Информационный женский портал

Владимировская икона Божьей Матери: Великая охранница и заступница страны, семьи, веры. Икона Божией Матери «Владимирская

Владимирская Богоматерь - самая любимая, почитаемая и самая древняя из богородичных икон. Народ на Руси издавна воспринимал своей ходатайницей перед Богом, ее почитание всегда имело огромное значение, было ярким проявлением русского благочестия.

Россияне постоянно обращались и обращаются к заступничеству Богоматери через ее изображения. Только чудотворных икон с изображением Божьей Матери, чьи дни ежегодно отмечает церковь, насчитывается более 150. Но Владимирская среди них всех - первая.

Пришествие на Русь

С древнейших времен

Икону привезли из Византии в паре с другой значимой святыней - Богоматерью Пирогощей. Той самой к которой позже придет поклониться, возвратившийся из плена, главный герой Слова о полку Игореве.

Произошло это событие в XII веке, примерно в 1130 году. Для Богоматери Пирогощей в Киеве выстроили храм из камня, а Владимирская Богоматерь, которую, естественно, так еще никто не называл, была помещена Богородичном монастыре неподалеку от Киева.

После того как князь Юрий Долгорукий захватил Киев, сын его Андрей Боголюбский, без согласия отца, тайно решил вывести святыню в Ростов.

Проезжая мимо Владимира лошади, перевозившие реликвию, остановились, не смогли сдвинуться с места . Попытка сменить их не принесла результатов и князь понял, что получил знамение: икона пожелала поселиться во Владимире.

Князь воздвиг собор Успения , объявил город Владимир первопрестольным. В храм перенесли богато украшенный по византийской традиции образ. В ризе было около полутора килограммов золота не считая камней, жемчугов, фрагментов серебряного литья .

Уже во времена Боголюбского Владимирская Богоматерь стала почитаться как оберег и талисман русских земель. Летописцы уделяли иконе повышенное внимание. Ей посвящены обширные записи, объясняющие многие события истории влиянием Владимирской иконы.

В 1237 году воины Батыя подожгли и разграбили собор, драгоценный оклад исчез , но чудотворная икона уцелела. Собор вскоре восстановили и моления продолжились.

Дивных чудес череда

История иконы полна чудес. Разбив летом 1395 года хана Тохтамыша вблизи Терека, Великий Эмир империи Тимуридов Тимур Тамерлан преследовал побежденного властителя Золотой Орды до самой Московии.

Он разорил Рязанские земли, покорил Елец, подошел к Москве. И тогда митрополитом Киприаном было принято решение призвать на помощь икону Пресвятой Богородицы. Чудотворную икону доставили из Владимира. Ее несли десять дней на руках не прекращая читать молитвы.

26 августа 1395 года москвичи встречали икону у своих стен. С непрерывными молебнами ее внесли в Кремль. Случилось чудо. Тимур неожиданно развернул войска и покинул пределы Московского княжества .

Очевидцы говорили, что Тамерлану во время сна явилась прекрасная женщина во главе многотысячного войска, которое по ее команде устремилось на властителя Самарканда. На храбреца нашел жуткий ужас и Тимур решил не искушать судьбу.

С этого дня икона почитается покровительницей Москвы. Ее несколько раз возвращали во Владимир, снова перевозили в Москву, пока она не заняла на долгие годы свое место в Успенском соборе Московского Кремля.

В 1451 году случилось новое чудо. Москву окружили крымские степные татары. Руководил огромным войском ногайский царевич Мазовша.

Митрополит Иона организовал крестный ход с иконой по стенам города, и осаждающие ушли . Заслышав необычный шум ногайцы подумали, что к городу движется хорошо вооруженное и многочисленное войско князя Василия и ретировались.

В 1480 году святыню доставили в русский стан в районе реки Ургы. Победа на Угре московского князя Ивана III над воинством хана Ахмета привела в итоге к падению владычества Золотой Орды.

В 1521 году благодаря заступничеству чудотворного образа ушел из-под Москвы вместе с войском хан Махмет-Гирей, что дало повод установить еще один праздник в честь иконы .

Всего церковь ежегодно празднует три праздника посвященных иконе: 21 мая, 23 июня и 26 августа по юлианскому календарю.

