Информационный женский портал

Молитва исцеление верой. Исцеление верою

Ученые выяснили, что вера может вылечить человека. Оказывается, большинство американцев - 57% - убеждены, что вера в божественный промысел может вернуть здоровье неизлечимо больному или раненому.

При этом заверения специалистов в бесполезности дальнейшего вмешательства не играют для них никакой роли. Любопытно, что 20% медиков также не стали отрицать возможности чудесного исцеления. И почти все опрошенные считают, что врач не имеет права лишать родственников или самого пациента надежды на чудо, поскольку последнее действительно может произойти. Правда, объяснение сверхъестественному выздоровлению, утверждают эксперты, скорее всего будет вполне материальным, пишет sunhome.ru .

Чаще всего морально неподготовленными к возможной смерти оказываются жертвы непредвиденных обстоятельств, к примеру аварии или нападения. В отличие от пациентов, страдающих от продолжительной болезни и зачастую смирившихся, как и их родственники, с неизбежным трагичным концом, первые до конца надеются на неожиданное исцеление. Более 70% участников опроса, среди которых оказались 1 тыс. простых граждан и 774 специалиста - врачи, сестры и другие медработники, убеждены, что пациент и родственники вправе требовать от медиков продолжения его лечения. «Я часто встречаю людей, которые думают, что, например, Бог спасет их или тех, кого они любят, от смерти, - говорит профессор хирургии Джейкобс Ленворт, один из организаторов опроса. - Все они хотят продолжения медицинского вмешательства. Вы не можете ответить, что это все глупости, но должны уважать их желание и чув-ства. И это даже несмотря на, казалось бы, очевидные доказательства неизлечимости пациента: рентгеновские снимки, анализы и т.д.». Учитывая, что на дворе XXI век, такие, по сути, средневековые, настроения кажутся некоторым весьма странными.

«В настоящее время среди хронических больных верящих в чудесное исцеление не менее 30-40%, а среди застигнутых болезнью врасплох - около 60%, - рассказал психотерапевт, доктор медицинских наук Марк Сандомирский. - На Западе и в нашей стране последние годы наблюдается рост так называемой эпидемии иррациональности. Сюда относится и вера в сверхъестественное выздоровление. Связаны такие цифры прежде всего с современным образом жизни, появлением многих необъяснимых явлений, в том числе новых болезней. Резкие кризисы, неожиданные подъемы, изменения в социальной, экономической и политической жизни нередко приводят к тому, что человек теряет причинно-след-ственные связи и даже из вполне обычной ситуации ищет иррациональный выход».

Любопытно, что сами медики далеки от того, чтобы называть веру в чудо мракобесием. «Физиология человека до сих пор малоизучена, - объяснил декан факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Сергей Бояр-ский. - И хотя, безусловно, в профессии врача возобладает именно рациональная логика, нельзя исключать и необъяснимого исцеления человека, шансы которого выкарабкаться равны нулю. В качестве примера можно назвать эффект плацебо, когда пациенту дают вместо лекарства пустышку, физиологически инертное вещество, и оно оказывает неожиданно эффективное воздействие на его выздоровление. Причем успешное излечение через плацебо наблюдается в 30-40% случаев и касается даже запущенных случаев онкологии. Иногда этому находят логическое объяснение, иногда - нет. Но то, что этот недействующий стандарт время от времени помогает, - очевидный факт».

Вполне возможно, что сильная вера в излечение запускает внутренние физиологические процессы, которые и могут побороть казалось бы неизлечимый недуг. «Относительно недавно учеными были открыты дифенсины - молекулы, которые вырабатываются различными тканями и клетками крови, - пояснил доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Борис Крылов. - Они могут отключать чувство боли и выполнять роль естественных антибиотиков, включая эндогенные защитные функции организма. В их силах, к примеру, уничтожать те раковые клетки, с которыми не справляются современные методы лечения». Во времена мощных эпидемий и пандемий, с которыми, к примеру, до недавнего времени сталкивалась Западная Европа, часть населения необъяснимым образом выживала. По мнению эксперта, одним из логических объяснений этому и были дифенсины, которые успешно справлялись с болезнями. «Что заставляет вырабатывать эти вещества в организме, пока неизвестно, - продолжает Борис Крылов. - Но понятно, что эффект от их действия для каждого пациента индивидуален. Иначе просто нельзя объяснить успешное излечение одних и гибель других. Не исключено, что как раз вера способна запускать эти физиологические процессы. Исследования в этом направлении безумно перспективны. Поскольку, если мы откроем механизмы защиты и самолечения, то будет возможно и создание для них искусственных стимуляторов. В таком случае у нас появится возможность контролировать качество и даже длительность жизни человека».

