Информационный женский портал

Методы психотерапии при легкой депрессии. Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Другие методы лечения

Содержание

Состояние депрессии сопровождает человека, перенесшего неблагоприятные события в жизни. Нарушение психического самочувствия может вызывать негативные, неконтролируемые эмоции, безволие, нежелание жить. Решить проблему помогает психотерапия. Часто она бывает более эффективной, чем прием медикаментозных препаратов.

Психологическая помощь при депрессии

Человеку не всегда по силам справиться с неприятными обстоятельствами, которые происходят в жизни. Потеря работы, смерть близкого человека, возникновение конфликтов в коллективе – все может спровоцировать депрессию. Выйти из этого состояния самостоятельно сложно. Решит проблему помощь психотерапевта. Врач через беседу меняет эмоциональный фон пациента. Психотерапия при депрессии снимает симптомы заболевания:

  • апатию;
  • тревожность;
  • безволие;
  • тоскливое настроение;
  • бессонницу;
  • хроническую усталость.

Депрессивные состояния знакомы всем возрастам. Встречается болезнь как у взрослого, так и у ребенка. Психотерапия при депрессии направлена на персональный подход к каждому пациенту. Главная задача – улучшить качество жизни человека. Для ее решения есть огромное количество методов психологической помощи. Хорош и персональный подход к пациенту, и групповые занятия. Методики лечения результативны, не имеют побочных эффектов, что отличает их от лекарств.

Прием психотерапевта

Самое важное при использовании методов психотерапии при депрессии – желание человека. Тогда возможно изменение его состояния. Индивидуальная работа специалиста подразумевает:

  • избавление пациента от страданий;
  • обучение самостоятельному решению проблем;
  • помощь в формировании более здорового взгляда на действительность;
  • подготовка к жизни в стрессовых условиях.

Плюсы индивидуальной психотерапии при депрессии в том, что внимание уделяется конкретному человеку. Особенности подхода подразумевают:

  • доверительную, интимную обстановку;
  • глубокую проработку проблемы;
  • безопасное общение;
  • создание атмосферы сотрудничества;
  • учет особенностей личности;
  • лучшее решение индивидуальных задач;
  • преодоление утраты, возрастных кризисов;
  • изучение конкретных особенностей жизни пациента;
  • оценку психологических возможностей.

К недостаткам персонального метода можно отнести трудность моделирования поведения человека в коллективе, когда депрессии вызвана межличностными отношениями. Диагностика заболевания ведется на основании субъективной информации, которую пациент предоставляет психотерапевту. Она не всегда точно отражает реальные события и причины. Болезнь может маскироваться под психосоматические проявления. Индивидуальная психотерапия депрессии порой имеет меньшее лечебное воздействие, поскольку эффект может зависеть от авторитета психотерапевта.

Групповой сеанс психотерапии

Занятия в группах эффективны, когда решают проблемы межличностных отношений в коллективе. Психотерапевт ставит задачу быть искренними, говорить о своих проблемах, возникающих чувствах. От пациента ситуация требует большей смелости. При таком направлении:

  • происходит взаимообучение, есть больше ролевых вариаций;
  • отношения в группе являются моделью реальной жизни;
  • человеку легче преодолеть свои проблемы;
  • происходит обмен жизненным опытом, знаниями;
  • есть возможность смоделировать новый образ поведения;
  • появляются навыки жизни коллектива;
  • врачу удобно наблюдать за пациентами.

Как способ групповая психотерапия при депрессии может оказать существенную помощь, победить заболевание. Метод экономичный, требуется меньше материальных затрат на лечение. Однако он не подходит, когда требуется срочное решение проблем расстройства психики – необходимо время, чтобы собрать группу, сформировать доверие, запустить динамику. Использование подобного способа:

  • требует дисциплины от ее членов;
  • задействует много внимания, времени для получения результата;
  • позволяет эффективнее преодолевать высокую сопротивляемость пациентов к методикам.

Лечение депрессии без лекарств

Методы психотерапии можно применять в комбинации с медикаментозным лечением. Как самостоятельный процесс они также показывают высокую эффективность. Существует множество механизмов воздействия на депрессию. Это методы, оказывающие влияние на причины, которые лежат в основе эмоциональных срывов. Они помогают:

  • делать жизнь пациентов позитивнее;
  • решать невротические конфликты;
  • обучать адаптации к действительности;
  • уменьшать остроту восприятия депрессии;
  • принять себя, не отказываться от части своей жизни и не отрицать ее;
  • справляться с симптомами болезни;
  • решать проблемы страха.

Виды психотерапии

При лечении депрессии можно использовать разные виды психотерапии. Их основа – понимание причины, вызвавшей нервозное состояние, и дальнейшее воздействие на нее. Различают разновидности психотерапии:

  • межличностная – решает проблемы, вызванные неправильными личностными отношениями с окружающими;
  • психодинамическая – ищет понимание несоответствия в конфликте, чтобы его устранить, создать баланс;
  • когнитивно-поведенческая – ставит задачу разубедить человека, считающего себя виноватым в проблемах.

Межличностная

Психотерапию при депрессии, вызванной неправильным развитием взаимоотношений с окружающими, называют межличностной. Пациенту характерны поиск виноватых в ситуации, разочарования в ожиданиях. Цели краткосрочного вида психотерапии:

  • корректировка межличностных отношений;
  • развитие способностей решать конфликты;
  • обучение выстраиванию отношений;
  • улучшение умения преодолевать разногласия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В основе этого вида психотерапии лежит идея, что депрессия возникает из-за ложных убеждений человека. Для пациента характерно наличие повышенной самокритики. Он считает себя виновником всех проблем. Поведенческая терапия уместна, если необходим:

  • анализ негативных мыслей;
  • поиск неправильных рассуждений;
  • сбор информации о причинах, вызвавших завышенную самокритику;
  • создание правильных установок;
  • разрушение ошибочных умозаключений;
  • убеждение пациента в ошибочности его рассуждений.

Психодинамическая

Задача, которую решает психодинамическая психотерапия во время депрессии, – найти конфликты. Они часто идут из детства и повторяются во взрослом возрасте. Особенности:

  1. Задача – разрешить ситуации, когда прошлый опыт оказывает воздействие на поведение человека уже вне детско-родительских отношений.
  2. Депрессия представляет бессознательный конфликт между разными желаниями. Кто-либо может хотеть одновременно поддержки окружающих и быть независимым.
  3. Цель психодинамического вида психотерапии – осознание конфликта между сознательными и подсознательными желаниями, мыслями.
  4. Решение таких задач требует длительного времени.

Методы психотерапии

Существует огромное количество технологий психотерапии, которые помогают справиться с депрессией. Помогают даже аутогенные тренировки. Эффективный метод для самостоятельной психотерапии поможет научиться самовнушению, расслаблению мышц, переходу к позитивному настроению. Тренинги в игровой форме способствуют решению межличностных проблем. Сюда относятся:

  • сказкотерапия – лечение созданием своих и разыгрыванием готовых сказок;
  • воздействие музыкой, когда с ее звучанием ассоциируются события жизни;
  • игротерапия, при которой члены группы играют определенные роли.

Популярностью пользуются методы избавления от депрессии:

  • арт-терапия – структура занятий включает написание картин, фотографирование, ручные поделки;
  • отвлечение от ситуации при помощи специально подобранных книг;
  • зоотерапия – лечение с помощью животных;
  • нейролингвистическое программирование – выявление приоритетов в коммуникации и воздействие на них;
  • гештальт-терапия – включение человека в процесс изучения себя здесь и сейчас вместо переживаний про «там и тогда»;
  • холотропное дыхание – помогает прорабатывать психологические травмы в состоянии измененного сознания.

Лечение депрессии гипнозом

Применение гипноза в психотерапии открывает данные о психических травмах. Такие события вызывают депрессию. Специальными техниками психотерапевт вводит пациента в состояние транса и помогает найти выход из ситуации – это авторитарный метод воздействия. Существует способ гипнотического лечения, когда врач является проводником, а пациент активно участвует в процессе – эриксоновский гипноз. Человек погружается в прошлое, фокусируется на себе, у него проходит отстраненное восприятие ситуации. Пациент видит проекцию успешного будущего.

