Информационный женский портал

Статус инвалидов имеют следующие категории детей. Социальный статус родителей детей-инвалидов. Кто такой ребенок-инвалид

Счастливое материнство, омрачённое вестью о том, что в семье будет воспитываться ребёнок-инвалид, ставит семью в категорию наиболее социально-уязвимых. В этой связи следует помнить, что такие дети, а также их родители, в частности матери, имеют определенную защиту в правовом отношении.
Знание своих прав обеспечит не только более уверенное сосуществование в социуме, но и поможет принять справедливое решение в спорной ситуации.

В качестве основополагающего документа, регламентирующего данные вопросы в Российской Федерации, выступает федеральная программа целевого назначения «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, причём уже с учётом Республики Крым и г. Севастополя.

Какие дети считаются детьми-инвалидами?

Дети-инвалиды – дети до 18 лет, которые признаны инвалидами по решению медико-санитарной экспертизы. Направление на такую экспертизу они получают в поликлинике, больнице, пенсионном фонде или органах социальной защиты.

Виды льгот

Помимо самостоятельных льгот матерей детей-инвалидов существуют и льготы, напрямую связанные со льготами детей-инвалидов, так как улучшение или ухудшение материального и правового положения такого ребёнка влечёт за собой дополнительные моральные и материальные затраты со стороны матери.

Льготы по трудовому кодексу

Женщина, у которой на иждивении находится ребёнок-инвалид, не достигший 16 лет, может работать неполную неделю или же укороченный рабочий день, получая оплату в соответствии с отработанным временем.

Таких женщин работодатель не вправе обязать работать сверхурочно или без их согласия направить в командировки. Им нельзя отказывать в приёме на работу или снизить заработную плату, мотивируя это тем, что они воспитывают ребёнка-инвалида.

Запрещено увольнять матерей, самостоятельно осуществляющих уход за ребёнком-инвалидом. Также до достижения ребёнком с инвалидностью 18 лет мать ежемесячно может обращаться к работодателю о предоставлении ей дополнительных оплачиваемых выходных в количестве 4 дней, а в сельской местности предусмотрен и ещё один, но уже неоплачиваемый.

Кроме того, коллективным трудовым договором могут быть предусмотрены дополнительные неоплачиваемые отпуска до 14 календарных дней, а также иные льготы матерям детей-инвалидов, которые работодатель сочтёт необходимыми, однако включение таких положений в коллективные трудовые договоры необязательно.

Пенсионные льготы

Мать ребёнка-инвалида, которая воспитывала его до возраста 18 лет, вправе получать трудовую пенсию с 50 лет, если её трудовой стаж – 15 лет, а время, затраченное на воспитание ребёнка-инвалида, засчитывается в трудовой стаж.

Социальные выплаты

Ежемесячно мать, воспитывающая ребёнка-инвалида и нигде не работающая, имеет право получать пособия, размер которых составляет 60% оплаты труда по минимальным тарифам. Самому же ребёнку-инвалиду, а затем инвалиду детства выплачивается социальная пенсия и различные к ней надбавки.

Жилищные и коммунальные льготы

При постановке на учёт для получения жилья семьи с такими детьми имеют право получить жилплощадь в первоочередном порядке. В зависимости от вида заболевания может быть предоставлена и дополнительная площадь или комната, которая не считается излишней при начислении коммунальных платежей и платы за жильё не частной формы собственности.

Плата за пользование помещениями государственного и муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги оплачиваются со скидкой не менее 50%, а абонентская плата при пользовании стационарными услугами связи взимается в размере 50% от установленной.

Транспортные льготы

Матери как сопровождающие детей с инвалидностью вправе бесплатно перемещаться любым видом городского и пригородного транспорта, за исключением такси. На любой вид транспорта дальнего (междугороднего) следования в период с 1 октября по 15 мая предоставляется скидка в 50%, в летний период – на таких же условиях однократная поездка в обоих направлениях.

