Информационный женский портал

Техника медитации для начинающих. Техника концентрации и медитации

Проблема концентрации внимания во время медитации всегда меня интересовала. В прошлом я страдал так называемым , поэтому с концентрацией во время медитации у меня всегда были проблемы.

Каждому опытному учителю медитации, с которым я встречался в своей жизни, мирянину или монаху, я пытливо задавал один и тот же вопрос: «как улучшить концентрацию во время медитации» . И получал много ответов.

Именно поэтому набор техник и методов улучшения концентрации, который вы увидите здесь, будет внушительным и подробным.

Стабильность внимания, концентрация – важные составляющие практики медитации. Более стабильная концентрация позволит вам получить от практики намного больший эффект и результат без жесткой необходимости увеличивать ее продолжительность.

Многие люди часто упираются в некий предел, они перестают чувствовать, что практика приносит им новую пользу. Тогда им самое время подумать об улучшении качества медитации , то есть, концентрации внимания.

Я изучал литературу, проверял на себе различные подходы к улучшению внимания. И сейчас уже готов похвастаться успехами. Моя концентрация существенно улучшилась и, соответственно, усилился и эффект практики. И в этой статье я подробно расскажу о том, какие техники и способы помогут достичь лучшей направленности внимания и вам.

Зачем развивать концентрацию во время медитации?

Прежде чем продолжать статью, необходимо ответить на вопрос «зачем», пускай он и кажется кому-то очевидным. Концентрация улучшает качество медитации , позволяет погрузиться глубже и получить от медитации больше пользы. Наше внимание — это одно из самых важных качеств. Оно определяет наше спокойствие, наше умение достигать целей и добиваться жизненного успеха, преодолевать себя, справляться со своими слабостями. Туда, куда направлено наше внимание, идет и наша жизнь. Именно поэтому его так важно развивать.

Когда я путешествовал по Индии, я встретил там человека, с которым проходил в Подмосковье. Он мне сказал, что стал медитировать по 4 часа в день и чувствует, как сильно возрос эффект от практики. Я его спросил, не пробовал ли он улучшать качество медитации? Последовал ответ, из которого я понял, что парень об этом не задумывался.

Конечно, продолжительность сессии играет роль, но нельзя замыкаться только на ней. Одна из моих личных внутренних «претензий» к курсам Гоенки заключается в том, что они не делают почти никакого акцента на улучшении концентрации во время сессий . Заспанных студентов в 4 утра гонят в зал медитаций, где они без всякой подготовки тела и разминки, еще сонные сидят и медитируют. Сидячие сессии длятся до 11 часов в день без перерыва на «ходячую медитацию». Практики берут изнуряющим «количеством», но «КПД» такой практики не столь велик для такого объема, особенно, если сопоставлять его с пережитыми мучениями.

Другие традиции, например, традиция тибетского буддизма, больше уделяет внимание качеству сессии, стараясь дать рекомендации и условия для хорошей концентрации, а также предусматривает подготовку тела к длительным сессиям.

Я считаю, что улучшение концентрации является важным составляющим развития в индивидуальной практике, не менее важным, чем увеличение длительности сессии. Особенно это актуально в условиях нехватки времени, когда отсутствует возможность удлинять медитацию. Улучшение качества медитации позволит вам почувствовать себя на новом уровне, увеличить уровень спокойствия и осознанности, поднять работоспособность. Вы заметите, что ситуации, которые раньше выводили вас из себя, теперь вы без труда берете под контроль.

Так какие же техники позволяют увеличить время четкой направленности внимания во время практики, когда ум сосредоточен, а не витает в мыслях? С начала начну с самого, на мой взгляд, эффективного способа.

«Проверки» внимания. Работа на упреждение

Представляю вам один из самых действенных способов улучшить концентрацию, который очень хорошо помогает мне.

Я люблю давать следующую метафору, которая описывает особенности нашего внимания. Представьте, что вы взяли в одну руку карандаш, а в другую резинку. Вы надеваете резинку на карандаш и оттягиваете руку с ней в сторону, формируя натяжение. Теперь вы немного наклоняете карандаш, так что резинка начинает медленно соскальзывать с него.

