Информационный женский портал

Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. Как определить азимут различными способами

Определение сторон горизонта, магнитных азимутов, горизонтальных углов и направления движения по компасу

Определение направлений на стороны горизонта по компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток (рис. 1). Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда стреловидный конец стрелки будет направлен на север.

Рис. 1 Определение сторон горизонта по компасу

Для определения точности отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (цена деление равно 3°), а верхние деления угломера в десятках «тысячных».

Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360°, а деления угломера - против хода часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы «С» (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву «С».

Под буквами «В» (восток), «Ю» (юг), «3» (запад) нанесены светящиеся точки. На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обозначения направления движения ночью. В армии наиболее распространены компас системы Андрианова и артиллерийский компас.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.

Рис. 2 Взаимное положение сторон горизонта Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой (рис. 2), и, если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные

В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа-восток, а слева - запад.

Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса (рис. 3). При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут , который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Рис. 3 Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево

Определение горизонтальных углов по компасу

Вначале мушку визирного устройства компаса устанавливают на нулевой отсчет шкалы. Затем поворотом компаса в горизонтальной плоскости совмещают через целик и мушку линию визирования с направлением на левый предмет (ориентир).

После этого, не меняя положения компаса, визирное устройство переводят в направление на правый предмет и снимают по шкале отсчет, который будет соответствовать величине измеряемого угла в градусах .

При измерении угла в тысячных линию визирования совмещают сначала с направлением на правый предмет (ориентир), так как счет тысячных возрастает против хода часовой стрелки.

Азимут

А́зимут

угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект (предмет на местности или светило). Азимут отсчитывают от сев. (в геодезии) или от юж. (в астрономии) конца меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Различают истинный (астрономический), геодезический и магнитный азимуты. При определении магнитного азимута вместо плоскости географического меридиана берут плоскость магнитного меридиана. При движении по какому-либо направлению различают прямой азимут, определённый в начальной точке направления, и обратный азимут, указывающий направление от конечной точки к начальной, он отличается от прямого на 180° и величину сближения меридианов. Определение азимута необходимо при движении на местности, в морской и аэронавигации. В кораблевождении вместо термина «азимут» часто применяют термин «пеленг».

A – азимут истиный; δ – магнитное склонение; А м – азимут магнитный

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "азимут" в других словарях:

    азимут - азимут, а … Русский орфографический словарь

    Азимут: В Викисловаре есть статья «азимут» Азимут (геодезия) в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии на юг) и направлени … Википедия

    - (от араб. assumut дорога). 1) дуга горизонта, заключенная между меридианом данной точки и вертикальным кругом какого либо светила. 2) угол, составленный при месте наблюдения между полуденной линией и лучом зрения, направленным на наблюдаемый… … Словарь иностранных слов русского языка

    азимут - а м. azimuth m. <араб. al samt. 1544. Лексис. 1. В астрономии и геодезии угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через данную точку и какое то светило, измеренное по горизонту. БАС 2. Чрез что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от арабск. сл. assumût, т. е. пути, дороги) светила есть угол, образуемый плоскостью меридиана с вертикальной плоскостью, проходящей через это светило, и измеряемый дугою горизонта, которая содержится между этими двумя плоскостями. Азимут бывает … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (араб. ac сунут, мн. ч. от ac самт путь, направление *a. azimuth; н. Azimut, Marschrichtungszahl; ф. azimut; и. azimut) двугранный угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направленииГеологическая энциклопедия

    - (араб. ас сумут мн. ч. от ас самт путь, направление) объекта, направления, угол (азимут) между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. Отсчитывается от севера (в геодезии)… … Большой Энциклопедический словарь

    АЗИМУТ, угол между вертикальной плоскостью, проходящей через небесное тело, и направление север юг. Измеряется астрономами в направлении востока от северной точки горизонта наблюдателя. Мореплаватели и геологи замеряют его в направлении запада от … Научно-технический энциклопедический словарь

    Светила (стар. азимуф) (Azimuth) сферический угол при зените между вертикалом светила и меридианом наблюдателя. Этот угол измеряется дугою истинного горизонта от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила к осту или весту от 0 до … Морской словарь

    - (полярный) угол Словарь русских синонимов. азимут сущ., кол во синонимов: 1 угол (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    азимут - и устарелое азимут … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Азимут — горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северного направления меридиана до направления на ориентир или до направления движения. Измеряется азимут в градусах от 0º до 360º.

Движение по азимуту предусматривает умение выдержать направление движения с помощью компаса и выход в намеченную точку.

Азимут определяется по карте или на местности после выбора направления движения или ориентира. Если маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления азимут определяется для каждого отрезка.

Азимут может быть истинным или магнитным , в зависимости от того от истинного или магнитного меридиана он отсчитывается.

