Информационный женский портал

Стадии лихорадки у детей. Лихорадка у детей: от симптома к диагнозу. Другие причины развития лихорадочного синдрома

В структуре инфекционной патологии у детей острые кишечные инфекции (ОКИ) занимают одно из ведущих мест. По данным экспертов ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется более 1 млрд случаев диарей (60-70% составляют дети в возрасте до 5 лет); умирает около 3 млн детей дошкольного возраста.
Возбудители кишечных инфекций принадлежат к разнообразным таксономическим группам. В роли этиологических агентов выступают бактерии (шигеллы, сальмонеллы, диареегенные эшерихии, иерсинии, кампилобактеры, стафилококки, клебсиеллы и др.); вирусы (рото-, адено-, энтеро-, астро-, короно-, торо-, кали- цивирусы и др.); простейшие (лямблии, криптоспоридии и др.).
Кишечные инфекции имеют ряд эпидемиологических закономерностей: повсеместное распространение, высокая контагиозность, фекально-оральный механизм заражения, склонность к развитию эпидемических вспышек.
В зависимости от этиологии и патогенеза различают инвазивные, секреторные и осмотические диареи. При инвазивных кишечных инфекциях возбудители (шигеллы, сальмонеллы, энтероинвазивные эшерихии, кампилобактерии) проникают в эпителиоциты, вызывая воспаление слизистой оболочки тонкой и толстой кишки. При секреторных кишечных инфекциях (энтеротоксигенные и энтеро- патогенные эшерихиозы, холера) возникновение диарейного синдрома связано с активацией аденилатциклазы клеточных мембран с последующим усилением секреторной активности эпителия тонкой кишки и нарушения реабсорбции воды и электролитов. Осмотические диареи, обусловленные рота-, адено-, астровирусами и др., развиваются вследствие нарушения функции ферментативных систем энтеро- цитов, расщепляющих углеводы. Однако, следует отметить, что редко можно распределить нозологические формы, сопровождающиеся диарейным синдромом, в зависимости от одного механизма диареи; чаще имеют значение несколько патогенетических механизмов.
Кишечные инфекции клинически проявляются следующими синдромами: интоксикации (острого инфекционного токсикоза), обезвоживания (дегидратации, эксикоза), лихорадки и гастроинтестинальным (гастрит, энтерит, гастроэнтерит, энтероколит, гастроэнтероколит, колит).
Синдром гастрита характеризуется тошнотой, повторной рвотой, болями и чувством тяжести в эпигастральной области.
Синдром энтерита проявляется частым обильным жидким водянистым стулом, метеоризмом, болями в животе преимущественно в околопупочной области.
Синдром гастроэнтерита характеризуется сочетанием признаков гастрита и энтерита.
Синдром энтероколита характеризуется частым обильным жидким стулом с примесью слизи, иногда крови; болями в животе, болезненностью при пальпации и урчанием по ходу толстой кишки.
Синдром гастроэнтероколита - отмечается сочетание признаков гастрита, энтерита и колита.
Синдром дистального колита: втянутый «ладьевидный» живот, схваткообразные боли в животе с преимущественной локализацией в левой подвздошной области, спазмированная болезненная урчащая сигмовидная кишка, податливость анального сфинктера, тенезмы; изменение частоты и характера стула (частый скудный со слизью, кровью - типа «ректального плевка»).

Острые кишечные инфекции

Кишечные инфекции с полным правом называют «болезнями грязных рук», подчеркивая их тесную связь с несоблюдением элементарных гигиенических правил. Патогенные микроорганизмы попадают в желудочно-кишечный тракт ребенка с недоброкачественной пищей, грязными руками, инфицированными сосками, ложками и, бурно размножаясь в нем, вызывают заболевания, основными симптомами которых являются боли в животе, понос и рвота. Возбудителям кишечных инфекций нет числа, так же как и их клиническим проявлениям, существующим под разными названиями: диспепсия, диарея, гастроэнтерит, энтероколит, гастроэнтероколит и т. д.

Больше всего неприятностей способны доставить ребенку патогенные кишечные палочки, сальмонеллы, дизентерийные микробы, стафилококки и различные вирусы (наиболее часто энтеро-, рота– и аденовирусы).

Нередко у взрослых членов семьи наблюдаются стертые формы заболевания или носительство патогенных возбудителей, что способствует распространению инфекций.

Пути передачи известны давно: возбудители выделяются из организма с испражнениями больного и попадают к здоровому через рот с пищевыми продуктами, водой, предметами быта (дверные ручки, выключатели, посуда, белье и т. д.).

Грудничок, жизненное пространство которого ограничено кроваткой, получает возбудителей кишечной инфекции из маминых рук с соской, бутылочкой, игрушкой, зараженной смесью. Нередко упавшую на пол соску мама «дезинфицирует», облизывая своим языком, добавляя к микробам, поднятым с пола, еще и своих собственных из носоглотки. А отсутствие у взрослых членов семьи привычки мыть руки после посещения туалета грозит малышу бесконечными диареями.

Основные симптомы острого кишечного инфекционного заболевания (ОКИЗ) известны всем: боли в животе, повторная рвота, частый жидкий стул, нередко сопровождающиеся повышением температуры. Чаще болеют дети раннего возраста (до 3 лет).

Высокой заболеваемости в этом возрасте способствуют пониженная сопротивляемость организма и особенности поведения ребенка: подвижность и любознательность, стремление познакомиться с миром, пробуя его «на зуб», пренебрежение правилами личной гигиены.

Период с момента заражения до начала заболевания может быть коротким (30–40 минут), тогда можно с уверенностью назвать причину заболевания, или длинным (до 7 дней), когда погрешности в питании и поведении уже стерлись в памяти.

Нередко заболевание протекает так бурно, что уже за несколько часов может развиться обезвоживание организма за счет потери жидкости и солей с рвотными массами и жидким стулом.

Признаки обезвоживания обнаружить нетрудно: ребенок вялый, кожа сухая, эластичность ее снижена, слюны выделяется мало, выражена сухость языка и губ, глаза запавшие, голос становится менее звонким, мочеиспускания – редкими и скудными.

Это тяжелое состояние, свидетельствующее о нарушении работы всех органов и систем организма и требующее немедленного оказания медицинской помощи.

