Информационный женский портал

Реабилитация больных с ибс в санатории. Физическая реабилитация больных при ибс. Реабилитация больных. Все материалы и суждения, приведенные выше, каса­лись влияния кратковременной физической нагрузки на функциональные системы организма

П. игра «Кошки – мышки »

Цель: упражнять детей в ползание на четвереньках, учить выполнять движения по сигналу, в соответствии с текстом стихотворения.

Ход игры:

Кошка мышек сторожила

Притворилась, будто спит.

Мышки сидят за натянутой веревкой в домике, затем мышки выползают из –под веревки, а воспитатель говорит:

Мышки, мышки не шумите

Кошку вы не разбудите.

Кошка встает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину и громко произносит «Мяу», затем на четвереньках догоняет мышей, а они уползают в домики.

Карточка № 2 - а 1 мл. группа

П. игра « По дорожке»

Цель: учить детей ходить по ограниченной площади.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям пройти по дорожке (между двумя веревками). В конце дорожки детей встречает мишка.

Воспитатель читает стихотворение:

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Шагают наши ножки

Топ – топ, топ – топ.

Карточка № 3 – а 1 мл. группа

П. игра «Круг - кружочек»

Цель: познакомить детей друг с другом, создать у детей хорошее настроение.

Ход игры:

Воспитатель объединяет детей в круг и вместе с ними произносит слова:

Круг – кружочек

Маленький флажочек

Раз, два, три,

Повернись Катюша ты.

Дети с этим именем поворачиваются спиной в круг и продолжают держаться за руки до тех пор, пока не повернуться все дети спиной в круг. Затем произносятся слова:

Круг - кружочек,

Маленький флажочек,

Раз, два, три, четыре, пять,

Повернулись все опять.

Карточка № 4 - а 1 мл. группа

П. игра «Беги, лови мяч»

Цель: упражнять детей в беге и ходьбе за ведущим, развивать у детей внимание, выдержку.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне комнаты свободной группой. Воспитатель с большим красивым мячом в руках стоит перед ними. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, воспитатель отступает от детей и приговаривает:

Играю раз, играю два,

Играю три, беги – лови!

Услышав последние слова, дети бегут к воспитателю с намереньем поймать мяч, воспитатель сам ловит мяч и говорит: «не поймали – бегите обратно». Дети возвращаются на свои прежние места.

Карточка № 5 - а 1 мл. группа

П. игра «Курочка и цыплята»

Цель: упражнять детей в лазанье, беге, учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять действия по сигналу.

Ход игры:

Дети изображают цыплят. Они прячутся в «курятнике». Воспитатель надевает на одного ребенка шапочку курочки и говорит: « Это курочка, она выйдет из курятника первой, и позовет всех цыплят гулять». Дети выбегают из курятника и гуляют не далеко возле курочки, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Большая птица летит, всех цыплят унесет». Тогда курочка бежит в курятник и все цыплята за ней. После этого воспитатель выбирает другую курочку.

Карточка № 6 - а 1 мл. группа

П. игра «Комарик»

Цель: учить детей прыгать, отталкиваясь двумя ногами, приземляясь на носочки.

Ход игры:

Вариант №1.

Дети стоят лицом к центру круга. Воспитатель находится в центре круга, в руках него платочек – комарик. Дети должны подпрыгнуть и достать, хлопнуть комарика, поймать и должны сказать «Я поймал».

Инструкция к детям: ловить двумя руками, не толкаясь.

Карточка № 7 - а 1 мл. группа

П. игра « Пузырь»

Цель: учить детей организовывать круг, делать его шире, уже, согласовывать движения с произносимыми словами.

Ход игры:

Дети берутся за руки и образуют круг, стоя близко друг от друга. Воспитатель произносит слова:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Дети расширяют круг, и держаться за руки до тех пор пока воспитатель не скажет: «Лопни пузырь». Дети садятся на корточки и говорят: «Хлоп, ш-ш-ш». Воспитатель объясняет, что пузырь лопнул и из него идет воздух. Затем дети снова «раздувают» пузырь.

Карточка № 9 - а 1 мл. группа

П. игра « Зайка серый умывается».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: дети становятся в круг. Зайка в центре. Дети говорят зайцу слова:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Затем, заяц подпрыгивая на двух ногах идет к кому – нибудь в гости. Тот к кому заяц подошел становиться на его место.

Карточка № 10 - а 1мл. группа

П. игра « Зайка беленький сидит».

Цель : приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последнее слово текста, доставить детям радость.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит, что все они зайки и предлагают выбежать на полянку. Дети садятся на корточки вокруг воспитателя. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал

Зайка прыг и ускакал.

Карточка № 11 - а 1мл. группа

П. игра «Лови и бросай, упасть не давай»

Цель: упражнять детей в бросании и ловле мяча, в подскоках на двух ногах.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре, с большим мячом. Он по очереди бросает мяч каждому ребенку. Дети ловят его и снова бросают воспитателю.

Воспитатель приговаривает: «Лови и бросай, упасть не давай».

Карточка №12 - а 1 мл. группа

П. игра «К флажку»

Цель: упражнять детей в беге и быстром построении по сигнал, учить ходить друг за другом.

Ход игры:

Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки большой флажок и предлагает детям подойти к нему и посмотреть на него воспитатель говорит: « Флажок спускается – дети разбегаются». Дети бегут в разные стороны. Через 10 –15 секунд воспитатель поднимает флажок вверх и продолжает: « флаг поднимается – дети собираются». Дети подбегают к воспитателю и смотрят на флажок. Игра повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один ребенок с флагом, остальные дери идут за ним.

Карточка № 13 – а 1 мл. группа

П. игра « Найди свой домик»

Цель: упражнять детей в ходьбе, беге, прыжках. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Дети сидят на низких гимнастических скамейках. На каждой скамейке стоит красивая игрушка. На слова воспитателя: «Пойдем гулять» - дети встают и идут за воспитателем. Во время «прогулки» дети выполняют разны движения, которые показывает воспитатель: ходят, бегают, прыгают. На слова « Дождик» все убегают в свои домики.

Карточка № 14 – а 1 мл. группа

П. игра « Солнышко и дождик»

Цель: повышать двигательную активность, вызвать положительные эмоции от совместных действий. Развивать внимание.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Воспитатель говорит:

Дождик, дождик - хватит лить

Сидят дома деточки,

Словно птички в клеточки.

Солнышко, солнышко

Посвети немножко,

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть.

Дети встают, бегают по комнате, прыгают, веселятся. По сигналу «Дождь» все бегут к стульчикам. Звуковой сигнал можно заменить зрительным.

Карточка № 15 – а 1 мл. группа

П. игра « У медведя во бору»

Цель: совершенствовать бег. Учить согласовывать действия с текстом игры. Развивать выдержку.

Ход игры:

На одной стороне опушке леса живет медведь (взрослый). На противоположной стороне живут дети. Воспитатель предлагает пойти погулять грибы ягоды собрать. Дети идут в лес и имитируют сбор ягод и грибов и произносят слова:

У медведя во бору грибы,

Грибы, ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь выходит и на последние слова текста рычит. Дети убегают.

