Информационный женский портал

Основные положения психопатологии детского возраста. Что скрывает детская психопатология? Лечение в детской психопатологии

Учебник для вузов. – Санкт-Петербург. – Спецлит. – 2001. – 463 с.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900 - специальная психология,
032000 - специальная дошкольная педагогика и психология

Аннотация.
Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования.
Основные идеи книги - влияние жизненных ситуаций на развитие психических нарушений; участие в их формировании как наследственных механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное своеобразие. Даны представления об особенностях психических расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей.

Оглавление.
Введение. Роль детской психиатрии в подготовке специальных психологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии.
История развития детской психиатрии.
История изучения психиатрии как науки.
Формирование зарубежной детской психиатрии.
Этапы развития детской психиатрии в России.
Основные положения психопатологии детского возраста.
Классификация психических расстройств.
Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками.
Физиологические основы психических расстройств у детей.
Физиология высшей нервной деятельности.
Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей.
Психологические основы детской психопатологии.
Возрастные особенности психики детей.
Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.
Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению
психических и психосоматических расстройств.
Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития.
Социальное окружение.
Стрессор.
Неблагоприятные психосоциальные факторы.
Индивид.
Психологическая защита и биологические процессы.
Соматические изменения в процессе стресса.
Патогенность стресса.
Соматические этиологические факторы.
Наследственные факторы, лежащие в основе
возникновения некоторых заболеваний
или отклонений в развитии.
Обследование психически больных детей.
Диагностический опрос ребенка.
Оборудование для кабинета, где происходит
обследование ребенка.
Возраст и особенности ребенка.
Диагностическое интервью.
Основные разделы психического статуса ребенка.
Методики, используемые для оценки психического
развития.
Обследование детей раннего возраста.
Расстройства ощущений и восприятия.
Негативная роль расстройств восприятия
в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения мышления.
Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения памяти и интеллекта.
Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс.
Аффективные расстройства.
Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения воли и внимания.
Расстройства воли и коррекционно- педагогический процесс.
Нарушения внимания и коррекционно- педагогический процесс.
Расстройства влечений.
Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс.
Расстройства сознания.
Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс.
Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте.
Психопатологические синдромы детского возраста.
Детский аутизм.
Расстройства поведения у детей и подростков.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам.
Акцентуации характера.
Психогенные патологические формирования личности.
Гиперкинетический синдром у детей.
Расстройства поведения.
Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста.
Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления).
Маниакально-депрессивный психоз (аффективные расстройства настроения).
Шизофрения.
Детская шизофрения.
Патопсихология детской шизофрении.
Эпилепсия.
Эпилепсия у детей.
Патопсихология эпилепсии.
Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений.
Психогенные расстройства (острые кратковременные психогенные реакции).
Аффективно-шоковые реакции.
Острые психогенные реакции (острые истерические реакции).
Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния).
Реактивные депрессии у детей и подростков.
Неврозы.
Неврастения.
Истерический невроз.
Невроз навязчивых состояний.
Общие особенности неврозов у детей.
Психосоматические расстройства.
Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
Соматогенные нервно-психические расстройства.
Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях центральной нервной системы.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных
веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие
возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.



Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак).

или анэтическая психопатия).

психопатия).

психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности). Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия) .

Дошкольный возраст.


Психотерапия психических расстройств.
Абилитация и реабилитация.
Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями).
Психические расстройства при соматических заболеваниях.
Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств.
Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.
Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь).
Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Признаки интоксикации психоактивными веществами.
Профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Расстройства личности (психопатии).
Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности).
Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия).
Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически
замкнутая личность, чудак).
Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная
или анэтическая психопатия).
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная
психопатия).
Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания
психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности).
Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия).
Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия).
Психосексуальное развитие и его отклонения.
Дошкольный возраст.
Школьный возраст (от 8 до 11-12 лет).
Пубертатный возраст (возраст полового созревания).
Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей.
Принципы терапии психических и психосоматических расстройств.
Клинические концепции терапии психических расстройств.
Психотерапия психигеасих расстройств.
Принципы психофармакотерапии.
Абилитация и реабилитация.
Рекомендуемая литература.
Воспитание психически больных детей и подростков.

