Информационный женский портал

Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей.

Наши дети растут, развиваются и определенный момент перед родителями возникает вопрос, как их нужно воспитывать, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

В предлагаемой нами статье мы раскроем вопрос правильного воспитания девочек. Детальное описание особенностей их развития в разном возрасте поможет найти полезную и актуальную информацию именно для вашего случая.

Вопрос воспитания детей, очень непростой и волнует родителей не меньше, чем вопрос их здоровья. В частности, крайне важно найти правильный подход счастливым родителям принцесс. В данной статье мы во всем разберемся по порядку.

Для начала уточним, что многие психологи, педагоги и родители выделяют в воспитании маленькой леди две линии – общую и специальную. Общая линия подразумевает, что родители не должны различать, воспитывают они мальчика или девочку: есть определенные вещи и правила, общие для всех, такие как воспитание полноценно развитого и здорового ребенка, любопытного и думающего.

Ну а второе направление – это уже те особенные знания и рекомендации, которые следует учитывать при воспитании именно девочки, как будущей жены, матери и женщины.

С чего начать

На протяжении многих десятилетий и даже столетий родители задаются одним и тем же вопросом – когда и с чего начинать воспитание ребенка. Наши прабабушки и прадедушки, жившие в семьях с большим количеством детей, начинали их воспитание еще с пеленок.

Так какие шаги предпринимать самыми первыми, в период, когда малыш еще не в состоянии сам различать что хорошо, а что плохо? До недавнего времени в большинстве семей к воспитанию ребенка применялся довольно жесткий метод. Потакать капризам малыша считалось непозволительно, не откликаясь на крики или плач, родители предполагали, что готовят маленького человека к предстоящим жизненным трудностям.

Для современных родителей этой метод по большей части неприемлем. Мамы и папы стараются максимально обеспечить крохе приятную атмосферу окружающей среды. Излишняя мягкость и гуманность может привести к другой крайности, и нанести малышу не меньший вред, чем чрезмерная строгость.

Начинать воспитывать маленькую леди нужно в первую очередь с осознания того, какой вы мечтаете ее увидеть в будущем. Ознакомиться с популярной специальной литературой по этому вопросу, а также прибегнуть к опыту выдающихся педагогов.

На что обратить особое внимание

Сравнивая девочек и мальчиков можно отметить, что первые обычно имеют более мягкий, покладистый и спокойный характер. Особое внимание следует обратить на тот факт, что девочки на равне со своим дружелюбием могут быть более внушаемы и легко поддаваться плохому влиянию. Ошибки или пробелы в воспитании, игнорирование или не замечание родителями очевидных проблем могут привести к негативным последствиям.

В любом случае поведение мамы и папы должно базировать на трех основных принципах – любовь, терпение и соблюдение границ.

Секреты воспитания

Для девочек характерна высокая эмоциональная восприимчивость, это естественно и нормально. Главная задача родителей – помочь ребенку правильно пережить нахлынувшие эмоции, не осуждать и не кричать.


  • Научите дочку называть свои эмоции.
  • Принимайте право ребенка чувствовать любую эмоцию, пусть вам и не приятную, не осуждайте.
  • Иногда оставляйте дочь одну, дайте время самостоятельно пережить эмоции. Как правило, оставив ребенка в покое, она быстрее успокаивается и возвращается в нормальное состояние.
  • Позволяйте чаще девочке поступать так, как она хочет, естественно в пределах дозволенных рамок.
  • Также называйте свои чувства, поскольку дети не всегда понимают эмоции взрослых.
  • Постоянно говорите ребенку, как вы его сильно любите. Этих слов никогда не бывает много.

Главным секретом и ключом к каждому ребенку, в первую очередь, конечно, является понимание, любовь и уважение его чувств.

Как воспитывать девочку с рождения и до 3 лет

Родители находятся в большом заблуждении, если считают, что до 3 летнего возраста не нужно заниматься воспитанием девочки и развитием различных качеств ребенка. Конечно, свобода необходима, но в пределах разумного. Важно понимать, что именно в этом возрасте познаются основы окружающего мира, этот опыт должен быть максимально положительным.


На что обратить внимание

До трех летнего возраста девочка должна расти в заботливой, любящей и ласковой атмосфере. На что обратить внимание и как воспитывать девочку с рождения? Помогайте ребенку приобретать элементарные практические навыки в быту, ненавязчиво корректируйте поведение.

Делать первые шаги, говорить, правильно вести себя за столом и самостоятельно умываться и одеваться – все эти простые процедуры ребенок должен самостоятельно освоить до 3 лет, чувствуя при этом поддержку родителей.

Воспитание девочки от 3 лет до 5 лет

После преодоления трех летнего рубежа, поведение девочки начинает кардинально меняться, становится более интересным и непредсказуемым. В данном возрасте они уже успешно учатся, как манипулировать взрослыми для достижения своих маленьких целей.