Направления истинного и магнитного меридиана не совпадают, поскольку магнитный и географический полюсы находятся в разных точках. Угол между этими меридианами называется магнитным склонением.

Рис.2 Магнитное склонение и азимут

На компасе магнитное склонение выглядит как отклонение магнитной стрелки на определенный угол от истинного меридиана влево (западное магнитное склонение — принято считать отрицательным) или вправо (восточное магнитное склонение — принято считать положительным).

Если мы, поворачивая компас, совместим стрелку с северным направлением и измерим азимут — он будет магнитным.

Для определения истинного азимута необходимо от полученного значения отнять значение магнитного склонения, если оно западное , или прибавить , если оно восточное. Магнитное склонение указывается на карте. Если на карте нет — определяется по справочнику.

Азимут. Личный опыт.

На практике , при движении по азимуту, обращаясь к компасу, проще установить его (компас) так, чтобы стрелка указывала магнитное склонение. Тогда угол между северным направлением и направлением движения будет указывать истинный азимут (см Рис.2). При этом отпадает необходимость при прокладке маршрута для движения по азимуту по карте высчитывать и указывать поправку на магнитный азимут, так как она будет учитываться при каждом обращении к компасу.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту . Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти, скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода. Целесообразно знать, есть ли на данной местности районы магнитных аномалий, которые показываются на картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 с указанием значений амплитуды колебания магнитного склонения. Следует избегать на маршрутах таких участков.

Начертание маршрута зависит, прежде всего, от характера местности и имеющихся на ней ориентиров и условий движения. Маршрут должен обеспечивать быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Чтобы обеспечить скрытый выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности, лесным просекам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по топографическим гребням возвышенностей и открытым участкам. Маршрут выбирают с минимальным количеством поворотов. Точки поворотов на маршруте намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, геодезические пункты и т.д.).

Расстояния между ориентирами при движении днем в пешем порядке не должны превышать 1-2 км, при движении на машине с гирополукомпасом - до 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечают чаще. На карте выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями, обязательно учитывая положение главных точек условных топографических знаков.

Магнитный азимут (Ам) направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту направления, а также с помощью компаса (рис. 8.10).

При измерении магнитного азимута отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки будет соответствовать значению определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. На рисунке 8.10 магнитный азимут на отдельное дерево равен 30°.

Рис. 8.10. Определение направления на предмет с помощью компаса

Дирекционный угол (α) - угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки карты и направлением на ориентир. Дирекционные углы направлений измеряют транспортиром или артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°.

Дирекционный угол транспортиром измеряют в такой последовательности:


Соединяют прямой линией точку стояния и ориентир так, чтобы эта линия была больше размеров транспортира и пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки карты;

Центр транспортира совмещают с точкой пересечения и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

Если измеряемый угол будет больше 180°, транспортир разворачивают влево и 0 вниз, измеренный угол будет состоять из суммы полученного отсчета и развернутого угла 180° (рис.8.11).

Если транспортира нет или он сломан, можно измерять дирекционные углы с помощью линейки. Сущность способа заключается в следующем. Длина окружности с радиусом 6 см (60 мм) составит L = 2ПR = 6,28 . 60 мм = 376,8 мм, эта длина соответствует 360°. Следовательно, составив соотношение, получим 376,8 / 360 = 1,0466 1,05, т.е. 1° окружности соответствует длине дуги в 1,05 мм. Опытным путем установлено, что для углов до 70° достаточно измерять длину хорды, ошибка измерений не превышает 1 мм, а для измеряемых углов не более 1°.

Рис.8.11. Измерение угла на карте транспортиром:

а - угол равен 275°, б - угол равен 65°

Порядок измерения дирекционного угла направления с помощью линейки:

1) соединяют прямой линией точку стояния и ориентир;

2) из точки стояния циркулем проводят окружность радиусом 6 см (60 мм) и прямую линию, параллельную вертикальной линии координатной сетки карты и пересекающую окружность, а для углов, находящихся во второй и четвертой четверти - горизонтальную;

3) устанавливают линейку нулевым делением на точку, находящуюся на вертикальной (горизонтальной) линии и измеряют расстояние в миллиметрах до точки, лежащей на окружности в направлении на ориентир (рис. 8.12).

Рис. 8.12 Измерение дирекционных углов на карте с помощью линейки

Для направлений, находящихся в 2, 3, 4 четвертях, к измеренному значению прибавляют соответственно 90°, 180°, 270°.

Следует иметь в виду, что если измеряемый угол больше 70°, чтобы избежать большой ошибки, измерять нужно от направлений 90°, 180°, 270°, а полученный результат вычитать от ближайшего из указанных направлений.

Пример. На первый ориентир с точки стояния измеренное расстояние составляет 39 мм, следовательно, дирекционный угол будет 39°.

