Информационный женский портал

Дарвин о происхождении человека. Происхождение человека и половой подбор (Дарвин Чарльз) Чарльз дарвин происхождение человека и половой отбор

Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина – теория естественного отбора

l 1.Всем организмам (как диким так и окультуренным) свойственна наследственная изменчивость.

l 2.Элементарной единицей эволюции является вид (популяция)

l 3. Все виды ведут жестокую борьбу за существование (внутривидовая и межвидовая).

l 4.Естественный отбор – преимущественное выживание и обеспечение потомством лучше приспособленных особей.

l 5.Адаптация организмов к условиям их существования.

l 6. Частный случай ЕО является половой отбор.

Работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» 1871г.

  • Часть 1. Происхождение или родословная человека.
  • Три разряда фактор животного происхождения человека:
  • 1.Сравнительно-анатомические (сходство строения тела и его функций);
  • 2. эмбриональные;
  • 3. наличие зачаточных органов – рудиментов; атавизмы – возврат к предкам (ушная раковина, бугорок, перепонка на глазу, третичный волосяной покров, последние моляры, червеобразный отросток слепой кишки, копчиковые позвонки, грудные железы у мужчин и др.
  • Действие естественного отбора в процессе эволюции человека
  • Часть II. Половой отбор, третий фактор эволюции.
    Способ «развития» человека от низшей формы.
    Законы изменчивости. Действие среды, роль упражнения органов, остановка развития.
    Эволюция первичных половых органов, развитие вторичных половых органов. Явление полигамии.
    Часть III, Половой отбор по отношению к человеку.
    Понятие полового диморфизма.
    Половой отбор и закон боя.
    Способ действия полового отбора у человека.

Работа Ч.Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных»
Принципы выражения: 1. полезное становиться привычным;
2.принцип антитезы;
3. принцип действий. Обусловленных строением ЦНС.

l Сторонники эволюционной концепции Ч. Дарвина:

l - Т.Гексли; Э.Геккель

l Яростные противники:

l - епископ Уильберфорс, натуралист Майварт и др.

l После открытия генетического наследования и его законов, эволюционная теория Дарвина стала называться синтетической теорией эволюции.



l СТЭ имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований.

l Социокультурная эволюция (Ф.Энгельс) "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876)

l Эволюция человека – продукт социальных преобразований.

l Главная движущая сила эволюции (и отличающая человека и обезьяну) – трудовая деятельность.

1.Античные взгляды на живую природу

l Первые, часто наивные и экспериментально неподтвержденные эволюционные теории существовали еще в античном мире. Догадки о естественном развитии органического мира можно обнаружить в трудах древнегреческих философов.

Гераклит Эфесский (конец VI- начало V вв. до н.э.) -создатель концепции вечного движения и изменяемости всего существующего.

Например, Гераклит утверждал, что «этот мир, один и тот же для всех, не создан никем из богов и никем из людей»; при этом развитие мира обусловлено взаимными превращениями первоэлементов – огня и воды.

Фалес считал, что все живое возникло из воды; Анаксимандр предполагал, что жизнь возникла из воды и земли под воздействием тепла; Анаксимен утверждал, что человек и животные произошли из земной слизи; Демокрит учил, что живые организмы возникли за счет перекомбинаций атомов;

Демокрит (ок. 460-ок.370 гг.) полагал, что организмы могут приспосабливаться к изменениям окружающей среды

l Эмпедокл высказывал мысли о существовании удачных и неудачных комбинаций признаков.

Эмпедокл (ок.490 – ок. 430 гг. до н.э.)формирование организмов из первоначального хаоса в процессе случайного соединения отдельных структур.

l Аристотель создал стройную классификацию организмов в виде лестницы существ; положение организмов в этой системе зависело от уровня организации. Он же разработал сравнительно-морфологический и сравнительно-эмбриологический методы изучения живой природы.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Заложил научные основы исследования и описания черт различий и сходства между человеком и животными.

l Древнеримский философ Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» развивал взгляды Эмпедокла о комбинировании признаков и выживании наиболее приспособленных организмов.