Нижеизложенные догмы помогут молодым родителям найти для себя ответ на вопрос как правильно воспитывать девочку:

  • Учите малышку следить за своим внешним видом, не только комплименты, но и прививание вкуса должно начинаться с малых лет.
  • Любовью и нежность вы гарантированно не испортите ребенка.
  • Научите дочку нести ответственность за поступки.
  • Воспитывайте хозяйку и помощницу в домашних делах, организуйте процесс так, чтобы ребенку было интересно вам помогать.

Помните: доверие и взаимопонимание должны быть основой вашей семьи

Особенности

Если вы начали замечать за собой, что общение с ребенком становиться излишне твердым и проявляется со стороны дочери протест, то вспомните себя в ее возрасте. Так вы возможно лучше поймете желания и потребности вашего ребенка. Не забывайте, что вы воспитываете будущую успешную женщину, и основы ее поведения закладываются именно сейчас.

Тонкости воспитания школьницы младших классов

Девочки младшего школьного возраста особенно нуждаются в поощрении и одобрении родителей. Вопрос как воспитывать девочку 9 лет не такой уж сложный, ведь именно в этом возрасте девочки максимально дружелюбны, склонны проявлять особенное терпение и аккуратность.

  • Поддерживать дочь в ее начинаниях, не скупитесь на похвалу.
  • Деликатно контролируйте и интересуйтесь школьными друзьями.
  • Поддерживайте и проявляйте интерес к первому романтическому опыту, так вы укрепите доверие к вам ребенка.
  • Обязательно обеспечить спортивную занятость девочки и не забывать о ее здоровом развитии.

В данном возрасте родители могут максимально укрепить свои дружеские и доверительные отношения, заложить фундамент перед предстоящим сложным переходным возрастом.

Особенности

Каждый ребенок особенный и уникальный, для каждого возраста, конечно, существуют общие рекомендации, но родители должны быть максимально чуткими к своему чаду. Следование общим правилам полезно, но не менее важно проявлять особенный подход. Для каждой семьи характерны свои личные секреты успешного воспитания, не бойтесь создавать свою уникальную атмосферу.

Как воспитывать подростка девочку

Раскрытию данного пункта статьи может не хватить и книги. Мы же предлагаем вниманию родителей общие рекомендации на тему как воспитывать подростка девочку:

  • Эффективной профилактикой появления комплексов является правильный подход в уходе за внешностью.
  • Организация интересного и продуктивного досуга.
  • Авторитет и дружба с родителями.
  • Научите дочку адекватно себя оценивать, не занижая при этом свою самооценку и радоваться своей уникальности.


Старайтесь направлять ребенка в правильное русло без нравоучений, сохраняя при этом родительский авторитет.

Воспитание трудных подростков девочек

Затронув такую для многих семей животрепещущую тему как воспитание трудных подростков девочек, предлагаем ряд советов, который могут существенно облегчить родителям этот процесс:

  • Не злоупотребляйте запретами и наказаниями.
  • Мотивируйте и усиливайте познавательный процесс.
  • Разговаривайте и уделяйте больше внимания ребенку.
  • Вводите изменение в режим дочери комплексно, учитывая пожелания ребенка
  • Прислушивайтесь к сигналам, которые неосознанно подает дочь, замечайте малейшие изменения поведения.
  • Найдите сильную сторону ребенку, талант или ярко выраженную способность. Поощряя ее в этом направлении, вы вселите веру в себя.

Важной и полезной информации на тему воспитание подростка 13 лет девочка очень много, родителям нужно выделить наиболее подходящие для их индивидуального случая рекомендации и следовать им. Также можно обратиться к специалисту, которые профилируется на данном вопросе и сможет эффективно помочь.

Половое воспитание девочек подростков

Первое, на что стоит обратить внимание, это создание гармоничной и любящей атмосферы в семье. Половое воспитание девочек подростков должно быть направлено не только на объяснение физических процессов, но и на воспитание характера девочки.

Формирование в молодой девушке высоких моральных принципов в сексуальном вопросе является залогом ее счастливого и что очень важно здорового будущего – это и есть главной задачей и ответственностью родителей.

Воспитание подростка девочки 14 лет обязательно должно затрагивать вопрос ранней половой жизни и адекватное объяснение, почему это вредно и опасно. Известен всем факт, что половое развитие девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Родители должны тщательно подготовиться к предстоящему разговору и обеспечить ребенку психологическую поддержку.

Когда в семье рождается ребенок молодые папа и мама осознают, что надо его как-то воспитывать. Грудничок обычно не требует никаких особых воспитательных мер, а молодые родители ломают копья над принципами взаимоотношений с ребенком. Как правильно? Зачастую неожиданно оказывается, что каждый представляет это по-разному. Один видит своего сына интеллектуалом, другой во главу угла ставит трудолюбие, третий главным считает .

Каким желаемым качествам отдать предпочтение предстоит решить родителям. Правда, чаще всего такое решение не формулируется. Мать старается воспитывать ребенка так, как воспитывали её. Отец пытается передать дух своего дома. Думается, что это правильно, ведь дети воспринимаются, как продолжение нас самих. Выражаясь высокопарно, они должны взять наш факел и пронести его через всю свою жизнь.