Направление на второй ориентир лежит во второй четверти, измеренное расстояние составляет 32 мм, дирекционный угол направления будет 90° + 32° = 122°.

По аналогии дирекционный угол на третий ориентир будет 180° + 58° = 238° (третья четверть), на четвертый - 270° + 36° = 306° (четвертая четверть).

При переводе дирекционного угла в магнитный азимут учитывается поправка направления (ПН) для данного листа карты, переход выполняется по формуле:

А м = α - (+ ПН).

Магнитный азимут (А м) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° от северного направления магнитного меридиана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса) и направления на местный предмет.

Истинный азимут (А) - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного меридиана (внутренней боковой стороной рамки карты) и направлением на объект (ориентир).

Истинные азимуты на карте измеряют так же, как и дирекционные углы, только от истинных меридианов (западной и восточной внутренних сторон рамки карты).

При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное: А м = А + (+ δ).

Магнитное склонение (δ) - угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад - отрицательным (рис.8.13).

Магнитное склонение является величиной непостоянной и изменяет свое значение даже в течение суток и с переменой места.

Сближение меридианов (γ) - угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. Для точек, расположенных восточнее истинного меридиана, значение сближения положительное, а для точек, расположенных западнее, - отрицательное. На топографических картах России значение сближения меридианов ±3°.

Поправка направления (ПН) — угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (± δ) - (± γ)

Рис.8.13. Магнитное склонение, сближение меридианов и поправка направления

Поправку направления и составляющие ее магнитное склонение и его годовое изменение и сближение меридианов печатают в легенде на каждом листе карты под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом. Поправку направления необходимо определять на настоящее время.

Пример. В легенде карты приведены следующие данные:

Склонение на 1975 г, западное 5° 12". Среднее сближение меридианов восточное 2° 13". При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки западное 7°25". Годовое изменение склонения восточное 0°05".

Исходные данные приведены на 1975 год, следовательно:

ПН 75 = (+δ) - (+γ) = -5° 12" - (+2° 13") = -7°25"

Так как эта величина уже приведена в легенде, нет необходимости впредь ее рассчитывать.

Новая поправка направления (на 2003 год)

ПНоз = ПН 75 + (±?δ . (2003 - 1975)) = -7°25" + (+0°05" . 28) = -7°25" + 2°20" = -5°05"-5°.

Поправку направления следует округлять до целого значения в градусах:

Если получилось 30" и более - в большую сторону;

Меньше 30" - в меньшую.

Расстояния между ориентирами на маршруте измеряют по прямым линиям с помощью линейки с миллиметровыми делениями или циркуля-измерителя и поперечного масштаба с точностью до 0,5 мм. Пользоваться линейным масштабом карты нужно как можно реже, чтобы увеличить срок ее службы. Измеренное расстояние не учитывает рельеф местности, в действительности расстояния будут больше, поэтому необходимо учитывать коэффициент увеличения пути (табл.8.1.).

Для определения более точного расстояния между пунктами измеренное на карте расстояние умножают на взятый в таблице коэффициент.

Определение азимута помогает в ориентировании на местности, позволяет выдерживать направление и не сбиться с пути во время путешествий по равнинам, тайге и прочим местам, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Подходит для передвижения в темное время суток, при плохих погодных условиях, когда видимость очень низкая.

Как найти азимут с картой в теории

Определить азимут можно с помощью топографической карты (вычисляют истинный меридиан) или компаса (находят магнитный меридиан). При совмещении эти меридианы образуют угол, который называется магнитное склонение. Чтобы найти истинный азимут, необходимо вычислить сначала магнитный с помощью компаса и к полученному значению прибавить восточное магнитное склонение, либо вычесть западное склонение. Его определяют с помощью справочника, читают на карте, если он указан.

Вычисление азимута по карте помогает определить направление не только путешественникам на местности. Такой способ используют, чтобы высчитать маршрут для воздушных, морских судов. Установить траекторию движения для наземного транспорта в степях, пустынях, саваннах, где отсутствуют указатели направления и прочие ориентиры.

Определить азимут по карте не сложно, это угол между меридианом и направлением к месту прибытия. На карте, стараясь быть наиболее точным, отмечают точку своего местоположения. Она и будет начальной координатой для построения маршрута.

Определение азимута позволяет создавать наиболее подходящий под особенности каждой местности маршрут. Если на пути предполагаемого следования нет естественных, искусственных препятствий, то движение прямолинейное. В случае появления преград маршрут корректируют по мере необходимости, и движение проходит по ломаной траектории.

Создание маршрута по азимуту и карте

Чтобы составить маршрут по азимуту и определить траекторию движения, необходимо иметь:

  • крупномасштабную топографическую карту;
  • линейку;
  • карандаш;
  • транспортир, предпочтительнее выбрать прозрачный.

