Информационный женский портал

Личная гигиена школьника. Презентация "Личная гигиена школьников". презентация к уроку на тему Правила личной гигиены для школьников

Состояние кожи позволяет судить о степени устой­чивости организма к болезнетворным микробам, о наличии или отсутствии предрасположенности к аллергии, о состоянии желез внутренней секреции, о функции сердечно-сосудистой системы и т. д.

Правильный уход за кожей предотвращает воспалительные ее заболевания и преждевременное старение (образование морщин и складок, ухудшение цвета, снижение эластичности). С поверх­ности кожи необходимо постоянно удалять выделения сальных и потовых желез. Для этого открытые части тела моют водой с мылом ежедневно, закрытые-не реже одного раза в неделю. Умываться нужно водой комнатной температуры; горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой; холодная вода нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способст­вует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Нужно научиться добросовестно умываться, мыть руки после по­сещения туалета и перед едой и выполнять другие гигиени­ческие процедуры. После умывания или мытья рук кожу тща­тельно вытирают, так как влажные участки кожи могут огру­беть и потрескаться.

Правила гигиены требуют от девочек и мальчиков наличия у каждого из них индивидуального полотенца, своей зубной щет­ки. Негигиеничным является пользование чужой одеждой и обувью, предметами туалета.

В 14-16 лет у многих школьников появ­ляются угри. Это временный побочный эффект полового созре­вания. Выводной проток сальной железы закупоривается, туда проникают болезнетворные микробы и вызывают воспаление. Во­круг закупоренного выводного протока кожа уплотняется и крас­неет, появляется узелок; он часто нагнаивается. При осложнени­ях воспаленные участки сливаются между собой; на их месте остаются в дальнейшем разного размера рубцы. Угри поражают лицо, грудь и верхнюю часть спины. Они могут появиться на короткое время (на несколько месяцев), но могут захватить большие участки кожи и вызвать длительные болезненные ее изменения, которые продолжаются иногда до 20-25 лет.



Для предупреждения угрей надо поддерживать чистоту кожи и своевременно предотвращать закупорку протоков сальных же­лез-регулярно умываться с мылом. Хорошо помогает попере­менное умывание горячей и холодной водой. При ежедневном употреблении пряных, острых продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избытка углеводов и жиров заболевание угрями обостря­ется. В тяжелых случаях следует обращаться к врачу-дермато­логу.

В подростковом и юношеском воз­расте усиливается потоотделение. Нередко пот на какое-то время приобретает резкий и неприятный запах. Если ежедневно мыть под мышками, сбривать отрастающие волосы, на которых задер­живается и разлагается пот, потоотделение ослабевает. Порой в подростковом возрасте сильно потеют ноги, что часто связано с плоскостопием, тесной, неудобной, но модной обувью. Синте­тические носки и чулки, редкая их смена, нерегулярное мытье ног, употребление в пищу острых и пряных продуктов также способствуют потливости. Неприятный запах пота заметен для окружающих. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздра­жении потом разрыхляется и частично мертвеет поверхностный слой кожи, возникают потертости, через которые в кожу прони­кают болезнетворные микроорганизмы, в первую очередь возбу­дители гнойничковых заболеваний стрептококк, стафилококк и грибки. Сильные опрелости и потертости повреждают поверхност­ный слой кожи, при этом образуются волдыри, эрозии, язвы, появляются зуд, жжение и даже боль.

Чтобы ноги не потели, на ночь их моют прохладной водой с мылом, ежедневно надевают чистые носки или чулки и следят, чтобы обувь всегда была сухой, удобной. Можно пользоваться специальными средствами для ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества. За ногами необходи­мо постоянно следить, тогда не придется прибегать к медицин­ской помощи.

Здоровые ногти имеют выпуклую форму, глад­кую блестящую поверхность и розовую окраску. Ногти защища­ют концы пальцев от травм. Если чрезмерно отращивать ногти и не следить за их чистотой, под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов.

Уход за ногтями несложен. На руках ногти стригут каждую неделю, на ногах-каждые 2-3 недели (ногти на ногах растут медленнее). Прежде чем обрезать ногти, кисти и стопы опуска­ются в теплую мыльную воду на несколько минут. Ногти размяг­чаются и при обрезании не ломаются, поверхность среза полу­чается ровной, и ноготь ни за что не цепляется. Возле ногтевого ложа часто появляются заусенцы; их осторожно срезают, а мес­то, где они были, смазывают одеколоном для дезинфекции. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти подрезать непра­вильно, острые края их врастают в кожу, вызывая боль и воспа­ление, форма пальца ухудшается.