Тит Лукреций Кар (ок.99-55 гг. до н.э.) в своей поэме «О природе вещей» высказал мысли об изменяемости мира и самозарождении жизни.

l Клавдий Гален (130-201 гг. н.э.) установил сходство в строении тела человека и обезьян.
Представление о неизменяемости видов

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis - творение) - теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Креационистские концепции варьируют от чисто религиозных до претендующих на научность. Такие направления как «научный креационизм» и появившаяся в середине 1990-х годов нео-креационистская концепция «Разумного замысла» (англ. Intelligent design), утверждают, что имеют научное основание. Однако, научным сообществом они признаны псевдонаучными концепциями, поскольку не соответствуют критериям верифицируемости, фальсифицируемости и принципу Оккама, а также противоречат научным данным

Сотворение всего сущего богом. Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию.

(К. были многие исследователи 18 - начала 19 вв. - К. Линней, Ж. Кювье и др.)

.


Современный креационизм

l - западный католицизм и позиция эволюционного креационизма в Энциклике папы Пия XII (1950 г.)

(Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу).
Современный креационизм – использование тех же материалов, что и официальная наука, для доказательства отсутствия связи между древними и современными формами человека

l Человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами.

l Теологи-антиэволюционисты - единственно верная точка зрения изложена в Священном Писании (Библии). Человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся .

l Теологи-эволюционисты - возможна биологическая эволюция.

l Виды животных могут превращаться один в другой, но направляющей силой является Божественная воля. Человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Жорж Кювье (1769-1832) – основатель палеонтологии; отрицал идею об изменяемости видов; автор теории катастроф.

l «Бесчисленные живые существа становились жертвой катастроф: одни, обитатели суши, были поглощаемы потопами, другие, населявшие недра вод, оказывались на суше вместе с внезапно приподнятым дном моря, … их расы навеки исчезали, оставив на свете лишь немногие остатки, едва различимые для натуралистов».
Теория катастроф – концепция, где идея биологической эволюции выступила как производная от более общей идеи развития глобальных геологических процессов.

Трансформизм
или учение о происхождении организмов друг от друга путем векового видоизменения есть частное применение к органическому миру общей идеи эволюции или постепенного развития и осложнения всего существующего. В истории Т. можно отметить несколько периодов. Первый период классический и последующий за ним средневековой в сущности по характеру своему значительно отличаются от последующих. Учение о видоизменяемости видов неоднократно всплывает в классическую эпоху, но источником своим оно имеет не сравнение ныне существующих форм, а скорее недостаточно прочное и точное установление самого понятия о виде. Иногда, впрочем, это учение является и на почве
отвлеченных философских соображений, но все-таки оно остается неясно формулированным и совершенно необоснованным фактически. Если прибавить к нему общую примитивность тогдашних представлений о природе, то станет понятным, почему трансформистские воззрения классического мира нам кажутся столь наивными, почти детскими. Вообще же надо быть очень осторожным, говоря о трансформистах древности, дабы избежать влияния исторической

l ТРАНСФОРМИЗМ - представление об изменении и превращении органических форм, происхождении одних организмов от других. Термин "трансформизм" применяется преимущественно для характеристики взглядов на развитие живой природы философов и натуралистов додарвиновского периода

l (Ж. Л. Бюффон, Э. Ж. Сент-Илер Эразм Дарвин; Ж.Б.Ламарк и др.).

Бюффон Жорж (07.11.1707 - 16.04.1788). Основной труд «Всеобщая и частная естественная история» в 36 томах.

l 1. Высказал идеи об изменяемости видов, о единстве животного и растительного мира.

l 2. Организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга.

