Информационный женский портал

Клиническая нейропсихология. Направления нейропсихологии. Что такое нейропсихология

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины - нейропсихологии . Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно - в нашей стране. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Задача нейропсихологии - изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики (диагностика местоположения) локальных поражений мозга. Несколько позже задача нейропсихологии как одного из разделов медицинской психологии - в квалификации симптома - выделении фактора, лежащего в основе нарушения, и описании особенностей той структуры измененной психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология и которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы - «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения мозговой организации высших психических функций прежде всего на материале локальных поражений головного мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из других, смежных наук.

Клиническая нейропсихология - является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования.

В настоящее время в рамках клинической нейропсихологии внимание исследователей обращено в основном на следующее:

♦ интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;

♦ исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного;

♦ изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида.

Дальнейшая разработка этих проблем связана с такими моментами, как:

♦ успехи нейрохирургии (сосудистой, стереотаксической, микрохирургии);

♦ развитие современных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии, методов ядерно-магнитного резонанса - ЯМР и др.);

♦ внедрение математических методов анализа нейропсихологических симптомов и синдромов.

Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.

В результате:

♦ была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев;

♦ был произведен систематический анализ афазий, а также псевдо-афазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга;

♦ исследовалась специфика речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария;

♦ велось изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевераций и др.);

♦ был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям (1968б, 1975а, б). Значительные успехи достигнуты А. Р. Лурия и его сотрудниками в изучении нейропсихологии памяти:

♦ описаны модально-неспецифические нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней;

♦ проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, а также семантической памяти (т. е. памяти на понятия) (А. Р. Лурия, 1966, 1968б, 1974а, 1976 и др.).

♦ изучены нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с поражением лобных долей мозга

Реабилитационная нейропсихология . Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства. Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Холмская: было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».

Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.

В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями:

♦ с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;

♦ с другой - совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).

Наконец, в последнее время все более начинает утверждаться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология ) - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. Актуальность нейропсихологического анализа психических функций у здоровых людей диктуется и теоретическими, и практическими соображениями. Важнейшей теоретической задачей, встающей в этой области нейропсихологии, является необходимость ответа на вопрос, возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Иными словами, насколько нейропсихологические представления отражают общие закономерности «устройства» мозга как субстрата психических процессов и могут ли они объяснить их индивидуальные особенности. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы - одной из важнейших проблем психологической науки.

Практические задачи, встающие перед дифференциальной нейропсихологией, связаны прежде всего с психодиагностикой , с применением нейропсихологических знаний в целях профотбора, профориентации и т. п В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое - это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.

Второе - это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение вариантов межполушарной асимметрии мозга у нормы и сопоставление их с познавательными, двигательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асимметрии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произвольной регуляции движений и интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик. Все эти данные свидетельствуют о большой значимости закономерностей парной работы больших полушарий мозга для реализации высших психических функций и, следовательно, о необходимости их изучения для решения психодиагностических задач.

Значение:

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач нейропсихология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии . Нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме (Лурия). Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их пластичности, переделки, замены.

К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как:

♦ уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций;

♦ структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром, или плеяду функций);

♦ особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:

♦ с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;

♦ с другой - на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философской проблемы, как роль социального и биологического факторов в психике человека. Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук.

Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге. В этой своей «ипостаси» она тесно смыкается с медициной (неврологией, нейрохирургией), а также с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией, генетикой и др.). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие общепсихологические и философские проблемы, непосредственно участвуя в формировании общего материалистического и профессионального психологического мировоззрения. И этот аспект нейропсихологии непосредственно сближает ее с общественными дисциплинами (философией, социологией и др.).

