Информационный женский портал

Влагалищное исследование у роженицы. Влагалищное исследование. Приготовить все необходимое для приема родов

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физтческой культуре

"Проведение занятий с элементами лечебной физкультуры в условиях дошкольного учреждения"

Кислякова О.Ю., старший воспитатель МАДОУ №41

Наше дошкольное учреждение – единственное в городе, имеющее статус «присмотра и оздоровления». С 2008 года дошкольное учреждение поменяло свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии. Основной целью работы нашего МАДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за свое здоровье.

В своей деятельности мы используем программу «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И.); «Валдоня», а для реализации оздоровительных задач используем программу Алямовской А.Г. «Здоровье», программу «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной Л.Д., а также оздоровительные технологии и методики: точечный массаж Уманской Н.А., ароматерапия Лавреневой Г., звуковая гимнастика Лазарева М., оздоровительная гимнастика Пензулаевой Л., лечебные игры Галанова А. и т.д.

В дошкольном учреждении создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения», над выполнением которой коллектив работает третий год. В результате этой работы в саду создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.

Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является физкультурно – оздоровительное. В соответствии с оздоровительными программами и технологиями ежедневно воспитатели, физинструктор и медсестра проводят физкультурные мероприятия: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после сна, динамический час, оздоровительные минутки, закаливание, массаж, физиопроцедуры, лечебную физкультуру.

Особое внимание уделяется организации физкультурных занятий. В течение недели в каждой возрастной группе проводятся 3 занятия: 2 физкультурных (физинструктор), динамический час на прогулке (воспитатель) (со средней группы). В нашем детском саду с учетом его специфики выделен блок оздоровительной работы, в рамках которого проводятся занятия с элементами лечебной физкультуры.

И сейчас я хочу остановиться на организации и проведении таких занятий из опыта работы дошкольного учреждения. Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольных учреждениях различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий ЛФК в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах возникновения нарушения осанки и сводов стопы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Главная цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников и

формирование правильной осанки и свода стопы.

Основные задачи ЛФК:

1. Осуществлять профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

2. Улучшать функции дыхательной и сердечно – сосудистой системы.

3. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

4. Создавать условия психологического комфорта для каждого ребенка.

Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения: дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: оздоровительные игры (автор Галанов А.С.) «су-джок» - терапия (массаж пальцев - колечками, рефлекторных зон кистей стоп - шариками), «Сухой бассейн», музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия, аэроионотерапия (люстра Чижевского).

На занятиях используется различный спортивный инвентарь: гимнастические палки, массажеры: массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, дыхательные тренажеры «Паровоз», «Фонтанчик», «Вертушки», мыльные пузыри, «сухой бассейн» и «сухой дождь», тренажеры простого типа и сложного устройства.

Занятия ЛФК проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам, с детьми всех возрастных групп в физкультурном зале.

В структуре занятий младшего и старшего дошкольного возраста имеются различия: в основной части с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся оздоровительные игры по методике Галанова А.С., а с детьми старшего возраста – комплексы общеразвивающих упражнений. В заключительной части с детьми старшего возраста проводится Су-джок терапия.

Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.

1 этап: разминка

Задачи данного этапа:

1. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.

2. Повышение эмоционального тонуса детей.

3. Воспитание стремления заботиться о собственном организме.

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

1. Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.

2. Ходьба по массажным дорожкам через «сухой дождь».

3. Упражнения в разных видах ходьбы и бега.

4. Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.

5. Комплекс ритмической гимнастики «Восточная гимнастика», который способствует укреплению мышечного корсета, улучшению координации движений, развитию гибкости. Все упражнения дети выполняют сидя на полу «по-турецки» в сопровождении аудиозаписи. комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки.

Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 -основном этапе .

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.

2. Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.

3. Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.

На данном этапе, как один из вариантов, я использую метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» - «Вертушки» - «Велотренажер» - массажные мячи).

Во время тренировки физинструктор определяет индивидуальную нагрузку, следит за самочувствием и выполнением правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя - сидя), замены тренажера. («Гребля» - диск «Здоровье»).

При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам я провожу упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.

После 8 упражнений на тренажерах я использую в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.