Стоимость данного файла составляет 10 баллов

Скачать файл

  • 27.05 МБ
  • добавлен 23.03.2010

Основные мысли книжки - действие жизненных обстановок на становление психических нарушений; роль в их формировании как потомственных приспособлений, но и внешних моментов; присутствие принципиальных возрастных отличий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике описаны психопатологические признаки и синдромы, такж...

  • 83.5 КБ
  • добавлен 30.01.2011

Психиатрия детского возраста. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Этиология. Обзор основных синдромов. Специфические нарушения развития. Особенности психозов в детском возрасте. Гериатрическая психиатрия. Психология стареющих людей. Основные психопатологические синдромы.

  • 8.9 МБ
  • добавлен 02.05.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста. Учебник является образцом, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нор...

  • 4.95 МБ
  • добавлен 28.04.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста,
медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является...

  • 886 КБ
  • добавлен 30.12.2010

Книга, состоящая из 9 лекций А. В. Снежневского.

Введение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)
Психопатология чувственного познания (продолжение)
Импульсивные влечения, расстройства памяти, деперсонализация
Растерянность, синдромы помрачения сознания
Синдромы помра...

Галина Владимировна Гуровец

Психопатология детского возраста

Светлой памяти профессора

Груни Ефимовны Сухаревой

посвящается

ВВЕДЕНИЕ

Психиатрия и психопатология. Определение понятия психопатологии . Цели и задачи психопатологии. Роль психопатологии в деле охраны нервно психического здоровья человека. Значение курса психопатологии для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

Организация специальной помощи детям. Подготовка специальных медицинских и педагогических кадров. Роль воспитателя в дошкольных учреждениях .

Цели и задачи курса

В последние десятилетия увеличилось количество детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии , с нарушениями слуха , зрения, речи и поведения. В связи с этим организовываются новые специализированные дошкольные и школьные учреждения, в которых работают педагоги, воспитатели и психологи, получившие специальное дефектологическое образование. Подготовку квалифицированных кадров осуществляют дефектологические факультеты при педагогических университетах и дефектологические отделения при педагогических училищах (колледжах), в которых студенты получают наряду с общеобразовательными предметами медицинские и психолого педагогические знания, необходимые для работы с детьми.

В детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что разрешает их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно медицинскими и психолого педагогическими мероприятиями.

Невропатология – медицинская наука о заболеваниях нервной системы , занимается выявлением, лечением и профилактикой нервных болезней.

Педиатрия – изучает развитие ребенка, занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных детских заболеваний.

Психиатрия («психея» – душа) – медицинская наука, изучающая причины возникновения, проявления, лечение и профилактику психических расстройств.

Психопатология детского возраста тоже медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

В специальной литературе мы часто встречаем термин «психоневрология», который подчеркивает тесную связь психиатрии с неврологией. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.

Для подготовки специалистов – детских психиатров – существует кафедра детской психиатрии при Академии постдипломного образования врачей, которой руководила Г.Е. Сухарева. В 50 60 х годах в детских поликлиниках работали районные психоневрологи, в задачи которых входило выявление детей с отклонениями в развитии , амбулаторное лечение и при необходимости направление детей в стационар. Совместная работа врачей разных специальностей с педагогами дошкольных и школьных учреждений обусловливала преемственность профилактики и раннего выявления отклонений в развитии детей .

Расширялась сеть специальных школ, необходима была подготовка квалифицированных педагогических кадров. В Москве и Ленинграде активизируются дефектологические факультеты по подготовке педагогов дефектологов разных направлений: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Основная задача на данном этапе – подготовка педагогов дефектологов для специальных школ.

Однако наблюдения показали, что коррекционные занятия с детьми необходимо начинать с дошкольного возраста, в связи с этим стали организовываться детские сады и интернаты для детей с отклонениями в развитии . Возникла необходимость подготовки специальных кадров педагогов и воспитателей для работы в дошкольных учреждениях. В 80 90 х годах при дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открылась специализированная кафедра дошкольной дефектологии для подготовки педагогов дефектологов дошкольных учреждений различных профилей. Руководит кафедрой лауреат Государственной премии в области образования РФ , заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов.