Представьте, что вам нужно, удержать ее на карандаше, продолжая держать его под наклоном. Вы можете замечать, когда резинка соскакивает и каждый раз возвращать ее на место. Но намного лучше следить за ней непрерывно и поправлять ее, когда она уже начала скользить.

Также можно поступать со вниманием, когда оно отвлекается. Как правило люди замечают, что это произошло, когда уже увязли в мыслях, но можно действовать с упреждением. Можно замечать, когда внимание стало утрачивать «остроту», «соскальзывая» со своего объекта и как бы «поправлять» его, переводить в начальное состояние.

Для этого существует подход, который можно использовать в «мягкой» и «жесткой» формах.

Жесткая форма

Жесткую форму отлично описал И. Будников в одной из своих статей. В ней предлагается с каждым вдохом как бы проверять свое внимание и «поправлять», «освежать», «обострять» его, если оно начало «соскальзывать» . Просто на вдохе «оценивайте» свое внимание, и если замечаете, что оно начало утрачивать «остроту», стали появляться мысли, о которых ваше сознание захотело подумать, просто спокойно переводите его в начальное положение.

То есть получается, что вы следите за дыханием не дискретно и только пост-фактум, когда оно отвлеклось, а непрерывно и превентивно проверяете его, предупреждая попытки отвлечься.

Это один из лучших способов укрепить концентрацию во время практики, который мне очень помогает, и я вам настоятельно его советую.

Если вы чувствуете, что это вызывает напряжение, с каждым выдохом расслабляйтесь, а с каждым вдохом продолжайте «освежать внимание». Или можете попробовать «мягкую» версию.

Мягкая версия

Это то же самое, только тут используется «проверка» внимания не с каждым вдохом, а время от времени. Этот подход предлагает учитель медитации в традиции тибетского буддизма Ген Ламримпа, мотивируя это тем, что внимание может «устать», если проверять его с каждым вдохом. Поэтому он предлагает делать это время от времени, просто, когда считаете нужным, на вдохе проверять свое внимание и «поправлять» его, если это необходимо.

Лично я приверженец жесткого подхода. Я не чувствую утомления, если «проверяю» внимание с каждым вдохом. Но, опять же, экспериментируйте и смотрите, что лучше работает для вас.

Напоминаю, что «проверка» внимания должна происходить мягко, расслабленно, без большого усилия и с принятием , как и все во время медитации.

Ясность и расслабленность

Согласно тибетской традиции, правильная медитация имеет три условия: концентрация, ясность и расслабленность . Концентрация – предмет этой статьи, а другие две составляющих заслуживают отдельного подробного рассмотрения. Но здесь коснусь их вкратце, так как все эти аспекты практики взаимосвязаны. Ясность должна сопровождать концентрацию, а без расслабления ум не будет стабильным.

Ясность – это способность четко наблюдать объект концентрации. Если вы наблюдаете ощущения, которые возникают при дыхании, то они должны представать перед вашим вниманием четко и не «замылено». Приведу пример.

Некоторые люди во время медитации погружаются в такое состояние «полусна», «дремотного забвения» и могут начать думать: «вот оно! Я погрузился в медитацию!» На самом деле, это состояние — противоположность ясности, и в нем не нужно медитировать! Во время медитации сознание должно быть чистым, ясным и бодрым. Если вы чувствуете, что утрачиваете ясность, приоткройте глаза, поправьте позу и с очередным вдохом «обновите» внимание, сделайте его острым, а не притупленным.

Также поддерживайте расслабление. Если вы чувствуете напряжение в теле во время медитации, которое мешает вам сосредоточиться, начните расслаблять тело с каждым выдохом, как бы мысленно прогоняя волну расслабления по всему телу.

Погруженность и непрерывность

Как написал Виктор Ширяев о медитации: «цените расстояние между вдохом и выдохом» . И это правильно. Если вы следите за ощущениями, возникающими при дыхании, старайтесь уловить не только те ощущения, которые возникают на вдохе и выдохе, но и между ними. Ощущения есть всегда и везде, это просто вопрос того, насколько остро ваше внимание. Старайтесь следить за дыханием непрерывно, а не дискретно, лишь на вдохе и выдохе.

