Информационный женский портал

Обеты перед Богом: опасность и благословение. Обет данный Богу

Бог милостив ко всем людям, даже к дуракам. Мне было уже двадцать лет, когда я начал курить. Выкуривал по две пачки в день. И всего лишь за три года умудрился до такой степени посадить свое здоровье, что начал задыхаться при ходьбе. Чтобы продолжить путь, приходилось останавливаться и делать несколько глубоких вдохов.

Я понимал, что убиваю себя. Но также понимал, что силы воли бросить эту пагубную привычку у меня не хватит. И тогда я решил прибегнуть к военной хитрости. Примерно в тот же период я только-только пришел в Церковь. И прочитал в письмах у преподобного Амвросия, как он корит свою духовную дочь за то, что та дала обет Богу. Писал он ей примерно так: обеты давать не нужно, есть заповеди - их и соблюдай, сверх заповедей Бог ни с кого не требует. Но уж если дерзнула дать обет - смотри, исполняй. Иначе, быть беде.

Прочитал я это, и придумал такой, немножко лукавый способ борьбы с собственным курением. Утром я просыпался, с наслаждением выкуривал свою первую сигарету. Потом становился перед иконой и говорил: «Господи, обещаю, что сегодня я больше курить не буду».

Логика у меня была примерно следующая: совсем бросить курить я не способен. Да и на неделю завязать с этим делом не могу. И на три дня тоже. И даже на два. Но хотя бы один-то день я ведь могу потерпеть без этой отравы? Не совсем же я безвольное существо в конце-то концов! Однако даже для такого небольшого усилия мне был нужен дополнительный стимул, пошатнувшегося здоровья оказалось недостаточно. И я решил каждое утро давать обет Богу в том, что не буду курить до окончания дня, ну то есть - до 24.00.

Сейчас это выглядит смешно, и даже глупо. Но тогда мне было вовсе не до смеха.

Учебный день пролетел незаметно. А вечером начался мой маленький персональный кошмар. Я вдруг тихо возненавидел всех курящих. Чувствовал запах сигаретного дыма чуть ли не с соседнего этажа. Рычал на всех, кто пытался закурить рядом, и дырявил взглядом циферблат наручных часов. Но вот наступила полночь. В радиоприемнике заиграли куранты. Под их перезвон, ломая спички дрожащими пальцами, я прикурил, сделал долгожданную затяжку, и… Вместо ожидаемого наслаждения получил очень странный эффект. Нет, с точки зрения физиологии все происходило как обычно - по телу бежала обычная волна никотинового прихода. Но в этот раз я почему-то не воспринимал ее как удовольствие. Что-то чувствовалось, какие-то ощущения были, да. Но я как бы наблюдал за ними со стороны, не участвуя в процессе. И в голове вертелась лишь одна мысль: «И что? Ради вот этого ты весь вечер метался, теряя человеческий облик?»

На следующий день все повторилось в точности: я выкурил утреннюю сигарету, пообещал Богу, что больше сегодня курить не буду, и до двенадцати часов ночи терпел, наматывая нервы на кулак. Потом, под бой курантов, ломая спички, закуривал. И опять чувствовал, что вожделенный никотиновый кайф идет как бы «мимо» меня. И та же мысль звучала в бестолковой голове: «Что? Ради этих вот мурашек по коже ты так страдал?»

На третий день, промаявшись до полуночи, я схватил спички, достал сигарету,и … И - не стал ее прикуривать. Покрутил в руках, удивленно разглядывая, отложил в сторону. И ни разу не закурил больше за все прошедшие с той поры двадцать три года. Если бы мне кто-то сказал в ту пору, что я вот так - смогу навсегда бросить курить за три дня, я бы даже смеяться не стал над такой дичью.

Глупый способ, конечно, что говорить… Но благодаря ему я убедился тогда, что Бог ко всем людям милостив. Даже к таким бестолковым, как я.