В процессе совместного проживания ежечасно возникают ситуации, требующие быстрой и уверенной реакции со стороны взрослого. Ребенок обидел, или обидели его, упал, ушибся, обманул, нагрубил – нет времени на длительные размышления. Родитель вырабатывает линию поведения, исходя из своей интуиции, и мгновенно разрешает или запрещает, жалеет или ругает.

Если начать выяснять, почему родитель отреагировал определенным образом, он, возможно, и обоснует свой поступок каким-то принципом, которого он придерживается. Но сама быстрота принимаемого решения говорит о том, что человек не выстроил логическую цепочку, а воспользовался своим безошибочным нравственным чувством.

О чем знают младенцы? Мозговой штурм


Воспитание интеллектуала

И все таки хочется что-то предпринять, чтобы малыш вырос, например, умным. Сфера интеллекта – самая простая область для применения искусственных воспитательных методик. За последние десятилетия в России вышло несколько сотен книг по раннему развитию детей. Вспомним хотя бы нескольких популярных авторов.

  1. Никитины . Подмосковные педагоги и родители многодетной семьи. Разработали целую систему закаливания, физического и интеллектуального развития.
  2. Доман . Американский врач. Начал с лечения неполноценных, нашел средство сделать всех гениями. В основе методики – постоянное предъявление ребенку карточек с информацией. Малыш может усвоить все, если подать это в дискретном виде.
  3. Сесиль Лупан . Французская последовательница Домана. Творчески переработала его метод, вместо карточек рассказывает стихи и поет песни. Принцип тот же: карапуз может усвоить все что угодно, если подать информацию в доступной форме.А подать так информацию можно практически всегда.
  4. Монтессори – реабилитация неполноценных детишек помогла ей разработать дидактический комплекс для раннего развития способностей. Обучения, как такового, нет. Просто предоставляется игровая среда с большим количеством замысловатых игрушек-пособий. Исследуя эту среду дети постепенно развиваются.
  5. Зайцев . Московский педагог, разработавший систему раннего обучения чтению.

Родители тщательно изучают всех авторов, а потом вырабатывают свою точку зрения на раннее развитие. Возможен вопрос: если речь идет о раннем развитии, то при чем же тут воспитание? Это скорее обучение. Это не совсем так. При общении с ребенком родитель волей или неволей расставляет определенные акценты. Представим себе, что взята на вооружение развивающая методика Домана или Сесиль Лупан. Обе системы предполагают достаточно плотный график занятий с самого раннего возраста. Мама или папа при контакте с ребенком обсуждают с ним животных, исторических персонажей или ритмы классической музыки.

Другая мать, возможно, потратит время и силы не на обучение чтению и истории, а на умение вязать. Естественно дочка, которая стучит спицами около вяжущей мамы, вырабатывает в себе совсем другие навыки, чем та, что учится читать в три года. В развивающих методиках есть специальные техники подстегивающие любопытство, приучающие ребенка думать и анализировать. Это конечно, их достоинство. Заложенная в раннем возрасте жажда знаний, скорее всего, останется на всю жизнь.


Олег Торсунов: Воспитание детей - 1

Доброта и отзывчивость

С другой стороны, любые интеллектуальные занятия – это дело для себя. Очень трудно изобрести причину, чтобы хорошо знать биологию или уметь читать для другого. И все равно, даже если такая причина будет придумана, ребенок интуитивно ощущает, что развитие ума и сообразительности приносит плоды именно ему самому. Поэтому эгоизм частый спутник таких детей.

Даже девочка, которая вязала на диване, делает это для кого-то. На протяжении всего рукоделия она думает об этом человеке (а может быть кукле) и готовится сделать ему приятное своим подарком. Такие сюрпризы по отношению к другим людям как раз и развивают щедрость и доброту .

Можно ли научить сопереживать или хотя бы видеть страдание других или чуткость это врожденное качество? Некоторые детки чувствительны сами и хорошо понимают состояние других людей. Уже годика в два можно с удивлением наблюдать, как кроха копирует мамины интонации, ластится к отцу, когда тот устал и испытывает нежные чувства к мягкой игрушке. Другой малыш совершенно не видит изменения настроений и эмоций окружающих. Врожденный ли это дар или просто что-то способствовало развитию такой эмоциональной тонкости, сказать невозможно.

Любой ребенок обязательно в какой-то степени копирует отношение своих родителей к жизни. Невозможно заставить сочувствовать, но можно приучить делиться, родитель не может наполнить жалостью сердце ребенка, но может отогреть кота или помочь больному, нельзя искусственно сделать благодарным, но можно почтительно и заботливо относиться к старшим родственникам. Это не методы воспитания, это сама жизнь.

В семье последнего царя Николая II очень внимательно относились к нравственному воспитанию. Все царевны и императрица работали в госпиталях во время войны. Госпиталь начала прошлого века, это не современная больница!