Предоставляется бесплатный проезд в обе стороны и при осуществлении санаторно-курортного лечения. Путёвка матери выдаётся также на безвозмездной основе.

Налоговые льготы

При обложении общего дохода налогом сумма в 3 установленные минимальные месячные трудовые выплаты одного из родителей налогом не облагается, т.е. не входит в совокупный доход.

ВВЕДЕНИЕ

Общие вопросы установления категории "ребенок-инвалид"

Статус ребенка-инвалида был впервые введен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет.

В 1980 году количество детей-инвалидов в Российской Федерации составило более 53 тысяч человек. За последующие 20 лет уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до - 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году.

С 1997 года в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба МСЭ, освидетельствование детского населения, проводившееся в учреждениях здравоохранения в детских поликлиниках, постепенно стало передаваться в органы социальной защиты.
К 2002 на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществлялось педиатрами общих бюро МСЭ, либо в педиатрических составах.

Абсолютное количество детей-инвалидов к 2007 году снизилось до 600 тысяч человек, что связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, за эти годы неоднократно изменялись нормативные документы, регламентирующие определение инвалидности (Приказ МЗ РФ от 04.07.1991 №117 отменен в 2000 г. Постановление МТ и CP РФ и МЗ РФ от 29.01.1997 № 1/30 отменено в 2005 г.) и многим детям категория «ребенок-инвалид» не была установлена, либо не была подтверждена при переосвидетельствовании; во-вторых, снизилось общее количество детей в России с 37 млн. человек (в возрасте до 16 лет) в 1997 году до 30 млн. (в возрасте до 18 лет) в 2002 году. В 2008 г оду детская популяция составила 23 млн. человек.

Удельный вес детей-инвалидов в детской популяции за это же время значительно вырос: с 1,7% в 1997 г. до 2,2% в 2002 г. К 2009 г. в некоторых регионах в структуре детской популяции дети-инвалиды составили от 2,5% до 5%. Это отражает ухудшение состояния здоровья детей, увеличение врожденных и хронических приобретенных заболеваний, приводящих к инвалидности.

В настоящее время основными нормативными документами, регламентирующими определение инвалидности, как у взрослых, так и у детей, являются:
1. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. № 95.
3. Приказ МЗ и CP РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 23 декабря 2009 г. № 1013 н.

Согласно этим документам условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться. ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: - нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи;
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, чудовища, конечностей, статики, координации движений);
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета;
- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного. дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Согласно при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяется четыре степени их выраженности:
1 степень - незначительные нарушения,
2 степень - умеренные нарушения,
3 степень - выраженные,
4 степень - значительно выраженные нарушения и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к способность ориентации, способность к общению, способность к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с - возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты (пункт 11 Приказа № 1013н).

Таким образом, для установления ребенку категории «ребенок-инвалид» требуется объективно доказать наличие у него заболевания (последствие травмы или дефекта), приводящего к стойкому умеренному (выраженному или значительно выраженному) нарушению функций организма, сопровождающегося ОЖД хотя бы по одной категории.

При заболеваниях внутренних органов преимущественными нарушениями функций являются нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета.

Исходя из этого, основными задачами врачей МСЭ являются определение стойкости нарушений функций организма, степени их выраженности и определение ОЖД. Стойкость нарушений функций организма определяется клинической формой заболевания.

Врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) и хроническая приобретенная имеют стойкий характер нарушений различных функций организма.

Вид нарушений также зависит от характера патологического процесса, а степень выраженности зависит от степени компенсации этих нарушений. В большинстве случаев для определения степени нарушений функций организма необходимо объективно доказать степень хронической недостаточности пораженного органа или системы.

В педиатрической практике успешно применяется оценка состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья, предложенная Громбахом С.М. и доработанная в последующем Вельтищевым Ю.Е. с разделением на пять групп здоровья по четырем основным критериям.
В современном виде она представлена в Приказе Минздрава России «О комплексной оценке состояния здоровья детей» от 30.12.2003 г. № 621.

