Информационный женский портал

Умные живут долго бехтерева. Наталья Бехтерева: «Умные живут долго. Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго»

!

Почему то, в парадигме здорового образа жизни никогда не уделялось место умственной деятельности.

Напротив, многие медики советуют в пожилом возрасте снизить эту нагрузку, в особенности тем, кто перенес инсульт, что на мой взгляд, в корне не верно. В моей теории, Образ Мыслей, включающий в себя активную и позитивную мозговую деятельность, является неотъемлимой частью здорового образа жизни и активного долголетия.

Природой предопределено так, что от бездействия наступает атрофия. менее всего поражает тот орган, который больше всего работает. Это касается всех органов человека, в том числе и головного мозга. Заставив мозг трудиться больше, можно . Поэтому умные живут дольше!

Чем старше становится человек, тем больше он нуждается в развитии мозга, т.к. с возрастом развитие притупляется и люди начинают пользоваться шаблонным мышлением, наработанным в прошлом. Привычка делает мышление стереотипным и иссушает мозг человека. Для поддержании его в тонусе нужны новые впечатления. И жизнь нам требуется не просто продолжительная, а непременно интересная, плодотворная и созидательная.

Шаблоны и стереотипы тормозят развитие человека и прогресс человечества в целом. Именно гибкий ум, нестандартный взгляд на вещи, не шаблонный подход и несогласие с укоренившимся мнением, что железяка не может плавать и летать, смогли создать пароходы и самолеты. Мы молоды пока мы гибки. Это относится как к телу, так и к мозгу. Гибкость ума и активная мозговая активность - это путь к долголетию.

Любая деятельность, требующая участия мозга, улучшает его функции. Головной мозг - это командный пункт всего организма, его генеральный штаб, где принимаются решения и отдаются распоряжения.

Мозг нуждается в активности как и тело, нуждается в постоянной тренировке для на протяжении всей жизни. Прекращение развития интеллекта неизбежно ведет к деградации. Первый сигнал недостаточной мозговой активности - это ухудшение памяти.

Мозг нельзя натренировать методами, которые применимы для накачки мышц, но интенсивная мозговая активность делает нервную систему более функциональной, устойчивой и гибкой. Образуются новые нейронные связи. Формирование этих новых связей между клетками головного мозга является его уникальной способностью реорганизовывать себя. От них зависит насколько интеллектуально развит человек. Чем выше мозговая активность, тем лучше мозговое кровообращение и ткани мозга лучше снабжаются кислородом.

Академик Наталья Бехтерева, научный руководитель Института Мозга Человека, которая на протяжение многих лет занималась исследованиями человеческого мозга, говорит о том, что активная мозговая деятельность способна продлевать жизнь и умные люди живут дольше .

Привожу цитату из одной из ее статей: " Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности (personality). В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д.

Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше ". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны.

Никак не отрицая огромную пользу и необходимость , считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга"...

..." Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально".

По данным специалистов совета по медицинским исследованиям Великобритании, смертность людей, которые на протяжении жизни занимались умственным трудом, оказалась в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал подобной нагрузки.

Можно вспомнить много примеров активного творческого долголетия. Так, Владимиру Познеру пошел девятый десяток, Сергей Михалков прожил 97 лет, Илья Репин еще в 86 писал свои последние картины, Гёте закончил "Фауста", в возрасте 83 лет, Софокл прожил 90 лет, создавая свои произведения когда ему было под 80.

Как и физическое состояние тела, общее состояние мозга можно улучшить с помощью стимулирующих видов деятельности. Различные виды умственной активности развивают разные функции и участки мозга.

Американский нейробиолог, профессор Лоуренс Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Именно он является автором Нейробики. Нейробика - это аэробика для мозга. Она вынуждает различные отделы и зоны головного мозга работать быстро и гармонично. Основной ее принцип - делать привычное каким то необычным способом. Например, чистка зубов или письмо левой рукой у правшей и правой у левшей подключает к деятельности другое, неактивное в повседневной жизни полушарие мозга. Это непривычно и неудобно, но очень полезно! Мозг адаптируется к таким сменам и трансформирует структуру отношений.

Чтобы превратить повседневные поступки в нейробические упражнения, можно изменить способ выполнения, а также делать то, что вы никогда раньше не делали или делали редко. Надо отступить от шаблонов, которые заложены в вас. Главное – это испытать новые ощущения от обычных занятий.

Посмотрите на себя со стороны, что мы делаем каждый день? Ходим на работу один и тем же маршрутом. Покупаем, одну и ту же пищу, в одних и тех же магазинах, готовим ее одним и тем же способом. Вы думаете это все способствует развитию мозговой активности?