После завершения второго этапа я приступаю к заключительной части , в ходе которой я решаю следующие задачи:

1. Укрепление опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.

2. Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.

3. Снижение эмоционального напряжения;

4. Воспитание чувства ответственности к своему здоровью.

Заключительная часть проводится в «сухом бассейне», вокруг которого расположены «массажные коврики».

«Сухой бассейн» вместо воды наполняется мелкими шариками, поэтому располагает широким спектром возможностей для оказания профилактической помощи детям. Упражнения и игры в «сухом бассейне» развивают и поддерживают отдельные двигательные навыки, тренируют различные группы мышц (в т.ч. и мышцы, формирующие осанку и поддерживающие свод стопы).

Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж всего тела без массажиста. В таких играх участвуют даже самые маленькие.

Упражнения проводятся фронтально, поточно, вокруг бассейна и в бассейне, из положение: стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку.

Затем дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.

Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики, пластиковые бутылочки с холодной и горячей водой.

Занятие заканчивается ходьбой через «сухой дождь» по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.

В 1 мл. группе нашего дошкольного учреждения имеется угловой «сухой бассейн». В течение дня воспитатель по своему усмотрению использует отдельные упражнения для снятия эмоционального напряжения, тактильной и сенсорной стимуляции малышей, развития коммуникативных качеств. Воспитатели занимаются с детьми индивидуально или небольшими подгруппами (3 – 5 человек). У детей вызывает интерес ходьба, ползанье, отдых в бассейне, расслабление, игры: «Сорви яблоко», «Собери в корзину», «Принеси!».

В детском саду «сухой бассейн» используется не только во время специально организованных занятий, но и в свободное время (во ΙΙ половине дня). Воспитатели проводят игры и упражнения, знакомые детям: «Достань со дна бассейна», «Отгадай, где спрятано?», «Кто больше?», «Ловкие ноги» и др.. Такие динамические паузы очень нравятся детям.

На занятиях ЛФК используются приемы арт-терапии: музыкотерапия, цветотерапия.

Музыкатерапия подразумевает создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует созданию положительного эмоционального настроя детей в процессе их двигательно – игровой деятельности.

В начале занятия музыка должна быть относительно тихой, спокойной (упр. на проверку осанки у стены, ходьба через «сухой дождь»), с постепенным увеличением громкости, темпа, ритма (упр. в различных видах ходьбы и бега, комплексах упражнений на фитболах, с гимнастическими палками и т.п.).

Во время проведения дыхательной гимнастики, упражнений на расслабление, различных видах массажа музыка должна быть светлой, нежной, воздушной; можно использовать звуки природы (пение птиц, шум воды и т.п.). При проведении комплекса «Восточной гимнастики», «су – джок» терапии используются восточные мелодии. Музыкальное сопровождение в этих случаях является ассоциативным фоном.

Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применяется словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.

Цветотерапия – это целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима для детей. Главная идея цветотерапии состоит в том, что посредствам определенных цветовых режимов (интерьера физкультурного зала, кабинета ЛФК, включая оборудование, тренажеры, другой интерьер) можно содействовать более эффективному двигательному развитию детей, моделированию эмоционального состояния.

Организационные возможности цвета мы используем при выборе цветового решения интерьера (кабинет ЛФК – нежно-зеленого цвета).

В целях индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятиях используется паласы 2-х цветов – красный и зеленый:

а) дети с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями, которые нуждаются в стимуляции, занимаются на красном паласе, т.к. красный цвет активизирует все функции организма, стимулирует внимание;

б) зеленый цвет положительно влияет на нервную систему, успокаивает, помогает контролировать свои поступки, поэтому более активные, легко возбудимые дети занимаются на зеленом паласе.

Упражнение на расслабление, различные виды массажа проводятся на зеленом покрытии.

С целью оптимизации двигательной активности дошкольников используется «сухой дождь», который состоит из разноцветных ленточек, расположенных от теплых тонов к холодным. В начале занятия дети проходят от синего к красному – это активизирует двигательную активность, повышает эмоциональный тонус, развивает цветовосприятие. В заключительной части занятия дети проходят от красного к синему (3 р.) – это помогает детям расслабиться, восстановить растраченную энергию, стимулирует тактильную чувствительность.

