Информационный женский портал

Признаки секты. Секты и их опасность. По каким признакам можно определить, что человек попал в секту

Одной из наиболее свойственных человеку потребностей является стремление к поиску Бога. Это доказывается тем, что в течение всей истории человечества не было ни одной культуры, лишённой понятия высшего разума, сотворившего мир и руководящего всем происходящим в нём. Всегда люди стремились к нему, но пути для этого выбирали разные, порой уводившие их совершенно в иную сторону.

Опасное легкомыслие

Долгие десятилетия тотального атеизма и богоборчества, возведённого на уровень государственной политики, сменились в наши дни свободой исповедовать любую религию и становиться последователем любого из распространённых в наше время культов. Естественный интерес к вопросам духовной жизни перерос в моду, которой подчас следуют, не вдаваясь в сущность учений, предлагаемых новоявленными проповедниками и «учителями».

Наблюдаемое ныне поверхностное увлечение духовностью таит в себе немалые опасности, так как вера является той областью жизни, которая требует знания её законов, и, несомненно, ложное убеждение, что любая религия лучше атеизма, часто ведёт к весьма печальным последствиям. Именно таким легкомысленным отношением к вопросам веры пользуются для вовлечения в свои ряды новых членов религиозные группы, именуемые сектами.

Смысл термина «секта»

Прежде чем начать о них разговор, было бы уместно уточнить само значение этого термина и пояснить, какие религиозные структуры им обозначаются. Само слово «секта» является однокоренным и сходным по смыслу с таким глаголом, как «отсекать», то есть отделять часть от целого. Это неслучайно, так как под ним подразумеваются именно группы, отделившиеся от основных мировых религий, которыми принято считать христианство, буддизм и ислам.

Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч различных сект, но всех их объединяют общие признаки, в той или иной степени присущие каждой из них. Обычно исследователи этого социального явления ставят на первое место характерную для них религиозную рекламу - своего рода маркетинг, позволяющий навязать своё учение, словно некий рыночный товар, максимальному количеству потенциальных потребителей. Кстати, и используемые при этом технологии являются прямым заимствованием из мира коммерции.

Далее, признаки секты включают в себя общий для большинства из них агрессивный характер вовлечения в их ряды новых адептов, при котором широко используются методы психологического давления. Особенно это характерно для тоталитарных сект, разговор о которых пойдёт ниже.

Ложь как способ вербовки и система внутренней иерархии

Также весьма существенной чертой, присущей сектам, является так называемое двойное учение - практика, при которой вербовщики, желая завлечь очередного прозелита (новообращённого члена), скрывают от него не только истинную историю организации и её руководителей, но даже искажают, делая более привлекательной, саму сущность их учения.

Немаловажной чертой является и строгая иерархия, на основании которой построена вся внутренняя структура образования. Обычно член секты должен пройти несколько уровней посвящения, каждый из которых приближает его к познанию обещанной Истины. По тому, на какой ступени он находится в данный момент, определяется его статус.

Претензии на непогрешимость и контроль над сознанием

Разумеется, каждая секта заявляет о своей абсолютной непогрешимости и превосходстве собственного лидера над всеми прочими, включая основателей ведущих мировых религий. Учение каждой из них претендует на то, что оно является выражением Высшей Истины и не подлежит критике. Всех ставящих это под сомнение обычно относят к «двуногим животным».

Рассматривая наиболее характерные признаки секты, нельзя упустить из вида и такой используемый ими приём, как программирование сознания своих членов. Дело в том, что сектантами обычно становятся люди с неустойчивой психикой, отсутствием твёрдых нравственных критериев и духовных знаний. Как правило, они бывают легко внушаемы, поэтому без труда отказываются от личной свободы и готовы выполнять установки своих «учителей».

Тотальный контроль над «носителями истины»

Характерной чертой большинства сект является претензия на духовную избранность её членов. Им обычно внушается мысль, что только они, являясь носителями всё той же Высшей Истины, должны спастись, а все остальные, не разделяющие их взглядов, обречены на погибель.

И наконец, вышеперечисленные признаки секты были бы неполны, если не упомянуть тотальный контроль над жизнью сектантов, осуществляемый их духовными руководителями. Весь её уклад отныне сообразуется с раз и навсегда установленными правилами. Надо ли говорить, что они отражают лишь интересы секты и её руководителей? Сюда же можно отнести и непомерные денежные притязания, в результате которых рядовые члены секты часто обрекают на нищенское существование себя и свои семьи.

