Информационный женский портал

Скачать икону спас нерукотворный. «Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск. Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион. Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

До сих пор образ Спаса Нерукотворного помогает избавиться от захватчиков и любых посягательств недругов, используется в военном деле.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,

Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она - основа всего православного иконопочитания.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας - «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон - «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия - Русь в это период была под игом татаро-монголов.

«Спас Нерукотворный» - икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.


А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.
На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным - Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

_______________________________________________________

Документальный фильм «Спас Нерукотворный»

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима Цезарю. В нем сообшалось об Иисусе Христе. Письмо на латинском языке и написано в те годы, когда Иисус впервые учил народ.

Режиссер: Т. Малова, Россия, 2007

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как « ». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.


Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение святого образа тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.


По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.


Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится". Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Нерукотворный Образ Мессии с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.


Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.

Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Нерукотворный Образ, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

  • Едесский (царя Авгаря) – 16 августа;
  • Камулианский – дата явления 392 год;
  • образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия;
  • уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.


Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
на полотенце (Мандилиона);
на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.


В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

при избавлении страшных недугах;
при получении благодати для себя и своих родных;
для укрепления физического и душевного состояния;
для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» - так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.


В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
обрел зрение мужчина-слепец;
поддержка в прекращении восстании С. Разина;
паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

И Евфрат, со 137 года до нашей эры по 242 год нашей эры существовало небольшое государство Осроена, которое первым объявило христианство официальной государственной религией. Здесь же первый раз упоминается икона Спаса Нерукотворного.

Легенда об иконе

По многочисленным легендам, осроенский царь Авгарь V, резиденция которого находилась в столице государства Эдессе, заболел неизлечимой болезнью - черной проказой. Во сне ему явилось откровение, что поможет ему только лик Спасителя. Придворный художник, отправленный ко Христу, не смог запечатлеть его образ из-за божественного сияния, исходящего от Иисуса, который, пойдя навстречу царским мольбам, сам омыл свое лицо водой и отер полотенцем (платом). На нем и остался запечатленным светлый образ, получивший название «убрус», или Мандилион, или икона Спаса Нерукотворного. То есть в классическом варианте она представляет собой лик Христа, выполненный на полотне, по краям которого пущена канва, а верхние концы завязаны в узлы.

После чудесного исцеления Авгаря упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Эдессу взяли в блокаду персидские войска. Как часто это бывает, в трудную минуту на помощь приходит провидение. В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене хранилища, или Керамидионе. Блокада города была снята самым чудесным образом.

Особенности иконы

Этот чудотворный образ в обоих своих проявлениях (выполненный как на холсте, так и на керамике) имеет ряд особенностей и обычаев, с ним связанных. Так, он рекомендован начинающим иконописцам как первая их самостоятельная работа.

Икона Спаса Нерукотворного - единственный образ, на котором нимб вокруг головы Иисуса имеет форму правильного замкнутого круга с находящимся внутри крестом. Все эти детали, как и цвет волос Спасителя, общий фон иконы (на самых древних иконах фон всегда оставался чистым), несут свою смысловую нагрузку.

Бытуют мнения, что созданный без кисти и красок портрет, которым является, по своей сути, икона «Спас Нерукотворный», - фото Христа, запечатлевшее его лицо.

В православии эта икона всегда, с момента привоза ее списка из Константинополя в 1355 году, играла особую роль. Хотя самые древние иконы этого вида появились на Руси еще в XI веке, только со второй половины XIV века все, связанное со «Спасом Нерукотворным», позиционируется на уровне государственного культа и внедряется повсеместно. Под него строятся храмы, изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах - от Куликовской до сражений Первой мировой войны. Слово «стяг» заменяется постепенно словом «знамя» (от «знамения»). Хоругви с изображением «Спаса Нерукотворного» стали неотъемлемой частью побед русского оружия.

Икона «Спас Нерукотворный» сегодня

Прибытие этой чудотворной иконы, слава о которой разнеслась по всей Руси, из Новоспасского города Вятки в Успенский собор Кремля, приобрело государственный масштаб и значение. Тысячи москвичей и приезжих вышли навстречу иконе и при виде ее упали на колени. Фроловские ворота, через которые пронесли икону, стали называться Спасскими. Пройти через них можно было лишь с непокрытой головой, в знак божественности лика.

«Спас Нерукотворный» - икона, значение которой невозможно переоценить. Она воспринимается как один из основных символов православия, по смысловому значению она приравнивается к кресту и распятию.

В последние годы, которые иногда справедливо называют Вторым крещением Руси, строится небывалое количество церквей, монастырей и храмов. В Сочи к открытию Олимпиады в рекордные сроки был возведен и освящен 5 января 2014 года Храм Спаса Нерукотворного.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!