Анестезия практически отсутствовала, понятий об антисептике не было, условия пребывания раненных были очень тяжелыми. Конечно, и без царевен там обошлись бы. Зачем хрупким девушкам, младшей из которых едва было 14, такие впечатления? Императрица, конечно, думала, прежде всего, о благополучии своих детей и повела туда их, чтобы они увидели страдания, научились помогать, и навсегда остались неравнодушными людьми.


Олег Торсунов: Воспитание детей - 2

Воспитание ответственности

Ответственность – необходимая черта взрослого человека. В учебе, в работе, в семейной жизни безответственный человек будет только создавать проблемы.

Маленький ребенок, конечно, не имеет ни малейшего представления о последствиях своих поступков. А ответственность и предполагает знание о результатах своих решений и стремление все сделать наилучшим образом. Такое знание получается только из жизненного опыта. Если ребенок никогда не имел дело с последствиями, то откуда он о них узнает?

Итак, родителям предстоит сформировать четкую связь: поступок – результат поступка. Не всегда эта связь будет возникать безболезненно, неприятные последствия неправильных поступков обязательно не заставят себя ждать. В этом случае, самое главное – выдержка. Если воспитательные меры начаты вовремя, примерно в детсадовском возрасте, то и поступки и последствия не будут содержать ничего опасного или просто серьезного.

Приведу пример. Мама поручила ребенку самому развешивать мокрые плавки и полотенце после посещения бассейна в детском саду. Пару недель мальчик аккуратно выполнял, порученное ему дело, а потом забыл. Мама напомнила лишь один раз. Прошла неделя, пора идти в бассейн, но принадлежности не подготовлены. За эти дни они приобрели неприятный запах и по-прежнему влажные.

Что делать? Может достать с полки другое полотенце, а с сыном поговорить об ответственности. Нет! В этом случае лучше не пустить в любимый бассейн. Так урок запомнится надолго. Причем ребенку можно посочувствовать: « Как жаль, что ты не сделал все вовремя! Сейчас уже ничего не исправить! Очень обидно, но плавать завтра не пойдешь. Не потому, что мама не пускает, а потому, что сам не сделал все правильно!» .


Анни Мэрфи Пол - Чему мы обучаемся до рождения

Воспитание самостоятельности

Самостоятельность , как и ответственность нужна в современной жизни. Конечно, это качество обязательно выработается. Взрослый человек по определению самостоятельный. В таком случае, зачем же эту черту воспитывать, если она и сама придет? Самостоятельность – это умение выполнить что-то без посторонней помощи. «Какой самостоятельный» , — говорят о карапузе, умеющем одеваться в два года. В первом классе быть самостоятельным – это умение сделать уроки без помощи взрослых и приготовить яичницу.

Лет в 10 самостоятельность вкупе с ответственностью формируют практически независимую личность, которая не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. Эта личность сама учится, следит за своими оценками, ходит на кружки и помогает по дому.

Короче говоря, самостоятельность ребенка сильно упрощает жизнь родителей. Если это им, конечно, нужно. Ведь если на одну маленькую девочку приходится шесть взрослых (мама, папа, и двойной комплект бабушек и дедушек), то приучать её к самостоятельности – это просто отобрать хлеб у старшего поколения. Сами подумайте, чем будут заниматься старички, если она всё делает сама! А бывает и наоборот. У маленькой девочки не шесть взрослых, а пара младших братьев или сестер. Вот тогда самостоятельность формируется сама собой просто по необходимости.

В общем, чтобы эта черта сформировалась, надо постоянно стимулировать ребенка её проявлять и что-то делать самому. Это возможно с самого маленького возраста. Даже годовичок уже в состоянии запихать руку в рукавчик рубашечки или отправить несколько ложек еды себе в рот. Не надо останавливаться на достигнутом! Может съесть несколько ложек, значит готов к тому, чтобы справляться с большей частью порции. Не докармливайте.

Он делает сам и очень рад этому! Может надеть рукава рубашки, значит, пора переходить к колготкам. Сначала результаты не слишком впечатляют, зато через год, когда малыш научится полностью себя обслуживать, ваша жизнь упростится, а капризов, свойственных трехлеткам с легкостью удастся избежать.

Ведь любой детский кризис, как в год, так и в три, и подростковый тоже – это по сути война за самостоятельность.


Советы по Воспитанию Детей - Амонашвили Ш. А.

Воспитание честности

Честность – качество, на которое сейчас редко обращают внимание. Честь и благородство – слова, будто их прошлых веков. Редко сейчас говорят об этих качествах с детьми. Из произведений художественной литературы для дошкольников только «Честное слово» Пантелеева посвящено этой теме вплотную. А ведь именно про честность с детьми нужно много говорить. Как прекрасно, что кто-то не побоялся сознаться в промахе или плохом поступке, насколько отвратительно выглядит лгун.

При этом очень важно умение взрослого правильно реагировать на открывшуюся неприятную истину. Если ребенок признался в чем-то, то за это не должно быть наказания. Ведь трудно винить малыша, если он лжет, буквально спасая свою шкуру. Излишнее давление на ребенка, предъявление ему непосильных требований, неприятие каких-то его черт и качеств – все это стимулирует появление лжи.