Погружайтесь в процесс наблюдения. Наш мозг такая вещь, что он быстро ко всему привыкает: через какое-то время он перестает с интересом наблюдать процесс дыхания, начиная просто механически его отмечать: «вот вдох и выдох». Старайтесь не терять этот интерес, наблюдайте дыханием так, как будто вы чувствуете его впервые, подмечайте его нюансы, различия, улавливайте самые тонкие ощущения. Западные учителя осознанности говорят: observe it like a curios scientist , то есть, наблюдайте, как любопытный ученый, который видит какое-то явление в первый раз.

Наблюдайте за дыханием непрерывно и погружено, а на каждом вдохе «обновляйте» его.

Счет дыхания

Это самый популярный совет, который дают многие учителя медитации. Мне его также давала монахиня из Тайваня. Тем не менее, лично мне этот метод не особо помогает, хотя кому-то должен помочь. Заключается он в следующем: на первом вдохе считаете «раз», на втором «два» и так до десяти, а потом обратно.

Заканчиваете тогда, когда почувствуете, что внимание более или менее стабилизировалось.

Только нужно концентрироваться не на счете, а не ощущениях при дыхании. Счет – это как столбики, указывающие расстояние вдоль дороги, они вам просто помогают, но все ваше внимание все равно на дороге.

Объект концентрации

Учителя в тибетской традиции рекомендуют выбирать участок тела для концентрации на ощущениях при дыхании, в зависимости от «типа личности медитатора». Если вы скорее флегматик, ваш ум хорошо успокаивается, но быстро погружается в «дремоту», теряя ясность, то вам рекомендуется концентрироваться на участке под ноздрями. Ощущения там более тонкие и ум как бы «обостряется», просыпается, концентрируясь на них. Но если ваша проблема – отсутствие стабильности внимания, так как ваш ум более подвижный и беспокойный, дается совет удерживать внимание на ощущениях в животе.

При дыхании двигается диафрагма, живот надувается и сдувается. Эти ощущения достаточно яркие и заметные, поэтому на них относительно легко концентрироваться. Сам я давно следую этому совету и наблюдаю улучшение концентрации.

Неподвижность тела

Неподвижность тела также один из критериев хорошей стабильности. Наверняка те из вас, кто пробовал заниматься «неформальной медитацией», замечал, что концентрацию на моменте «здесь и сейчас» намного сложнее сохранять во время, скажем, занятий бегом, чем когда мы просто сидим в «формальной» практике. Это потому что неподвижность и монотонность успокаивает ум.

Но это палка о двух концах: с одной стороны, намерение не двигаться, не чесаться, может вызвать неприятные ощущения в теле, на которые ум будет отвлекаться. С другой стороны, если у медитирующего человека получится преодолеть это отвлечение, то его сосредоточение будет куда более глубоким.

Компромисс – это следить за своими движениями, не двигаться много, а если происходит сильная потребность поправить тело или почесаться, то делать это с полной осознанностью и наблюдением ощущений.

Время сессии

Конечно же, медитация – эта та вещь, в которой количество постепенно переходит в качество. Первые 10 минут практики, как правило, у многих людей (если они не занимались подготовительными практиками, о которых речь пойдет в следующей статье) идет интенсивный мозговой штурм. Только спустя какое-то время ум немного успокаивается и становится более сосредоточенным. И ясно, что чем дольше длится сессия, тем более спокойным и стабильным станет сознание. Но, правда, это происходит не всегда.

Я считаю, что нужно находить компромисс между качеством и количеством, заботясь не только о постепенном увеличении времени сессий (что тоже очень хорошо и полезно), но и о том, чтобы улучшить концентрацию в рамках сессии фиксированной длины.

Помните, мы не монахи!

Я не хочу, чтобы концентрация превращалась в самоцель и жесткий критерий успешной практики. Я не хочу, чтобы вы себя начали пытать после прочтения этой статьи и корить за то, что не сохраняете идеального баланса внимания.