Классификация российских сект

Культы и секты в России можно условно разделить на несколько групп. К первой из них относятся те, которые имеют в нашей стране достаточно давнюю историю. Это пятидесятники, адвентисты и баптисты. Сюда же относят и лютеран, как отделившихся от основного христианского направления.

Исторически их членами были представители таких этнических групп, как литовцы, поляки и немцы. Однако вследствие активной деятельности по вовлечению в свои ряды новых членов, за последние годы прозелитами стали многие бывшие члены православных общин.

Новоявленные обладатели высших истин

Следующую достаточно многочисленную группу составляют псевдохристианские тоталитарные секты. К ним относятся структуры, именующие себя «Новоапостольской церковью», «Церковью Христа», «Семьёй» и так далее. Пользуясь недостаточной религиозной осведомлённостью своих адептов, все они, ссылаясь на Священное Писание, выхватывают из него тенденциозно подобранные цитаты, которые в отрыве от контекста используют для доказательства выдвигаемых ими положений.

За ними следует также весьма обширный перечень сект, декларирующих своё исключительное обладание «новым откровением». Наиболее известные из них - это «Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», мормоны и пресловутая секта «Аум Синрикё». Последняя включает в себя также признаки тоталитарной, экстремистской и даже террористической секты. Созданная в 1987 году японцем Сёко Асахарой, она приобрела печальную известность своей газовой атакой в

Оккультные и сатанинские секты

В последние десятилетия из стран Западной Европы и Америки в Россию проникли секты, относящиеся к так называемому движению New Age. Все они имеют ярко выраженный оккультный характер и делают ставку на развитие паранормальных свойств человека. Их адептами становятся, как правило, люди, причисляющие себя к экстрасенсам и колдунам, а также являющиеся последователями многочисленных восточных культов.

Однако среди многообразия религиозных течений и направлений, которые составляют сегодня секты в России, наиболее одиозными являются те, что практикуют различные сатанинские культы. Их изуверский характер и ярко выраженная ориентация на молодёжь ставит эти организации в ряд наиболее опасных для общества. Пропагандируемый в них культ насилия, сексуальной распущенности и отрицания нравственных принципов пробуждает в ещё неокрепшем сознании молодых людей самые низменные инстинкты и толкает их не только на разрыв с обществом, но подчас и на преступления.

Секта, пришедшая из Америки

Сегодня одной из самых многочисленных в России сект является отделение международной именующей себя свидетелями Иеговы. Её штаб-квартира находится в Нью-Йорке, а общая численность членов превышает восемь миллионов человек. Эта псевдохристианская и отрицающая учение о Святой Троице секта впервые появилась в России ещё в конце XIX века, но официально зарегистрирована была лишь в 1913 году.

В советское время, когда шла борьба с любыми проявлениями религиозности, члены секты «Свидетели Иеговы» подвергались всеобщему гонению. Их даже постигла ещё более тяжёлая участь, чем простых верующих: в период с 1949 по 1951 год тысячи её приверженцев и члены их семей были насильно депортированы в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток.

В постперестроечный период, как и многие другие секты в России, эта организация неоднократно проходила регистрацию в местных органах власти. Получая временное право на существование, она затем его лишалась, уходя в подполье. Несмотря на то что и сегодня она не легализирована, её членами в нашей стране являются, по подсчётам специалистов, не менее ста семидесяти тысяч человек.

Детище южнокорейского проповедника

Ещё одним примером проникновения в нашу страну зарубежных и чуждых нам по своей сути религиозных учений является секта «Церковь Объединения». Появилась она в 1954 году в Сеуле, и её основателем стал южнокорейский религиозный деятель и проповедник Мун Сон Мён. Его учение представляет собой дикую смесь отдельно взятых положений христианства, буддизма, шаманизма, оккультизма и ещё многих религий и культов. В широких кругах общественности оно известно как мунизм.

В нашей стране идеи этого учения впервые появились в семидесятые годы, но, по вполне понятным причинам, не получили распространения. Свободу действий в СССР корейский проповедник получил лишь в начале перестройки и, посетив в 1991 году Москву, даже был принят М. С. Горбачёвым. С этого времени «Церковь объединения» получила у нас официальный статус.