Иногда дети не обманывают, а фантазируют. Отличить злостный обман от безобидной фантазии просто. Если малыш рассказывает, что он сегодня на прогулке видел летающую тарелку с инопланетянами, то это просто фантазия. А вот ежели подобное видение, по его словам, явилось причиной испачканных коленок или опоздания в школу, то родители столкнулись с самым настоящим обманом. В общем, если есть меркантильный интерес во лжи, значит это именно ложь, а если рассказ не сопровождается получением выгоды, значит фантазия. Ругать за фантазии не надо, это даже вредно.

А, если обнаружили самую мелкую неправду, нельзя относиться к этому легко, необходимо принять серьезные меры. Самое главное, что не позволяет человеку обманывать, представление о себе, как о честном человеке.

Однажды, маленькая девочка обманула маму. Мама ничего не заметила, и ложь повторилась, ведь так многие проблемы решались гораздо легче. Но один раз эта девочка услышала, как мама с полной уверенностью утверждает, что её дочь никогда не врёт. Слова матери о её мнимой честности настолько поразили девочку, что с тех пор она и вправду обманывала крайне редко. Убеждайте своего ребенка, что он, конечно, всегда говорит правду, опасайтесь напрасно обвинить его во лжи и со временем он именно так и будет себя воспринимать.


Страхи и комплексы

Детские страхи – естественное явление. Время от времени они появляются у любого ребенка: может он получил слишком яркие впечатления, а может границы познанного слишком быстро расширились.

Беспокойство должны вызывать только навязчивые страхи или те, которые мешают ему жить прямо среди бела дня. Часто истинной причиной навязчивых страхов является завышенные требования к ребенку. Страхи не имеют к воспитанию никакого отношения, но могут сигнализировать о том, что что-то идет не так.

Комплексы появляются у ребенка в том случае, если он постоянно сталкивается с неразрешимой проблемой. В детском саду не складываются отношения со сверстниками, не получается научиться читать, как ни старайся, невозможно смело нырнуть в холодную воду, хотя все мальчики это делают.

Проблемы могут быть объективными, а могут быть созданы самими родителями: все зависит от того, чего папа и мама ждут от своего наследника. В любом случае, если ситуация не разрешается достаточно быстро, это может привести к формированию комплекса, преодолеть который впоследствии будет очень трудно. Насколько быстро должна разрешиться травмирующая ситуация, зависит от самого ребенка, у каждого время своё.

Воспитание – это, прежде всего творчество. Можно даже сказать, что это самое прекрасное и достойное творчество из всех существующих.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

Воспитание ребёнка – очень сложный процесс. Ребёнка воспитывают не только родители, но и сама обстановка, которая царит в доме, другие члены семьи, детский сад, школа. Но именно родители – главные люди в жизни ребёнка. Родительская любовь делает его сильным, жизнестойким, способным добиваться успехов и справляться с любыми трудностями. Работайте над собой, меняйте неудачные модели воспитания на более эффективные, обретайте родительскую мудрость и воспитывайте ребёнка в спокойствии и любви!

Заниматься воспитанием детей - дело сложное, требующее много премного терпения. Делать это дело надо от души, изо дня в день, следуя одним и тем же принципам, иначе у Вас ничего не получится. Маленький ребенок, как и все живые существа, на начальной стадии своего развития особенно склонен к восприятию визуальных явлений. Многократное повторение одного и того же действия стимулирует сознание ребенка на копирование этой ситуации, а проще говоря - подражанию взрослым. Недаром малыши так любят повторять родителей, «грозя» пальчиком плюшевому мишке, который «не хочет есть кашу» или например, хлопая себя по животу при наступлении чувства сытости. Именно поэтому очень важно на самых ранних стадиях развития ребенка (примерно от 1,5 года жизни) начинать постепенно вводить в его жизнь маленькие, но очень необходимые правила.

Соблюдение этих правил поможет Вам и Вашему малышу побыстрее найти общий ритм жизни, тем не менее, не нарушая личного пространства друг друга. Вспомните свое негодование, когда Вам необходимо срочно ехать на работу, а ребенок совсем неторопливо завязывает шнурки. Или например, когда ребенок неохотно ходит в детский сад, сопровождая прощание слезами и попытками пойти вслед за Вами. Все эти примеры говорят в первую очередь о несвоевременном приучении ребенка к общепринятым правилам. Давайте рассмотрим, какие же самые важные ритуалы должен пораньше заучить любой малыш.