Неврология , изучая главным образом сравнительно элементарные сенсорные и моторные функции, располагает методами топической (или локальной) диагностики поражений преимущественно «чувствительных» и «двигательных» зон мозга (включая и кору больших полушарий). Однако эти зоны составляют лишь незначительную часть коры головного мозга. Огромные области коры мозга (почти две трети ее - вторичные и третичные поля) с точки зрения классической неврологии являются «немыми», так как их поражение не приводит к каким бы то ни было нарушениям чувствительности, рефлекторной сферы, мышечного тонуса и самих движений (мышечной силы различных двигательных органов). Однако при поражении этих областей мозга возникают сложные дефекты в виде нарушений высших психических функций (речи, разных форм восприятия, памяти, мышления, произвольных движений и др.). Анализ этих нарушений экспериментально-психологическими методами и стал основой нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга. Именно для целей диагностики локальных поражений мозга А. Р. Лурия были разработаны нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволили с большой точностью определять зону поражения мозга.

Исследование функциональной роли обоих полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности – правильное решение вопроса о степени доминантности полушарий имеет огромное практическое значение и что установление степени доминантности полушария определяет ту уверенность, с которой нейрохирург может оперировать на том или ином полушарии, не рискуя нарушить нормальное протекание высших психических процессов.

Использование методов нейропсихологии позволяет давать точную квалификацию особенностей (т. е. качественной специфики) нарушений высших психических функций и выделять фактор (или факторы), нарушение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома (т. е. определять зону поражения мозга).

Новые методы нейропсихологической диагностики: методы анализа нарушений различных пространственных функций, мышления, памяти, эмоционально-личностной сферы; методы нейропсихологического обследования детей с локальными поражениями мозга и др. Методы нейропсихологической диагностики в 40-50-е годы XX века были внедрены сначала в Институте нейрохирургии им. H. H. Бурденко АМН СССР, где около 30 лет проработал А. Р. Лурия с коллективом своих сотрудников. В настоящее время они широко используются в различных неврологических и нейрохирургических клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, Иркутска, Владивостока и других городов России, а также и за рубежом.

Многолетнее применение методов нейропсихологической диагностики в клинике локальных поражений головного мозга показало их высокую эффективность. Так, за период с 1968 по 1978 год, согласно результатам нейропсихологических исследований, проводившихся в Институте нейрохирургии им. H. H. Бурденко АМН СССР, правильность нейропсихологического диагноза подтверждалась в 95-97 % случаев. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция распространения методов нейропсихологической диагностики на все более широкий контингент больных. Естественно, что методы нейропсихологической диагностики не потеряли и своего первоначального назначения как инструмента постановки топического диагноза - особенно в тех случаях, когда неврологическое или нейрохирургическое учреждение еще не располагает всеми техническими средствами для определения зоны поражения мозга с помощью современной аппаратуры (прежде всего, компьютерной томографии).

Методы нейропсихологии могут быть использованы как средство контроля за послеоперационным течением заболевания, эффективностью применения того или иного лечебного препарата или целой системы различных лечебных воздействий на больного.

К числу безусловных достижений отечественной нейропсихологии следует отнести и ее значительные успехи в разных областях практики, прежде всего в медицине. Работа нейропсихологов в области диагностики и последующей реабилитации больных в госпиталях (во время войны) и в разных неврологических и нейрохирургических клиниках (в мирное время) оказала реальную помощь огромному количеству людей. Именно за практическую пользу ценили и ценят нейропсихологов в разных медицинских учреждениях.

Нейропсихология

Нейропсихология является одним из важнейших направлений клинической психологии. В.А. Кулганов дает следующее определение нейропсихологии - "раздел клинической психологии, изучающий мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений мозга" . Е.Д. Хомская наиболее полно дала определение нейропсихологии, освещая его с позиции следующих аспектов: как определение основных методологических и теоретических положений, предоставляющих информацию о понятиях высших психических функций и взаимоотношениях понятий "мозг и психика"; как определение общего методического подхода к нейропсихологическому решению проблемы "мозг и психика"; как определение места нейропсихологии с точки зрения других наук; как описание общей структуры нейропсихологических знаний; как определение взаимоотношений между нейропсихологической теорией и практикой .