Карточка № 8 - а 1 мл. группа

П. игра «Карусель»

Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, менять направление бега по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Вариант №1 . Дети стоят в кругу, держась за руки. Воспитатель в центре круга, дети бегут по кругу, говоря при этом:

Мы бежим, бежим, бежим,

Мы на месте не стоим,

Все быстрей, быстрей, бегом,

Карусель кругом, кругом.

Инструкция для детей: если воспитатель хлопает в ладоши, то дети меняют направление бега, если звенит в колокольчик, дети разрывают круг и бегут в разные стороны, а затем снова по сигналу хлопка соединяются.

Карточка № 8 - б 1 мл. группа

П. игра «Карусель»

Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, менять направление бега по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Вариант №2. Дети стоят по кругу, взявшись одной рукой за обруч. Идут по кругу и произносят слова:

Ели, ели, ели, ели,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Дети убыстряют шаг, переходят на бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Дети замедляют ход, переходят на шаг.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Дети приседают и кладут обруч на пол. Повтор игры происходит в другую сторону.

Карточка №1 - б 1 мл. группа

П. игра «Кто пройдет тише?»

Цель: Упражнять детей в ходьбе в разных направлениях, учить выполнять действие по сигналу.

Ход игры:

Вариант № 1. Дети выполняют роль мышек. Воспитатель выполняет роль кошки.

Воспитатель: « Мышки вышли погулять, пока мышка спит. Они идут тихо, чтобы не разбудить кошку. Но вот кошка просыпается « Мяу – мяу», поворачивает голову, прогибает спину, смотрит на мышек. Мыши быстро уходят. (Дети не должны бежать).

Вариант № 2. Воспитатель завязывает глаза, встает в центре комнаты. Дети должны тихо пройти рядом с «кошкой», чтобы их не было слышно.

Карточка № 2 - б 1 мл. группа

П. игра « Птички летают»

Цель: Учить спрыгивать с предметов высотой 5-10 см, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры:

Дети встают на предметы (кубы, бруски), расположенные на одной стороне игровой комнаты.

Воспитатель: « На улице светит солнышко, птички вылетают из гнезд, ищут зернышки ».

Дети спрыгивают с кубов, бегают по комнате, « машут крыльями, клюют зернышки». По сигналу « Дождь пошел » - птички возвращаются в гнезда.

Карточка № 3 – б 1 мл. группа

П. игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его направление по сигналу воспитателя, находить свое место.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивают руками – крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания к проведению:необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как оно клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми. Первоначально роль автомобиля берет на себя воспитатель, после многократных повторений игры эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Карточка № 4 - б 1 мл. группа

П. игра «Веселые зайчата»

Цель : упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость. Побуждать к самостоятельности. Вызвать чувство радости от взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ход игры:

Вариант № 1:Дети зайчата живут в домика, нарисованных на полу.

Воспитатель:

Маленькие домики в густом лесу стоят

Беленькие зайчики в домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображают зайчат.

Воспитатель:

Мама зайчиха по лесу бежала

Лапкой в окошко ко всем постучала.

Подходит к каждому домику стучит и приговаривает.

Воспитатель:

Тук – тук, зайчата пойдемте гулять,

Если волк появится, мы спрячемся опять.

Зайчата выбегают из домиков, прыгают, резвятся.

По сигналу «Волк» зайчата убегают в домики.

Вариант № 2:

Домики зайчат находятся за веревкой, натянутой на высоте 30 см. от пола

Чтобы попасть домой, надо подлезть под веревкой.

Карточка № 5 - б 1 мл. группа

П. игра «Позвони в колокольчик»

Цель: учить подпрыгивать на месте, влезать на куб и слезать с него. Развивать ловкость, побуждать к самостоятельным активным действиям.

Ход игры:

На высоту чуть выше поднятой руки ребенка подвешивается колокольчик. Детям предлагается позвонить в колокольчик. Дети подпрыгивают и достают колокольчик. Колокольчик поднимается на 10 – 15 см. Предложить детям догадаться, как можно теперь достать до колокольчика (подставить куб, стул). Дети по очереди взбираются на стул и звонят в колокольчик. Также можно достать колокольчик палочкой (длина 30 см).

Карточка № 6 - б 1 мл. группа

П. игра «Медведь и добрые зайчата»

Цель: обогащать двигательный опыт детей, побуждать к активным самостоятельным действиям.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям шапочку зайчика, уточняет с детьми, какие движения выполняет заяц (как прыгает, держит лапки, грызет морковку). Дети – зайчата идут на поляну, где находятся невысокие «пеньки» (кубы высотой 10 – 15 см). Зайцы бегают, прыгают, влезают на «пеньки», спрыгивают с них. Выходит медведь.

Воспитатель:

Мишка бурый, Мишка бурый,

От чего такой ты хмурый?

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Медведю завязывают глаза, и он играет с детьми в жмурки. Зайчата разбегаются, медведь их ловит.

Карточка №7 - б 1 мл. группа

П. игра « Пчелки и медведь»

Цель: Развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения животных. Учить действовать в соответствии с текстом. Доставить детям удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками.

Ход игры:

Дети изображают пчел: «летают на поляне», размахивают руками, жужжат. Роль медведя играет взрослый. Медведь: «Мишка идет, мед у пчелок унесет, Пчелки домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в группе). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети и воспитатель произносят вместе: «Это улей домик наш, уходи медведь от нас! Ж – ж – ж.». Пчелки машут « крылышками», жужжат. Медведь уходит, а пчелки опять «летают на полянке».

Карточка № 9 - б 1 мл. группа

П. игра «Лиса и цыплята».

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, не наталкиваясь, друг на друга, действовать по сигналу, имитировать движения животных.

Ход игры:

За чертой, обозначенной на полу, находится домик цыплят.

По сигналу: «Цып, цып, цып, малые цыплятки, бегите все гулять» дети выбегают на середину комнаты, и изображаю цыплят – машут крылышками, клюют зернышки, пищат.

Воспитатель предупреждает: «Из – за куста смотрит хитрая лиса».

По сигналу: «Мы лису обхитрим, тихо – тихо убежим» дети убегают в домик.

Появляется Лиса, прихорашивается и говорит: «Ох, как мне хочется съесть цыпленочка».

Воспитатель: «Хоть ты и хитрая Лиса, а цыплята тебя перехитрили».

Лиса уходит.

Карточка № 10 - б 1мл. групп

П. игра «Утки и собачка»

Цель: Совершенствовать умение ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, учить детей имитировать движения животных. Вызвать чувство радости от взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ход игры:

Воспитатель обозначает мест (пруд). Дети – утята, воспитатель – мама утка. Она ведет утят на пруд:

Рано – рано утречком,

Вышла мама – уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит:

Вы плывите ути – деточки плавно в ряд!

Дети имитируют движения плавающей утки: плавно двигаются, отводя «крылышки» назад, гладят «крылышки», крякают.

С лаем появляется собачка. Воспитатель:

Ты собачка не лай, наших уток не пугай,

Наши утки белые, без того не смелые.

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро «плывут» к маме утке, прячутся у нее под «крыльями». Собачка убегает, игра повторяется.

Заключение: воспитатель зовет собачку:

Ты собачка, не лай, наших деток не пугай, лучше с ними поиграй. «Пойдем к нам в гости, мы тебя чем – ни будь вкусным угостим». Дети угощают собачку.