Между тем, по мнению некоторых экспертов, разгадка необъяснимого исцеления и силы веры кроется зачастую в банальном несовершенстве современной медицины. «Проблема в том, что чудесное исцеление нередко зависит от точности постановки диагноза, - прокомментировал ситуацию доктор медицинских наук, главный хирург МВД РФ Евгений Войновский. - В случае если последний слишком сгущает краски состояния больного или же вовсе оказывается неверным, как правило, и наступает то самое сверхъестественное исцеление. Медицинские технологии, в том числе диагностика, улучшаются с каждым годом. Потому, к сожалению, количество чудесных исцелений будет со временем сокращаться. Впрочем, нельзя отрицать, что вера и надежда действительно оказывают позитивное влияние на продление и улучшение качества жизни пациента».

Вконтакте

Это самое богообщение наступает не вдруг, а по прошествии некоторого пути, не очень большого, впрочем; но для того, чтобы встать на этот путь, сначала необходимо поверить, что он действительно существует. И тогда мы сможем удостовериться в этом на практике. В этом смысле гносеология веры ничуть не отличается от гносеологии других областей человеческого знания.

Христианские истины до такой степени отторгаются социальным человеком, что феномен веры начинает восприниматься как относящийся исключительно к сфере религиозной, так что и саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания. Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т. д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, превращая веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике... По этим же причинам человеку необходима вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: Душа видит истину Божию по силе жития. Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера срастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6,17).

Как во всех естественных науках вера предваряет знание, а последующий опыт подтверждает веру (ты не подойдешь к микроскопу, если сначала не поверишь, что сможешь там что-либо увидеть), так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания.

И лишь вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов. В то время как религиозные догматы подтверждаются непосредственным опытным знанием, основные аксиомы науки до сих пор не подтверждены ничем. Но мы об этом не задумываемся, нам и так хорошо.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения - «догматы» - которые не доказываются и не могут быть доказаны, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком. Рассмотрим эти постулаты.

  1. Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел (†1970) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого». Эйнштейн (†1955) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания». Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры (догмат - выражаясь богословским языком), но не знание.
  2. Второй постулат науки - убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости - является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С. Берг (†1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим». То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Отец кибернетики Н. Винер (†1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес”». Известный современный американский физик Ч. Таунс (†1992) пишет: «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять».

Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, - это вопрос о достоверности самого научного познания. Но это, как говорится, совсем другая история.

Мнения неверующих

«А что тут непонятного? Вера - это когда во что-либо веришь. Религиозная вера, очевидно, это феномен безосновательной веры. Что же еще? Надо же было раньше гром с небес чем-то объяснить, или таинственные ночные звуки из глубины леса или пещеры...»

Странно, но неверующие люди абсолютно точно знают, что такое вера. Каких только глупостей от них не наслушаешься. Вот лишь наиболее приличные формулировки:

  • попытка объяснения пугающих стихий природы неразвитым первобытно-общинным сознанием;
  • надежда на воздаяние за несправедливую жизнь и на месть угнетателям, надежда на утешение;
  • подсознательное чуство несовершенства человека и тоска по такому совершенству;
  • эволюционно выработавшееся стремление постулировать индивидуальные и общественные интуиции в целях продолжения рода и вида (поскольку для выживания больших сообщностей, имеющих черты социализации, необходимы некоторые правила, условно называемые "нравственность", постольку вера имеет дарвинистское значение коллективного выживания).
  • и даже... фрейдистский комплекс жестокого родителя-отца (как говорится, у кого чего болит).

Подобные примеры можно умножать до идиотизма, только зачем? Обычно они сводятся к тому, что вера является комплексом аксиом (недоказываемых постулатов), на которых строится религиозное мировоззрение. Такое утверждение не есть истина и одновременно есть отрицание истины. Не лучше ли ознакомиться с мнением верующих о своей вере?