Видео: помощь психолога при депрессии

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Депрессию невозможно лечить без психотерапии, тем более, что больные, страдающие этой патологией сами стремятся к данной форме медицинской и психологической помощи, причем большинство пациентов негативно относится к фармакологической терапии.

В силу чувства беспомощности, постоянных сомнений, выраженного самовнушения больные депрессией, читая аннотации на те или иные лекарственные средства, легко обнаруживают у себя побочные эффекты уже в первые дни лечения. За счет нарушения вегетативной нервной системы они часто имеют функциональные расстройства внутренних органов и в силу этого действительно чувствительны к побочным эффектам препаратов. Многие больные испытывают ложную тревогу в отношении постоянной зависимости от антидепрессантов. Все вышеперечисленное определяет повышенный интерес таких пациентов к психотерапии.

Как показали результаты многих исследований, нормализация эндокринных показателей в процессе терапии депрессии достигается не только в процессе лечения антидепрессантами, но и с помощью психотерапии. Причем влияние психотерапии на эндокринные показатели наблюдается как в случае ее сочетания с психофармакологической терапии, так и в случае использования ее как единственного метода лечения (Dinan T., 1994).

Начало депрессии после острой психической травмы или затяжного состояния стресса приводят к настойчивым поискам психологических причин ее возникновения. Это обстоятельство, усиливает стремление больных к психологической помощи. Однако, излишняя переоценка ее возможностей, может привести к полному отказу от психотропных средств, формированию резистентных и затяжных вариантов течения депрессии, возникновению ее ранних обострений.

С точки зрения традиционной психиатрии в процессе лечения депрессии психотерапия в первую очередь должна быть направлена на устранение симптомов отдельных симптомов страдания. Одни из симптомов депрессии оказываются более чувствительными к психотерапии, другие сравнительно трудно поддаются ее воздействию. Общеизвестно, что при тяжелых депрессиях возможности психотерапии более ограниченны, чем в легких случаях течения болезни.

В качестве мишеней психотерапевтического воздействия при депрессии можно выделить расстройства настроения, мышления, поведения, мотивационные и физиологические симптомы.

Среди аффективных симптомов - печаль, чувство вины и особенно тревога особенно чувствительны к психотерапевтическому воздействию, поскольку именно эти чувства чаще всего обусловлены особенностями личности больного.

В процессе психотерапии депрессии акцент в выборе точек ее воздействия («мишень психотерапии») может смещаться в зависимости от этапа лечения, состояния пациента, используемого метода или особенности стиля работы психотерапевта. Представляется оправданным дискретный подход к выбору мишени психотерапевтического воздействия и последовательное ее смещение в зависимости от состояния пациента. Для того, чтобы повысить уровень контроля за динамикой терапевтических изменений (как со стороны психотерапевта, так и со стороны пациента) важно сохранять прозрачность и открыто обсуждать с пациентом, то, что на данном этапе терапии депрессии попадает в ее фокус.

Логично построенная схема последовательного психотерапевтического воздействия обычно импонирует пациенту. Если психотерапевт объясняет то, что было раннее непонятно, то тем самым он формирует доверие к себе.

Для психотерапевта важно, чтобы пациент надежно фиксировал в памяти то, что происходило во время сеанса терапии. В ряде случаев для этого необходима запись сеанса на диктофон, запись пациентом основных моментов психотерапевтической беседы или письменный отчет о своих переживаниях, составленный после окончания сеанса. Мы полагаем, что полезно просить пациента носить с собой какое-то время диктофон (возможен «суточный мониторинг» с помощью диктофона) и в момент ухудшения своего состояния использовать его для записи. К основным приемам, облегчающим усвоение информации, полученной на сеансе терапии, следует отнести сосредоточение внимания пациента на планировании сеанса, кратком подведение итогов после его окончания.

Акцент на изменении эмоционального состояния пациента представляется основной тактикой психотерапевта. Релаксация, позволяющая снять внутреннее напряжение, катарсис - облегчающий процессы эмоциональной разрядки, вызванный смех - возможные рычаги управления эмоциональным состоянием. В процессе работы с эмоциональным состоянием пациента, желательно различать такие понятия, как чувство, эмоция и настроение. Кроме того, важно выделить то основное чувство, которое испытывает пациент в текущий момент времени. Как правило, сложно выделить одно чувство, которое владеет человеком, чаще всего - это гамма переживаний. Однако, в смешанном эмоциональном состоянии можно выделить ядро и те переживания, которые существуют на его периферии вокруг центрального чувства (в процессе терапии иногда бывает полезно составлять диаграмму испытываемых пациентом чувств). Можно определить не только полюс эмоций, но и оценить их выраженность. Полезна субъективная дифференцированная оценка пациентом выраженности своих чувств, например, в % или в баллах, контроль колебания амплитуды и длительность негативных эмоций. Для оценки эмоционального состояния существенное значение имеет наблюдения за невербальными знаками пациента (мимика, жесты, поза и т.д.), эмоциональным сопровождением его высказываний, а также использование различных тестов, широко применяющихся в клинической психологии (например, таких как тест Люшера).

То или иное эмоциональное состояние пациента индуцирует появление ощущений, чаще всего обусловленных изменением активности вегетативной системы, ядра которой находятся вблизи структур мозга, связанных с эмоциями. Важным аспектом работы психотерапевта является тщательное исследование ощущений пациента, обычно проявляющихся в его жалобах или измеряемых с помощью современной психофизиологической аппаратуры (частота сердечных сокращений, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция и т.д.). Психотерапевт должен определить последовательность изменений ощущений своего пациента, выявить их связь с его эмоциональным состоянием, особенностью восприятия, высказываниями и поведением.

Для психотерапевта имеет значение, что пациент думает о своем эмоциональном состоянии, о тех, ощущениях, которые он испытывает. Как он интерпретирует и оценивает происходящие изменения симптомов депрессии. Оценки, которыми пользуется пациент, влияют на то, как он определяет окружающую его реальность. В процессе психотерапии депрессии создается впечатление, что они возникают почти автоматически и фиксируются заранее в памяти пациента. По мнению психотерапевтов, работающих в русле когнитивной терапии депрессии, существует, по крайней мере, три варианта паттернов мышления, которые расположены между чувством и действием человека - это оценки, внутренняя речь и скрытые базисные знания.

При лечении депрессии сравнительно часто психотерапевту приходится сталкиваться с ослаблением воли пациента. В данном случае психотерапевт придает особое значение тому, чтобы пациент правильно определил цель своих действий, укреплял волю постоянными упражнениями, преодолевая ее слабость, контролировал направление своих влечений и фокусировал свое внимание на тех мотивациях, которые являются источником определенных действий. В процессе психотерапии депрессии особый интерес представляет работа с формами деятельности пациента. Изменяя характер деятельности можно влиять на многие симптомы депрессии одновременно.

В процессе психотерапии депрессии можно встретиться с различными достаточно сложными терапевтическими феноменами. Можно сознательно стремиться к достижению этих феноменов, но иногда психотерапевт сталкивается с ними неожиданно и, удивляясь улучшению состояния пациента, вспоминает о них уже после сеанса психотерапии.

Психотерапевтические феномены - составная часть сложного психотерапевтического процесса, который отражает динамику изменений, происходящих в психической сфере пациента. Нечеткие границы феноменов психотерапевтического процесса, их многообразие и стремление исследователей той или иной школы обозначать одни и те же явления различными терминами затрудняет описание этих состояний. Но постоянное и несбыточное стремление психотерапевтов найти самый эффективный метод психотерапии депрессии, вновь и вновь заставляет возвращаться к тем универсальным эффектам психотерапии, которые по своей сути известны с глубокой древности.