Карточка № 11 - б 1мл. группа

П. игра «Мой веселый звонкий мяч»

Вариант № 1.

Цель : Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст, проявлять выдержку, действовать согласно тексту.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение « Мой веселый звонкий мяч» - дети подпрыгивают на месте на обеих ногах. На слова: «А потом ты покатился и назад не воротился…» дети разбегаются в разные стороны, воспитатель ловит детей.

Вариант № 2.

Цель: Учить детей отбивать мяч о пол и ловить его двумя руками. Отбивать мяч одной рукой, прокатывать мяч по полу.

Ход игры:

На слова «Мой веселый звонкий мяч…» дети отбивают мяч о пол и ловят его двумя руками.

На слова «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко хлопал…» дети отбивают мяч о пол попеременно правой и левой рукой.

На слова «А потом ты покатился и назад не воротился» дети прокатывают мяч от себя по полу двумя руками.

Карточка №12 - б 1 мл. группа

П. игра «Прокати мяч по дорожке»

Вариант № 1.

Цель: Учить детей катать мяч по ограниченной поверхности, толкая его двумя руками и сохраняя направление. Побуждать к самостоятельным действиям.

Ход игры:

Воспитатель рисует или выкладывает шнурами дорожки шириной 10 см, длиной 1,5 – 2 м. Берет из корзины мяч и показывает, как нужно сильно толкать мяч двумя руками. Дети выполняют упражнения на своих дорожках, бегут за своими мячами, возвращаются, кладут в корзину.

Вариант № 2.

Цель: Совершенствовать умение прокатывать мяч по ограниченной поверхности друг к другу. Закрепить знание основных цветов спектра, умение согласовывать действия со сверстниками.

Ход игры:

По дорожкам разного цвета дети катают мячи друг к другу.

Карточка № 13 – б 1 мл. группа

П. игра «Волшебная палочка»

Вариант № 1.

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, развивать ловкость, быстроту реакций. Закрепить умение правильно называть цвета.

Ход игры:

На гимнастической палке привязаны ленточки разного цвета. Воспитатель отходит в сторону, производя палкой быстрые и медленные движения. Дети пытаются поймать ленточки. Если им удается поймать ленточку, воспитатель останавливает игру и спрашивает, какого цвета ребенок поймал ленточку. Воспитатель может менять характер движений гимнастической палкой

Вариант № 2.

Цель: Совершенствовать умение ползать на четвереньках, подпрыгивать в вверх. Побуждать к самостоятельным активным действиям.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть с волшебной палочкой, но дети должны догнать ленточки, ползая на четвереньках. Затем воспитатель поднимает палочку, а дети пытаются достать ленточки, подпрыгивая.

Вариант № 3.

Цель: Учить детей перешагивать через палочку, поднятую на высоту 30см над полом и через палочки положенные на пол на расстояние друг от друга 30 – 40 см.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает гимнастические палочки на пол и предлагает детям перешагнуть через ручеек, затем поднимает палочку над полом и предлагает детям перешагнуть через барьер.

Карточка № 14 – б 1 мл. группа

П. игра « Доползи до погремушки»

Цель: Учить детей ползать на четвереньках, развивать опорно-двигательный аппарат.

Ход игры:

На шнур прикрепляют погремушки на высоту поднятых вверх рук ребенка. Дети ползут на четвереньках (3-4м), встают на носочки, стараясь задеть погрем

Карточка № 15 – б 1 мл. группа

П. игра « Маленькие ножки»

Цель: Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями воспитателя, действовать в соответствии с текстом игры.

Ход игры:

Взрослый звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

Мы в кружочек дружно встали,

Друг за другом пошагали.

Как мишки мы идем,

Дружно песенки поем

Большие ноги шли по дороге

Топ – топ - топ – топ. Стоп!

А маленькие зайки мишку испугались

И в другую сторону по кругу побежали.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Топ – топ – топ – топ. Стоп!

Воспитатель показывает детям, как шагать «большими ногами», как бежать на носочках, меняет голос в соответствии содержания текста.

Карточка № 16 - а 1 мл. группа

П. игра «Догони мяч»

Цель: Учить детей прокатывать мяч по ограниченной поверхности и догонять его, развивать умение бегать в определенно направлении.

Ход игры:

Вариант №1 . Ребенок, берет мяч из корзины и прокатывает его, толкая вперед двумя руками. На команду «Догони мяч» бежит за мячом и ловит его.

Вариант № 2 . Несколько детей стоят около дорожек шириной 40 см длинной 1,5-2 м. По команде «Прокати мяч» отталкивают мяч и прокатывают его по дорожке. По команде «Догоните мяч» бегут за мячом и ловят его.

Карточка № 16 - б 1 мл. группа

П. игра «Поезд»

Цель: Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем, не держась, приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям стать друг за другом, сам становиться впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я – паровозом». Паровоз дает гудок – и поезд начинает двигаться медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель при этом говорит: «Вот остановка». Затем паровоз вновь дает гудок – и поезд движется дальше.

Роль паровоза сначала выполнят воспитатель или ребенок старшей группы. Лишь при многократных повторениях роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Также при многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего ребенка, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: «Чу-чу-чу».

Карточка № 17 - а 1 мл. группа

П. игра «Кот и мыши»

Цель: Учить детей бегать на носочках, подражая мышкам. Действовать по сигналу, различать форму предметов. Развивать выдержку. Вызвать положительные эмоции от совместных действий.

Ход игры:

Дети – мышки сидят в норках, которые определены геометрической формой (круг, квадрат, треугольник). Кот Васька (взрослый) прогуливается перед ними, нюхает, мяукает.

Воспитатель:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой,

А бежит стрелой!

Кот Васька бежит и садится на стул в конце групповой комнаты.

Воспитатель:

Глазки закрываются,

Спит иль, притворяется?

Зубы у кота

Острая игла.

Воспитатель подходит к коту смотрит спит ли он, приглашает мышек погулять. Дети подбегают к стулу на котором сидит кот и гладят его.

Воспитатель:

Только мыши заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

Мыши убегают в свою норку, а кот догоняет их.

Карточка № 17 - б 1 мл. группа

П. игра «Лиса и зайцы»

Цель: Учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Приучать внимательно, слушать сигнал. Сидеть на корточках, не шевелясь.

Ход игры:

Из-за белого сугроба

Уши длинные торчат.

Поищи, Лиса, попробуй,

Хитрых беленьких зайчат.

Зря стараешься, плутовка,

Не найдешь ты их, кума,

Потому что зайцев ловко

Прячет зимушка – зима.

(В. Бардадым)

Зайцы бегают врассыпную под звуки бубна. С окончанием звучания бубна присаживаются на корточки, замирают. Воспитатель читает 2 строки стихотворения. Вбегает лиса. Воспитатель читает 3-4 строчки. Лиса ищет зайцев, приговаривая «Куда же они спрятались?», «Сейчас, сейчас найду». Воспитатель читает с 5 по 8 строчки. Лиса следит, находит тех, кто пошевелился. Уводит их в свой дом. Остальные зайцы идут к дому лисы и просят отпустить зайчат. Лиса соглашается при условии, что все зайцы попляшут. Зайцы весело пляшут.