К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей,
ко 2 группе - детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии - состояние предболезни (функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др.),
к 3 - дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации,
к 4 - пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией,
к 5 - дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями, т.е. дети-инвалиды.

Для того, чтобы установить категорию «ребенок-инвалид», необходимо доказать, что ребенок относится к 5 группе здоровья.

Эта статья обращена к родителям детей-инвалидов, желающих максимально помочь детям в отношении их будущих, уже взрослых пенсионных выплат

Всем известно, что до 18 лет детям-инвалидам не определяют , им устанавливается общая категория "ребёнок-инвалид". До 18 лет ребёнок-инвалид получает максимальную социальную пенсию по инвалидности, приравненную к 1 гр. инвалидности. При вступлении в совершеннолетие данный статус утрачивается и ребёнок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ. Здесь ему устанавливают группу и определяют степени ограничения.

Теперь сумма его социальной пенсии по инвалидности полностью будет зависеть от группы. Если ребёнку установят 1 или 2 группу инвалидности, то на сумму получаемой пенсии будет иметь значение факт инвалидности с детства, при установлении 3 гр. этот факт значения не имеет. (Для сравнения инвалид 2 гр. получает социальную пенсию 5283,84 р. , а инвалид с детства 2 гр. получает 10567,73 р.) При 3 гр. не важно с детства или нет установлена инвалидность - пенсия у них общая 4491,30 р.

Таким образом, ребёнок- инвалид став совершеннолетним и получив 3 гр. инвалидности резко теряет в пенсионной выплате в 2 раза. Как правило, 3 гр.- это первая ст. ограничения к труду, т.е. 3 гр. - не имеет серьёзных ограничений в трудовой деятельности, и следовательно впереди предвидится трудовая деятельность. А значит, предвидится переход с социальной пенсии по инвалидности, на страховую по инвалидности.

Право на страховую пенсию по инвалидности от продолжительности страхового стажа не зависит, он может быть как угодно мал - достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. От его продолжительности зависит ее размер. Страховая пенсия по инвалидности инвалида только что заступившего на работу и инвалида имеющего страховой стаж работы 5 лет - будут отличаться по сумме выплат.

Поэтом у родители могут заранее побеспокоиться о том, чтоб их совершеннолетнее чадо, приступая к работе могло рассчитывать на повышенные суммы страховой пенсии по инвалидности. Для этого им стоит рассмотреть возможность уплаты добровольных страховых взносов начиная с 14 лет ребёнка. 5 лет уплаты добровольных взносов = 5 лет страхового стажа. + к этому хотя бы 1 рабочий день = и Вы обеспечите своему ребёнку повышенную страховую пенсию по инвалидности. Материально она ощутимо выше социальной, которую назначают инвалидам при отсутствии страхового стажа и выше тех, кто только начинает трудиться.

Для уплаты добровольных страховых взносов родителям ребёнка - инвалида необходимо обратиться в пенсионный фонд с заявлением об уплате добровольных страховых взносов, открыть счёт.
Срок для перечисления страховых взносов - не позднее 31 декабря текущего года. Платить можно как частями так и одноразово в конце года.

СТОИМОСТЬ СТРАХОВОГО ГОДА = МРОТ х ТАРИФ пенсионных взносов х 12 мес.

Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию страховые взносы в бюджет ФСС РФ необходимо уплатить в размере стоимости страхового года. Т.е не важно в марте или в октябре родители откроют счёт на имя ребёнка для уплаты добровольных страховых взносов, уплатить нужно сумму стоимости страхового года.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по добровольному обязаны по итогам календарного года представлять в региональное отделение расчет по исчисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4а ФСС РФ (п. 11 Правил уплаты страховых взносов). Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н.

Подать отчет (расчет) по форме 4а ФСС РФ необходимо в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 4 Приложения N 2 к Приказу N 847н).

