Информационный женский портал

Конспект урока "Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция". Гуморальная регуляция план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему Конспект урока нервная регуляция работы внутренних органов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Силикатный»

Медведевского района Республики Марий Эл

Обобщающий урок по теме

п.Силикатный

Обобщающий урок по теме

«Нервная и гуморальная регуляция»

Игра «Биохимическая эстафета»

Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование научного мировоззрения, основанного на биологических знаниях.

Оборудование: звонок (колокольчик), часы (песочные), бумага, ручки, карандаши, тестовые задания и вопросы, 2 плотных платка.

Ход игры:

Подготовительный этап – эмблемы, шутливый подарок команде-сопернице, девиз, приветствие.

1 этап – представление команд (2 мин.)

2 этап – разминка (5 мин.)

3 этап – кроссворды (10 мин.)

4 этап – рисунок нейрона с закрытыми глазами (5мин.)

5 этап – «Мозговой штурм» (15мин.)

6 этап – тесты (одновременно с мозговым штурмом) для команды поддержки.

Подведение итогов (3 мин.).

Оформление класса:

з р и т е л и

Вопросы для разминки

(10 вопросов – 5 минут, по баллу за ответ)

1 команда

1.Назовите три железы внутренней секреции. (гипофиз, щитовидная, надпочечники, эпифиз)

2.Назовите железы смешанной секреции. (поджелудочная, половые)

3.Передается по нейронам …(возбуждение)

4.Состоит из длинных отростков нейронов …(белое вещество)

5.Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции. (гормоны)

6.Железы, которые имеют протоки и выделяют свои секреты в полости тела или на кожу. (железы внешней секреции)

7.Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы. (нервные узлы)

8.Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. (чувствительные)

9.Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. (рефлекторная дуга)

10.Отдел центральной нервной системы в виде длинного белого шнура. (спинной мозг)

2 команда

1.Назовите три железы внешней секреции. (потовые, сальные, слюнные, желудочные)

2.Свойства нервной ткани. (раздражимость и возбудимость)

3.Состоит из скоплений тел нейронов и коротких отростков. (серое вещество)

4.При его повреждении наступает мгновенная смерть. (продолговатый мозг)

5.Регуляция работы организма с помощью химических веществ через жидкие среды организма. (гуморальная)

6.Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь. (железы внутренней секреции)

7.Нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. (двигательные)

8.Основной принцип работы нервной системы. (рефлекторный)

9.Отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. (головной мозг)

10.Отдел головного мозга., расположенный между большими полушариями и нижележащими отделами. (промежуточный мозг)

Мозговой штурм

(каждой команде по 5 вопросов, на обсуждение по 1 минуте)

1 команда

1.В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

(ускорение роста и развития)

2.Предположим, что у одной собаки перерезали все передние корешки седалищного нерва, а у другой – задние корешки того же нерва. Что произойдет с ногами первой и второй собаки и почему?

(задние корешки – чувствительные нейроны, передние – двигательные, не будет ходить)

3.Почему кровоизлияние, произошедшее в левой половине мозга влечет за собой более тяжелые последствия для больного, чем то же в правой половине?

(слева – центр устной и письменной речи, счета и логического мышления)

4.Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи часто прибегают к помощи радиоактивных веществ. Предложите такое вещество для исследования функций щитовидной железы поясните свое предложение.

5.Физиологи часто называют гипофиз «дирижером оркестра гормонов». Почему появилось такое образное название у гипофиза?

(в нем образуются вещества, влияющие на работу других желез)

2 команда

1.При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара. С чем связано пристальное внимание к этому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации сахара в крови у больного человека? (может быть сахарный диабет, мало инсулина)

2.В клинике находится больной человек. Он хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких попыток берет его и роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите место нахождения опухоли в головном мозге больного. (мозжечок)

3.В древние времена анатомы называли этот отдел мозга «жизненным узлом». О каком отделе головного мозга идет речь и почему его так назвали?

(продолговатый мозг – регулирует деятельность жизненно важных органов: сердца, легких и др.)