5 правил (ритуалов) по правильному воспитанию ребенка

1. Вовремя ложиться спать
Это правило превращается у многих почти в вечную проблему, тем более, когда в квартире постоянно царит веселье и шумные разговоры до утра. Помните, что маленький ребенок нуждается в полноценном сне до 9 часов в сутки, и именно ночью. Иначе на следующий день он будет капризничать, плохо есть, а то и вообще не захочет вставать утром. В 18 часов вечера ребенок должен быть уже переодет в спальный костюм и почистить зубы. В 20 часов вечера его пребывание соответственно перемещаться в детскую комнату, где рекомендуется заняться легкими, не активными играми, например, считать кубики или рассматривать книжку с картинками. Таким образом, Ваш малыш привыкнет соблюдать тишину в вечернее время. Что соответственно поможет ему быстрее заснуть, не реагируя на посторонние шумы. Не давайте на ночь тяжелых продуктов питания, как старый кефир, сырые овощи, фрукты, шоколад, бобы и т.д. Причиной бессонницы вполне может стать неправильное питание, которое вызывает у малышей брожение в животике.


2. Мыть руки
Кроме пользы гигиены, эта привычка формирует у ребенка чувство чистоплотного отношения к себе. Что конечно, скажется впоследствии на его внешнем и внутреннем развитии. Траурные «каемочки» под ногтями могут стать также причиной появления глистов, от которых будет впоследствии очень нелегко избавляться. Кроме этого, такой вид не делает ребенка привлекательным на фоне его более ухоженных сверстников, что уже изначально влияет на его положение в самом обществе. Приучите ребенка непременно мыть руки перед едой или после посещения туалета. Приобретите для него полотенце веселой расцветки, мыло в виде фигурок зайчиков или сердечек, а также купите маленький тазик только для его пользования, на котором Вы можете наклеить смешные фигурки, чтобы ребенок понимал, где только «его» вещи. Мытье рук по утрам и вечером считается абсолютно необходимой минимальной нормой каждодневной гигиены малыша. Многие маленькие дети также часто берут руки в рот, чем провоцируют у себя появление разнообразных неприятных инфекций.

3. Регулярно чистить зубы
Начиная с появления почти всех молочных зубов - необходимо настойчиво заняться введением привычки за ними ухаживать. Конечно, очень сложно объяснить малышу, что такое зубной врач и почему болят зубы. Однако в данном случае будет нелишним даже пойти на безобидный обман. Приобретите ребенку такую игру, в которую ему можно было бы играть, только если он почистит зубы. Покажите игру и скажите, что он может играть с ней, когда у него будет пахнуть изо рта зубной пастой. Почистите зубы сами и подуйте на малыша. Скажите при этом так: «мм.. свежее дыхание!!»... Когда малыш почувствует, как приятен запах зубной пасты, предложите ему также почистить зубы, после чего уже он должен «подуть» на Вас. Здесь конечно надо тоже «восхититься» тем, что у ребенка свежее дыхание.

Напомним, что очень важно усилить эмоции при поощрении или наказании, чтобы ребенок понял их истинный смысл. Так как в отличие от взрослого малыш не в состоянии задумываться над словами.


4. Класть все на свои места
Очень трудно вырабатываемая, но совершенно необходимая для Вас привычка. Во-первых, ребенок развивает чувство организованности, что скажется позитивно на протяжении всей его жизни. Как ее выработать? - Постепенно. Ребенка невозможно заставить делать то, что он не хочет. Но его можно мотивировать. Например, тем, что ему нельзя смотреть мультфильм или читать именно «эту» книжку, пока он соберет все кубики именно в «эту» коробку. Дети могут понимать не все слова, но они отнюдь не глупы. Ребенок сразу поймет, что его лишают удовольствия, если кубики останутся лежать на полу. Таким образом, в будущем он будет безо всяких напоминаний сам наводить порядок в своих игрушках, вещах и комнате.

5. Не брать вещи родителей
Чтобы это действительно стало реальностью, не достаточно убрать все с глаз долой. Здесь, кроме поощрений, к сожалению, надо применить и маленькие безобидные наказания. Например, не только убрать кубики в коробку, но и сложить все игрушки или постоять в углу. Почему поощрения здесь не уместны? Все очень просто. Привыкнув получать конфету за такое «хорошее» поведение, ребенок будет наоборот специально брать и прятать пудреницы, ключи, спички в самые необычные места с целью заработать лакомство. Развивайте с малых лет уважение к Вашей частной сфере родителя, чтобы и в будущем за собой его сохранить. Сделайте ребенку с помощью картона, ножниц и клея маленький шкафчик с дверкой. Разрисуйте его цветными фломастерами, подпишите кому он принадлежит. Предложите самому малышу класть туда любимые вещи и никогда не доставайте их оттуда лично. Сымитируйте ситуацию, как будто бы Вам понадобился плюшевый мишка из шкафчика, чтобы его «покормить». Попросите ребенка достать мишку из шкафчика и также положить его обратно. Со временем у него обязательство выработается чувство собственности, и он будет с удовольствием этим пользоваться.

Как воспитывать ребенка: практика

Теперь перейдем к ситуациям, где кроме Вас и Вашего малыша в происходящее замешаны третьи лица - дети или взрослые. Давайте разберем несколько повседневных ситуаций из практики и их проанализируем.