Помимо пенсионных выплат родителям стоит знать, что при установлении взрослой инвалидности внимание нужно акцентировать не на диагнозе, а на том, насколько основные виды нарушений функций организма ограничивают человека в способности к:

Самообслуживанию
самостоятельному передвижению;
ориентации;
общению;
контролировать свое поведение;
способности к обучению;
способности к трудовой деятельности.

При этом, при комплексной оценке вышеперечисленных критериев характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, определяется степень их выраженности. Желающим разобраться и понять сущность установления группы исходя из степени ограничений стоит ознакомиться с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 декабря 2009 г. N 1013н г. "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

А так же родителям детей - инвалидов стоит помнить, что большое значение имеет предшествующие взрослому МСЭ:

Частота посещений врача по профилю основного заболевания;
использование и нуждаемость в реабилитационных мерах;
лечение и его эффективность;
частота посещения детского МСЭ (важно для тех, кому инвалидность была установлена сроком до 18 лет).

Таким образом, заботясь о будущих взрослых пенсионных выплатах, родители ребёнка-инвалида должны позаботиться как о сохранении самой группы, так и о страховом стаже.

Условия признания человека инвалидом:

  • Серьезные патологии систем организма, вызванные врожденными дефектами или какими-либо обстоятельствами (травмами, болезнями).
  • Значительное ухудшение качества жизни (неспособность к самостоятельному обслуживанию, затруднения в передвижении, социальная дисфункция).
  • Повышенная потребность в социальной защите.

При одновременном соответствии всем перечисленным условиям человек признается инвалидом. Если гражданин получает инвалидность до наступления совершеннолетия, он обретает статус «ребенок-инвалид». Взрослому, ставшему нетрудоспособным после 18-лет, присваивается категория инвалидности. Ранее в РФ существовало понятие «инвалид с детства». Данный статус обретали граждане, получившие инвалидность ранее совершеннолетия. С 2014 года понятие «инвалид детства» перестало быть правовым статусом.

Инвалидность после 18 лет у детей-инвалидов

Закон Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям – инвалидам» устанавливает надбавку за уход: такая надбавка назначается одинокой матери (одинокому отцу) независимо от факта работы и среднемесячного совокупного дохода семьи, в которой воспитывается ребенок – инвалид, и устанавливается в размере: на ребенка инвалида в возрасте до 6 лет – 50% прожиточного минимума, на ребенка – инвалида в возрасте от 6 до 18 лет – 50% прожиточного минимума. Надбавка назначается одному из родителей, усыновителей, опекуну, попечителю, которые не работаюти фактически осуществляют уход за ребенком — инвалидом.

Трудовое законодательство. Ежегодный отпуск женщинам, воспитывающим ребенка – инвалида, предоставляются по их желанию и в удобное время.

Государственные льготы для детей инвалидов после 18 лет

Также может быть установлен коллективным договором (но не обязательно) в качестве трудовой льготы родителям детей-инвалидов дополнительный отпуск без содержания до 14 дней (ст. 263 ТК РФ). В иных заметках мы подробно рассмотрим налоговые, образовательные, жилищные и иные права воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями (инвалидов).

Подскажите, какие льготы в Украине для инвалидов детства Ольга Воевода Ученик (93), закрыт 4 года назад Алёна Осипова Мыслитель (5004) 4 года назад Право ребенка-инвалида на образование Государство гарантирует детям-инвалидам дошкольное воспитание, получение образования на уровне, которое отвечает их способностям и возможностям. Дошкольное воспитание и образование детей-инвалидов осуществляется в общих или специальных дошкольных и учебных заведениях.

Внимание родителям! льготы для семей, имеющих детей-инвалидов до 23 лет

Инфо

Конвенции. Вопрос о предоставлении льгот родителям детей — инвалидов в 2018 году в России встал особенно остро, что связано с реформированием социальной сферы. Сегодня государство ставит перед собой задачи исполнения всех социальных обязательств перед данной категорией граждан, связанные не только с материальным обеспечением, но и другими направлениями создания условий для полноценной жизни детей-инвалидов.