Наш мозг построен на создании ассоциаций, на связи нового с уже имеющимся. Поэтому нужно стремиться создавать новые связи для улучшения умственного здоровья. Это может превратить жизнь в увлекательную игру и принесет пользу мозгу. Давайте поиграем! Наверняка вы сами сможете придумать для себя кучу увлекательных занятий!

Здоровались раньше формой "здравствуйте"? Разнообразьте лексику! Можно употребить: "добрый день", "приветствую вас", "привет"...

Пробуйте новые блюда, новые вкусы

Управляйте компьютерной мышью другой рукой.

Измените маршрут до работы или магазина

Поднимитесь по лестнице с закрытыми глазами

Смените парфюм, попробуйте новый аромат

Купите новую вещь, разнообразьте свой гардероб

Привыкли пить утром кофе - выпейте чай или компот, еще лучше - через соломинку и т.д.

А в сексе сколько целины не паханой! Вот уж есть где разгуляться воображению! Путешествуйте, знакомьтесь, играйте в игры, смотрите фильмы - все это позволит задействовать новые цепочки нейронов. Мозгу необходима нагрузка. Это могут быть логические задачи, игра в шахматы. Шахматы требуют планирования на несколько ходов вперед. Развиваются лобные доли. Заучивание наизусть тренирует память, включается ассоциативное мышление. Заставьте Ваш мозг напряженно трудится, если не хотите, что бы он заржавел!

Умственные упражнения увеличивают уровень нейрогенеза (образования и интеграции нейронов в нейронную сеть). Как , так и мозговая активность увеличивают секрецию фактора роста нейронов, что помогает им расти и оставаться здоровыми.

Полезно вести записи. Можно, например, вести личный дневник. Это хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга.

Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать другие люди. Это может быть, например, блог.
Поделитесь своими мыслями. Обучая чему-либо других вы обучаетесь сами.

Вот, например, я пишу статьи на свой сайт. Развиваюсь сам, изучая что-то новое и рассказывая вам.

Надо всегда заниматься самообразованием и не бояться браться за что-то новое. Усваивая новую информацию, и обучаясь ею пользоваться, мы развиваемся.

Научно подтверждено, что музыка предотвращает старение мозга. Нейроны, участвующие в процессе передачи и обработки звука, работают у пожилых музыкантов также быстро и четко, как и нервные клетки обычных молодых людей, которые не занимаются музыкой.

Для нормального физического состояния человека и его интеллектуального развития важно следить за сном, за его количеством и качеством. Недосыпание ухудшает память. Творческий потенциал и способность справляться с проблемами зависят от .

Алкоголь, наркотики и токсины - главные враги нейронов головного мозга. Под их действием нейроны разрушаются, повреждаются умственные способности.

Об этом «АиФ» спросил у Святослава Медведева, директора Института мозга человека, члена-корреспондента РАН .

Дыра в голове... освежает

«AиФ»: - Святослав Всеволодович, в вашем институте проводили операции, во время которой в голове наркомана делали «дыру» и удаляли память о том, каким «вкусным» был героин. А можно ли подобным образом настроить мозг на успех? Все участки обиды, агрессии, смущения заморозить, а самоуверенности - увеличить?

Святослав Медведев: - Наркоманам мы практически перестали делать операции - научная проблема решена, и мы можем передать метод в руки медиков. Если упростить, то суть операции сводилась к следующему. У каждого из нас есть набор стандартов: вы автоматически утром чистите зубы, на интервью надеваете юбку, а не купальник и т. д. А тому, кто попробовал наркотик, кажется, что в наборе стандартов теперь всегда должен быть героин. Так вот, воздействуя на мозг, мы объясняли организму, что последнее в списке лишнее, что надо вернуться в состояние до первого приёма героина.

Надо ли вмешиваться в мозг для улучшения качества жизни? Когда у человека серьёзные поломки в голове - тяжёлая болезнь, такие операции узаконены почти во всех странах. А в остальных случаях лучше обращаться не к хирургам. Без серьёзных медицинских показаний подобное вмешательство аморально. Хотя, например, доказательства того, что трепанация черепа способствует насыщению мозга кислородом, что улучшает его работу, действительно есть.

Берегите «паровоз»

«AиФ»: - Но есть же какая-то стимуляция извилин? Поэты Серебряного века, говорят, для вдохновения нередко употребляли абсент - напиток, который может вызвать даже галлюцинации...

С. М.: - Любая стимуляция - наркотики, алкоголь, специальные препараты - укорачивает жизнь. Что будет, если к паровозу, рассчитанному на 50 вагонов, прицепить 100? Он потянет их раз, второй, но на металлолом пойдёт намного раньше срока.