Карточка № 18 - а 1 мл. группа

П. игра «Одуванчики»

Цель: Учить бегать не наталкиваясь друг на друга, врассыпную. Приучать действовать по сигналу. Находить свое место.

Ход игры:

Желтый одуванчик,

Я тебя сорву.

Желтый одуванчик

Спрятался в траву.

Дети одуванчик бегают под звучание бубна. С окончанием звучания они бегут к своим стульчикам. Воспитатель произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые, закрывают лицо руками, прячутся. Кто не закрылся, того находит воспитатель. Игра повторяется.

Карточка № 18 - б 1 мл. группа

П. игра «Мишка бурый»

Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, произносить текст за воспитателем. Перебегать из одного угла в другой, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры:

Мишка бурый,

Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

Я медом не угостился,

Вот на всех и рассердился!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаю мед искать!

(Ю. Капотов)

Дети изображают зайцев, прыгают весело под звуки бубна. Неожиданно появляется медведь. Дети-зайцы с воспитателем читают 3 строки стихотворения. Медведь отвечает (4-5 строчки). Дети прячутся за занавес, где они спрятали мед от медведя. Медведь произносит последние 2 строчки и начинает искать детей-зайцев. Пока он ищет их в одном углу дети успевают перебежать в другой угол, прячутся за занавеску (она должна быть прозрачной, чтобы дети видели медведя). После нескольких перебежек, наконец, находит их, зайцы угощают его медом – дают ему бочонок, он благодарит.

Карточка № 19 -а 1 мл. группа

П. игра «Курочка»

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Доставит детям радость. Упражнять в ловкости.

Ход игры:

Курочка по сенечкам похаживала.

Деток – цыплят уговаривала:

Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,

Не ищите вы зернышки у заборика.

К забору гусак подбирается,

Цыплят он щипать собирается.

Дети - цыплятки идут стайкой за воспитателем – курочкой. С 5-ой строчки и до конца текста говорит курочка повернувшись к цыпляткам. По окончании стихотворения из-за укрытия («забора») выбегает гусак (это может быть ребенок из старшей или подготовительной группы), который догоняет детей.

Карточка № 19 - б 1 мл. группа

П. игра «В пятнашки»

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Доставит детям радость. Упражнять в ловкости.

Ход игры:

Тучи по небу ходили,

Красно солнышко ловили.

А я тучек не боюсь!

Я от тучек увернусь!

(В. Данько)

Дети идут стайкой за воспитателем (солнышком). Произносят первые две строчки. «Солнышко» произносит заключительные строчки, после чего убегает от детей. Тучки догоняют солнышко.

Карточка № 20 - а 1 мл. группа

П. игра «Комарик»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Слушать текст и выполнять движения, согласно текста. Находить свое место.

Ход игры:

Вариант № 2.

Сел комарик под кусточек,

На еловый, на пенечек,

свесил ножки под листочек.

Спрятался!

Дети – комарики бегают под звуки бубна. С окончанием звучания останавливаются. Воспитатель читает 2 первые строчки стихотворения, дети садятся на стульчики, расставленные по залу. На 3-ю строчку, раскачивают ногами, на 4-ю строчку прячутся за шторку (платок), заранее приготовленные. Выходит воспитатель с куклой – лягушкой или в шапке – маске и говорит: «Где же комарики? Я их сейчас найду!» Ищет. Находит: «Вот они где спрятались!» Дети бегут на стульчики. Лягушка пытается их догнать.

Карточка № 20 - б 1 мл. группа

П. игра « Самолеты»

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. Приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.

Воспитатель говорит: « К полету приготовиться. Завести моторы!» дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук « р-р-р». после сигнала воспитателя «Полетели!» дети разводят herb в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они направляются к своим стульчикам и садятся на них.

Елена Цускман
«Зайка серый умывается». Конспект занятия с детьми раннего возраста по развитию речи

Групповое занятие с детьми раннего возраста (1-1,6)

На тему : «Зайка серый умывается »

Продолжительность : 10 минут

Задачи :

1) Формировать умение отвечать на вопросы «Что это?»

2) Развивать умение понимать слова, обозначающие части лица (рот, глаза, уши) ;

3) Закреплять навык умываться

Словарная работа : рот, нос, глаза, уши, мыло

Демонстрационный материал : Заяц, Мыло, Ванночка, Губка

Раздаточный материал : Губки (разных цветов)

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию : составила конспект , выучила игру

Предварительная работа с детьми : рассматривание игрушки зайца (частей мордочки зайки и проговаривание их названия)

Индивидуальная работа : проговаривание с отдельными детьми названия частей мордочки зайки

Структура занятия и методические приемы :

Вводная часть :

Сюрпризный момент

Беседа с детьми

Основная часть :

Называние с детьми частей мордочки зайки

Заключительная часть :

Положительная оценка (от лица персонажа)

Стук в дверь, в группу приходит зайчик

Ребята, смотрите, а кто это к нам пришел в гости (Зайчик)

Зайчик правильно! Саша поздоровайся с зайчиком. Миша теперь ты поздоровайся с зайчиком.

А какой зайчик (серый , пушистый, маленький)

Смотрите ребята, а зайчик то у нас испачкался. Помоем зайчика (да)

Чтобы он у нас был чистый. Что это (достаю мыло и показываю детям (мыло) Правильно мыло.

Миша скажи что это? Даша скажи что это (мыло)

Наташа помой зайчику глазки. Что ты помыла зайчику (глазка)

Сережа подойди помой зайчику ушки. Что ты помыл зайчику (ушки)

Матвей помой зайчику носик. Что ты помыл зайчику (носик)

Катя а ты помой зайчику ротик? Что ты помыла зайчику (ротик)

Молодцы ребята смотрите какой у нас зайчик чистый стал!

Зайчик очень рад, что стал чистым, пушистым и хочет с вами поиграть.

Давайте поиграем с зайчиком.

Проводится игра :

Зайка серый умывается ,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Молодцы ребята зайчику так понравилось с вами играть, что он обязательно придет в гости еще не раз? Давайте скажем зайчику До свидания! А чтобы не быть такими же грязнулями надо обязательно умываться ! Вы будете умываться (будем) и зайчик теперь будет.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи «Транспорт» Задачи: - совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь. - совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя,.

Конспект занятия по развитию речи в I младшей группе «Мишка, зайка и лошадка» Конспект занятий по развитию речи в I младшей группе. Тема: «Мишка, зайка и лошадка».Цели: 1. Развивать речь детей; 2. Активизировать словарный.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Путешествие в зимний лес» «Путешествие в зимний лес». Программные задачи. 1. Продолжать знакомить детей с окружающей средой, формировать познавательную активность.

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста Цель: развитие речи детей раннего возраста. Задачи: 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей. 2. Развитие речевого подражания.

Тема: Знакомство с самолетом. Цель: Познакомить детей с самолетом (игрушечный, его строением. Вызвать у детей интерес к изображению самолет.

Конспект занятия по сенсорному развитию с детьми раннего возраста Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №264 (МБДОУ №264) Составила: Воспитатель группы №3 Казакова Е. В. Конспект.

Конспект занятия по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Ёжики» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №264 (МБДОУ №264) Конспект занятия по сенсорному развитию с детьми раннего.