Исцеление верой

Как ни парадоксально это звучит, но мы заметили: чем меньше целитель заботится о результатах исцеления, тем более сильным целителем он может быть. Это объясняется тем, что самые сильные исцеляющие манипуляции основываются на состоянии истинной любви, в которой сердце любит исключительно ради самой любви. Это чувство связано с четвертой чакрой.

Если вы любите кого-то за что-то, то он или она обеспечивают вам безопасность, деньги или внимание, значит, вы любите не ради счастья просто любить. Вы любите ради возможности что-то обрести, в свою очередь. Между двумя отдельными людьми может существовать соглашение, удовлетворяющее обоих: «Я отдам тебе свою любовь, если ты даешь мне деньги (внимание, безопасность и т.д.». Но гораздо чаще такое соглашение приносит только разочарование. Слишком многое требуется во имя любви: деньги, безопасность, внимание, обещания, условия и т.п. И часто сама любовь утрачивается, ибо она не обрела реализации в самой себе.

То же самое и с исцелением. Когда целитель исцеляет потому, что он любит исцелять, то перед ним открываются почти неограниченные возможности добиться наилучших результатов. Когда же он исцеляет потому, что его побуждает это стать Великим Целителем, или же потому, что не хочет болезни или смерти того, кого любит (и не хочет расстаться с ним), если же он желает стать Знаменитым Целителем, об успехах которого говорят повсюду, тогда ум его во время исцеления будет блуждать где угодно. Его желания потребляют всю его энергию. Его исцеляющая энергия расходуется не на исцеление, а на подтверждение его желаний. Но он может превратиться в канал для исцеляющей энергии, если сумеет на минуту отбросить прочь свои личные желания.

Каждый раз во время исцеления Эйми переживает ни с чем не сравнимую радость превращения в канал для светлой, очищающей энергии. Ее собственные физические и психические тела исцеляются, когда она исцеляет других. Она переживает состояние радости, покоя, силы, успокоенности от того, что ощущает множество энергии.

Многие целители говорят: «Через меня действует ГОСПОДЬ, я не знаю, что я делаю». Вовсе не обязательно знать, что вы делаете. Как мы уже говорили, в конце концов вам вовсе не обязательно очищать ауры, извлекать связующие нити, изображать розы и т.п. Вам необходимо только заставить исцеление свершиться. Когда целитель заявляет, что он превращается в Божественный канал, он говорит о своем собственном, личном Боге, независимо от том, пребывает ли этот Бог в небесах, или в его сердце.

«Вера» целителя, исцеляющего верой, это не столько сама вера, сколько чистота четвертой чакры, любовь, которая ничего не требует взамен. И удивительные исцеления, совершаемые таким целителем, происходят в состоянии самоотречения.

Исцеляющий верой не должен направлять энергию на болезнь или на здоровье пациента. У него нет необходимости в том, чтобы пациент почувствовал себя лучше, и ни один из его образов выживания не оказывается блокированным в зависимости от того, что кто-то почувствовал себя лучше или хуже. В своей работе целитель может использовать гармоничную, нейтральную энергию Космоса вместо своей собственной.

В нейтральном состоянии исцеляющий верой может представить своему пациенту психическое пространство для его болезни; он не должен сопротивляться болезням людей. В этом случае, когда целитель не сопротивляется болезни, больной человек тоже не сопротивляется болезни, а болезнь не сопротивляется ни одному из них. Тогда исцеляющий верой может сделать выбор: желает он, чтобы болезнь исчезла, причем этот выбор будет исходить из его сердца безо всякой борьбы.

Будучи целителем и желая достичь определенных результатов, вы строите планы. Если вы строите планы и занимаетесь в этот момент исцелением, то вы уже не присутствуете здесь: вы – в будущем на пять минут, на час или на целую жизнь, наслаждаетесь изображенным и результатами своей работы.