В первые часы заболевания неважно, какой возбудитель вызвал расстройство пищеварения: дизентерийная или кишечная палочка, сальмонелла или стафилококк, иерсинии или вирусы – главное, не допустить обезвоживания организма , следовательно, ребенок должен получать достаточное количество жидкости для восстановления утраченной.

С рвотой и поносом теряется не только жидкость, но и микроэлементы, такие как калий, натрий, хлор, нарушается кислотно-щелочное равновесие, что еще больше отягощает состояние, и на фоне обезвоживания нередко возникают судороги. Поэтому ребенок должен получать не простую воду, а глюкозо-солевые растворы.

В аптеке свободно продаются смеси солей с глюкозой: «Глюкосолан», «Регидрон», «Цитроглюкосолан», «Оралит» и др. Содержимое пакета растворяется в одном литре кипяченой и охлажденной воды, и лекарство готово.

Теперь вам потребуется терпение и настойчивость для выпаивания больного ребенка. В течение первого часа давайте ему по 2 чайные ложки раствора через каждые 2 минуты. Даже если ребенок пьет с жадностью, не стоит увеличивать дозу, ибо большое количество жидкости может спровоцировать рвоту.

Со второго часа дозу можно увеличить и давать ребенку по 2 столовые ложки через каждые 10–15 минут. За сутки количество введенной жидкости должно составить от 50 до 150 мл раствора на каждый килограмм веса, в зависимости от частоты рвоты и поноса и тяжести состояния.

Глюкозо-солевой раствор нельзя подвергать кипячению и через 12–24 часа следует приготовить свежую порцию.

В дополнение к глюкозо-солевым растворам ребенку можно давать простую питьевую воду, чай, отвар шиповника, минеральную воду без газа.

Если ребенок пьет много и охотно, не ограничивайте его. Здоровые почки справятся с нагрузкой и выведут излишек воды из организма вместе с токсическими веществами.

Гораздо хуже, если больной отказывается пить, тогда приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы напоить упрямца. Грудному ребенку можно закапывать раствор в ротик из пипетки или вводить в ротовую полость с помощью шприца (без иглы) или резиновой груши. Двух-трехлетнему малышу предложите вспомнить, как он был маленьким и сосал из бутылочки. Ничего, что он уже давно пьет из чашки, дайте ему бутылочку с лечебным раствором, пусть поиграет «в маленького».

По закону подлости заболевание наступает неожиданно в самое неподходящее время (ночью) и в самом неподходящем месте (на даче, в деревне), когда под рукой нет лекарств , а до ближайшей аптеки, как говорится, «семь верст до небес и все лесом».

На помощь придут смекалка и сообразительность. Ведь что такое, к примеру, «Глюкосолан»? Это смесь солей, состоящая из натрия хлорида (соль) – 3,5 г, натрия бикарбоната (пищевая сода) – 2,5 г, калия хлорида – 1,5 г и глюкозы – 20 г.

В любом доме найдется соль и сода, а калий и глюкозу (фруктозу) получим, отварив горстку изюма или кураги в одном литре воды. На 1 литр изюмного отвара добавьте 1 чайную ложку соли (без верха), пол чайной ложки соды, вот вам и глюкозо-солевой раствор.

Если нет изюма или кураги, возьмите в качестве источника калия несколько крупных морковок, порежьте на куски, предварительно вымыв и почистив, и отварите в таком же количестве воды. Затем добавьте 1 чайную ложку соли, пол чайной ложки соды и 4 чайные ложки сахара.

Если ни изюма, ни моркови под рукой не оказалось, основой раствора станет простая кипяченая вода, в одном литре которой вы разведете 1 чайную ложку соли, пол чайной ложки соды и 8 чайных ложек сахара.

Очень часто мамы жалуются, что малыш не желает пить «невкусную водичку». И в этой ситуации можно, проявив смекалку, превратить лечебный раствор в приятный на вкус напиток. Просто-напросто разведите пакетик «Регидрона» не в обычной воде, а в изюмном отваре. Мы уже отмечали, что изюмный отвар богат калием и глюкозой, так что после растворения в нем пакетика «Регидрона» вы получите глюкозо-солевой раствор, обогащенный дополнительным количеством минеральных солей. А малыш будет благодарен вам за вкусное лекарство.

При всей кажущейся простоте выпаивание является одним из основных пунктов комплексного лечения ребенка с кишечной инфекцией. Помните об этом и не пренебрегайте выпаиванием, лелея надежду на чудодейственные антибиотики, которые должны сразу остановить болезнь.

Рвота и понос – защитная реакция организма на попадание в желудок чужеродного агента. С их помощью организм освобождается от микробов и их токсинов. Надо помочь организму в этой борьбе. Это призваны сделать адсорбенты – вещества, связывающие микробы, вирусы, токсины и выводящие их из организма.

Самый известный адсорбент – активированный уголь. Перед употреблением таблетку угля следует растолочь для увеличения адсорбционной поверхности, развести небольшим количеством кипяченой воды и дать ребенку выпить. Разовая доза активированного угля – одна таблетка на 10 кг веса ребенка.

Полифепан – высокоэффективный адсорбент природного происхождения, порошок бурого цвета. Разовая доза для ребенка до 3 лет – 1 чайная ложка порошка (без верха), разведенная в небольшом количестве кипяченой воды, от 4 до 7 лет – 2 чайные ложки, от 8 до 14 лет – 1–2 столовые ложки на прием.

Смекта – один порошок развести в 100 мл (полстакана) кипяченой воды и давать ребенку от 2–4 чайных ложек до 2–4 столовых ложек на прием в зависимости от возраста.

Дети неохотно принимают уголь и полифепан, видимо, их отпугивает темный цвет и наличие неприятных крупинок в водной суспензии адсорбента, и предпочитают смекту, лишенную этих недостатков.

Энтеродез – один пакетик развести в 100 мл кипяченой воды и давать ребенку по несколько глотков на прием. Энтеродез особенно эффективен при частом жидком обильном стуле.

В последнее время полку адсорбентов прибыло: появились новые эффективные препараты – энтеросгель и полисорб .