С образом Богоматери Владимирской был зван народом на царствие Борис Годунов. В 1613 году московский митрополит Арсений осенял ею победителей поляков ополченцев Козьмы Минина и князя Пожарского.

Из новейшей истории

До сих пор вызывает споры история о том, как в годы войны, подчиняясь устному приказу Отца народов Иосифа Сталина, небо над Москвой облетел самолет с иконой, защитившей столицу Советского Союза от вероломных захватчиков .

Разные версии легенды приписывают честь спасения столицы СССР разным иконам. Указывают на образ Тихвинской Божией Матери, легендарную Казанскую Божию Матерь.

Но многие энтузиасты, пытающиеся найти хоть какое-то документальное подтверждение этому чуду, склоняются к мнению, что Москва, как и сотни лет назад, выстояла не без помощи Владимирской иконы.

Один из возможных очевидцев рассказывал через год после войны, что как только транспортный «Дуглас» с чудотворным образом Богоматери на борту трижды облетел столицу, погода моментально изменилась: пошел густой снег, температура воздуха резко упала.

Сама природа пришла на помощь защитникам Москвы.

Где сейчас находится образ?

В Успенском соборе Московского Кремля Владимирская икона Божией Матери находилась до самой революции. Перед ней короновали императоров и избирали патриархов, молили ее о даровании побед, приносили военную присягу.

После легендарного ограбления Патриаршей ризницы в 1918 году, ее в числе многих Кремлевских ценностей и реликвий изъяли из собора. Икона была помещена на хранение в Оружейную палату.

Согласно другой версии, она проходила очередную реставрацию в мастерской Игоря Грабаря. Всего же икона переписывалась более четырех раз, не считая малых починок образа.

По описанию дошедшая до нас икона абсолютно не похожа на первоначальную работу византийского мастера . В 1926 году ее пристанищем стал Исторический музей. В 1930 году руководство Третьяковской галереи сумело убедить власти передать икону в ГТГ.

Сегодня икона постоянно находится в Храме святителя Николая в Толмачах. Он является домовой церковью при Государственной Третьяковской галерее.

Помимо этой иконы в нем находятся и другие экспонаты из коллекции галереи : литургическая утварь, иконы, кресты. Ежегодно в праздник Святой Троицы на временное хранение в Храм предается «Троица» Андрея Рублева.

Киот для Владимирской Божией Матери выполнен белгородским резчиком В. Аксеновым и В. Пантелеевым. Храм открыт для доступа посетителей, в нем проводятся службы.

В престольные праздники образ переносят в Кремль и выставляют в Успенском соборе Москвы для всеобщего поклонения .

В чем помогает икона?

Не только в защите от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.

    Защищает от несчастных случаев.

    Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно.

    Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.

    Облегчает роды

    Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени.

    Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама .

    Лечит болезни сердца и сосудов

    Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней.

    Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.

    Спасает от смертельных случайностей

    Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали.

    Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы.

    Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений .

А еще перед иконой поможет разобраться в себе, своих переживаниях. Позволит увидеть правильный жизненный путь, Богородица укрепит веру и смягчит злобу. Нам так не хватает добра.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя.

Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити.

Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Владимировская икона Божьей Матери – является главной православной русской святыней, наиболее чтимым христианским образом Богородицы. Это самый ранний из всех известных чудотворных ликов, который сохранился со времен Древней Руси. Великая православная святыня имеет большую историю почитания. Она дошла до нас благодаря подробным записям, сделанным летописцами и монахами в своих работах. Почитание Владимирской иконы Пресвятой Богородицы демонстрирует неразрывную духовную связь истории страны, жизни Российского государства и церковных событий.

Светлый лик Матери Иисуса Христа множество раз становился незримым щитом для людей и их страны от недругов, напастей, бед. Неудивительно, что именно в честь этого святого образа Русской Православной Церковью отмечается наибольшее число праздничных дней:

  • Памятуя о спасении главной русской столицы 1521 года от нашествия войска крымского хана Мухаммеда-Гирея – 21 мая (по старому стилю 3 июня).
  • О чудотворном избавлении 1480 года русских земель от нападения Ахмата – 23 июня (по старому стилю 6 июля).
  • Об избавлении от войск Тамерлана (1395 год) – 26 августа (по старому стилю 8 сентября.