С целью подготовки специалистов со средним образованием – воспитателей дошкольных учреждений, при педагогических училищах и колледжах открываются дефектологические отделения, в которых студенты получают теоретические и практические знания. Во время практических занятий студенты работают в специальных дошкольных учреждениях , набирая нужный педагогический опыт и мастерство. После окончания средних педагогических училищ многие выпускники поступают на дефектологический факультет МПГУ для продолжения обучения и получения высшего педагогического образования.

Для квалификации воспитателя и педагога большое значение имеют знания по медицинским дисциплинам, так как в детском возрасте дети часто болеют, что сказывается на состоянии нервной системы и психической деятельности. Воспитателям, психологам, педагогам дефектологам, медицинским работникам дошкольных учреждений необходимы основополагающие знания по невропатологии и психиатрии (психопатологии), педиатрии и физиологии детского возраста для своевременного выявления отклонения в развитии ребенка и организации консультаций квалифицированной медико психолого педагогической помощи. Современные требования к уровню образованности воспитателя и педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновения нервно психических расстройств у детей и подростков.

В связи с этим задачей данного учебного пособия явилась необходимость раскрыть формирование основных психических процессов, подчеркнуть их возрастные особенности, значение нормы и патологии в психическом развитии, выявить причины отклонений и описать соответствующую клиническую картину болезни. Целью данного учебного пособия является знакомство воспитателей и педагогов в основами детской психиатрии (психопатологии) и с основными методами коррекционного воздействия при различных отклонениях психической деятельности.

При создании данного пособия мы опирались на работы основоположников детской психиатрии и неврологии, психологии и дефектологии Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.Б. Цукер, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Д.И. Азбукина, С.С. Ляпидевского, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой и других отечественных и зарубежных авторов.

В первом разделе предлагается краткий очерк истории общей и детской психиатрии, рассказывающей об истоках организации специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Представлены основные положения физиологии высшей нервной деятельности, обусловливающие эволюционно динамический подход к формированию психических функций.

По втором разделе приводятся общие сведения о формировании психической деятельности детей и подростков и различные виды отклонений: симптомы и синдромы психических расстройств.

В третьем разделе раскрываются закономерности формирования познавательного процесса в возрастном аспекте и виды психических расстройств. Частная психопатология.

В четвертом разделе рассматривается клиника интеллектуальных нарушений, причины их возникновений и проявлений, степени выраженности. Приведена дифференциальная диагностика различных форм интеллектуальных расстройств.

В пятом разделе описываются методы обследования детей и лечебная педагогика по отношению к разным категориям детей

Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Невропатология — область клинической медицины, изучающая заболевания нервной системы (головного и спинного мозга, периферической и вегетативной нервной системы). Психопатология — общее учение о психических болезнях

Главная и специфическаяфункция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой. ФУНКЦИИ ЦНС

I. Закладка ЦНС (внутриутробное развитие) 1. Стадия нервной трубки. 2. Стадия мозговых пузырей. 3. Стадия формирования отделов мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

II. Онтогенез ЦНС После рождения происходит: рост тел нейронов, дальнейшее формирование ядер головного мозга, дифференциация клеток и миелинизация аксонов РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА

2 года — заканчивается формирование пирамидных клеток коры. 4 -7 лет — клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека. 10 -12 лет — полностью заканчивается развитие клеточных структур коры полушарий большого мозга. РАЗВИТИЕ ЦНС ЧЕЛОВЕКА II. Онтогенез ЦНС

Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я» ; Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; Способность самоуправления своим поведения в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Критерии психического здоровья (по ВОЗ)

Симптом – терминологическое обозначение патологического признака. Позитивные симптомы — признаки патологической продукции (вновь возникающие болезненные признаки: бред, галлюцинации, тоска, страх и т. д.). Негативные симптомы — признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, выпадения того или иного психического процесса (амнезия, абулия, апатия и т. д.). Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом. Психическая болезнь — сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья

1. Инфекции. 2. Травмы. 3. Опухоли. 4. Сосудистые нарушения. 5. Наследственность. 6. Дегенеративные причины. 7. Нарушения питания. 8. Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов. 9. Интоксикации различными химическими веществами. ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦНС

1. Двигательные расстройства. 2. Расстройства тактильной чувствительности. 3. Боль. 4. Изменение функции других типов чувствительности. 5. Эпилептические припадки. Симптомы заболеваний ЦНС