4.Из каких частей состоит рефлекторная дуга?

(рецептор, чувствительный путь, участок центральной нервной системы, двигательный путь и рабочий орган)

5.При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в обмене веществ и поведении кастрированных особей. (животные становятся более спокойными и быстрее набирают вес)

1 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов

1.Нервная система выполняет следующие функции:

А) транспортирует питательные вещества,

Б) осуществляет гуморальную регуляцию,

В) связывает организм с внешней средой,

Г) обеспечивает согласованную деятельность органов.

2.По функциям вся нервная система подразделяется на:

В) центральную и симпатическую,

Г) периферическую и соматическую.

3.Серое вещество представляет собой:

А) скопление тел нейронов,

Б) нервные волокна,

В) скопление длинных отростков нейронов,

Г) сосудистую оболочку мозга.

4. Функции рецепторов:

А) несут возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу,

Б) воспринимают раздражение,

В) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на вставочные,

Г) переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные.

5. Рефлекс – это:

А) путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу,

Б) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой,

В) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные,

Г) передача возбуждения к рабочему органу.

6. Регуляция функций в организме осуществляется:

А) только нервной системой,

Б) только эндокринной системой,

В) нервно-гуморальным способом,

Г) с помощью безусловных рефлексов.

7. Слюнные железы относятся к железам:

А) внешней секреции, в) смешанной секреции,

Б) внутренней секреции, г) пищеварительной системе.

8. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А) они не имеют специальных протоков,

Б) клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда,

В) выделяемый гормон поступает в кровь,

Г) выделяемый гормон выводится через специальные протоки.

9. При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание:

А) сахарный диабет, в) микседема,

Б) базедова болезнь, г) ожирение.

10. Гормоны поступают в:

А) тканевую жидкость, в) кишечник,

Б) желудок, г) кровь.

Тест «Нервная и гуморальная регуляция»

2 вариант

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:

А) аксонами, б) нейронами, в) дендритами, г) медиаторами.

2.Вегетативная нервная система регулирует:

А) движение скелетной мускулатуры,

Б) работу внутренних органов,

В) тонус сосудов,

Г) передвижение пищи по кишечнику.

3. Нерв – это:

А) пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы,

Б) аксон одного нейрона,

В) скопление тел нейронов,

Г) проводящие пути спинного мозга.

4.Свойство нервной ткани:

А) возбудимость и сократимость, в) сократимость,

Б) возбудимость и проводимость, г) только возбудимость.

5. По строению вся нервная система подразделяется на:

А) соматическую и вегетативную (автономную),

Б) симпатическую и парасимпатическую,

В) центральную и периферическую,

Г) центральную и симпатическую.

6. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

А) передаче органам нервного импульса,

Б) химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь,

В) удалении из клеток углекислого газа путем диффузии,

Г) поступлении питательных веществ с пищей.

7. К железам смешанной секреции относят:

А) гипофиз, в) щитовидную железу,

Б) поджелудочную железу, г) половые органы.

8. Развитие сахарного диабета связано с:

А) недостатком секреции инсулина,

Б) избытком секреции инсулина,

В) нарушением функции половых желез,

Г) нарушением функции щитовидной железы.

9. Развитие вторичных половых признаков регулируется:

А) ферментами, в) половыми гормонами,

Б) центральной нервной системой, г) гипофизом.

10.Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:

А) поступает в кишечник,

Б) выводится в специальные протоки,

В) поступает в кровь,

Г) разносится кровью по всему организму.

Кроссворд «Нервная система»

1.Нервная система, которая контролирует работу скелетных мышц.

2.Нервная система, контролирующая работу внутренних органов. 3.Нервная клетка. 4.Нервная система, возбуждающаяся при переходе от состояния покоя к состоянию физической и психической работы.

5.Длинный отросток нервной клетки.

6.Отдел головного мозга, контролирующий движение.

7.Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.

8.Скопление длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

9.Складки коры больших полушарий.