Eвгений, здравствуйте! Я была очень рада прочитать Ваше доброе, искреннее письмо. Из него видно, что Вы - верующий человек и хотите радовать Бога своей жизнью. Однако, прежде, чем давать обет Богу нам крайне важно получать знания о нашем Создателе, изучая Его Святое Слово - Библию. Это поможет нам не только понять, какой лучше всего дать обет, но и поможет приблизиться к Богу.По сравнекнию с огромной Вселенной люди кажутся маленькими и незначительными. Скорее всего, вы когда-то задавались таким вопросом: «Может ли обычный смертный человек стать другом Всемогущего Бога?» Это возможно только в том случае, если сам Бог, чье имя Иегова, пожелает, чтобы мы развили дружбу с ним. Но хочет ли он этого? Ответ на этот вопрос можно найти в красноречивом обращении апостола Павла к просвещенным афинянам. Оно записано в Деяниях 17:24-27. Обратим внимание на четыре аспекта, о которых Павел упомянул в своей речи.
Во-первых, Павел говорит о том, что Бог сотворил «мир и все, что в нем» (стих 24). Красота и многообразие окружающего мира наполняют нашу жизнь радостью, а также свидетельствуют о заботе и любви нашего Творца (Римлянам 1:20). Нелепо было бы предположить, чтобы такой чуткий Бог намеренно отдалился от тех, кого он любит.
Во-вторых, Иегова «дает всем жизнь, и дыхание, и все» (стих 25). Он - Тот, кто поддерживает жизнь (Псалом 36:9). Все необходимое для жизни - воздух, вода и пища - дары нашего Создателя (Иакова 1:17). Разумно ли полагать, что наш щедрый Бог держался бы в стороне и таким образом лишил бы нас возможности узнать о нем и приблизиться к нему?
В-третьих, Бог «от одного человека… произвел всякий человеческий народ» (стих 26). Иегова нелицеприятен, то есть ему совершенно чужда любая пристрастность и предвзятость (Деяния 10:34). А разве может Бог относиться к людям иначе? Он создал «одного человека», Адама, от которого произошли все расы и народы. Бог «желает, чтобы люди всякого рода спаслись» (1 Тимофею 2:4). Поэтому возможность развить близкие взаимоотношения с Богом есть у каждого человека, независимо от его цвета кожи, национальности и происхождения.
И наконец, Павел открывает еще одну прекрасную истину о Боге: Иегова «не далеко от каждого из нас» (стих 27). Несмотря на то что Иегова - Всевышний Бог, он всегда доступен тем, кто от всего сердца желает приблизиться к нему. Божье Слово заверяет нас в том, что Иегова не далеко от нас. Напротив, он «близок ко всем призывающим его» (Псалом 145:18).
Как видно из слов апостола Павла, Бог предлагает людям свою дружбу. Однако близкие взаимоотношения с Создателем могут иметь только те, кто ищет и старается «ощутить» его (стих 27). Согласно одному пособию для переводчиков Библии, «глаголы „искать“ и „ощущать“ выражают реальную возможность или осуществимое желание». Например, представьте, как находясь в темной, но знакомой комнате, вы стараетесь ощупью найти выключатель или дверь. Вы уверены, что вам удастся это сделать. Подобным образом, если мы искренне ищем Бога, стараясь «ощутить» его, можно не сомневаться, что наши усилия вознаградятся. Павел заверяет нас в том, что мы обязательно найдем Бога (стих 27).

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Eвгений, здравствуйте! Я была очень рада прочитать Ваше доброе, искреннее письмо. Из него видно, что..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

ГРЕХИ И ОБЕТЫ. ТРУДНО ЛИ ПЕРЕХИТРИТЬ СВОЮ СОВЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНИШЬ ОБЕТ?

Отвечает духовник Тверской епархии, настоятель Никольского храма г. Торжка, игумен Корнилий (Малинин)
– С чего начать исправление своей духовной жизни?
– Прежде всего, надо осознать, почувствовать в себе потребность в , в духовной жизни. Желание жить духовно заложено в каждом из нас с самого рождения, и совесть как голос Божий в душе каждого человека ведет, призывает нас к этому. Духовная жизнь - это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий. Духовная жизнь не возможна без молитвы, без общения с Богом в Святых Таинствах.
– Почему человек, борясь против своих грехов и страстей, часто срывается?
– Человеческая природа испорчена грехом, поэтому мы больше склонны ко греху, чем к добру. Нам надо делать над собой большое усилие, чтобы творить добро, бороться чаще всего совершается нами легко, как бы самопроизвольно.