Исцеление верой считается неким косным процессом, сочетающим в себе вызывание определенных образов, фанатичное поклонение, заклинание и завывание, бичевание себя в грудь в ритуальной молитве к Богу, которая напоминает языческие моления. Нарисованная картина, безусловно, окажется многим людям достаточно непривлекательной. В действительности же процесс исцеления и восстановления сил верой это тот же самый процесс, посредством которого очищается аура. В этом процессе возрождения исцелению помогает сильная группа намерений, а не просто намерение одного целителя. При наличии веры такого рода перед умом не встает даже никаких вопросов: все осуществляется посредством чистой воли.

Процесс возложения целителем рук на пациента и достижение таким путем исцеления – это тот же самый процесс и достижение путем исцеления – это тот же самый процесс исцеления, который мы описывали вам в данной книге, за исключением того, что в этом случае имеет место непосредственный физический контакт. Целители, работающие с возлаганием рук, точно так же, как и психические хирурги, находят, что непосредственное прикосновение помогает им сфокусировать свое внимание и энергию на большей части тела.

Мы замечаем, что прикосновение часто заставляет пациента быть более уверенным в благоприятном результате лечения. В определенном смысле прикосновение помогает сделать «реальным» тело пациента. Однако в большинстве исцеляющих манипуляций мы считаем необязательным обращение к физическому контакту. Конечно, при самых благоприятных обстоятельствах вы должны избегать возлагать руки на некоторых людей или на конкретную больную часть тела пациента, пришедшего к вам за исцелением. Сообразуйте с ситуацией и не делайте вещей, которые сведут на нет последующий ваш результат, каковым является успешное психическое исцеление.

Эмиль Куэ, французский психолог начала прошлого века, много писал о самовнушении. Куэ придерживался той точки зрения, что если человек в течение достаточно долгого времени твердит себе, что какое-то утверждение является истиной, оно действительно станет истиной. Его точные слова были: «Каждый день я становлюсь лучше и лучше во всех отношениях».

В определенной степени упражнения Куэ являются своего Рода самогипнозом, предназначенным изменить систему верований человека. Его идеи немногим отличаются от идей, проповедуемых великими людьми с Медисон Авеню, за исключением того, что Куэ стремился помочь людям, а вышеупомянутые великие люди торгуют благами. Как часто вы пользуетесь различными вещами только потому, что вы достаточно много слышали о них, потому что узнали из авторитетных источников, что они полезны вам и т.п.? Все это – вещи, в которых вы, возможно, не нуждаетесь и которые, если вы посмотрите на них как следует, вам, возможно, даже не захочется иметь. Однако вы пользуетесь ими потому, что верите в них.

Очевидно, верования зарождаются не в сознательном уме, а скорее в той части нас, которая принимает «убеждение в истине или реальности без позитивного знания».

Ниже предлагается два несложных упражнения, для того чтобы разобраться с некоторыми из наших собственных систем верований. Эти упражнения растягиваются на много дней, хотя для выполнения их требуется ежедневно затрачивать внимание только в течение нескольких минут. Поскольку в предыдущих главах мы уже рассказывали, как надо учиться наблюдать за собой и расходовать внимание, эти упражнения покажутся вам чрезвычайно простыми и дадут вам обширную информацию относительно ваших верований.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Разница между Верой и Знанием, или Вера слепая и разумная Спрашивающий. Вы говорите, что они признают теософическое учение и верят в него. Но, поскольку они не принадлежат к числу вышеупомянутых адептов, они вынуждены принимать ваши учения на веру. В чём же тогда

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Исцеление Из всех областей, где колдуньи могут демонстрировать свои выдающиеся способности, целительство является наиболее известной – возможно, потому, что они практикуют это искусство чаще, чем все остальные. Мы уже долгое время пытаемся добиться признания в

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит автора Фрисселл Боб

Исцеление Свои первые уроки исцеления я прошел летом 1980 года, начав практиковать реберсинг. Два месяца я провел в Европе, путешествуя с Леонардом Орром, основателем этой практики. В Европе я наслышался о Бабаджи, бессмертном Мастере йоги, о котором много говорилось в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

VI. В чем состоит исцеление 1. Тогда процесс психотерапии можно просто определить как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. Непрощающие недужны, уверенные, что они не прощены. Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятьям, к быстрой, исполненной

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

3. Исцеление Вступление 1. Есть у молитвы помощники, есть и свидетели, благодаря которым крутой подъем становится уверенней и мягче; они облегчают боль, рождаемую страхом, и предлагают утешение и надежду. Свидетелем в прощении, помощником в молитве, дарителем уверенности в