Роль своеобразного «стимулятора эмоционального настроя» детей выполняет пузырьковая лампа «Аквариум» (2 вида) с цветной подсветкой. Лампы включаются в заключительной части во время проведения массажа под спокойную, неторопливую музыку. Это создает эффект «цветомузыки», который дает детям возможность сконцентрировать внутреннюю энергию при переходе к другим видам деятельности.

С целью цветотерапевтического управления эмоциональным состоянием детей можно использовать прозрачные платки разных цветов (при проведении подвижных, оздоровительных игр, упражнений на расслабление, выполнение комплексов ритмической гимнастики).

Пассивные дети созерцаю окружающий мир в красном, желтом, оранжевом цвете; активные, возбужденные дети – в голубом или зеленом. Детям можно дать возможность самим выбирать цвет, что помогает физинструктору ориентироваться на эмоциональный настрой ребенка во время проведения занятия.

Одновременно с проведением занятий ЛФК проходят сеансы ароматерапии – лечение различных заболеваний ароматами природных эфирных масел. Для этого используется аромалампа. Эфирные масла оказывают благотворное влияние на кожу, кровообращение, дыхательную систему, эффективны против многих микроорганизмов, благоприятны для иммунной и нервной систем.

В помещении физкультурно – оздоровительного центра используется аэроионизатор воздуха – люстра Чижевского, создавая эффект «горного воздуха». Аэроионотерапия применяется в профилактических целях, а так же для лечения ряда заболеваний.

Мы уверены, что ни одна,даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Работа с родителями включает в себя такие формы работы, как: открытые занятия, дни открытых дверей, совместные мероприятия, семинары, консультации, наглядная пропаганда.

В дошкольном учреждении оформлен стенд «Физкультурно-оздоровительная работа», где представлены фотоматериалы, в том числе и по лечебной физкультуре.

В дни открытых дверей родителям предоставляется возможность посетить занятия ЛФК, познакомиться с оборудованием, используемым на занятиях.

Родители с удовольствием принимают участия в физкультурных мероприятиях (праздниках, досугах), где вместе со своими детьми выполняют дыхательные упражнения, упражнения для красивой осанки и стройных ног, обучаются основам массажа с использованием массажных мячиков и т.п.

В конце учебного года проводились итоговые занятия по ЛФК, на которых присутствовали родители. Им было интересно узнать о многообразии средств ЛФК, влияние таких занятий на здоровье детей. С целью повышения роли родителей в профилактической работе, привлечения к активному участию в оздоровлении своих детей проводятся цикл консультаций, семинары- практикумы для родителей.

С целью отслеживания результатов работы с детьми в нашем дошкольном учреждении проводится комплексная диагностика:

1. Исследования состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники №3.

2. Осмотр детей специалистами для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) и других функциональных нарушений:

Плантография- методика получения отпечатков человеческой стопы в позе естественного прямостояния на плантографе; с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями;

Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом.

Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий физкультурно – оздоровительной работы, в т.ч. занятий ЛФК: в детском саду имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.

Система занятий ЛФК дает возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.

Работа на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем оснащение комнаты ЛФК новым оборудованием: приобретение тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта и безопасности детей, пополнения фонотеки для музыкотерапии.

И как сказал ученый С.Я.Эйнгорн:

«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.»

Методичекая литература

1. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». Москва, «Просвещение», 2006.

2. Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления». Москва, «Линка – пресс» 1999.

3. Галанов А.С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга», 2006.

4. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г. «Занятия по физкультуре с детьми 3 – 7 лет». Москва, «Сфера», 2007.

5. Рунова М.А. «Движение день за днём». Москва, «Линка – пресс», 2007

6. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ». Воронеж, «Учитель», 2005.

7. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. «Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников». Волгоград, «Учитель», 2009.

Часто в дополнение к лекарственным препаратам детям назначается проведение лечебно-профилактической физкультуры, чтобы дополнить назначенный курс лечения и помочь ребенку укрепить свое здоровье, адаптироваться к тем или иным жизненным обстоятельствам.

Что такое ЛФК

ЛФК или лечебная физическая культура – это комплекс физической деятельности, направленный на устранение последствий после перенесенных физических и психологических травм. В основе данного комплекса лежит естественная потребность человека в движении. Стоит отметить, что последние десятилетия двигательная активность населения всего мира значительно снизилась, именно поэтому включение в общую терапию данного направления не менее важно, чем подбор правильных лекарств.