Её основатель надеялся, как оказалось, тщетно, что постсоветское пространство станет благоприятной почвой для распространения его идей. Однако практика показала, что даже в самые удачные для него годы численность приверженцев секты не превышала шести тысяч человек. В масштабах России это, несомненно, свидетельствует о её крайней непопулярности.

Сектантство - всеобщее зло

Как тоталитарные секты, так и прочие религиозные направления, проповедующие псевдохристианские идеи, всегда являлись ярыми противниками православной церкви, духовные традиции которой со всей очевидностью обличают их лживость. Исторический опыт показывает, что общества, поражённые сектантством, неизбежно деградируют и отстают в своём развитии. Там, где сектантская пропаганда добивается успеха, невозможен прогресс ни в каких областях жизни.

Большую роль в противостоянии злу играет распространение информации, открывающей людям глаза на пагубные последствия, которые влечёт за собой участие в этих организациях, и оказание содействия их деятельности. Сектантство является глобальным злом, поэтому в борьбе с ним заинтересована каждая мировая религия. Секта, отделившаяся от неё, - это всегда попытка вырвать её последователей из сферы исповедуемых духовных ценностей, а потому, независимо от того, о какой именно религии идёт речь, проблема является актуальной для всех.

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем .

С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу , в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов - это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

- Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

- Поясните, пожалуйста.

Когда человек был обращен в , пятидесятничество, стал харизматом, или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон - это идолопоклонство, священство - это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

- А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992-1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти - и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество - якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

- А каким людским страстям потакают секты?

Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге - это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

- Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень - в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

- Приведите, пожалуйста, примеры.

Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством - но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры - это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты - это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови - то есть добродетель.

- А как мотивируется запрет на переливание крови?

В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно - как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

- О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

- Даже так?

Да, даже так. К примеру, известный ныне « » начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем - что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное - это вера.

- Что еще не любят сектанты?

Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

- Люди доверчивы….

Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

- А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали - такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо - а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

- К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Слово «секта» (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

В Септуагинте, а также в переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово «ересь» (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). В Вульгате (латинском переводе Библии) haeresis переведено как secta. Вплоть до Нового времени эти два слова употреблялись на Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово «секта» стало употребляться в смысле небольшой и замкнутой религиозной группы, отделившейся от основной, культурообразующей религиозной общины, а «ересью» стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Единства мнений в вопросе соотношения традиционных религий и сект нет.

Есть мнение, что секта - это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии. Также существует мнение, что секта - это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации и т.д. и т.п. Таким образом, вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.

Германские религиоведы выделяют следующие социально-психологические признаки тоталитарных сект: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты, как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения».

Национальная Ассамблея Франции состоявшаяся 10 января 1996 году дала следующее определение деструктивных сект: «Секты - это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов».

Кадр из видео про богослужение в харизматической церкви

По мнению профессора церковной истории Российского Православного Университета А.Л. Дворкина, секты имеют следующие признаки: «Признаки секты - это обман при вербовке, психологическое насилие, контролирование всех аспектов жизни своих членов и наличие механизмов для такого контроля, различные уровни истины для различных уровней организации, обожествление наличествующего лидера либо самой организации и целый ряд других признаков, вполне узнаваемых и вполне конкретных».

«Рансеньеман Женеро» - спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев, на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

1. Дестабилизация сознания.

2. Навязывание разрыва с прежним окружением.

3. Непомерные финансовые притязания (поборы).

4. Покушения на физическое здоровье.

5. Вербовка детей.

6. Нарушения общественного порядка.

7. Привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям.

8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).

9. Попытки проникновения во властные структуры.

10. Антиобщественные высказывания.

Теперь рассмотрим вероучительные (этико-теологические) признаки тоталитарных сект.

Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для последователя любой религии, потому что они формируют мировоззрение верующего и, следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический, этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что при рассмотрении темы сектантства большое значение имеют вопросы вероучительного характера. Посмотрим, какие признаки сект выделяют западные ученые. Например, современные немецкие религиоведы указывают на следующие богословские признаки сект: «С теологической точки зрения можно выделить характерные для секты черты: преувеличенное внимание к одному из аспектов вероучения, роль учителя, вождя, харизматического лидера, требующего безоговорочного послушания, концепция исключительного спасения для членов общины».

“Новое воплощение Иисуса Христа” - Виссарион.

Можно выделить следующие признаки сектантства:

Основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион) или заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). Практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях - очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан.