Здоровые волосы мягки, эластичны, имеют есте­ственный блеск и украшают человека. Важно сохранять их при­родные свойства, а по возможности и улучшать их. Основное средство ухода за волосами - хорошо их промывать. Если сальные железы кожи головы выделяют много секрета (жирные во­лосы), их моют каждые 5-6 дней, если секрета выделяется мало (сухие волосы)-один раз в 7-10 дней. Нельзя использовать очень горячую воду для мытья головы, так как она усиливает выделения сальных желез. Для мытья индивидуально подбирает­ся моющее средство (шампунь, мыло), которое хорошо промы­вает волосы, избавляет кожу от перхоти и зуда. Хорошо моет волосы детское мыло. Избыточное потребление моющего средства пересушивает волосы. Достаточно один раз хорошо намылить их и смыть, еще раз намылить меньшим количеством моющего сред­ства и смыть через 2-3 минуты. После мытья волосы вытирают полотенцем и досушивают при комнатной температуре. Фен не­редко пересушивает волосы, при этом их концы расщепляются.

Расчесывают волосы после полного высыхания. Длинные во­лосы расчесывают с концов, короткие - от кожи. Расческа дол­жна быть без острых зубьев, и лучше, если она металличе­ская.

Для хорошего роста волос полезно менять прическу и время от времени слегка обрезать концы волос, особенно если они на­чинают расщепляться. Если ходить с непокрытой головой в хо­лодную погоду, переохлаждается кожа, поверхностные сосуды суживаются и питание волос, а следовательно, и рост их ухуд­шается.

Одежда должна быть удобной, легкой и теплой: ни одним из этих качеств не следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Многие девушки ходят в любую погоду в тонких синтетических чулках, не обращая внимания на мороз. Это опасно, так как кожа от холода синеет, грубеет, в ней развиваются трофические сетчатые багрово-синюшные пят­на, появляется зуд. Охлаждение нижней части тела способствует заболеванию мочевыводящих путей. Зимой необходимо носить теплое белье как девушкам, так и юношам, которые особенно склонны ходить даже в сильный мороз налегке.

Зимой обувь обязательно должна быть теплой. При хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьезные нарушения питания тканей ноги вслед­ствие затруднения тока крови. Узкая тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотде­лению. Если приходится носить обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную подкладку и регулярно следить, чтобы она не становилась влажной. Для девушек и женщин не­приемлема обувь на очень высоком каблуке, так как неправиль­ное положение стопы с опорой на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость. В обуви на высоком каблуке легче подвернуть ногу в голеностопном суставе, легко потерять равновесие.

Вопросы задания

1. Гигиена кожи.

2. Профилактика угрей.

3. Профилактика потливости.

4. Уход за ногтями.

5. Гигиена волос.

6. Гигиена одежды.

7. Гигиена обуви.

Гигиена девушки

Девушкам необходимо тщательно следить за чистотой и опрятностью наружных поло­вых органов. Половые органы и складки кожи вокруг них моют утром и вечером теплой водой с мылом. Можно в этих целях ис­пользовать душ. Ежедневно надо менять трусы.

При негигиеническом содержании наружных половых органов на них скапливаются в огромных количествах болезнетворные микробы. Скопление выделений из половых органов на трусах является для них питательной средой. Размножаясь и проникая в половые органы и мочевыводящую систему, они раздражают слизистую оболочку, вызывают зуд и жжение и часто служат причиной тяжелых воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (уретрит- воспаление мочеиспускательного канала, цис­тит -воспаление мочевого пузыря, пиелит -воспаление почеч­ных лоханок и т. п.).

При менструациях устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды и особенно к охлаждению снижается. Болезнетворные микроорга­низмы могут легко проникнуть в половые органы. Если во время менструации полежать на сырой земле, можно простудить при­датки (так в обиходе называют женские половые железы- яичники). Воспаление яичников очень трудно вылечить. Признаки воспаления -постоянные тянущие боли в нижней части живо­та, в пояснице. Купание и охлаждение во время менструации спо­собствуют воспалению слизистой оболочки матки (эндометрит), которое проявляется периодическими кровотечениями из нее, бо­лезненностью менструаций и часто заканчивается бесплодием - неспособностью иметь ребенка. Конечно, не всегда охлаждения и купания при менструациях вызывают тяжелые последствия, но многие женщины, легкомысленно относившиеся к своему здо­ровью в юности, позже долго и не всегда с успехом лечатся, чтобы иметь ребенка. Поэтому девушка не должна слушать подруг или знакомых, которые уверяют, что во время менструа­ции нечего бояться охлаждения. Во время менструации необхо­димо особенно тепло одеваться, избегать охлаждения ног, пояс­ницы, нижней части живота.