Для определения азимута по карте обозначают точки настоящего местоположения и конечного пункта следования. К карте прикладывают линейку. Карандашом между точками проводят соединительную линию, пересекая ей ближайшие к точкам меридианы. Основание транспортира прикладывают к меридиану, его дуга должна быть направлена в сторону ориентира (конечной точки). Центральную риску необходимо совместить с начерченной линией. Определить азимут можно на пересечении начертанной линии и дуги транспортира, сняв показания в градусах.

При определении маршрута учитывают встречающиеся препятствия, которые необходимо огибать (глубокие овраги, болота, озера, различные строения). На карте проставляют поворотные точки по всей длине маршрута и соединяют их. Точки проставляют вблизи естественных, искусственных ориентиров, чтобы лучше контролировать выдержанность маршрута. Для каждого отрезка необходимо найти азимут методом, описанным выше. Если переход осуществляется в ночное время, то точки-ориентиры на карте проставляют чаще.

Как определить магнитный азимут

Магнитный азимут представляет собой угол между конечной (определенной) точкой маршрута и направлением на север. Определение азимута по компасу осуществляется так:

  1. Встают строго по направлению к точке движения (предмету).
  2. Компас кладут на ровную поверхность не выше уровня груди, либо держат перед собой на расправленной ладони.
  3. Компас ориентируют, совмещают темный конец магнитной стрелки с буквой С.
  4. На центр компаса накладывают тонкую палочку (спичку). Ее конец направляют в сторону назначенной точки. Палочку поворачивают по часовой стрелке, не допуская ее смещения с центра.
  5. Под палочкой, на лимбе, смотрят цифровое значение.

Определить азимут можно в пределах всей окружности, его значение иногда доходит до 360 градусов. Азимут с таким углом считается нулевым.

Дополнительно можно найти азимут при помощи карты и компаса :

  1. Компас кладут на боковой край карты.
  2. Карту поворачивают до совпадения верхнего обреза с «С», а бокового обреза карты с направлением темного конца магнитной стрелки.
  3. На карте отмечают две точки – начальный и конечный пункт, соединяют их линией.
  4. Компас передвигают до совмещения его центра с начальной точкой.
  5. Начертанная линия совпадет с цифровым значением компаса.

Этот способ позволяет найти прямой магнитный азимут. Для лучшего ориентирования на местности, составления маршрута для возвращения делают расчет обратного азимута. Для этого из полученного прямого вычитают или прибавляют 180 градусов, если найденный угол больше или меньше развернутого угла соответственно.

Подобным образом происходит определение азимута по компасу без карты, но в этом случае нужно представлять условные точки и изображения в уме, смотря на окрестности с более высокой точки.

Движение по азимуту с препятствиями

Когда маршрут по азимуту имеет непроходимые препятствия, то следует придерживаться следующих правил :

  1. На противоположной стороне преграды выбрать наиболее запоминающийся ориентир, который проходит по направлению движения.
  2. Определить азимут для обхода.
  3. Если на обратной стороне нет подходящего ориентира, необходимо его наметить на месте. Для этого делают зарубку на стволе дерева, втыкают в землю большую палку.
  4. Обогнуть преграду, найти намеченный ориентир. От него продолжить движение по азимуту, предварительно сверив направление.

При нулевой видимости препятствие обходят с помощью компаса, если до этого не был составлен маршрут движения по карте. Перед труднопроходимым участком необходимо определить азимут для его обхода. Мысленно намечают точку, от которой начнут движение. Важно соблюдать линейность, двигаясь вдоль и считать количество пар шагов.

Дойдя до конца препятствия, необходимо повернуть и провести определение азимута по компасу. Продолжают дальнейшее движение, считают пары шагов, выдерживают линейность. Полностью обогнув преграду, возвращаются на изначальную траекторию движения – вычисляют обратный азимут, соблюдают количество пар шагов от начала обхода до поворотной точки. После возвращения на маршрут продолжают путь по намеченному до преграды направлению.

Как найти азимут по солнцу

Бывают ситуации, когда необходимо ориентирование на местности и кроме наручных часов нет подручных средств. В этом случае необходимо знать, как определить азимут солнца с помощью циферблата :

  1. На ровную поверхность кладут часы, часовую стрелку направляя на солнце.
  2. Из центра циферблата через «1» проводят линию, полученный угол делят пополам.
  3. Проведенная биссектриса указывает направление север-юг. До полудня север находится слева от солнца, после полудня справа. Поэтому до 12 часов расчет азимута делают, отсчитывая значения против часовой стрелки, после 12 считают по часовой.
  4. Маршрут составляют по аналогии с компасом.

Это позволяет определить направление движения с небольшими погрешностями. Азимут солнца измеряется в градусах от юга до точки горизонта, на которой расположено светило в разные отрезки времени – до наступления полудня на востоке, после на западе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!