Псевдохристианские секты зачастую отвергают ортодоксальные догматы исторической Церкви, например учение о Пресвятой Троице: они либо искажают его, как, например, секта мормонов, которая проповедует тритеизм (союз трех богов), либо отвергают вообще, считая языческим, например, секта «Свидетели Иеговы».

Оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения.

Лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами.

Зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света.

В оккультных сектах постоянно навязывается дискредитация разума, отдается предпочтение методам «интуитивного» познания, рациональное мышление объявляется ущербным. Логика и рациональное мышление для оккультиста являются вторичными по отношению к мистическим озарениям.

Итак, тоталитарные секты - это замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины, использующие при вербовке искаженную информацию и управляющие своими членами посредством психологических манипуляций.

В сущности, тоталитарная секта - это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами. Такие организации возникали в древности, существуют в наши дни и действуют во всем мире, в том числе и в России.

Уолтер Мартин. Царство культов. - СПб., Логос, 1992. - c. 11.

Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. - Минск- Москва: Харвест АСТ, 2001. - c. 444.

Мирошникова Е. «Церковь» и «секта» в немецком религиоведении. Религия и право №4- 5. М.: Институт религии и права, 1999. - c. 34

Секты против Церкви. М.: Московская Патриархия, 2000. - c. 264.

Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. - c. 142.

Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. N 2(5). М.: Московская Патриархия, 2000. - c. 48

Религия и право №4-5. Указ. изд. - c. 34.

Однако часто человек попадает в психологическую зависимость от других и становиться заложником какой-либо секты. В настоящее время нет четкого определения понятия "секта". Специалисты до сих пор спорят по данному вопросу, предлагая свои варианты этого определения. В общем смысле секта - это религиозное учение, которое отлично от догм и правил известных религиозных конфессий мира. Но все-таки существуют общепризнанные признаки, по которым вы поймете, что имеете дело с настоящей сектой. Иногда под невинным предлогом посетить семинар или концерт, скрывается злой умысел сектантов, которые настроились на поиски нового адепта. Итак, признаки секты.

Как распознать сектантов

Агрессивный маркетинг

Как правило, представители сект не сидят и не ждут, когда люди сами к ним придут. Свое учение они распространяют очень настойчиво, порой, даже агрессивно. Они приглашают людей на всевозможные семинары по духовному пробуждению, личностному росту, саморазвитию. Посещение таких мероприятий, как правило, бесплатно. Человеку предлагают прийти не одному, а в компании друзей, родственников.

Иерархия и "тайное учение"

Для новичков предлагают одну информацию, посвященные же владеют некими " тайными" знаниями, которых можно достичь, лишь пребывая на вершине иерархии секты. Ново пришедшим дают самые общие сведения о мироздании, предназначении человека, его миссии, вере и т.д. Со временем человек движется по иерархической лестнице, узнавая что-то новое, каждый адепт стремится попасть на вершину такой иерархии. Система иерархии помогает строго контролировать всю общину.

Пожертвования

Под видом пожертвований многие духовные лидеры требуют от своих адептов денежных взносов. Многие секты открыто говорят о том, что их семинары и тренинги являются платными, но большинство адептов узнает о необходимости платить за знания, уже после того, как они освоились в организации. Для того, чтобы стимулировать людей на щедрость, многие секты используют опасные для жизни и психики методы: гипноз, запугивание, применение психотропных препаратов.

"Святой" лидер

Обычно сектанты ссылаются на безгрешного лидера, которому знания достались сверхъестественным образом: опыт общения с духами, инопланетянами, вселенским разумом. Если лидер секты мертв, обычно назначается его приемник, через которого происходит трансляция информации. Приказы и распоряжения лидера и его приемников не обсуждаются, от адептов требуется их четкое выполнение. Сначала человеку может показаться, что внутренняя структура секты носит ненавязчивый доброжелательный характер, но затем человек поймет, что организация подчинена авторитарному контролю. Существует распространенный психологический прием, который называют "бутерброд". Нового адепта двое сектантов окружают заботой и вниманием, постоянно рассказывают ему о "безгрешности" и уникальности своего лидера, о важной миссии организации. Это делается для того, чтобы в сознании адепта закрепилось благоприятное мнение о секте и ее участниках.

