Информационный женский портал

Образовательный процесс как система. Закономерности, противоречия образовательного процесса. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.



Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

План

Введение

1. Понятие «образовательного процесса»……………………………………

2. Этапы и закономерности образовательного процесса…………………..

3. Планирование – основа образовательного процесса…………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………..

Введение

Вопросами изучения понятия «педагогический процесс» в теории общей педагогики занимались многие исследователи: Каптерев П.Ф., Бабанский Ю.К., Данилин М.А., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Подласый И.П., Лихачев Б.Г., Беспалько В.П. и другие. Исследователи по разному подходят к определению педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс», введенное П.Ф. Каптеревым, включает в себя суть процессов обучения, воспитания, развития, формирования, наставления детей. «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности» - отмечает автор.

Бабанский IO.K. рассматривает педагогический процесс как «развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых»

Акцент на развивающий характер педагогического процесса дается у И.П. Подласого - «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых»

Педагогический процесс по Б.Г. Лихачеву, «есть целенаправленное содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей, направляющей роли воспитателей».

Общим, объединяющим все определения является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Понятие целостности педагогического процесса рассматривается в работах Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, М.Е.Дуранова и других, а впервые сформулировано М.А.Даниловым.



Как следует из определения участниками педагогического процесса являются педагог и ребенок.

Понятие «образовательного процесса»

Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает образовательный процесс – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам образовательный процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения образовательного процесса: в 1920-1930 годах образовательный процесс строился на основе организующих моментов. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент включал определенный раздел программы: физическое воспитание, труд, природоведение, математика, изобразительная деятельность, музыка и др. Воспитателем в ходе обучения раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы.

Положительная сторона организующих моментов – длительное сосредоточение ребенком на определенном познавательном материале; у него формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

Недостатки – формализм в проведении организующих моментов и заорганизованность детей.

В дальнейшем были выделены и другие формы построения образовательного процесса: тематическая и комплексная.

Сущность тематической формы в том, что основным стержнем педагогического процесса являлась выделенная тема. Содержание темы раскрывалось на нескольких занятиях. В тему могла включаться и другая деятельность, связанная с ней по содержанию. Содержанием темы мог стать один из разделов программы, а другие разделы изучались параллельно.

В основе комплексного построения образовательного процесса – необходимость установить логическую взаимосвязь между разными разделами программы. В комплекс могли входить несколько разных, но близких по содержанию тем или различные виды деятельности детей.

Тематический и комплексный подходы к построению образовательного процесса направлены на группировку воспитательных воздействий, стремление давать их концентрированно, целенаправленно.

Современный подход к данной проблеме – организация образовательного процесса на основе выделения доминирующих образовательных целей.

В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач.

Многоплановость и содержание форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения образовательного процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например, для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники и др.

Компонентами образовательного процесса являются целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный.В основе исследования Н.Я.Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми. Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику: 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий (для детей старшего дошкольного возраста); 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми; 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности. Требования к программам определены в инструктивно-методических письмах Минобразования РФ.

Целостность, общность и единство – главные характеристики образовательного процесса.

Специфика целостного образовательного процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Понятие «образовательный процесс» в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.

Образовательный процесс дошкольного учреждения в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи. Например, образовательный процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, образовательный процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу отобранные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи образовательный процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Здесь представлено разъяснение некоторых понятий, используемых в новом законе об образовании, а также что изменится в дошкольном образовании.

Надеюсь, вы уже познакомились с новым законом об образовании, и, конечно, обратили внимание на его новеллы. Остановимся на некоторых из них.

Как вас теперь называть?

В законе имеется специальная статья, разъясняющая основные понятия, используемые в данном документе, что обеспечивает их однозначное толкование. Вам это поможет более четко представлять, о чем и о ком идет речь. Обратим внимание на некоторые и поясним их. Например:

Обучающийся – это тот, кого мы называем сейчас учащийся, студент, аспирант, слушатель, курсант и т.д.

Образовательная организация – так теперь следует называть образовательные учреждения: детсады, школы, гимназии, лицеи, вузы, колледжи, внешкольные и др. учебные заведения. А еще есть организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность . Общее название всех, занимающихся образовательной деятельностью, — организации, осуществляющие образовательную деятельность .

Инклюзивное образование – это, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с обычными детьми.

Участники образовательных отношений – так теперь следует называть участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и их представителей, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Педагогический работник — это учитель, воспитатель, музыкальный работник, преподаватель, педагог дополнительного образования и т.д. , т.е. все те, кто состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.