Иконография образа Богородицы

Образ Владимирской Богородицы относят к типу иконописи «Умиление». На греческом языке звучит как «Елеуса» (ελεουσα), что означает «Милостивая». Икона имеет наиболее лиричную композицию из всех иконографий Пречистой Девы. Изображение открывает близкое духовное и физическое общение Божией Матери со своим Сыном Младенцем. Образы Богородицы и Младенца, которые нежно прильнули щекой друг к другу, представляются глубоко человечными и интимными.

Перед нами предстают две фигуры – Матери Марии и Младенца Христа, которые тесно прильнули ликами. Голова Девы наклонена к Иисусу. Он же рукою ласково обнимает Мать за шею. Отличительной особенностью Владимирской иконы от других изображений, принадлежащих типу «Умиление», является положение левой ноги Младенца Иисуса. Она так согнута, что полностью видна подошва детской ступни.

Такое изображение Богородицы с Сыном кроме прямого смысла любви и нежности в отношениях содержит глубокую богословскую идею. Во-первых, Мария символизирует христианскую душу человека, которая близко общается с Господом. Во-вторых, нежные прикосновения и взгляд Пречистой Девы-Матери напоминают о будущей крестной жертве Иисуса во имя каждого человека. Мать покорно принимает предназначение, оплакивая и радуясь судьбе Сына Божьего.

Владимирская икона – двусторонняя. На обратной стороне доски можно увидеть изображение Престола и орудия Христовых Страстей.

Происхождение Владимирского образа Божией Матери

Предание XV века относит создание данной иконы Богородицы ко времени появления первых прижизненных изображений Матери Христа, написанных в I веке евангелистом и апостолом Лукой. Рисунок был сделан на особенном материале – доске от стола, за которым, вероятно, могли сидеть Пречистая Дева Мария и Иисус Христос.

Некоторые исследователи считают, что в образе прослеживаются черты византийского искусства. А сохранившаяся до сегодня икона является ранним списком творения Луки, авторство которого принадлежит мастеру-изографу польского происхождения, жившего приблизительно в XI веке. Другие ученые утверждают, что анализ художественно-стилистических особенностей, а также некоторых исторических фактов свидетельствуют о том, что Владимирская икона относится к первой половине XII века (приблизительно 1130 год). Это не умаляет значимости и ценности святого лика, который на протяжении веков помогал людям, отвечал на их просьбы, молитвы, охранял православный люд от нечисти.

Обретение иконы Владимирской Божией Матери русским народом

Созданное евангелистом Лукой изображение практически до средины V века оставалось в Иерусалиме. Позже, во время правления Феодосия Младшего, икону переправили в Константинополь. В 1131 году Патриарх Царьграда Лука Хрисоверг прислал образ Богородицы Юрию Долгорукому как подарок. Драгоценный дар был поставлен в женской обители города Вышгород, рядом с Киевом. Имя «Владимирская» икона получила после помещения ее (1155 год) Андреем Боголюбским в новый Успенский собор города Владимир (центр Владимиро-Суздальской земли).

С первых дней икона явила прихожанам и паломникам множественные чудеса, прославилась как заступница и помощница. Согласно с оставленными преданиями, Владимирский святой образ Богородицы, показывая свою силу, сходил с места в алтаре, парил в воздухе, поддерживаемый невидимой силой. Самое главное, в чем помогает христианам старинная икона – сохранить людей, храм, город от бед, посяганий, разрушений врагами или огнем.

Так, в 1164 году князь Андрей Боголюбский отправился в поход против волжских болгар, взяв с собой святой Владимирский образ Приснодевы. Молитвы и преклонение святыне помогли русским воинам одержать ратную победу. В апреле 1185 года страшной силы пожар охватил Владимирскую церковь. Сгорело все имущество храма. И только священный Владимирский образ Божией Матери огонь не посмел тронуть. Прихожане почитали икону своим могущественным оберегом. Пока она находилась во Владимире, город рос, креп и процветал.