4262 0

Бальнеогидротерапия, пелоидотерапия и теплолечение в реабилитации больных ишемической болезнью сердца

Бальнеогидротерапия показана в основном больным со стабильной стенокардией напряжения I-II функциональных классов (ФК) при отсутствии сердечной недостаточности или наличии только начальной (доклинической или ранней клинической) ее стадии и без сложных нарушений сердечного ритма.

В последние годы установлено, что при наличии единичной желудочковой и наджелудочковой экстрасистолии (градаций по Лауну) большинство методов бальнеотерапии оказывают антиаритмическое действие. В частности, это установлено в отношении радоновых, углекислых, хлоридных натриевых, йодобромных, в меньшей степени азотных, кислородных и хвойно-жемчужных ванн.

Все виды ванн назначают вначале через день, а затем 2 дня подряд с одним днем перерыва. Температура воды 35-37°С, продолжительность процедуры 10-12 мин; на курс 10-12 процедур.

Сероводородные ванны более показаны больным с преобладанием тонуса парасимпатического отдела ВНС и наличием сопутствующих заболеваний костно-мышечной системы, а также хронических воспалительных процессов женских половых органов, болезней кожи. Радоновые ванны наиболее показаны больным с сопутствующим диффузным зобом с тиреотоксикозом легкого течения, заболеваниями костно-мышечной системы, при наличии гиперсимпатикотонии.

Гидротерапия

Больным ишемической болезнью сердца (ИБС) назначают ванны из пресной воды контрастных температур. Для общих ванн используют два небольших бассейна с лестницей-переходом. Начинают процедуру с погружения пациента в бассейн с теплой водой (38-40°С) на 3 мин, затем в бассейн с холодной водой (28°С) на 1 мин, при этом в бассейне с холодной водой пациент совершает активные движения. В течение процедуры пациент совершает 3 перехода.

Заканчивается процедура холодной водой. К середине курса лечения контрастность процедур увеличивается до 15-20°С за счет снижения температуры прохладной воды до 25-20°С. Процедуры проводят 4 раза в неделю; на курс 12-15 процедур.

Более тяжелым больным (стенокардия напряжения ФК) при сердечной недостаточности не выше I функционального класса и без нарушений сердечного ритма назначают ножные контрастные ванны. Процедуру начинают с погружения ног в теплую воду (38-40°С) на 3 мин, затем в прохладную (28°С) на 1 мин (всего за 1 процедуру 3 погружения).

Со второй половины курса температура прохладной воды снижается, как и при проведении общих контрастных ванн, до 20 °С. Процедуры проводят 4-5 раз в неделю; на курс 12-15 процедур.

Подводный душ-массаж назначают больным ИБС со стенокардией напряжения ФК.

Грязелечение (пелоидотерапия) у больных ишемической болезнью сердца, в том числе с постинфарктным кардиосклерозом (через год и более после перенесенного инфаркта миокарда), проводят по тем же показаниям, что и у больных гипертонической болезнью, в основном у пациентов с сопутствующим остеохондрозом шейного и грудного отделов позвоночника. Назначаются грязевые аппликации на эти области.

Температура грязи не должна превышать 39°С (37-39°С), продолжительность процедуры 15-20 мин. Процедуры проводят через день или 2 дня подряд с 1 днем перерыва; на курс 10-15 процедур.

После процедур бальнеогидротерапии и пелоидотерапии больным следует создавать условия для отдыха в течение 1-1,5 ч, желательно проводить сухое укутывание.

Теплолечение

Сауну назначают больным ИБС со стенокардией напряжения функционального класса в режиме слабой тепловой нагрузки. Процедуру начинают с теплого (37-38°С) гигиенического душа в течение 4-5 мин, затем обсыхания в течение 3-4 мин. Первый заход в термокамеру длится 5-8 мин при 60°С.

Охлаждение в течение 3-5 мин осуществляется дождевым душем (температура 28-35°С), после чего больной отдыхает на воздухе в комнате отдыха в течение 15-30 мин при температуре 28-35°С. Период основного прогревания осуществляется при втором заходе в термокамеру при температуре 70-80°С в течение 5-8 мин.

Заканчивается процедура охлаждением под дождевым душем (температура 28-35°С) в течение 3-5 мин с последующим отдыхом (25-30 мин) и приемом замещающих жидкостей (300-500 мл). Сауну следует проводить 1-2 раза в неделю (не чаще) в течение нескольких месяцев.

Бальнеогидротерапия, теплолечение и грязелечние в реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда

Бальнеогидротерапию начинают включать в программы реабилитации в раннем послебольничном восстановительном периоде.

Наиболее изученными и оправдавшими себя на практике являются следующие методы бальнеогидротерапии.

«Сухие» углекислые ванны назначают более тяжелой категории больных: больным с сопутствующей артериальной гипертензией, со стенокардией напряжения ФК с признаками начальной сердечной недостаточности и экстрасистолической аритмией.

Основанием для применения углекислых ванн у больных являются их ваготоническое действие, улучшение под их влиянием сократительной функции миокарда, кислородтранспортной функции крови, липидного обмена. Особенно показаны они больным с гиперсимпатикотонией.

Радоновые ванны применяются благодаря их седативному действию, улучшению под их влиянием вегетативного статуса, периферического кровообращения, микрогемоциркуляции и кислородного обеспечения тканей.

Сероводородные ванны

Основанием для их применения является отчетливое расширение периферических артериол и капилляров, снижение общего периферического сосудистого сопротивления, повышение венозного возврата и сердечного выброса, интенсификация клеточного метаболизма, в частности, в миокарде при повышении потребления кислорода, улучшение церебральной гемодинамики и функционального состояния ЦНС.

Противопоказания: выраженная симпатикотония и экстрасистолия.

На амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации больных после инфаркта миокарда показания к бальнеогидротерапии могут быть расширены.

Минеральные ванны можно назначать как полуванны, а затем и как общие ванны. Применяют методы гидротерапии. Подводный душ-массаж можно назначать через 3 мес после инфаркта миокарда в амбулаторных условиях. Особенностью методики применения подводного душа-массажа у этой категории больных является воздействие массирующей струи воды только на воротниковую зону и ноги (руки массировать не следует).

Одним из новых подходов к назначению подводного душа-массажа у больных с постинфарктным кардиосклерозом является проведение его в углекислой ванне.

Сауну назначают через 6-12 мес после инфаркта миокарда по облегченному режиму, особенностями которого являются невысокая температура в термокамере (60°С), недлительное пребывание в ней пациента (5 мин при каждом заходе) и охлаждение на воздухе без водных процедур, кроме теплого душа в конце процедуры.

Применяют также кислородные и азотные ванны, дождевой, веерный и циркулярный души.

Бальнеогидротерапия и теплолечение в реабилитации больных, перенесших операции на сердце

Бальнеогидротерапию применяют в реабилитации больных после прямой реваскуляризации миокарда: аортокоронарное шунтирование, рентгеноваскулярной дилатации, протезирования коронарных артерий, а также (в последние годы) транслюминальной ангиопластики и стентирования коронарных артерий.

Кроме того, эти методы можно использовать также у больных, перенесших операцию по поводу ревматических пороков сердца, в основном после митральной комиссуротомии при отсутствии признаков активности ревматического процесса, без сердечной недостаточности и без нарушений сердечного ритма.