10.Короткий отросток нервной клетки.

По вертикали – ослабление нервных процессов.

Кроссворд «Железы внутренней секреции»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
1. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 2. Гормон щитовидной железы. 3. Гормон надпочечников, регулирующий работу кровеносной системы. 4. Парные железы внутренней секреции. 5. Болезнь, возникающая при недостатке гормона щитовидной железы. 6. Болезнь, возникающая при избытке гормона щитовидной железы. 7.Животный углевод, образующийся из глюкозы при действии инсулина.

8.Болезнь, возникающая при недостатке инсулина.

9.Болезнь, возникающая при недостатке ростового гормона.

10.Железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге.

11.Женская половая железа.

По вертикали – болезнь, возникающая у взрослых при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

http://bioshkola. ru/stuff/3-0-0-0-1

Звонарёва Т. И. МОУ лицей, г. Электрогорск

ЗАЧЁТНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

По теме «НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ»

Цель урока: закрепление знаний по теме.

Задачи:

обучения – закрепить и проверить знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции физиологических функций человека

развития - развивать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации, внимание, логическое мышление, любознательность.

воспитания – воспитывать здоровый образ жизни на примере губительного влияния алкоголя и наркотических веществ на нервную систему человека, железы внутренней секреции.

Оборудование: Зачётные книжки, немые рисунки, программированные диктанты, тесты

Зачёт по теме « Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций » провожу как «Смотр знаний». Ребята переходят от одного стола к другому и выполняют задания. Консультанты, ранее ответившие на вопросы, выставляют в «зачётные книжки» баллы за правильные ответы.

Класс разбивается на 5 групп по 5-6 человек.

План:

1. Проверка знаний. «Смотр знаний».

2. Заседание Клуба «Будем здоровы»

3. Рефлексия

Ход урока

1. «Смотр знаний».

1 стол. Строение нервной системы и её свойства

Задание: допишите предложения:

1 вариант

1.Центральная нервная система состоит из … и….

(Головного и спинного мозга)

2.Серое вещество образовано … и ….

(Телами и короткими отростками (дендритами))

3.Белое вещество образовано ….

(Длинными отростками (аксонами))

4.От органов чувств импульс идёт по ….

(Чувствительным нейронам)

5. Из центральной системы импульс идёт по ….

(Двигательным (исполнительным) нейронам)

6.Вставочные нейроны передают пульсы с … на ….

(С чувствительных на исполнительные)

2 вариант

1.Переферический отдел нервной системы состоит из … и ….

(Нервных узлов и нервов)

2.Короткие отростки называются ….

(Дендриты)

3.Длинные отростки называются ….

4.Чувствительные нейроны проводят импульсы от ….

(От органов чувств в ЦНС)

5.Двигательные нейроны проводят импульсы от … к ….

(От вставочных нейронов к рабочим органам)

6.Место соединения нейронов называется ….

3 вариант

1.Вегетативная нервная система состоит из … и … отделов.

(Симпатического и парасимпатического отделов)

2.Аксоны – это ….

(Длинные отростки)

3.Дендриты – это …

(Короткие отростки)

4.По аксону возбуждение идёт ….

(От тела клетки)

5.По дендритам возбуждение идёт ….

(К телу клетки)

6.Синапс – это ….

(Место соединения нейронов)

1.Нервная клетка состоит из …, … и ….

(Из тела, коротких отростков (дендритов), длинных отростков (аксонов))

2.Отростки, проводящие импульсы от тел клеток к другим клеткам или органам, называются ….

3.Отростки, проводящие импульсы к телу нейронов, называются ….

(Дендриты)

4.Снаружи спинного мозга находится …, внутри - ….

(Снаружи - серое вещество, внутри – белое)

5.Вствочные нейроны находятся в ….

6.Основные свойства нервной ткани … и ….

(Возбудимость, торможение)

1.Соматический отдел нервной системы регулирует работу ….

(Скелетных мышц)

2.Вегетативная нервная система регулирует работу ….