Часто я вижу, какое большое значение придают учителя медитации концентрации. Иногда даже доходит до заявлений из разряда: «если вы не концентрируетесь, то вы не медитируете!» Но жизнь показывает, что есть люди, которым очень легко сосредоточиться, так устроен их мозг. И им кажется, что так, как идет практика у них, идти должна она у всех. Но есть и другие люди, например, ваш покорный слуга, чья концентрация развивается очень медленными шагами, чей ум достаточно «подвижный» просто по своей сути.

И опасность заявлений «фашистов» концентрации заключается в том, что люди, не способные быстро научить свой ум стабильности и тишине, решат, что медитация не для них, что она у них не получается.

Чтобы создать этим заявлениям противовес, я говорю: не заморачивайтесь сильно на концентрации , особенно на первых порах. Хотя бы приучите себя сидеть каждый день. Даже если во время 20-ти минутной сессии у вас получается сконцентрироваться только на пару-тройку 5-ти секундных интервалов, такая практика все равно будет нести огромную пользу, уж поверьте моему опыту. Если даже вы не концентрируетесь, то даете своему мозгу «обработать» огромный объем «не усвоенной» информации, что и выражается во «внутреннем диалоге».

Со временем просто применяйте рекомендации из этой статьи, и ваша концентрация будет потихонечку улучшаться. Так вы улучшите эффект своей практики. И самое главное, принимайте то, что ваш ум такой, что он беспокоиться, что постоянно отвлекается. Это нормально. Так он устроен. Полюбите этот ум. Примите его таким, какой он есть сейчас!

Мы не монахи, каждый наш день заполонен делами, заботами, впечатлениями, которые требуют внимания. Нагрузка на наш ум превышает во много раз нагрузку на ум уединенного отшельника внутри монашеских стен. И даже ум такого человека иногда «гуляет», что уж говорить о нас с вами.

И еще кое-о чем надо предупредить. Не надо недооценивать силу привычки! Наш ум ко всему привыкает, поэтому на первых порах применения этих советов вы можете ощутить значительный рост качества практики. Но потом ум привыкнет «проверять» внимание, погружаться в него, утратит часть интереса к этому процессу, и вы можете ощутить небольшой откат обратно (это не значит, что все вернется «в статус кво», концентрация с этими техниками будет все равно намного больше чем без них). Это нормально, не переживайте. Просто спокойно примите это и развивайте дальше свое внимание.

Ум – помощник или оружие?

Наш ум – это одновременно и ценный помощник, и оружие, обращенное против нас. В виде помощника он одаривает нас ценными идеями, решением сложных проблем и ситуаций. Но, неуправляемый, он может создавать также массу проблем: навязчивые мысли, мании, фобии, тревога и т.д.

Особенно это справедливо для людей, чей ум очень подвижный и живой, склонный улетать в фантазии. При отсутствии контроля, подвижность, которая является скорее положительным качеством, вырождается в хроническое беспокойство.

Почти все человеческое страдание происходит из нашего ума. Умение контролировать ум – одно из важнейших человеческих качеств, если мы хотим страдать меньше. Поэтому так важно заниматься медитацией. Поэтому так важно повышать контроль ума и концентрацию.

В этой статье я рассказал о том, что нужно делать, чтобы улучшить концентрацию во время самой медитации.

В я рассказываю, что следует делать перед практикой и после нее, чтобы повысить качество каждой сессии.

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации . Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

Усилием воли удерживается на объекте концентрации , часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.

Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации , приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.

По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию . Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация , т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.

Человек, освобожденный от мыслей на время медитации , пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.

По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».

Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.

Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии .

*****Чтобы перейти на 2 часть Концентрации*****

необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.

Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете , это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.

Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.

По мере продвижения в практике медитации , выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.

Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.

Как уже упоминалось можно медитировать без объекта , просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.

По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей Вам практикой физических упражнений. Одна из статей сайта посвящена удивительному, с точки зрения эффективности и простоты комплексу упражнений Сурья Намаскар .

Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.

Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.