Обет православного монаха

– В каких случаях дают обеты? Можно ли дать обет от чревоугодия и как его выполнить?
– Обет – это добровольное обязательство что-либо исполнить, данное Богу: сделать доброе дело, пожертвовать, совершить паломничество по святым местам и т.д. Очень важно подчеркнуть, что обет — это добровольное обязательство. Обет дается людьми, как правило, в благодарность Господу за оказанную помощь или при молитве о помощи Божией.

Обеты бывают разные. Самые важные из них те, которые христианин в своей жизни дает в Таинствах. В первую очередь, это Таинство Крещения, где человек отрекается от сатаны, от страстей своих, от грехов, обещает (даёт в своё роде первый обет в своей православной жизни) Богу, что будет вести с ними борьбу и жить по совести, по заповедям Божиим. Апостол Петр в Первом послании говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). То есть человек в Крещении очищается от грехов, омывает свою душу и приносит обещание Богу доброй совести. Так же дает он обет супружеской верности в Таинстве Венчания. Отрекается от семейной жизни, от всего мирского и посвящает свою жизнь полностью Богу в обете инок, дается обет и в Таинстве Священства. …Нарушение обета, неисполнение его является тяжким грехом, поэтому к принятию его нужно относиться очень ответственно. В любом случае, давая обет Богу, важно не переоценить свои силы и не обещать того, что может оказаться неисполнимым.
– Как идти к Причастию, если нет возможности примириться с обидчиком?
– С таким вопросом надо обращаться к священнику, у которого Вы исповедуетесь, духовнику. При этом надо помнить слова Господа, сказанные в Евангелии от Матфея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:23–26).
– Бывает ли спасение для ленивых? Можно ли дать обет против лени?
– Леность – это грех с которым надо бороться, надо заставлять себя трудиться, работать над собой, воспитывая свою волю. Господь устраивает нашу жизнь так, что нам приходится заботиться о ближних. И мы должны исполнять свой долг, это понуждает нас трудиться. Для людей, имеющих силу и возможность, необходимо заботиться о беспомощных, болящих, немощных людях. Человек, который служит ближним, становится чище душой, растёт духовно. Чтение духовной литературы помогает вдохновиться на духовную жизнь и избавиться от уныния и лени.
– Какие грехи совершаются просто из-за глупости?
– «Выше всякой добродетели рассудительность» – так говорил преподобный Исаак Сирин и многие другие святые. Если мы не думая что-то делаем, что вредит и нам и окружающим людям, то это грех. Чаще всего это проявляется в наших словах, разговорах. Очень легко можно словом ранить человека, навредить, даже уничтожить.
– Получится ли заменить одну страсть на другую – менее пагубную?
– Если мы будем так думать, то скоро запутаемся в своих мыслях и впадем в другой грех и самообман. Такие компромиссы предлагают только бесы. В ответ на это вспоминаются слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).
– Совет для тех, кто постоянно проигрывает в борьбе с грехом и уже отчаялся…
– Господь, Иисус Христос пришел для нас, грешников. «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17). Господь смотрит не на то, как человек падает, а как человек встает после падения. Господь ценит даже намерение человека встать от греха, непримиримое отношение ко греху. Нам надо сделать только первое движение, первый шаг в борьбе с грехом, призывая помощь Божию, и тогда Господь даст нам силы подняться и идти дальше путем спасения.
Что такое обет? Сколько обетов у монаха? Что значит, быть верным обету (обета)? Будьте осторожны, давая обет перед Богом. Кстати, в средневековье дать обет было очень «модно» у рыцарей.

Александр КОПЫТЮК

«Мы живем в 21-м веке» – с гордостью утверждает житель этого «самого уникального» века. Да, за окном действительно 21-й век. Однако числительное «21-й» неопровержимо свидетельствует о том, что был век 20-й, 19-й… Многим из нас довелось жить в предыдущем веке. Вопрос: а что собственно изменилось в обществе после векового барьера, кроме увеличения… тревоги за будущее? Идеализация настоящего формирует в современнике неприкрытое презрение ко всему прошлому. А это, в сущности, является отрицанием стабильного, вечного. Но возможна ли сама по себе жизнь без постоянного? Не «лихорадка» ли это нашего 21-го века? Анализируя реакцию жителя последнего «супервека» на вечные божественные ценности, невольно соглашаешься с диагнозом: «лихорадка последней стадии».