1. Сосудистые. 2. Инфекционные. 3. Хронически прогрессирующие. 4. Наследственные. 5. Травматические патологии. Виды заболеваний ЦНС

1. Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты). 2. Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга. Симптомы: . головные боли; . тошнота и рвота; . снижение чувствительности; . нарушения двигательной активности. СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Энцефалиты 2. Менингиты 3. Арахноидит 4. Полиомиелит 5. Опоясывающий лишай 6. Цитомегаловирус 7. Вирус Коксаки 8. Мононуклеоз 9. Токсоплазмоз 10. Бешенство 11. Сифилис и проч. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

Симптомы: повышенная температура; нарушения сознания; сильная головная боль; тошнота и рвота. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Рассеянный склероз 2. Миастения и др. Симптомы: . начальная стадия; . системность поражения; . нарастание признаков. ХРОНИЧЕСКИ ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

2. Различные формы эпилепсии. 3. Нервно-мышечные болезни. 4. Моногенные опухоли центральной нервной системы. 5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Органические нарушения нервной системы. 4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психические заболевания. Нервно-психические нарушения у детей

Симптомы: повышенная утомляемость; отвлекаемость внимания; плохая переносимость шума, яркого света, духоты; укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением; частые головные боли; перевозбуждене ребенка к концу дня, если темперамент холеричный; заторможенность, если темперамент флегматически. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция)

— повышенная нервная чувствительность Симптомы: эмоциональная неустойчивость; вегето-сосудистая дистония; нарушения сна; нарушения обмена веществ; соматическая ослабленность организма; психомоторные нарушения; минимальная мозговая ослабленность (ММО). О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков. НЕВРОПАТИЯ

проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН) Симптомы: психопатоподобное поведение; выраженная потребность к психомоторной разрядке; отсутствие чувства вины и самодисциплины; рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений; быстрая утомляемостью и истощение активности, заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ НС

Симптомы: расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью; недружелюбие; устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие

— врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); – приобретенное слабоумие – деменция; — пограничная интеллектуальная недостаточность — состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т. ч. ЗПР). ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ, УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям. Умственная отсталость(mental retardation)–

состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностейв МКБ-10 умственная отсталость

Эндогенно-наследственные факторы (рецессивно наследуемым: фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Корнелии де Ланге и др. ; доминантно наследуемые; полигенно обусловленные; хромосомной патологии); экзогенные (органические и социально-средовые) воздействия. Причины умственной отсталости

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения). Клинические формы уо I. Олигофрения эндогенной природы

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Клинические формы уо II. Эмбрио- и фетопатии

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. Клинические формы умственной отсталости

Атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Клинические формы умственной отсталости

1) снижение памяти, особенно при усвоении новой информации, как вербальной, так и невербальной; 2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление; 3) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональная лабильность, б) раздражительность, в) апатия, г) огрубление социального поведения. Деменция. Признаки.

Органические заболевания мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т. д.), психическое заболевание, которое приводит к деменции как конечное состояние текущего заболевания (например, при шизофрении, эпилепсии). Виды деменции

Следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте, характеризуется явным контрастом между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутым ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования. следствие мозгового заболевания в дошкольном или еще более раннем возрасте, характеризуется резко выраженным психомоторным возбуждением, повышением элементарных влечений, слабость инстинкта самосохранения, крайняя нечистоплотность и неряшливость. Формы органической деменции

1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности). Пограничные формы интеллектуальных нарушений

нарушения познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Задержка психического развития (ЗПР)

1. ЗПР конституционного генеза; 2. ЗПР соматогенного генеза; 3. ЗПР психогенного генеза; 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Классификация задержки психического развития

Неврологический осмотр пациента: сознание, интеллект, ориентация в пространстве и времени, чувствительность, рефлексы и проч. ; анализ клинических показателей; компьютерная томография головного мозга; магнитно-резонансная томография (МРТ); ангиография и ультразвуковое исследование; люмбальная пункция; рентгенография или электроэнцефалография. Диагностика заболеваний НС

УО ЗПР ОНР стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Дифференциальная диагностика

УО ЗПР ОНР — восприятие искажено или не сформировано; — нарушена избирательность; — нарушена обобщённость; — характерны трудности восприятия пространства и времени, — страдает целостность восприятия; — общая пассивность восприятия; — отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. — отсутствует целенаправленнос ть, планомерность в обследовании объекта; — нарушена ориентировка в пространстве. Ощущение, восприятие