Вероятно наиболее известными феноменами процесса психотерапии являются: катарсис (эмоциональная разрядка, отреагирование), инсайт (озарение, понимание событий и явлений), вера в выздоровление и копинг (навыки, умение владеть собой). Однако, следует отметить, что на практике эти феномены нередко проникают друг в друга, комбинируясь в процессе психотерапии. На рис. 1 изображены основные феномены психотерапевтического процесса и схематично показано их взаимовлияние друг на друга.

Рис. 1. Основные феномены процесса психотерапии в процессе лечении депрессии.

В той или иной мере каждый из феноменов процесса психотерапии несет в себе элемент спонтанности и можно предположить, что и без профессионального психотерапевтического вмешательства пациент самостоятельно или с помощью обычного человека способен в рудиментарной форме достигнуть этих состояний. Когда человек, страдающий депрессией делиться переживаниями с кем-то из близких людей, когда разговаривает сам с собой, пытаясь осмыслить происходящее, когда надеется на благополучный исход болезни и, наконец, когда пытается справиться со своими чувствами, разбираясь в них или отвлекаясь - тогда и вспыхивают зарницы этих сложных феноменов. Важно оценить проявления феноменов процесса психотерапии, определить как они влияют на результат лечения? Насколько универсальны эти состояния и те способы, которыми можно их достичь? Необходимость получения ответов на эти вопросы очевидна, иначе терапевтический процесс окажется закрытым, а действия будут определяться интуицией психотерапевта и могут привести к неожиданным и непредсказуемым результатам. Каким-то загадочным образом, терапевтические феномены связаны с механизмами лечебного действия психотерапии и, можно сказать, что они как маяки указывают направление движения к поставленной цели.

Рис. 2.

На рис. 2. изображены основные феномены психотерапевтического процесса в ходе . Обращает на себя внимание «критическая точка» процесса терапии, представляющая из себя тот момент психотерапии, когда пациент может прекратить лечение.

На Западе каждый заботящийся о своем здоровье человек имеет личного психиатра или психолога. Люди адекватно относятся к признанию и познанию своих проблем, беседам со специалистом о своих переживаниях.

В нашем обществе распространена обратная ситуация. В силу многих обстоятельств люди стесняются открыться даже самому себе, избегают решения душевных проблем. Зачастую те, кто обращаются к врачу, боятся приобрести в глазах окружающих статус “больного”, не верят в результативность откровенных разговоров и профессиональных советов. Но действительно ли они бесполезны? Как может помочь человеку психотерапия при депрессии?

Что такое психотерапия?


Депрессия – заболевание, которое включает в себя множественные симптомы самого разного характера. Человек, находящийся под влиянием депрессивного расстройства, становится подавленным, часто грустит, постоянно отстраняется от социума, испытывает некоторое чувство вины, не замечает собственных успехов и игнорирует радостные моменты жизни. Обычно все эти признаки возникают вследствие какой-либо травмы, постоянного стресса или длительных неудач. Многие, смотря на своего любимого и дорогого человека, не понимают, что же с ним происходит и почему он так изменился. Кто-то живет мнением, что с личной бедой и душевными проблемами человек должен справляться самостоятельно, не давая слабины и не показывая свою боль. А кто-то считает, что нужно прийти на помощь как можно скорей, подставить своё плечо и искать вместе выход из ситуации. Верный вопрос, которым должны задаваться люди на этом этапе: “Как помочь человеку выйти из депрессии?” Ответ помогут найти психиатры, психологи и психотерапевты.

Все эти специалисты помогают людям наладить своё душевное состояние. Депрессия, как любое сложное заболевание, требует комплексного лечения. И один из главных шагов – психотерапия. Врач, используя свои профессиональные навыки, воздействует на сознание и психику человека посредством бесед и разговоров, дабы достичь лечебного эффекта. Терапия помогает больному справиться со своими негативными ощущениями, разобраться с накопившимися проблемами, научиться управлять своими чувствами и эмоциями.

Виды терапий


Психотерапия депрессии – очень важная составляющая лечения, поэтому необходимо выбирать опытного специалиста с соответствующим образованием. Ведь в мире существует более четырехсот методик борьбы с психологическими недугами, каждая из них направлена на определенные виды депрессии и имеет свои особенности. Только грамотный врач сможет подобрать индивидуальную тактику лечения, учитывая всю клиническую картину и симптомы.

На данный момент есть три основных вида психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая;
  • межличностная;
  • психодинамическая.

Как бы устрашающе и пугающе не звучали эти названия, помните – все они направлены на благо человека, являются одним из главных шагов к внутреннему балансу и душевной гармонии.

Когнитивно-поведенческая терапия


Иногда люди под влиянием стрессовых ситуаций теряют жизненный ориентир. Они начинают путаться в своих чувствах, боятся сделать что-то важное, что может оказать влияние на будущие события. Не могут взять на себя ответственность за собственные действия, испытывают чувство вины из-за своей беспомощности и несамостоятельности. Именно в этом случае эффективным окажется когнитивно-поведенческая терапия.

Главная цель этой методики – корректировка мышления и установок больного. Специалист оценивает взгляд человека на жизнь, даёт свою, более объективную оценку происходящему. Он обосновывает несостоятельность всех негативных мыслей и решений, учит человека самому исследовать свои чувства и правильно их оценивать. С каждым сеансом больной начинает рассматривать проблемы в более позитивном ключе, вырабатывая новую модель поведения. При прохождении полного курса такой терапии достигаются следующие цели: устраняются причины депрессии, как следствие начинают исчезать симптомы, вырабатывается новый шаблон поведения, усиливается эффект от медикаментозного лечения, восстанавливаются социальные навыки и возможность рецидива заболевания снижается к минимуму.

Межличностная терапия


Каждый из нас является частью какого-то коллектива. И не всегда это коллектив, основанный на профессиональных отношениях. Соседи, друзья, коллеги, сокурсники, даже окружающие люди в магазине или транспорте образуют некое сообщество. Иногда человек начинает путаться в своей роли, не понимает, какое же место в этой системе он занимает. Начинают возникать проблемы, связанные с общением. Любой незнакомец пугает и вводит в ступор, новые контакты даются с трудом, а старые знакомые перестают понимать и кажутся чужими. В такой ситуации больной испытывает по отношению к окружающим самые разные эмоции, начиная от страха, заканчивая агрессией. Когда ломается связь человека с обществом, тогда на помощь может прийти межличностная терапия.

Эта методика является менее распространённой и охватывает определенные виды депрессии. Например, если заболевание вызвано смертью любимого человека, длительными профессиональными неудачами, неудачами в личной жизни или в невозможности находиться человеку в обществе.

Терапия основывается на восстановлении межличностных отношений. Больного учат взаимодействовать с людьми, помогают определиться со своей ролью в социуме, верно оценивать своё положение в обществе. Во время сеанса психотерапии пациенту дают различные задания, где он оценивает отношения между людьми, ищет выходы из различных конфликтных ситуаций, изучает модели поведения. Цели такой терапии: узнать, из какой области пришла проблема, запустившая депрессию, выявить главные симптомы и разобраться с ними. При успешном прохождении полного курса возможность рецидива заболевания значительно снижается. Человек начинает осознавать свою роль и гармонично выстраивает взаимоотношения с внешним миром.

Психодинамическая терапия


Этот вид терапии – отличная помощь при депрессии, которая вызвана внутренним конфликтом. Специалист изучает всю историю человека, разбирается в каждом значимом для больного моменте. На сеансах терапии поднимаются проблемы с самого детства и до настоящего времени. Человек в такой ситуации не всегда верно оценивает причину своей депрессии, либо совсем её не осознает. Врач с помощью профессиональных приемов помогает перестать бояться своего душевного конфликта, посмотреть проблеме в глаза и начать с ней бороться. Психотерапевт доказывает необоснованность многих страхов, устраняет все несоответствия в восприятии проблемы, ищет способы установки душевного баланса, таким образом избавляя человека от психологического расстройства.