(Внутренних органов)

3.В передних корешках проходят ….

(Двигательные волокна)

4.В задних корешках проходят ….

(Чувствительные волокна)

5.Длинные отростки образуют ….

(Белое вещество)

6.Тела и короткие отростки образуют …

(Серое вещество)

1.Основные свойства нервной ткани – это … и ….

(Возбудимость, торможение)

2.Аксон – это …

(Длинные отростки)

3.Дендрит – это ….

(Короткие отростки)

4.Место соединения нейронов - ….

5.Большие полушария сверху покрыты ….

6.Химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ….

2 стол. Строение головного мозга

Задание: подписать на рисунках отделы головного мозга и зоны коры больших полушарий.

а) Подписать:

1.Продолговатый мозг

2.Височную долю больших полушарий.

3.Средний мозг

б) Указать, где располагается зрительная зона.

а) Подписать:

1.Мозжечок

2.Лобную долю больших полушарий

3.Промежуточный мозг

б) Указать, где располагается слуховая зона.

3 вариант

а) Подписать:

1.Промежуточный мозг

3.Затылочную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, принимающий инфо䚪мацию от кожи и мышц.

а) Подписать:

1.Средний мозг

2.Мозжечок

3.Теменную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, отвечающий за математические операции (у правшей).

5 вариант

а) Подписать:

2.Продолговатый мозг

3.Лобную долю больших полушарий

б) Указать, где располагается центр, отвечающий за образное мышление (у правшей).

6 вариант

а) Подписать:

1.Лобную долю больших полушарий

2.Мозжечок

3.Полушария

б) Указать, где располагается центр, регулирующий дыхание.

3 стол. Функции головного мозга

Задание: заполнить таблицу «Функции головного мозга».

2.Затылочная доля

1.Промежуточный мозг

2.Правое полушарие

3 вариант

1.Средний мозг

2.Теменная доля

4 вариант

1.Мозжечок

2.Лобная доля

1.Продолговатый мозг

2.Височная доля

1.Мозжечок

2.Левое полушарие

Задания 4 стола

Выберите признаки характерные для симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2 вариант

Выберите признаки характерные для парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

1.Ядра расположены в спинном мозге

2.Ядра расположены в среднем и продолговатом мозге и в крестцовом отделе

3.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи спинного мозга

4.Вегетативные нервные узлы расположены вблизи органов или в стенках этих органов

5.Нервные волокна входят в состав блуждающих нервов

6.Усиливает и учащает работу сердца

7.Усиливает сокоотделение и движение желудка

8.Вызывает сужение кровеносных сосудов органов

3 вариант

Выберите признаки характерные для задних корешков нервов

1.Чувствительные нейроны

2.Проводящие пути

3.Двигательные нейроны

4.Передача импульса к мышцам

6.Передача импульса «вверх», «вниз»

7.Проводниковая функция

8.Рефлекторная функция

4 вариант

Выберите признаки характерные для передних корешков нервов

1.Чувствительные нейроны

2.Проводящие пути

3.Передача импульса к мышцам

5.Передача импульса от рецепторов в мозг

6.Пердача импульса «вверх», «вниз»

7.Проводниковая функция

8.Рефлекторная функция

5 вариант

Выберите признаки и функции характерные для безусловных рефлексов

1.Врождённые

2.Приобретённые в жизни

3.Кора больших полушарий

6 вариант

Выберите признаки и функции характерные для условных рефлексов

1.Врождённые

2.Приобретённые в жизни

3.Кора больших полушарий

4.Спинной мозг, ствол головного мозга

5.Постоянство состава крови, размножение, пищеварение

6.Приспособления к изменениям среды

5 стол. Железы внутренней секреции и гормоны

Задание: заполнить таблицу «Железы внутренней секреции»

1вариант.

Поджелудочная железа

2 вариант

Щитовидная железа

3 вариант

Надпочечники

4 вариант

Гипоталамус

5 вариант

6 вариант

Половые гормоны (женские или мужские)

2. Заседание Клуба «Будем здоровы»

После выполнения всех заданий каждая группа делает краткое сообщение.