Принимать адсорбенты необходимо 3–4 раза в день. Не отчаивайтесь, если принятый первый раз адсорбент вскоре вышел обратно с рвотой. За те несколько минут, что он находился в желудке, значительная часть микробов успела осесть на нем и покинуть организм. В следующий прием адсорбент удержится в желудке и, перейдя в кишечник, продолжит выполнять функцию «чистильщика» там.

Не рекомендуется принимать внутрь раствор марганцевокислого калия для лечения кишечных инфекций и пищевых отравлений. После приема розового раствора марганцовки на какое-то время рвота прекращается. Но это кажущееся и кратковременное улучшение, после которого состояние ухудшается и возобновляется бурная рвота. Почему это происходит? Слизистая оболочка желудка чутко реагирует на поступление и размножение микробов, и по достижении их определенной концентрации с помощью рвоты удаляет инфекционный агент из организма.

Раствор марганцовки оказывает дубящее действие на слизистую оболочку и снижает ее чувствительность к микробам, что позволяет им размножаться и накапливаться в желудке в большем количестве и более продолжительное время. Следовательно, большее количество токсинов всосется в кровь из желудка, и большее количество микробов перейдет в кишечник.

Такое же негативное действие оказывает раствор марганцовки, введенный в клизме. Он вызывает образование каловой пробки, препятствующей удалению жидкого стула, в котором содержится большое количество патогенных микроорганизмов, и бурное размножение последних в кишечнике способствует всасыванию токсинов в кровь и развитию тяжелых воспалительных процессов в кишечнике.

Никаких лекарственных препаратов без назначения врача! Особенно не стремитесь напоить таблетками ребенка с многократной рвотой. Ваши усилия не будут вознаграждены, так как любая попытка проглотить лекарство вызывает рвоту. Только глюкозо-солевые растворы и адсорбенты.

Давая ребенку назначенные врачом лекарственные препараты, не совмещайте их по времени с приемом адсорбентов. Лекарство, осаждаясь на сорбенте, выходит из организма, не оказав на него никакого воздействия. Между приемами адсорбентов и лекарственных препаратов должен быть перерыв не менее 2 часов.

Не пытайтесь насильно кормить ребенка, которого беспокоят тошнота и рвота. Это не приведет ни к чему хорошему, а лишь вызовет рвоту.

Первые 4–6 часов с момента заболевания посвятите приему глюкозо-солевых растворов и других жидкостей, о которых мы уже говорили. Но не затягивайте с голоданием, чтобы потом не бороться с его последствиями. Если ребенок просит кушать, то надо кормить его, но часто и малыми порциями, чтобы не провоцировать рвоту.

Повезло тому малышу, который получает материнское молоко, ибо оно является не только пищей, но и лекарством, благодаря наличию в нем антител, лизоцима и ферментов. Прикладывания к груди после водно-чайной паузы должны быть короткими (3–5-7 минут), но частыми – через 1,5–2 часа.

«Искусственнику» на первый прием пищи предложите детский кефир, ацидофильную «Малютку», «Бифидок» или любой другой кисломолочный продукт. Содержащиеся в них лакто– и бифидобактерии благотворно действуют на воспаленный кишечник. Разовая доза должна быть уменьшена наполовину, а перерывы между кормлениями вдвое сокращены. Затем можно приготовить кашу, лучше овсяную или рисовую, на разведенном молоке, протертый слизистый супчик, овощное пюре, омлет, творожное суфле, паровые котлеты или фрикадельки, отварную рыбу. На несколько дней из рациона исключите фруктовые и овощные соки, мясные и рыбные бульоны, сладости.

Желательно каждый прием пищи сопровождать приемом ферментных препаратов, облегчающих переваривание пищи и помогающих пищеварительному тракту справиться с болезнью.

Если заболевание сопровождается повышением температуры выше 38 °С, а у ребенка продолжается рвота, то прием жаропонижающих препаратов через рот будет бесполезен, так как лекарство не удержится в желудке и тут же выйдет наружу.

Начните с физических методов охлаждения: разденьте больного, оботрите его 1–2 %-ным раствором уксуса или составом из равных частей воды, водки и 9 %-ного уксуса, создайте возле него «ветерок» с помощью веера или вентилятора. Используйте жаропонижающие средства в виде свечей с анальгином, парацетамолом для введения в прямую кишку.

При угрозе возникновения судорог (дрожание кистей рук и подбородка на фоне повышающейся температуры) вызывайте детскую неотложку или «Скорую помощь», так как состояние ребенка требует немедленной врачебной помощи, тем более что продолжающаяся потеря солей с рвотой и поносом способствует развитию судорожного синдрома.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Карманный справочник симптомов автора Крулев Константин Александрович

Глава 27 Острые кишечные инфекции Острые кишечные инфекции - это собирательное понятие, включающее в себя 3 варианта заболевания: острую кишечную инфекцию, вызванную вирусами (например, ротавирусная или норовирусная инфекция); острую кишечную инфекцию, вызванную

Из книги Настольная книга домашнего винодела автора Михайлова Людмила

Желудочно-кишечные заболевания Вина издавна используются в народной медицине для лечения желудочно-кишечных заболеваний. На их основе приготавливаются многие составы, служащие компонентом в лечении гастритов и энтероколитов. Вина типа кагор, «черный доктор», красные

Из книги Педиатрия: полный справочник для родителей автора Аникеева Лариса

Острые кишечные инфекции Кишечные инфекции с полным правом называют «болезнями грязных рук», подчеркивая их тесную связь с несоблюдением элементарных гигиенических правил. Патогенные микроорганизмы попадают в желудочно-кишечный тракт ребенка с недоброкачественной

Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

Кишечные инфекции ЭшерихиозыЭшерихиоз (кишечная колиинфекция) – острая кишечная инфекция, вызванная различными серологическими группами энтеропатогенных кишечных палочек (ЭПКП), протекающая с симптомами общей интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного

Из книги Справочник неотложной помощи автора Храмова Елена Юрьевна

Острые кишечные инфекции К острым кишечным инфекциям относится группа заболеваний, вызываемых микроорганизмами и сопровождающихся поражением желудочно-кишечного тракта и интоксикацией. Источником инфекции является больной или бактерионоситель (человек или

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Желудочно-кишечные расстройства Желудочно-кишечные симптомы нередко бывают проявлением психического расстройства. Жалобы на плохой аппетит, боль в животе и запор могут быть обусловлены психологическими причинами; они особенно часто связаны с депрессивными

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора Вяткина П.