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Живите в согласии со своей новой верой в то, что не существует… Пока что! С изменением ваших взглядов меняется и ваше поведение. Если вы способны воспринимать себя как Божественное создание, происходящее из Источника чистой, безусловной любви, без всякого стыда и

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Равновесие между верой и желанием Джерри: Абрахам, расскажите, что вы называете хрупким равновесием созидания - между желанием и верой?Абрахам: Две составляющих равновесия создания - хотеть и разрешать. Можно еще сказать хотеть и ожидать. Или можно сказать думать о

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

На исцеление Этот обряд может быть последним шансом умирающего на спасение.Выкладывают в лесу из камней круг, по кругу кладут тринадцать куриных голов. Разводят костер и ставят на огонь воду в ведре. На середину круга стелют красную тряпку, на которую ложится больной,

Из книги Магия воска, свечей и заговоров автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Ритуал на исцеление с помощью магии свечей и заговоров, ритуалы на исцеление Для того чтобы провести ритуал вам понадобится восковая свеча, нож с деревянной ручкой, новое коробок спичек и белое блюдце, обязательно без рисунка.Чтобы начать проводить непосредственно сам

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Исцеление души Исцеление возможно на разных уровнях. В самом простом случае оно позволяет пострадавшим вести более-менее полноценную повседневную жизнь: ходить на работу, поддерживать близкие отношения, заботиться о детях, не испытывая при этом внезапных вспышек

Из книги Таро и путешествие Героя автора Банцхаф Хайо

Исцеление У людей есть замечательная способность исцелять себя и других. Вы можете пользоваться триггером и визуализировать, как вы или другой человек излечивается, как вы становитесь более здоровым и полным сил. Другие техники мы рассмотрим позднее, а ваш триггер

Из книги Открытие себя автора де Шон Уоррен

Исцеление Теперь, когда все условия наконец выполнены, чудо преображения может свершиться. Как говорится в легенде о Парсифале, место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это - замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город

Из книги автора

16. ДУХОВНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ Духовное исцеление состоит в возвращении всего к Единому Истоку.Исцеление или «восполнение» есть возвращение к Единству всего, оказавшегося за его пределами.Аллопатия, лечение травами, акупунктура и т. п., конечно же, ценны, но, тем не менее,

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

Что такое вера? На этот вопрос постарается ответить архимандрит Лев Жилле в этой статье. Впервые опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 8, в 1996 году.

Что такое вера?

Я предлагаю начать с общей молитвы (Царю Небесный… )

Я буду говорить с вами о вере. К этой теме трудно подступиться, вернее сказать: трудно решить, с какой стороны подступаться. Проблемы, касающиеся веры, можно рассматривать с точки зрения богословия, психологии, социологии или с официальной точки зрения; есть множество подходов к этому вопросу! Я же хотел бы остановить свой выбор на вере, как она представлена самим Словом Божиим и вместе с вами увидеть что-то из того, что сказано о ней в Священном Писании. В прочитанном мне хотелось бы расслышать прежде всего голос Бога, а не человека. Я взываю к самому Писанию, чтобы получить разъяснения о природе веры.

Писание - это море, гигантский океан. В какой же его части найдем мы то, что ищем? В Ветхом Завете есть прекрасные свидетельства веры Авраама. С христианской точки зрения можно было бы сказать, что всякая вера в конечном итоге истекает, исходит из этого простого акта веры Авраама, по призыву Божиему все оставившего, со всем распрощавшегося и ушедшего в неведомые края. Но я больше хотел бы найти то, что говорит о вере не Ветхий, а Новый Завет. Где же искать? Приходят на память Послания св. ап. Павла, например, Послание к Римлянам, написанное как раз на тему веры и спасения верой. Но я предпочитаю услышать о вере прямо из уст Господа Иисуса. Из Евангелия, из Его слов, которыми полны Евангелия, хочу я узнать: что значит верить? Какова она - вера? А где в Евангелии найдем мы это определение (если вообще можно в данном случае говорить об “определении” - это слово обедняет суть)?