Семейная психотерапия


Иногда человек становится заложником семейных проблем. Кто-то из членов семьи чувствует свою ненужность, не видит поддержки в близких людях, теряется во внутренних конфликтах.

Семья – замкнутая, функционирующая по своим законам небольшая, но значимая система. Для многих наличие близкого круга является одной из главных целей в жизни. Часто заложниками семейных проблем становятся женщины. Они чувствуют себя неуслышанными и нереализованными. В этой ситуации можно прибегнуть к такому виду терапии, как семейная.

Врач на таких сеансах подключает всех членов одного семейства к общей работе. Рассматривает их, как единое целое, некий организм, который живет по своим определенным правилам и законам. Специалист ищет причину заболевания во взаимоотношениях между людьми, учит грамотно и конструктивно вести диалог друг с другом, правильно распределять роли, чтобы каждый из участников чувствовал себя нужным и важным, осознавал своё место и значимость в этой структуре. Он объясняет, как важна поддержка и взаимопомощь в замкнутой системе. Показывает ценность и важность семейной гармонии.

Групповая терапия

Депрессия – многогранная и сложная болезнь. Она требует огромных знаний и множества методик. Именно психотерапия может стать ключевым моментом в борьбе с депрессивным расстройством.

Вы осознали, что находитесь под влиянием этого недуга, либо кто-то из ваших близких попал в плен этого расстройства? Тогда не бойтесь обращаться за помощью. Если в голове возникают вопросы «как вывести человека из депрессии?» или «как помочь себе справиться с душевной болью?», значит, вы уже на верном пути.

» Депрессивные расстройства

Альфрид Лэнгле

Психотерапия депрессивных расстройств
в современном экзистенциальном анализе.
Принципы и основные направления

Фрагмент книги Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.

Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии - депрессии. В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии - с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В процессе лечения пациенты должны обрести новую почву, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки (главным образом в процессе терапевтических отношений и переживания грусти). Эта цель предполагает ряд подготовительных и сопровождающих действий, направленных на то, чтобы размягчить, «растопить» затвердевшие в депрессивном страдании блокирующие структуры психики и открыть Person для процесса изменения.

1. Экзистенциальное понимание депрессии

С точки зрения экзистенцанализа, депрессия - это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни. Депрессия как расстройство психики имеет более или менее выраженную (первичную или вторичную) соматическую часть. Помимо этого она наносит вред персональному измерению, влияя на позиции и установки в отношении как внешнего мира, так и внутреннего, а также на способность к принятию решений, на духовное переживание мира и себя самого. Таким образом, депрессия затрагивает все измерения человека: телесное, психическое и персональное.

Специфическим в депрессивном расстройстве является то, что соотнесение с реальностями мира и с самим собой (прежде всего, с телом) как таковое остается практически ненарушенным. Основное расстройство касается персонального измерения. Утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл. То, что обычно радовало человека, что переживалось им как приятное, вызывающее интерес, блекнет, утрачивает краски. Этот феномен известен в психотерапии как «негативная аффицируемость » (negative Affizierbarkeit“). Его экзистенциальным аналогом выступает обеднение «духовной пищи» и утрата способности переживать ценности. Речь идет о содержаниях, благодаря которым наша жизнь обретает полноту, вызывая ощущение ее исполненности. Эти содержания делают для нас привлекательными наши отношения, порождая желание сохранять их как можно дольше. Ценности оказывают оживляющее, укрепляющее и питающее воздействие как на Person, так и на психику человека в целом (Längle , 2003a). Благодаря переживанию ценности устанавливаются отношения с глубокой структурой экзистенции - с самой жизнью. В своей основе депрессия - это неудача, которую потерпел человек в постижении ценности жизни.

Итак, можно сказать, что при депрессии нарушаются отношения с фундаментальной ценностью жизни, способность чувствовать и переживать ее.

Терапия депрессии

Экзистенциально-аналитическая терапия депрессии должна начинаться на всех уровнях (Frankl , 1982 a,b; Längle , 1991): на уровне отношений, на когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном уровнях, и это осуществляется сегодня во многих психотерапевтических подходах. Нас более всего интересует экзистенциальное ядро.

a) В экзистенциальном анализе при лечении депрессии особое внимание уделяется терапевтическим отношениям . Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Активное обращение к пациенту и его беде, эмпатическое вчувствование важны потому, что общение с терапевтом представляет собой новое соприкосновение с жизнью, благодаря которому пациент может согреться, и застывшие нормативные структуры смогут «оттаять». Таким образом, рядом с терапевтом пациент обретает возможность возобновить отношения с жизнью. Терапевт становится словно бы представителем самой жизни, при этом, благодаря активному обращению в процессе терапии, он в большей степени идет навстречу пациенту, чем на это способна реальная жизнь в ситуации депрессивного отступления.

b) Обращение к настоящему и разделение задач. Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позволяющих установить близость с жизнью, все его отношения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта. Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование в конкретных условиях повседневности. Структура дня, фазы покоя, сон заслуживают особого внимания со стороны терапевта, поскольку все эти моменты способствуют разгрузке пациентов. Особенно важно выяснить, обращается ли, относится ли пациент эмоционально к тому, что делает (Längle , 1997; Nindl , 2001). Поддержка намерений пациента сохранить способность к выполнению хотя бы небольших задач дает ему возможность завязать отношения с жизнью.

c) Работа над когнитивными структурами и неправильной атрибуцией. Этотшагне является специфическим для экзистенцанализа . Речь идет о раскрытии и осознании «замкнутых кругов мышления» - генерализаций, обобщений типа «всегда », «никогда », «все » и т.д., приводящих к истощению.

d) Мобилизация персональных ресурсов и упражнение в определении своей позиции. Здесьиспользуются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персональной способностью - находить и занимать собственную позицию.

Самодистанцирование (Selbst-Distanzierung) (Frankl , 1982a, b):

  • в отношении чувств (например, «сейчас чувства заморожены, но я не позволю этому состоянию определять мое поведение»);
  • в отношении ожиданий (например, ожидания чувства непременной радости от того, что человек что-то делает).

Мы пытаемся разработать с пациентами персональные способы обращения с негативными чувствами и такими тягостными состояниями, как отсутствие радости. Это важно, поскольку в обычных условиях радость помогает нам, обозначая области, где мы оказываемся ближе всего к жизни. Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В результате может происходить постепенное нарастание, эскалация негативного : человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возможность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период «черно-белого кино» (метафора депрессии) ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появятся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитивных знаниях (первая фундаментальная мотивация ), на интуитивном ощущении, что правильно, а что - нет (третья фундаментальная мотивация ), но не на дефицитарном чувстве (вторая фундаментальная мотивация ). Таким образом пациент освобождает себя от ожиданий позитивных эмоций и вместе с тем от разрушительного чувства, что он должен радоваться, но не может. Разрыв заколдованного круга «депрессия через депрессию» - важный элемент терапии депрессии (работа над позицией).

Самопринятие (Selbst-Annahme )

Здесь речь идет о том, чтобы всерьез отнестись к тому, что делаешь, или оказаться от этого дела. Важна установка, что само совершаемое действие тоже имеет ценность, которая, скорее всего, более значительна, чем кажется. Депрессивные пациенты склонны обесценивать все собственное (дела, результаты своих действий, достоинства и пр.) либо или воспринимать как норму («так и должно быть»), при этом они утрачивают открытость по отношению к ценности, которой реально обладают.