Кишечные инфекции Не нужно в таких случаях дожидаться жажды, лучше сразу начинать введение жидкости. В наших аптеках имеются специальные порошки, из которых при добавлении воды получают наиболее физиологичные для человека глюкозо-солевые растворы, например регидрон. Их

Из книги Универсальный медицинский справочник [Все болезни от А до Я] автора Савко Лилия Мефодьевна

Кишечные промывания Существует еще один чрезвычайно эффективный и в то же время весьма доступный всем способ нормализации стула. Это промывания водой всего желудочно-кишечного тракта, разработанные в системе индийской национальной медицины, а в последние годы взятые

Из книги Справочник медсестры [Практическое руководство] автора Храмова Елена Юрьевна

Желудочно-кишечные кровотечения Известны десятки причин желудочно-кишечных кровотечений. Частота их обусловлена широким кругом патологии верхнего отдела пищеварительного тракта, большой ранимостью слизистой оболочки желудка.Развитию желудочно-кишечных

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Острые желудочно-кишечные кровотечения Желудочно-кишечные кровотечения являются осложнением многих заболеваний различной природы. Наиболее частые их причины – это хронические и острые язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, новообразования, эрозивный гастрит,

Из книги Большой справочник симптомов автора Пенделя Андрей Анатольевич

Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ) Острые респираторно-вирусные инфекции составляют группу заболеваний, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся поражением различных отделов верхних дыхательных путей. В эту группу

Из книги Самый полный справочник птицевода автора Слуцкий Игорь

Острые респираторные вирусные инфекции ЭтиологияВозбудителями заболевания являются вирусы гриппа (А, В, С), парагриппа, респираторносинтициальный вирус, аденовирус, риновирусы. Наибольшая заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) отмечается в

Из книги автора

Острые респираторные вирусные инфекции ЭтиологияВозбудителями заболевания являются вирусы гриппа (А, В, С), парагриппа, респираторно-синтициальный вирус, аденовирус, риновирусы. Наибольшая заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) отмечается в

Из книги автора

Острые желудочно-кишечные инфекционные заболевания Тиф и паратиф Выделяют брюшной тиф, паратиф А и Б – это инфекционные заболевания, которые вызываются тифозной и паратифозной палочкой. Клинически характеризуются высокой температурой, тяжелым общим состоянием,

Из книги автора

Желудочно-кишечные заболевания Грибковый гастрит. Грибковые инфекции желудка наблюдаются у страусов довольно часто. Это бывает либо следствием поражения желудка инородными телами, либо следствием кормления страусов недоброкачественными кормами, сильно зараженными

Среди всех болезней в педиатрической практике острая кишечная инфекция у детей занимает второе место после простуды . Заболевание носит сезонных характер, пик приходится на летний и осенний период. Этому способствует длительное пребывание детей на улице, употребление немытых овощей и фруктов, неправильное хранение приготовленной пищи.

Острые кишечные инфекции у детей – это целая группа болезней инфекционной природы с энтеральным (оральным) механизмом передачи патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Наиболее частые пути передачи:

  • алиментарный или пищевой – бактерии передаются с употребляемыми продуктами;
  • водный – питье загрязненной воды;
  • контактно-бытовой – микроорганизмы попадают в ЖКТ через грязную посуду, немытые руки, предметы обихода.

Классификация острых кишечных инфекций (ОКИ) в педиатрии

Все инфекционные заболевания, поражающие кишечник, принято классифицировать по типу возбудителя, наличие которого подтверждают лабораторные исследования. Если патогенные микроорганизмы не обнаружены, но есть все признаки острого заболевания, то состояние диагностируется как «кишечная инфекция не установленной этиологии» . Обязательно указывают, какая часть пищеварительного тракта повреждена (тонкий или толстый отделы кишечника).

При экстренной госпитализации ребенка, когда нет возможности ждать результатов диагностики, но необходимо срочно проводить лечебные мероприятия, прибегают к классификации по типу диареи, где все кишечные инфекции делятся на три основные группы.

Инвазивные

Первая группа – инвазивные. Этот тип инфекции вызывается бактериями, которые способны размножаться не только на слизистой (эпителии) кишечника, но и внутри клеток, в которые проникнут . Возбудители – сальмонеллы, клостридии, шигеллы. В тяжелых случаях эти микроорганизмы проникают в кровь и вызывают сепсис. Инвазивная инфекция свидетельствует о том, что воспаление развивается в тонком или толстом отделе кишечника (или охватывает всю площадь органа).

Степень выраженности инвазивного типа бывает разной, от легкого воспаления (катаральный энтероколит), до образования язв и некротизации стенок кишечника. Отличительные симптомы:

  • рвота;
  • ускоренная перистальтика и освобождение содержимого кишечника;
  • нарушение функции всасывания микроэлементов и воды, обезвоживание организма;
  • повышенное образование газов из-за бродильной диспепсии:
  • в каловых массах многочисленные примеси – слизь, кровь, зелень.

Эта группа ОКИ вызывает у ребенка сильную интоксикацию. От нее зависит тяжесть течения и исход болезни.

Неинвазивные

В патологический процесс вовлекается только тонкий кишечник, при этом его слизистая не воспаляется. Главный симптом – обильный понос. Стул жидкий, водянистый, но без каких-либо примесей. Сопутствующие признаки:

  • температура тела незначительно повышается, максимум 37,8°;
  • присоединяется рвота;
  • стремительное обезвоживание детского организма.

Осмотические

Вторая группа – осмотические. Возбудители – вирусы или криптоспоридии (ротавирусная или аденовирусная инфекция) . Активно размножаясь в клетках слизистой, вирусы препятствуют расщеплению и всасыванию углеводов и воды. При участии кишечной микрофлоры сахар начинает бродить, и в кишечнике скапливается много газов (метеоризм).