Действие бальнеогидротерапии у больных, перенесших операции на сердце, направлено на восстановление функционального состояния ЦНС и вегетативной нервной системы (ВНС) , улучшение сократительной функции миокарда, биоэлектрической активности сердца, состояние коронарного, коллатерального кровообращения и метаболизма миокарда.

Бальнеогидротерапию включают в программы реабилитации во второй ее фазе (фаза реконвалесценции), обычно не ранее 10-12-го дня после операции при отсутствии осложнений.

В этой фазе реабилитации, т.е. через 2-3 нед. после операции, применяют углекислые ванны: «сухие» и частичные (4-камерные) водные. Ванны назначают больным со стенокардией напряжения I-II функциональных классов (реже, при достаточном опыте врача-реабилитолога и индивидуальной оценке пациента, III ФК), в том числе с сопутствующей гипертонической болезнью, облитерирующим атеросклерозом сосудов ног и терминального отдела брюшной аорты, с наличием сердечной недостаточности не выше функционального класса.

«Сухие» углекислые ванны назначают с содержанием углекислого газа в боксе 40%, температура 28°С, продолжительность процедуры 15-20 мин; на курс 10-12 процедур.

Камерные водные углекислые ванны применяют с концентрацией углекислоты 1,2 г/л, температура воды 35-36°С, продолжительность процедуры 10-12 мин; на курс 10-14 ванн. Ванны проводят, как правило, через 1,5-2 ч после лечебной гимнастики.

Противопоказания: стабильная стенокардия IV ФК, нестабильная стенокардия, нарушения ритма сердца, сердечная недостаточность III функционального класса, острые тромбофлебиты, остаточные явления пневмонии, плевриты и обострения (после операции) неврологических проявлений остеохондроза позвоночника.

На амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации применяют также «сухие» и водные (можно общие) углекислые ванны.

Эффективны также радоновые ванны с концентрацией радона 40-80 нКи/л (1,5-3 кБк/л).

С успехом применяются скипидарные ванны из белой эмульсии скипидара. Их назначают с постепенным повышением содержания эмульсии от 20 до 50 мл (на 5-10 мл через 2 ванны) при температуре воды 37°С, продолжительность процедуры 10-12 мин; на курс 8-10 процедур.

На этом этапе возможно также применение подводного душа-массажа и термоконтрастных процедур в сауне через 3-6 мес после операции и позже. Допустимо использование подводного душа-массажа на воротниковую зону и нижние конечности, продолжительность процедуры 12-15 мин, 2-3 раза в неделю; на курс 10 процедур.

Сауну назначают при температуре в термокамере не выше 60-65°С; общее время пребывания в ней 22-26 мин (3 захода на 5, 7-9 и 10-12 мин). Охлаждение воздушное при температуре 22-24°С в полугоризонтальном положении в течение 10-15 мин. Процедуры проводят не чаще 1-2 раз в неделю; на курс 20-25 процедур.

Через 1-3 мес после операции возможно применение углекислых, радоновых, хлоридных натриевых, сероводородных ванн. Методики их применения не отличаются от таковых при лечении больных гипертонической болезнью или ишемической болезнью сердца.

Л.Э. Смирнова, А.А. Котляров, А.А. Александровский, А.Н. Грибанов, Л.В. Ванькова

Реабилитация при ИБС имеет своей целью восстановление состояния сердечно-сосудистой системы, укрепление общего состояния организма и подготовка организма к прежней физической активности.

Первый период реабилитации при ИБС – это адаптация. Пациент должен привыкнуть к новым климатическим условиям, даже если прежние были хуже. Акклиматизация пациента к новым климатическим условиям может занимать около нескольких дней. В ходе этого периода проводится первичное медицинское обследование пациента: врачи проводят оценку состояния здоровья пациента, его готовность к физическим нагрузкам (подъем по лестнице, гимнастика, лечебная ходьба). Постепенно объем физической нагрузки пациента растет под контролем врача. Это проявляется в самообслуживании, посещений столовой и прогулок по территории санатория.

Следующий этап реабилитации – это основной этап. Он доится от двух до трех недель. В течение этого периода увеличивается физическая нагрузка, е продолжительность, скорость лечебной ходьбы.

На третьем, завершающем, этапе реабилитации проводится заключительное обследование пациента. В это время проводится оценка переносимости лечебной гимнастики, дозированной ходьбы и подъемов по лестнице.

Итак, как Вы уже поняли, основное в кардиореабилитации – это дозированная физическая нагрузка. Это связано с тем, что именно физическая активность как бы «тренирует» сердечную мышцу и готовит ее к будущим нагрузкам при ежедневной активности, работе и т.д.

Кроме того, в настоящее время достоверно доказано, что физические нагрузки снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Такая лечебная гимнастика может служить профилактикой, как развития инфарктов, так и инсультов, а также для восстановительного лечения.

Терренкур – еще одно прекрасное средство реабилитации при заболеваниях сердца, в т.ч. и ИБС. Терренкур — это дозированные по расстоянию, времени и углу наклона пешие восхождения. Проще говоря, терренкур — это метод лечения дозированной ходьбой по специально организованным маршрутам.

Для терренкура не требуется особого инвентаря или инструментов. Была бы хорошая горка. Кроме того, подъем по лестнице – это тоже терренкур. Терренкур – это эффективное средство для тренировки сердца, пострадавшего от ИБС. Кроме того, при терренкур невозможно переусердствовать, так как нагрузка уже заранее рассчитана и дозирована.

Однако, современные тренажеры позволяют проводить терренкур и без горок и лестниц. Вместо восхождения в гору может использоваться специальная механическая дорожка с изменяющимся углом наклона, а ходьбу по лестнице может заменить степ — тренажер. Такие тренажеры позволяют более точно регулировать нагрузку, обеспечивают срочный контроль, обратную связь и, что не маловажно, не зависят от капризов погоды.

Важно помнить, что терренкур – это дозированная нагрузка. И не следует стараться первым забраться на крутую гору или быстрее всех одолеть лестницу. Терренкур – это не спорт, а лечебная физкультура!

У некоторых может возникнуть вопрос, как же могут сочетаться нагрузки на сердце и ИБС? Ведь, казалось бы, нужно всячески щадить сердечную мышцу. Однако, это не так, и переоценить пользу физических упражнений при реабилитации после ИБС — трудно.

Во-первых, физическая активность помогает снизить массу тела, повысить силу и тонус мышц. При физической нагрузке улучшается кровоснабжение всех органов и тканей в организме, нормализуется доставка кислорода ко всем клеткам организма.

Кроме того, само сердце по чуть-чуть тренируется, и привыкает работать при несколько большей нагрузке, но при этом, не доходя до истощения. Таким образом, сердце «учится» работать при такой нагрузке, которая будет при обычных условиях, на работе, дома и т.д.

Еще стоит отметить такой факт, что физические нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и бороться с депрессией и стрессом. После лечебной гимнастики, как правило, исчезают тревожность и беспокойство. А при регулярных занятиях лечебной гимнастика исчезают бессонница и раздражительность. А как известно, эмоциональная составляющая при ИБС – не менее важный фактор. Ведь, как утверждают специалисты, одной из причин развития болезней сердечно-сосудистой системы являются нервно-эмоциональные перегрузки. А лечебная гимнастика поможет с ними справиться.