Конфликт интересов педагогического работника. Такого понятия в законодательстве об образовании ранее не было, хотя конфликт интересов имел место, как объективная реальность. Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Под определения «конфликт интересов педагогического работника» и «личная заинтересованность» попадает множество конкретных ситуаций, в которых педработник может оказаться в процессе исполнения им должностных обязанностей. Урегулированием конфликтов интересов, как правило, должны будут заниматься представитель администрации образовательной организациии и специально созданные для этого комиссии.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование

Дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования, регулируется федеральными государственными образовательными стандартами и является бесплатным. Какие- либо экзамены в детсаду не проводятся. Изданию приказа о зачислении ребенка в дошкольную образовательную организацию, созданную за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествует заключение договора об образовании.

Дошкольное образование может осуществляться в дошкольном учреждении и в форме семейного образования. Родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в детсаду или консультационном пункте школы.

Согласно новому закону об образовании дошкольное образование отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми становится платным. При этом отменяется ограничение, согласно которому родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, – 10%. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. При этом сохраняются нормы о компенсации части родительской платы. Предполагается, что малообеспеченные родители могут платить меньше или не платить вообще. От платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

Новеллы нового закона об образовании, часть 1

ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Из книги Личный магнетизм (курс лекций) автора Данiэльсъ Ванъ Тайль

ЛЕКЦИЯ XIV МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. – В НЕМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ. – ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДУХОВНЫМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ. – ИНДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. – ИЗЛИЯНИЕ СИЛЫ ПУТЕМ АФФИРМАЦИИ. – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НЕКОТОРОЙ ПОДГОТОВКИ МЕТОД АКТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ. В НЕМ

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный образовательный стандарт Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Процесс Процесс овладения приемами богословской оценки и спора требует терпения, поскольку это самые сложные приемы, представленные в этой книге. Богословская оценка требует, чтобы пастор: 1) отнес главное чувство и убеждение прихожанина к одной из основных категорий

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

Процесс Процесс обращения многим пасторам кажется трудным. Те из них, кто удобно себя чувствует, используя непрямой стиль, испытывают трудности при непосредственной работе с убеждениями прихожанина. Тем же, кому легко работать прямыми методами, трудно из–за своей

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Процесс Смысл всего процесса, состоящего из трех стадий, заключается в действии. Поэтому 3–я стадия - это кульминация. Однако это не просто цель и завершение процесса разговора пастора с прихожанином. Поскольку эта трехступенчатая модель постоянно повторяется -

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Из книги автора

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ» Целью международного образовательного проекта «Психология без границ», или «Psychology Without Borders», является создание единого психологического пространства с помощью: Ознакомления отечественных психологов с

Из книги автора

РРК-процесс Один из самых полезных методов, который я использовал при сильных эмоциях, будь то страх перед неудачей или мучительная боязнь совершить ошибку, назывался РРК-процесс. Его суть состоит в следующем: надо дать себе разрешение быть человеком, реконструировать

Из книги автора

1.1.2. Образовательный театр Понятию образовательного театра соответствует английский термин theatre in education (TIE). Его сущностью является театральное представление, в котором, как правило, принимают участие профессиональные актеры, это представление преследует

Из книги автора

Процесс А сейчас разрешите мне описать этот процесс с помощью фактов, каждый из которых подтвержден результатами эмпирических исследований. Мы знаем, что у клиента наблюдается движение в каждой из различных протяженностей. Начиная с какой-то точки, показывающей его

Из книги автора

2. Процесс Итак, процесс остается на первом плане: терапевт – точно так же, как и клиент, – является внимательным и бдительным (см. пар. 3: awareness) прежде всего ко всем непредвиденным обстоятельствам отношения, которое разворачивается «здесь и сейчас»: Перлз любил ставить

Страница 14 из 42


9. Образовательный процесс
Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.
Процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся. Понятие «процесс воспитания» имеет значение целенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие «образовательный процесс» отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
Задачи образовательного процесса
1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Основные функции образовательного процесса
1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.
2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека.
3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.
Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса
1. Целостный подход к воспитанию.
2. Непрерывность воспитания.
3. Целенаправленность в воспитании.
4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.
5. Природосообразность.
6. Культуросообразность.
7. Воспитание в деятельности и в коллективе.
8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.
9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.
1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
2. Принципы – определение основных направлений.
3. Содержание – часть опыта поколений.
4. Методы – действия педагога и учащихся.
5. Средства – способы работы с содержанием.
6. Формы – логическая завершенность процесса.
Содержание образовательного процесса – это конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в основе которых лежит учебный план.
Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.
Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.
1. Постоянный состав учащихся одного возраста.
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.
3. Каждый урок посвящается только одному предмету.
4. Постоянное чередование уроков (расписание).
5. Педагогическое управление.
6. Вариативность деятельности.
Урок – это временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.
Таким образом, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что все эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!