Заболевание фиксируется у детей раннего возраста. Чаще встречается в холодное время года (осень-зима). Основной симптом ─ резкие и интенсивные боли в животе. Ускоренная перистальтика провоцирует обильную и жидкую диарею. Стул желтого или зеленого цвета, с пеной, различными примесями. Частота испражнений до 15 раз в сутки. У малышей симптомы осмотических ОКИ возникают внезапно, температура тела повышается до 39°. Наблюдается многократная рвота.

Причины заражения инфекцией у детей

Восприимчивость к инфекции разная и зависит от нескольких факторов – возраст, иммунитет, социальное положение и качество жизни. Острая кишечная инфекция у ребенка развивается при попадании бактерий через рот. Чтобы заражение произошло, в организм должно попасть определенное количество патогенных микробов . При внедрении инородного тела иммунная система ребенка включает защитную функцию, бактерии гибнут под действием слюны, желудочного сока, иммуноглобулинов в кишечнике. Малыши до 5 лет более подвержены инфекции, так как защитные силы их организма еще не сформированы.

Факторы, способствующие развитию инфекционной болезни:

  • употребление воды, которая недостаточно подвержена фильтрации или кипячению (дизентерия);
  • неправильное хранение продуктов питания (нарушение температурного режима), несоблюдение технологии приготовления кулинарных блюд, использование одной разделочной доски для продуктов, которые употребляются сырыми, и мяса, рыбы;
  • немытые фрукты, ягоды, овощи (сальмонелзолотистый стафилококк, стрептококк, эшерихиоз);
  • несоблюдение личной гигиены – немытые руки после прогулки на улице, посещения туалета, перед каждым приемом пищи (шигеллез, ротавирусная инфекция, гепатит А);
  • контактирование в детских дошкольных заведениях – общие игрушки, полотенце, недостаточная обработка посуды, персонал-носитель ;
  • купание в запрещенных местах, загрязненных водоемах.

Симптомы острой кишечной инфекции

У детей инкубационный период заболевания короткий, от 30 минут до нескольких часов . В подростковом возрасте первые проявления инфекции могут возникнуть через сутки после заражения (зависит от возбудителя, степени поражения, иммунитета организма).

Признаки острой кишечной инфекции у детей однотипны, независимо от вида патогенной микрофлоры. Болезнь начинается остро. Первые симптомы со стороны пищеварительной системы, затем у детей нарастает обезвоживание всего организма. Клиника развивается на фоне тяжелой интоксикации.

Поражение ЖКТ

Патологический процесс развивается в слизистой кишечника и приводит к функциональным нарушениям и морфологическим изменениям.

Функциональные изменения:

  • сбои в выработке ферментов влечет недостаточное расщепление пищи;
  • из-за воспаленной слизистой оболочки нарушается процесс всасывания питательных веществ, воды, электролитов;
  • нарушение моторики и перистальтики всех отделов кишечника.

Морфологические или структурные изменения – гиперемия слизистой, истончение эпителия, образование язв на стенках, отмирание (некроз) небольших участков внутренней оболочки .

Кишечный синдром у детей проявляется реакцией органов пищеварения на инфекционный агент:

  • со стороны желудка (гастрит) – тошнота, однократная или многократная рвота, не приносящая облегчения, тяжесть в эпигастральной области, появление рвотного рефлекса на попытки приема воды или пищи, у младенцев моментальное срыгивание после приема грудного молока или детской смеси;
  • со стороны тонкого кишечника (энтерит) – вздутие живота, боль разной интенсивности в области пупка при надавливании на брюшную стенку, урчание в кишечнике;
  • со стороны толстого кишечника – профузный понос, стул жидкий, содержит примеси, болезненность при испражнении, боли по периметру живота, отдают в прямую кишку, спазмы, ложные позывы акта дефекации.

Обезвоживание


Стремительное обезвоживание – опасный симптом для детского организма
. Недостаток воды ведет к угнетению работы почек, печени, головного мозга. Быстро изменяется количественный и качественный состав крови, что приводит к нарушению внутриклеточного обмена. Нехватка жидкости способствует росту концентрации токсических веществ в организме, а интоксикационное отравление может стать причиной летального исхода болезни.

Как распознать признаки обезвоживания у маленьких детей:

  • сухая слизистая оболочка рта и носа, пересохшие губы, из-за недостаточной выработки слюны выражены глотательные движения, язык выступает наружу;
  • вязкая слюна;
  • отсутствие слезной жидкости – ребенок плачет без слез;
  • из-за нарушения работы почек мочеиспускание реже 1 раза в 2 часа;
  • рвота, понос, потоотделение – признаки обезвоживания ;
  • сухая кожа, самостоятельно собирается в складки.

Интоксикация

Токсины, вырабатываемые бактериями, быстро попадают в кровеносное русло и разносятся по всему организму ребенка . Наличие в крови токсических веществ приводит к повышению температуры тела, вызывает боль и ломоту в мышцах, костях. У малышей могут проявляться судорожные сокращения в конечностях. Из-за повышенного мышечного тонуса голова запрокинута назад, веки плохо смыкаются. Важным симптомом интоксикации является изменение цвета кожи. Покровы становятся бледными, с синим оттенком, холодными на ощупь. На коже могут появляться пятна.

Сбой работы почек провоцирует повышение ацетона в крови. Это влияет на рвотный центр в головном мозге и вызывает рвоту, не связанную с поражением ЖКТ. В тяжелых случаях поражаются крупные нервы и стволы – нейротоксикоз. Для такого состояние характерно нарушение сознания, вплоть до его потери, сильные головные боли, нарушение двигательной активности, острая чувствительность к звукам и свету.

Сыпь

Если кишечная инфекция длится долго, у детей на коже появляются высыпания:

  • пустулезная – гнойничковые образования округлой формы, на поверхности располагается белое или желтоватое образование (гной), локализуется преимущественно на лице, шее, спине, проявляется при стафилококковой инфекции ;
  • пятнисто-папулезная – сыпь, которая немного приподнимается над кожей, красного, розового цвета, иногда с коричневым оттенком, элементы могут сливаться и образовывать большие пятна, локализуется не только на коже, но и на слизистых оболочках, проявляется при ротавирусной инфекции;
  • скарлатиноподобная – мелкая, точечная сыпь по всему телу, ярко-красного цвета, наибольшая сосредоточенность на лице и шее, проявляется при инфекции, вызванными грамотрицательными бактериями (шигелла).