Например, если кто-то говорит, что любит рисовать, но рисованием почти не занимается, а постоянно сидит перед телевизором, то это может означать, что просмотр телепрограмм для человека на данном этапе важнее, чем рисование, однако он сам этого не осознает. Если собственная ценность определяется для человека перфекционистскими представлениями о себе как о художнике, то такого рода времяпрепровождение неизбежно приведет к фиаско («я не состоялся как художник...»). В подобных случаях в лечении депрессии речь должна идти о том, чтобы способствовать самопринятию человека и положить конец приступам порой ежедневного самообесценивания. Депрессивный человек полагает, что он не занимается важным, а тратит время на несущественное: ведь с точки зрения культуры, гораздо важнее рисовать, заниматься искусством, а то, что он делает сейчас, ровным счетом ничего не стоит. Однако не представляет ли телевидение для находящегося в депрессии человека особую ценность? Возможно, благодаря этому источнику информации у него возрастает чувство близости к реальной жизни, в результате чего ощущение одиночества теряет прежнюю остроту? И не является ли эта ценность экзистенциально более значимой, чем общепризнанная, но не способная согреть душу?

Если какая-либо ценность является реальным основанием для предпочтения определенного действия, то ежедневно будет происходить реальная оценка, заставляющая отдать ему предпочтение. Между тем, занятие позиции по отношению к этому реальному оцениванию у депрессивного человека, как правило, отсутствует или же оценивание не соотносится с той возможной ценностью, которой обладает «неправильное действие», поскольку ригидное нормативное мышление ничего подобного не допускает. Когда же человек открыто признает возможную ценность отвергаемого действия, происходит примирение с самим собой, и стресс, связанный с обесцениванием, уходит.

Персональное нахождение позиции (Personale Positionsfindung - PP ) (Längle , 1994b):

Цель данного метода заключается в том, чтобы перевести депрессивную «первичную эмоцию» в «интегрированную эмоцию» (Längle , 2003b). Эта попытка осуществляется с помощью трех шагов, каждый из которых кратко представлен ниже типичными вопросами:

PP1 - позиция по отношению к внешнему миру («позиция вовне»): Что реально происходит? Это действительно так? Откуда я об этом знаю?

PP2 - позиция по отношению к внутреннему миру («позиция внутрь»): Если это действительно так, что я утрачу? Мог бы я выдержать это хотя бы один раз ?

PP3 - позиция в отношении позитивного: О чем для меня идет речь в этой ситуации? Что для меня лично является важным, ценным в более широком жизненном контексте?

e) Переработка чувства, что ты потерпел неудачу. Следует обнаружить неспособность что-либо сделать и, начав отсюда, пройти по депрессивным ощущениям вплоть до позитивного ядра, благодаря чему негативное превращается в позитивное: «Имеется ли сильная сторона в том, что я считаю слабостью?» - «Действительно ли то, что я считаю неспособностью, является таковым, или же там тоже есть возможность Постоять За Себя?». Благодаря такой работе происходит понимание интенций поведения и устанавливаются отношения с собственной жизнью.

Например, на прием приходит пациентка с депрессивным расстройством. Поводом для визита послужило то, что она недавно снова оказалась на что-то «не способна». Она приняла приглашение своих подруг посидеть за чашкой кофе, дошла до дома одной из них, где они решили встретиться, уже собиралась нажать на кнопку звонка, но в последний момент вдруг передумала и вернулась домой. Там она закрылась от всех и предалась депрессивным переживаниям и мыслям. Она ощущала себя ни к чему не способной неудачницей. Это чувство еще более усиливалось из-за того, что она даже не позвонила подругам, чтобы извиниться.

«Неспособность сделать что-то» мы прорабатывали, используя феноменологический подход: что двигало ею, когда она решила принять приглашение и пойти к подруге? По какой причине она не нажала на кнопку звонка? Почему не позвонила подругам, возвратившись домой? Мы стремились обнаружить скрытую ценность ее действий. В результате поиска выяснилось, что в тот момент, когда она должна была нажать на кнопку звонка, ею завладело чувство, что она не может встретиться с подругами, потому что находится в состоянии депрессии. Она подумала, что лишит их радости, если придет с таким настроением. Теперь ей стало понятно, что повернулась и ушла она из благих побуждений - хотела защитить подруг. Иными словами, она вернулась домой из-за любви к близким людям. Благодаря пониманию собственных намерений исчезло чувство неспособности, неудачливости. И по отношению к своим депрессивным ощущениям она теперь находилась в персональной позиции. Своим, казалось бы, нелепым поступком она следовала ценности, которая была для нее чрезвычайно важной: оказать подругам дружескую услугу, не омрачать им радость встречи, не взваливать на них тяжесть своих проблем. Пациентка ушла с сеанса с чувством облегчения и по-своему растроганной. В дебрях депрессивных чувств она смогла встретить и принять себя.

f) Перебработка чувства вины и конкретизация ответственности. Депрессивное чувство вины определяется, с одной стороны, диффузным чувством ответственности, в котором нужно прояснить реальное содержание, истинную ответственность или фактическую вину. С другой стороны, оно исходит из завышенных представлений о ценности , которые также требуют критического отношения и пересмотра.

Кроме того, депрессивный человек склонен заполнять «пустоты ответственности », поэтому он предъявляет чрезмерные требования к себе и тем самым способствует возникновению фрустрации. Никто не может быть ответственен за чувства других людей, например за то, счастливы или несчастливы мать или отец. Однако депрессивный человек чувствует себя ответственным и одновременно неспособным что-либо сделать и виноватым, тем самым нагружая и истощая себя.

g) Работа над отношениями. Упражнение в принимающей установке по отношению к ценностям. Девиз: «Ежедневно делать что-то хорошее для себя!». Отвергающая, обесценивающая позиция по отношению к себе и связанная с этим утрата отношений с собственной жизнью должны быть пересмотрены и переработаны. Благодаря ежедневному упражнению, конкретным решительным действиям приобретается новый жизнеутверждающий опыт.

Для осуществления этой программы на практике пациенту предлагается следующий тезис: «Ничто не может быть хорошим, если оно не хорошо также и для меня». На этом этапе проводится работа с блокадами ценности, с восприятием ценности, с травматизациями или потерями. Недостаток витальности при эндогенной депрессии требует особого подхода в лечении, для чего в экзистенцанализе разработаны специальные шаги (Frankl , 1983). Важна также способность замечать и предотвращать истощение, соответственно пациент учится принимать профилактические меры.

h) Глубокая терапия, направленная на восстановление способности переживать фундаментальную ценность, процесс переживания грусти как главное условие терапии депрессии. Подготовительная работа на уровне ценностейпредваряет глубинный уровень экзистенциально-аналитической терапии. На этом уровне работа с пациентом заключается в том, чтобы вскрыть и сделать ощутимым то, что привело к выстраиванию негативной установки по отношению к жизни. Она делится на фазы гнева, грусти и мобилизации ресурсов путем дальнейшей проработки отношений и ценностей пациентов (Längle , 1993).

Очевидно, что если пациента спросить о том, хорошо ли, что он есть, и какое чувство у него вызывает вопрос «Нравится ли тебе жить? », это затронет болезненные стороны его жизни. Самую глубокую точку экзистенциально-аналитической терапии депрессий мы видим в том, чтобы заложить основу для новой установки пациента в отношении жизни. При этом очень важно помочь ему осознать, что эта новая установка вытекает из источника персональной жизни, который зарождается в предчувствии и чувствовании Бытия здесь.

Можно считать, что цель достигнута, если мы приходим к «Да» по отношению к жизни, - позиции, занятой не на рациональной, но на глубоко прочувствованной эмоциональной основе. Такое обретение персональной позиции происходит вслед за пониманием ценности жизни, навстречу которой пациент может вновь открыться. Он получает к ней доступ благодаря новым установкам и опыту. И тогда на основе нового решения он может подняться над депрессивными чувствами, ибо депрессия в нашем понимании - это утрата экзистенциальной фундаментальной мотивации и активного компонента персонального действия. Самое главное, что болезненные переживания заставляют забывать о том, насколько важно и необходимо обращение к жизни и жизненным ценностям. Вновь обрести эту способность помогает переживание грусти, а порой - гнева. Благодаря этим чувствам человек снова начинает ощущать в себе силу жизни: приносящую облегчение силу слез или укрепляющую и защищающую силу агрессии.