УО ЗПР ОНР — характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; — характерна некритичность. — не равномерно развиваются виды мышления; — нарушены динамические стороны мыслительных процессов. — характерна ригидность мышления; — отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления. Мышление

УО ЗПР ОНР — характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании); — опыт крайне беден; — отсутствует учебный мотив. — характерна низкая познавательная активность; — избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. — в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности. Познавательная деятельность

УО ЗПР ОНР — низкая устойчивость; — трудности распределения; — замедленная переключаемость; — отсутствие концентрации на задании. — неустойчивость; — сниженная концентрация; — снижение объёма, избирательности; — повышенная отвлекаемость. — недостаточная устойчивость внимания; — ограниченные возможности его распределения. Внимание

УО ЗПР ОНР — лучшее запоминание внешних признаков; — с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; — свойственна эпизодическая забывчивость. — снижен объём запоминания; — лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального. — сохранна смысловая, логическая память; — снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Память

УО ЗПР ОНР — слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; — отсутствие контроля над настроением. — эмоциональное развитие задержано; — испытывают трудности в адаптации. — быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители. Эмоционально-волевая сфера

УО ЗПР ОНР — завышенная самооценка; — не являются инициаторами общения. — взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; — занижена самооценка. — навязчивое чувство страха, впечатлительность; — склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости. Особенности поведения

УО ЗПР ОНР — отсутствует период словотворчества; — бедный пассивный и активный словарь; — шаблоны, штампы, персеверации; — не понимают логико-временные конструкции; — не критичны к своему дефекту; — грубые нарушения в письменной речи. — звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; — в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; — период словотворчества затянут во времени. — затянут период словотворчества; — раннее появление понимания обращённой речи; — критичны к своему речевому дефекту; — перенос ошибок в устной речи на письмо. Развитие речи

В настоящее время детская психопатология имеет свои определенные задачи. Следует подчеркнуть, что отделение детской психопатологии от общей психопатологии произошло не так давно. В то же время, происходило ее долгое формирование, как области особых знаний, граничащей с детской психиатрией и психологией. Данное определение наделено общими корнями с педагогикой и специальной психологией.

Как предмет детской психопатологии, рассматриваются любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.

Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов. В том числе, памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Патопсихолог занимается тем, что устанавливает уровень детского развития, определяет, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Также врач выявляет патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов, и прочее.

Если работа патопсихолога производится в психоневрологическом санатории, или психиатрической больнице, то результаты обследования сообщаются семье больного через лечащего врача. В этом случае, общение с родственниками пациента происходит в меньшей степени. Нередко консультации родителей ребенка и самого пациента проводится в консультации, или в психологическом центре. И в таком случае для родителей важно не только получить подтверждение того, что ребенок является отстающим в умственном развитии, но и узнать, какие методы лечения эффективны, каким образом можно компенсировать дефект, адаптировать к школе.

Диагностика

Коррекция дефекта непосредственно связана с проведением психологической диагностики. Детские патопсихологи занимаются проведением разнообразных коррекционных занятий, групповых и индивидуальных, с маленькими пациентами, имеющими нарушение в развитии психики. Также в категорию важных задач детской психопатологии входят профилактические меры возникновения нарушений в психике ребенка. В данном случае, этому фактору уделяется мало внимания, так же, как и во взрослой психопатологии. Профилактикой является и популяризация знаний, имеющих отношение к детской психопатологии, консультирование родителей, воспитателей, школьных педагогов. В том числе, в качестве профилактики проводятся специальные игры и тренинги.

Психопатология детского возраста имеет не только практические задачи, но и проводит исследования в научном направлении. Не имея серьезных научных разработок, специалисты не могли бы производить вмешательство в такое сложнейшее явление, как состояние психики ребенка, воздействие по компенсации дефекта, и прочее. Известно, что детский психопатолог не ставит перед собой цель подменить врача. Хотя имеет место теснейшее сотрудничество психопатологов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, но у каждого свои отдельные задачи, хотя порой они и пересекаются. К тому же, методы воздействия тоже отличны. Работа детского психопатолога имеет некоторое сходство с работой психолога, так как он применяет психологические диагностические методы и способы коррекции развития.

