Информационный женский портал

Точечный логопедический массаж при дизартрии. Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа? Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Процедура проводится чистыми теплыми руками, чтобы пациенту было комфортно. Ногти у массажиста должны быть аккуратно вычищены и коротко подстрижены, никаких украшений на пальцах и запястьях не допускается.

Сначала для релаксации мышц шеи массажист поворачивает голову пациента из стороны в сторону несколько раз, затем делается массаж лица при дизартрии чаще для расслабления, иногда – для тонизирования лицевой мускулатуры. Массажные движения повторяют пять-шесть раз.

Пациент лежит, массажист находится сзади. Поглаживания выполняются в следующих направлениях: от бровей в сторону волос; от центра лба по дуге к вискам; над глазами – от внутреннего угла по дуге к наружному, под глазами – от наружного к внутреннему. В области щек массируют дуги, соединяющие крылья носа, и кость скулы, затем круговыми движениями непосредственно щеки. Мускулатуру губ массируют от центра над верхней губой к ее углам, затем так же – под нижней; от угла рта – к козелку уха. Массажируют, растирая, подбородок; щечную мышцу – от скуловой кости вниз (косточками сжатых пальцев). При асимметрии лица пораженную сторону массируют более интенсивно.

Пальцевый массаж языка при дизартрии выполняется с использованием лоскута натуральной ткани, марли, напальчников (сообразуясь с чувствительностью пациента). Во время процедуры массажисту удобно находиться справа от пациента. Предварительно в неторопливом темпе проделывают подготовительные упражнения, расслабляющие мускулатуру корня языка:

  • массажист зажимает язык пальцами (большой находится при этом сверху, указательный и средний – снизу) и вращает его несколько раз в одну, потом – в другую сторону;
  • подтягивает язык на себя, «наматывая» его на указательный палец, потом отпускает, раскручивая.

Массаж языка начинается с ямки под подбородком – глубокие нажатия средним пальцем, не отрывая палец. Чтобы расслабить мышцы – движения выполняются в спокойном темпе, для активизации мускулатуры – применяется более интенсивный массаж. Круговыми растирающими движениями массируются щеки, затем переходят непосредственно к языку. Выполняют его «перетирание» сложенным вдвое широким бинтом или лоскутом хлопковой ткани. При этом большой палец кладется на верхнюю часть языка, два следующих – снизу. Если языковая мускулатура напряжена, массируют от кончика к корню, если расслаблена – наоборот, чтобы расслабить мышцы – язычок можно потрясти.

Упражнение «часики» – он отводится за кончик из стороны в сторону, затем сжимается с двух сторон и проводится по боковым сторонам к кончику.

Упражнение «стрелочка» – сжав язык пальцами (большим и указательным), проводят, слегка вытягивая, указательным пальцем другой руки от его корня к кончику.

Выполняется перетирание мышц:

  • подъязычной;
  • губ – большой палец внутри, указательный снаружи;
  • щечной – указательный во рту, большой – снаружи.

Логопедический массаж при дизартрии осуществляется с использованием вспомогательных приспособлений, называемых зондами. Производятся они из металла и пластика, имеют самую разнообразную форму: шарика, грибка, вилки, усиков, молоточка и прочие. Зондовый массаж при дизартрии эффективно развивает артикуляционный аппарат, нормализует мышечную деятельность и подвижность языка, звукопроизношение становится более четким и понятным. В качестве массажного инструментария используются также шпатели (металлические, деревянные), зубные щетки. С их помощью массаж делают от кончика языка к его корню и наоборот, например, шариковым зондом, активизируя или расслабляя продольные мышцы языка. Движениями от центра языка к его краям тонизируют деятельность поперечной языковой мускулатуры, в этом же направлении осуществляют точечные надавливания. Расслабляющие движения, наоборот, – мягкие и поглаживающие. Зондом, щеткой либо шпателем проделывают круговые и спиралевидные движения.

Покалывают язык по периметру усикообразным зондом (примерно 10 секунд).

Пощипав язык, выполняют ритмичные похлопывания по языку любым приспособлением, двигаясь вглубь от его кончика. Так нормализуют мышечную активность вертикальной языковой мускулатуры, также – его массируют, имитируя легкую вибрацию, используя зубную щетку либо шпатель.

Выполняют поглаживания по нижней стороне языка в направлении из глубины к его кончику любым подходящим приспособлением, при этом растягивается языковая уздечка.

Можно распластывать язык маленькой сложенной в два раза клизмой-спринцовкой (большей ее частью), держась за кончик.

Такой массаж делается ежедневно или с дневным интервалом. Это примерный перечень упражнений, возможны и другие. Их подбирают индивидуально в зависимости от расположения пораженных мышц.

