2. После спуска на выкате до установленного ориентира выполнить полную остановку «плугом» (3-5 раз).

Уметь достаточно широко разводить пятки лыж и выполнять равномерное давление на обе лыжи.

Выполнить упражнение на оценку.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ТОРМОЖЕНИЯ УПОРОМ («ПОЛУПЛУГОМ»)

Применяется на косых спусках малой и средней крутизны. Нужно перенести вес тела на верхнюю лыжу, а нижнюю поставить на ребро в положение упора. Носки лыж удерживаются на одном уровне. При необходимости увеличения торможения нижнюю лыжу ставят больше в сторону.

Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) при торможении нельзя выводить нижнюю лыжу далеко вперед, создавая перекрещивающиеся лыжи.

б) нельзя выпрямлять ногу с верхней лыжей, на которой происходит скольжение, и, наоборот, нельзя сгибать отведенную в сторону (в упор) ногу с нижней (упоровой) лыжей.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «полуплуга» на месте и при спуске правой и левой лыжей;

б) уменьшать или увеличивать величину упора в движении на спуске, регулируя тем самым скорость передвижения.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.

Из основной стойки принять положение упора («полуплуга») (5-7 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и распределить вес тела.

Вторая

Разучивание стойки упора на пологом ровном склоне.

1. Учащиеся стоят боком к склону. При движении перейти к положению торможения упором, правой и левой ногами (5-7 раз).

2. При медленном, на середине спуска, спуске перейти на торможение упором, затем снова принять положение основной стойки и продолжить спуск (5-7 раз).

3. Начав медленно спускаться по склону и проехав до ориентира (лыжная палка), перейти в упор «полуплуг», затем снова продолжить спуск в основной стойке до следующего ориентира и т.д. (5-7 раз).

Уметь выполнять торможение правой и левой лыжей.

Уметь регулировать движение в зависимости от величины угла сведения упоровой лыжи.

Прочувствовать, как меняется скорость в зависимости от упора лыжей. Выполнить упражнение на оценку.


Успешное овладение техникой спусков позволяет быстро и безопасно передвигаться по пересеченной местности во время прогулок, туристических походов и соревнований по лыжным гонкам. Максимальная скорость движения на склоне во многом зависит от стойки спуска. Большое влияние оказывают крутизна и длина склона, условия скольжения и качество инвентаря.

Низкая стойка применяется на прямых, ровных и открытых склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска. В этом положении ко­лени сильно согнуты, туловище наклонено и подано вперед, руки вытянуты также вперед, локти опущены и прижаты. Лыжник в этой стойке принимает достаточно обтекаемое положение и значительно снижает лобовое сопротивление. На высокой скорости некоторые неверные движения или положения могут заметно мешать достижению максимальной скорости для данных условий.

Так, даже отведение локтей в сторону при определенных условиях снижает скорость спуска до 5-10%. Однако длительное применение очень низкой стойки в лыжных гонках не всегда целесообразно. С одной стороны, это снижает устойчивость, так как ухудшаются возможности для амортизации неровностей склона, а также нет необходимого отдыха для мышц ног. Это не позволит после спуска продолжать энергичную борьбу на трассе лыжных гонок.

Спуск в низкой

Высокая стойка применяется для временного уменьшения скорости спуска за счет увеличения сопротивления встречного потока воздуха. Для большего торможения следует еще выпрямиться и развести руки в стороны. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска. Длительно спускаться в высокой стойке нецелесообразно: слишком ве­лика потеря скорости, да и преодоление неровностей склона тоже затруднено.

Спуск в высокой стойке

Стойка отдыха применяется на достаточно длинном и ровном склоне. Она позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спины. С этой целью лыжник несколько выпрямляет ноги, наклоняется вперед и опирается предплечьями на бедра. Это обеспечивает меньшее сопротивление воздуха, чем в основной стойке, а условия для отдыха и восстановления дыхания лучше; однако устойчивость в случае наезда на неровности несколько хуже.

Обучение всем видам стоек начинается на ровном месте. Затем после показа учитель выполняет спуск по ровному Спуск в стойке отдыха

некрутому (до 4-5°) склону небольшой длины. Снежный покров должен быть хорошо укатан, но не леденист. Постепенно крутизна склона увеличивается (до 10°), но значительно удлинять склон не следует. Только после того как ученики уверенно будут спускаться с таких склонов, можно переходить к более крутым и длинным. Главная задача – научить уверенному спуску на высокой скорости. Постепенность усложнения заданий позволит освоить стойки спусков, избежать падений и травм и уверенно преодолеть чувство страха перед скоростью и крутизной спусков.

Способы преодоления подъемов на лыжах

При передвижении на лыжах по пересеченной местности спорт­сменам-лыжникам, туристам и школьникам во время прогулок приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечи­вающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов – «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему до­вольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой».

Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни. При благоприятном стечении обстоятельств квалифицированные лыжники преодолевают подъемы крутизной до 5° по­переменным двухшажным ходом, не снижая соревновательной скорости. В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.

