Информационный женский портал

Урок мхк в современной школе. Профессия Культуролог. Описание профессии. Кто такой Культуролог. Описание профессии Мировая художественная культура кем работать

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

В рамках профиля «русский язык и мировая художественная культура» базовыми являются профильные курсысовременного русского языка (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис и стилистика), истории мировой художественной культуры, старославянского языка, исторической грамматики русского языка, истории русского литературного языка и русской диалектологии, фольклора, мифологии народов мира, истории русской литературы от эпохи Киевской Руси до наших дней и истории зарубежных литератур от античности до современности, фольклора. Пристальное внимание отводится изучению процессов в искусстве и культуре XX века, новейшим художественным течениям, специфике региональной культуры.

Бакалавры освоят язык живописи, архитектуры, литературы, скульптуры, познакомятся с историей мировых религий и методикой преподавания «основ религиозных культур и светской этики».

Выпускник подготовлен к решению следующих профессионально-образовательных задач:

  • владение основными методами научных исследований в области филологического и культурологического образования;
  • умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;
  • владение основами осуществления процесса обучения учащихся;
  • готовность вести индивидуальную работу с учащимися;
  • реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области;
  • участие в исследованиях по проблемам развития образования.

Развитию профессиональных качеств способствует система практик. Во время фольклорно-этнографической и диалектологической практик, которые являются важной формой учебно-воспитательной и самостоятельной научной работы студентов 2 курса, студенты углубляют знания по устному народному творчеству и диалектологии, полученные на лекциях и практических занятиях, знакомятся с бытованием фольклора, приобретают навыки собирательской работы, приобретают практические навыки в подготовке фольклорных и диалектологических записей к изданию, представление об архивном хранении записей и их начальной камеральной обработке. На 4 курсе в ходе учебных практик по русскому языку и литературе и на 5 курсе – по мировой художественной культуре студентам предоставляется возможность реализовать себя как организатора по воспитательной работе и провести отдельные уроки по профильным дисциплинам.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре. Филологический факультет предлагает следующие магистерские программы:

  • Языковое образование (русский язык);
  • Литературное образование;
  • Культурологическое образование (с 2015 года);
  • Информационные технологии в филологическом образовании.

Обучение на данной образовательной программе дает большие академические свободы обучающемуся, возможность получать образование не только в России, но и за рубежом, засчитывать в качестве результатов обучения оценки, полученные во время стажировок в других вузах (как российских, так и зарубежных). Диплом признается во всех странах, подписавших Болонское соглашение.

Профессиональное будущее

Выпускник может найти применение своим знаниям в качестве филолога широкого профиля, преподавателя колледжа, школы, специалиста в области литературно-художественного творчества, сотрудника СМИ, преподавателя культурологии и мировой художественной культуры, музейного работника и консультанта в различных областях филологического и культурологического знания.

Наши выпускники работают:

  • преподавателями лицеев, гимназий, школ, колледжей, техникумов, институтов и университетов;
  • журналистами;
  • кураторами творческих и социальных проектов;
  • экспертами комиссии лингвистико-литературоведческой экспертизы;
  • специалистами учреждений культуры (музеев, библиотек);
  • делопроизводителями и др.

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы - кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Одно решение для трёх парадоксов

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема - совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств?

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков.

Само появление МХК в школе - настоящий педагогический вызов.

Получается, что само появление МХК в школе - настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много.

Фидий + Модильяни = ?

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

«Зачем ты поменял местами эти изображения? Почему ты считаешь, что эти две картины написаны одним и тем же художником»?

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы.

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства.

А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.

Страх и хитрость уроков в музее

И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее.

Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное - обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс.

Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей?

Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.

Так что если вам удалось сводить каждый свой класс в музей два раза за весь учебный сезон - это подвиг!

Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один - нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы.

Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк - ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.

Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей - а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука, а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.

Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания?

На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством - искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.

Удивительным образом сегодня в нашей стране эта область стала считаться женской, хотя все ведущие зарубежные учёные - мужчины.

Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом.

Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.

Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.

Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому - критическое отсутствие кадров.

Преподавателями МХК в школе часто оказываются случайные люди: как правило, ими становятся любые педагоги гуманитарного цикла, учителя музыки для младших классов или даже люди, ведущие уроки технологии.

Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?

Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.

А в силу того, что люди сейчас читают существенно меньше, возникает очень сложная проблема - эмоцию или мысль при виде изображения они не могут перевести в слова.

Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!