3. Терапия суицидальности

Работу с суицидальностью подробно описывает в своей всеобъемлющей книге Т. Ниндль (Nindl, 2001).

Суицидальность - часто встречающийся при депрессии феномен. Если представить себе, что человек на протяжении длительного времени вынужден жить под невыносимым грузом депрессии, утрачивая силы, страдая от неспособности действовать, от ощущения дефицита, недостатка чего-то, от чувства вины, утратив желания и радость жизни, перспективы и надежду, то суицидальные тенденции можно понять. С экзистенциально-аналитической точки зрения мы рассматриваем желание лишить себя жизни как симптом, который соответствует внутренней установке по отношению к жизни. Если учесть, что депрессивный человек оценивает свою жизнь, как ни на что не годную, как обузу для других, и потому - как источник непреодолимой вины, тогда суицидальность кажется логичным следствием и даже честным выражением переживания. Эта негативная оценка собственной жизни (в экзистенцанализе мы называем ее «негативной фундаментальной ценностью ») ведет не только к негативным чувствам, но и к персональной установке, которая содержит в себе решение против жизни. Поэтому суицидальность сама по себе - не болезнь, а решение человека, принятое в связи с болезнью. Решение осуществить то, что он думает и чувствует, то есть последовать за своей психической реальностью и своим убеждением. Это акт, который представляется ему истинно нравственным внутри рамок его отношений.

Существуют три основания, которые могут удержать депрессивного человека от саморазрушительного намерения: позитивная внутренняя установка по отношению к жизни, страх и недостаток силы. Последнее особенно характерно для середины тяжелых депрессивных фаз. Поэтому суицидальность в острой форме чаще всего проявляется в начале и в конце депрессивной фазы, когда у пациента достаточно силы, чтобы реализовать свое намерение. В конце фазы риск особенно высок, потому что в это время суицида никто не ждет, - ведь чисто внешне пациент чувствует себя лучше: негативные чувства в значительной степени отступили, активность и предприимчивость стали заметнее. И все же отсутствует основное - подкрепление утверждающей установки по отношению к жизни. Отступают видимые внешне депрессивные чувства и недостаток активности, но в глубине по-прежнему сохраняется и действует мрачная, отвергающая жизнь установка.

Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к жизни как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубокого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том , что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соответствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение - это установка, общее решение в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспоминаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, - это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

Другая форма внутренней позитивной установки по отношению к жизни коренится в вере. Это понимание ценности жизни, которое основано не только на особом субъективном опыте, но также и на откровении, божественном знании. И все же в этом случае терапевту следует быть внимательным: вера, которая не покоится на собственном опыте и не связана с воспоминаниями о позитивной ценности жизни, не всегда может выдержать давление и груз депрессии.

Наконец, скрытой формой позитивной внутренней установки является отказ от суицида из-за недостатка мужества. В этом чувстве «трусости», как пациенты называют свою установку в типичной самообесценивающей и аутоагрессивной манере, феноменологически обнаруживается неуверенность, сомнения, скрытая надежда, непризнанный импульс в отношении того, что в конце концов жизнь могла бы быть чем-то хорошим, или же, что она по своей природе неприкосновенна. За таким определенным и категорическим решением часто можно натолкнуться на содержание переживания, значение которого превышает любую логику и аргументацию. Терапевтам важно увидеть и учесть то, что скрывается за такими словами, потому что тогда они смогут лучше помочь пациенту в раскрытии его персональности.

В терапии суицидальности важно следующее:

a) предложить и проработать с пациентом понимание ситуации;

б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

a) Терапевт приглашает пациента поговорить о его желании совершить суицид, о его намерениях или планах. Поскольку здесь речь может идти о скрываемых намерениях, необходима эмпатическая формулировка, которая поможет пациенту либо услышать и принять вопрос, либо обойти скрываемое им намерение. Например: «Я хорошо понимаю положение, в котором вы сейчас находитесь. Вы несете огромный груз... И я допускаю, что в такой ситуации может исчезнуть желание жить, вплоть до того, что появляется мысль... вообще покончить с жизнью... Не возникает ли у вас такого чувства?» - Таким образом, пациент может почувствовать себя понятым и в случае согласия реагировать с облегчением. Помимо прочего, такое понимание укрепляет отношения с терапевтом.

Если пациент не испытывает подобных импульсов и чувств, то этот запрос в любом случае не причинит вреда. Некоторые терапевты боятся, что такой вопрос негативно повлияет на пациента или даже приблизит его к суициду. Человек, не имеющий суицидальных намерений, даже если он находится в состоянии депрессии, может воспринять этот вопрос скорее как вызов занимаемой им позитивной позиции в отношении жизненной ситуации и ответит что-нибудь вроде: «Моя ситуация не настолько тяжела!»

Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреагирует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикаментозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла. Тогда следует ожидать, что пациент с возмущением отвергнет это предположение.

Каким же образом можно распознать опасность диссимуляции ? С этой целью В. Франкл еще в 20-е годы предложил метод, который широко применяется и сегодня (Frankl , 1982a). В то время он возглавлял отделение, где находились суицидальные пациентки. Накануне их выписки он должен был оценить риск того, что они могут совершить суицид. Он разработал краткую технику опроса, с помощью которой можно было с необходимой точностью оценить опасность диссимуляции. Вопросы косвенно центрировались вокруг того, как пациент соотносится со смыслом. Автор метода опирался на следующее наблюдение: если пациент видит смысл в своей жизни, то это уменьшает риск суицида, если же он такого смысла не видит, то ничто не сможет его удержать. Смысл - важное вспомогательное средство (hilfsmittel), ресурс, позволяющий преодолеть суицидальность.

Обнаружение скрытой суицидальности начинается, как уже отмечалось, с расспроса о возможных суицидальных тенденциях. Если пациент намерен диссимулировать, то он будет стараться рассеять сомнения терапевта: «Нет, таких мыслей у меня нет... Такое никогда бы не пришло мне в голову... Не стоит беспокоиться!» и т.п. При подобном ответе возможную диссимуляцию поможет раскрыть вопрос, на первый взгляд, неожиданный: «Почему бы вы этого не сделали? Что дает вам такую уверенность?» В случае диссимуляции пациент обычно удивляется, начинает заикаться: «Нет, скорее - нет, я этого не сделаю, не беспокойтесь, будьте уверены, я этого не сделаю...!» Диссимуляция распознается на основании того, что человек не может соотнестись со смыслом и задать некое конкретное содержание. Если же пациент не диссимулирует, он спокойно приводит свои аргументы, например, говорит: «У меня есть семья... есть та или иная задача... я не хотел бы делать это, зная, как будет страдать жена... из страха перед Богом...» и т.д.

б) Пациентов с суицидальными намерениями спрашивают, могут ли они пообещать , что ничего с собой не сделают. Не рекомендуется задавать вопрос общего характера: «Вы можете пообещать, что не убьете себя?» Большинство людей не смогут дать такое обещание. Вопрос должен быть более конкретным и рассчитанным на определенный временнóй интервал: «Можете ли вы пообещать мне, что в этом месяце (или на этой неделе) не причините себе вреда?» В тяжелых случаях вопрос должен быть еще более узким: «Можете ли вы пообещать мне, что завтра мы снова увидимся?»

В острых и особо острых случаях единственное содержание, которого может касаться обещание, - отношения между терапевтом и пациентом, а не возможный поступок. «Можете ли вы пообещать мне, что в любом случае свяжетесь со мной, если ваши мысли будут вращаться вокруг самоубийства? Можете ли вы пообещать, что позвоните мне, если поймете, что не сможете больше гарантировать, что ничего с собой не сделаете? Пообещайте мне, что в таком случае вы наверняка позвоните, будь то ночь или день, прежде чем решитесь на этот поступок». Необходимо скрепить это обещание рукопожатием, при этом открыто посмотреть друг другу в глаза. Если пациент стремится избежать рукопожатия (или оно некрепкое), если он избегает взгляда, то следует настоять, чтобы скрепление договоренности прошло нормально. Если больной пойдет на это, то можно гарантировать с большой вероятностью, что он не нарушит своего обещания. Такое обещание имеет большой вес, ибо тяжело умирать с нарушенным обещанием!