Ситуация 1. Вашего ребенка обижает другой ребенок
В таких случаях рекомендуется секундочку помедлить с защитой с Вашей стороны (если речь не идет о физических повреждениях конечно) и попытаться понять, как будет Ваш ребенок на это реагировать. Исходя из результатов такого теста, Вы будете в будущем либо не обращать внимания на подобные ситуации - если ребенок в состоянии сам постоять за себя, либо корректировать его поведение - если это не так. Не стесняйтесь дома преподнести ребенку несколько уроков по самозащите. Интеллектуальные разговоры в подобном возрасте мало помогут малышу.

Так как маленькие дети в силу незрелости своего мышления практически все решаю силой, принцип их всех действий построен на схеме «можно - нельзя». И плюшевого мишку в результате возьмет тот, у кого больше силы. Однако не надо воспитывать в этом случае и излишнюю агрессию. Просто покажите ребенку, что его игрушка - это его вещь и ее действительно можно с силой зажать в кулачке, а если надо и дать за нее сдачи. Особенно чувство лидерства проявляется у мальчиков. Их игры в основном шумные, полны резких движений, сводятся к тому, чтобы толкнуть, отобрать - завоевать и.п. Не пресекайте активность детей без нужды, особенно при посторонних. Всё это нужно делать спокойно и наедине.


Ситуация 2. Ваш ребенок обижает других детей
Подобные обиды, как правило, сопровождаются нанесением болевых ощущений сопернику. Если это происходит достаточно часто, Вам необходимо обратиться к детскому психологу. Тем не менее, в некоторых случаях ребёнок обижает детей в ответ – если они обидели его, а может и, основываясь на вашем поведении, то есть поведении родителей и иных родственников, если например его обижает старший брат или папа обижает маму.

Иногда дети бывают склонными к аутизму, как правило, делают это практически неосознанно. Так как они не знают, что соперник ощущает боль. Пронаблюдайте за реакцией малыша, когда он видит плачущих или смеющихся людей. Меняется ли его выражение лица при этом? Пытается ли он также предаться таким эмоциям. Если малыш сохраняет практически всегда одну и ту же нейтральную реакцию на разные эмоции - есть смысл действительно поинтересоваться таким явлением как аутизм. Аутичные детки по своей сущности являются совершенно здоровыми.

Однако их реакция на проявление внешнего мира может искажаться из-за недостаточного ощущения действительности. Они могут часто обжигаться об горячую сковороду, или идти через дорогу совершенно игнорируя автомобильное движение. Подобные отчуждения можно и нужно исправлять. С помощью специальных игр, которые как раз в состоянии порекомендовать логопед или детский психолог. Попытайтесь объяснить ребенку, что такое боль. Посадите плюшевого мишку на стул, сядьте сами и усадите рядом ребенка. Ущипните мишку, чтобы ребенок также повторил это действие. Затем попросите ущипнуть себя. После чего Вы должны непременно ущипнуть малыша. Когда ребенок щипает Вас - изобразите чувство боли на лице, сопроводите это горьким вздохом. Когда же он щипает мишку - «пожалейте» мишку, подуйте на его лапку, проявите сочувствие, чтобы ребенок также был вынужден последовать Вашему жесту соболезнования. Если случится так, что ребенок сам в реальной жизни испытывает неприятные ощущения, например при падении или повреждении, не забудьте выразить эмоции сочувствия. Именно так Вы покажите малышу, что такое соболезнование и чем оно отличается от радости.


Ситуация 3. Ребенок чувствует себя дискомфортно в кругу сверстников
При возникновении подобной ситуации необходимо четко выявить причину, почему это происходит. Если в группе детей присутствуют так называемые «дети-провокаторы», то не спешите записывать Вашего малыша в агрессоры. Внимательно присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как реагирует Ваш малыш на провокации со стороны излишне активных деток. Если он стремиться, избежать подобного общения только с одним товарищем по игре, то считайте, что Вам повезло. Принимать какие-либо меры будет неуместно, так как малыш должен познавать все чувства, также и обиды и расстройства и даже злобы. Иначе он будет совершенно не подготовлен к взрослой жизни.

Если же Ваш малыш сторониться в принципе всех детей в группе, рекомендуется немедленно сменить группу. Длительное пребывание в столь дискомфортных условиях способно серьезно травмировать психику маленького ребенка. Ощутив раз разочарование от общения со всеми сверстниками, он будет стараться и в будущем избежать контакта, что делает ребенка замкнутым, а значит - слабым. Как бы Вам не нравился воспитатель или садик - помните, что улыбка между взрослыми при встрече и забирании ребенка из садика не стоит и секунды раздумий, если Вашему малышу кажется дискомфортной его группа.

Кроме того, неуверенным в себе деткам рекомендуется предлагать групповые игры, где они не могли бы обойтись без компаньона по игре. Это может быть футбол, теннис, игра в прятки и т.п. Групповые игры именно со сверстниками очень важны для ребенка. Его мир находится на уровне его глазок, а это значит, что большие дяди и тети не будут ему интересны так как «вот эта маленькая девочка с бантиками», хотя она еще и не умеет говорить. В группе малыши вместе познают различные эмоции, в том числе и разочарование, утешение, радость, соперничество. Ограничивать ребенка в общении со сверстниками по этой причине очень не рекомендуется.