Подавление воли, сознания

Чтобы усыпить бдительность новичков, с ними проводится серьезная работа, направленная на изменение их сознание, подавление воли, рационального мышления. С людьми работают опытные психологи, которые применяют различные практики и методики, нередко используются наркотические вещества и гипноз. Часто проводятся ритуальные действа, цель которых - укрепить в сознании адептов могущество и непогрешимость лидеров секты.

Информационная атака

Новичку предлагают огромное количество фильмов, книг, аудиофайлов для изучения и ознакомления. Попутно проводятся вебинары, тренинги, семинары, направленные на дальнейшую "обработку" человека. Нередко в ходе таких собраний возникают "чудесные" события. В сетках харизматического толка, как правило, происходит сошествие "святого" духа, который распространяется на всех членов секты. На собраниях нередко люди танцуют, веселятся, поют песни. Массовые собрания проводят для того, чтобы новые участники поняли, как много людей осознали " истинность" этого учения.

Противопоставление миру

Членам секты предлагается избранность, элитарность, непохожесть на остальных. Людей убеждают в том, что они избраны для великой миссии и должны спасти заблудшее человечество. Сектанты предлагают отказаться от правил общества и жить по своим внутренним законам. Нередко такой ход очень хорошо срабатывает на тщеславии людей. Один только факт принадлежности к секте вызывает у них гордость за себя и презрение к непросветленным массам.

Требование активности

От адептов требуют изменить свой круг общения, привычный распорядок жизни. Все свободное время должно быть потрачено во благо развития секты. Очень часто ситуация выглядит так, что члены секты сами проявляют желание участвовать в жизни секты. Страдают близкие люди адепта, его окружение. Секта является неким вампиром, который высасывает у человека все жизненные соки, отнимает свободное время, здоровье. Человеку предлагают посещать бесконечные семинары, участвовать в волонтерских работах, проводить просветительскую работу среди населения, бывать на праздничных концертах, занятия с "учителями", ездить в "паломнические" поездки и т.д. В результате вся жизнь человека подчинена интересам секты и ее лидеров.

Собственная символика секты

Многие участники секты имеют свою специфическую символику, которой маркируют одежду, речь. У них могут быть свои музыкальные коллективы, которые воспевают успехи секты и ее лидеров. Активно используются разные невербальные знаки, которые доступны для понимания только "посвященным". Все это делается для того, чтобы помочь понять новичку как ему " повезло" и каким влиянием обладает организация.

Одной из насущных проблем современного общества стало огромное распространение разных сект. И если по официальным данным общее число сектантов сравнительно не велико и составляет от трехсот до восьмисот тысяч человек, то под скрытое влияние сект попало гораздо больше людей.

Существенная роль в этом принадлежит не только большой активности сектантов. Тенденции, проблемы и состояние общества в целом тоже на это влияют. К примеру, пять лет назад в нашей стране проходила конференция на тему новых религиозных движений. На ней прозвучало такое мнение, что около девяносто процентов россиян обладают психологическими предпосылками к тому, чтобы оказаться в одной из сект. Такой довод, конечно, весьма смелый. Однако к этому есть и вполне закономерные основания. Попасть под влияние сектантов не так сложно, как может показаться. В особенности к этому предрасположены люди, которые переживают сложный в жизни период и находятся на этапе переосмысления ценностей. Сектанты подобное состояние человека чувствуют «за версту». Как правило, им отлично известно, к кому стоит подойти с предложением поговорить, например, о Библии или послушать рассказ о том, как стать лидером. Сектантов совершенно необходимо уметь отличать от просто увлеченных чем-либо людей. Ведь если удастся вовремя распознать, что вас пытаются заманить в секту, то этим можно даже спасти свою жизнь.