На первый план, конечно, выходят выплаты родителям воспитывающих детей инвалидов. Кроме того, на контроле у государственных органов находятся такие направления работы, как:
  • Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями на достойное общее и профессиональное образование;
  • Улучшение жилищных условий;
  • Получение медицинских услуг.

Также, контролируются вопросы предоставления льгот, семьям воспитывающих детей-инвалидов.

Основные льготы инвалидам детства в 2018 году

Скачать для просмотра и печати Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 Льготы на передвижение в общественном транспорте Инвалиды детства, а также сопровождающие их лица, получают право бесплатного использования общественного транспорта, курсирующего по городским и пригородным маршрутам. Детям-инвалидам государство предоставляет бесплатный проезд к месту лечения и реабилитации.
Возможность бесплатного проезда существует и для родителей и социальных работников, но только когда их сопровождение требуется инвалиду 1 группы. Кроме этого, инвалиды детства 1 и 2 групп и дети-инвалиды получают скидку до 50% на поездку на воздушном, речном или железнодорожном транспорте в период с октября по май.
Скидка предоставляется один раз в течение года в любом выбранном периоде. Чтобы получить льготы, необходимо при покупке билета предъявить пенсионное удостоверение.

Forbidden

Материальное, социально-бытовое и медицинское обеспечение инвалидов осуществляется в виде денежных расходов (пенсий, помощи, одноразовых выплат). обеспечения медикаментами, техническими или другими средствами, включая автомобиль, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, а также путем предоставления услуг по медицинской, социальной, трудовой, профессиональной реабилитации, бытовому и торговому обслуживанию. Порядок назначения и выплаты государственной помощи по уходу за ребенком-инвалидом Порядок назначения и выплаты помощи по уходу за ребенком-инвалидом предусматривается ст. 40-45 Закона «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.10.92 г. пп. 73-79 «Положения о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми» от 11.03.93 г.

Какие выплаты и льготы положены ребенку-инвалиду от государства

Заявление о назначении трудовой пенсии гражданам и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается заявителем в управление Пенсионного фонда по месту проживания. При назначении пенсии к заявлению, кроме документов о стаже и заработке, прилагаются документы о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста и о признании ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.

В случае, если в соответствии со справкой врачебно-консультационной комиссии ребенку установлена инвалидность после достижения им восьми лет, необходимо подтверждение данной комиссии о том, что в соответствии с медицинскими показаниями ребенок мог быть признан инвалидом до достижения им указанного возраста. Итак, при соблюдении вышеназванных условий мать ребенка-инвалида будет иметь право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях после достижения 50-ти лет.

Что меняется в льготах, детям-инвалидам после 18 лет

Внимание

Имеет ли право мать ребенка-инвалида на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях? В какой орган необходимо обратиться за назначением пенсии? В соответствии со статьей 17 Закона О пенсионном обеспечении, женщины, которые родили пять или более детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, которые воспитали их до этого возраста, имеют право на пенсию по возрасту после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет с учетом в стаж времени ухода за детьми. При этом в число инвалидов с детства входят также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, которые имеют право на получение социальной пенсии.


В соответствии с Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий заявление о назначении пенсии работающим гражданам и членам их семей подается работником собственнику предприятия, учреждения, организации.

Льготы семьям с ребенком инвалидом

  • 2 гр. - 10 068 р.;
  • 3 гр. - 4279 р.

Размер пенсии может увеличиваться на основании региональных нормативных актов. К примеру, в Санкт-Петербурге дополнительно к пенсии выплачивается 6223 р.

на ребёнка-инвалида и 14 021 р. на ребёнка-инвалида с особыми потребностями.

Важно

Пособия ежемесячно переводятся на специальную соцкарту, с которой невозможно снять наличность. Этой картой можно лишь расплачиваться в детских магазинах с целью приобретения вещей и продуктов.