Важным моментом при лечебной гимнастике является то, что при этом тренируются не только сердечная мышца, но и кровеносные сосуды сердца (коронарные аретрии). При этом, стенка сосудов становится более крепкой, а также улучшается ее способность приспосабливаться к перепадам давления.

В зависимости от состояния организма кроме лечебной гимнастики и ходьбы могут применяться и другие виды физической активности, например, бег, энергичная ходьба, езда на велосипеде или занятия на велотренажере, плавание, танцы, катание на коньках или на лыжах. А вот такие виды нагрузок, как теннис, волейбол, баскетбол, занятия на тренажерах, не подходят для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, наоборот, они противопоказаны, поскольку статические длительные нагрузки вызывают повышение артериального давления и боли в сердце.

Кроме лечебной гимнастики, которая, несомненно, является ведущим методом реабилитации у больных с ИБС, для восстановления больных после этого недуга применяются также фитотерапия и ароматерапия. Врачи-фитотерапевты для каждого пациента подбирают лечебные сборы трав. Благотворным воздействием на сердечно-сосудистую систему обладают следующие растения: астрагал пушистоцветковый, горчица сарептская, ландыш майский, морковь посевная, мята перечная, калина обыкновенная, кардамон.

Кроме того, сегодня для реабилитации больных после ИБС широко применяется и такой интересный метод лечения, как ароматерапия. Ароматерапия — метод профилактики и лечения болезней с помощью различных ароматов. Такое положительное влияние запахов на человека известно еще с древних времен. Известно, что ни один врач Древнего Рима, Китая, Египта или Греции не обходился без лечебных ароматических масел. На какое-то время применение лечебных масел в медицинской практике было незаслуженно забыто. Однако, современная медицина вновь возвращается к накопленному на протяжении тысячелетий опыту применений ароматов в лечении болезней. Для восстановления нормальной работы сердечно-сосудистой системы используются лимонное масло, масло мелиссы, шалфея, лаванды, розмарина. Санаторий располагает специально оборудованными кабинетами для аромапроцедур.

Работа с психологом проводится в том случае, если она требуется. Если Вы страдаете депрессией, или перенесли стресс, то, несомненно, важна и психологическая реабилитация, одновременно с лечебной физкультурой. Помните, что стресс может усугубить течение заболевания, привести к обострению. Вот почему так важна правильная психологическая реабилитация.

Диета – еще один важный аспект реабилитации. Правильная диета важна для профилактики атеросклероза – основной причины ИБС. Специально для Вас диету разработает врач-диетолог, с учетом Ваших вкусовых предпочтений. Конечно, от определенной еды придется отказаться. Есть поменьше соли и жиров, и побольше овощей и фруктов. Это важно, так как при продолжающемся избыточном поступлении холестерина в организм лечебная физкультура будет малоэффективной.

Реабилитация ишемической болезни сердца

Реабилитация ишемической болезни сердца предполагает санаторно-курортное лечение. Однако следует избегать поездок на курорты с контрастным климатом или в холодное время года (возможны резкие колебания погоды), т.к. у больных ишемической болезнью сердца отмечается повышенная метеочувствительность.

Утвержденным стандартом по реабилитации ишемической болезни сердца является назначение диетотерапии, различных ванн (контрастные, суховоздушные, радоновые, минеральные), лечебных душей, мануальной терапии, массажа. Также применяется воздействие синусоидальными модулированными токами (СМТ), диадемическими токами, низкоинтенсивным лазерным излучением. Применяются электросон и рефлексотерапия.

Благотворное воздействие климата способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы организма. Для реабилитации ишемической болезни сердца наиболее подходят горные курорты, т.к. пребывание в условиях естественной гипоксии (пониженное содержание кислорода в воздухе) тренирует организм, способствует мобилизации защитных факторов, что повышает общую устойчивость организма к кислородной недостаточности.

А вот солнечные ванны и купание в морской воде должны быть строго дозированными, т.к. способствуют процессам тромбообразования, повышению артериального давления и нагрузки на сердце.

Кардиологические тренировки могут проводиться не только на специализированных тренажерах, но и во время пеших прогулок по специальным маршрутам (терренкурам). Терренкуры составлены таким образом, чтобы эффект складывался из протяженности маршрута, подъемов, количества остановок. Кроме того, благотворное воздействие на организм оказывает окружающая природа, что способствует расслаблению и снятию психоэмоционального напряжения.

Применение различных видов ванн, воздействие токов (СМТ, ДДТ), низкоинтенсивного лазерного излучения способствует возбуждению нервных и мышечных волокон, улучшению микроциркуляции в ишемизированных участках миокарда, повышению болевого порога. Кроме того, могут назначаться такие процедуры, как ударно-волновая терапия и гравитационная терапия.

Реабилитация ИБС с помощью этих методов достигается путем прорастания микрососудов в область ишемии, развитии широкой сети коллатеральных сосудов, что способствует улучшению трофики миокарда, повышению его устойчивости в условиях недостаточного поступления кислорода в организм (при физической и психоэмоциональной нагрузке).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается с учетом всех индивидуальных особенностей пациента.

Реабилитация при ишемической болезни

Термин «реабилитация» в переводе с латинского означает восстановление способности.

Под реабилитацией в настоящее время понимают совокупность лечебных и социально-экономических мероприятий, призванных обеспечить людям с нарушениями различных функций, развившихся в результате болезни, такое физическое, психическое и социальное состояние, которое позволило бы им вновь включиться в жизнь и занять соответствующее их возможностям положение в обществе.

Научные основы восстановления трудоспособности больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы заложены были в нашей стране в тридцатые годы выдающимся советским терапевтом Г. Ф. Лангом. В последние годы проблема реабилитации этих больных активно разрабатывается во всех странах мира.

Чем же определяется столь большой интерес к этой проблеме? Прежде всего ее большим практическим значением. Благодаря достижениям в деле восстановительного лечения больных ИБС, в том числе перенесших инфаркт миокарда, в корне изменилось отношение врачей и общества к ним: пессимизм сменился обоснованным, хотя и сдержанным оптимизмом. Многочисленные примеры из опыта кардиологов свидетельствуют, что тысячи больных, которым медицина несколько лет назад не могла спасти жизнь, теперь живут, имеют все возможности улучшить состояние здоровья настолько, чтобы вновь вернуться к активному и продуктивному труду, оставаясь полноценным членом общества.

Учитывая высокую социальную значимость реабилитации и опыт ведущих лечебных учреждений страны, несколько лет назад принято решение об организации государственной поэтапной реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. В настоящее время эта система внедряется в жизнь.

Она является трехстепенной и предусматривает последовательное выполнение реабилитационных мероприятий в стационаре (в основном в кардиологическом отделении), в реабилитационном отделении местного кардиологического санатория и в районной поликлинике силами врача кардиологического кабинета или участкового терапевта с привлечением при необходимости других специалистов.

В первый период реабилитации решаются главные задачи лечения острого периода инфаркта: способствовать быстрейшему рубцеванию очага некроза, предупреждать осложнения, повысить физическую активность больного до определенной степени, скорректировать психологические нарушения.