Действие секты подобно наркотику. Нахождение под ее влиянием дает человеку чувство эйфории. Но при этом секта будет питаться силами вашей жизни, подспудно опустошая ваш кошелек. Оказавшись в секте, большинство людей утрачивают связь с реальным миром. Социальные связи человека полностью разрушаются. Он находится словно в изоляции от мира, а свою поддержку черпает от единомышленников. Достигнув подобного состояния, можно смело утверждать, что человек стал рабом секты. Безусловно, есть немало примеров того, когда люди находили в себе силы, и им самостоятельно удавалось выйти из секты без серьезных потерь. Но большинство завербованных сектой людей остаются там на долгие годы. Другими словами, секта сильнее наркотика. И выход из нее можно приравнивать условно к выздоровлению. Пребывание в секте меняет человеческое сознание. У личности искажаются представления о зле и добре, о том, что правильно или неправильно. И если требуется вновь вернуть человека в социум, то это может оказаться чрезвычайно сложной задачей, с которой могут справиться не все. В интернете описано немало правдивых историй, когда люди на целые годы застревали в секте, отдавая ей основную часть своего дохода и бесплатно работая на ее благо. Есть описания и совершенно чудовищных случаев, когда нахождение в секте приводило к смерти людей. Далеко не все люди понимают, чем именно секта отличается от банального клуба по интересам. Но в этом плане существуют весьма категоричные признаки секты. Как правило, в каждой секте есть свой лидер. Он может называться учителем или главой. С его ролью обычно справляется весьма авторитетная и харизматичная личность, действия которой не подвергаются критике даже тогда, когда они кажутся по-настоящему дикими.

В секте контролируются абсолютно все действия участников. Для них существует регламент относительного того, как они должны питаться, что будут смотреть или читать, как нужно вести себя, что говорить и даже думать. Иногда секта устанавливает строгие правила относительного того, как и с кем надлежит человеку заниматься сексом. Участники секты усваивают данную систему правил путем посещения специальных лекций. Людям на лекциях могут показывать специальные фильмы, брошюры, особые книги. В любой секте существует негласный принцип, что люди, которые не поддерживают установки и принципы секты, будут считаться врагами. Но если «враги» начинают критиковать действия и установки секты, то это сектантами трактуется лишь как подтверждение верности учения. Обычно уже изначально новых участников секты авторитетные ее члены убедительно будут предупреждать, что другие люди будут стараться «сбить вас с толку и верного пути». Поэтому сектой активно навязывается человеку мысль, что общение с прежним кругом нужно прекратить. В секте запрещена любая критика учителя и проповедуемого им учения. В действительности лидеры секты могут говорить о чем угодно. Однако все неудобные вопросы будут на корню пресекаться фразой о недостаточной степени веры. Секта преследует цель отнять у человека способность к критическому мышлению. И для этого ею используются разные методы.

Так, человека будут нагружать потоками информации по всем из основных каналов восприятия. Длинные лекции будут чередоваться с песнопением и изматывающими физическими упражнениями. В результате такой практики люди довольно скоро теряют способность к адекватному восприятию происходящего. Члены секты активно вербуют новых участников. И этому они тоже специально обучаются. Такое обучение строится на том, чтобы выявить сперва проблему человека, а затем предложить ему то, в чем он нуждается. Если человек страдает от неурядиц в личной жизни, то его будут заманивать в секту разными обещаниями о том, что у него невероятно повысится успешность у противоположного пола. Участие в секте от каждого человека потребует значительных денежных трат. Но это будет позиционироваться в качестве добровольных пожертвований. В действительности отчисления будут носить характер строго обязательных. Если кто-то из участников секты отказывается вносить свой вклад, то на него всячески начнут давить, культивируя в нем огромное чувство вины. Распознать сектантов можно по ряду признаков. В их качестве выступают не обязательно наголо бритые фанатичные личности в ярких одеждах. Люди, которые представляют секту, могут выглядеть совершенно по-разному. И заманивать в секту они тоже будут разными способами. Кому-то они начнут говорить о Боге, кому-то предложат ознакомиться с тайными знаниями, других же осыплют обещаниями избавить от болезней и жизненных бед. Есть даже такие секты, которые предлагают людям совершенно бесплатно при помощи особого прибора измерить уровень стресса.

Вербующий в секту будет вам крайне навязчиво предлагать придти на собрание, проповедь или встречу, на которых вам непременно «откроется истина жизни, а сама жизнь в одночасье начнет меняться к лучшему». У большинства людей в процессе разговора с сектантом возникает чувство, будто перед ним не обычный человек, а настоящий зомби. На ваши вопросы собеседник при этом будет давать не нормальные и логичные ответы, а куски выученного заранее текста. Многим людям на уровне интуиции удается почувствовать, что подобные личности не принесут ничего хорошего. И конечно, это относится к тем самым случаям, когда на свою интуицию стоит положиться целиком. Есть один психологический прием, который способен быстро отрезвить вас в нужный момент. Вы должны сами себе просто задать вопрос: «Что нужно этому человеку на самом деле от меня, и какую выгоду он преследует, добиваясь от меня согласия?».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!