«AиФ»: - Дети учатся ходить, говорить, понимать и перенимать мимику окружающих одновременно. Многие же взрослые боятся учиться чему-то новому. Неужели с годами мозги «усыхают»?

С. М.: - Учиться нескольким вещам сразу дети могут благодаря нейронам мозга. Мы изучаем нейроны, ищем ответ на вопрос: каким образом в мозгу «пакуется» такой огромный объём информации? Ещё вопрос: как при мизерных частотах (сотня герц) и небольших скоростях (скорость общения нейронов между собой равна даже не скорости света, как у компьютера, а всего лишь скорости звука в воде - 1400 м/с) мозг умудряется организовать взаимодействие 10 млрд нейронов? Мозг мощнее любого суперкомпьютера. Почему? Пока непонятно. Зато мы выяснили, что нейроны работают, как команда корабля: один управляет судном, другой хорошо стреляет, третий готовит пищу. Такую способность они сохраняют у тех, кто постоянно тренирует мозг умственной, творческой деятельностью. Посмотрите, академики, многим из которых под 80, - в здравом уме и твёрдой памяти. Академик Н. Бехтерева пришла к выводу, что если вы поддерживаете мозг в тонусе, то в ответ мозг в тонусе поддерживает весь организм. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые нервные клетки. Творчество омолаживает - умные живут дольше.

Чтение против отупления

«AиФ»: - А что делать остальным, чтобы не отупеть? Может, время от времени пребывать в какой-нибудь неестественной позе? Йоги говорят, что в такие моменты мозг задумывается: а что это делают с моим телом - и начинает лучше соображать.

С. М.: - Если продолжить аналогию с командой корабля, то отвечу так: и стрелка можно научить готовить борщ, а кока - наводить орудие. Существуют нервные клетки, которые от рождения готовы к своей работе, но есть и другие, которые «воспитываются» в процессе развития человека. Научившись выполнять одни задачи, они забывают другие. Но не навсегда. Поэтому можно попытаться заставить их «сесть за парту» ещё раз. Для этого существуют разного рода тренировки. Чтобы подольше оставаться молодым, надо даже в пожилом возрасте ставить перед собой сверхзадачи: освоить компьютер, выучить новый язык, написать мемуары. Самое доступное упражнение для мозгов - больше читать хорошую литературу. Кстати, у человека есть защитная функция от перегрузок - он забывает лишнее. А по истечении какого-то времени вообще помнит только хорошее. Хотя при желании с помощью ассоциативного ряда из памяти можно достать почти всё. Мозг, хорошо устроенный, важнее, чем мозг, хорошо наполненный.

«AиФ»: - Похоже, наше правительство всё свободное от заседаний время занимается тренировкой мозгов - вон какой огромный объём информации в голове держит...

С. М.: - Вы слишком хорошо думаете о нашем правительстве. Вряд ли дело в объёмах - скорее в умении пользоваться этой информацией, например, обращать внимание на важное и игнорировать лишнее. Вспоминается пример экс-президента США Р. Рейгана. Он мог уснуть на каком-нибудь заседании, потому что считал, что там не было полезных сообщений. У нас в прессе над ним посмеивались. А сейчас считают, что он один из великих президентов. Если помнить всё и обращать внимание на всё, то можно сойти с ума.

«AиФ»: - А как вынуть из головы гениальные решения? Финансовые стратеги уверяют: чтобы добиться успеха, разбогатеть, надо принимать нестандартные решения.

С. М.: - В мозге есть детектор ошибок. Именно он следит за тем, чтобы «матрица стандартов», о которой я говорил выше, работала исправно. Но он же препятствует развитию нестандартных идей. Их рождает только «поломанный» мозг. Благодаря этому дефекту придумывают то, «чего быть не может, потому что не может быть никогда». Например, А. Эйнштейн придумал (!), что пространство не плоское, а криволинейное. И оказался прав.

«AиФ»: - Слышала, что обеспечением работы мозга занимаются более 80% генов человека, а на все остальные органы эволюция потратила в разы меньше усилий. Может, поэтому мы и не в состоянии использовать больше, чем 10% возможностей нашего мозга?

С. М.: - Это миф. У здоровых людей мозг загружен практически полностью. Но у каждого разный режим работы: у одного вялый, у другого интенсивный. А у кого-то, как у В. Высоцкого, на пределе возможностей. О таких говорят, что они быстро сгорают.

«AиФ»: - Говорят, что в одном номере «АиФ» столько информации, сколько человек, живший несколько веков назад, мог переварить за всю жизнь. Значит, мозг человека стал вместительнее?