Нейропсихология начала формироваться в 20-40-е годы прошлого столетия на основе исследований в области психологии, медицины, нейрофизиологии. Первые нейропсихологические исследования проводили Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Заслуга Л.С. Выготского и его роль для нейропсихологии заключаются в раскрытии им общепсихологических положений, среди которых особенно важны теория о развитии высших психических функций; о смысловом и системном строении сознания и т.д. Л.С. Выготский изучал системные нарушения психических процессов, возникающие в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, их особенности у взрослых и детей. Совместно с А.Р. Лурия он пытался установить, какие более элементарные расстройства (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и т.д.) отмечаются при нарушении процессов речи, т.е. выяснить, имеется ли при патологии зависимость между простыми формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности. Исследования Л.С. Выготского позволили сформулировать принципы локализации ВПФ человека. Л.С. Выготский обосновал теорию о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, раскрыл знаковую функцию сознания. В дальнейшем А.Р. Лурия продолжил теорию Л.С. Выготского, делая открытия, важные для нейропсихологических исследований. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. разработали теоретические основы психологии, которые были положены в основу нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций. Значительный вклад в нейропсихологию внесли также и современные исследователи Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и ряд других. Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями :

1. Отечественная нейропсихология, возникшая на основе исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, имеющая последователей в современной науке как в России, так и за рубежом (Англия, Финляндия, Франция, США и др.). К методологическим основам данного направления необходимо отнести следующие положения:

Материалистическая природа психических явлений;

Общественно-историческая обусловленность психики человека;

Роль социального фактора в процессе формирования психических функций;

Опосредованный характер психических процессов и ведущая роли речи в их организации;

Зависимость психических процессов от способов их формирования и др.

2. Западная нейропсихология, среди представителей которой следует назвать Д. Бенсон, О. Зангвилл, Р. Рейтан и др.

В настоящее время выделяется несколько самостоятельных направлений нейропсихологии, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, которая заключается в изучении мозговых механизмов психических процессов :

1. Клиническая нейропсихология, изучающая нейропсихологические синдромы, которые возникают при поражении того или иного участка мозга. Объектом в ней является мозг больного, а предметом - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями психических процессов. Важнейшей задачей клинической нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сравнение их с общей клинической картиной заболевания. Сущность исследований клинической нейропсихологии сводится к следующему: поражение определенной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний этого дефекта на несколько функциональных систем или всю функциональную систему в целом. Совокупность первичных и вторичных нейропсихологических симптомов и составляет нейропсихологический синдром. К методам клинической нейропсихологии относят методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, которые были предложены А.Р. Лурия (так называемые "луриевские методы нейропсихологической диагностики"). Нейропсихологические исследования в рамках данного направления основываются на следующих научных представлениях:

Высшие психические функции - есть сложные функциональные системы, различные звенья которых связаны с всевозможными аспектами психической функции;

Учет нейропсихологических факторов как определенных структурно-функциональных единиц работы головного мозга, патологическое изменение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов.

2. Реабилитационная нейропсихология, занимающаяся восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки нового набора психологических средств нормального функционирования человека в бытовой, профессиональной и социальной сферах.

3. Детская нейропсихология, изучающая онтогенетически обусловленные изменения мозговой организации психических процессов. Предмет - закономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным созреванием различных отделов мозга; особенности протекания патологических процессов у детей разного возраста; отличие психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых. Важной задачей является разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.

4. Нейропсихология позднего возраста, исследующая закономерности функционирования мозга у людей позднего возраста.

В рамках нейропсихологии проводится анализ высших психических функций для исследования зрительных, слуховых, кожно-кинестетических, двигательных и других расстройств при локальных поражениях мозга. Также проводится исследование эмоционально - личностной сферы, описываются нейропсихологические синдромы . Это показывает, что нейропсихология является преимущественно диагностическим направлением. Задачи нейропсихологической диагностики заключаются в следующем :

1. Постановка топического диагноза (атипичного развития) мозговых структур.

2. Дифференциальная ранняя диагностика отдельных заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.

3. Составление клинической картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) участка головного мозга, первичного дефекта и влияния на другие структуры и системы.

4. Выяснение причин и профилактика различных форм аномального функционирования: школьной неуспеваемости, дезадаптации и т. д.

5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и т.д.

6. Разработка стратегии и прогноза реабилитационных (коррекционных) мероприятий с учетом полученных диагностических данных, применение методов восстановительного (коррекционно-развивающего) обучения.