В случае с детьми ЛФК играет особенную роль. Для них это постепенное снятие эмоционального стресса, обучение самоконтролю, ощущение себя самого, умение расслабляться, возможность развиваться при любых физических возможностях.

ЛФК для детей содержит много игровых форм упражнений, что делает занятия легче и веселее, как для ребенка, так и для его родителей.

Методы воздействия лечебной физкультуры, и как они подбираются

ЛФК оказывает свое воздействие на организм ребенка посредством нескольких основных форм.

  1. Лечебная гимнастика. Сюда входят различные физические упражнения, которые могут быть сконцентрированы на общем развитии, либо оказывать действие в определенной зоне – поясничный отдел, голеностопный сустав, плечевой пояс и т.д. Гимнастика или зарядка могут быть длительными, либо непродолжительными, в зависимости от назначений врача, возможностей родителей и пациента непосредственно. Упражнения адаптируются в зависимости от места проведения – пятиминутка в подготовительной группе, полчаса дома или час в специальном зале.
  2. Дополнительная физическая активность. Очень часто в дополнение к основному комплексу упражнений, врачи советуют активную ходьбу, восхождения (если это возможно), легкий бег, походы.
  3. Упражнения на тренажерах. Специальные залы для ЛФК оборудованы тренажерами, созданными специально для развития опорно-двигательного аппарата, снижения тонуса мышц, лечения и профилактики многих заболеваний, связанными с задержками роста ребенка, а также его способности адаптироваться в обществе и пространстве.
  4. Плавание. Благодаря высокой плотности, вода поддерживает тело ребенка, снижая нагрузку на его позвоночник и позволяя справляться с более сложными задачами, чем вне бассейна. Плавание помогает развить мускулатуру, является профилактикой смешения внутренних органов, действует умиротворяюще на нервную систему, помогая бороться со стрессами и усталостью.

Подбор того или иного вида лечебной физкультуры происходит в зависимости от поставленного врачом диагноза, а также от особенностей ребенка, которого записывают на ЛФК. Конечно, посещать тренировки полезно и здоровым детям, но можно выделить ряд отклонений и заболеваний, при которых лечебная физкультура просто необходима:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • сердечно-сосудистые отклонения;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания ЖКТ;
  • реабилитация после травм;
  • нарушения осанки;
  • в некоторых случаях после перенесенных операций;
  • при необходимости обучить ребенка ходить со специальной поддержкой;
  • психоэмоциональные расстройства.

В ряде случаев для проведения лечебно-профилактической физкультуры есть противопоказания, например, для детей, которые недавно перенесли операцию на подошвах стоп или имеют серьезные патологии опорно-двигательного аппарата.

Эффективность лечебной физкультуры для детей, ее положительные стороны

Главной задачей и итоговым действием ЛФК является укрепление способности ребенка к адаптации в обществе. Каким бы ни было первоначальное состояние маленького пациента, задачей специалистов и родителей является облегчение его деятельности, соответствующей его нуждам. В то же время организм ребенка необходимо закалить и подготовить к возможным трудностям, к борьбе с инфекциями в периоды обострения.

Эффективность лечебной физкультуры для детей доказана многолетней практикой. Сегодня подобная терапия практически во всех случаях назначается как дополнительное средство излечения и поддержания организма детей с установленной инвалидностью.

Такое доверие вызвано массой положительных эффектов:

  • общее укрепление здоровья и иммунитета;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • развитие мелкой и крупной моторики ребенка;
  • укрепление, развитие мышечного каркаса;
  • снижение тонуса мышц, предупреждение судорожных проявлений и спазмов;
  • формирование правильной осанки, предупреждение сколиоза (если не поставлен ранее);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата, в целом;
  • развитие суставов, улучшение двигательных функций;
  • предупреждение остеопороза и остеохондроза;
  • ускорение метаболизма и регенерации;
  • улучшение обмена веществ, в целом;
  • развитие силы и выносливости;
  • снижение негативных последствий в реабилитационный период после операций, как под местным, так и под общим наркозом;
  • восстановление адаптивных способностей;
  • укрепление связи ребенка с родителем и окружающим его обществом, улучшение коммуникативных способностей.