Жоффруа Сент-Илер (15.04.1772 – 19.06.1844)

l «Философии анатомии» (т. 1, 1818)

l Совместно с Жоржем Кювье – положили основы классификации позвоночных животных.

l Выдвинул учение о единстве плана строения, использовав метод сравнительного изучения зародышей

Жан Батист Ламарк

Карл Линней и его работа «Sistema Natura» (1758).

l 1.Дал определение вида. «Вид представляет собой группу организмов, которые сходны с определенным идеальным типом».

l 2.Ввел бинарную латинскую номенклатуру. Например, Canis familiaris собака и Canis lupus волк. Canis – название рода; familiaris и lupus название вида.

Одна из главных заслуг Линнея в том, что в "Системе природы" он применил и ввел в употребление так называемую бинарную номенклатуру , согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями - родовым и видовым. Линней определил понятие "вид", пользуясь как морфологическими (сходство в пределах потомства одной семьи), так и физиологическими (наличие плодовитого потомства) критериями, и установил четкое соподчинение между систематическими категориями: класс, отряд, род, вид, вариация.

Линней был противником идеи истинного развития органического мира; он считал, что число видов остается постоянным, со временем их "сотворения" они не изменялись, а потому задача систематики - раскрытие порядка в природе, установленного "творцом".

При изложении системы животных Линней опирался на оригинальную классификацию из шести классов: четвероногие (позже переименованы им в млекопитающих),птицы, гады, рыбы, насекомые и черви. Первым среди животных указан человек, отнесенный Линнеем к классу Mammalia (млекопитающих), отряду Primates (князей, или приматов), роду Homo с ироническим видовым отличием nosce te ipsum («познай себя сам»). Кроме вида Homo sapiens Линней различал ещё несколько видов рода человек (позже, когда описанные им виды стали известны лучше, выяснилось, что эти описания основаны на отрывочных данных о крупных приматах и легендах о полуфантастических племенах туземцев), а в пределах Homo sapiens несколько разновидностей.

В 1735 г. молодой Линней опубликовал сочинение с многообещающим и модным в то время названием «Система природы». Книга имела большой формат, но всего лишь 14 страниц. В ней конспективно излагалась осно­ванная на аристотелевской логике схема иерархической классификации сразу трех царств природы - минерального, растительного и животного. Например, животных он разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (ныне пресмыкающиеся и земноводные), рыбы, насекомые (ныне членистоногие) и черви. Именно Линней первым правильно отнес китов в класс млекопитающих.

Положение человека в зоологических классификациях того времени ос­тавалось неопределенным.

Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, при­нимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов , куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род чело­века (Homo) . Именно в этой публикации впервые появились названия при­маты и Homo sapiens (Человек разумный). По всей видимости, наимено­вание этого отряда млекопитающих лютеранин Линней заимствовал из церковной иерархии католиков, называющих своих высших священников (первосвященников) «примасами» (лат. primas - «один из первых»).

В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек ра­зумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидно­стей:

  • дикий человек;
  • монструозный человек (от слова монстр, то есть уродливый человек);
  • американский - красноватый, холерик, покрытый татуировкой, уп­равляемый обычаями человек;
  • европейский - белый, мясистый, сангвиник, покрытый плотно при­легающим платьем, управляемый законами человек;
  • азиатский - желтоватый, крепкосложенный, с черными прямыми во­лосами, меланхолик, упрямый, жестокий, скупой, любящий роскошь, но­сящий широкие платья, управляемый верованиями человек;
  • африканский - черный, с дряблой и бархатной кожей, спутанными волосами, флегматик, ленивый и равнодушный, мазанный жиром, управ­ляемый произволом человек.

По нынешним меркам, такие характеристики должны быть признаны не только безграмотными, но и откровенно расистскими. Тем не менее торопиться с осуждением не стоит. Вспомним, что в 18 веке и физическая антропология, и этнография пребывали в зачаточном состоянии, а во мно­гих странах Старого и Нового Света рабство было законным и обыденным явлением.

Под именем Троглодита в род Homo попали известные в то время круп­ные человекообразные обезьяны - орангутан и шимпанзе. Линней при­знавался, что он «не в состоянии открыть никакого существенного разли­чия между человеком и троглодитом». Совершенно неожиданно в данном вопросе Линнея поддержал Жорж Луи Леклер де Бюффон (1707-1788), писавший, что «орангутан телом своим менее разнится от человека, чем от остальных обезьян».