17 февраля 1185 года икона пережила вместе с горожанами разорение ханом Батыем. Но это не сломило владимирцев, ведь Защитница оставалась рядом с ними. Богородичный лик стал божественным вдохновением победы (1380 года) русского войска во главе с Дмитрием Донским.

Московская история Владимирской иконы Божьей Матери

По воле Господа, с 1395 года судьба Владимирской иконы Пречистой связана с Москвой. Святой образ установили в храме, посвященном Успению Богородицы. После разорения Рязани Тамерлан решил идти на Москву, сея разрушения на своем пути. Было принято решение укрепить Божественную защиту столицы, принеся в нее чудотворную Владимирскую икону. Торжественная процессия с митрополитом московским Киприаном вместе с духовенством, членами княжеской семьи, простыми людьми и народ вышли встречать икону за границы города. Приняли святыню, с почетом поместили ее в Успенский собор Московского Кремля.

Защитница от врагов

Защита Богородицы оказалась настолько сильной, что Тамерлан сначала остановил свое войско, две недели находился на одном месте. А затем быстро развернулся в южном направлении и удалился из московских пределов. Услышав о произошедшем, люди сказали, что враг бежал гонимый властью Пресвятой Защитницы. Чтобы отметить это знаменательное событие чудесного избавления Русской земли от войска Тамерлана, было установлено церковное празднование 8 сентября (по старому стилю 26 августа). Это день торжественного прибытия в Москву и встречи Владимирского образа Пресвятой Богородицы – праздник Сретения. Вскоре на месте передачи светлого лика засияли купола нового храма, нового дома иконы. Со временем вокруг церкви образовалась Сретенская монашеская обитель.

Таким образом, чудотворящую икону Богородицы не вернули во Владимир, навсегда оставив Москве. С того времени Владимирская Матушка Богородица не покидала столицу России, охраняя ее от бед, лишений, посяганий врагов. Второй замечательный случай произошел 1480 года, когда образ Девы Марии спас страну и ее сердце от несметной орды хана Ахмата. Возле берегов реки Угра состоялась встреча русских защитников и татар. Противники стояли по обе стороны от реки, ожидая знака к началу боя. Владимирская икона была с теми, кто собирался первым броситься в бой с неприятелем. Произошло чудо – войско Золотой Орды обратилось в бегство.

Церковное празднование 6 июля (по старому стилю 23 июня) увековечило славную память о великом заступничестве Приснодевы. В этот день ежегодно (до событий 1917 года) совершался торжественный крестный ход священников и прихожан с иконами, хоругвями, но центральное место, конечно же, принадлежало святому древнему образу Русской Защитницы. Процессия проходила празднично при большом скоплении народа от Успенского храма до Сретенского монастыря.

1521 года объединенное войско Казанского Ханства и Мехмет-Гирея подошло к городским стенам столицы. Вокруг города уже пылали огромные костры, грозящие уничтожить все на своем пути. Горожане готовились к осаде, обращая свои взоры и слова молитвы к милостивой Владимирской Заступнице. И вновь Матерь Божия не отвернулась от своих чад. Вражеское войско ушло от Москвы, не навредив ей. Так был установлен третий великий праздник в честь Владимирской иконы Богородицы. Он совершается поныне 3 июня (по старому стилю 21 мая). Православные поминают чудесное избавление главного города страны от вражеского надругательства.

Перед святым ликом Владимирской иконы Богоматери, преклоняя колени, молились русские цари, князья, перед тем как выступить в поход. Просили исполнения воли Божией, благословения перед избранием митрополитов Москвы, а затем патриархов. Милостивой Богородице, не раз становившейся щитом и опорой, доверяли решение самых важных вопросов духовной и светской жизни – жребий каждого кандидата клали пред иконой. Именно ей присягали быть верным государю и вере самые знатные и уважаемые москвичи.

Пожар в Москве 1547 года

Разрушительный пожар 1547 года стал настоящей трагедией для Москвы. Беспощадный огонь уничтожил треть всех построек города. Как писал Карамзин, здания из дерева просто исчезли, а каменные – рассыпались, плавилось железо, текла медь. Москва потеряла в огне 1700 своих жителей.