В Москве с начала 2018 г. семьи, в которых имеется инвалид детства, получают дополнительно к пенсии 12 000 р. ЕДВ для детей-инвалидов В соответствии с Указом Президента №175, детям со статусом инвалида выплачивается ежемесячное денежное пособие. Обратите внимание! Выплаты производятся без подачи заявлений, но при этом в пенсионных досье детей-инвалидов должны иметься все соответствующие документы.
При необходимости постоянного ухода, родителю, или иному члену семьи, его осуществляющему также назначается пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Особенности назначения пособий Согласно законодательству, пособия семьям, воспитывающим детей инвалидов, назначаются на следующих условиях:
  • Выплата назначается при уходе за ребенком- инвалидом и взрослым ребенком- инвалидом 1 группы одному из родителей;
  • Родитель должен быть трудоспособным, но не работающим;
  • Родитель не должен получать пенсию, пособие в связи со статусом безработного.

Исходя из этих условий, пособие по уходу может быть назначено любому гражданину, независимо от родственных связей, осуществляющих фактический уход за инвалидом и отвечающий вышеперечисленным условиям.

Льготы родителям ребенка инвалида после 18 лет

Задан 2012-05-08 11:02:19 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Сохраняются ли льготы медицинским работникам при выходе на пенсию на коммунальные услуги? — Сохраняются ли льготы медицинским работникам при выходе на пенсию на коммунальные услуги. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 500 раз. Задан 2010-06-22 12:22:40 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Имеет ли какие то льготы при выходе на пенсию женщина вырастившая троих детей (1979,1982,1983г.)? — Имеет ли какие то льготы при выходе на пенсию женщина вырастившая троих детей (1979,1982,1983г.). далее1 ответ. Москва Просмотрен 2712 раз. Задан 2010-06-03 19:06:24 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита»

  • 1 ответ. Москва Просмотрен 999 раз.

1.1 Понятие ребёнок - инвалид. Критерии инвалидности. Виды ограничений жизнедеятельности у детей - инвалидов

До 1979 года юридически термин "ребенок-инвалид" не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета не производилось. Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства" от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 декабря 1979 г. были утверждены перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка - инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000 г.г., который можно обозначить как второй этап в истории вопроса детской инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов, уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории "ребенок-инвалид".

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида: необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении; обучение на дому или в специальном учреждении; обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами; необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания; комплекс основных реабилитационных мероприятий и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

Дети-инвалиды имеют льготы: 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая; дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси); детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов; дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди; семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50 % (в общественном жилом фонде).

Понятие «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» -- это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. -- в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок - инвалид".

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид" на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций), нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи, нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности), нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений), нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета, нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные, значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности. Категория "ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г., утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению, протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению техническими средствами реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и др.)

Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов расширяет показания к определению инвалидности за счет указанных дополнительных видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений, обусловленных физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории "ребенок-инвалид" и в будущем приведет к росту числа детей-инвалидов.

Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а только начинает работу с больным ребенком: разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, по которой осуществляется комплексная реабилитация ребенка - инвалида. Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной помощи детям направлен именно на решение вопросов реабилитации, его по праву можно назвать реабилитационным этапом, так как именно проведению реабилитационной работы посвящены усилия многих специалистов.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей - инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок - инвалид". Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория "ребенок - инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок - инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению, не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Пособие в СССР - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях...

Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения

Развитие гражданского общества предполагает максимально полное участие всех людей в социокультурной жизни общества, однако потенциал большинства инвалидов остается сегодня невостребованным. Социальные ограничения...

Опытно-экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Родник» в системе Департамента социальной защиты населения Тюменской области начал работать с июля 2001 года...

Основные направления социальной работы. Дети-инвалиды. Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Валеология

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка...

Особенности осуществления социальной реабилитации инвалидов

Порядок осуществления реабилитации

Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация -- это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо...

Проблемы адаптации детей-инвалидов

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация...

Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат")

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный»...

Социальная защита инвалидов

Социальная работа с инвалидами

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В русском словоупотреблении...

Социальная работа с инвалидами средствами спорта на примере занятий тхэквондо

Технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!