Сверстник Линнея, автор 36 (из 44) томов «Естественной истории», французский натуралист Жорж Луи Леклер де Бюффон недолюбливал Линнея, а его систему называл «метафизической ошибкой», из-за которой язык науки делался «более трудным, чем сама наука». Линней же оценивал Бюффона более объективно: признавал талант и успехи Бюффона как по­пуляризатора, но пренебрежительно отзывался о нем как ученом. Тем не менее Линнею очень приятно было узнать, что Бюффон, в ведении кото­рого в Париже находился Ботанический сад, вынужден был расположить растения именно по системе Линнея, как это было сделано в садах королей Франции и Англии и в большинстве садов Европы (Бобров, с. 183).

Возвращаясь к систематике, нельзя обойти вниманием отнюдь не без­облачную судьбу линнеевского отряда приматов. Еще при жизни Линнея, в 1775 г., И. Блюменбах (1752-1840) предложил способ, позволяющий покончить с позорящим человека соседством с обезьянами . Он разделил отряд приматов на два отряда: отряд двуруких, куда был отнесен только человек, и отряд четвероруких, куда попали обезьяны и полуобезьяны. Это деление понравилось видному французскому биологу Жоржу Кювье, мно­гим другим научным светилам и продержалось почти столетие. Таким об­разом, после Блюменбаха «не стало» ни отряда приматов, ни линнеевского термина приматы .

Предпринимались и другие попытки найти существенные анатомиче­ские отличия человека от животных и тем самым закрепить идею об уни­кальности организма человека в сравнении с животными. Так, голланд­ский анатом Питер Кампер в 1780 г. утверждал, что у человека, в отличие от человекообразных обезьян, отсутствует межчелюстная кость. Речь идет о небольшой парной кости, которая расположена в середине верхней че­люсти и служит для прикрепления резцов. 27 марта 1784 г. эта кость на­шлась. «Я нашел - не золото или серебро, а то, что доставляет мне неска­занную радость - межчелюстную кость у человека! <...> Это и тебя должно сердечно радовать, ибо это как ключевой камень для человека...» Такие слова написал автор столь блестящего открытия своему другу философу Иоганну Гердеру, работавшему в то время над «Идеями к философии ис­тории человечества» (1784-1791). В этом маленьком эпизоде из истории науки есть одна неожиданная деталь: имя автора открытия - поэта, пи­сателя и, как видно, натуралиста - Гёте.

В 1863 г. английский биолог Томас Гексли (Хаксли, 1825-1895), раз­вивая и пропагандируя дарвиновскую теорию эволюции, опубликовал ра­боту о месте человека в живой природе. В ней Гексли доказывал, что по анатомическому строению задняя конечность обезьян - никакая не рука, а нога, и, следовательно, идея о разделении приматов на два отряда по признаку «двурукости-четверорукости» ошибочна. Согласно Гексли, оп­равдывается мудрое предвидение Линнея, и через целое столетие систе­матика опять пришла к заключению, что человек есть член того же отряда, к которому принадлежат обезьяны и лемуры. Кроме того, Гексли утверждал, что данные сравнительной анатомии о громадном сходстве те­лесной организации человека и прочих приматов свидетельствуют об их эволюционном родстве.

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., Российский государственный гуманитарный университет, 1994 г., c. 153-155.

l Жан Батист Ламарк (1744 –1829) – основатель первой эволюционной теории.

l Труды: «Флора Франции» 1778.

l "Гидрогеология" 1802.

l "Философия зоологии" 1809.

l Принципы эволюции:

l 1. внутреннее стремление организмов к прогрессу; 2.воздействие среды на признаки организма; 3. передача по наследству приобретенных свойств.

1. Закон упражнения и не упражнения органов. Упражнение органа приводит к его усилению, развитию и увеличении. Не используемые органы и части тела постепенно слабеют уменьшаются и в конце концов атрофируются.