Несколько полезных упражнений для каждого ребенка

  1. Попросите ребенка лечь на пол и представить, что он плывет в озере или по широкой реке. При этом брюшные мышцы должны быть напряжены, а ноги слегка оторваны от пола. Данное упражнение укрепляет мышцы тела и помогает выработать правильную осанку.
  2. Смена пяточка-носочек. Малыш ходит по комнате, сначала на пяточках, а потом на носочках, стараясь как можно лучше держать равновесие. В качестве дополнения можно попросить ребенка вытянуть руки в стороны или вперед, меняя, таким образом, центр тяжести и усложняя тренировку.
  3. Для укрепления живота можно научить ребенка выполнять упражнение «велосипед», а также поднятие и круговые вращения прямых ног. При этом малыш должен лежать на спине, а под шею лучше расположить небольшой валик.
  4. Поочередные наклоны вперед и потягивания вверх. Для выполнения упражнения ребенка просим встать ровно, ноги слегка расставить. На вдохе он должен потянуть руки вверх и встать на носочки, на выдохе – опуститься на всю стопу и наклониться вперед, продолжая тянуть руки над головой. Таким образом, помогаем ребенку развивать гибкость позвоночника.

В дополнение к этому отметим, что, имея возможность, обязательно стоит каждый день совершать с ребенком прогулки в парке, давая ему возможность самостоятельно перемещаться. Для активного развития мышц и скелета, следует приобщить своего маленького спортсмена к лыжам, бегу, плаванию и др. видам спорта, в зависимости от его личных возможностей.

Особенности детей дошкольного возраста представлены двумя основными составляющими:

  1. физиологические особенности детского организма;
  2. уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Между тем процедуры большинства методик ЛФК требуют больших затрат времени для повышения ее эффективности. Это возможно, если при построении занятий инструктор ЛФК четко осознает уровень психического развития ребенка и находит контакт с ребенком, живущим в своем миропонимании.
Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться только в одном виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является ведущей сферой деятельности и характеризуется воображаемой игровой ситуацией, выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления, развитием активного запоминания, обобщенным характером игры, наличием ролей. Так как занятия ЛФК требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам. В игре активно формируются психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому освоению смыслов формирования воображения. С другой стороны, в играх по правилам ребенок формирует самооценку, обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам.

Неотъемлемый вид игровой деятельности ребенка - это сказка. Она должна строиться на знакомых ребенку образах. Важно, чтобы понятия были доступны пониманию и воображению ребенка, соответствовали его возрасту и развитию. Ребенку близок мир сказки, похожий на мир самого ребенка. Это мир резких противопоставлений добра и зла, хорошего и плохого, смелого и трусливого, ловкогс и неуклюжего. Здесь есть интерес к герою, идентифицированному с самим собой, а значит, связанному с интересом к самому себе; это дополнительный стимул к увлеченности моментом действия. Посредством сказки легче взаимодействовать с ребенком, управлять им во время проведения комплекса упражнений. Концентрация внимания на действиях позволяет лучше организовать дошкольника. Образы, создаваемые в процессе процедуры, легко запечатлеваются у ребенка, благодаря этому лучше запоминается и усваивается сам комплекс упражнений. Необходимо проявление фантазии инструктора ЛФК, гибкости его мышления, так как сказка должна от занятия к занятию изменяться, развертываться в сценарии, пополняться новыми персонажами.

У детей вследствие возрастных особенностей недостаточно развито перспективное мышление, из-за чего они просто не могут понять, что выполнение определенных упражнений и усвоение навыков могут привести к желаемым и нужным для ребенка результатам.