Во всех этих способах нет фазы свободного скольжения и фазы скольжения с выпрямлением ноги. При подъеме скользящим шагом фазы скольжения и стояния лыжи по времени примерно равны. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъемов.

Подъем скользящим шагом

По сравнению с попеременным двухшажным ходом при подъе­ме скольжением увеличивается наклон туловища, умень­шается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног – они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, «замах» почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками стано­вится непрерывной. С дальнейшим увеличением крутизны подъе­ма все эти изменения в технике по сравнению с попеременным двухшажным ходом еще более заметны.

Все это диктуется необходимостью увеличить сцепление лыж со снегом и избежать их проскальзывания. Увеличивается и угол от­талкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75°. Отталкивание ногой становится более продолжительным. Свободная нога выполняет маховое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги вперед недопустимо «выскальзывание» стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.

Подъем скользящим шагом изучается со школьниками вначале на пологих подъемах (до 3°) на хорошо подготовленной лыжне. Предварительно набрав скорость на ровном участке, школьники преодолевают отрезок подъема длиной 25-30 м. Постепенно с освоением техники преодоления подъема скользящим шагом крутизна склона увеличивается до 5-6°. Но спешить с дальнейшим увеличением крутизны подъемов не следует до тех пор, пока школьники прочно не освоят технику скользящего шага. Преждевременный переход на более крутые склоны затрудняет у школьников освоение техники их преодоления. Большую роль при этом играет физическая подготовка, особенно уровень развития силы мышц плечевого пояса.

Подъем беговым шагом применяется на склонах средней крутизны, а при плохом скольжении – и на более пологих подъемах. Переход на этот способ преодоления подъема зависит и от других факторов. При этом наблюдается значительное сокращение времени скольжения, что может привести к временному переходу на бег с фазой полета. В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полусогнутых ногах при сохранении многих деталей подъема скользящим шагом.

Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой затраты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых затруднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.

Подъем «полуелочкой» применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по на­правлению движения, а нижняя отводится носком в сто­рону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекре­стной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, Подъем «полуелочкой»

Подъем «елочкой» применяется на довольно крутых скло­нах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем сту­пающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название это­го способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.

Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение

про­водить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный на­клон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повто­рений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, мож­но предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.

Особых затруднений изучение этого способа у школьников не вы­зывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное распо­ложение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно ученики легко осваивают этот способ подъема. Затем следу­ет научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное канто­вание лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.

Способы торможений

Торможение при спусках – это вынужденная мера для сниже­ния скорости. Обычно спортсмены-лыжники проходят трассу без торможений. К торможениям приходится прибегать в случае появления неожиданного препятствия, падения впереди идущего участника, помехи зрителей, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточном уровне подготовленности спортсмена.

Торможение «плугом» применяется на спусках раз­личной крутизны, в туристских походах и на прогулках. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться, но в лыжных гонках применяется редко – сильнейшие лыжники практически его не используют.

Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.

Обучение торможению проводится по общепринятой схеме (рассказ – показ – объяснение), затем ученики выполняют имитацию движений в этом способе торможения. Вначале на ровном месте школьники после показа и рассказа несколько раз принимают рабочую позу (положение «плуга») и выполняют пружинистые полуприседания. Учитель проверяет правильность принятого положения. Затем на склоне средней крутизны школьни­ки поочередно выполняют торможение, принимая позу сразу после начала движения на вершине горы, и сохраняют это положение до конца спуска или до остановки.

Овладев равномерным торможе­нием, можно перейти Торможение плугом

к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.

Затем школьники выполняют торможение уже по команде преподавателя.

Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У школьников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.

Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.

Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».

Ученики, хорошо освоившие торможение «плугом»,обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько Торможение плугом

раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем школьники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).

Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спорсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.

Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого тор­можения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.

При движении по склону на большой скорости при неожиданно появившихся препятствиях возникает порой необходимость резко затормозить или даже остановиться. Если расстояние до препятствия слишком мало, единственный способ предотвратить столкновение – преднамеренное падение. Управляемое падение уменьшит возможность получения травм и позволит быстро подняться и продолжить движение. Перед падением необходимо присесть, а затем падать (мягко «завалившись») назад в сторону – на бедро и на бок. Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки с палками лучше разбросать вверх по склону. Из этого положения, садясь, а затем опираясь на палки, легко встать и, развернув лыжи, вниз по склону продолжить движение.

В том случае, если при падении лыжи оказались перекрещены, необходимо, перевернувшись на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем вновь перевернуться на бок (лыжи поперек склона) и встать. В исключительных случаях, когда торможение лыжами невозможно (в туристическом походе, на прогулке – при глубоком снежном покрове), а падение нецелесообразно, лыжники могут применить торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, двумя между лыж). Эти способы помогут несколько снизить скорость в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В лыжных гонках такие способы торможения не применяются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!