Это называется концентрацией внимания. Концентрация внимания связана с волей и с центром в межбровье (аджной). Концентрация внимания - это "длительное фокусирование", или "длительная сосредоточенность". Многие учебники по йоге акцентируют внимание на длительном фокусировании, или сосредоточении. Если вы используете только концентрацию внимания, вы не достигнете просветления. Почему? Потому что если вы не в состоянии услышать в момент сосредоточения громкий голос зовущего вас друга, как вы услышите тихий шепот вашей высшей души? Если вы не в состоянии услышать голос человека, находящегося рядом с вами, то, как вы услышите "звук тишины"? Как вы услышите "внутрений ОМ"?

Когда женщина называет мужчину чувствительным, это не означает, что этот мужчина — плакса. Это означает, что мужчина осознает потребности и чувства женщины и старается вести себя таким образом, чтобы сделать женщину счастливой. С вами случалось такое, что вы испытывали раздражение по отношению к вашему супругу, в то время как ваш супруг об этом даже и не подозревал — до тех пор, пока вы не давали выхода своим чувствам? Это говорит об отсутствии чуткости с его стороны. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. И те, и другие могут быть невнимательны к чувствам и потребностям своей "половины".

Чуткость, или чувствительность, связана с сердечной чакрой. Чтобы достичь положительных результатов в духовной практике, недостаточно использовать только длительное сосредоточение или концентрацию внимания. Необходимо также практиковать длительную чуткость или осознанность. Понятие длительной осознанности практически отсутствует в западной культуре. Поэтому не имеется точного слова для обозначения этого состояния. В Индии для обозначения состояния продолжительной осознанности употребляется слово дхьяна (Dhyana).

Но даже в Индии истинное значение этого слова остается неясным для большинства людей, занимающихся духовными практиками и медитацией. Слово и понятие "дхьяна" из Индии распространилось в Китай, где оно стало звучать по-китайски как чань (Chan). Монахи Шаолиньского монастыря в Южном Китае распространили чань в Японию, и на японском языке оно стало известно как дзэн (Zen). Дхьяна, чань и дзэн означают "длительную осознанность". Так как в европейских языках не существует подходящего слова для обозначения понятия "длительная осознанность", использовано слово "медитация" в этом значении.

Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том, что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние, в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта - это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь, сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом, постоянной практикой следует обуздывать ум.

Бросьте кусок железного прута в печь. Он станет красным как огонь. Выньте его из печи, и он потеряет свой красный цвет. Если вы хотите, чтобы он всегда был красным, вы и должны всегда держать его в огне. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ум горел огнем Брахмической мудрости, то вы должны всегда держать его в контакте с Брахмическим огнем знания посредством постоянной и интенсивной медитации. Вы должны поддерживать непрерывное течение Брахмического сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния).

Если вы можете медитировать в продолжение получаса, вы сможете в результате благотворного воздействия этой медитации целую неделю заниматься повседневными делами в битве жизни, сохраняя мир и духовную силу. Так как вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с различными, имеющими свои особенностями умами, то вам следует запастись силой и миром при помощи медитации. Тогда вы не будете беспокоиться и волноваться.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то прежде чем приступить к ее исполнению, всякий раз повторяйте Слоки или Стотры (духовные гимны) в продолжение десяти минут. Это поднимает ум на более высокую плоскость и отвлекает его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа.

В. Образы.

Прежде, чем начать медитировать, вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы взираете с открытыми глазами на конкретную фигуру Господа Кришны и медитируете, то это - конкретная медитация. Когда же вы размышляете об образе Господа Кришны с закрытыми глазами, хотя это тоже конкретная медитация, но он уже носит уже в какой-то степени абстрактный характер. А размышление над бесконечным астральным светом, будет еще более абстрактной медитацией. Первых два типа медитации принадлежат к Сагуна-медитации, а последняя к Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезает, и медитирующий сливается с объектом медитации. Медитация исходит от ума.

Г. Практическое руководство.

Приступив к медитации, отметьте то время, на которое вам удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20 минут, то постарайтесь увеличить его до 30-40 и более минут. Снова и снова заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также станут устойчивыми. Йог, ум которого спокоен, обладает твердым, устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми.

Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тогда, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль - это реальное действие. Если вы овладеет контролем над умом посредством постоянной практики, если вы научитесь управлять вашими эмоциями и настроениями, то вы не совершите глупых и неправильных действий. Медитация и концетрация очень поможет вам контролировать различные эмоции и импульсы.

Размышляйте и концентрируйте свой ум на необъятных небесных пространствах. Это тоже один из видов Ниргуна-медитации. Этот метода помогает исключить из ума конечные формы. Ум начнет постепенно растворяться в океане мира, так как он лишается своего содержания, т. е. различных форм. Он начнет становиться все утонченнее и утонченнее.

Некоторые предпочитают медитировать с открытыми глазами, другие с закрытыми, тогда как третьи с полузакрытыми глазами. Если вы будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки и поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Некоторые не могут медитировать с закрытыми глазами потому, что через сравнительно короткий промежуток времени впадают в сон. У новичков, медитирующих с открытыми глазами, ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите для себя наиболее подходящий способ. Преодолевайте также и другие препятствия посредством подходящих и разумных методов.

Вы должны регулярно заниматься медитацией, что очень важно в этом деле. Если вы будет соблюдать это правило, то сможете быстро достигнуть большого успеха. Если вы даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике медитации, то продолжайте упорно упражняться.

Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время вы добьетесь успеха. В этом нет никакого сомнения. Ни в коем случае не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум Саттвическими Божественными мыслями. Новые борозды будут проложены в вашем мозгу. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, Саттвические мысли проложат новые здоровые борозды в уме и мозгу. Будут образованы новые Самскары.

Прана - это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психической Праны создает мысль. Посредством Пранайямы вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или Тамаридовый сок в золотой чашке, то он не портится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно практикует медитацию, возникнут Вишайя Вритти (мысли связанные с чувственными объектами), но они не загрязнят его и не вызовут в нем Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, то они вызывают возбуждение.

Д. Телесное здоровье.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают тело крепким. Пранайяма делает тело легким. Палимуддхи влияет на Самьябастху ума. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем.

В четыре часа практикуйте Сархасану в продолжение пяти минут. Затем отдохните пять минут и приступайте к медитации, которая будет легко достижима. Но прежде чем приступить к медитации, выполните 20 кумбхак. Пранайяма изгонит Тендру и Аласью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым.

Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего качество медитации повысится в значительной степени. Такая диета сделает тело легким, а ум Саттвическим. Примите за правило, вечером ничего не есть, кроме пол-литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможет преодолеть сонливость. Тяжелая пища, принятая вечером, вызывает сонливость.

Е. Поза для медитации.

Те, кто медитирует по 4-5 часов зараз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджра Асанах. Иногда кровь скопляется в ногах и немного беспокоит. Через два часа следует изменить Асану, например после Падма или Сиддха асан принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотитесь на стену или на подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сядьте на один, а на другой положите ноги - это другой вариант.

Вот совет для начинающих. Сядьте в Падмасану (в комнате, предназначенной для упражнений), закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, о величественности звездного неба, о красоте небесных пространств.

Ж. Предварительные упражнения.

Начинайте тренировать ум различными способами, практикуя концентрацию внимания. Сосредоточивайтесь на Анахата звуках - звука идущих из сердца, заткнув уши. Сосредоточивайтесь на дыхании, повторяя Сохам. Сосредоточивайтесь на любом конкретном образе. Сосредоточивайтесь на голубом небе, не всепроникающем солнечном свете. Сосредоточивайтесь на различных Чакрах тела, на абстрактных идеях - Сатьям, Джанаям, Анантам, Экан, Нитьям и т. д. (Истина, Мудрость, Бесконечность, Единая Вечная Сущность) и, в конце концов, остановитесь на одной из них.

При медитации не напрягайте глаза. Не напрягайте мозг. Не боритесь и не сражайтесь с умом. Расслабьтесь. Дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье (объекте медитации). Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполняйте ум утонченными мыслями. Когда ум наполнен возвышенными Саттвическими мыслями, нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если при медитации вы испытываете значительное напряжение, то на несколько дней сократите время медитации. Пусть медитация всегда будет легкой. Когда вы добьетесь этого, вы снова можете увеличить время.