На фоне основных симптомов у ребенка увеличивается печень и селезенка. Развивается анемия, гиповитаминоз.

Осложнения инфекционного процесса

В зависимости от протекания заболевания, осложнения кишечных инфекций могут носить обратимый характер или представлять реальную угрозу жизни ребенку.

Наиболее частые последствия перенесенной болезни:

  1. Дисбактериоз – дефицит условно патогенной микрофлоры, которая живет в кишечнике и участвует в процессах пищеварения. Такой дисбаланс количественного состава флоры возникает в результате длительного воспалительного процесса из-за проведения медикаментозной антибактериальной терапии.
  2. Перфорация стенки кишечника (разрыв) – инфекция истончает и разрушает стенку . Прободение характеризуется острыми болями, которые невозможно терпеть, кровопотерей, развитием перитонита. Устранение только хирургическим путем.
  3. Кишечные кровотечения – частое осложнение при кишечных инфекциях. Их интенсивность бывает разная. Чаще при ОКИ кровопотери незначительные и не представляют угрозы для жизни маленьких пациентов при условии своевременной их остановки. По окрашиванию кала в кровь определяют локализацию проблемы. Если кровь алая на поверхности каловых масс, то повреждены нижние отделы толстого кишечника. При кровотечении из тонкого кишечника кал весь пропитан кровью. Если при испражнениях каловые массы окрашены бордовым иди темно-коричневым цветом, это говорит о кровотечении в двенадцатиперстной кишке или желудке.
  4. Присоединение бактериальной инфекции среднего уха и верхних дыхательных путей – осложнение встречается у детей грудного возраста. Кишечные палочки, стафилококки часто становятся причиной развития отита. Они инфицируют фолликулы слухового прохода. Этому способствует снижение иммунитета во время основного заболевания.
  5. Инвагинация кишечника – вид непроходимости, когда одна часть внедряется в другую. В 90% случаев встречается у младенцев первого года жизни . Причины – нарушение перистальтики и наличие воспалительного процесса. Острые приступы чередуются с внезапным исчезновением симптомов. Устранение осложнения как хирургическим, так и медикаментозным.

Наиболее грозным осложнением для ребенка является инфекционно-токсический шок. Чаще развивается при сальмонеллезе. Причина развития – массовая гибель и распад патогенных бактерий, что сопровождается высвобождением огромного количества токсинов.

Ребенок находится в шоковом состоянии. Наблюдается сильная лихорадка, артериальное давление падает, сердцебиение замедляется. У ребенка появляется одышка. Состояние с каждой минутой ухудшается.

Затем психомоторное возбуждение сменяется ступором. Появляется спутанность сознания. Температура тела начинает снижаться, кожа приобретает синий оттенок. Резко снижается количество выделяемой мочи (остановка почек). Под кожей четко видны кровоизлияния.

Признаки прогрессирования шока:

  • гипотермия;
  • тотальный цианоз;
  • отсутствие пульса;
  • давление ниже 70 мм рт. ст., или не определяется.

При отсутствии реанимационных мероприятий шок переходит в кому.

Дифференциальная диагностика ОКИ

Чтобы правильно выявить инфекционного возбудителя, важно собрать анамнез и определить историю развития болезни: когда появились первые симптомы, медленно или остро развивалось заболевание, осуществлялось ли лечение дома и как это повлияло на самочувствие ребенка.

Затем переходят к сбору эпдемиологического анамнеза: выясняют потенциальный источник инфекции, каков был механизм передачи, устанавливают путь заражения.

Объективное обследование ребенка – визуальный осмотр, определение симптомов и синдромов . По этим данным ставят предварительный диагноз. Для того чтобы его подтвердить, проводят лабораторные исследования кала, мочи, крови, рвотных масс.

Лабораторные методы диагностики:

  1. Микроскопический или бактериоскопический метод – под микроскопом рассматривают биологический материал, взятый от больного. Мазок-отпечаток окрашивают специальным красителем, что дает возможность определить возбудителя. Преимущество – быстрота, результат готов через несколько часов.
  2. Иммунофлюоресцентный метод – применение специфических сывороток, в которых содержаться антитела к предполагаемому возбудителю. Относится к ранней диагностике.
  3. Бактериологический метод – выделение (выращивание) чистой культуры, с последующим изучением особенностей и свойств патогенной микрофлоры. В среднем продолжительность исследования занимает 4 дня. Чтобы результат посева был достоверным, взятый материал необходимо доставить в лабораторию незамедлительно (в течение 2 часов).
  4. Серологический метод – обнаружение антител к возбудителю в сыворотке крови ребенка. Исследование является достоверным и точным.

По показаниям проводят инструментальную диагностику – УЗИ органов брюшной полости, колоноскопию, ректороманоскопию, лапароскопию .

Методы лечения кишечной инфекции у детей

Современная диагностика и лечение острых кишечных инфекций включает комплексные мероприятия. Клиническое руководство, которое регламентирует деятельность врача, включает три направления в лечении ОКИ.

На первом месте стоит этиотропная терапия – применение специфических препаратов, направленных на уничтожение возбудителя . Основу составляют антибиотики природного происхождения и химиотерапевтические препараты – вещества, выделенные путем химического синтеза.

Применяемые группы препаратов:

  • Пенициллины;
  • Цефалоспорины;
  • Макролиды;
  • Тетрациклин;
  • Хлорамфеникол;
  • Аминогликозиды;
  • Сульфаниламиды.

На втором месте – патогенетическая терапия. Она направлена на устранение нарушений и сбоев работы внутренних органов. Также это лечение усиливает защитные механизмы детского организма – дезинтоксикация, регидратация, противовоспалительная терапия.

На последнем месте находится симптоматическое лечение. Но на устранение инфекционного процесса оно не влияет. Его основная задача – облегчение самочувствия ребенка.

Тактика терапии при острых кишечных инфекциях включает не только применение медикаментозных препаратов, но и организационно-режимные мероприятия, уход за ребенком в реабилитационный период.