Бушующее пламя охватило многие здания Московского Кремля. Спасая самое дорогое, люди хотели вынести чудотворный образ. Сильные, смелые мужчины были отправлены, чтобы снять икону, надежно спрятать от огня за пределами Кремля. Но святыня воспротивилась, ни на сантиметр не сдвинувшись с места. Очевидцы засвидетельствовали, что в небесах над храмом возникло видение сияющей женщины, свет от нее падал на купола Успенского собора. Когда огонь утих, все увидели удивительную картину. Среди задымленного страшного пепелища возвышался сохраненный от стихии Успенский собор. С того времени Чудотворный Владимирский образ Божьей Матери остался в Успенском соборе московского Кремля.

Ненадолго покидала Защитница Москву в мятежном 1812 году. Ее на время переместили во Владимир, затем в Муром. А вскоре святыня снова вернулась на алтарь кремлевского Успенского собора. Выносили Владимирскую только по праздникам: крестный ход, да коронацию российского императора. На это время пустующее место иконостаса церкви занимал точный извод. И сегодня именно его можно увидеть при посещении Успенского собора.

Новая история

В непростые для православной Церкви богоборческие времена русская святыня (с 1928 года) попала в Третьяковскую галерею. К великой радости христиан икона не была уничтожена или потеряна, как много других православных святынь.

1999 года Владимирский лик Пресвятой Богородицы передали Государственной Третьяковской галерее для бережного сохранения в храме святителя Николая (в Толмачах). Русская реликвия содержится в особенных условиях. Специальный киот, в котором находится образ, покрыт пуленепробиваемым стеклом. Установленные в помещении приборы контролируют и поддерживают идеальные параметры влажности, температуры воздуха. Такие серьезные меры призваны уберечь святыню от агрессивных внешних условий.

Что просить у Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский образ Пречистой Божией Матери почитают христиане всего мира как чудотворный. Со времени написания иконы люди склоняются перед Девой Марией и Сыном Господа, моля о помощи в делах, направлении на правильный путь, исцелениях от болезней, защите от недругов. Оставленные записи подсказывают, в чем помогает святой лик более всего. Люди свидетельствуют, что Божья Матерь содействует в лечении болезней сердечно-сосудистой системы. Возносят прошения перед иконой, чтобы защититься от различных трагедий, проблем и от недругов.

С древности икона Царицы Небесной оберегала Киевскую Русь, а позже Россию от нападений врагов. Она укрепляла воинский дух, вселяла в сердца защитников родины храбрость, отвагу. И сегодня святыня защищает от ссор, раздоров внутри семьи, в отношениях между людьми, от международных конфликтов, вражеских угроз, смут внутри страны. Богородица хранит от размолвок и ссор, помогает людям с разными взглядами примириться друг с другом, найти точки соприкосновения.

Православные устремляются к святыне, чтобы помолиться перед иконой Владимирской Богородицы, поведать ей о своих бедах, проблемах, спросить верного совета, помощи. Часто для принятия сложного решения и начала нового дела надо окрепнуть духом, Богородица даст силы, поможет отделить главное от второстепенного. Святыня:

  • Способна подсказать верный путь, избавить человека от неуверенности и сомнений, подарить умиротворение и спокойствие вместо растерянности и метаний.
  • Укрепит дух, веру, даст силы пережить сложные времена.
  • Укрепит здоровье. Исцелит от недугов всех, кто искренне верит. Особенно часто поправляются люди с сердечными болезнями и проблемами с глазами.
  • Дарит физическое здоровье и духовное прозрение.
  • Защищает от всех врагов – политических противников, воинствующих захватчиков, недоброжелателей, завистников. Усмиряет тех, кто сеет раздор и смуту.
  • Обязательно подскажет, что следует сделать при проблемах с работой.

Владимирская икона Пречистой является сильным оберегом домашнего очага, благополучной семьи, скрепленного Богом союза двух людей. Не знаете, как наладить личные отношения? Обязательно молитесь Владимирскому образу, держите такую икону в доме. Богородица поддержит взаимное уважение, любовь, единение душ, поможет лучше понимать друг друга. А одиноким людям поможет правильно выбрать пару.