в) Если получить от пациента обещание не удается, то ситуацию следует рассматривать как критическую, как имманентный суицид. В таком случае нельзя оставлять пациента одного. Рекомендуется госпитализация. Если это невозможно, то следует организовать социальную сеть из заслуживающих доверия лиц, которые в состоянии взять на себя ответственность и гарантировать, что они проявят бдительность. Будет фатальной ошибкой отправить пациента домой, не убедившись в том, что он там ему будет обеспечен надежный присмотр (при этом нельзя полагаться только на заверения пациента!).

4. Профилактика депрессии

Рассмотрим еще несколько пунктов, касающихся предотвращения депрессии и психогигиены.

a) Экономия и восстановление сил (уход за силами) . Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствительным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе, во время вождения автомобиля, даже в процессе мытья посуды поздно вечером после рабочего дня. Такие стрессовые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражительности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, т.к. отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

b) Медикаменты. К уходу за силами и, таким образом, к области первого фундаментального условия исполненной экзистенции («первая фундаментальная мотивация» - Längle , 1992b; 1999), относится также использование медикаментов. Продолжительный прием антидепрессантов, а также лития - проверенное средство профилактики депрессии.

c) Уход за ценностями. Для сохранения радости жизни и жизненной силы, важно уделять внимание тому, что нравится. Фундаментальное чувство - хорошо, что ты живешь, что ты есть на свете - должно сохраняться и по возможности усиливаться. Для этого важен опыт, который ведет человека к отношениям с ценностями. Имеется в виду следующее:

  • Ухаживать за приятными переживаниями, понимая, что там, где радость, - там жизнь. Недостаточно знать, что было бы полезно, нужно также переживать это и делать .
  • Наслаждаться ценностями переживания , уделять им время, обращаться к ним.
  • Ухаживать за отношениями.
  • С вещами, которые важны для человека, обращаться как с ценностью - это культура жизни.
  • Ухаживать за телом, больше двигаться, заниматься спортом. Обращать внимание на хорошее физическое самочувствие. Для чувств тело – как воск для пламени свечи.

d) Обращение к жизненным препятствиям , к тому, что отнимает у человека жизнь:

  • Задать себе вопросы относительно причины нагружающих чувств (Belastende Gefühle ) и обсудить их с другими.
  • Начать грустить , если грусть отсутствует.
  • Обратиться к разочарованиям и потерям , принять чувство, связанное с неудачей или отказом. Если обращение к этим жизненным препятствиям отсутствует, то душа держится за то, что отрицается разумом, а это неизбежно приведет к депрессии.

e) Бережное использование времени. Время - это всегда время жизни. Благодаря бережномуиспользованию времени человек обращает внимание на любовь к собственной жизни. Конкретно это означает: по возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второстепенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

f) Специальная работа над установками. Депрессивный человек склонен к установке подчинения, особенно в начале депрессии. Ему свойственно приспосабливаться, чтобы «заслужить» ценную близость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надлежит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрессивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя. Работа с установками желаний :желания таят в себе опасность латентной пассивности. Человек отдан желаниям, если он ожидает, что их выполнят другие. Из-за фиксации на желании обладать чем-то, чего у него нет, человек переживает дефицитную сторону жизни значительно сильнее. Основное правило гласит: желания хороши до тех пор, пока сохраняется возможность отказаться от них. Работа над установкой самоуважения : для сохранения или роста самоуважения важно чувствовать проявления неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение. Если оно есть, то в качестве профилактики важно поговорить об этом.

Литература

  1. Distelkamp Ch. (1987) Existenz in der Depression. In: Längle A., Funke G. (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 15-19.
  2. Frankl V.E . (1982a) Ärztliche Seelsorge. Wien: Deuticke.
  3. Frankl V.E. (1982b) Psychotherapie in der Praxis. Wien: Deuticke.
  4. Frankl V.E. (1983) Theorie und Therapie der Neurosen. München: Reinhardt.
  5. Kühn R. (1987) Auch Schwermut ist Noch-Mut. Versuch einer phänomenalen Einübung. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3, 20-25.
  6. Längle A. (1984) Das Seinserlebnis als Schlüssel zur Sinnerfahrung. In: Sinn-voll heilen. Viktor E. Frankls Logotherapie - Seelenheilkunde auf neuen Wegen. Freiburg: Herder, 47-63.
  7. Längle A. (1986) Existenzanalyse der therapeutischen Be­ziehung und Logotherapie in der Begegnung. In: Längle A (1986) (Hg) Die therapeutische Beziehung. Tagungsbericht der GLE 2, 1 (von 1985). Wien, GLE-Verlag, 55-75.
  8. Längle A. Funke G. (Hg) (1987) Mut und Schwermut. Existenz­analyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3, 2 (von 1987). Wien: GLE-Verlag.
  9. Längle A. (1987a) Depression oder Selbst-Pression? Existenz­analytische Grundstrukturen und Therapie psychogener und noogener Depressionsformen. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 94-128.
  10. Längle A. (1987b) Mut und Schwermut. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE 3/87, 9-14.
  11. Längle A. (1987c). Recenti sviluppi dei metodi logoterapeu­tici. In: Lineamenti per una Classificazione delle psicoterapie a cura di Luigi Peresson. Edizioni CISSPAT, Padova, 111-118.
  12. Längle A. (1988) Was ist Existenzanalyse und Logotherapie? In: Längle A (Hg) Entscheidung zum Sein. V. E. Frankls Logotherapie in der Praxis. München: Piper, 9-21.
  13. Längle A. (1990a) Existential Analysis Psychotherapy. In: The Internat. Forum Logotherapy, Berkeley, 13, 1, 17-19.
  14. Längle A. (1990b) A Case History in Existential Analysis Psychotherapy. In: The Intern. Forum for Logotherapy, Berkeley, 13, 2, 101-106.
  15. Längle A. (1990c) Anmerkungen zur phänomenologischen Haltung und zum Wirklichkeitsbegriff in der Psychotherapie. In: Längle A (Hg) Selbstbild und Weltsicht. Phänomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. Wien: GLE-Verlag, 44-46.
  16. Längle A. (1990d) Methode der existenzanalytischen Psychotherapie. In: Zeitschr. f. klin. Psychopath., Psychother. 38, 253-262. En español: La terapia analitico-existencial, ejemplificada a traves de una entrevista. In: Logoteoria, Logoterapia, Logoactitud. Revista de la Sociedad Argentina de Logoterapia, Buenos Aires, Mayo 1990, 16-21.
  17. Längle A. (1991) Depressive Verstimmung und Persönlichkeit, depressives Verhalten. Eine Fallstudie zur Interaktion von Psychopharmaka und existenzanalytischer Psychotherapie. In: Danzinger R (Hg) Psychodynamik der Medikamente. Interaktion von Psychopharmaka mit modernen Therapieformen. Wien/New York: Springer, 47-54.
  18. Längle A. (1992a) Der Krankheitsbegriff in Existenzanalyse und Logotherapie. In: Pritz A, Petzold H (Hg) Der Krankheitsbegriff in der modernen Psychotherapie. Paderborn: Junfermann-Verlag, 355-370.
  19. Längle A. (1992b) Was bewegt den Menschen? Die existentielle Motivation der Person. Öffentl. Vortrag, Tagung der GLE in Zug/CH, 3. 4. 1992; publ..: Die existentielle Motivation der Person. In: Existenzanalyse 16, 3, 1999, 18-29.
  20. Längle A. (1993) (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE. S. 38-58.
  21. Längle A. (1994a) Existenzanalyse und Logotherapie. In: Stumm G, Wirth B (Hg) Psychotherapie - Schulen und Methoden. Eine Orientierungshilfe für Theorie und Praxis. Wien: Falter-Verlag, 187-192.
  22. Längle A . (1994b) Personale Positionsfindung. In: Bulletin der GLE 11, 3, 6-21.
  23. Längle A. (1997) Burnout - Existentielle Bedeutung und Möglichkeiten der Prävention. In: Existenzanalyse 14, 2, 11-19.
  24. Längle A. (1998). Ursachen und Ausbildungsformen von Aggression im Lichte der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse 15, 2, 4-12.
  25. Längle A. (1999) Existenzanalyse - Die Zustimmung zum Leben finden. In: Fundamenta Psychiatrica 12, 139-146.
  26. Längle A. (2000) Depression. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer
  27. Längle A. (2003a) Wertberührung - Bedeutung und Wirkung des Fühlens in der existenzanalytischen Therapie. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 49-76.
  28. Längle A. (2003b) Zur Begrifflichkeit der Emotionslehre in der Existenzanalyse. In: Längle A. (Hrsg.) Emotion und Existenz. Wien: WUV-Facultas, 185-200.
  29. Lleras F. (2000) Existenzphilosophie. In: Stumm G, Pritz A (Hg) Wörterbuch der Psychotherapie. Wien: Springer.
  30. Nindl A. (2001) Zwischen existentieller Sinnerfüllung und Burnout. Eine empirische Studie aus existenzanalytischer Perspektive. In: Existenzanalyse 18, 1, 15-23.
  31. Pieringer W. (1993) Zum Methodenstreit in der Psychotherapie. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 119-132.
  32. Tellenbach H. (1993) Phänomenologische Analyse der mitmenschlichen Begegnung im gesunden und im psychotischen Dasein. In: Längle A (Hrsg.) Wertbegegnung. Phänomene und methodische Zugänge. Tagungsbericht der GLE 1+2, 7 (von 1989 u. 1990). Wien: GLE, 88-102.
  33. Tutsch L. (1987) Existenzphilosophie und Depression. In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 52-61.
  34. Winklhofer W. (1987) Psychiatrie und Existenzanalyse der Depression: «Vom Katecholaminstoffwechsel zur noetischen Dimension.» In: Längle A, Funke G (Hg) Mut und Schwermut, Existenzanalyse der Depression. Tagungsbericht der GLE Nr. 3/87, 38-51.