Есть в Евангелии место, как мне кажется, наиболее ясно выражающее мысли Господа о вере. Я говорю: “наиболее ясно”, - потому что в этом месте Господь сказал: “И в Израиле не нашел Я такой веры” - о совершенно конкретной манере верить. Мы видим здесь оценку из уст самого Господа, и лучшего понимания веры, пожалуй не найти. “Я не нашел, - говорит Он, - такой веры”. Он говорит это только в этом месте, и именно к этому месту, к этому евангельскому эпизоду я и хотел бы привлечь ваше внимание.

Вы, конечно, уже догадались о каком месте я собираюсь говорить: это исцеление слуги капернаумского сотника. Сначала я хотел бы перечитать вместе с вами слова Евангелия от Матфея, относящиеся к этому событию.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой, ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час” (Мф 8:5–13).

Этот отрывок следует рассмотреть вместе с другим местом в Евангелии, и оба они составляют что-то вроде антитезы, позволяющей достаточно отчетливо видеть, что Господь наш понимает под верой и что Он понимает под неверием. Вот это второе место. Евангелие от Марка повествует о посещении Господом Назарета:

“Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их” (Мк 6:1–6).

Только в этих двух случаях Евангелие говорит нам, что Господь наш был чем-то удивлен. Евангелие приписывает Ему многие чувства, но удивление - лишь дважды. Эти два случая мы видели только что в двух прочитанных отрывках. С одной стороны - изумление Господа вере римского сотника из Капернаума: “Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры”. С другой стороны - изумление Господа Иисуса неверию соотечественников из Назарета: дивился Он неверию их и смог сотворить лишь немного чудес. Это кажется нам парадоксальным. С одной стороны римский офицер, сотник, не еврей, возможно, прозелит (согласно Евангелию от Луки, он построил синагогу), но все равно не принадлежащий к избранному народу, к народу избранных. С другой стороны перед нами люди из Назарета. Их можно было бы назвать православными своего времени: у них был Закон, были Пророки, богослужение, был храм, была синагога, были обычаи и традиции, короче - все множество средств к спасению. И они не поверили. Господь наш был изумлен их неверием, будучи перед этим изумлен верой сотника-язычника. Мы попытаемся сопоставить эту веру и это неверие.

Сначала попробуем понять духовное состояние мужчин и женщин из Назарета. Иисус был изумлен их неверием. Чего же недоставало этим назарянам? Разобравшись в этом, мы увидим, что есть отсутствие веры. Из назаретского отрывка ясно, что вера состоит не в каких-либо убеждениях, философских воззрениях или наборе формул. Она тем более не состоит в исполнении обрядов. Эти назаряне были вполне благочестивы. Они явились в синагогу, потому что это был день субботний. Таким образом они приняли участие в богослужении. Тем не менее Иисус удивляется их неверию. Во время богослужения читались отрывки из Закона и Пророков. У этих людей были конкретные убеждения, но веры у них не было. Вера строится не на убеждениях разума и тем более не на обрядах и общих молитвах. Она строится не на принадлежности к определенному религиозному учреждению. Эти мужчины и женщины принадлежали к синагоге. Мы можем принадлежать к Церкви, можем быть православными христианами; и у нас может не быть веры.

Что же все-таки это такое - вера? Обратимся вновь к сотнику. У него мы увидим как раз то, чего не хватало мужчинам и женщинам из Назарета. У назарян было все, кроме самого необходимого, кроме того, что и является сутью веры. Мы не можем ожидать от них, чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа так, как мы веруем в Него сегодня. Мы не можем требовать веры во все то, что Вселенские Соборы уже впоследствии сказали о Сыне Божием, о Боге, сделавшемся человеком. Господь наш и в Назарете ничего не сказал о Своем божестве. Так в каком же смысле они не поверили? Они не поверили, потому что не открыли свои сердца.

Капернаумский сотник также не мог говорить о Воплощении и о Сыне Божием. Возможно, он знал о еврейском Мессии, но он не узнал его в Господе нашем: Господь тогда еще не провозгласил Себя Мессией открыто. Но у сотника мы найдем то, чего не хватало назарянам - открытое сердце. В Назарете сердца были закрыты перед Господом. В Капернауме сердце римского сотника открылось.