Многие люди специально приезжают в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, чтобы поклониться и помолиться знаменитой Владимирской иконе Божией Матери.

Считается, что она чудотворная – ограждает от бед и опасности, исцеляет болезни.

Трижды в год отмечается день, посвященный этой уникальной иконе – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. И каждая дата связана с чудом, которое происходило благодаря этому священному артефакту.

И сегодня мы расскажем о происхождении иконы, о том, чем она знаменита, и о том, как просить у нее помощи.

Происхождение Владимирской иконы Божией Матери

Принято считать, что этот святой образ написал евангелист Лука на доске-столешнице, за которой принимали трапезу Иисус Христос, матерь его Мария и ее муж Иосиф. Как говорится в Библии, Богородица сама благословила икону и сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Впрочем, скорее всего, мы имеем дело не с работой самого Луки (согласно многочисленным исследованиям, ни одно его творение до наших дней не дошло), а с так называемым «списком». Да и искусствоведы датируют икону XII веком нашей эры. Однако от этого она не становится менее ценной и чудотворной. Кто бы ни был автором данного произведения, он сумел вложить в него свет и некую небесную силу, защищающую и оберегающую не только людей, но и целую страну.

Стоит добавить, что по иконографии икона относится к типу Елеуса, то есть «Умиление», и передает нежность, связывающую Богоматерь и ее божественное дитя. Кроме того, есть мнение, что изначально икона была двусторонней, так как форма ковчега и лузги одинаковая с обеих сторон.

Путь Владимирской иконы Божией Матери и чудеса, ею творимые

В России икона появилась около 1131 года. Ее передал в дар Юрию Долгорукому византийский патриарх Лука Хрисоверг. Ее поместили в женский Богородичный монастырь в Вышгороде, что недалеко от Киева. Однако там она пробыла недолго. В 1169 (по некоторым источникам – в 1160) году Андрей Боголюбский выкрал икону (по другим сведениям – просто взял с собой, отправившись с Суздаль) и перевез ее во Владимир, именно поэтому с тех пор ее именуют Владимирской.

Как гласит легенда, Боголюбский вовсе не планировал оставлять икону во Владимире, а был в этом городе проездом, однако кони встали и отказались идти дальше. Их сменили, но результат был тот же – лошади не двигались с места. Тогда Андрей понял, что сама Божья Матерь указывает ему место, где она желает остаться. И за два года во Владимире был возведен храм Успения Богородицы.

Но и там икона не задержалась. Когда в 1395 году Тамерлан пошел войной на Русь, Василий I приказал доставить святой образ в Москву, чтобы защитить город от узурпатора. И Богородица заступилась за русичей – Тамерлан не добрался до Москвы, а развернул свое войско от Ельца и отправился в обратный путь. Существует еще одна легенда: завоеватель уснул в своем шатре, и ему во сне явилась Божья Матерь, окруженная небесным воинством, и приказала ему покинуть пределы Руси. В честь этого события день иконы отмечается 8 сентября.

Следующие чудеса произошли, когда икона в 1480 году помогла избавиться от войска хана Ахмата (дата памяти – 6 июля), а в 1521 – от Махмет-Гирея (празднуется 3 июня). В обоих случаях на воинов и на их предводителей находил такой сильный страх, что они предпочитали отступить. Говорят, что бойцам Гирея было еще и видение – бесчисленное количество то ли людей, то ли ангелов, облаченных в золотые одежды.

Кроме того, что икона охраняла Русь, она еще и не раз спасала саму себя. Так, не пострадала она при страшном пожаре и уцелела, когда воины Батыя разоряли Владимир. И где бы она ни находилась – в Вышгороде, во Владимире, в Успенском соборе в Москве, везде жители получали помощь и заступничество.

Как и когда обращаться к иконе

Принято считать, что Владимирская икона Божией Матери помогает в любой день, но в даты особого ее поминовения ее сила увеличивается многократно. Существует акафист, состоящий из 27 кондаков и икосов, восхваляющих Богородицу и испрашивающих у нее защиту для нашей страны и для ее жителей.

Если вы не знаете все эти слова наизусть, то запомните хотя бы первый кондак и обращайтесь с ним к святому образу, когда хотите обрести покровительство Богородицы:

«Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».