Свидетельством этого критического состояния служит гордо произносимая, в ответ на предложение обратиться к вечным библейским ценностям, фраза «а что в них есть такого?». Для реальных сторонников божественных истин понятна такая реакция: «обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим.3:13). И здесь же дается мудрая рекомендация о поведении в данной ситуации: «а ты пребывай в том, чему научен» (ст.14). Что конкретное на сегодня предлагает неизменное и вечное Писание для формирования стабильного характера? Среди целого ряда живых советов можно выделить обет Богу.

Несколько раз мне довелось бывать в Армении и посещать со студентами-христианами многочисленные храмы. Вспоминается один из них, полностью высеченный в скале. Верующие проводники рассказывали о тех, кто долгие томительные годы отдал себя тому, чтобы появился этот шедевр искусства. Без личного посвящения на такой вид служения, практически, невозможно достичь результатов. В моем сознании после этого случая прочно закрепилось обличение, направленное против самого себя: где твоя выдержка и постоянство? Способен ли ты долгие мучительные годы совершать то, что, возможно, только после твоей жизни на земле принесет добрый плод? Невозможно отрицать факт, что благодаря таким самоотверженным христианам, жившим во всех веках, духовные ценности дошли до нас. А что получит от нас будущее поколение, кроме жизни в свое удовольствие с бесконечным набором «оправдательных аргументов» в пользу наслаждения?

Наши рассуждения вплотную приближают нас к актуальному в настоящее время вопросу: как же себя настроить на стабильность? Несомненно, безотказную помощь в этом оказывает обет.

Итак, обет Богу. Что это такое? По словарю это слово означает – «обещание, клятва». Много десятков раз встречается эта мысль в Ветхом Завете и лишь несколько раз в Новом Завете (Деян.18:18, 21:23). Обратим внимание на прямую связь обета с тем, что сегодня так редко встречается и среди верующих христиан – личным посвящением на служение Господу: «…если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен…» (Чис.6).

Обет можно определитть как «желание обещать, быть», посвятить себя исполнению обещания.

Еще одна архиважная причина говорить об обете – это поражающее воображение современное «посвящение» другому источнику: «Я просто люблю вкусно поесть, отдохнуть, послушать и посмотреть то, что мне нравится…» Стоп! Не является ли это тоже посвящением, но уже не Богу? Посвящение себя чему-либо вырабатывает в нас зависимость от того, чему мы себя посвящаем. А зависимость базируется на ненасытности, у которой всего две дочери с одинаковым именем «Давай, Давай» (Пр.30:15), и ни одна из них не скажет: «Довольно, остановись». Интересно, заставляет ли нас кто-то жить в свое удовольствие? Не вызывает ли сам вопрос, как минимум, легкую улыбку? Так значит, мы добровольно выбираем зависимость от удовольствия, не знающего границ? Выходит так! Почему же свое право свободного выбора не направить в обратную сторону? А внутри сразу звучит «ну, ведь себя же ущемляешь». Ну, а может все-таки рискнуть?

Уникальна особенность подхода Писания к обету. Он не предписан как нечто обязательное, а является актом доброй воли, а следовательно не вызывает мгновенного сопротивления (распространенная реакция современного человека на библейские заповеди). Творец прекрасно знает свое создание, знает, что всегда были и будут люди, готовые на особый шаг доверия и посвящения себя Ему, потому и предлагает возможность для желающих дать обет. Почему? Даже в нашем искреннем желании могут проявляться глубочайшие ошибки. Яркая иллюстрация тому – обет Иеффая (Суд. 11:30-39). Каждый должен все взвесить и, исходя из своих возможностей, давать обет.

Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить (Еккл. 5:1-4) – предостерегает нас Писание. Согласно ветхозаветной традиции, при даче обета обычно призывалось во свидетельство имя Бога. Ввиду этого нарушение обета расценивалось как преступление против третьей заповеди (Вт. 22:31). Посему следует все тщательно взвешивать. Легкомысленное обещание дружит с ложью и нарушением данного Богу слова. Эта строгость не отталкивает, а возводит обет на высшую ступень ответственности и серьезности.

Обет имеет ряд существенных преимуществ.

1. Это прежде всего подлинный и бесспорный показатель нашего посвящения Богу.

2. Существенная и доминирующая особенность обета – содействие реальному осознанию зависимости от Бога: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Можно ли, не попробовав, ощутить вкус пищи? Теорией благость Божью не постичь!