Придерживайтесь здравого смысла в вашей Садхане, я всегда напоминаю об этом.

Когда и где медитировать

Практикуйте медитацию в Брахма-Мухурту. Это самое лучшее время. Всегда выбирайте днем и ночью наиболее подходящее время для медитации, т. е. когда ваш ум ясен и маловероятно, что что-либо вас побеспокоит. Вы можете упражняться пред сном. Ум спокоен в это время. Хорошая медитация может иметь место в воскресенье, так как это выходной день и ум свободен. Воспользуйтесь этим и проведите сильную медитацию.

Медитация и концентрация внимания будут очень хорошими, если вы будете питаться только молоком и фруктами, или будете поститься. Всегда поступайте, как подсказывает здравый смысл, и старайтесь извлечь максимальную пользу. Медитируйте ночью. Если вы не имеете достаточно времени, то проводите медитацию два раза в сутки. Если днем не окажется свободного времени, то практикуйте медитацию ночью минут 10-15. Ночью вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли будут наполнять ум также и во время сна, так как ум получил хорошую зарядку.

Ученик, медитирующий в уединении, находясь в городе, в комнате, расположенной на верхних этажах здания, может чувствовать себя также спокойно, как и в лесу. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играют существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту. Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство, и ученик извлекает огромную пользу от них. В таких местах Вайрагья, Саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилия и борьбы.

Некоторые люди, выходя из поезда на станции Ришикеш, при виде Гималаев восклицали: «Что это такое, сын, отец? Это же сон, иллюзия, всё это Майя». Таково влияние вибраций на умы людей. Только мудрецы и йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации.

Вам дан ключ от многих загадок жизни. Этот ключ - медитация. Медитируйте регулярно утром между 4 и 7 часами, и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия. Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи, прелестные цветущие сады, священные храмы поднимают ум на более высокую плоскость в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами.

Для концентрации внимания ума наиболее подходящим является место с прохладным климатом и возвышенными духовными вибрациями. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все святые и йоги практикуют медитацию в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если в это время начнете свои молитвы, Джапу или медитацию. Вам не нужно будет напрягаться, и медитативное настроение придет само собой.

Вспомогательные средства для медитации.

Мула-Бандха в медитации. Когда вы сидите в асане для исполнения Джапы, то сожмите мышцы ануса. В Хатха-Йоге это называется Мула-Бандха. Это способствует концентрации внимания. Это упражнение удерживает Ананавийю от движения вниз.

Кумбхак в медитации. Задержите дыхание столько, сколько вы можете без напряжения. Это - Кумбхак. Это в значительной степени способствует концентрации внимания, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство.

Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, т. е. Саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом и овощами, бобовыми и хлебом является причиной помех и сонливости в Садхане. Обжора или сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная диета делает тело легким, она позволит вам часами находиться в одной асане с легкостью и удобством. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком, или ячменем или молоком. Те же, кто работает или служит где-нибудь, или читает лекции перед публикой, или занимается другого рода духовной деятельностью, пропагандируя знания, нуждается в плотной, питательной пище.

Вы можете часто встретить в Гите такие слова: «Ананья Чета», что значит: «отсутствие мыслей о чем-либо другом». Макчита, Нитья, Якта, Экаграш Манах и Сарва Бхава. Эти слова обозначают, что вы должны весь свой ум целиком и полностью посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь самореализации. Божественного Сознания можно достичь только тогда, когда ни один луч ума не отклоняется в сторону.

Пребывайте в Молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным. Пранаяма делает тело легким. Нади Судхи делает ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны будете направить ум на Брахмана. Только тогда медитации будет устойчивой и принесет вам счастье.

Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи с великолепными цветущими садами, священными храмами, являются местами, которые способствуют эволюции ума в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение - это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, Саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (его субстрате) во время медитации.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то приступая к ней, повторяйте Слоки или Стотры (возвышенные гимны) в течение десяти минут. Это вызовет эволюцию ума и вам нетрудно будет отвлечь его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!