Впрочем, даже если вы выскажете свои просьбы обычным, привычным для вас языком, Божья Матерь не откажет вам в помощи, главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца. Можно также прочитать одну из многочисленных молитв Богородице. И не забудьте поставить перед иконой свечи. Их количество – на ваше усмотрение.

В чем помогает Владимирская икона Божией Матери

Считается, что икона не только защищает страну и исцеляет болезни, но и помогает при размолвках в семье, внушает ответы на трудные вопросы и способствует принятию важных решений. Ей молятся, чтобы получить прозрение – и физическое, и духовное, а также при проблемах с сердцем, опять-таки и в плане здоровья, и при отсутствии или потере веры. Она особо охраняет матерей и их детей, беременным дарует легкие роды и здоровых малышей, избавляет от бесплодия и от заболеваний детородных органов.
Посетите 3 июня храм-музей Святителя Николая в Толмачах, помолитесь Заступнице, и да пребудет с вами ее Благодать.

Икона Владимирской Божьей Матери помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе,Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Икона Владимирской Божьей Матери в чем помогает: как правильно молиться Владимирской иконе

Велика благосклонность Господа и расположение его к нашей грешному, страдающему миру, и данного тяжело не подметить. Нужно повнимательней приглядеться, и можно узреть ее в обычном вероисповедании каждого христианина, в смиренном блистании лиц непорочных, в ходе истории нашей и долях руководителей. А еще доброжелательство и благосклонность Божия представлены к нам в виде священных икон, каковыми так богат наш Православный храм. Как раньше, так и сегодня особенную значимость, и уважение у людей, которые верят в Бога имеет лик.


Икона Владимирской Божьей Матери является покровительницей российского народа и самой Российской Федерации. В соответствии с преданием, этот облик был прописан евангелистом Лукой в период земного существования Ея. И увидев отображение собственное, Дева Мария вымолвила:


С этого момента ублажат меня все роди. Благодать рождшегося от меня, и моя с этим ликом прибудет.


В течении всей истории облика Пресвятой, зафиксирована масса удивительных деяний и потрясающих происшествий, что затронули участь не только лишь Российской Федерации, а и тысяч людей которые веруют в Господа творца. Значимость, в чем может помочь Владимирский образ Непорочной, как возносить молитву и вымаливать ее о поддержке – об абсолютно всем поведает наша публикация.


Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Огромную значимость имеет молитвословие пред любым из почитаемых образов Пресвятой хранительницы и покровительницы рода людского перед Творцом нашим. Ведь она может оградить каждого из нас, и душу нашу от несчастия. Населению земли представилось немало ее чудодейственных икон, а истории их приобретения свидетельствуют о том, что в различных житейских моментах мы можем устремляться к многообразным ее ипостасям.


Божья Пречистая богородица Владимирская может помочь любому человеку, который верит в Бога и обращается к ней с чистосердечной мольбой. Она покровительница и оборонительница, защищает жилище и может помочь в разрешении большого количества повседневных дел. Любой благочестивый христианин просто непременно обязан иметь в собственном жилище данный чудодейственный лик.


А об истории и значимости иконы для люда российского зафиксировано немало случаев, которые приключались в древности и совершаются вплоть до настоящего времени.


Помимо того, что икона трижды спасала русские земли от вражеских нашествий, Пречистая Дева выражала волю при помощи облика собственного. Так, к примеру, князю Андрею Боголюбскому в момент молитвословия пришло ведение о том, в каком месте должен был расположиться облик на территории Владимира.


Также на территории Вышгорода, в соборе икона самостоятельно переместилась с одного места в другое. В результате князь Андрей по окончанию мольбы увез иконку с собой на Ростовские земли.


В последствии было засвидетельствовано достаточно большое количество чудотворных излечений христиан. В особенности частому исцелению поддавались глазные и сердечные хвори.


У священнослужителя по имени Микула, супруга находилась в положении. Ей удивительным образом удалось спастись от лошади что взбесилась, после того как вознесла молитвословие.


У прихожанки Марии получилось исцелиться от глазного недуга, после того как она с мольбой выпила воду от непорочного облика.