Расслабляющий массаж при дизартрии выполняется с использованием, главным образом, поглаживающих и вибрирующих движений, также практикуется расслабляющее воздействие на точки акупунктуры. Массажировать пациента обычно начинают с воротниковой области, переходя к плечевой зоне, затем следует массаж лица. Процедура заканчивается массажем языка. Движения массажиста должны быть неторопливыми и скользящими. Их выполняют от восьми до десяти раз. С целью релаксации закрепощенных мышц в домашних условиях можно применить следующую технику:

  • поглаживать шею от линии роста волос в направлении к плечам;
  • указательным, средним и безымянным пальцами поглаживать лоб от висков к центру, от волос в сторону бровей;
  • кончиками этих же пальцев гладить по кругу щеки;
  • затем выполняют поглаживания от височной кости в сторону крыльев носа (движение выполняют по дуге);
  • растирают щечные мышцы по спирали от ушных раковин в направлении к крыльям носа;
  • от ушей в сторону подбородка, слегка нажимая, поглаживают скулы;
  • оглаживают пальцами поочередно верхнюю, затем – нижнюю губу, потом разминают их, передвигаясь от углов рта к его центру;
  • одновременно обеими руками оглаживают участок лица от крыльев носа в сторону подбородка и в обратном направлении;
  • простукивают пальцами всю поверхность губ.

После этого массажируют язык. Не имея логопедических зондов, в домашних условиях можно поглаживать указательным пальцем от его кончика в сторону корня.

Сниженная активность артикуляционной мускулатуры предполагает более интенсивные действия – поглаживающие и растирающие, похлопывающие и разминающие, пощипывающие и вибрационные. Каждую позицию повторяют восемь-десять раз. Первые движения легкие, затем их интенсивность постепенно усиливается. Они выполняются с надавливанием, но не должны при этом вызывать дискомфорта.

Вначале прорабатывают основные мышечные группы, затем – второстепенные:

  • лоб поглаживается пальцами (указательным и средним) одновременно обеих рук от центра в сторону висков, разминается костяшками этих же пальцев, растирается в том же направлении, проработка этого участка заканчивается легкими постукивающими и пощипывающими движениями;
  • мускулатуру щек прорабатывают растирающими и разминающими движениями в направлении от крыльев носа к ушам теми же двумя пальцами, затем их массажируют слева направо и по спирали от ушей к подбородку, заканчивают беспорядочным пощипыванием кожи на щеках;
  • растирание с нарастанием активности в дугообразных направлениях от подбородка к ушам и от уголка губы к наружному углу глаз;
  • мышцы губ разрабатываются от центра к уголкам рта (отдельно каждую губу), их сначала поглаживают, затем пощипывают и тщательно массируют складку, пролегающую от носа к губам.

Массаж зубной щеткой при дизартрии выполняется щетками разного размера и жесткости. Язык массируется как щетиной, так и ручкой щетки. Движения аналогичны описанным выше.

Развитие речи и произношения тесно связаны с тонкой моторикой рук. Поэтому массаж рук будет полезен ребенку с самого рождения. В самом раннем возрасте (до трех месяцев), проконсультировавшись с неврологом и в кабинете «здорового ребенка» в поликлинике, можно начинать делать легкий массаж пальчиков. Он делается теплыми, чистыми и смазанными детским маслом руками. Выполняются легкие разминающие, растирающие и поглаживающие движения для каждого пальчика.

С четвертого месяца можно применять разнообразные предметы и игрушки с выступающими частями (кубики, игольчатые мячики, шишки). Дети их перекатывают, ощупывают ручками.

Детям старше года рекомендуется зажимать каждый пальчик по очереди указательным и средним пальцами взрослого и тихонько покручивать; ребенок сцепляет одинаковые пальцы на левой и правой руке (два больших, два указательных и так далее), а взрослый расцепляет; можно помочь ребенку помассировать поочередно свои пальчики, нажимая на обе их стороны, самостоятельно.

В логопедическом кабинете детям в качестве подготовительных процедур разминают пальчики на руках. Начинают движение с кончика мизинца. Поднимаясь к основанию пальчика, его тщательно разминают, не пропуская ни миллиметра. Закончив разминать все пальцы, надавливают на пальцевые выпуклости и постукивают по ним концом ногтя. Затем по спирали оглаживают ладонь от края к центру и разминают ее в том же направлении.

Существуют разные методики массажа пальцев рук, в том числе – точечный тибетский, пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики полезно перебирать ручками крупы, горох, сжимая и разжимая пальчики. Смешать две разные крупы и попросить ребенка разложить их по сортам в две разные тарелочки.

Логопедический массаж ложками при дизартрии выполняется с помощью четырех чистых чайных ложек без архитектурных излишеств. Его можно делать дома самостоятельно, однако, прежде чем начинать занятия, обязательно проконсультироваться с врачом.