Кишечная инфекция у ребенка лечится без трудностей. Это обусловлено податливостью детского организма и неустойчивостью бактерий к антибиотикам. При правильном и своевременном лечении исход болезни благоприятный . В четверти случаев могут сформироваться функциональные нарушения поджелудочной железы, желчевыводящих протоков, диспепсия. Эти состояния легко корректируются препаратами (ферментами), и с ростом и взрослением ребенка проходят.

Профилактика ОКИ

Профилактика острых кишечных инфекций включает такие мероприятия:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм как ребенком, так и родителями ;
  • выполнение технологических правил обработки продуктов и приготовления пищи;
  • правильная реализация и хранение продуктов питания.

Методические рекомендации для предупреждения распространения очага инфекции – выявление заболевания на ранних стадиях, изоляция ребенка с кишечной инфекцией, госпитализация. При эпидемиологической необходимости пациенту предоставить отдельный бокс (специальная палата).

В целях профилактики и предупреждения рецидива после выписки первый месяц ребенок должен активно наблюдаться в поликлинике (диспансеризация).

Лечение острой кишечной инфекции у детей, даже если самочувствие ребенка удовлетворительное, не должно проводиться в домашних условиях. Отсутствие профессионального контроля со стороны врачей за состоянием здоровья может повлечь негативные последствия.

Лихорадка является ведущим симптомом многих болезней у детей. Особенно часто она наблюдается при острых респираторных заболеваниях верхних и нижних дыхательных путей, кишечных инфекциях. Неинфекционные лихорадки встречаются при ожогах, механических травмах, аллергических реакциях, аутоиммунных процессах и некоторых других ситуациях.

Лихорадка – это защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в результате воздействия патогенных раздражителей (пирогенов) на терморегуляционный центр в гипоталамусе. При лихорадке центр терморегуляции целенаправленно перестраивает «установочную точку» на более высокий уровень температуры тела, что приводит к изменению процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме и повышению температуры тела. Повышение температуры тела достигается за счет изменения активности метаболических процессов, сосудистого тонуса, периферического кровотока, потоотделения, синтеза гормонов поджелудочной железы и надпочечников, сократительного термогенеза (мышечное дрожание) и других механизмов.

Лихорадка принципиально отличается от «злокачественной гипертермии» – повышения температуры тела без участия центра терморегуляции, наблюдающегося при перегревании организма вследствие различных причин: при значительном повышении температуры окружающей среды, активной мышечной работе, некоторых метаболических расстройствах и др.

Биологическое значение лихорадки заключается в активизации иммунологической защиты. Подъем температуры тела приводит к повышению фагоцитоза, увеличению синтеза интерферонов, активации и дифференцировке лимфоцитов и стимуляции антителогенеза. Повышенная температура тела препятствует размножению вирусов, бактерий и других микроорганизмов. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При очень высокой температуре тела (40,0-41,0° С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. При этом, несмотря на усиление работы дыхательной и сердечнососудистой систем, возросшая доставка кислорода не обеспечивает растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии. В первую очередь страдает ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома, отека головного мозга, угнетением центральной нервной системы. Может произойти декомпенсация хронических заболеваний.

Нормальными показателями температуры тела ребенка при измерении в подмышечной ямке признаны значения 36,5–37,5°С, т.к. она не остается постоянной в течение суток, а колеблется на 0,5°С, у ряда детей – на 1,0°С, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5–0,6°С, но точной формулы пересчета нет. В зависимости от уровня повышения температуры выделяют лихорадку субфебрильную (37,2-37,9°С), умеренную фебрильную (38,0-38,9°С), высокую или фебрильную (39,0-40,0°С) и гипертермическую или гиперпиретическую (выше 40,0°С).

По типу лихорадку делят на:

Постоянную (суточные колебания температуры не более 1,0°С),

Ремиттирующую, или послабляющую (колебания более 1,0°С, температура не снижается до нормальной),

Интермиттирующую, или перемежающуюся (периоды нормальной и высокой температуры в течение суток),

Извращенную, или обратную (более высокая температура в утренние часы),

Истощающую, или гектическую (высокая температура тела с резким снижением и повышением), и неправильную (без каких-либо закономерностей).

Лихорадочный процесс при острых заболеваниях обычно протекает в три стадии:

1.подъем (st. incrementi) – повышение температуры тела за счет значительного преобладания теплопродукции над теплоотдачей;

2.вершина, плато (st. fascigii) – увеличение теплоотдачи, сохранение температуры в течение некоторого времени (дни, часы) на одном уровне;

3.снижение температуры (st. dekrementi) – прекращение действия пирогенов, снижение «установочной точки» центра терморегуляции до нормального уровня, увеличение теплоотдачи за счет расширения кожных сосудов, обильного потоотделения, частого дыхания.

Снижение температуры может быть постепенным (литическим) или быстрым (критическим). Если критическое снижение температуры, сопровождающееся резким расширением сосудов, сочетается с интоксикацией, то может возникнуть опасный для жизни ребенка коллапс.

В зависимости от индивидуальных особенностей организма даже при одинаковом уровне гипертермии лихорадка у детей может протекать по-разному. Целесообразно различать «белую» и «розовую» лихорадку.

«Розовая» лихорадка имеет адекватное течение, когда теплоотдача соответствует теплопродукции, у ребенка отмечается относительно нормальное самочувствие, тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню повышения температуры тела, кожа розовая или умеренно гиперемированная, влажная и теплая на ощупь.

При «белой» лихорадке теплоотдача существенно меньше теплопродукции из-за нарушения периферического кровообращения. Ведущим патогенетическим звеном «белой» лихорадки является чрезмерная гиперкатехоламинемия, что приводит к появлению клинических признаков централизации кровообращения. Клинически при этом отмечаются выраженное нарушение самочувствия ребенка, озноб, бледность и мраморность кожи, цианоз губ, акроцианоз, холодные стопы и ладони, чрезмерные тахикардия и одышка, повышение систолического артериального давления, увеличение разницы между подмышечной и ректальной температурой (до 1,0°С и выше). Возможно развитие фебрильных судорог. Течение такой лихорадки прогностически неблагоприятно и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.

Тактика ведения больного ребенка при повышении у него температуры тела определяется клиническим вариантом лихорадки, выраженностью температурной реакции, наличием или отсутствием факторов риска развития осложнений. Врач в первую очередь должен выделить ведущий синдром или заболевание, установить показания для госпитализации и в случае необходимости выбрать лечение.