Таким образом, я определил бы веру как открытость сердца, открытость Кому-то и чему-то. Кому-то, о Ком можно не знать точно, Кто это, и Кому, тем не менее, открывается сердце, потому что перед Ним, у Его ног чувствуется Его безграничное величие, чувствуется Его право на наше почитание, на нашу отдачу Ему, в Его руки: вот это и есть вера. Она - не в убеждениях, она по сути доверие; это порыв, порыв сердца. Посмотрим еще раз на это доверие, на эту открытость сердца. Она как бы многогранна, она состоит из нескольких неотъемлемых составляющих. Вера сотника, доверие сотника прежде всего проявляются в смирении, укоренены в этой добродетели. “Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой”, - это признание своего недостоинства. Подлинной веры не может быть без смирения. Верующий может и не знать, в Кого он верит, но он осознает, что Тот, в Кого он верит, больше и выше его. Он чувствует, что перед Тем, в Кого он верит, он может лишь преклонить колени и пасть ниц. Он признает, что в Том, в Кого он верит, есть что-то много большее, чем то, чем он сам обладает; и потому он смиряется. Всякая вера, претендующая быть таковой, но не укорененная в смирении, в принятии того, что Другой, Тот, в Кого верят, больше и выше, чем верующий, не будет истинной. “Господи, я недостоин”, - это прелюдия, вступление любого подлинного акта веры.

И еще. Я говорил, что вера - это доверие, порыв, но эти доверие и порыв не лишены разумного основания. Я не собираюсь говорить здесь о концепции или теории. Но вера не есть лишь “крик в ночи”, без осознания того, куда он направлен и чего добивается. С одной стороны вера сотника нечетка; ведь он не знает, не может еще в точности знать, Кто есть Иисус. И в то же время это четкая вера, потому что она имеет конкретную практическую точку приложения: речь идет об исцелении слуги сотника. И сотник предстает подлинно верующим. Верить в Господа Иисуса - это значит не только открыть Ему свое сердце, обратиться к Нему; это значит еще и ожидать каких-то реальных плодов этого доверия. Нужно, чтобы это доверие проникло в нашу жизнь, наши действия и наши решения.

Если я верю в Господа нашего, это прекрасно. Но нужно еще, чтобы я мог, если можно так выразиться, отчеканить эту веру. Нужно, чтобы я мог прикладывать ее к существующим обстоятельствам, к своим конкретным нуждам. Лишь при таком условии моя вера будет благом; в противном случае она останется вялой. Вера не принадлежит к области чувств и эмоций. Она овладевает нашей волей, подчиняя ее Господу. И она ничего не стоит без убеждения, что Господь способен действовать, вмешиваться в наши дела, в нашу повседневную жизнь. Таким образом, Тот, в Кого верят, наделяется властью. Сотник ожидает от Господа нечто, превышающее человеческие возможности: не в человеческих силах исцелить одним словом больного слугу. Но сотник верит, что Господь Иисус - Личность необычайная, Личность единственная, и одного произнесенного Им слова достаточно, чтобы слуга исцелился.

Есть еще одна составляющая веры, этого акта доверия, когда мы бросаемся в объятия Господа, - послушание. И здесь мы видим, как вдохновляют сотника его дух, образ мыслей и профессия. Он офицер. Он может сказать своему слуге: “Сделай это!” - и слуга делает. Для него естественно как отдавать приказания, так и подчиняться им. Вот почему в своем смирении он не хочет, чтобы Господь вошел под его кров, перешел порог его дома: “Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи лишь слово. Этого довольно, Господи, чтобы Ты повелел, и, поскольку это приказ, приказ, исходящий от Тебя, так и станется. Нет необходимости в Твоем личном посещении. Достаточно Твоего слова”. И здесь мы добавим к вышесказанному смысл слова “вера” на еврейском, где оно звучит как эмунах . Это слово - одного корня с аминь . Что означает аминь ? Сегодня это слово утратило всякий живой смысл и жизненное значение. Оно стало рутинной формулой, говорящей приблизительно: “Да, пусть так будет”. Это некое пассивное соглашение, не захватывающее нас полностью, не прочное, как скала. Еврейское аминь говорит: “Это установлено, это утверждено” . Это, собственно, не молитва, это простая констатация того, что будет так и не может быть никак иначе, что это наверняка. И здесь мы обнаруживаем нечто очень важное: основание веры - послушание, нет веры без послушания, без подчинения воли.