3. Обет содействует улучшению памяти: ведь следует всегда помнить об обещании, данном в присутствии Божием, в противном случае – нарушение ранее упомянутой заповеди.

4. Он помогает вырабатывать дефицитное, на сегодня, качество — постоянство.

5. Учит постоянно трудиться с радостью для «Бога радости и веселия моего» (Пс. 42:4).

В чем на сегодня могут выражаться обеты? Их можно разделить на две группы: общие, касающиеся, практически, всех, и индивидуальные.

К общим относится прежде всего наше водное крещение. Его традиционно называют «обещанием Богу служить в доброй совести» (1Пет. 3:21, текст нуждается в фундаментальном экзегетическом анализе). На какой период времени он дается? Готов ли я засвидетельствовать, что храню в радости свое обещание? Далее, молодые при вступлении в совместную жизнь опять-таки обещают любить и хранить верность до конца дней семейной жизни. Может, в этом случае есть мужество похвалиться?

Достаточно часто в критической ситуации мы вопием к Богу: «Если Ты избавишь меня, я буду делать то и то». Это также слова обета! Насколько на деле нас хватает? Одним из важных моментов индивидуальных обетов является его конфиденциальность, то есть дается обещание не в обществе, а в личном присутствии Бога.

Коснемся лишь некоторых.

1. До завершения какого-либо служения дается обет не вступать в брак. Иногда принимается решение вообще не жениться. Это здравое явление, но к нему следует осознанно подойти после искреннего предстояния перед Богом, заручившись от Него подтверждением правильности данного решения для себя лично.

2. Христианин посвящает себя на какой-то труд — срок посвящения произносится перед лицом Божьим.

3. Посвящается имущество (дом, машина, земля и т. д.). Встречаются случаи, когда верующие хранят плодоносящие деревья для Господа. Плоды этих деревьев не принадлежат их земному хозяину.

Однажды произошел интересный случай с одним из студентов-христиан на юге Украины. У него была неплохая автомашина, которая всегда посвящалась для помощи другим. Во время ночной молитвы злоумышленники угнали ее. Хозяин при встрече был спокоен, говоря: «Это не моя машина, а Божья. Если она Ему еще нужна, Он ее возвратит мне». Вскоре ему позвонили и сообщили: «Хочешь получить обратно свое авто, готовь такую-то сумму». Многие его убеждали: «Отдай деньги, милиция не поможет. Не забывай, где ты живешь». Брат был спокоен: это уже было не его дело, а занимался им настоящий Хозяин. Через время ему позвонили из милицейского участка: «Приезжайте за своей машиной». Была раскрыта преступная группа по угону машин, угнавшая и заработавшая немалые деньги на абсолютно всех авто, за исключением… принадлежащей нашему брату. Когда наш «пострадавший» встретился с одним из угонщиков, то искренно сказал ему: «Друг, я не имею зла на тебя. Дарю тебе Евангелие: у тебя теперь будет много времени читать его».

4. Для преодоления дурных привычек, разного рода зависимости, страстей также дается обет не делать более их. Ранее мы рассматривали нашу добровольность в делании наших прихотей. Почему же нельзя также добровольно отказаться от них? Этому решению обычно предшествует осознание греховной опасности моего положения, искреннее исповедание. Лишь после этого перед лицом Господа дается обет не совершать более того, что исповедовал. Для помощи в исполнении слов призывается сам Бог. Автор этих строк неоднократно использовал этот успешный метод.

Проанализируем рассмотренное. Трудно сегодня похвалиться стабильностью в духовной жизни. Безусловно, мы не соглашаемся «то уходить далеко, то льнуть к Нему опять». Можно наблюдать самообман, в который довольно часто мы попадаем, стремясь дать новые обещания Богу в надежде, что это поможет: буду читать Библию, ежедневно молиться, брошу употреблять наркотики, алкоголь, не буду увлекаться «стучащей музыкой», порнографией, умопомрачающими и зомбирующими играми в любом варианте и т.д., – при этом не исповедовав грех нарушения ранее данных, пусть даже тех же самых. Хватит заниматься самообольщением! Не ждите успешной жизни со страшным грузом сознательного обмана Бога.

Что делать? – С молитвой — на колени! Когда? Сейчас и только сейчас!

Так как же ты относишься к обету Богу в наш прогрессивный век?

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.


В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!