1группа «Влияние алкоголя на нервную систему»

2группа «Влияние наркотических веществ на нервную систему»

3группа «Влияние курения на нервную систему»

4группа «Повреждения головного мозга и коры больших полушарий»

5группа «Нарушения функций желез внутренней секреции»

6группа «Резервы человеческого организма»

3. Рефлексия

Подводя итоги, провожу рефлексию. Ребята оценивают прошедший урок и своё участие в нём:

1 «Моё душевное состояние»

2 «Мои знания»

3 «Работа группы»

4 «Работа учителя»

Обмениваясь мнениями, ребята отмечают, что, несмотря на трудности при подготовке, урок прошёл на одном дыхании, интересно. Высказали пожелания проводить другие обобщающие уроки в подобной форме.

Учебник: , «Биология. Человек»

, «Биология человека»

«Активные формы и методы обучения биологии»

Звонарёва Т. И. учитель МОУ лицей

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

  1. Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
  2. Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.
  3. Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
  4. Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним
  5. Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
  6. Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных и условных рефлексов.

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле) .

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Используя этот пример, заполните по памяти таблицу «Звенья рефлекторной дуги»:

Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

1. Рецептор

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.

Прочитайте в учебнике описание мигательного рефлекса и составьте схему «Виды рефлекторных дуг», учитывая, что этот рефлекс имеет сложную рефлекторную дугу, а коленный – простую.

Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

I. Безусловные

  1. Моносинаптические. Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс. Например, коленный рефлекс.
  2. Полисинаптические спинномозговые. Имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов. Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс руки.
  3. Полисинаптические с участием спинного и головного мозга. Имеют сложную рефлекторную дугу. Нервный импульс с чувствительного нейрона передается по восходящему пути спинного мозга в головной мозг, где идет анализ информации. Далее по нисходящему пути импульс попадает на исполнительный нейрон и направляется к рабочему органу. Таким образом, спинномозговые центры таких рефлексов контролируются определенными центрами головного мозга. Впервые этот факт установил И.М. Сеченов – «отец русской физиологии». В своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказал, что вышележащие отделы ЦНС (головной мозг) контролируют работу нижележащих (спинного мозга).

II. Условные

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Рассмотрите раздаточный материал (Рисунок1 , Рисунок 2 , Рисунок 3 , Рисунок 4 ). Определите рефлекторные дуги. Каким видам рефлексов они соответствуют. (Моносинаптическому, полисинаптическому спинномозговому, безусловному полисинаптическому с участием спинного и головного мозга и условному рефлексам соответственно).

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

На данном примере мы убедились, что организм может вносить поправки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи . В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр, «сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу исполнительных органов.

Тема. Гуморальная регуляция функций организма.

Цели:

· закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;

· продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;

· определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;

· развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;

· осуществлять гигиеническое воспитание школьников;

· воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Гуморальная регуляция функций организма.

Цели:

  • закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма;
  • продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;
  • определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;
  • развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач;
  • осуществлять гигиеническое воспитание школьников;
  • воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека; таблица с изображением признаков различных заболеваний эндокринной системы; рисунок «Влияние пересадки половых желез на проявление вторичных половых признаков у кур»; карточки с биологическими задачами для организации парной работы, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему урока (Гуморальная регуляция функций организма). Запишите тему в тетради.
– Итак, сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Гуморальная регуляция функций организма». Опираясь на содержание темы и тип урока, сформулируйте его цели.
– Кроме этого, в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?».

2. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

– В процессе изучения темы мы познакомились с рядом новых понятий. Первым из них является понятие гуморальной регуляции. Какие способы регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?
– Что такое гуморальная регуляция?

Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.

Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гуморальная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.

  1. Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.
  2. Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.
  3. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.
  4. Воздействие на организм высокой температуры приводит к учащению сердцебиения.
  5. Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, последние сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.