2. Учение о градации . Постепенное повышение уровня организации от самых простых до наиболее сложных и совершенных организмов.

3.Влияние на организмы внешних условий . Нарастающее усложнение организмов подвергается иногда отклонениям вызываемым влиянием условий места обитания.

l Теория Ж.Б.Ламарка - стройное логическое построение, которое выводилисьиз нескольких основных положений, принятых как постулаты.

Вопрос о происхождении человека принадлежит к числу важнейших вопросов человеческого мировоззрения. На разных этапах общественного развития люди пытались объяснить, каким образом человек возник на Земле и каково его место в органическом мире. Религии разных народов объясняли происхождение человека сверхъестественным путем, творением бога.

Наряду с этими идеалистическими взглядами еще в глубокой древности существовало мнение о том, что люди могли происходить от каких-то животных: медведей (в Северной Америке), человекообразных обезьян (в Индонезии) и т.п.

В XIX в. некоторые ученые (Бюффон и Ламарк) обратили внимание на сходство человекообразных обезьян и человека, но все они подчеркивали духовные способности человека, которые, по их мнению, могли иметь только божественное происхождение.

Происхождение человека и половой отбор

Только Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора. Однако в работе Дарвина подчеркивались в основном биологические факторы, определяющие эволюцию человека. Социальные факторы были раскрыты Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Дарвин привел многочисленные факты происхождения человека от животных, в дальнейшем дополненные работами других ученых. Данные сравнительной анатомии и физиологии человека и животных, показали сходство человека с млекопитающими как в общем плане, так и во множестве деталей.

Строение тела

При сравнении скелета и мускулатуры человека и таких животных, как собаки, лошади, обезьяны, были найдены те же кости и мышцы, отличающиеся от человеческих лишь по размерам и некоторым деталям. Поразительным является и сходство внутренних органов - сердца, легких, органов пищеварения человека и животных, а также внутриутробного развития, выкармливания детенышей молоком и т.д.

Всех млекопитающих можно расположить в один ряд от более сложных к более простым. В конце этого ряда самым совершенным по строению, самым универсальным по возможностям окажется человек, а наиболее близкими ему в этом ряду будут человекообразные обезьяны.


Химические показатели

Очень велико их сходство с человеком по ряду биохимических показателей. Так, у шимпанзе, как и человека, 4 группы крови и человеческую кровь, соответствующей группы, можно перелить шимпанзе.

При цитологическом анализе установлено, что структура хромосом шимпанзе во многом сходна со структурой хромосом человека; диплоидный набор хромосом шимпанзе равен 48 (а у человека 46), в то время как у других обезьян диплоидный набор составляет 54-78. Человекообразные обезьяны заражаются некоторыми специфическими для человека болезнями - вшивый, возвратный и сыпной тифы, сифилис.

Рудиментарные органы

У человека имеются рудиментарные органы, которые не связаны с выполнением каких-либо существенных функций в организме человека. В то же время аналогичные органы у животных выполняют важные функции. Таких, практически бесполезных органов у человека около 90:

  • Мышцы ушной раковины;
  • третье веко;
  • мышцы волосяных фолликулов;
  • копчик в скелете человека;
  • третий коренной зуб;
  • червеобразный отросток слепой кишки;
  • аппендикс и др.

Все это свидетельствует о том, что далеким предкам человека перечисленные органы были нужны так же, как они сейчас нужны современным животным. Однако с изменением условий жизни для человека они стали бесполезными.


Эмбриология и происхождение человека

На животное происхождение человека указывают и факты, относящиеся к эмбриологии. В своем развитии зародыш человека проходит те же этапы, что и зародыши других позвоночных животных. На раннем этапе эмбриогенеза (3-5 недель) человеческий зародыш похож на зародыш других позвоночных:

  • У него закладываются жаберные щели (как у рыб);
  • имеется хвост;
  • сердце представляет собой трубку.