Второй период реабилитации - весьма ответственный в жизни пациента, поскольку он является рубежом между временем, когда человек находится в положении больного, и временем, когда он возвращается в привычную жизненную обстановку. Основная цель заключается в выявлении компенсаторных возможностей сердца и их развитии. В это время больные должны включиться в борьбу с факторами риска ИБС.

Перед третьим периодом ставятся следующие задачи:

  • предупреждение обострений ИБС путем осуществления мероприятий по вторичной профилактике;
  • поддержание достигнутого уровня физической активности (для ряда больных и повышение ее);
  • завершение психологической реабилитации;
  • проведение экспертизы трудоспособности и трудоустройства больных.

Многоплановость задач реабилитации обусловливает деление ее на так называемые виды, или аспекты: медицинский, психологический, социально-экономический, профессиональный. Решение задач каждого вида реабилитации достигается своими средствами.

Больные I функционального класса занимаются по программе тренирующего режима. В занятиях ЛГ, кроме упражнений умеренной интенсивности, допускаются 2-3 кратковременные нагрузки большой и интенсивности.

Тренировка в дозированной ходьбе начинается с 5 км, и доводиться до 8-10 км при скорости ходьбы 4-5 км/час. Во время ходьбы выполняются ускорения, участки маршрута могут иметь подъем 10-17. После того, как больные хорошо осваивают дистанцию 10 км, они могут приступить к тренировке бегом трусцой в чередовании с ходьбой. При наличии бассейна проводятся занятия в бассейне, длительность их постепенно увеличивается с 30 до 45-60 мин.

Больные II функционального касса занимаются по программе щадяще-тренирующего режима. В занятиях используются нагрузки умеренной интенсивности. Дозированная ходьба начинается с дистанции в 3 км и постепенно доводится до 5-6.

Скорость ходьбы в начале 3 км/ час, затем 4., часть маршрута может иметь подъем 5- 10 . При занятиях в бассейне постепенно увеличивается время нахождения в воде, а продолжительность всего занятия доводится до 30 - 45 мин. Максимальные сдвиги ЧСС - до 130 уд/ мин.

Больные III функционального касса занимаются по программе щадящего режима санатория. Тренировка в дозированной ходьбе начинается с дистанции 500 м, ежедневно увеличивается на 200 - 500 м и постепенно доводится до 3 км со скоростью 2-3 км/час. При любых формах занятия используются только малоинтенсивные физические нагрузки. Максимальные сдвиги ЧСС во время занятий до 110 уд/мин.

Физическая реабилитация больных ИБС ГУ функционального класса

Задачи:

Добиться полного самообслуживания больных;

Приобщить больных к бытовым нагрузкам малой и умеренной интенсивности);

Уменьшить прием лекарств;

Улучшить психическое состояние.

Программа занятий физическими упражнениями должна иметь следующие особенности:

Занятия физическими упражнениями проводятся только в условиях кардиологического стационара;

Точная индивидуальная дозировка нагрузок осуществляется с помощью велоэргометра с электрокардиографическим контролем;

Применяют нагрузки малой интенсивности;

В занятие включаются упражнения для мелких и средних групп мышц с количеством повторений 10-12 и 4-6 раз соответственно. Общее количество упражнений - 13-14.

На поликлиническом этапе реабилитация больных и ИБС подразделяется на 3 периода: щадящий, щадящее - тренировочный, тренировочный. Наилучшей формой являются длительные тренировочные нагрузки.

Они противопоказаны только при частых приступах стенокардии, серьезных нарушениях сердечного ритма.

Занятия ЛФК проходят в 2 этапа.

Первый этап основного периода длиться 2-2,5 месяцев. В занятия на этом этапе включаются:

1.упражнения в тренирующем режиме с числом повторений отдельных
упражнений до 6-8 раз, выполняемых в среднем темпе;

2.усложненная ходьба (на носках, пятках, на внутренней и внешней стороне
стопы по 15-20 секунд);

3.дозированная ходьба в среднем темпе в вводной и заключительной частях занятия; в быстром темпе(120 шагов в минуту), дважды в основной части (4 минуты);

4.дозированный бег в темпе 120-130 шагов в минуту или усложненную ходьбу (ходьба с высоким подъемом коленей в течение 1 минуты);

5.тренировка на велоэргометре с дозированием физической нагрузки по времени (15-10минут) и мощности (75% индивидуальной пороговой мощности).

На втором этапе (длительность 5 месяцев) программа тренировок усложняется, увеличиваются тяжесть и продолжительность нагрузок. Применяется дозированный бег в медленном и среднем темпе (до 3 минут) работа на велоэргометре (до 10 минут).

ИНФАРКТ МИОКАРДА

Инфаркт миокарда - очаг ишемического некроза в сердечной мышце, обусловленный острой недостаточностью ее кровоснабжения.

Главным фактором острой недостаточности является непроходи­мость венечных артерий (тромбоз, длительный спазм суженной арте­рии).

Острая (быстрая) закупорка просвета венечной артерии обычно приводит к крупноочаговому некрозу или обширному инфарк­ту (захватывает стенку, перегородку, верхушку сердца); сужение артерии - к мелкоочаговому некрозу или микроинфаркту (поражает часть стенки).

Тяжелым поражением сердца является трансмуральный инфаркт миокарда, при котором некроз поражает всю толщину мышцы .

Место некроза замещается соединительной тканью, которая постепенно превращается в рубцовую. Рассасывание некротических масс и образование рубцовой ткани длится 1,5-3 месяца.

Инфаркт миокарда

Клиника:

1 период - болевой или ишемический : чаще всего инфаркт миокарда начинается с нарастающих болей за грудиной, нередко носящих пульсирующий характер.

Характерна обширная иррадиация болей - в руки, спину, живот, голову и т.д. Часто присутствуют признаки сердечной и сосудистой недостаточности - холодные конечности, липкий пот и др. Болевой синдром длительный, не снимается нитроглицерином. Возникают различные расстройства ритма сердца, падение артериального давления. Длительность 1 периода от нескольких часов до 2-х суток.

2-й период - острый (воспалительный ): характеризуется возникновением некроза сердечной мышцы на месте ишемии. Боли, как правило, проходят. Длительность острого периода до 2-х недель. Самочувствие больного постепенно улучшается, но сохраняется общая слабость, недомогание, тахикардия. Тоны сердца глухие. Повышение температуры тела, обусловленное воспалительным процессом в миокарде, обычно небольшое, до 38°С, появляется обычно на 3-й день заболевания. К концу первой недели температура, как правило, нормализуется.

3-й период - (подострый или период рубцевания) : длится 4-6 недель, нормализуется температура тела и исчезают все другие признаки острого процесса: на месте некроза развивается соединительно-тканный рубец. Субъективно больной чувствует себя здоровым.

4-й период - (период реабилитации, восстановительный) : длится от 6-ти
месяцев до 1 года. Клинически никаких признаков нет. Происходит
постепенное восстановление функции миокарда.

Физическая реабилитация:

Противопоказания к ЛФК: частые приступы сте­нокардии, стенокардия покоя, нестабильная стено­кардия, тяжелые нарушения сердечного ритма (частая экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия, мерца­тельная аритмия), недостаточность кровообращения ПБ (и выше) стадии, стойкая артериальная гипертензия свыше 170/110 мм рт. ст., сопутствующий тяжело протекающий сахарный диабет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!