Во время менструации нельзя делать ничего, что могло бы вызвать кровотечение из матки: загорать, отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх, тан­цах, совершать длительные поездки на велосипеде, прыгать, быстро бегать, а также есть острую и пряную пищу. Однако вредно, как это иногда делают, проводить первые дни менструа­ции в постели. Можно выполнять обычную учебную или домаш­нюю работу, избегая лишь значительной физической нагрузки.

Необходимо отмечать дату начала и окончания прошлой мен­струации, вести календарь. Зная длительность менструального цикла, можно планировать свои дела так, чтобы следующая менструация не совпала с физическими нагрузками или необ­ходимостью длительного пребывания вне дома. Кроме того, зна­ние срока следующей менструации позволяет подготовиться к ее началу заранее-взять с собой марлю, вату и т. п.

Во время менструации пользуются ватно-марлевыми проклад­ками (вата заворачивается в марлю) или гигиеническими сал­фетками. Меняют их по мере промокания. Во время менструации подмываться следует не реже 3-4 раза в сутки. Подмываются в направлении спереди назад текущей теплой водой (горячая и холодная вода способствует затягиванию менструации). Вытира­ют кожу и слизистую оболочку промокающими движениями, а не растирающими, так как последние способствуют образова­нию небольших ссадин и облегчают проникновение микроорга­низмов. При раздражении слизистой оболочки половых органов используют для подмывания настой ромашки или крепкого чая. Мыло должно быть нейтральным: детским, ланолиновым и т. д. Другие сорта туалетного мыла могут содержать вещества, обла­дающие раздражающим или сушащим действием. Принимать ванну или купаться в бане во время менструации нельзя, следует принимать теплый душ.

При болезненных менструациях девушки нередко принимают обезболивающие препараты (анальгин и др.), кладут на живот грелку. Однако грелка может усилить выделение крови, а бесконтрольно принимаемые лекарства вредно влияют на здоровье. Болезненность менструации не всегда с возрастом проходит са­мостоятельно; в тяжелых случаях необходимо своевременно об­ратиться за помощью к врачу-гинекологу. Гигиена молочных желез. С подросткового возраста девочкам необходим лифчик (бюстгальтер). Он должен поддерживать мо­лочные железы снизу, так как они склонны с течением времени постепенно отвисать. Но лифчик не должен сжимать их; некото­рое приподнятие молочных желез улучшает в них кровообраще­ние, а придавливание, напротив, его нарушает. Поэтому непра­вильно поступают те девочки, которые, стесняясь увеличиваю­щихся молочных желез, стараются их сжать лифчиком. Каждая девушка должна научиться подбирать себе такой бюстгальтер. который точно соответствовал бы индивидуальным особенностям фигуры. Своевременное ношение хорошего бюстгальтера способ­ствует нормальному развитию молочных желез и предотвращает преждевременное их старение и возможные нарушения функции в период, когда нужно будет кормить грудью ребенка.

Вопросы и задания

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание - это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

    Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта - проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.

    Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.

    Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены - длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.

    Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.

ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. В школе навыки по гигиене воспитываются педагогами и школьным врачом. В нач. классах соответствующая воспитательная работа проводится не только на спец. уроках здоровья, но и на уроках по общеобразовательным предметам [напр., в программу по рус. языку (1-й класс) включается тема "Забота о здоровье", в программе 4-го класса по природоведению - тема "Тело человека и уход за ним" и т. д.]. Задача этих уроков - познакомить уч-ся с элементарными сведениями по охране здоровья и на основе их воспитывать первоначальные гигиенич. навыки.

Уч-ся средних и старших классов приобретают элементы гигиенич. знаний на уроках естествознания (гл. обр. при прохождении курса анатомии и физиологии человека). Воспитание гигиенич. навыков начинается с объяснения значения того или иного гигиенич. требования. Большое значение для воспитания навыков Г. ш. имеет личный пример педагогов, воспитателей, старших школьников, внешний вид и поведение к-рых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся - активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших - сандружинницами. Способствует выработке гигиенич. навыков чистота в классах и других помещениях школы, школьного двора и т. п.