Как-то раз в городе что наименован Владимиром случилось несчастье. Золотые врата проездной башни упали и завалили двенадцать человек. Правитель города беспрерывно возносил молитвословие пред ликом Божьей Матери и все люди не просто остались живы, но и выбрались без единой царапины.


Новорожденный был спасен от сглаза, после того как его умыли святой водой.


У христианки Ефимии был выявлен сердечный недуг. Как только ей рассказали о чудотворных излечениях от лика Пречистой, она совместно со священнослужителем Лазарем отослала большое количество золотых изделий в собор к образу. А впоследствии он принес ей святую воду. Она вознесла моление, выпила ее и выздоровела.


Подобных историй существует очень много. Они относятся как к подлиннику облика Пресвятой покровительницы, так и к большому количеству ее перечней и молитвословие устремленных к ней.



В чем оказывает помощь икона Владимирской Божией Матери

Икона является свидетелем наиболее важных происшествий в истории Российской Федерации. А именно: военных походов, назначений патриархов, пред ликом Пресвятой Богоматери проводилась коронация монарха и присяга на верность отчизне. Молитвословие, устремленное к святыне, является спасением при смутных временах и расколе в государстве. Она способствует устранению вражды, гнева, успокоению страстей.


Многочисленное количество людей, которые верят в Бога устремляются к Непорочной за поддержкой в принятии важных решений, при наличии недугов, для того чтобы укрепить дух. В случае если задаться вопросом в чём может оказать помощь православному христианину икона ответ будет следующим:


Содействует при розыске истинного пути, принятии верного решения.


Наделяет силами в наиболее сложные моменты существования, помогает укрепить веру.


Исцеляет от физической хвори. В особенности зачастую ей возносят мольбу для излечения сердечных и глазных недугов.


Оберегает от набегов недругов, грешных мыслей и уныния.


Покровительница помогает браку оставаться счастливым, а также поддерживать крепость семейных уз, исключая ссоры, раздоры. Ведь именно это и является залогом крепкого государства.



Молитвословие пред иконой Владимирской

**«О Богородица, Небесная Царица, Всесильная Покровительница, непостыдное наше Упование! Благодарящее тебя о всех великих благодеяниях, в роды родов людям российским от Тебе бывших, пред Непорочным обликом твоим воссылаем молитвословие: убереги город этот и рабов твоих и все земли Русские от потопов, пожаров, губительств, землетрясений, междоусобных воин, инопланетных нашествий. Убереги и помоги, Пресвятая, Всевышнего нашего (имя рек), Святейшего Патриарха Московского и всей земли Русской, и Господина нашего (имя рек), Пре святейшего епископа (титул), и все Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные. Даждь им Церковь Российскую добре управитель, верные овцы Христовы нагибаемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и сохранении их, согрей сердца их ревностью о Бозе и достойно звания своего ходити каждого укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй, всех рабов твоих и даруй нам путь земного поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастях терпение нас надели, во благоденствии - воздержание, к ближним понимание, ко врагу всепрощение, в добрых делах преуспеяние. Избавь нас от всякого грешного деяния и от окаменелого не чувствия, в страшный же день Суда сподобь нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, уважение и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Да будет так».**

Оригинал Пречистого образа располагается на территории города Толмача в Третьяковской галерее собора – музея Святителя Николая. Осуществить странствий разрешается к чудотворному перечню что располагаются в соборах, именованных в почтительность Пресвятой Божьей Матери:


В поселке Нововасильевка, Бердянского района,


Села Быково, что находится в Раменском районе,


Также вы можете увидеть перечни в селе Вильне в Подмосковье,


Южное Бутово имеет перечни иконы,


Город Виноградово,
и конечно же в столице.


На территории Украины можно устремиться с мольбой в храме что именованный в честь Богоматери Владимирской в столице.


Да пребудет с вами всемогущий создатель и покровитель наш!



Был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля.. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротоде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки , кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.

Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря) 1588 год.

Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3)1634 год.

Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3).1603 год.

Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28) 12 век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак , глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся Невесто Неневестная.

Молитва иконе Божией Матери Владимирская

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» …

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках..

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!