На основании такого положения дел для психопатолога важен не только правильно установленный диагноз, и определение, к примеру, формы , так как этим занимается врач. Имеет огромное значение исследование психологических особенностей пациента. Выяснив все имеющиеся особенности, определив отклонения в мышлении, игровой деятельности, речи, психопатолог способен представить лечащему врачу важный диагностический материал. В то же время, для родителей ребенка может быть подобрана методика эффективного психологического воздействия, даны ценные рекомендации по общению.

Лечение в детской психопатологии

Существуют некоторые виды нарушений развития, которые не могут быть устранены применением медикаментозной терапии, или же, она используется, но не является определяющей. Особенно это относится к детям, имеющим задержку развития психики, умственно отсталым. В подобных случаях огромную роль играет психологическая коррекция нарушения и психопатологическое исследование. Нередко происходит так, что дети с отклонениями попадают на прием к детским психологам. Если специалист не обладает серьезными знаниями в области детской психопатологии, то его выводы могут являться ошибочными, а рекомендации не принесут никакой пользы, а в некоторых случаях они откровенно вредны.

В связи с этим, специалист, дающий рекомендации и советы по воспитанию и общению с трудным ребенком, должен уметь изначально исключить наличие серьезного психического заболевания. Нередко родители, имеющие умственно отсталого или психически больного ребенка, переживают это очень остро, и внутренне не в состоянии принять такой факт. Иногда они просто бояться специалистов, и демонстрируют недоверие. Находясь на приеме у психолога, она могут предъявлять банальные жалобы, которые скрывают достаточно серьезное заболевание. Например, при обращении с жалобами на застенчивость ребенка может выявиться отставание малыша в умственном развитии.

Детская психопатология - медицинская дисциплина, занимающаяся исследованием причин, описывающая симптомы, течение и возможности профилактики, лечения и реабилитации психических расстройств у детей.

Представители разных психиатрических школ вкладывают несколько различное содержание в определение самой психопатологии и ее отличия от психиатрии. Например, существует понятие специальной, или общей, психопатологии - научной дисциплины, занимающейся общими вопросами сути и происхождения психических расстройств, основных устойчивых форм их проявления, отражающихся в наиболее распространенных симптомах и их группах (синдромах), в вариантах их течения и в подходах к лечению. Частная психопатология изучает синдромы психических расстройств применительно к отдельным нозологическим единицам.

Последнее определение наиболее близко к психиатрии. Психопатология определяется как наука о развитии психических расстройств; психиатрия определяется как прикладная дисциплина, направленная на помощь конкретному больному. Это понимание отражено в работах теоретика психиатрии Карла Ясперса (1883-1969), считавшего, что психопатология является теорией, а психиатрия - клинической практикой. Вместе с тем приходится встречаться и с узким пониманием психопатологии как проявления психического расстройства.

Несмотря на то, что изучение детской психопатологии началось сравнительно недавно, можно выделить ряд ее особенностей и направлений. Начиная с работ Рене Шпитца, а затем Джона Боулби, психические расстройства, характерные для детей грудного возраста, рассматриваются системно. Так, в работах Р. Шпитца 1967 г. психопатологию грудного ребенка определяет этиологический фактор - отношение матери к ребенку. Случаи полного отвержения младенца могут привести к коме новорожденного; чрезмерная, полная тревоги забота о нем - к коликам третьего месяца жизни. Частые колебания материнского отношения от баловства к враждебности провоцируют возникновение у младенца бесцельной чрезмерной подвижности (раскачивание, як- тация), а сознательное контролирование проявлений враждебности к ребенку приводит к появлению у него гиперактивности (агрессивный гипертим по Дж. Боулби). Таким образом, детская психиатрия рассматривала возникновение психопатологии в младенчестве и раннем детстве в системе отношений с близким взрослым. Феномены психических нарушений в раннем детстве являются отражением больших или меньших проблем функционирования эмоциональной системы.