Гигиенич. знания, сообщаемые уч-ся, должны опираться на данные совр. медицины. Воспитание гигиенич. навыков может быть успешным только при тесном содружестве школы и семьи. Среди родителей должна проводиться систематическая и последовательная санитарно-просветительная работа. Врач, мед. сестра совместно с педагогами организуют "уголок для родителей", в к-ром вывешивают плакаты, текстовые таблицы, памятки, разъясняющие, как надо заботиться о здоровье школьника в семье. Наиболее действенным средством правильной организации заботы семьи о воспитании гигиенич. навыков являются посещения учителем уч-ся на дому. Во время этих посещений учитель знакомится с гигиенич. условиями в семье, с режимом дня уч-ся, с организацией и освещением его рабочего места и т. д.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру (напр., как правильно расчёсывать волосы, чистить зубы, мыть руки, проводить влажные обтирания с последующим растиранием тела полотенцем и т. п.). Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Приобретению детьми гигиенич. навыков способствует стремление их подражать взрослым. Поэтому родители, старшие братья и сестры своим обликом, привычками, поведением должны служить детям образцом чистоты, порядка и аккуратности. Требуя от детей выполнения режима дня, необходимо следить за тем, чтобы определённый установленный распорядок поддерживался и всеми остальными членами семьи.

Правильно организованный режим дня - это рациональное распределение времени уч. занятий, труда, отдыха, сна, приёма пищи, самообслуживания, утренней гимнастики и т. д. Режим дня школьника устанавливается в зависимости от его возраста, состояния здоровья, занятий в школе. Классный руководитель и школьный врач дают родителям консультацию по вопросу организации режима дня. При организации режима дня особое внимание следует уделить рациональному питанию ребёнка. Одним из основных гигиенич. требований, предъявляемых к организации режима дня, является чередование деятельности и полного отдыха, т. е. сна. Гигиенич. полноценность сна определяют: продолжительность, периодичность и глубина. Продолжительность сна связана с возрастом и физич. состоянием детей. Вставать и ложиться спать дети должны в определённое время (см. Сон). Особое внимание следует уделять чистоте воздуха комнаты, где спит ребёнок. Детей нужно приучать спать с открытыми окнами. Ребёнок должен иметь отдельную удобную и чистую постель.

Большое значение имеет закаливание организма ребёнка, к-рое следует проводить по определённой системе в течение всего года. При воспитании гигие-нич. навыков необходимо обратить внимание также на правильную осанку. Очень часто школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот; при приготовлении уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать возникновению недостатков в физич. развитии: увеличение сутуловатости, искривление позвоночника и т. д. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания и кровообращения (см. Осанка).

Школьники ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, к-рая способствует воспитанию правильной осанки и даёт зарядку бодрости ребёнку на весь день (см. Зарядка).

Кроме утренней гимнастики дома (по согласованию с врачом), можно при необходимости проводить кор-регирующую (исправляющую) гимнастику. Необходимо также обратить внимание на появление плоскостопия, к-рое может быть причиной быстрого утомления детей при ходьбе, долгом стоянии.

Г. ш. включает уход за глазами, т. е. гигиену зрения, ухудшение к-рого может быть одной из причин снижения успеваемости уч-ся.

Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины (т. н. "цыпки"). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.

Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиенич. уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой. Если же потливость ног не проходит, то она, очевидно, связана с к.-л. заболеванием, в таком случае следует обратиться к врачу.

Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные - через 5 - 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 - 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом. Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные - расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.

Воспитание у детей навыка систематич. ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды (см. Зубы).

Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенич. поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов - игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.

Школьников необходимо приучить правильно обращаться с книгой. Грязная и растрёпанная книга способствует распространению инфекции. Нужно особенно тщательно следить за чистотой книг, не давать здоровым книг, к-рыми пользовались больные дети, не позволять детям слюнявить страницы книги и перегибать их, не оставлять книг открытыми, т. к. бумага желтеет, печать выцветает, это ухудшает чёткость и разборчивость текста и отрицательно сказывается на зрении читающего. Книгу нужно обёртывать в чистую бумагу и менять обёртку по мере её загрязнения, хранить книги по возможности в закрытых полках.