В более поздние периоды эмбриогенеза (до 6-го месяца) зародыш человека покрыт волосами. Иногда эти признаки, характеризующие зародыш животных, сохраняются у ребенка в постэмбриональный период. Тогда ребенок рождается с атавизмами (возвратом к предкам) - покрытый густыми волосами, с хвостом.

Такое проявление атавизма, как хвост, иногда приходится удалять оперативным путем. Все эти факты указывают на большое сходство как строения, так и физиологии человека со строением и физиологией человекообразных обезьян. Однако ни гориллы, ни шимпанзе не являются прямыми предками человека и прежде всего потому, что являются его современниками. Наука доказывает, что люди и современные человекообразные обезьяны произошли от общих предков, живших в далеком прошлом.


Мозг человека и обезьян

Существенным морфофизиологическим отличием человека от человекообразных обезьян является объем большого мозга. У человека он в среднем составляет 1400-1600см 3 , а у обезьяны - до 600см 3 . Поверхность полушарий большого мозга у человека в среднем равна 1250см 3 , а у человекообразных обезьян - меньше в 3,5-4 раза. Важнейшей качественной особенностью человека как биологического вида является его способность к труду.

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН.

Происхождение человека и половой подбор.

Во время последовательных перепечаток первого издания этого труда,
изданного в 1871 году, я успел внести несколько существенных поправок;
теперь, по прошествии еще большего времени, я попытался воспользоваться тем
строгим обсуждением, которому подверглась моя книга и принял во внимание все
критические замечания, показавшиеся мне здравыми. Я также чрезвычайно обязан
значительному числу моих корреспондентов за сообщение поразительного
количества новых фактов и замечаний. Материал был так обилен, что я мог
воспользоваться лишь самым важным. Добавлено несколько новых рисунков и
четыре старых заменены лучшими, снятыми с натуры Т. У. Уудом. Я должен
обратить особое внимание на некоторые замечания, которыми я обязан доброте
проф. Гексли (см. Приложение к концу I части), относительно природы различий
между мозгом человека и высших обезьян. Особенно охотно привожу эти
замечания, потому что в самые последние годы на материке появилось несколько
мемуаров по этому вопросу, и значение их, в некоторых случаях, было сильно
преувеличено многими популяризаторами. Пользуюсь случаем заметить, что мои
критики часто допускают будто я приписываю все перемены в телесном строении
и душевных способностях исключительно естественному подбору таких изменений,
которые часто называются самопроизвольными; тогда как, даже в первом издании
"Происхождения видов", я определенно указал, что значительная роль должна
быть приписана унаследованным последствиям упражнения, и это справедливо как
для тела, тая и для души. Я также приписал некоторую долю видоизменения
продолжительному прямому действию изменявшихся условий жизни. Некоторая роль
также должна быть при^дана редким случаям возврата к строению предков; не
следует забывать и того, что я назвал "соотносительным" ростом, подразумевая
под этим, что различные части организации связаны между собою некоторым
неизвестным образом так, что если одна часть изменяется, то изменяются и
другие части; а если изменения одной части накопляются подбором, то
изменятся и другие части. Далее, многие критики утверждали, что когда я
нашел, что многие подробности строения у человека не могут быть объяснены
естественным подбором, то я изобрел половой подбор; однако я дал довольно
ясный очерк этого последнего принципа еще в первом издании "Происхождения
видов" и там же высказал, что он применим и к человеку. Этот вопрос о
половом подбор рассмотрен с значительной полнотою в настоящем сочинении,
просто потому, что здесь впервые представился для меня удобный повод. Меня
поразило сходство некоторых полу^одобрительных критических замечаний о
половом подборе с теми, которые были высказаны сначала об естественном
подборе; так напр., что этот подбор объясняет некоторые, да и то немногие
подробности, но наверное не может быть применен в том объеме, как я применил
его. Мое доверие к силе полового подбора остается непоколебленным; но
вероятно, или даже почти достоверно, что некоторые из моих выводов
впоследствии окажутся ошибочными; этого едва ли можно избежать при первой
обработке. любого вопроса. Когда натуралисты ознакомятся с понятием о
половом подборе, он, я думаю, будет допущен ими в гораздо боле широком
объеме; впрочем, принцип этот уже всецело и с полным одобрением усвоен