Социальная ситуацияна занятиях ЛФК заключается в расширении предметного мира и в необходимости действовать в мире реальных вещей. В то же времяребенок дошкольного возраста находится лишьв начале формирования его самосознания. Занятия ЛФК предъявляют требования и к формированию учебной деятельности ребенка, ведьна занятии происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. На занятиях ЛФК ребенку этого возраста иногда впервые в жизниприходится сталкиваться с элементами целенаправленной учебной деятельности. Процедура и общение с инструктором обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, корректируют его самооценку. Важным является использование поощрения. Надо помнить, что похвала для ребенка важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально ребенка, а отдельных его качеств или навыков, операций. Однако надо учитывать, что для ребенка дошкольного возраста из-за недостаточного уровня самосознания это еще малозначительные аспекты.
Ниже мы приводим примерный комплекс упражнений для ребенка дошкольного возраста, построенный на основе вышеперечисленных закономерностей. Данный комплекс ЛФК разработан для детей 3-6 лет, посещающих групповые или индивидуальные занятия. Пациенты были направлены на лечение хирургом-ортопедом, диагноз - нарушение осанки.

Исходное положение

Выполнение

Дозировка

Словесное сопровождение

Лежа на спине

Закрыть глаза, руки и ноги расположить симметрично

Ночь, все спят. Снится что-то хо-, рошее: лес, река, мама готовит что-то вкусное. Солнце взошло, все проснулись и пошли в лес

Лежа на спине, в руках гимнастическая палка

Выполнить перемах двумя ногами через гимнастическую палку, затем выполнить обратное движение

Шли по лесу, перепрыгивали через поваленные деревья

Лежа на животе, в руках гимнастическая палка

Положить палку на нижний угол лопаток и выполнить обратное движение

Пробирались под ветками, искали грибы и ягоды

Стоя на одной ноге

Руки вверх, другую ногу согнуть, стопу поставить на голень или бедро опорной ноги (самовытяжение). При выполнении упражнения возможен вариант: при словах «ветер подул» кистями рук выполняется имитация колыхания листьев

10-15сек. на каждой ноге

Дерево растет, тянется веточками к солнцу (ребенок может проявить фантазию и назвать то дерево, которое изображает; возможен вопрос от инструктора: «Какое дерево растет?»)

Сидя на пятках

Руки в стороны на уровне плеч

Птичка летит на дерево собирать тлю (фантазия на тему «какая птичка летит»)

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Проползти на спине вниз до конца полотенца и обратно

Гусеница ползет по ветке дерева за зеленым листиком (вишенкой, яблоком, сливой); при словах «птичка летит» вернуться обратно

Лежа на спине

Поднять вверх сомкнутые ноги, нарисовать и разукрасить то, что несла гусеница

Уместны вопросы к группе:«Что рисуете? Какого цвета? Быстро ли ползла гусеница?»

Лежа на спине

Прогнуться, упор на лопатках, ноги прямые

4-5 раз по 5 сек.

Гусеница тянется

Лежа на животе, в руках мяч

Передача мяча перед собой и за спиной по кругу

До утомления

Колобок бежал по тропинке (вме сте с детьми вспомнить сказку о колобке)

Лежа на спине, в руках мяч

Сесть, положить мяч на сомкнутые голени, лечь, поднять ноги и поймать скатывающийся мяч

Колобок спускается с горки

Лежа на спине

Принять упор на лопатках

До утомления

Мост через ручей, под мостом ежик проходил, кактус оставил. Лиса пробежала и спросила у моста: «Мостик, мостик, не видел ли ты ежика?» (Ответ может быть любым.)

Лежа на животе

Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола

5 раз по 5 сек.

Лодочка поплыла через ручеек, в ней была кошка

Упор на коленях

Прогнуться и выгнуться

Кошка сердитая и добрая

Лежа на животе

Сгибание и разгибание рук с касанием плечевого сустава

Кошка когти выпускала

Лежа на животе

Плавательные движения руками

До утомления

Помогли кошке перебраться на другой берег? - положительный ответ, а теперь плывем обратно. Прошел сильный дождь, ручей стал быстрой глубокой речкой. Наступает вечер, солнце заходит за горизонт, мама ждет нас на другом берегу, стоит с фонариком. Если ребенок касается пола руками,то можно задать вопрос: « Кто по дну ползет?»

Лежа на животе, руки и ноги сомкнуты на полу

1. поднять сомкнутые конечности;
2. развести конечности в противопо
ложные стороны;
3. сомкнуть конечности;
4. принять исходное положение

5-7 циклов

Наступила ночь, на небе засияла звезда

В качестве отдыха - сидя, гимнастика для пальцев (мелкая моторика): собака лает, пеликан клюв открывает, ножницы, кто-то ручкой машет. Выполнять обеими руками. Нерабочая рука может помогать руке, выполняющей упражнения

Лежа на животе

Руки в «замок» за головой, поднять туловище, руки развести до предела

3-4 раза, по 5 сек.