Техника выполнения массажа ложками

  1. Выпуклой частью ложек – по направлению часовой стрелки погладить виски от шести до восьми раз; глазные впадины гладят над глазами от внутреннего угла к внешнему, затем под глазами – наоборот; щеки гладят круговыми движениями; виски – спиралевидными; затем так же – между бровей.
  2. Боковой стороной ложки делают массаж щек в направлении от подбородка к глазам.
  3. Концом ложки делают растирание носогубного треугольника. Прорабатывают верхнюю губу, слегка нажимая, затем – нижнюю.
  4. Выпуклой частью ложек массируют круговыми движениями подбородок и скулы.

Каждое движение повторяют от шести до восьми раз.

Логопедический массаж не должен доставлять болезненных ощущений. Продолжительность сеанса зависит от множества факторов: возраста, степени тяжести поражения артикуляционного аппарата, индивидуальной чувствительности и прочих. Вначале он длится от двух до шести минут, количество упражнений постепенно увеличивается и процедура удлиняется до 15-20 минут. В раннем возрасте не рекомендуется длительность сеанса более 10 минут, младшим дошкольникам не стоит делать массаж более четверти часа, детям старше пяти лет можно продлить сеанс до 25 минут, подросткам и взрослым уделяют от 45 минут до часа.

При нежелании ребенка делать массаж не допускается никакого насилия, процедура проводится в игровой форме, в первые разы можно ограничиться массажем кистей рук и лица. Рекомендуется отвлекать ребенка песенками, стихами, сказками.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Одним только логопедическим массажем при тяжелых степенях дизартрии обойтись нельзя, его применяют в составе комплекса лечебных мероприятий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Массаж Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

3 слайд

Описание слайда:

Цель логопедического массажа при устранении дизартриии Устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата

4 слайд

Описание слайда:

Задачи логопедического массажа при дизартрии Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; Стимуляция положительных кинестезий; Улучшение качества артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость и др.); Увеличение силы мышечных сокращений; Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения;

5 слайд

Описание слайда:

Три комплекса дифференцированного логопедического массажа Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия). Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме Цель: Обеспечение успокаивающего действия, приведение мышц в состояние полного покоя Рекомендации: Движения должны быть очень легкими; Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела; Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует;

7 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

8 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

9 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

10 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке

11 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыль­ям носа. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7-10 раз, 2-3 раза в день

12 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3-4 раза, 2-3 раза в день

13 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7 Цель: расслабление скуловых мышц Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

14 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

15 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть интенсивными. Движения выполняются 3-4 раза, 1 раз в день

16 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

17 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение № 11 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6-8 раз 2-3 раза в день

18 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации: Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3-4 секунд 2-3 раза в день

19 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме Рекомендации: Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц; Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела;

20 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круго­выми движениями поглажива­ния шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими

21 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6-10 раз, 2-3 раза в день

22 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6-10 раз 2-3 раза в день

23 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3-4 раза, 2-3 раза в день

24 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускула-туры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими

25 слайд

Описание слайда:

Массаж области глазниц Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4- 6 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц

26 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

27 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУ­АНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем - к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день

28 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень легкими

29 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3-4 раза, 1 раз в день

30 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрел­ке. Массажные движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

31 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

32 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Упражнение № 13 Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева. Методические рекомендации: Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд

33 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 14 Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре. Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев

34 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение №15 Цель: расслабление продольных мышц языка. Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка. Методические рекомендации: Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

35 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цель: расслабление поперечных мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

36 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж языка при гиперкинезах Упражнение №17 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке

37 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 18 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Методические рекомендации: Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего лальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт

38 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 19 Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки. Методические рекомендации: Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4-5 секунд

39 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме Цель: Укрепление мышц Рекомендации: Движения проводятся интенсивно, с нажимом; Применяются растирания, разминания, пощипывания;

40 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 1 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения вы­полняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

41 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6-8 раз, 2 раза в день

42 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

43 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Методические рекомендации: Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4-6 раз, 1 раз в день

44 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

45 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

46 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 7 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы. Методические рекомендации: Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

47 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 8 Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Методические рекомендации: Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6-8 секунд, 2 раза в день

48 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8-10 раз, 2-3 раза в день

49 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Методические рекомендации: Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8-10 раз, 2-3 раза в день

50 слайд

Описание слайда:

Упражнение №11 Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек. Методические рекомендации: Пощипывающие движения (осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6-8 раз, 2- 3 раза в день, против часовой стрелки

51 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ - подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ - подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки. Особенность: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой

52 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 13. Точенный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Методические рекомендации: Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки

53 слайд

Описание слайда:

Упражнение М 14. Точечный массаж, вариант № 3 Цель: укрепление и стимуляция мышц лица. Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУ-ЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ. Методические рекомендации: При массировании этих точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2-3 секунды, с последующим отрывом пальца от точки на 1-2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

54 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 15 Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

55 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цепь: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим.

Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, выше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

  • Это интересно:

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

2. Причины, характерные для взрослых:

  • новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  • развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

При задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту : наличие опыта и практики.

Требования к зондам : оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям : не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!