  • Авторы: Дарвин Ч.
  • Издательство: Академия наук СССР
  • Год издания: 1953
  • Аннотация: На страницах этого пособия представлены сведения о работах выдающегося естествоиспытателя. В книге представлены сведения о проблемах происхождения человека. Книга является неотъемлемой частью цикла фундаментальных трудов по этой теме "Происхождение видов" - "Изменения домашних животных и культурных растений" - "Происхождение человека и половой отбор". Представляем вниманию широкой аудитории одну из последних знаменитых монографий Дарвина под азванием "Выражение эмоций у человека и животных". книга представляет собой один из наиболее важных трудов. Труд должен был быть включен в монографию "Происхождение человека». В работе описаны вопросы по трем позднейшим статьям Дарвина относительно целевого отбора, а также психического развития ребенка.
  • Ключевые слова: Происхождение человека Половой отбор Развитие человека Эмоции
  • Печатный вариант: нет
  • Полный текст: прочитать книгу
  • Избранное: {readinglist}

От редакции.

Маркс, Энгельс, Ленин,Сталин о Происхождении человека

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПОЛОВОЙ ОТБОР

Я. Я. Рогииский. — Чарлз Дарвин и проблема происхождения человека

А. Д. Некрасов. — Очерк истории проблемы полового отбора от Дарвина до наших дней

Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой

ОТБОРПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПОЛОВОЙ ОТБОР. Перевод со второго английского издания (1874)

Предисловие ко второму изданию

Список главных добавлений и исправлений к изданию 1874 г.

Введение

Часть I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИЛИ РОДОСЛОВНАЯ, ЧЕЛОВЕКА

I. Доказательство происхождения человека от какой-то низшей формы

II. О способе развития человека из какой-то низшей формы

III. Сравнение умственных способностей человека и низших животных

IV. Сравнение умственных способностей человека и низших животных (продолжение)

V. О развитии умственных и нравственных способностей в первобытные и цивилизованные времена

VI. О сродстве, и генеалогии человека

VII.О человеческих расах

Проф. ГЕКСЛИ. — ЗАМЕТКА О СХОДСТВАХ И РАЗЛИЧИЯХ В СТРОЕНИИ И РАЗВИТИИ МОЗГА У ЧЕЛОВЕКА И ОБЕЗЬЯН

Часть II. ПОЛОВОЙ ОТБОР

VIII. Принципы полового отбора

IX. Вторичные половые признаки в низших классах животного царства

X. Вторичные половые признаки насекомых

XI. Насекомые (продолжение).— Отряд Lepidoptera(бабочки дневные и ночные)

XII.Вторичные половые признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся

XIII. Вторичные половые признаки птиц

XIV. Птицы {продолжение)

X V . Птицы (продолжение)

XVI. Птицы (окончание)

XVII. Вторичные половые признаки млекопитающих

XVIII. Вторичные половые признаки млекопитающих (продолжение)

Часть III. ПОЛОВОЙ ОТБОР ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XIX. Вторичные половые признаки человека

X X . Вторичные половые признаки человека (продолжение)

XXI. Общий обзор и заключение

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ

С. Г. Геллерштейн. — Историческое значение труда Ч. Дарвина о выражении эмоций у человека и животных

Ч. ДАРВИН.- ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ выражение ЭМОЦИЙ У человека и ЖИВОТНЫХ. Перевод со второго английского издания (1889)

Ф. Дарвин.— Предисловие ко второму изданию (1889)