Итак, как Вы видите, воспитание малыша является делом достаточно кропотливым. Однако сайт хочет отметить, что не стоит забывать, мы несем наибольшую ответственность нашей жизни именно за наших детей. Не жалейте времени на своего ребенка, не отталкивайте его, даже если Вы очень заняты чтобы прислушиваться к его пока еще не внятным словам. Помните, что и Вы когда-то были совсем маленькими. Ошибки и пробелы в воспитании могут привести к очень негативным последствиям, исправить которые будет очень и очень сложно, если вообще возможно. Уделяйте всё возможное время детям, они это, повзрослев, оценят.

Однажды к психологу пришла женщина и задала вопрос:

Подскажите, а с какого возраста нужно начать воспитывать ребенка?

Сколько ему сейчас? – спросил психолог.

Так вот, вы опоздали ровно на 2,5 года.

Эта короткая, но очень поучительная история касается практически каждой мамы. Наши родители с самого нашего рождения мечтали сделать из нас полноценных личностей. А теперь и мы, сами, будучи родителями, задумались, как воспитать замечательного ребенка?

Единых правил в воспитании не существует. В каждой нации, культуре, родовой общине и отдельно взятой семье есть свои традиции воспитания, которые неизменно копируются и передаются через поколение. Иными словами, то воспитание, которое вложили в нас с вами – это последствия того, как воспитывали наших пра-прабабушек и дедушек. Однако современные мамы все чаще ищут прогрессивные пути решения вопроса воспитания в ребенке сильной и самостоятельной личности. В связи с этим вопрос как правильно воспитать ребенка, требует тщательного рассмотрения.

Как не надо воспитывать детей?

Начнем с отрицательных примеров. К сожалению, все поколения родителей совершали те или иные ошибки, пытаясь на собственном примере взрастить новое поколение. Давайте разберем эти ошибки, чтобы никогда их не совершать.

Как нельзя воспитывать детей:

  1. Запомните – ваш ребенок, это отдельно взятая личность. Не ждите, что он станет таким же как вы, и не требуйте этого от него. Достаточно массы примеров того, как родители, не реализовавшие свои жизненные планы, разрушили судьбы собственных детей.
  2. Не вымещайте усталость, обиды и раздражение на своем ребенке. В итоге вы рискуете получить депрессивную личность, неуверенную в себе и несостоявшуюся в жизни.
  3. Не смейтесь над страхами своего ребенка и не пугайте его сами. Навсегда забудьте фразы типа: «Будешь себя плохо вести, отдам тебя вон тому дяденьке». То, что взрослым кажется смешным, для ребенка - настоящая трагедия. Чтобы не вырастить в собственном доме неврастеника, учите своего ребенка не бояться и уметь бороться со страхами.
  4. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится. Пусть это будет конструктор, кружок юного механика или что-то такое, что никак не вяжется с вашими представлениями о том, каким должен быть ваш ребенок. Не забывайте, что он – отдельная личность со своими интересами, и вы не вправе диктовать ему свои условия.
  5. Не критикуйте. Если вместо поддержки и укрепления веры в себя, вы будете в пух и прах разносить ребенка критикой и недовольством, в итоге вы рискуете получить серую личность с огромным комплексом неполноценности.

На тему «как не надо» существует огромное количество примеров. И лучше, если вы никогда с этими примерами не столкнетесь. Намного важнее на первых этапах развития вашего чада найти ответ на вопрос как воспитать ребенка без наказания и сделать из него настоящую личность?

Формирование личности человека - процесс долгий, повлиять на него можно до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Однако основа всего воспитания закладывается до четырех лет. Как правило, все, что вы успели вложить в ваше дитя до четырехлетнего возраста, в итоге получите в егозрелом возрасте.

Чтобы обеспечить своим детям психологическое здоровье, вам необходимо полностью удовлетворить детскую потребность в игре с взрослыми:

  1. С малышами от года до 1,5 занимайтесь предметными играми (погремушки, мягкие игрушки, матрешки, игры с лопаткой в песочнице).
  2. В период от 1,5 до 3 лет более подходящими будут ролевые игры (уложить куклу спать, покормить маму и т.д.).
  3. Дети от 3 лет и старше с удовольствием примут сюжетно-ролевые игры (игра в больницу, в магазин, поход в гости к игрушкам и т.п.).

Огромную роль в правильном воспитании малышей играет дисциплина. Здесь вам помогут знания, как воспитать ребенка без крика:

И наконец, самый главный секрет, как правильно воспитать ребенка – каждый день внушайте вашему чаду веру в себя. Он нуждается в вашей поддержке каждую минуту своего жизненного пути. Запомните фразы: «Я в тебя верю», «Я горжусь тобой», «Ты сможешь», и тогда, слыша их от самых родных и любимых людей, ваш ребенок вырастет сильной, уверенной в себе и целеустремленной личностью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!