Письменные принадлежности надо держать в пенале, после употребления перья вытирать перочисткой. Очинку карандашей производить над спец. коробочкой при помощи машинки или перочинного ножа. Нужно объяснить ребёнку вред привычки брать в рот карандаш, резинку.

Гигиенич. требования предъявляются к одежде и обуви детей (см. Одежда и обувь).

Г. ш. включает и гигиену жилища. Помещение, где живёт ребёнок, должно быть всегда чистым. В тёплое время года следует постоянно держать открытыми окна, а в холодное время - не менее четырёх раз проветривать комнату (еще лучше приучать детей спать при открытой форточке). Наиболее благоприятная температура в комнате 18°С. Уборку помещения нужно производить по утрам и по мере загрязнения. Во время уборки в тёплую погоду необходимо открывать окна, а в холодную - форточки. Полы нужно подметать, обёртывая щётку влажной тряпкой. Полы следует мыть не реже раза в неделю и вытирать посуше, чтобы не увеличивать влажность воздуха. Паркетные полы лучше натирать мастикой. Стены и двери следует протирать не реже одного раза в месяц. Пыль с мебели вытирается после подметания комнаты. Не менее важно соблюдать чистоту во всех подсобных помещениях квартиры.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.

10. Соблюдайте режим дня!


Дата создания: 2013/11/21

Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Поэтому вопрос о гигиене мы считаем актуальным, особенно в отношении школьников.

Гигиена - залог здоровья

Гигие́на (от греч. υγιεινός — «целебный») — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова υγιεινός — целебный, приносящий пользу. Происхождение его связывают также с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи, дочери Эпионы и Асклепия (в римской мифологии Эскулапа), которая изображалась в виде красивой девушки, держащей на руках чашу, обвитую змеёй. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала её. Чаша со змеёй сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Личная гигиена включает в себя:

  • режим дня,
  • уход за телом и полостью рта,
  • гигиену одежды и обуви,
  • гигиена жилища.

Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Правила личной гигиены школьника:

  • Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
  • Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
  • Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
  • Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
  • Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
  • Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное общеобразовательное учреждение

_______________________________________ общеобразовательная школа

Методобъединениемруководитель ОУ

классных руководителей

________________ _______________

«___» _________20 г

Протокол №_______

от «___» _______20г.

Инструкция№17

«ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА»

1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. При пользовании туалетом

учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, соблюдать правила личной гигиены.

4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные

стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую

домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.

9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в

домашней уборке.

10. Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он

определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует

сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение

режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих

режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима

но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдайте режим дня!

течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой работоспособности на

протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма

функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до

13 часов. Второй подъём в 16- 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома,

активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное

питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному

выбору. В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка

обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаныс

окончательным созреванием и формированием взрослого человека.

Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника,

занятий спортом, общественной работой и других моментов. Неотъемлемой частью режима

питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание

буфетной продукцией.

В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение

бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос.

Каждый ребёнок должен иметь личные принадлежности: полотенца, зубную щётку, мочалку,

губку, носовые платки и т.д.

После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела,

времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь -

мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.

Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится

жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой

жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на

перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того,

грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно

мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также

нужно после прогулок и вечером.

К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника,

то кувшин с водой и таз;

Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею

или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и

грязным;

Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из- под крана или

кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один- два раза с обеих сторон и

между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого

ребенка должно быть свое полотенце.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и

накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует

появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям.

пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки

менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и

закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому

засыпанию.

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в

бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой,

натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается

много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше

промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее

время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в

неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой

расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо

аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь,

удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и

окружающим. Грязные ногти -признак неаккуратного, неряшливого человека, который

не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет

различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных

(кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам,

цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто

невидимая глазоми она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты

питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в

организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому.

Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого

загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном.

Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы

влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как

преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет

человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с

горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале

заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением

зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического

воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также

ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища

попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища

механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается.

Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как

правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной

кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате

гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и

начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация

прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из- за привычки сосать пальцы или является

следствием врожденной предрасположенности. Личная гигиена включает вопросы

гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за

одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается

- 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3 -х раз в день (утром, во время уборки

и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное

проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с

одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых

помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует

избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным

способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание

приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста

детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!