Таким образом, нейропсихология дает представление о том, какая взаимосвязь существует между психическими функциями и нарушениями мозга. Данные, полученные с помощью методов нейропсихологии, помогут наиболее эффективно подобрать методы коррекции и лечения больного человека.

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. В учебном пособии “Клиническая нейропсихология” обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА


2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.
б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга.

6. Синдром “расщепленного мозга” при поражении мозолистого тела

ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга
2. Нейропсихологические синдромы при артериальных аневризмах.
3. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга.
4. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах.
5. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане её предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединённые общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчётливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется её выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры её изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Корсакова Наталья Константиновна – доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работала по проблемам памяти и ее нарушений, возрастной нейропсихологии, вопросам старения в аспекте когнитивных функций. Московичюте Ленина Израилевна – профессор Центра по изучению речевых расстройств медицинского факультета Бостонского университета (США). Следует отметить, что авторы много лет проработали под руководством А.Р.Лурии в институте нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология» - одна из многочисленных научных трудов этого коллектива авторов, на момент публикации стала квинтэссенцией основных разделов нейропсихологии. За рамками пособия остались нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста, ссылки на издания, посвященные этим разделам, можно найти в конце книги в библиографическом списке данного издания.

Особенность книги Корсаковой и Московичюте «Клиническая нейропсихология»

Краткость книги подкупает, при этом с радостью обнаруживаешь, что все главы, включая вступление, как бы закладывают фундамент – базовые знания понятий и подходов нейропсихологии как клинической дисциплины. Формируется четкое понимание, что психическая функция это динамическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев в различных областях мозга. Происходит смещение угла зрения с топического диагноза на функциональный. Нейропсихологический фактор, синдром и симптом – классическая триада – прочно фиксируются на тонких срезах мышления, окрашиваясь неким перманентным красителем. Сосудистые поражения, паркинсонизм, объемные образования, деменции – коротко о главном, без «воды» и дебрей специфических деталей. Отдельно хочу отметить главу, посвященную процессам нормального старения в контексте высших психических функций (ВПФ): знание нормы - это насущная необходимость специалиста в решении вопроса о ментальном здоровье каждого отдельного человека.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология»может быть интересно и полезно:

  • врачам неврологам/нейрофизиологам/ординаторам/студентам медицинских ВУЗов, т.к. позволяет в короткий срок овладеть основными концептами и понятиями нарушения ВПФ;
  • психологам – в качестве одного из базовых пособий в программе подготовки клинических психологов;
  • пособие подойдет для всех специалистов в области нейрореабилитации, так как создает представление о тех нейропсихологических нарушениях, которые следует ожидать у пациентов с поражением головного мозга различной природы и локализации, и которые безусловно важно учитывать при планировании реабилитационной программы не только с точки зрениия коррекции, но и выделения сильных составляющих актуальной психической деятельности пациента.

Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

ПЛАН

Тема 2. Клиническая нейропсихология

2.1. Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

2.2. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций

2.3. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия

2.4. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом

2.5. Проблема речи в нейропсихологии

Нейропсихология - это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она - пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902 - 1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р.Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р.Лурия - «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969 г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом. Общий список книг и трудов А.Р.Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология. Изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях того или иного участка мозга, и позволяет делать выводы о топической диагностике, т. е. о локализации очага поражения. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р.Лурия («луриевскими методами»). В этом направлении работали: А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В.Гребенникова и другие.

Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Служит целям получения фундаментальных результатов, которые вносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е.Д.Хомская со своими учениками.


Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. В этом направлении работали и работают Л. С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская, Н. Г. Калита, Н. М. Пылаева и другие.

Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает физиологические механизмы нарушения психических функций, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д.Хомская, Б.А.Маршинин, С.В.Квасовец, В.В.Лазарев и другие.

Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы левого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронтонейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний у престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами.

Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологии явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США, А.Р.Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т.е. и американские психологи признают его как родоначальника нейропсихологии. А.Р.Лурия принадлежит первое место среди психологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест «Лурия-Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 - 2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первую пятерку наиболее используемых тестов в Америке.

В настоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия), «Клиническая нейропсихология», «Экспериментальная нейропсихология» (США), «Кортекс» (Италия) и др.

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А. Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!