Сова полетела на охоту

Лежа на животе

Руки в «замок» за спиной, поднять туловище

3-4 раза, по 5 сек.

Лиса выглядывала из травы

На носочках

1 круг по залу

Мышка крадется, чтобы лисичка не поймала

На пятках

1 круг по залу

Мышка через лужицу переходит

Лежа на животе или на спине.

Схватиться за края скамейки руками и ползти, работая только руками

2 раза на животе, 2 раза на спине

Червячок ползет по норке, спать собирается

Свободное время: прыжки на фитболе, броски мяча в баскетбольное кольцо, попытка научиться прыгать через скакалку, занятия на велотренажере

Словесное сопровождение должно быть доброжелательным и эмоционально красочным.

Данный подход позволяет повысить эффективность и продолжительность выполняемых упражнений. Нам удается увеличивать продолжительность процедуры до 30-40 минут без появления признаков утомления ЦНС у ребенка. Данный подход позволяет строить занятия и для детей с синдромом дефицита внимания - как с гиперактивностью, так и с гипоактивностью (инертный тип). Врач ЛФК, инструктор для использования данной системы должны сочетать в себе профессиональные навыки психолога и педагога. Многое зависит от таланта и увлеченности самого специалиста, его отношения к маленьким пациентам.

К большому сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от проблем с позвоночником, плохой осанки, потому что современные малыши все больше времени проводят с родителями дома у телевизора или с телефоном и планшетом в руках. А такой образ жизни непременно скажется на состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Но если взрослым проблематично исправить искривления позвоночника, то у детей это все возможно при помощи ЛФК. Это лечебная физкультура, которая компенсирует недостаток двигательной активности. Какие особенности она имеет у детей и какую пользу приносит, разберем в нашей статье.

Что такое ЛФК

Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма - это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием.

Как отдельный раздел медицины ЛФК выделили только в 20 веке, но еще Платон отмечал, что движение является такой же лечебной силой, как и лекарства. Лечебная физкультура - это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе.

Положительные стороны ЛФК

Чтобы организм нормально развивался, важно не только правильное питание, но и постоянная физическая активность. Часто взрослые забывают об этом, когда начинают ругать своих малышей за чрезмерную активность. ЛФК для детей - это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль:

  • Ребенок получает некоторые гигиенические знания.
  • Лучше узнает окружающий мир.
  • Учится соотносить себя с окружающим миром.

Что дает лечебная физкультура ребенку? Таким вопросом часто задаются родители, считая, что пользу могут принести только серьезные занятия спортом. Но это далеко не так. Упражнения ЛФК:

  • способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • правильно формируется осанка;
  • укрепляются мышцы спины;
  • при наличии асимметрии осанки происходит коррекция.

ЛФК - это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

Особенно нуждаются дети в ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Но необходима предварительная консультация специалиста, чтобы подобрать эффективный комплекс.

Разновидности упражнений

Некоторые считают, что лечебная физкультура - это обычный комплекс гимнастики, но специалисты говорят, что к ЛФК можно отнести любой активный отдых. Часто с детьми занятия проходят в игровой форме, чтобы малышам было интересно.

Все упражнения, которые входят в комплекс, можно разделить на:

  1. Общие. Они используются для укрепления всего организма.
  2. Специальные упражнения направлены на определенную систему, например, ЛФК при переломах будет способствовать скорейшему заживлению и восстановлению подвижности поврежденной конечности. Если имеется сколиоз или плоскостопие, то упражнения подбираются для исправления этих патологий.

Все упражнения также можно подразделить на группы:

  • Активные движения.
  • Статические на удержание позы.
  • Пассивные. Эти упражнения обычно включены в комплекс для грудничков, потому что малыш еще не может самостоятельно их проделать.

Отличается и характер упражнений, они бывают:

  • Дыхательные.
  • Расслабляющие.
  • Растягивающие.
  • Корригирующие.
  • Координационные.