Список рисунков

Введение

I. Общие принципывыражения

II. Общие принципывыражения (продолжение)

III. Общие принципывыражения (окончание)

IV. Способы выражения у животных

V. Специальные выражения у животных

VI. Специальные выражения у человека: страдание и плач

VII.Упадок духа, тревога, горе, уныние и отчаяние

VIII. Радость, приподнятое настроение, любовь, нежные чувства, благоговение

IX. Раздумье, размышление, дурное настроение, угрюмость, решимость.

X. Ненависть и гнев

XI. Пренебрежение, презрение, отвращение, чувство виновности, гордость и пр., беспомощность, терпение, утверждение и отрицание

XII.Удивление, изумление, страх, ужас

XIII. Повышенное внимание к себе, стыд, застенчивость, скромность,

покраснение

XIV. Заключительные замечания и итоги

Ч. ДАРВИН. — СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ (1876—1882)

Половой отбор у обезьян (1876). Перевод М. А. Мензбира

Окраска полов у некоторых бабочек (1880). Перевод И. М. Полякова

Об изменении одной расы сирийских уличных собак путем полового отбора (предварительная заметка) (1882). Перевод И. М. Полякова.
Биографический очерк одного ребенка (1877). Перевод под ред. С. Г. Геллерштейна

ПРИМЕЧАНИЯ И РАЗНОЧТЕНИЯ

Я. Я. Рогинский. Примечания к I части (главы I—VII) работы

А. Д. Некрасов. Примечания ко II части (главы VIII—XVIII) работы

Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

Я. Я. Рогинский. Примечания к III части (главы XIX — XXI) работы

Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

И. М. Поляков. Важнейшие разночтения между 1-м (1871) и 2-м (1874) изданиями сочинения Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

С. Г. Геллерштейн. Примечания к работе Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных»

И.М. Поляков. Примечания к статьям Ч. Дарвина о половом отборе

С. Г. Геллерштейн. Примечания к статье Ч. Дарвина «Биографический очерк одного ребенка»

Перечень иллюстраций

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Ч. Дарвин специально занимался изучением вопроса о месте человека в органическом мире и обнаружил, что человек произошел в процессе эволюции от низших животных форм. В другой книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) Ч. Дарвин с помощью эволюционного учения аргументировал идею единства генезиса выразительных движений, сопутствующих ощущение страха, враждебности, удивления и прочее у животных и человека, обнаружил их адаптационное значение. Идея приспособительного смысла психики проявилась в психологии. Высказанная также Г. Спенсером, она положила начало новому подходу к исследованию психики как основного средства приспособления к среде.

Теория эволюции сильно повлияла на психологию. Она утверждала идею эволюции, а обнаруженные Ч. Дарвином законы развития в органическом мире установили перед психологией задачу определения движущих сил психического созревания и, в частности, по отношению к человеку. Возникал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Ч. Дарвина подобные проблемы впервые были установлены на научную основу, а их разработка положила начало формированию новых течений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.

Ч. Дарвин сконцентрировал свое внимание на подтверждении родственных связей человека и животных. Он привел сравнительно-анатомические, эмбриологические свидетельства генезиса человека от млекопитающих животных:

1) родственность всех систем органов;

2) присутствие рудиментарных органов;

3) наличие атавизмов как проявление от предков;

3) формирование из оплодотворенной яйцеклетки и похожесть зародышего развития.

Родственность человека и обезьян:

1) наличие высшей нервной деятельности (ВНД);

2) проявление эмоций и чувств;

3) применение орудий труда;

4) родственность медицинских проявлений: болезни, группы крови и пр.;

5) генезис от общих предков.

Ч. Дарвин, кроме развития животного мира, разработал теорию эволюции растений. Подобно животным, растения в течение своей жизни находятся под влиянием генетических факторов, переходящим по наследству. Сохраняются лишь адаптируемые виды, способные к неоднократному размножению.

Ч. Дарвин заложил основы эволюционного учения о генезисе и непостоянстве животного и растительного мира. В результате экспериментальных наблюдений он аргументировал главный принцип жизни: выживают лишь такие виды, которые легче приспосабливаются к среде обитания, видоизменяют свои наследственные характеристики в соответствии с этим и оказываются способными к продуктивному размножению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!