Общие терапевтические мероприятия при лихорадочных реакциях у детей включают:

Постельный режим в случае плохого самочувствия ребенка и при лихорадке выше 38,0-38,5 °С;

Обильное питье для обеспечения повышенной теплоотдачи за счет обильного потоотделения (компот, подслащенный чай, отвар шиповника, ягодные и фруктовые морсы, соки, минеральная вода);

Кормление в зависимости от аппетита (не заставлять ребенка есть насильно); рекомендуются преимущественно легкоусвояемые углеводы; прием свежего молока следует ограничить ввиду возможной гиполактазии на высоте лихорадочного состояния.

Возможно использование физических методов охлаждения. С помощью этих методов можно увеличить отдачу тепла с поверхности тела. Их обычно применяют при температуре выше 39,0°С. При «розовой» лихорадке можно применить обтирание губкой, смоченной теплой (30,0-32,0°С) водой в течение 5 минут. Следует помнить, что при применении холодной воды жаропонижающий эффект резко снижается из-за спазма периферических сосудов и уменьшения теплоотдачи. При повышении температуры тела более 40,5°С, ребенка можно погрузить в ванну с водой температура которой на 1,0°С ниже, чем температура тела ребенка, далее воду постепенно охлаждают до 37,0°С. Купание должно продолжаться около 10 минут. При этом теплоотдача повышается в 3 раза. При «белой» лихорадке нужно интенсивно растереть кожу до ее покраснения, чтобы снять спазм кожных сосудов и улучшить теплоотдачу.

До назначения жаропонижающих средств, необходимо учесть, что:

Лихорадка может быть единственным симптомом заболевания, и для постановки правильного диагноза порой необходимо проследить ее динамику в течение определенного времени.

Жаропонижающие средства «затушевывают» клиническую картину, давая чувство ложного благополучия.

Лихорадочная реакция – защитный механизм: с одной стороны она стимулирует иммунитет, с другой повреждает возбудителя.

Жаропонижающие не сокращают длительность лихорадочного периода при вирусных заболеваниях, после окончания действия препарата температура вновь повышается.

Жаропонижающие средства имеют массу побочных эффектов (аллергические реакции, кровоточивость, повреждение желудка, синдром Рея и др.).

В соответствии с Рекомендациями ВОЗ «Лечение лихорадки при острых респираторных инфекциях у детей» (WHO, 1993) и отечественными рекомендациями (Научно-практическая программа «Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика», 2002 г.) жаропонижающие препараты следует назначать:

Ранее здоровым детям в возрасте старше 3 месяцев при температуре тела >39,0°С, и/или мышечной ломоте, головной боли, шоке;

Детям с фебрильными судорогами в анамнезе при температуре тела >38,0-38,5°С;

Детям с тяжелыми заболеваниями сердца, легких, ЦНС при температуре тела >38,5°С;

Детям первых 3 месяцев жизни при температуре >38,0°С.

При назначении жаропонижающих препаратов надо помнить, что:

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1,0-1,5°С; это позволяет улучшить самочувствие ребенка и избежать развития коллапса;

Лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т.к. при этом резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний.

Препаратами выбора при лихорадке инфекционного генеза у детей являются парацетамол и ибупрофен. Они официально рекомендуются ВОЗ и национальными программами в качестве жаропонижающих средств в педиатрической практике. Парацетамол и ибупрофен могут назначаться детям с первых месяцев жизни (с трехмесячного возраста). Рекомендованные разовые дозы: парацетамола 10-15 мг/кг, ибупрофена 5-10 мг/кг. Повторное использование антипиретиков возможно не ранее, чем через 4-5 часов, не более 4 раз в сутки. У детей первых трех месяцев жизни оба препарата используют в меньших дозах и с меньшей кратностью введения.

С 1999 года Фармакологическим комитетом России противопоказано применять у детей до 15 лет в качестве антипиретика при острых вирусных инфекциях ацетилсалициловую кислоту (аспирин) в связи с риском развития синдрома Рея – тяжелой энцефалопатии с печеночной недостаточностью. Метамизол натрия (анальгин) более чем в 30 странах запрещён к применению и выведен с фармацевтического рынка, т. к. способствует развитию агранулоцитоза. В России не запрещён, но в 2000 году Фармакологический комитет России ввёл ограничения: использовать у детей в возрасте до 12 лет только по назначению врача в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения (злокачественная гипертермия, острые боли в послеоперационном периоде, острая почечная или желчекаменная колики). Из списка жаропонижающих исключены амидопирин, антипирин, фенацетин. Однако в России, к сожалению, продолжают применять у детей свечи цефекон с фенацетином и цефекон М с амидопирином.

При "бледной лихорадке" жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами (Национальное руководство «Педиатрия», 20090. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств:

2% раствор папаверина в/м в разовой дозе детям до 1 года – 0,1-0,2 мл, детям старше года – 0,2 мл на год жизни;

50% раствор метамизола натрия (анальгина) в/м, в разовой дозе детям до 1 года –0,1-0,2 мл на 10 кг массы тела, детям старше 1 года – 0,1 мл на год жизни;

2,5% раствора прометазина (пипольфена) в/м в разовой дозе 0,5 или 1,0 мл.

1. Жаропонижающая терапия у детей должна назначаться строго индивидуально с учетом клинических и анамнестических данных.

Литература.

1. Ибупрофен в терапии лихорадки и боли у детей / Н.А. Геппе // Педиатрия. – 2005. – №1. – С. 81-84.

3. Лечение лихорадки у детей / Б.М. Блохин // РМЖ. – 2004. – Т. 12, № 13. – С. 783-785.

4. Лихорадка без видимого очага инфекции / В.К. Таточенко, М.Д. Баркадзе // Практика педиатра. – 2008. – № 10. – С. 5-11.

5. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1. – С. 836-842 – (Серия «Национальные руководства»).

6. Ребенок с лихорадкой / В.К. Таточенко // Лечащий врач. – 2005. – № 1. – С. 16-20.

Прокопцева Н.Л., Ильенкова Н.А.

ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ и СР РФ, Россия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!