С учетом того, какие отклонения в опорно-двигательном аппарате у ребенка имеются, специалист подбирает комплекс упражнений.

Противопоказания для ЛФК

Несмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести:

  • Наличие любых патологий в острой форме.
  • Злокачественные опухоли.
  • Частые кровотечения.
  • Порок сердца.
  • Нарушение ритма работы сердца.
  • Плохое самочувствие ребенка.
  • Высокая температура.

Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить.

Особенности детской ЛФК

Так как занятия проводятся с детьми, то инструктор должен основательно подготовиться. Важно подобрать как можно больше упражнений в игровой форме. Но еще необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возраст малышей.
  • Уровень физического развития.
  • Состояние психики.
  • Развитость мелкой моторики.

Лечебная гимнастика способствует не только правильному формированию осанки у ребенка, укреплению организма, но и нормализации работы сердечнососудистой системы.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

Это комплекс, который необходимо выполнять с соблюдением некоторых правил, способных сделать занятия более эффективными:

  • Перед первым занятием необходимо посетить врача, потому что при наличии серьезных патологий опорно-двигательного аппарата может потребоваться и медицинская помощь.
  • Проводиться занятия должны специалистами, которые могут адекватно оценить состояние ребенка.
  • Нагружать малыша необходимо постепенно.
  • Упражнения ЛФК не должны доставлять боль ребенку при выполнении.
  • Чтобы малышам было интереснее, необходимо подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты.
  • Приступать к выполнению комплекса не стоит сразу после еды, должно пройти не менее 45 минут.

  • Заниматься необходимо в помещении, которое хорошо проветривается.
  • Если комплекс делается с грудничком, то начинаться и заканчиваться он должен приятным поглаживанием, а вот у более старших деток в начале комплекса и в конце делаются расслабляющие и дыхательные упражнения.
  • Некоторые считают, что комплекс ЛФК не требует разминки, но это не так. Он также делится на вводную часть, основную и заключительную.
  • Курс ЛФК обычно назначает врач, повторяться в течение года он может несколько раз.

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку.

Для этого важно подобрать правильные упражнения, а сделать это со знанием дела сможет только ортопед, которого необходимо посетить. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета.

В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения:

  1. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела, то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди.
  2. При наличии плоской спины необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса.
  3. Сколиоз требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба.

ЛФК отдела плечевого, поясничного - это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Примерный комплекс для дошкольников

Уже отмечалось, что для малышей необходимо в комплекс включать много игровых моментов, но можно выделить основные упражнения:

  1. Начинать комплекс необходимо с разминки. Можно начать с ходьбы с высоким подниманием колен в течение нескольких секунд, на носочках, пяточках.
  2. Делая взмахи руками в стороны, одновременно подниматься на носочках.
  3. Упражнение с гимнастической палкой. Поднять ее с пола, поднять вверх на вытянутых руках и опять положить на пол.
  4. Махи ногами из положения лежа на животе, таз при этом не должен отрываться от пола.
  5. Упражнение "ласточка".
  6. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, и отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Спина во время выполнения упражнения должна быть прямой.
  7. Упражнение на координацию движений: по очереди стоять на одной ноге с разведенными в сторону руками.

Упражнения можно делать с использованием различных гимнастических снарядов, например, скакалок, мячей, обруча.

Примерный комплекс для школьников

После разминки можно приступить к выполнению следующих упражнений:

  1. Опускать и поднимать руки с мячом, при этом локти должны быть разведены в сторону.
  2. Держа спину прямо, необходимо опускать и поднимать мяч за голову.
  3. Одну руку завести за спину сверху, а другую снизу и попытаться скрепить их в замок.
  4. Наклоны в сторону с разведенными в сторону руками.
  5. Занять положение, лежа на полу, и прогибать спину, не отрывая таз.
  6. Из положения стоя на коленях с упором на руки прогибать и округлять спину.
  7. Лечь на живот и одновременно поднимать ноги и плечи, задерживаясь на несколько секунд.
  8. Упражнение "велосипед".

После окончания комплекса обязательно надо походить, выполнить дыхательные упражнения. Во время занятий тренер должен обязательно следить за правильностью выполнения упражнений, дыханием и положением спины ребенка.

Нарушение осанки - это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!