Эмоции при этом рассматриваются не только как фундаментальная возможность самовыражения человека, но и как важная основа для ситуаций выбора, принятия решений. Эмоции определяют внутренний климат для протекания мыслительных процессов и формирования представлений. Они устанавливают ценности и создают значения. Эмоции влияют на коммуникацию с другими людьми благодаря мимическим и другим невербальным сигналам и образуют этим основу для ранних взаимоотношений. При этом эмоциональный диалог представляет собой матрицу для развития самости (более подробно об этих аспектах раннего взаимодействия см. в литературных источниках, указанных в рекомендуемой литературе к разделу 1).

Следующей чертой, характеризующей детскую психопатологию, а особенно психопатологию младенческого и раннего возрастов, является отсутствие известных во взрослой психиатрии четко очерченных расстройств, симптомов и синдромов. Понять проявления психопатологических состояний возможно при изучении соматических жалоб и расстройств, описываемых другими медицинскими дисциплинами - педиатрией, неврологией и т.п.

Психопатологическая симптоматика зависит от возраста ребенка. Детское развитие в первые годы чрезвычайно динамично. При этом необходимо отметить, что в специальной литературе традиционно используются различные определения границ возрастных периодов раннего детства. В рассматриваемом возрастном диапазоне выделяются два периода: первый год жизни - грудной, младенческий возраст; далее до 3-х лет включительно - ранний возраст. Однако это подразделение не является общепринятым. Так, например, в англоязычной литературе принято говорить о младенческом возрасте - infancy, определяя его как период от 0 до 18 месяцев. Согласно корню, латинское действительное причастие наст. вр. infans означает неговорящий, немой, безмолвный, то есть подходит для характеристики ребенка, еще не освоившего речь. Следующий возрастной период обозначается как тоддле- ровский. Глагол to toddle имеет общее значение ковылять, в применении же к ребенку - значение учиться ходить, а существительные a toddler и разг. a toddle означают ребенок, начинающий ходить. Возрастной диапазон этого периода от 18 месяцев до 3 лет. Наконец, a preschooler - дошкольник - ребенок в возрасте 4-5 лет. В немецкоязычном профессиональном сообществе в силу традиции закрепилось другое деление по возрастам раннего детства - период новорожденности (1-4 неделя жизни), грудной возраст (1-12 месяц жизни) и ранний детский возраст - возраст от 1 до 5 лет.

Связь психопатологии с возрастом ребенка в отечественной литературе наиболее полно представлена в работах одного из основателей отечественной детской психиатрии В. В. Ковалева (понятие об уровне нервно-психического реагирования). Согласно В. В. Ковалеву, возраст от 0 до 3 лет включительно является возрастом соматовегетативного реагирования. Для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Нередко с возрастом ребенка происходит трансформация психических расстройств (рис. 1).

В каждом возрастном периоде существуют наиболее уязвимые к возникновению психопатологии области развития и наиболее часто встречающиеся симптомы.

Представляется важным отдельно обсудить взаимоотношения психопатологии и с неврологией как дисциплиной, занимающейся изучением функционирования, повреждений и заболеваний нервной системы (устаревшее название - невропатология). Необходимо отметить, что предполагаемой основой психической деятельности является нервная система, особенно центральный ее отдел - головной мозг. Во время активного развития дисциплин неврологии и психиатрии они были тесно связаны. Нередко врачи объединяли в себе эти две ипостаси. Например, Жан Мартен Шарко - невролог - известен в психиа-

Рис. 1.

трии как один из первых исследователей истерии. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начинавший как невролог, предложил название одного из самых известных детских неврологических заболеваний - детского церебрального паралича. В России это целая плеяда выдающихся ученых, внесших вклад в развитие обеих дисциплин, - А. Я. Кожевников, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо. В настоящее время можно отметить новый виток интереса к неврологической и нейрофизиологической основе психического расстройства, поддерживаемый открытиями последних лет и достижениями в области нейродиагностики. Представляется важным изучение психологических и биологических последствий травмы, общих стрессовых воздействий и негативного опыта взаимодействия в течение всего периода развития [Чиккетти, Валькер, 2001].

В рамках психиатрического подхода существуют различные представления о природе психических расстройств. Вопрос о том, чему следует личность ребенка в своем развитии - определенному врожденному плану или же детерминантам, характеризующим окружающую ребенка среду, - до сих пор не снят с повестки дня и отражается в научных дискуссиях между представителями естественных и гуманитарных наук.