Вникнем еще раз в смысл веры-доверия, веры-послушания. Как я уже говорил, вера не есть крик во тьму, адресованный неизвестно кому и неизвестно куда направленный. Вера - это порыв к Кому-то, Кого мы никогда не познаем в совершенстве, к Кому-то, Кто превышает нас, как бесконечность превышает конечную величину. И все же вера имеет в себе самой как бы приманку для этого Неуловимого. В вере одновременно есть и присутствие, и отсутствие. Есть присутствие, разумеется, несовершенное, но реальное. Есть и отсутствие и отсутствие реальное, ведь мы веруем в Кого-то потому, что у нас нет научно обоснованного, достоверного познания этой Личности или того, что это Личность говорит (в противном случае не осталось бы места вере). Вера предполагает недостаточность разумного понимания. В ней есть что-то, что прочно связывает нас с фактом, непроверяемым научно. Любой акт веры как бы бросает нас в море, и необходимо доверие с нашей стороны. Мы верим, что не будем поглощены, но напротив, достигнем цели - спасения и Спасителя. В Евангелии мы встречаем различные высказывания о вере. В одних нам предлагается верить Кому-то, в других - верить в Чье-то существование, в третьих - верить в Кого-то. Христианская практика веры подтверждает это.

Я могу сказать: “Я верю Богу”. Это означает: Бог не может говорить зря. Он не может подвести меня. Бог - Тот, Кому я верю всегда, когда Он говорит. Если вы говорите мне что-то, что я не могу проверить, я могу верить вам лишь потому, что я вам доверяю. Так же я верю и Богу.

Так же можно верить в существование Бога. Но тут мы оказываемся в царстве концепций и утверждений разума. “Я верю в существование Бога” означает: я считаю, что Бог есть, что Он существует. Это нечто совершенно отличное от “веры Богу”.

И, наконец, - “я верю в Бога”, - то, что важнее всего остального. Вера в Бога - это не только вера в то, что Бог есть, вера Богу, вера тому, что Бог говорит нам в данный момент. Вера в Бога имеет более глубокий смысл. Это вовлечение самого нашего существа, нашей воли и нашего разума в Божие откровение и подчинение их Божиему слову. Без такого полного согласия акта веры не бывает.

При необходимости изложить эпизод с капернаумским сотником вкратце хотелось бы сказать вот что. Вера, которую Господь нашел у сотника и о которой Он сказал: “И в Израиле не нашел Я такой веры”, - кратко выражается тремя словами, приведенными в Евангелии: “Скажи только слово”. Сотник, если можно так выразиться, ставит всю свою жизнь в зависимость от одного слова Господа: “Скажи только (одно) слово. Я не прошу Тебя приходить ко мне, я доверяю Тебе полностью, я верю, что сказанное Тобой будет исполнено и спасет моего слугу. Но скажи только слово!” Вот истинная, подлинная вера. Если нам удастся поставить нашу жизнь, и не только нашу жизнь в целом, но дни нашей жизни, часы дней нашей жизни и минуты часов дней нашей жизни в зависимость от слова Господа нашего и пребывать в ожидании слова, которое все спасет, которое разрешит все проблемы (о, скажи только слово!), мы будем жить глубокой внутренней жизнью. Если мы будем способны во всех наших несчастьях, в любых обстоятельствах верить, что решение придет от этого слова, которого мы еще не знаем, но ожидаем, на которое делаем ставку, какую же силу мы обретем! Мы на деле обретем ту самую веру, о которой Иисус сказал, что не встречал подобной.

Мы верим, что Тот Самый Учитель, Который сказал это в Капернауме и Который поразился неверию верующих иудеев в Назарете, мы верим, что Тот Самый Господь присутствует среди нас, сейчас, в этом собрании. Вот Он проходит между нами, по нашим рядам, останавливается перед каждым и Своим взглядом проникает в самые потаенные уголки нашего существа. Что увидит Он в нас? Найдет ли веру, как у капернаумского сотника, или неверие, от которого так страдал в Назарете? Чему поразится Он в нас - нашей вере или нашему неверию?

Перевод с французского Ф. Иогансона



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!