Следующим понятием с которым мы познакомились является понятие «железа».Что такое железа?
– Какие виды желез вам известны?
– Что мы называем железой внутренней секреции?
– Что мы называем железой внешней секреции?
– В чем особенность желез смешанной секреции?

Задание 2. Рассмотрите рисунок «Микроскопическое строение желез» (демонстрация через мультимедийный проектор). Определите, какой из них отражает строение железы внутренней, а какой – внешней секреции?

Задание 3 (индивидуальное). Распознайте на рисованных моделях железы и разместите их на изображении профиля человека. Подготовьте рассказ о расположении желез в его теле.

Фронтальная беседа по вопросам

– Следующее понятие, к содержанию которого мы обратимся – «гормоны». Что такое гормоны?

Задание 4. Назовите, какими железами вырабатываются следующие гормоны. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

  1. Гормон роста.
  2. Тироксин.
  3. Адреналин.
  4. Андрогены.
  5. Инсулин.
  6. Вазопрессин.
  7. Глюкагон.
  8. Паратгормон.
  9. Тиреотропин.
  10. Глюкокортикоиды.
  11. Кальцитонин.

Проверка правильности выполнения индивидуального задания

– Каждый гормон отвечает за регуляцию определенных функций в организме.
Один ученик получил задание привести в соответствие предложенные ему гормоны и функции. Проверим, насколько он хорошо справился с заданием.

Задание 5 (индивидуальное). Каждому гормону из левого столбца подберите одну или несколько соответствующих функций из правого. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).

тироксин

стимуляция синтеза белка

адреналин

гормон роста

усиление возбудимости нервной системы

глюкагон

стимуляция сердцебиения

инсулин

снижение уровня глюкозы в крови

Фронтальная беседа по вопросам

– Количество гормонов, выделяемых железой должно соответствовать норме. В противном случае развиваются состояния, которые характеризуются как гипо- и гиперфункции. Что такое гипофункция?
– Что такое гиперфункция?
– Знания о функциях желез внутренней секреции, а также о последствиях их нарушения используйте для решения предложенных биологических задач.

Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?

Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?

Задача 8. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

Задача 11. Рассмотрите рисунок "Влияние пересадки половых желез на вторичные половые признаки у кур". Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях половых желез. Какие железы вырабатывают половые гормоны?

Задача 12. Одним из богатейших источников женского полового гормона, используемого для практических целей является моча молодых жеребцов. Почему?

3. Контроль и коррекция знаний учащихся

Выполнение тестовой работы

Вариант 1.

Задание.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома;
б) йода;
в) калия;
г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник;
б) кровяное русло;
в) тканевую жидкость;
г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста;
б) глюкагон;
в) адреналин;
г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники;
б) гипофиз;
в) поджелудочную железу;
г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа;
б) гипофиз;
в) надпочечники;
г) поджелудочная железа.

Вариант 2.

Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:

а) три;
б) пять;
в) две;
г) четыре.

2. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции;
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
в) соединения белков с витаминами;
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

З. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы;
б) половых желез;
в) щитовидной железы;
г) надпочечников.

4. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови:
б) увеличение величины кровяного давления;
в) уменьшение уровня глюкозы в крови;
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

5. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников;
б) гипофиза;
в) поджелудочной железы;
г) щитовидной железы.

Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.

1 вариант – б, б, в, в, б.
2 вариант – в, г, в, г, б.

4. Подведение итогов урока


Тема: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности»

Цель урока : Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.

Задачи урока:

Образовательные: - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

Развивающие: -подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Дайте определение понятий:

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.

Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию.

Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.

    Изучение нового материала

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.

Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.

Железы внешней секреции

(Экзокринные)

Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.

Свойства гормонов:

    Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)

    Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)

    Действуют только на живые клетки

    Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.

Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции.

Строение и функционирование эндокринной системы. (Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу)

Железа внутренней секреции

Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост, развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

4 Закрепление знаний

    Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?

А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».

    Подведение итогов

    Задание на дом: изучить конспект



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!