В научной среде тем не менее сформировалось представление о том, что не только сама природа человека определяет его судьбу, в том числе, заболевание, но и взаимодействие его природы с жизненным контекстом, в котором протекает его развитие.

В области психиатрии эти изменения мы наблюдаем в невозможности считать причиной заболевания только биологические факторы (уход от «биологической психиатрии»), или только влияние биографических данных, или только воздействие жизненного опыта. Поведение ребенка нельзя рассматривать как выражение мозговых функций. В то же время нельзя и нарушенные церебральные функции изучать только через призму индивидуального опыта. В своем развитии уже с рождения ребенок нуждается в социальных рамках и в дальнейшем формирование его психики во многом определяется эмоциональным взаимодействием с близкими.

Психопатология развития - это подход, использующий методы психиатрии и психотерапии для понимания феноменов психических нарушений как результата приспособления и развития. Психопатологические симптомы при этом рассматриваются не как отражение психического заболевания, а как проявление нарушений развития, вызванных сложностями взаимодействия со своим (социальным) окружающим миром.

Подобный подход освобождает от необходимости подразделения на классические психические заболевания, пытается сформировать гипотезы о возникновении проблем взаимоотношений и развивает терапевтические представления о возможных изменениях в дисфункциональных взаимоотношениях.

Психические расстройства в раннем детском возрасте могут появляться тремя путями, которые нередко пересекаются.

Во-первых, существуют нарушения, носящие врожденный характер и ведущие к массивным нарушениям материнско-детского взаимодействия. Один из примеров этому - аутизм. При этом заболевании имеется врожденная неспособность к различению аффектов, а нейро- психологические дефициты ведут к выраженным нарушениям ранней коммуникации.

Второй механизм - специфическое душевное повреждение, называемое также травматизацией. Ребенок подвергается насилию и испытывает неуверенность, при этом не получая помощи взрослого. Нередко сам взрослый принимает участие в актах физического или сексуального насилия. В результате механизмов переработки травмы возникают диссоциативные расстройства, оказывается влияние на процессы памяти, развития личности, аффективной регуляции. Эти расстройства весьма подробно изучены у взрослых пациентов. Наиболее часто указание на травму находят в анамнезе у пациентов с нарушениями пищевого поведения по типу булимии, с юношескими депрессиями, с синдромом Бор- дерлайн. При юношеском синдроме самоповреждения травмы в раннем возрасте определяются в 60% случаев [Реш, 2001].

Третий, наиболее частый, механизм раннедетских нарушений - нарушения родительско-детского взаимодействия и их тонкая настройка посредством детских, родительских или ситуативных факторов. И отнюдь не острые стрессовые события, а повседневные кризисы, приводящие к постоянной недооценке детских чувств, суммация недопонимания, ошибочной оценки, невнимания и неумения правильно реагировать друг на друга образуют материал, из которого возникают психогенные нарушения саморегуляции, ранние нарушения отношений и синдромы перестимуляции. Особенности психоэмоционального развития раннего детства оказывают выраженное влияние на развитие и проявление психопатологических расстройств во все последующие периоды жизни. Дети с ненадежной привязанностью в более позднем возрасте склонны к эмоциональным расстройствам [Реш, Мёлер, 2001].

Дети с ненадежной привязанностью из низких социальных слоев населения в школьном и юношеском возрасте чаще демонстрируют психические отклонения: ограниченные контакты со сверстниками, депрессию, колебания настроения и экспансивные нарушения с агрессивными тенденциями [Гринберг, 1999].

Существуют многочисленные конвергирующие пути к возникновению психопатологии, которые базируются не только на нейрональных особенностях, но которые изменяются благодаря психологическим или же соматическим стрессорам и на которые при этом оказывают влияние генетические повреждения, ранний опыт и сохраняющиеся негативные жизненные события.

Вопросы и задания для самоконтроля к разделу 1

Вопрос 1. Что является предметом изучения детской психопатологии, в чем заключается ее специфика?

Вопрос 2. Каковы особенности психопатологии в раннем детском возрасте?

Вопрос 3. Опишите влияние социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.

Темы реферативных сообщений к разделу 1

  • 1. Роль социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.
  • 2. Возрастные особенности психопатологических проявлений у детей и возможности прогностической оценки развития.
  • 3. Интердисциплинарный подход к проблемам развития психопатологии раннего возраста.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!