Научная редакция А.С. Баранникова, Г.А. Петровой.

Первичная эмоция - первое спонтанное, нерефлексируемое чувство. Интегрированная эмоция - обработанное непосредственное впечатление, соотнесенное с общей структурой значимых ценностей. - Прим научн. ред.

© Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии. - М.: Генезис, 2010.
© Публикуется с разрешения издательства

Можно выбирать психотерапевтические методы лечения депрессии – от нетрадиционных способов до гипноза. Можно годами разбирать с психотерапевтом ложные установки (когнитивная психотерапия при депрессии), внутренние конфликты (психодинамика), но без системного, цельного понимания устройства психики человека это будет сизифов труд.
Как же можно проработать то, что не осознано на уровне первопричин, скрытых в психике человека?

Что такое депрессия? Когда жизнь в тягость, потому что не ощущаешь вкуса. Ни от чего. Когда все кажется пустым и глупым, ненастоящим и бессмысленным. Когда в самые тяжелые мгновения посматриваешь на подоконник. А придя в себя, думаешь: «Мне нужна помощь. В одиночку не справлюсь». К кому обратиться? Какая психотерапия при депрессии эффективна? От ответа на этот вопрос зависит многое. Ваше душевное состояние через неделю, месяц, год. А иногда и сама жизнь.

Депрессия и когнитивная психотерапия, сеансы психодрамы, гипноз… Хотите знать, какие психотерапевтические методы лечения депрессии работают? Все просто. Поинтересуйтесь, насколько устойчивы результаты психокоррекции депрессии в разных методиках.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает беспрецедентную результативность в лечении депрессий различной природы. Это достигается за счет осознания причин и глубокой проработки внутренних состояний. Бессознательные механизмы психики в процессе лечения депрессии становятся осознаваемыми, а значит они перестают вами управлять. Эти механизмы универсальны. Раз приобретенные знания будут служить вам многие годы в разных ситуациях.

Депрессия, требующая психотерапии

В какой-то момент понимаешь, что книги, видео, сеансы арт-терапии, не помогают. Не имеет смысла НИЧЕГО, и это убивает! Со временем начинаешь задумываться, а есть ли смысл дышать и смотреть дальше это заезженное, пустое кино под названием «жизнь»? Солнечный диск выходит и заходит, люди умирают и рождаются, проживают жизнь так же глупо, как и тысячи лет назад. И ты ничего не можешь изменить! Хочется просто выключить эту жизнь. Помощь психотерапевта при депрессии такого вида остро необходима.

Как лечит депрессию психотерапевт

В этом состоянии человек чаще всего и попадает с депрессией в психотерапию. Через мутные очки отрешенности человек наблюдает за попытками психотерапевта найти причину страданий в отношениях с родителями (семейная психотерапия), в борьбе разных частей его психики (психодинамика), в неверных установках (когнитивная психотерапия при депрессии), внутренних конфликтах (психодинамика и психотерапия депрессий). Часто его болотное состояние «ничего не хочу» удается расшевелить обнаружением застарелых травм – воспоминания, слезы, попытки изменить свое отношение… Через несколько месяцев после последнего сеанса меланхолия часто возвращается.


Так происходит потому, что причина депрессии не выявлена, а главный вопрос при лечении депрессии остается без ответа. Часто человек напрямую задает этот вопрос психотерапевту: «Доктор, в чем смысл жизни?» Но психотерапевт не может передать другому человеку ощущение смысла жизни.

Сегодня только в системно-векторной психологии Юрия Бурлана человеческая психика изучена настолько глубоко, что позволяет выявить корни депрессии и дать ответы на экзистенциальные вопросы.

Психотерапия при депрессии в системно-векторной психологии

Описанному выше состоянию подвержено не более 5% людей на Земле.

Жажда реализации своих желаний порождает постоянный звуковой поиск: симфонии и философии, бозон Хиггса и виртуальные миры. Все это кажется чем-то близким и все-таки недостаточным – хочется большего. Это давление изнутри, эта неудовлетворенность, часто даже не обозначенная четким словом, – бесконечна. Бесконечно болезненна – это депрессия. Игнорировать звуковые желания не получается. Правильно определить это состояние, его корни, значит получить ключ к верной психокоррекции такой депрессии.

«Я не сумасшедший, не изгой. Мое природное желание – постигать глубокие смыслы этого мира». От первой сложившейся в уме причинно-следственной связи о своем Я со звуковика спадает напряжение. Постижение смыслов, Замысла – это его суть, его врожденное желание. И оно требует наполнения.

Дальнейшее изучение системно-векторной психологии дает сотни других взаимосвязей, которые шаг за шагом сплетаются в единую картину мира. Закономерную и системную. Каждое действие, каждое слово, каждое живое существо начинает «подсвечиваться» для обладателя звукового вектора смыслом.

Вчера он ходил в депрессии и нуждался в психотерапии, а сегодня с жадностью проживает каждую минуту. Проверяет законы человеческой психики и сам занимается психотерапией своей депрессии в каждом своем взаимодействии с людьми.

Нет в мире более естественного и действенного лечения депрессии и других тяжелых состояний, чем реализация того, для чего человек пришел в этот мир. В доказательство посмотрите на реализованных людей вокруг (врачей, инженеров, актеров, общественных деятелей), на тех, кому в удовольствие ежедневный труд. У них нет проблем? Есть. Но им даже в голову не приходит хандрить. Они верно выбрали путь своей реализации, они горят, проживая эту жизнь.

В системно-векторной психологии разработан огромный материал об устройстве человеческой психики, о том, как происходит реализация врожденных желаний в разных векторах и в их сочетаниях. Строго говоря, психотерапия депрессии возможна только в звуковом векторе, в других векторах не бывает депрессий, хотя по ошибке их состояния могут так называть.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!