С. М.: - Нет, льстить себе, что мы умнее предков, не стоит. В прошлые века пастух, конечно, не знал, что такое «инфляция» и вряд ли понял бы суть валютных войн. Зато, бросив взгляд на стадо овец, он мог сходу сказать - сколько в нём голов. Его мозг содержал не меньший объём информации, чем наш. Просто информация с тех пор резко изменилась.

Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком

15 лечебных цитат Натальи Бехтеревой

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает . Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго». опубликовано

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.


10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».опубликовано econet.ru

В 2003 году у академика Натальи Бехтеревой случился инсульт. К счастью, не тяжелый, но несколько недель пришлось провести в клинике. Врачи рекомендовали полный покой. Однако она, несмотря на категорические запреты медиков, взялась писать новую книгу. Причем работала каждый день по жесткому графику. Говорила, это и есть мое лечение. Проведя обследование через несколько месяцев, врачи были поражены: настолько значительным было улучшение.

Этот случай описан в только что вышедшей в издательстве "Бослен" книге Елены Кокуриной "Наталья Бехтерева. Код жизни". Она посвящена выдающемуся российскому ученому в области исследования мозга. Конечно, прежде всего интересен путь познания, который приводит к открытиям, ставшим классикой мировой науки. Но практически всегда за выдающимся ученым стоит выдающая личность. Бехтерева-человек не менее интересна, чем Бехтерева-ученый. Во многом ее характер, ее мировоззрение сформировались в детстве, когда дочь врага народа попала в детский дом. Однажды его директор ей сказал: "Твое будущее - всю жизнь работать на кирпичном заводе. Единственный выход - стать самой лучшей в школе". И вот этот стимул - всегда и везде стать первой - стал для нее мотивацией на всю жизнь.

Есть два типа ученых. Большинство, найдя однажды "золотую жилу", разрабатывают ее всю жизнь. Но некоторые, добившись всеобщего признания, став авторитетом в научном сообществе, вдруг резко меняют направление исследований, начинают, по сути, с нуля. В таком развороте заложен очень большой риск, ведь можно заблудиться, вообще не получить никаких результатов. Но зато счастье прорыва несравнимо ни с чем.

В последние годы жизни Наталья Бехтерева - признанный во всем мире ученый, член многих иностранных академий, лауреат международных премий, автор более 400 научных работ, создатель научной школы - неожиданно стала заниматься новой для себя темой под условным называнием "Умные живут дольше". Ее суть: чтобы продлить свои годы, человек должен не просто постоянно заниматься интеллектуальной работой. Этого мало. Надо ставить перед собой сверхзадачи.

Что имела в виду Бехтерева? Если человек всю жизнь стоял за конвейером, а приходя домой, ложился на диван перед телевизором, то его мозг работал с явной недогрузкой, "ходил по одним и тем же давно проторенным дорожкам". В итоге быстро стареет не только мозг, но и весь организм. На таком автомате живут животные, работа их мозга запрограммирована. Все расписано заранее. Но у человека все гораздо сложнее. Когда он решает новые для себя задачи, то включается весь мозг. Но когда новое освоено, включается режим экономии. Он оставляет активными только те области мозга, которые нужны для данного вида деятельности. Говоря образно, переходит в пассивный режим. Начинает хиреть и быстро стареет.

Отсюда вывод: человек должен постоянно ставить перед собой новые задачи. А еще лучше сверхзадачи. Тогда весь мозг работает на максимуме. Сегодня все это уже можно увидеть с помощью современной техники. Когда даже немолодой человек берется за сверхзадачу, в его мозгу формируются новые связи и образуются новые нервные клетки. То есть творчество преобразует мозг человека. Более того, активируются участки, которые ответственны за работу эндокринной системы, напрямую связанной с процессами старения.

Что же такое сверхзадача? По словам Бехтеревой, это то, что для вас очень важно, чего безумно хочется, но кажется недостижимым. Ее нельзя решить по стереотипу, нет такой готовой матрицы. Придется включать на "полную катушку" свой творческий потенциал. И тогда оживает мозг, оживает организм.

Ученый утверждала, что сверхзадача позволяет не только восстанавливать, но и увеличивать творческий потенциал мозга практически независимо от возраста. "Многолетний опыт в физиологии мозга человека и психофизиологии позволяет мне утверждать, что творческий потенциал мозга можно увеличить, восстанавливать творческой сверхзадачей и что восстановление творческого потенциала вплоть до оптимального его состояния возможно практически независимо от возраста", -- писала она в одной из своих последних работ. Сама Наталья Бехтерева ставила перед собой и решала сверхзадачи постоянно. По сути, вся ее жизнь в науке была чередой таких решений, на уровне стереотипов она не работала никогда.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!